Александр Пушкин «Пиковая дама»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Молодой, амбициозный и достаточно беспринципный инженер Германн хочет разбогатеть. Игра в карты кажется ему подходящим, но слишком рискованным средством. Германн готов играть, но только зная беспроигрышный вариант. В обществе ходят слухи о том, что некая старая графиня знает особый секрет…
Написано в 1833 г.
Первая публикация: «Библиотека для Чтения», 1834, т. II, кн. 3 (март), отд. I, стр. 109—140.
Входит в:
— журнал «Библиотека для чтения. Том II», 1834 г.
— сборник «Повести», 1834 г.
— журнал «The Strand Magazine, January 1891», 1891 г.
— антологию «Russische Gespenster-Geschichten», 1921 г.
— журнал «Weird Tales, August 1927», 1927 г.
— антологию «Great Tales of Horror», 1933 г.
— антологию «The Grimoire And Other Supernatural Stories», 1936 г.
— антологию «Вторая книга странных историй», 1937 г.
— антологию «The 4th Fontana Book of Great Ghost Stories», 1967 г.
— антологию «Black Water: The Anthology of Fantastic Literature», 1984 г.
— антологию «Russian 19th-century Gothic Tales», 1984 г.
— антологию «The Penguin Book of Ghost Stories», 1984 г.
— антологию «Русская фантастическая повесть эпохи романтизма», 1987 г.
— антологию «Струна звенит в тумане…», 1987 г.
— антологию «Сказки о кладах», 1988 г.
— антологию «Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.)», 1990 г.
— антологию «Призраки», 1991 г.
— журнал «Другие берега, 1–1992», 1992 г.
— антологию «Игра в карты по-русски», 1993 г.
— «Продолжение следует», 1993 г.
— антологию «Смертельная игра», 1993 г.
— антологию «Нежданные гости», 1994 г.
— антологию «Страшное гадание: Русская фантастика первой половины XIX века», 1997 г.
— антологию «Русская готическая проза», 1999 г.
— антологию «The Wordsworth Book of Horror Stories», 2004 г.
— антологию «Русская мистическая проза», 2004 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
— «Театр FM», 2004 г.
— антологию «Зимняя ночь», 2005 г.
— антологию «Классика русского рассказа», 2005 г.
— антологию «Stories That Scared Even Stalin: The Great Russian Tales of Horror, Suspense and Fantasy», 2006 г.
— антологию «Worlds Apart», 2007 г.
— антологию «Золотая русская классика», 2009 г.
— антологию «Мистика, ужасы. Лучшие произведения», 2009 г.
— антологию «Уединенный домик на Васильевском», 2011 г.
— антологию «Русская мистическая проза», 2012 г.
— антологию «Antología universal del relato fantástico», 2013 г.
— антологию «Мистика золотого века русской литературы», 2013 г.
— антологию «Призрак. Мировая классика Ghost Stories», 2021 г.
— антологию «Любовь и смерть. Русская готическая проза», 2024 г.
— антологию «Пиковая дама», 2024 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 2005 |
Экранизации:
— «Пиковая дама» 1916, Российская империя, реж. Яков Протазанов
— «Пиковая дама» 1960, СССР, реж. Роман Тихомиров
— «Пиковая дама» 1982, СССР, реж. Игорь Масленников
- /языки:
- русский (202), английский (18), немецкий (1), испанский (2), французский (2), латышский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (204), периодика (4), самиздат (1), аудиокниги (18)
- /перевод:
- Г. Айткена (1), В. Гревиньш (1), И. Гюнтер (1), А. Далчев (1), А. Жид (1), А. Литвинова (1), Т. Литвинова (1), П. Мериме (1), А. Санча (2), Ж. Шифрин (1), Б. де Шлёцер (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 12 июня 2024 г.
Повторная рецензия: после свежего прочтения повести, а не по школьным воспоминаниям, впечатление от повести Пушкина «Пиковая дама» оказалось намного более бледным. «Пиковая дама» не так плоха, как бедный путаный «Дубровский», но и хорошей повестью этот текст назвать трудно. Взят интересный сюжет и очень скомкано рассказан. Характеры героев не раскрыты. Их взаимоотношения не раскрыты тем более. Например, Лиза. Кто она такая, вообще? Воспитаница, приживалка, да? Из какой она семьи? Как она оказалась в роли «воспитаницы» старой графини? Какие у неё эмоции по поводу Германа? Она влюбилась? Или желала маленькое эротическое приключение? Или надеялась на похищение? А почему? Или вообще — что происходит? Зачем нам сообщают, что после всей этой истории Лиза за кого-то там вышла замуж?.. Не, ну это как раз понятно — Пушкин незамысловато позаимствовал понравившийся ему иронический финал блистательной новеллы Стендаля «Ванина Ванини», где «страстная любовь» испаряется после неудачного приключения. Но у Пушкина-то, в отличие от Стендаля, никакой страстной любви нет. Так, всё кисло и скучно в кругу кислых и скучных людей... Поэтому у Стендаля финал «работает», а у Пушкина — нет.
Герман тоже не объёмный персонаж, а просто «сюжетная ходилка», мы ничего о нём не узнаём, кроме того, что он немец (не русский!), молодой инженер и «хочет разбогатеть» при помощи волшебства. Про графиню сказано чуть больше, но это тоже взгляд снаружи, без попытки описать её личность.
В общем, вместо драмы или, там, трагедии, мы имеем маленький пикантный анекдот с провисающей логикой и нелепым финалом.
Восторги по поводу «Пиковой дамы» можно объяснить только магией имени Пушкина: раз этот текст сам Пушкин написал, значит — это гениально, и должно вызвать пароксизм восторженного восхищения. «Потому что — а как же иначе?» (С)
PS. Минусы на эту рецензию меня не удивляют. Восторгаться Пушкиным по любому поводу в наше светлое время — проявление лояльности. Критиковать Пушкина означает «покушаться на святыни», на скрепы, быть плохим патриотом. Поэтому, даже осторожно критикующие «Пиковую даму» рецензенты (см. ниже) вынуждены ставить этому тексту высокий балл и сопровождать критику ритуальными восторгами. Да, такова жизнь.
Alfie, 26 декабря 2023 г.
Мистическая повесть. Совсем небольшая, я бы даже сказал, по объему ближе к рассказу.
Сюжет рассказывает о военном инженере Германне, который, как всякий немец, прагматичен и не склонен к рискам и страстям. Но однажды во время карточной игры, в которой сам он не принимает участия, а только наблюдает, Германн слышит занятную историю от своего приятеля по фамилии Томский. Тот рассказывает историю из жизни своей бабули, старой нынче графини, которая по молодости в Париже проигралась в пух и прах в Фараон, но по подсказке графа Сен-Жермена (французского алхимика и оккультиста), сумела угадать три карты к ряду. Так и вернула себе свое, да еще и сверх того подняла. Тут то у дальновидного Германна и появилась идея, как приумножить свое состояние, ничем при этом не рискуя. А когда он узнал, что у княгини есть юная воспитанница Лиза, то идея тут же превратилась в план.
Первое, что мне понравилось, так это язык. Честно скажу, от основоположника русского литературного я ожидал текста куда более витиеватого, богатого на всяческие украшательства и тому подобную шляпу. И побаивался. Был у меня опыт с классической литературой примерно того же времени и жанрово-схожего содержания («Киевские ведьмы» Ореста Сомова, «Страшное гадание» Александра Бестужева-Марлинского, «Заколдованное место» Гоголя и др.), читать которую было довольно утомительно. Примерно того же я ожидал и от «Пиковой дамы». Но мне текст показался выдержанным, лаконичным и от того вдвойне приятным.
Второе — это сам сюжет. Он хорош без всяких скидок. История вышла интересной, внимание удерживает до конца. А финал, хоть и предсказуемый, все еще отличный. Идея превратности судьбы и рока, эдакий наполеоновский образ прагматика-злодея, иронизирование над высшим светом (через образ взбалмошной старухи-княгини), мелодрама с наивным разбитым сердцем и явление призрака в лучших традициях готической литературы — вот ингредиенты «Пиковой дамы». Получилось весьма недурно. Конечно же, советую ознакомиться.
keellorenz, 21 июля 2024 г.
В качестве лучшего у Пушкина это произведение, конечно, не подходит — слишком простой язык повествования, плохо раскрыта любовная линия, про логику я вообще молчу...Но у повести есть одна сторона, про которую рецензенты ниже забыли. Во времена её написания мировоззрение у людей было мистическим, люди верили в эзотерику и прекрасно понимали, что в основе сюжета лежит случай с реальными людьми: Сен-Жерменом, графиней Галицыной Натальей Петровной и её внуком, отыгравшимся в карты по бабулиной технологии. В Питере до сих пор сохранился её дом, кстати — мадам прожила невероятный срок по тем временам — почти 100 лет и действительно встречалась с таинственным графом. Никто её не убивал... Описание реального странного случая производило по тем временам неизгладимое впечатление на дворянство. Некоторые до сих пор верят, что рассказ (вернее первоисточник рассказа) Пушкина это один из немногих «доказанных» фактов о Сен Жермене, который якобы живёт веками, владеет секретами картежной игры, присутствует в списках собраний масонских лож в течении столетий (в интернете есть даже фотографии этих списков). А кто знает? А вдруг и правда? Пионерская страшилка Пушкина именно поэтому и вошла в народный фольклор. Всем хочется чуда и быличек на грани реальности и вымысла.
strannik102, 9 декабря 2021 г.
На стол колоду, господа
Валет наколот, так и есть! Барон, ваш долг погашен!
Вы проходимец, ваша честь, Вы проходимец, ваша честь, —
И я к услугам вашим! (В. Высоцкий)
* * *
Мы сыграли с Талем десять партий — В преферанс, в очко и на бильярде, —
Таль сказал: «Такой не подведёт!» (он же)
Название игральной карты, ставшее не только нарицательным, но глубоко и широко ушедшее в народ, причём не только в пушкинские времена, но и в нашу современность. Помню, как сам в детстве (это конец 60-х — начало 70-х, если что) играл с пацанами в Виновую даму (в карты), и как уже ДОЛах нового столетия девчонки вовсю пугали страшилками про Пиковую даму (причём доходило до истерических припадков у впечатлительных особ с косичками). Ну как тут не перечитать уже однажды-дважды читанный рассказ.
В принципе, по сюжету и по смыслам особо говорить не приходится, у Пушкина все смысловые акценты расставлены очень точно. Суть ведь проста — в карты у Судьбы не выиграешь. И даже если попытаешься смухлевать или передёрнуть, то всё равно причудливая и капризная Фортуна сдаст на руки такой расклад, который не приснится ни в одном дурном сне. И не напрасно опытный «игровой» говорил мне как-то «Иваныч, запомни: все садятся выигрывать, да выигрывает-то один». И наука эта зековская мне запомнилась на всю жизнь. Особенно после того, как в лохматые 80-е умудрился проиграть подряд две месячных зарплаты — такого холодного (и вовремя принятого) душа хватило на всю оставшуюся жизнь — игрового соблазна никогда больше не испытывал.
Groucho Marx, 18 сентября 2022 г.
Наверно, это лучшее прозаическое произведение Пушкина (поправка: «Капитанская дочка» — сильно лучше).
Конечно, написано очень сухо, так что при чтении аж в горле першит, но тут надо учесть: для Пушкина родной язык был всё же французский, русскому он выучился позже, так что если со стихами у него получалось очень музыкально и красиво, то с прозой как-то не очень. Всё время чувствуется, что это перевод с иностранного языка, а не оригинальная русская речь.
Тем не менее, повесть вполне увлекательная, несмотря на схематичность героев и полное отсутствие психологии (так, финальный провал Германа психологически никак не обоснован, это просто морализаторское закругление сюжета, а по логике характера Герман должен был выиграть кучу денег и жить счастливо).
Чувствуется, что Пушкин с большой пользой для себя читал Проспера Мериме, хотя так и не научился расставлять в тексте «скрытые намёки» на умолчания.
Old_Gonsalez, 18 июня 2021 г.
Классикой мы называем произведения не только прошедшие испытание временем, но и не утратившие при этом свою актуальность. К сожалению, зачастую эта акутальность касается темных черт человеческой души. Мало ли людей подобных Германну было до Пушкина? Мало ли их среди нас, потомков того славного времени? Нет. И классик в своем бессмертном произведении открывает душу человека, с первого взгляда цельного, крепкого, но так легко поддавшегося азарту, лишь поманила его на горизонте стопроцентная выгода. И потерял человеческие черты военный инженер Германн. Ни симпатию юной девушки не поставил во главу угла, ни предостережение старой графини[А что еще может означать появление духа этой самой графини?]. И, в итоге, занял потерявший голову инженер место которое ему и полагается. Поучительно и актуально на все времена.
spartanec300, 8 июня 2018 г.
Такое небольшое, но в тоже время глубоко-поучительное произведение! А ведь Германна в действительности сложно назвать сугубо отрицательным героем, уверен многие читая, могли не только испытывать чувство неприязни, но чувство близости с этим героем. Ведь к сожалению, как и тогда, так и сейчас мало, что поменялось в нашем грешном мире, люди попрежнему материальные ценности ставят выше всего остального! Уверен очень многие живущие скажем в среднем достатке, тоже в глубинках своих души, мечтают, а вот бы что нибудь произошло волшебное, я стал богат и все мои проблемы будут решены. Герман такой же персонаж как и мы обычный парень, с холодной головой, расчетлив, умен — ведь все задатки у него есть. Есть в нем и светлое и поначалу даже казалось, что его чувства к Лизаньке настоящие, но к сожалению темная сторона куда искушеннее, куда более манящая, в итоге сумела поработить его разум и утянуть его душу в пучину, где господствует тьма! За светлую сторону отвечала Лизанька, за что она и была награждена
lubar, 8 июня 2017 г.
Удивительно как мало я читал Пушкина. При том , что Пушкин — наш главный поэт. Если посчитать количество строк, которые надо прочитать в школе Пушкина, то их будет явно меньше чем не только в «Войне и Мире». Но и в «Преступлении и Наказании».
Но вот как раз в день рождения Пушкина попался в руки томик с прозой. И самое известное из непрочитанного как раза оказалось произведение «Пиковая Дама».
Если честно читать было сложнее, чем например варианты «Героя нашего времени» Лермонтова. Тем менее в достаточно маленьком произведении мы успеваем познакомится с большим количеством героев и характеров.
Главный герой наверно всё-таки Герман. Вот не складывается у меня образ отрицательного героя. Не дотягивает он до Дориана Грея. Его жизнь разделяется на ту что он вёл, до того как узнал легенду о трёх картах и после. И до он мне вполне симпатичен. Цельная личность. Не играет на деньги. Правда изучает. Но почему бы не проявить праздное любопытство.
А вот легенда про три карты сводит его с ума. Мне кажется он и сошёл с ума в тот момент. И с твёрдым разумом сумасшедшего начал осуществлять свои планы. Хотя какое-то время я ему верил, что Лиза ему тоже интересна.
Что ещё тут важно. Если признать, что Герман негодяй — то он честный негодяй. Конечно в полицию он не пошёл, да вообще и не ясно было ли формально за что его судить. Но Лизе честно во всём признался, хотя мог бы продолжать игру. Вдруг секрет где-то в кабинете записан. Не думаю, что Лиза была бы с ним счастлива и что Герман не закончил бы жизнь в том же сумасшедшем доме, если судьба была ему бы чуть более благосклонна.
Про Лизу мы узнаём не так много. Девушка явно симпатична Пушкину и поэтому симпатична нам. Не что бы она совсем забита своей покровительницей. Но жизнь её похожа на жизнь Золушки. В смысле она главный громоотвод капризов графини. Её влюблённость в Германа такая свежая и нежная и при этом нарушающая все правила тоже становится невольной причиной преждевременного ухода княгини.
Сама княгиня, когда-то была боевой девушкой и игроком и хотя и тогда была самодуром, по возможности держа мужа под каблуком, но вызывает уважение. А теперь 60 лет спустя она призрак былого величия. Она всё ещё самодур, но некому её защитить от ворующих нахлебников. Правда, она похоже настолько богата, что может себе это позволить. Вообще-то её не очень жаль, как не было жаль Достоевскому старуху процентщицу. Но а отомстила она Герману вполне достойно и присущем ей чувством юмора.
Что тут ещё интересно. По мне ужас-ужас-ужас, как люди легко проигрывают целые состояния. За ними судьбы людей, как родственников игроков, так и принадлежащих им крестьян, которые как видно переходили из рук в руки. Хотя надо сказать, что в отличи от Игрока в Достоевском, тут всё-таки по крупному играют редко.
Секрет магии про три карты не раскрыт. Не ясно как его можно было передать. Почему княгиня секрет передали и она его передала Чаплицкому, а Чаплицкий некому. И княгини хоть и после смерти смогла поделится секретом ещё раз.
Ещё момент на балу, когда Томский кокетничает с Лизой, он мстит Полине и в отличие от истории Онегина с Ленским, скандала это не вызывает. И оказывается вовремя мазурки можно нести полную безответственную чушь в гоняя в ступ бедных девушке.
Paganist, 22 октября 2014 г.
Двести лет прошло, а люди не изменились. Что придаёт актуальности повести Пушкина. На примере стандартного сюжета автор ярко показывает пороки. Безусловно, жертвой здесь является Лизанька. К счастью, в концовке всё встаёт на свои места. К сожалению, в реальной жизни далеко не всегда конец подобных историй складывается столь справедливо, как в «Пиковой даме». Тем не менее, мотив возмездия за неправедное поведение, ложь и алчность — не последняя актуальная идея произведения.
KOLe, 24 апреля 2012 г.
Основная идея — ущербность, пошлость и неправедность людей., ставящих материальное, выше духовного. Таким человеком является главный герой. И автор осуждает его. Имея живую страсть и волю (задатки для подлинно духовной, творческой жизни) — он всю душу вкладывает в то ,чтобы приумножить свой капитал. И это его в конце концов губит ,впрочем как и остальных подобных людей.
Лизанька также яркая личность, только забитая тиранством старой графини. Но она желает обрести мужа, любовь, семью, уйти от гнета. И она получает желаемое.
А Германн, мало того, что живет ради денег, да, и нажить их пытается нечестным путем. Как только он узнает тайну трех карт, сразу забывает о честном желании обогатиться и пускается в авантюра. При чем действует он беспощадно ,давя других людей, идя по головам. Обманывает он самого себя, Лизу и в конце концов продает душу дьяволу. Графиня, которую он обманул, не пожелав осчастливить ее воспитанницу, губит его. Не захотел он, даже когда ему предоставили возможность ,спастись. А решил дальше обманывать ,за что и поплатился.
Edward W, 18 февраля 2011 г.
Произведение очень сильное. Мне понравилось даже больше «Повестей Белкина». Читается на одном дыхании. Игра с темными силами для Германна оказалась неудачной. Пытаясь получить славу и деньги нечестным путем, Германн сильно пострадал и получил по заслугам.
Charly, 12 января 2010 г.
Классика. Пушкин создал образ холёного молодого человека, очень настойчивого и упорного в достижении своей цели. деньги властвуют над людьми, и это ярко показано в повести. Секрет, который Герману открыла старуха, в итоге ни к чему хорошему не привёл, а наоборот, только лишь покарал главного героя, слишком самоуверенного в мистической силе карточной комбинации.