| |
| Статья написана 29 апреля 2010 г. 18:15 |
|
| | |
| Статья написана 26 апреля 2010 г. 17:16 |
С подпольных времен у меня сохранилась твердая уверенность, что с этим государством ни в какой его форме дел иметь нельзя. Ты взял у них три страшных медяка, поехал с делегацией во Франкфурт,
встал рядом с пластмассовой березой под портретом Лужкова, и все — у тебя между глаз опухоль, и она тебя съест.
Моими наставниками в этом смысле были прихожане Истинно-православной церкви. Когда катакомбников начали выпускать из лагерей, я познакомился с некоторыми, и на меня произвели величайшее
впечатление рассказы о том, например, как они отказывались ездить на поездах, потому что на паровозе была прислужниками Сатаны нарисована красная пентаграмма, и шли сотни километров пешком.
Сейчас, конечно, самый радикальный текст мог бы написать ваххабит-педофил: не такое уж немыслимое сочетание, если учесть, что Айша вышла замуж в шесть лет.
и еще, чудесно про Данилкина:
Сначала объявили гением какую-то уральскую следопытку, которая тут же свалилась с подиума и поломала глиняные ноги, чуть позже стали вытаскивать питекантропов прямо из чеченских окопов и т.п. Я не очень внимательно за этим слежу, но понятно, что был взят курс на поддержку гопников — естественно, не ради гопников, а ради прибыли, но привело это к тому, что о литературе заговорили какие-то помоечные персонажи. Одну из первых публикаций такого рода я запомнил. Это была заметка о романе Эльфриды Елинек «Любовницы» — замечательной книге. Рецензия начиналась с того, что автор, прочитав роман Елинек, захотел приехать в Вену, разыскать ее дом, позвонить в дверь и дать Елинек кулаком по носу, а потом еще пнуть ногой в живот! Если бы это было напечатано в каком-нибудь журнале для панков, я бы только обрадовался, но это была «Афиша" — малахольное издание, призванное смягчать нравы клерков, чтобы они не ломали кулер и верно ставили ударение в слове «руккола». И вот из салата с рукколой вылезает гопник и дает читательнице-секретарше по носу, а потом еще ногой пинает ее в живот — удивительная, противоестественная сцена.
Хотя чего ожидать от журнала, который пригласил на роль книжного обозревателя совершенно серую личность — биографа Проханова! Понимаю, что от безвыходности, но биограф Проханова в качестве литературного эксперта — это смешно, согласитесь.
Можете представить эксперта по кино, который вообще не знает режиссеров, получающих «Оскаров» или «Золотую пальмовую ветвь»? С литературой именно так, единственным исключением в последние годы был Памук. Присуждают премию Дорис Лессинг — никто не читал, они начинают спешно передирать статьи из английских газет, пишут адскую чушь. Леклезио — они впервые слышат это имя. В прошлом году награждают Герту Мюллер — наш «биограф Проханова» по складам читает синопсис ее последнего романа и изрекает: «Ага, про ГУЛАГ. В общем, все ясно». (А ясно ему, что книга про ГУЛАГ никому в России не интересна — старший друг объяснил.) Правда, и у него имеются таланты: отлично берет интервью у Оксаны Робски.
http://www.openspace.ru/literature/names/...
|
| | |
| Статья написана 25 апреля 2010 г. 21:48 |
Великолепный (лучший, на мой взгляд) роман М. Варгаса Льосы. Состоялось, наконец-то, второе пришествие "Войны конца света" российскому читателю. Первое было аж в 1987 году. В те весело-смутные годы роман Льосы прошел мимо основной массы читающей публики. Правда, те кто Льосу ценил и любил, роман заметили и прочли. Но вот un masse... Да, тогда были другие литературные кумиры. Повторюсь, роман великолепный. Наряду с книжкой А. Нежного "Там, где престол сатаны..." — лучшее, чем порадовали нас отечественные издатели. Кстати, издательская аннотация цитата Роман Марио Варгаса Льосы «Война конца света» – захватывающая хроника гражданской войны в Бразилии. В конце XIX века на северовостоке страны вспыхнул крестьянский бунт, который возглавил бродячий проповедник по прозвищy Консельейро (Наставник). Последователи считали его нoвым Христом, себя именовали апостолами. Поначалу члены общины и не думали воевать. Они поселились в заброшенной деревне Канудос, чтобы спасать душу в преддверии конца света, и составляли новое Евангелие. Власти, однако, рассматривали Канудос как орудие в руках враждебных Республике сил, очаг антиправительственного заговора, и трижды направляли карательные экспедиции против безоружных крестьян. Тем не менее война конца света длилась не один год. не дает адекватного представления о романе. Вот что по этому поводу говорит переводчик Льосы А. Богдановский: цитата евангелие они изучали! они установили в Канудосе (чужом имении, разумеется) коммунистический строй. самый что ни на есть самый натуральный коммунизм, включающий даже, как сказали бы браты Стругацкие, позитивную реморализацию. и тут приезжает из Европы профессиональный революционер-террорист, ученик Бакунина, и желает увидеть въяве свои сбывшиеся мечты. и уж тогда начинается самое интересное. и это — только одна, хоть и самая толстая, нитка этого ковра. И еще. Дочитал впервые изданный полностью, без купюр,"Новомирский дневник" (1961-1970) А.Т. Твардовского. На редкость увлекательное и поучительное чтение. Трагедия порядочного русского человека, верившего в возможность построения "социализма с человеческим лицом". Окончательно добили эту искреннюю веру идиотический по форме и сути процесс над Синявским-Даниэлем (1966) и не менее идиотический ввод советских войск в Чехословакию (1968).
|
| | |
| Статья написана 16 апреля 2010 г. 22:53 |
***
Ты, смерть, красна не на миру, а в совести горячей. Когда ты красным полотном взовьешься надо мной и я займусь твоим огнем навстречу тьме незрячей, никто не скажет обо мне: и он нашел покой. Рванется в сторону душа, и рябью шевельнется тысячелетняя река из человечьих глаз. Я в этой ряби растворюсь, и ветер встрепенется в древесном шепоте моем и вспомнится не раз. Ты, смерть, красна или черна, не в этом вовсе дело, – съедает мартовский туман последний мокрый снег. И в смертном шепоте моем уже не уцелело ни слов для совести моей, ни берегов для рек. А над оттаявшим прудом весна не городская, на деревянном островке вчерашний снег уплыл. Там, клюв упрятав под крыло, как будто замыкая себя в осеннее кольцо, когда-то лебедь жил. Я вспомнил лебедя, когда, себя превозмогая и пряча губы в воротник, я думал о тебе. Мне так хотелось умереть, исчезнуть, замыкая в себе все прошлое мое, тебя в моей судьбе. О, если б вправду умереть пришлось мне в то ненастье, то кто послушал бы меня и кто б сумел помочь мне вытравить себя из глаз, пророчащих участье, неумолимых, как и ты, и обращенных в ночь. Всю память выжечь о себе, сгореть, лишиться крова. Кричать: забудьте обо мне, меня на свете нет! Что будет, если я умру? Меня оттуда снова, оттуда вытащат опять просматривать на свет? О, если б камни, что мои хранят прикосновенья и в них живут, как в скорлупе, растаяли, как дым! О, если б все ушло со мной: вся память, все мгновенья, в которых я тебя любил отчаяньем моим! Где зеркало теперь мое? Бродячим отраженьем, не находя ответных глаз, по городу бреду. Грозит мне каждое окно моим прикосновеньем. Мне страшно знать, что я себя нигде не обойду. Я натыкаюсь на себя и там, где не был даже, весь город мною заражен – повержен в колдовство. Люблю, боюсь, зачем, кого – слова подобны краже. Туман съедает мокрый снег, мне не спасти его.
http://www.vavilon.ru/texts/prim/zhdanov1...
Безумно обидно и жаль, что Жданов уже давно практически ничего не пишет...
|
| | |
| Статья написана 13 апреля 2010 г. 22:41 |
...если сейчас сесть в машину или электричку и отъехать 50 км от Москвы, вы выйдете, увидите заборчики, сельпо, людей, одетых абсолютно непонятно по каким модным ориентирам. Вы потеряете чувство времени. И вот меня это завораживает абсолютно. Я обожаю лакуны времени, я люблю вокзалы, где абсолютно непонятно, что происходит. И русская провинция этим и обогащает литературу, потому что там это вечная такая декорация, отношения не меняются совершенно. И ты можешь почувствовать себя писателем XIX века, когда увидишь этих персонажей, этих бабушек. Там теряется чувство настоящего. Ты начинаешь гадать, либо это прошлое, либо это уже будущее. И это закольцовывается и оказывается, что в русской провинции очень трудно различить настоящее. http://www.echo.msk.ru/programs/kazino/67...
|
|
|