Ни Игоря Бобкова, ни Артура Клинова никто не причисляет к писателям-фантастам. И всё же, скажем так, некоторое отношение имеют. Не в «реалисты» же их записывать, право слово.
Романы Игоря Бобкова «Адам Клакоцкі і ягоныя цені», «Хвілінка. Тры гісторыі», «Хвілінка. Другая кніга» литературные критики относят то к постмодернизму, то к магическому реализму. Сам автор говорит так: «Тое, што я раблю ў літаратуры й паэзіі, я для сябе часам называю «мэтафізычным рэалізмам». У адрозьненьне ад проста рэалізму ці «магічнага рэалізму», мэтафізычны рэалізм — у лёгкай дыстанцыі да наяўнага быцьця, да прамоўленага слова, т. б. слова не супадае са сваім слоўнікавым значэньнем, яно крышачку завісае, існуе наўзбоч яго. Зноў такі, як такое назваць — гэта задача літаратурных крытыкаў і гісторыкаў літаратуры.»
К роману Артура Клинова «Шалом» о том, как белорус, ни на минуту не снимая кайзеровскую каску-шлем, добирался из Бонна в Могилёв, лучше всего подходит определение роман-фантасмагория, впрочем, мало ли фантасмагоричного мы порой наблюдаем и в реальной жизни. Роман «Шклатара» делится на две части. В первой действие происходит в Минске в 2010 году, во второй – обедневший шляхтич Ян Завальня в 1881 году возвращается из Питера к себе на родину и попадает в мистический край с ведьмаками, волколаками и человеком-карпом. При написании этой части Клинов использовал написанный им, но не пошедший в работу, киносценарий по книге Яна Барщевского.
Сюжет последней книги автора, романа «Локісаў», как и знаменитая новелла Мериме завязан на легенде об оборотнях-локисах. Сам Артур Клинов так говорит об этом романе: «Гэтая антыўтопія спрабуе змадэляваць пэўную схему, напрыклад: а што было б, калі б у адным невялічкім пасёлку, які згубіўся ў лясах і балотах Беларусі, жылі пярэваратні? Гэтых пярэваратняў ніхто ня ведае, яны жывуць побач з намі, іх ніхто ня ведае, але час ад часу яны кагосьці зьядаюць. І ўвесь пасёлак жыве ў страху. Гэта адна мадэль. Ці іншая мадэль такой антыўтопіі: што было б, калі б у такім пасёлку нехта раптам вырашыў зрабіць Майдан? Збунтавацца супраць гэтага сацыяльнага ладу, гэтага страху, такога сабачага жыцьця — што было б, калі б такі Майдан рэальна адбыўся ў такім пасёлку? З «Локісавым», як ні дзіўна, атрымалася так, што гэтая антыўтопія — раман я пачаў пісаць у 2015-м — у 2020-м адзін у адзін спраўдзілася. Тое, што цяпер адбываецца ў Беларусі — гэта тая антыўтопія маленькага беларускага пасёлка, якая стала рэальнасьцю».
Игорь Бобков / Ігар Бабкоў
О романе «Адам Клакоцкі і ягоныя цені» активно заговорили не в год первого издания, а в 2009 году, когда он вошёл в список финалистов престижной премии Angelus, присуждаемой за лучшее произведение автора из Центральной Европы, опубликованное на польском языке. Его называли первым постмодернистским и постколониальным белорусским романом, первой белорусской книгой «не для всех», оценки критиков, впрочем, разошлись от «гениально» до «ни о чём».
Определённое представление о книге можно составить уже по авторскому предуведомлению:
«Раман у дзесяці гісторыях з жыцьця адважнага асьветніка й энцыкляпэдысты Яна Адама Марыі Клакоцкага і ягоных ценяў, з дадаткам зацемаў аўтара, двух эпіграфаў зь лістоў сусьветна вядомых творцаў ды пасьляслоўем Францішка Эн., у якім той упершыню ў беларускім літаратуразнаўстве скарыстоўвае пост-каляніяльны панятак галюцынагеннай прысутнасьці Сябе як Іншага, а таксама фрагмэнтаў двух ненапісаных раманаў, якія — з глыбокай мэтафізычнай пэрспэктывы – бачацца як адзін ненапісаны раман пад рознымі назвамі.
У гэтую кнігу можна ўвайсьці праз чатыры розныя дзьверы. Выйсьця зь яе няма аніякага. Вы ўваходзіце ў раман, калі ўпэўненыя, што ўсё ў сьвеце мусіць мець свой сэнс і сваё мейсца. Вы ўваходзіце ў кнігу гісторыяў, калі перакананыя, што ня варта склейваць у адно чарапкі ад розных вазонаў.
Вы ўваходзіце ў філязафічны трактат, калі вы ня ў чым не перакананыя й ня ўпэўненыя. Вы ўваходзіце ў практычны дапаможнік па кітайскай народнай гульні ў інь і ян, калі адчуваеце, што няма каму быць у чымсьці перакананым альбо ўпэўненым.»
Роман «Хвілінка. Тры гісторыі», удостоенный престижной белорусской премии Ежи Гедройца, написан в иной манере, это истории о трёх посетителях одного минского кафе.
Процитирую из него стихотворение, «написанное» одним из героев этого романа на русском:
«Утренний мир тонок
Как иней в зимнем саду
В нём страх, пушистый котенок
Живёт в хрустальном бреду
Милый небесный зверёныш
Откуда в тебе тепло?
Словно пушистым снегом
Меня тобой замело.»
Справочная информация:
Игорь Михайлович Бобков (белор. Ігар Міхайлавіч Бабкоў; род. 2 июня 1964, Гомель) — белорусский писатель, поэт и философ.
Окончил отделение философии исторического факультета Белорусского государственного университета в 1986 году. Окончил аспирантуру, проходил стажировку в Лондонской школе экономики. Кандидат философских наук.
Научный сотрудник Института философии НАН РБ, доцент кафедры философии культуры факультета философии и социальных наук БГУ. Преподаёт в университетах Минска и Вильнюса.
В конце 80-х был участником литературных объединений «Бабілён» и «Тутэйшыя». Был одним из основателей Белорусского коллегиума, издавал и редактировал журнал «Фрагмэнты».
Сборник поэзии «Solus Rex» был отмечен белорусской литературной премией Гліняны Вялес (1993), сборник эссе «Каралеўства Беларусь. Вытлумачэньнi ру[і]наў» — премией Залатая літара (2005), роман в повестях «Хвілінка: Тры гісторыі» — премией Гедройца (2014).
Основная библиография
Художественная проза:
Адам Клакоцкі і ягоныя цені : раман у дзесяці гісторыях (2001)
Хвілінка. Тры гісторыі : раман (2013)
Хвілінка. Другая кніга : раман (2017)
Поэзия:
Solus Reх : вершы, імпрэсіі, калоквіумы (1992)
Герой вайны за празрыстасць : вершы (1998)
Засынаць, прачынацца, слухаць галасы рыб : вершы (2009)
Эссе:
Каралеўства Беларусь. Вытлумачэньні ру[і]наў : кніга эсэяў (2005)
Артур Клинов / Артур Клінаў
Артур Клинов – яркий представитель авангарда, неформального искусства. Свои идеи он реализует с помощью разнообразных техник — традиционная живопись, фотография, скульптура из соломы, перформанс, инсталляция, видео — используя различные материалы и реальные предметы. Клинов — участник около ста совместных и более тридцати персональных художественных выставок. С 2013 года живёт в деревне Каптаруны, расположенной на севере Беларуси на границе с Литвой, работая над превращением её в арт-деревню, место для проведения фестивалей, пленэров и арт-резиденций.
Главной книгой Артура Клинова, пожалуй, следует считать его дебютный автобиографический роман «Малая падарожная кніжка па Горадзе Сонца», своеобразное архитектурно-социологическое исследование, переведённый на немецкий (собственно впервые он был издан именно на немецком), русский, польский, венгерский и шведский языки. В романе и фотоальбоме «Горад СОНца» отражена сформулированная Клиновым урбанистическая концепция «Горад Сонца» об уникальности и необходимости сохранения центральной части Минска.
Справочная информация:
Артур Александрович Клинов (белор. Артур Аляксандравіч Клінаў ; род. 5 сентября 1965, Минск) — белорусский художник, писатель, издатель.
В 1982-1984 годах — участник молодёжного общественного движения «Беларуская Майстроўня».
В 1987 году закончил архитектурный факультет Белорусского государственного политехнического института. Создатель одной из первых в Беларуси неформальных арт-групп «Сообщество БЛО» (1987), основатель Белорусской ассоциации современного искусства (1998), с 2002 года издатель и главный редактор журнала о современной белорусской культуре «pARTisan». Составитель и издатель энциклопедической серии альбомов по современному белорусскому искусству «Коллекция pARTisan».
Лауреат премии «Гліняны Вялес» за книгу «Локісаў» (2021).
Основная библиография
Художественная проза:
Малая падарожная кніжка па Горадзе Сонца : аўтабіяграфічны раман (2008)
Шалом : ваенны раман (2011)
Шклатара : раман (2013)
Локісаў : раман (2020)
Фотоальбом:
Горад СОНца : візуальная паэма (2006)
Альбом:
Дванаццаць : выбраныя творы (2009)