fantlab ru

Роберт Сойер «Гоминиды»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.42
Оценок:
217
Моя оценка:
-

подробнее

Гоминиды

Hominids

Роман, год; цикл «Неандертальский параллакс»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Один из «неандертальцев», квантовый физик Понтер Боддит, попадает в наш мир, где видит разницу между нашей цивилизацией и своей. И сравнение не в нашу пользу. Наша цивилизация по сравнению с «неандертальцами» выглядит более агрессивной, более грубой, более жестокой и более «запущенной». «Неандертальский» мир по сравнению с нами более мягкий, спокойный, пасторальный, и на первый взгляд выглядит идиллически. Но и здесь есть свои «темные места»...»

© ceh
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Перевод под названием «Гоминиды» доступен в сети. Переводчик — Владислав Слободян.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2003 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2003 // Лучший НФ-роман. 3-е место

Похожие произведения:

 

 


Неандертальский параллакс. Гоминиды
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Неандертальский параллакс
2014 г.

Аудиокниги:

Гоминиды
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Hominids: Volume One of The Neanderthal Parallax
2003 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная книжка. С «земной» стороны ученые индусы, ямайцы и женщины. Белые женщины с мужьями китайцами, белые женщины, к которым клеятся ямайцы. Ямаец хочет угостить белую красотку бифштексом и она конечно вегетарианка. Если персонаж белый, это будет отмечено отдельно. И конечно же насильник в книге бел и голубоглаз.

Ах, Канада!

Со стороны неандертальцев идиллия — гуманный матриархальный народ, где побеждена токсичная маскулинность, вплоть до кастрации, причем кастрируют даже родню — не дай бог эта агрессия и маскулинность передастся. А как же они сексуально продвинуты, мужчины живут мужчинами и покидают населенный пункт если у женщин эти дни. Дни у неандертальских женщин происходят синхронно — мужики и уходят в лес.

Автор с говорящей фамилией и фото ни на что не намекает, короче.

Оценка: 2
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

С давних пор меня очень интересует вопрос эволюции человека. На эту тему я прочитал немало и научно-популярных книг, и художественных. Из последнего стоит вспомнить «Клан Пещерного Медведя» Джин М. Ауэл, где маленькая девочка-кроманьонка оказалась в племени неандертальцев. Но что, если подобное произойдет в современном мире?

В заголовок цикла вынесен термин «параллакс». Он означает изменение видимого положения объекта в зависимости от положения наблюдателя. Простыми словами, другая точка зрения на привычное и обыденное. Именно такой взгляд на наш мир мы и увидим через главного героя.

Понтер Боддет – физик, занимающийся изучением квантовых вероятностей, и по совместительству неандерталец. В его мире эволюция пошла по другому пути. Примерно 20 тысяч лет назад кроманьонцы вымерли, а место разумных существ заняли неандертальцы. Они создали развитую цивилизацию, заметно отличающуюся от нашей. В ходе неудачного эксперимента Понтер попадает в наш мир. Там он встречает группу учёных, которые искренне хотят помочь неандертальцу освоиться в новом для него мире. Хотя культуры людей и неандертальцев совершенно не похожи, законы физики и математики везде работают одинаково, поэтому учёные из разных миров быстро находят точки соприкосновения. Особенно теплые отношения у Понтера складываются с генетиком Мэри. Тут даже прослеживается задел для любовной линии. Конечно же, пришелец не понимает нашего языка, но в его руку вживлен имплант с искусственным интеллектом, который очень быстро выучил язык и помог Понтеру с общением.

Самые яркие главы в романе посвящены описанию общества неандертальцев. Коллега Понтера, Адекор Халд, единственный присутствовал при загадочном исчезновении друга, вследствие чего сталкивается с обвинением в убийстве. Вместо того, чтобы разбираться в произошедшем и пытаться спасти коллегу, ему приходится доказывать собственную невиновность. Все это сопровождается красочным описанием общества параллельного мира. В культуре неандертальцев полностью отсутствует понятие религии. Они не верят в посмертное существование, поэтому стараются жить так, чтобы было не стыдно при жизни. Это логично, ведь нет надежды на искупление своих грехов после смерти. Преступность практически отсутствует. Правда за это пришлось расплачиваться практически полным отсутствием приватности, т.к. в руку каждого неандертальца вживлен имплант, ведущий запись всей их жизни. Эти данные сохраняются в специальном архиве алиби, и в спорной ситуации их можно просмотреть. Если же преступление все же совершено, то ни о какой презумпции невиновности речи идти не может. При помощи записей из архива алиби можно без проблем доказать вину. Наказанием за преступление является стерилизация преступника и его детей, чтобы убрать порочные гены из популяции. Плюсом такого подхода является спокойная и размеренная жизнь. Неандертальцам удалось избавиться от многих наших проблем: голода, войн, ухудшение экологии, что является следствием перенаселённости. На всей Земле проживает менее 200 миллионов неандертальцев. Они так и не открыли сельское хозяйство, но даже без него несложно прокормить такое небольшое количество людей. Зато у них не было массовых эпидемий, причиной которых стали домашние животные. Проблема перенаселения решается просто: мужчины и женщины живут раздельно и встречаются лишь в дни, когда зачатие невозможно. Когда же нужно произвести на свет новое поколение, сроки встреч сдвигаются. В романе ещё много интересных фактов о культуре неандертальцев, которые делают их общество более рациональным, чем наше.

В свете вышеперечисленного может показаться, что сюжет «Гоминидов» – ещё одна версия идеи о «благородном дикаре», попавшем в современное общество и не понимающем, почему это называется цивилизацией. Действительно, Понтер, несмотря на внешнюю дикость, является одним из умнейших учёных своего мира. Он и правда не понимает многих принципов устройства нашего мира – они ему кажутся нерациональными. Однако откровенного морализаторства в романе немного, что идёт ему на пользу.

«Земная» линия менее интересна. Несмотря на статичность, автор в довольно длинные диалоги смог привнести много научной информации об экологии, генетике, археологии, физике и других науках. Очень интересными мне показались размышления о возникновении сознания и многомерности Вселенной. Подаётся эта информация совершенно не скучно.

Итог: Роман «Гоминиды» мне однозначно понравился. В финале автор даёт жирный задел для продолжения, которое уже переведено на русский язык. Это книга не про экшен и бешеную динамику. Напротив, она заставляет задуматься и пофилософствовать. Обилие научной информации немало этому способствует.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

новый, забавный вариант истории про «благородного дикаря» который глядит на нашу цивилизацию с вежливой брезгливостью. (Привет Вольтеру и Хаксли)

Приятное разнообразие в том, что благородный дикарь сам физик-теоретик, дома его ждет встревоженная и частично перессорившаяся семья, а люди, которые его принимают у себя, так до конца книги и не догадались предложить ему резиновую перчатку, без которой ему сложно.

еще прикольная идея про то, что квантовое расхождение вселенных начинается не с зарождения Вселенных, а с появления сознания.

П.С. Эпично восхищена некоторыми отзывами здесь. Сразу становится понятно, что описанные в романе сцены, благодаря которым герой-неандерталец считает, что наш вид значительно уступает его виду в интеллекте и вообще перспективности — очень обоснованны.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная научная фантастика с интересными идеями. Определение «параллакс» хорошо отображает главную мысль романа: взгляд на обыденное с другой точки зрения. В этом случае на людей с точки зрения другой, хоть и близкой расы неандертальцев.

Кстати, об этом. Описание другой цивилизации вообще лучшее, что есть в книге. Сойер очень подробно и правдоподобно конструирует общество, представители которого думают не так, как мы с вами. У неандертальцев нет понятия религии, свои, очень специфические взгляды на приватность и частную жизнь (их нет, что позволяет почти забыть о преступности — но многим ли из нас это придется по вкусу?). За преступления карают очень жестоко — причем страдают и родственники преступника. Это,и многое другое в их укладе может показаться странным, но Сойер показывает, что общество лишено благодаря такому подходу многих наших проблем — войн, например.

Сюжет достаточно прямолинейный, однако радует то, что автор добавил в книгу множество интересных научных концепций, рассуждений о религии, этике, морали и многом другом. И все это смотрится очень органично, не перегружает роман и сподвигает к размышлению.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман в достаточно редком жанре обратного попаданца. Физик-неандерталец проводит эксперимент с квантовым компьютером и переносится в наш мир.

Роман состоит из двух арок — самого физика в нашем мире и его друга и коллеги, оставшегося в мире неандертальском. Арка нашего мира полностью лишена сюжета и по сути является огромным эссе клеймящим человеческую цивилизацию (как это принято у западных авторов под человечеством понимается исключительно западная цивилизация) и восхваляющим цивилизацию неандертальцев (которая по сути является фашистской и тоталитарной). Вторая арка чуть поинтересней, хотя сюжет там ходульный, друга обвиняют в убийстве этого самого исчезнувшего физика и тот пытается доказать невиновность и по возможности физика вернуть.

В романе очень много научных выкладок, которые, к сожалению на данный момент уже устарели. Например, герои каются за то что человечество уничтожило мегафауну, хотя теперь мы знаем, что основной причиной вымирания было изменение климата, а люди лишь добили выживших. Или же рассказывается о менструальной синхронизации, хотя теперь мы знаем, что эта теория не нашла подтверждения.

Так же очень спорно утверждение, что неандертальцы не изобрели религию. Ведь мы примерно представляем как она появилась. В глубокой древности, два человека бегали с голой задницей по степям Африки. Когда шевелились кусты, один из них решил, что там лев и убежал в ужасе. Второй же решил, что это ветер и так и было, но на сотый раз, там и правда сидел лев, который его сожрал. Таким образом выжили только те, кто верил во льва в траве, поэтому видеть несуществующих львов в траве стали все. Со временем часть людей просекла фишку, они говорили, да, в траве есть лев, а еще другие невидимые существа. И они очень разозлятся, если вы не будете следовать заповедям и приносить ништяки. И люди им поверили, потому что видели несуществующих львов в траве. Это если совсем просто, более подробно можно почитать у Сапольски.

Таким образом если неандертальцы развивались как мы (а судя по книге это было так), то у них обязательно бы возникла религия.

Спорным мне кажется, что не имея мощной промышленности (и сопутствующего ущерба от нее для природы) неандертальцы создали ИИ и микроэлектронику. Они что, транзисторы кустарным способом у себя на коленке клепают?

А еще в романе достаточно много повесточки (и это 2003 год!). В мире неандертальцев царит матриархат, а почти все его жители бисексуальны, среди героев нет ни одного белого цисгендерного мужчины, вообще единственный белый мужчина в книге — насильник, причем изнасилованию уделяется довольно много времени, что странно (тут все таки не триллер и не драма, а фантастика. зачем нужен подобный эпизод). Перечислять можно долго.

Но не смотря на все эти минусы роман скорее понравился, хотя, конечно, это далеко не лучшее произведение Сойера. Книга очень увлекательная, читается с интересом. Простое легкое (правда, автор вряд ли его таким планировал) чтиво на пару вечеров.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Некоторые моменты романа можно оценить критически. Например, по версии автора только 40 тыс. лет назад у людей появились разум и сознание (в параллельной вселенной тоже произошло с неандертальцами) и возник тот самый наблюдатель, в квантовом смысле. А до этого, при всей сложности мозга, человек действовал механистически, как бобр, строящий плотины, только на более сложном уровне. Действительно, примерно тогда произошёл так называемый Большой Скачок и развитие человека пошло революционно быстрыми темпами. Тогда как в предыдущие десятки тысяч лет человек разумный существовал, но практически не развивался. И всё же версия о том, чтобы считать людей и неандертальцев, живших до этого момента, просто сложно устроенными животными без свободы воли, выглядит надуманной. Такая версия просто удобна для фантдопущения автора.

Другим «роялем», помогающим двигать сюжет, является наличие у неандертальцев «компаньонов» — персональных имплантов с искусственным интеллектом. Без них автору было бы гораздо сложнее сочинить подобную историю.

И, наконец, наличие моментов категории «18+« — изнасилование, нетрадиционное с нашей точки зрения сексуальное поведение неандертальцев — тоже субъективно может идти в минус роману.

Но в остальном — идея в целом и её реализация (кроме упомянутых деталей), напряжённый сюжет, герои, оригинальный параллельный мир, используемые научные факты — всё исполнено на высоком уровне. В планах читать продолжение.

Роман на самом деле долгожданный, впервые официально издан на русском более чем через 20 лет после написания. За это время палеоантропология продолжала развиваться. Например, был открыт ещё один вид (или подвид) человека, живший одновременно с сапиенсами и неандертальцами — денисовский человек. И сейчас, возможно, Сойер написал бы этот роман не так, как в 2002 году — добавил бы ещё один параллельный мир с цивилизацией денисовцев. Но это уже идея для будущих произведений.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман из цикла «Неандертальский параллакс».

Лауреат премии Хьюго 2003 года, номинант Мемориальной премии Джона Кэмпбелла 2003 года как Лучший НФ-роман. 3-е место.

Это девятый прочитанный мной роман автора по хронологии издания. На мой взгляд он слабее всех остальных по качеству, хотя и премиален. Сойер постоянно использует приём внесения в сюжет проблемы личные героев -измены-разводы-болезни и т.д. Здесь внёс проблему изнасилования героини. Это надоедает -надо видно чередовать чтением авторов.

Но ставлю наивысший балл. Автор сталкивает знания двух разных цивилизаций -нашей и из параллельной вселенной. Идёт обмен знаниями. И взгляды и знания цивилизации неандертальцев иные на возникновение вселенной, существования Бога, наличия души у человека.

И само общество там другое , организованное вроде бы на тотальном контроле каждого, но без преступности. Сексуальные отношения заорганизованы интересным способом. Конечно, это фантазии автора, но подход к познанию мира с опорой на знания более развитой цивилизации блестящи.

Параллельные Вселенные на основе квантовой физики -автор логично представил это явление. Финал оптимистичен.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дедовщина» или «бабовщина»? Какая разница, если все мы – обезьяны.

Роман «Гоминиды» 2002 года открывает трилогию «Неандертальский параллакс» современного канадского писателя Роберта Джеймса Сойера. Ещё задолго до того, как книга окажется в руках, невольно возникает резонный вопрос: «Что же такое параллакс?» Редкий человек ответит на него без гугла. Итак, параллакс – это кажущееся изменение положения объекта, зависящее от положения наблюдателя. Другой взгляд, иное освещение давно ставших привычными реалий. Хорошее название для книги в жанре социальной фантастики и альтернативной истории! Привлекает, интригует, завораживает. Следующая уловка, которую никак не мог пропустить писатель-журналист по образованию, это громкий и ёмкий эпиграф-заголовок. Всего две цитаты – но популярного гарвардского приматолога Ричарда Рэнгема и Скотта Макнили, лица американской компании-производителя программного и аппаратного обеспечения – одновременно задают основное направление повествования и делают его остросовременным. Новейшие исследования в области антропологии и передовые технологии – вот та связка, от которой почти невозможно отказаться. К примеру, это излюбленный ход писателя-фантаста, сценариста и кинорежиссёра Майкла Крайтона.

К величайшему сожалению, цитируемая книга «Демонические самцы: человекообразные обезьяны и истоки людской жестокости» 1997 года Ричарда Рэнгема в соавторстве с Дейлом Петерсоном в настоящее время официально не переведена на русский язык. Доподлинно известно немногое. Имеющей значение для цикла «Неандертальский параллакс» является следующая информация. Наиболее близки человеку генетически шимпанзе и бонобо (т.н. «карликовые шимпанзе»), причём последние, в свою очередь, очень мало различаются между собой. Общество шимпанзе патриархально и агрессивно, склонно к насилию, в том числе и сексуальному, убийствам, охотничьим рейдам и даже «племенным» войнам. Исторически большинство доминирующих человеческих культур также патриархально и имеет те же «демонические» наклонности. Общество бонобо матриархально и нетерпимо к проявлениям мужской (!) агрессии. Сам Ричард Рэнгем говорит о бонобо следующим образом: «Мы вполне можем рассматривать их (бонобо) как шимпанзе, сделавших три шага к миру. Они снизили уровень насилия в отношениях между полами, в отношениях между самцами и в отношениях между сообществами». Становится понятным, почему в фантастическом допущении Роберта Сойера альтернативные неандертальцы создали свой мир, развивая «идеи» бонобо.

Возвращаемся к роману Роберта Сойера. Даны две цивилизации – наша с вами и неандертальцев – расположенные в двух параллельных мирах и примерно сходные между собой по уровню прогресса, но сильно различающиеся по образу жизни: государственность, законодательство, идеология (включая этику), общественные и личные взаимоотношения. Даются персонаж, случайно попавший из одного мира в другой, и столкновение различных точек зрения на одни и те же явления жизни, как правило, оформленные в виде диалога. В целом – интригующе и познавательно. Как и всегда, картину несколько портят детали. Возможно, в США и Европе многое уже стало нормой, но некоторые «фантастические» клише чужого мира надоели российскому человеку до чёртиков. Матриархат, семья из нескольких партнёров, бисексуальность, гомосексуальные «бодибилдеры», нескончаемые судебные тяжбы... Всё нормально, мы уже привыкли. Почти. Мы современные, идущие в ногу со временем люди без предрассудков. Кажется. Нормально ли это для самого Роберта Сойера, или таким образом выражается его сатира на современность, как у Пьера Буля в «Планете обезьян»? Оставляю вопрос открытым. Возвращаясь к реальным бонобо, хочу напомнить об их «генитальном рукопожатии», не различающем пол и возраст, и сексе как основе их социальных отношений. Скорее всего, дело именно в этом. На фоне такой «толерантности» все остальные различия двух миров как-то теряются. Сращение природы и цивилизации, живые и здравствующие представители вымершей фауны, высокотехнологические импланты и гаджеты, поголовное чипирование, отказ от насилия, летающие автобусы, сушильный шнур вместо полотенца, столб для чесания в каждой квартире… Было, было, было. В целом мир неандертальцев выглядит довольно плоско. Возможно, в следующих книгах серии Роберт Сойер допишет эту картину.

Неприятно поражает натуралистическая и психологически правдоподобно прописанная сцена изнасилования женщины, аукающаяся на протяжении всей книги. Не просто от начала и до конца, но вплоть до «почистить пёрышки» и «как теперь с этим жить». Зачем использовать в жанре серьёзной фантастики такой примитивный приём привлечения внимания сомнительной аудитории и тратить на это – вдумайтесь – целую главу? Ведь не маньячный триллер, не криминальная драма. Чтобы подготовить кроманьонскую золушку к появлению неандертальского принца? Чтобы показать всю грубость и дикость патриархального, не смотря на достижения феминизма, мира людей – наследников шимпанзе? Мне не понять такого уровня детализации даже при условии идейной необходимости сцены.

Для тех, кто не знаком с первоисточниками из научной и научно-популярной литературы, могут быть интересными многочисленные пространные рассуждения персонажей, своего рода вторичная популяризация социологии, биологии, археологии и других наук. Плюсы и минусы перенаселения. Многочисленные заразы и болячки сельскохозяйственной цивилизации – в отличие от «чистой» охотников и собирателей. Критика реконструкции ископаемых видов по найденным останкам, проблема опознания и интерпретации артефактов. Критика агрессивных видов спорта. Влияние религии на формирование общества, этику и даже науку, её критика и вопрос её необходимости в современном мире и вообще. Асоциальное поведение, его причины и методы борьбы с ним, действенность и этичность этих методов. Недостатки и достоинства тотального контроля. Причины табуирования секса, наготы и естественности. Роль войн в освоении Земли и космоса. Влияние СМИ и интернета на общественное мнение. И многое, многое другое. Повторюсь: всё это действительно интересно, но является журналистским, художественным и вторичным даже в сравнении с научпопом изложением материала. Светлой памяти Обручева Владимира Афанасьевича, его «Плутония» и «Земля Санникова» объективно были информативней с точки зрения науки и куда как занимательнее в художественном плане.

В завершение хочу сказать следующее. Роман «Гоминиды» Роберта Сойера достаточно любопытен и ценен как самой данной в нём информацией, так и её сведением вместе, но большинству читателей может показаться неинтересным. Значительная часть текста оформлена в виде диалогов и рассуждений. Много шокирующих сцен, связанных с сексом. Действия, как такового, нет. Книгу можно классифицировать как художественную адаптацию современной научно-популярной литературы, сделанную для телевидения.

Оценка: 6
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Параллельные миры всегда будут любимы читателем. Это ведь так привлекательно — рассмотреть, не прилагая особого труда и даже не слезая с любимого дивана, различные, даже самые безумные, варианты, нереализованные в нашем мире. Порассуждать на вечную тему «что бы было, если...?», из которой плавно вытекают бессмертные «кто виноват?» и «что делать?». Нарисовать миры получше существующего или, напротив, убедиться, что наш не так уж и плох.

Но все же большая часть авторов консервативна в этом вопросе, предлагая нам на выбор бессчетные варианты человеческой истории. В этом плане Сойер пошел дальше многих/хотя все же не так далеко, как Гаррисон в «Эдеме»/. Мир, который он предлагает нам, как альтернативу тот, где наши с вами предки-кроманьонцы благополучно вымерли, оставив Землю нашим двоюродным братьям-неандертальцам. Которые, к слову, очень неплохо распорядились этим Даром.

Пожалуй, лучшее и интересное в романе — именно все, что касается общества неандертальцев, и все, что происходит на «их» Земле. Перед нами мир во многом противоположный нашему. Здесь решены наши самые сложные проблемы — перенаселенности, уничтожения природы, преступности, войн, нищеты, голода. Это спокойное общество, где все подчинено правилам и традициям, строго регламентирующее все стороны жизни, рациональное и понятное. Но за покой и благополучие заплачена достаточно большая цена: тотальный и жесткий контроль за каждым, даже самым интимным, мгновением жизни любого без исключения члена общества, предполагающий жестокое «выпалывание» всего, что не укладывается в общепризнанное понятие «нормы».

И, по контрасту — наш мир. С его занятыми вечными поисками развлечений толпами, с голодом, нищетой, болтовней и ложью политиков, войнами, ложью, экологическими проблемами, преступностью, религиозными фанатиками, ханжеством обывателей — список почти бесконечен. Мир безумный, хаотичный, опасный и непредсказуемый, на который мы могли бы взглянуть глазами неандертальского физика Понтера Боддита, случайно занесенного к нам в результате научного эксперимента.

Все дело в этом — «могли бы». Потому что не взглянули. То, что могло стать ярким и запоминающимся приключением или умным размышлением о корнях наших проблем и возможных путях их решения, вылилось в серию скучнейших диалогов, в которых один собеседник с глубокомысленным и скорбным видом обличителя социальных язв вещает обо всем известных вещах, кается во всех грехах сразу, признавая человечество виновным во всем случившемся с Вселенной, начиная чуть ли ни с Большого взрыва, а другой удрученно качает головой, ахает, охает и причитает. Не спасают положения даже факты о современных теориях эволюции человека, работах антропологов или находках палеонтологов, поскольку они поданы все с той же однобокой позиции изначальной виновности человечества во всех мировых событиях, включая Ледниковый период и последующее Глобальное потепление.

И дело не только в блеклых и унылых героях, более похожих на хронических обывателей-неудачников, чем на ученых-исследователей. Они постоянно талдычат о своих переживаниях, страхах, неудачах, напрочь забывая о науке, исследованиях, экспериментах. И это все — так тягостно-мутно-замедленно, что порой, кажется, время остановилось, и застыл сам воздух.

Для меня герои с «нашей» стороны портала оказались отталкивающими своим вечным нытьем, безволием, бытовой трусостью, обывательской унылостью, крайней занудностью и упрощенным отношением к жизни. Представляете, эти ребята, в своем бесконечном причитании о порочности человечества, якобы, нашли ответ на вечный русский вопрос «Кто виноват?», раз и навсегда определив первоначальный «грех» человечества, с которого начались все прошлые, нынешние и будущие наши беды.

Вот именно такой подход к жизни сделал для меня этот роман крайне неприятным в прочтении. Таким, что я решила остановиться на первом романе и не продолжать мучить себя, вчитываясь в скучные рассуждения не менее скучных героев и героинь.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Между прочим, премия «Хьюго» за 2003 год.

Цивилизация разумных человекообразных обезьян из «Планеты обезьян» известна всем. Сойер в качестве разумной расы описал более близких к нам неандертальцев, живущих в параллельной вселенной, которая в некоторый момент времени разошлась с нашей.

Повествование ведется в двух мирах − в нашем с попавшим к нам неандертальским ученым, и в параллельном, где исчезнувшего посчитали погибшим.

Разумеется, присутствует сравнение двух цивилизаций. Неандертальцы выжили в мире, в котором вымерли не они, а кроманьонцы. Развитие их общества пошло по другому пути, ближе к природе: на окраинах спокойно гуляют мамонты, в небе летают стаи странствующих голубей, отсутствуют вредные и грязные производства и даже сельское хозяйство. Тем не менее, по развитию компьютерных технологий они почему-то стоят на уровне, сравнимом с нашим, а в чем-то даже превосходящем. Семейные отношения у них принципиально другие. Наверное, писателю сильно потрепали нервы женщины в «последние пять дней», потому что в вымышленной цивилизации мужчины и женщины вообще живут отдельно, встречаясь только для размножения, а все остальное время живут с партнерами одного пола. Затронуты и социальные проблемы обоих обществ − демократического (Канада) и в некоторых проявлениях тоталитарного неандертальского. Довольно поверхностно, конечно, но это же чистая фантастика, а не социальная драма.

Написано увлекательно, задумка интересная, хотя сюжет сам по себе простой. Можно найти натяжки и неувязки, финал такой по-голливудски мелодраматичный и довольно предсказуемый. Именно из-за сюжета оценка чуть ниже, чем могла бы быть. В той же «Планете обезьян» сюжет гораздо драматичнее.

Еще понравилось то, что в книге много науки в популярной форме. Персонажи в основном ученые, поэтому они говорят о физике, антропологии и генетике. В области квантовой физики я блондинка и потому принципы существования и взаимодействия параллельных вселенных прокомментировать не могу. Эволюция человека и ДНК-генеалогия для меня интереснее, я читала научно-популярную литературу по этим вопросам. Роберт Сойер представляет современный взгляд на эволюцию человека, согласно которому неандертальцы больше не считаются предками человека современного типа и более примитивными по сравнению с нами существами.

Рекомендую любителям научной фантастики, поклонникам «Планеты обезьян», а также в качестве увлекательного и легкого, но познавательного чтения.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неандерталец из параллельной вселенной попадает в нашу реальность начала 21 века в следствии не совсем удачного научного эксперимента. Оказывается неандертальцы в своём мире технически не менее продвинуты чем люди, а сапиенсы у них давно вымерли...

Прочитал с большим удовольствием менее чем за один день, очень увлекло. Рекомендация к прочтению — высокая(с).

Большое спасибо переводчику — к сожалению книга доступна только в электронном виде, когда издадут на бумаге неизвестно!

Р.S. Летом читал книгу А. Маркова «Эволюция человека. Обезьяны, кости и гены» (научпоп) — тож рекомендую ознакомиться.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал в переводе Владислава Слободяна выложенного на просторах инета . Перевод отличный и даст сто очков форы большинству «профессиональных» переводов . Безмерная благодарность переводчику за то что дал возможность познакомится с лауреатом Хьюго 2003 . Очень надеюсь что последует перевод всего цикла .

Теперь собственно о романе

Мне кажется что это даже не научная фантастика как таковая , а научно-популярное произведение в «обертке» научной фантастики . Чем то неуловимо напоминает лучшие образцы советской фантастики 60-х и 70-х . На элементарном уровне но очень доходчиво разъясняются некоторые вопросы квантовых вычислений , астрофизики , генетики , эволюции и т.п.

Язык хороший , но ничем особо не выдающийся , написано скорее мастеровито чем талантливо . Имеется ряд оригинальных идей . Очень понравились новостные «врезки»

Вместе с тем у романа на мой взгляд имеется ряд существенных недостатков . Достаточно много сюжетных штампов , и роялистых роялей

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Любовная линия , развесисто-клюквенный хэппи-энд , а концовку с неожиданном визитом главного героя в арбитраж можно угадать на сотой странице

С другой стороны это особо не портит впечатление от прочтения .

Более существенным недостатком считаю что автору не удалось создать правдоподобный мир неандертальской цивилизации . Существовать то в таком состоянии он в принципе может , а вот пути которыми он к этому социальному и ментальному состоянию пришел представляются сомнительными . Автор дает некоторые объяснения , но копает неглубоко и его выводы кажутся притянутыми за уши . Не верю ...

В целом же добротно , особенно в свете малого количества публикаций книг в жанре настоящей НФ . Можно оценить на твердое «хорошо» , ну может с крошечным минусом

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне читаемо и интересно.В наше время довольно мало переводов научной фантастики,а эта книга порадовала.Интересная линия в нашем мире,в том другом,не особо.Да,действительно,не очень хорошо он прописан.Но в конце концов роман оставляет хорошее впечатление.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая твердая НФ с массой научных отступлений в области квантовых вычислений, генетики, антропологии, космологии, влияния сознания на устройство вселенной. Хорошо прописан неандертальская мир. В недостатках незамысловатый (хотя и достаточно обширный) сюжет и полное отсутствие сопереживания героям. Примерная идея — пара неандертальских ученных, к тому же любовников-мужей (такой у них мир и это у них естественно), в выработанной никелевой шахте своего мира запустили квантовый компьютер для доказательства какой-то местной теоремы, требующей гигантского объема параллельных вычислений. Компьютер создает (находит) свою вселенную, где для каждой параллельной ветки существует копия этого же компьютера. Но чего-то заглючил 69 регистр, и один из участников эксперимента физик Ponter Boddit заходит в машинный зал, чтобы навалится своим массивным телом на злополучный регистр, чтобы удержать контакт. В результате оказалось, что требуемые расчеты оказались настолько огромные, что не хватило вселенных и тело физика вместе с воздухом выбросила в человеческую вселенную (нашу), где в это время в этой-же шахте, но нашего мира, находилась нейтринная обсерватория (но никак не квантовый компьютер). И живой неандерталец попал в нашем мире в огромный резервуар с тяжелой водой. Его героически спасает ученый физик сексуальная 28 летняя красавица-спортсменка. И начинаются приключения неандертальца в Канаде. А его муж-и-друг Addikor Huld в их неандертальском мире получает проблемы в виде обвинений в убийстве. По закону общества наказанием за преступления такого рода является кастрация виновного и всех родственников, имеющих 50% общих генов. О как.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх