Вернемся к способам борьбы с кризисом, предпринятых пару лет назад издателями и торговцами. Все они понятны и испытаны в бизнесе, и все привели к еще худшим последствиям.
Итак, что вам нужно делать, если вы бизнесмен, ваш товар раскупают плохо, прибыль падает, а расходы растут. Самое глупое, что вы можете сделать — повысить цену на единицу товара, надеясь, что раз уж товар покупают хуже, то вы сможете вывести свои прибыли на прежний уровень, получая больше прибыли с единицы проданного товара. Любой экономист скажет вам, что это должно привести к дальнейшему падению продаж. Тем не менее, за последние пару лет цены на фантастическую литературу выросли в среднем процентов на 50-60, что заметно превышает уровень инфляции в России и в Украине. Естественно, продажи фантстики упали еще больше.
Чтобы повышение цен было не столь заметным читателю, можно провести ребрендинг серий. Вместо МиМ, давайте сделаем серию КФ, потом закроем ее и сделаем серию ММиМ. Каждый раз поднимаем цену повыше, а заодно постараемся втюхать наивному читателю первый том некоего автора раза три. Прекрасный прием, но больше одного раза он работает с трудом, а затем читатель начинает с недоверием относится к новинкам, не покупает первые тома и выжидает, чтобы купить весь цикл сразу, а издательство, разочарованное плохими продажами первых томов, в очередной раз закрывает серию, не издав ее до конца.
Еще один хороший способ — снизить себестоимость продукции. А поскольку уменьшить расходы на бумагу и полиграфию сложнее, начинают экономить на переводчиках, корректорах, а то и на авторах, активно сотрудничая с теми, кто готов удовлетвориться минимальными гонорарами. Качество и уровень выпускаемых книг стремительно падает.
Итак, издательство выпустило второй том некоего автора в другой серии по сравнению с первым томом, с плохим переводом, на паршивой бумаге, заломило цену повыше, книготорговля добавила свой процент, и издатель с торговцем радостно ждут покупателя. Увы, этот гад не желает брать долгожданную новинку, и книга пылится на полке магазина или склада месяц, пол-года, год. Куда же ее девать? Конечно, в стоковый магазин! Надо же вернуть хоть часть денег. Все верно, вот только покупатель, купивший несколько томов серии за полную цену, а затем обнаруживший их в три-пять раз дешевле в стоковом магазине, тоже не дурак. Новую книгу в этой серии он безусловно не будет покупать сразу, а будет терпеливо ждать ее в стоках. И чем больше книг этой серии или автора попало в сток, тем больше покупателей придет к таким выводам, и тем хуже будет продаваться новая книга автора.
Таким образом, пятая причина кризиса — ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ И ТОРГОВЦЕВ