Дмитрий Биленкин «Десант на Меркурий»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Меркурий )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Экспедиция/подготовка к экспедиции | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Герой повести — психолог Полынов, работающий в космосе. Он входит в состав первой экспедиции на Меркурий. Высадка на планету происходит почти буднично. Полежали в креслах, поволновались, а автоматы совершили посадку и все сделали за людей. И вообще, космонавтами овладевает «экскурсионное» настроение — ничего необычного не происходит. До поры до времени.
Входит в:
— цикл «Приключения Полынова»
— антологию «Фантастика, 1966. Выпуск 3», 1966 г.
— сборник «Марсианский прибой», 1967 г.
— антологию «Hullámverés a Marson / Bíbormúmia», 1969 г.
— сборник «Приключения Полынова», 1987 г.
— сборник «Космический бог», 2002 г.
— антологию «Однажды на Меркурии», 2023 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 55
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2946 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)
- /языки:
- русский (7), польский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (8), самиздат (1)
- /перевод:
- C. Кендзерский (1), И. Макай (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
astoun, 25 июля 2023 г.
Вообще ни о чем.
Трое космонавтов долго и нудно разъезжают по Меркурию и ловят глюки. Поймали один, другой, третий, четвертый... В конце концов это стало страшно надоедать. Дочитывал с огромным трудом — лишь затем, чтобы дойти до разгадки. Хотя, зная творчество Биленкина, не особо на это надеялся.
Так и вышло. В финале главгер, представленный крутым психологом, выдал высокопарную речь, якобы претендующую на откровение, однако ровным счетом ничего не объясняющую и сводящуюся к постулату: «На Меркурии мы видим совсем не то, что на Земле».
Блин, так это мы знали с самого начала повести. Что он нового сказал-то?
И как соотносится с его постулатом привидевшийся аж двум членам экипажа рояль? Тут уж зрение ни при чем — на Меркурии рояли не водятся, поэтому его надо было вытащить из человечьих мозгов и материализовать. Надо думать, такое мог сделать только разум, но ни его, ни вообще какой-либо жизни на Меркурии не наблюдается.
И почему именно рояль, а не, скажем, собор Нотр-Дам де Пари? У Лема в «Солярисе» океан извлекал из сознания не случайные образы, а глубоко волнующие героев. Здесь же — какой-то рояль, ни к селу ни к городу, причем сразу у двоих. Они что, когда-то были пианистами? Или мечтали ими стать? Рекбус. Кроксворд.
В чем же тогда суть «откровения»? А нет ее. Просто набор пустых трескучих фраз — мол, тут тебе не там...
Короче, страшно разочарован.
mputnik, 18 декабря 2019 г.
Вот она, чистокровная советская фантастика, в ее почти идеальном воплощении. Фантастика именно Научно — Техническая, оба слова — с большой буквы. Магия Фантастики. Романтика Исследований. Квинтэссенция Открытий — как результата осмысления Знаний о действительности.
Самое яркое воспоминание о НФ-чтиве далекого детства. Тогда — это был просто шок. Восхищение могуществом человеческого Разума. Именно тогда первый раз сказал сам себе: «Пойду в космонавты...».
Как-ко-е было время! Какие книги! Шикарное чтиво
amak2508, 13 декабря 2019 г.
Добротная научная фантастика на несколько неожиданную, но очень интересную тему. Суть её в следующем: «Строй наших мыслей и чувств, наша сущность порождены Землей. ... И не факт, что всё это также хорошо будет служить нам в условиях, отличных от земных.» Каково? Мысль самое малое, что просто очень любопытная.
И космический антураж в повести подобран очень неплохо. Писатели-фантасты как-то не очень любят обращать своё внимание на Меркурий — ну что о нём писать: яростное Солнце, космический холод и мрак, да голые камни. А вот для воплощения идеи автора эта никому не интересная планетка оказалась самым что ни на есть подходящим местом.
Конечно вещица не так увлекательна, как хотелось бы — много описаний, переживаний, размышлений и обсуждений.... Но, извините, научная фантастика и не должна быть легким чтивом. Иначе это просто приключенческая литература с неземным антуражем.
И напоследок об одной, найденной в тексте, великолепной, удивительно точной и справедливой фразе: «Мир велик, жизнь коротка, времени мало, тут не до подробностей — слишком много нового надо увидеть, испытать, понять.» И подробности, увы, как правило, так и проходят мимо нас никому ненужными :).
Kuntc, 1 января 2008 г.
Не стал бы я, наверное, рассматривать это произведение, как чисто производственную фантастику об исследовании планеты. Это повесть о встрече человека с неизвестным и непривычным ему Нечтом, о том, как поведет себя человек, попав в необычные условия. Написано неплохо, атмосфера чуждости на Меркурии передана, на мой взгляд, почти блестяще, вот только скучновато немного. Динамика вроде бы и есть, и опасности встречаются, но все равно не затягивает.
god54, 6 ноября 2009 г.
Повесть можно смело отнести к разряду технической фантастики, так как основу повести составляет описание различной техники и объяснения возможных физических явлений на Меркурии. За всем за этим практически потерялся человек, его характер, переживания.
Yazewa, 17 мая 2008 г.
Эта повесть гораздо слабее многих рассказов Биленкина. Совершенно невыразительные герои, которым не сочувствуешь; неживая прямая речь; не слишком понятная сюжетная нить. Атмосферность некоторая есть, но как бы не подкреплена восприятием людей...
viv, 21 декабря 2007 г.
Просто производственный роман... Прилетели, исследовали, что-то не поняли, подумали, поняли. По-моему, рассказы у Биленкина лучше получаются. Рояль на Меркурии, однако, понравился!
elent, 17 сентября 2006 г.
Биленкин был одним из самых любимых авторов в детстве. Читали с удовольствием.