| |
| Статья написана 3 ноября 2010 г. 13:45 |
Резкое увеличение количества наименований издаваемой литературы привело к еще одной серьезной проблеме. Читателю стало все труднее ориентироваться в этом книжном потоке. Издательства не в состоянии оказывать рекламную и информационную поддержку каждой издаваемой книге. Количество продавцов, способных дать грамотную консультатцию читателям, ничтожно мало. Периодических изданий, способных информировать читателей о достойных новинках фантастики — раз, два и обчелся. Сарафанное радио, распространяющее информацию о достойных книгах и авторах, работает медленно, к тому же читатели немассовой литературы нередко вообще являются "белыми воронами" в своем окружении. Приобретать же бумажную книгу наугад, основываясь только на аннотации и нескольких прочитанных страницах, становится все более накладным, и все менее эффективным занятием. Проще найти иголку в стоге сена, чем отыскать среди томов "Армады" и "Лениздата" действительно достойные прочтения. А ведь они есть даже там. Таким образом, четвертая причина кризиса — ИНФОРМАЦИОННЫЙ ГОЛОД, когда читатель не получает информации о книге, которая могла бы ему понравиться и заинтересовать его. В результате ситуации, когда хорошая книга тонет в море посредственных и не находит своего читателя, являются правилом, а не исключением. Сочетание на Фантлабе индивидуальных рекомендаций и рубрики "Фантлаб рекомендует" является весьма эффективным решением проблемы, но сравнивая количество юзеров, активно пользующихся рекомендациями Фантлаба, и общее количество читателей фантастики, понимаешь — пока это только капля в море.
|
| | |
| Статья написана 3 ноября 2010 г. 12:45 |
Советская экономика была построена так, что денег на руках у населения было больше, чем товаров в магазине, которые можно на эти деньги купить. То енсть все более-менее качественное, в том числе и хорошие книги, было дефицитом. С переходом к рыночной экономике издательства принялись заполнять этот дефицит, в чем и преуспели. Читательский спрос — не бездонная бочка. Если первые тиражи Стругацких, Брэдбери, Саймака, Желязны и других классиков фантастики измерялись сотнями тысяч экземпляров, то в течение нескольких лет большинство желающих приобрели себе все, что хотели и тиражи переизданий начали стремительно падать. Вместе с тем, любой бизнес пытается развиваться, то есть наращивать объемы производства. Проблему пытались решить разными способами. Первая половина 1990-х охарактеризовалась резким расширением круга иностранных авторов, которых начали печатать отечественные издатели. Однако, в скором времени откровенно пиратские издания ушли в небытие, и со второй половины 1990-х все активней начинает издаваться отечественная фантастика. В 2000-х годах постепенное падение тиражей издатели пытаются компенсировать наращиванием разнообразия издаваемой литературы. Количество наименований резко возросло, что открыло широкую дорогу к изданию литературы, мягко говоря, невысокого качества. Однако, суммарные тиражи продолжали уменьшаться. Кризис же 2008 года особенно активно ударил по книгоиздательскому и книготорговому бизнесу, ведь книга не является предметом первой необходимости, а сокращение расходов населения идет в первую очередь за счет уменьшения трат на развлечения, предметов роскоши и т.д. В итоге в отечественном книгоиздании возник классический КРИЗИС ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА, когда предложение значительно превосходит спрос на бумажную книгу. Причем, это касается не только фантастики, но всей художественной литературы. Способы же выхода из кризиса, предпринятые книгоиздателями, на мой взгляд, только ухудшили ситуацию.
|
| | |
| Статья написана 3 ноября 2010 г. 12:07 |
Итак, первая причина падения тиражей фантастической литературы — снижение интереса населения к чтению вообще. Вторая же причина, на мой взгляд, — СОКРАЩЕНИЕ ДОЛИ БУМАЖНЫХ КНИГ В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ ЧИТАЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Все тот же научно-технический прогресс, который заставил литературу конкурировать с новыми, невиданными ранее возможностями для развлечения, способствовал появлению новых конкурентов у бумажной книги в частности. У миллионов читателей имеется возможность получить доступ к электронным файлам с текстами интересующих их произведений. Причем, этот доступ является либо вовсе бесплатным, либо цена за скачивание файла в разы ниже, чем за приобретение бумажного экземпляра. Не буду вдаваться в критику электронного пиратства, скажу лишь, что фактически такая деятельность на данный момент на постсоветском пространстве является слабонаказуемой либо ненаказуемой вообще. А главный цыганский секрет: "краденая лошадь дешевле купленой" еще никто не отменял. Безусловно, при нынешнем уровне правосознания у большинства сограждан, ничто не сможет их остановить от безнаказанного бесплатного скачивания интересующих их книг. Долгое время естественным тормозом процесса было неудобство чтения с экрана монитора и неудобство распечатывания книг с домашнего или рабочего принтера. Однако, с развитием техники современные электронные книги становятся все более удобными, а процесс чтения с их помощью — достаточно комфортным. В результате, доля электронных файлов в общем количестве прочитанных книг постоянно растет, а доля бумажных книг — сокращается. Еще одна новинка — аудиокниги особенно удобны для людей, испытывающих недостаток времени и знакомящихся с литературой параллельно с занятием другой деятельностью. Однако, распространение аудиокниг идет не столь быстрыми темпами из-за их относительной дороговизны по сравнению с электронными файлами. Остановить же процесс вытесенения бумажной книги почти так же невозможно, как остановить технический прогресс.
|
| | |
| Статья написана 3 ноября 2010 г. 11:52 |
Думаю, мало кто готов сейчас оспаривать тот факт, что изадние фантастики и торговля фантастикой на данный момент находятся в жесточайшем кризисе. На протяжении последних пятнадцати лет отмечается устойчивая тенденция к падению тиражей. И если в начале 1990-х тираж в 200 -300 тысяч для известного автора был вполне нормальным, то сейчас 50 -70 тысяч — предел для флагманов современной фантастики. Тираж же нового не слишком известного автора сполз к тысячам трем, количество, которое еще лет пять назад казалось просто смехотворном. Но даже такие тиражи частенько не распродаются через сеть магазинов и оказываются в стоках. Количество наименований выходящей фантастики продолжает оставаться достаточно большим, но что творится с качеством выходящей литературы! Большинство серий зарубежной фантастики закрыто, а среди выходящих произведений доминируют проекты, которые скорее стоит отнести к разряду массовой культуры, но отнюдь не литературы. Не меньшие проблемы испытывает и книжная торговля. Один за другим закрываются книжные магазины, а нужную книгу достать становится все труднее. Попробую изложить свои соображения по поводу причин происходящего, а также возможных последствий. Итак, причина первая, и, на мой взгляд, самая главная. ЧИТАТЬ СТАЛИ МЕНЬШЕ И это касается не только фантастики, а литературы вообще. Советский Союз 1980-х годов был едва ли не самой читающей страной в мире. Фактически все слои населения читали много и достаточно регулярно. Да, кто-то читал Стругацких и Ефремова, а кто-то "Анжелику". Но потребность в регулярном чтении присутствовала у большинства жителей СССР. Видимо, это объясняется еще и тем, что альтернативы как таковой и не было. Два-три канала телевидения, в значительной мере заполненные всякой ерундой не удовлетворяли всех потребностей советского человека. Сейчас ситуация изменилась. В каждой семье есть компьютер, видео, и кабельное ТВ. Печатная продукция не выдерживает конкуренции с новыми возможностями для развлечения, особенно в молодежной среде. Для многих слоев населения читать стало не модно и не интересно. Еще одна причина падения интереса к чтению — нехватка времени. Современный деловой человек очень многое в своей жизни делает на бегу, а чтение все-таки подразумевает определенную вдумчивость и серьезные затраты времени. Посему, кстати, растет популярность аудиокниг, которые позволяют совмещать процесс знакомства с литературой и ряд других занятий. Еще одна проблема современности — общее снижение образовательного уровня населения. На постсоветском пространстве интеллект отнюдь не является необходимым условием для преуспевания в жизни. Фраза: "Учись, сынок, — выйдешь в люди", уже не актуальна. Двадцатилетний парень, владеющий парой киосков, может зарабатывать в разы больше заслуженного профессора. А посему и тяги к новым знаниям, хоть узкоспециальным, хоть гуманитарным у широких масс населения уже нет. Что, соответственно снижает тягу к чтению. В результате, общее количество художественных книг, которые читает население постсоветских государств, с каждым годом сокращается. Фантастика, естественно, не является исключением.
|
| | |
| Статья написана 2 ноября 2010 г. 08:20 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Черные пески Нередко случается так. что прочитав первую часть некой эпопеи, я откладываю прочтение продолжений на неопределенный срок. А вот в данном случае, вскоре после прочтения «Орлиной горы» я без долгих проволочек отправился за вторым томом дилогии Живетьевой и быстренько дочитал эту историю. Не могу сказать, что дилогия столь шедевральна, но чем-то она меня подкупила. Скорее всего искренностью, с которой она написана. Видно, что в своих героев автор вложила частичку своей души, что каждый из них — личность со своим характером, пусть в итоге они и получились несколько идеализированными. Пожалуй, больше всего трое юных княжичей напомнили мне трех гардемаринов. Тот же юношеский задор, та же верность идеалам и долгу, та же преданость друзьям. И все это на фоне тяжелейших испытаний, которых не пожелаешь даже врагу. Да, в реальной жизни эти юноши огрубели бы быстрее и ожесточились бы больше, но на то она и литература, чтобы показывать несколько идеализированные характеры. Многие моменты в романе очень хороши. Например, замечательно показаны ощущения заложников, ожидающих почти неизбежной казни. Словно сам чувствуешь себя на их месте. Очень сильный эпизод — попытка Дина спасти своего отца. Вообще, именно линия Дина показалась мне самой удачной и интересной. А вот Лесс, несмотря на все старания автора, получился самым схематичным из главных героев. Из второстепенных персонажей запомнились образы короля Эдвина и Хранителя времени, а вот, например, дядя Дина получился очень схематичным. Достаточно удачно автор удалось вплести в сюжет несколько любовных линий, при этом метания юных героев и их чувства показаны правдиво и тактично. Да, у молодого автора в романе получилось не все. Иной раз, загоняя своих героев в очередную безвыходную ситуацию, Живетьева теряет чувство меры. Например, как ни странно, совершенно лишней мне показалась линия сражения с духом пустыни. Своей очевидной сказочностью она заметно испортила общее впечатление от произведения. Тем не менее, неплохой стиль и язык, интересный сюжет, удачные образы героев — все это серьезные козыри дилогии Живетьевой. В конце концов, автор учит своих молодых читателей совершенно правильным вещам: мужеству, верности, порядочности, а это такая редкость в наше время. Вот так неожиданно и скорее случайно я открыл для себя новое имя автора, к чьему творчеству стоит присматриваться повнимательнее.
|
|
|