Дмитрий Биленкин «Космический бог»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика ) | Боевик
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Пираты
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Герой цикла психолог Полынов попадает в плен к космическим пиратам. Цель которых, ни много ни мало — мировое господство.
Входит в:
— цикл «Приключения Полынова»
— сборник «Марсианский прибой», 1967 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 15. Антология советской фантастики», 1968 г.
— сборник «Приключения Полынова», 1987 г.
— сборник «Космический бог», 2002 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 74
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2999 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
astoun, 7 августа 2023 г.
Даже не верится, что при первом прочтении (много лет назад) повесть мне скорее понравилась. Увы, сегодня вижу, что она вся состоит из натяжек.
Обычный психолог вдруг ни с того ни с сего оказывается крутейшим суперменом, который одним ударом вырубает мордоворота-профессионала, разбирается в энергосистемах, радиостанциях и многом другом. А до кучи соображает не только в психологии, но и во всех без исключения областях медицины.
Самая обычная девчонка вдруг тоже оказывается суперменом, который палит по врагам со всех стволов и неизменно попадает. При этом — ни малейшей рефлексии типа «Мамочка, я человека убила!»
Главгад — какой-то карикатурный персонаж, нелогичность поступков которого зашкаливает. К примеру, заподозрив своего врача в неправильных взглядах, он немедленно отправляет его в штрафники, оставив собственную команду без всякого медицинского обслуживания. Зато, поймав ему на смену Полынова, главгад даже не думает сразу поставить его перед выбором «Или работаешь на нас, или тебе конец», а несколько дней уговаривает и прямо-таки рассыпается в любезностях. Это просто поразительно на фоне того, как он обошелся с предыдущим медиком.
С девчонкой главгад тоже поступает по-дурацки. Сначала зачем-то всячески ее оберегает от своих головорезов, чуть ли не пылинки сдувает, а потом вдруг ни с того ни с сего хватает и отправляет в пыточную. Зачем? Пытают, как правило, тех, от которых хотят что-то выведать. А у этой девчонки за душой ни одной завалящей тайны...
Ну, а то, что у несостоявшегося повелителя Вселенной разорвалось сердце от броска подушкой — вообще анекдот. Причем дурной. От всех бы диктаторов избавлялись подобным способом...
Смешно, что охотящиеся за пузырьком со спиртом бандиты даже не подозревают, что на борту имеется изрядный запас дури, от которой ловятся первоклассные глюки. Уж наверное, не пронюхали бы они...
Еще смешно, что в нужный момент эта дурь поражает только нехороших людей, а к хорошим ни одна молекула не просачивается. Чудеса!
Единственное, что понравилось и тогда. и теперь — способ застращать человечество угрозой разрушения озонового слоя. Кажется, ни в одном другом произведении не встречал такого фантдопа. Но, чтобы создать на далеком астероиде подобное производство, нужно доставить туда с Земли огромное количество воздуха, воды, пищи, оборудования, материалов, электронных комплектующих и т.д. и т.п. Это чудовищные затраты, а Гюисманс — отнюдь не супермиллиардер. Да и вряд ли такие поставки могли остаться незамеченными.
Baskk, 13 января 2023 г.
Советский Джеймс Бонд — Полынов, побеждает противника не мышцами и техническими новинками, а силой мысли и морали. Как и положено советскому человеку. Не реально — конечно, но ведь это же фантастика!
mputnik, 17 мая 2019 г.
Тексту — больше полувека, поэтому ляпы и несуразности в части космических и прочих «высоких» технологий — видны глазом невооружённым. Это — да, НО... Есть в этом тексте нечто такое настолько НАТУРАЛЬНОЕ, что никакого впечатления «искусственности», «придуманности» — не возникает вовсе. Может быть — некий антураж «прародителя» всего моря фантЧтива «про космических пиратов» или что-то в этом роде. Да, конечно же, «Гражданин Галактики» — на целый десяток лет старше, ну так оный текст — вызывает ТЕ ЖЕ эмоции, почти аналогичные.
Это неуловимое «нечто» можно охарактеризовать и как отсутствие навязчивой «популяризационной» НФ-составляющей, которая и лепит эту самую «искусственность», «продуманность», «неестественность». Дело в том, что развитие технологий как раз абсолютно исключает любую «популяризацию». Достаточно обратиться к «первоисточнику» — к миру Вселенной Дюны. Космические корабли, технологии переработки сырья и прочие высокие материи — удел весьма ограниченного и довольно замкнутого клана, вклиниться в ряды которого «со стороны» — практически невозможно. А всё, что доступно «обычному обывателю» из оных изысков цивилизации — это антигравитационная платформа с «ручным приводом» (которую приходится тянуть «за верёвочку) и холодное оружие (даже пулевое — уже экзотика, а про бластеры там всякие — и речи нет). И таковая ситуация — она вовсе не случайна. Как там говорил Император Лито: «...почему раньше никто не задумывался о том, насколько проще управлять пешим населением...».
Но дело не только в этом. Любой элемент развитой технологии со временем неизбежно превращается «в рамках социума» в разновидность магии, для управления который существуют специально обученные люди. И воспринимать всяческие «научные чудеса» критически, с точки зрения наблюдателя грамотного, имеющего право на суждение, рядовой обыватель самым примитивным образом — теряет и способность и возможность.
Поэтому вот ТАКИЕ тексты, в которых есть этот ДУХ «естественности обитания» обычного человека в окружении всяких технологических чудес — они необыкновенно привлекательны. Фантастика аки публицистика. Ненавязчиво. Естественно. Буднично.
Магия ПЕРЕвоплощения
amak2508, 3 ноября 2018 г.
И через полвека после своей первой публикации эта приключенческая повесть выглядит вполне читаемой: и динамично, и увлекательно. Правда отдельные её места сегодня кажутся уж очень наивными, и если образ простой и непорочной американской девушки читатель, наверное, ещё может принять, то организация подпольного отряда сопротивления пассажирами и экипажем захваченного пиратами космического корабля (кстати, а зачем его всё-таки захватывали? :)) и, особенно, утверждение о том, что обывателей с каждым годом становится всё меньше и меньше, способны вызвать у читающего разве что грустную улыбку.
Но наивности наивностями, а в повести, написанной более пятидесяти лет назад, есть много и такого, что и нынче выглядит и актуальным, и интересным: международный терроризм. преднамеренное разрушение озонового слоя планеты, распространение разного рода ОВ через системы вентиляции и водоснабжения.... Ну а за финал произведения, пусть он немного и надуман, автору вполне можно сказать «Браво!» — настолько он и эффектен, и эффективен одновременно.
Фалкон, 21 июня 2016 г.
Повесть о советском супермене Полынове, уничтожающем апокалиптических злодеев буквально «усилием мысли» (с привлечением подушки). Космические пираты закономерно (в рамках советского мировосприятия), происходят из буржуинства, что предполагает, по меньшей мере, что мир оставался разделенным во время действия повести. Никакого всемирного коммунизма, как у Ефремова или Гуревича.
Для советской фантастической литературы очень неплохо; это не торжествующее преобразование природы, не высокий коллективизм, не «подчинение личного общественному».
Гюисманс не напугал; какой-то недоделанный Гитлер, страдающий от подавляемых комплексов. Это закономерно привело к нехорошему для него финалу.
Идея уничтожения озонового слоя, в качестве оружия, в 1967 году была свежа. Борцуны с глобальным потеплением в те времена еще не активизировались.
Идея прятаться в поясе астероидов устарела. Эмпирический закон Мура в области ЭВМ и четвертая революция в астрономии (если первой считать гелиоцентрическую систему Коперника; второй — телескопы; третьей — всеволновую астрономию, а четвертой — ПЗС-матрицы в качестве приемников излучения; составные зеркала, активную, адаптивную и космическую оптику) привели к лавинообразному, экспоненциальному, росту числа астероидов с точно известными орбитами. За считанное число лет их количество возросло с единиц тысяч до сотен тысяч.
Философия, пожалуй, стандартна для фантастики СССР.
Отдам дань детскому восхищению — 8.
Ank, 22 декабря 2012 г.
Жанр у повести довольно странный, я бы назвал его философский боевик. То есть начинается все довольно динамично, но быстро скатывается в философские рассуждения. Потом опять идет какое-то действие – и тут же прерывается диспутом главных героев на целую главу. Синтез не удался, эти две стороны одной повести выглядят совершенно чужими и только мешают друг другу, а у автора есть и более интересные произведения.
Гуларян Артем, 5 ноября 2012 г.
Выдь на Волгу! Чей стон раздается?
Это стон нашей отечественной интеллигенции.
К чему сводится этот стон?
«Увы и ах! То, что читалось в одной эпохе, с трудом читается в другой...»
А почему собственно?
Обилие рефлексии прежде интеллигенции нравилось. Более того, она жила подобной рефлексией, напряженно мыслила. А теперь ей экшен в американском стиле подавай.
А мне нравится, что произведение вписано в контекст эпохи. Например, когда я читал «Космического бога» Биленкина, мне вспоминался «Глиняный бог» Днепрова. Одна и та же фабула, отрефлексированная представителями разных поколений... И если рядом с ними нельзя поставить никого из третьей-четвертой войны, то это не достоинство, а беда и ущербность...
И еще мне нравится, что герои летают на космических лайнерах и при этом напряженно мыслят.
god54, 6 ноября 2009 г.
Стандартный советский фантастический боевик. Для своего времени, когда в продаже таких боевиков вообще не было, этот был как открытие. Поэтому новых фантастических идей не присутствует, ну а логика восстания довольно слаба, так как выдерживается, и причем строго, главный принцип: добрые, они умные и находчивые, а злые — глупые, наивные и тупые. Но такой расклад на черное и белое уже неинтересен, особенно в наше время.
Alexandre, 9 февраля 2009 г.
Боевик — он боевик и есть. И космический пират — такой же по сути пират, как и раньше. Немножко накручено всяких деталей, многовато рассуждений главного негодяя — но ведь должен же он покрасоваться перед людьми, способными его оценить; и в конце — достаточно типовой финал — добро победило, но за несколько мгновений все рушится. И тут главный герой спасает положение и, как хорошо написал Sawwin, убивает злодея подушкой.
Хеппи, понимаете ли, Энд. Качество чуть выше среднего.
Sawwin, 8 июня 2008 г.
Замечательная концовка! Именно так и надо поступать с неудавшимися диктаторами -- убивать их подушкой.
Kuntc, 1 января 2008 г.
Начинается «Космический бог» довольно бодренько и динамично: захват пиратами космического лайнера, небольшая схватка с нападающими, красивая девушка… Но в итоге все сводится к проблемам социума, и сюжет начинает пробуксовывать. Нет, я не против хорошей философии, но уж больно автор с этим перебарщивает и произведение начинает постепенно все больше и больше на нудную нотацию походить…
LENA56, 11 апреля 2008 г.
:rev: Когда-то давно в другой жизни — очень понравмлось. А сейчас ну даже не знаю... Боже какими мы были наивными....