(Это перепечатка, которую я ставлю здесь ради прекрасных кадров.)
В Сети состоялась премьера первого промо-кадра к дилогии "Хоббит", запечатлевшего в полном боевом облачении гномов Дори, Нори и Ори.
Как уже неоднократно сообщалось, съемки обоих фильмов дилогии проходят одновременно в Новой Зеландии. В проекте задействованы многие актеры, принимавшие участие во "Властелине колец". Среди них Орландо Блум, Хьюго Уивинг, Кейт Бланшетт, Элайджа Вуд, Энди Серкис, Йен МакКеллен, Ли Пейс, Кристофер Ли, Ян Холм и другие.
Премьера первой части под названием "Хоббит: Неожиданное путешествие" намечена на декабрь 2012 года. Вторая серия выйдет еще через год.
P.S. Админы, прошу вас, поменяйте статус этого поста на киноновость, чтобы он в колонке киноновостей засветился!
Не успел я поставить свой предыдущий пост с новостями премий (Локус и т.д.), как прилетело несколько интересных профильных новостей, в основном, по номинациям.
Медаль Карнеги досталась Нессу
Роман Патрика Несса (Patrick Ness) Monsters of Men был удостоен престижной Медали Карнеги за 2011 год. Медаль присуждается «самой выдающейся книге для детей», опубликованной в Британии. Monsters of Men является третьей книгой трилогии «Ходячий Хаос», причем первые две – Knife of Never Letting Go и The Ask and the Answer – включались в шортлисты Медали Карнеги в 2009 и 2010 годах соответственно. Таким образом, это первый случай, когда все книги серии номинировались на эту награду.
В этом году в шортлисте значились книги Мег Розофф (Meg Rosoff) The Bride’s Farewell и Маркуса Седжвика (Marcus Sedgewick) White Crow. Медаль присуждается под эгидой Института дипломированных профессиональных библиотекарей и информационщиков, а ее жюри состоит из детских библиотекарей.
«Список лауреатов Медали Карнеги простирается от Артура Рэнсома до Нила Геймана. Быть включенным в него – огромная честь для меня, такое бывает раз за всю карьеру, и я по-настоящему тронут этим,» сказал Несс. Ему предстоит получить золотую медаль и книги на 500 фунтов, которые он подарит библиотеке по своему выбору.
Лауреаты премии Прометей за 2011 год
Либертарианское футуристическое общество объявило лауреатов премии Прометей за 2011 год:
Лучший роман / Best Novel:
• Darkship Thieves, Sarah Hoyt (Baen)
Её соперниками были:
• For the Win, Cory Doctorow (Tor)
• The Last Trumpet Project, Kevin MacArdry (www.lasttrumpetproject.com)
• Live Free or Die, John Ringo (Baen)
• Ceres, L. Neil Smith (Big Head Press)
Зал славы / Hall of Fame:
• Animal Farm, George Orwell (1945)
Его соперниками были:
• Falling Free, Lois McMaster Bujold (1988)
• “‘Repent, Harlequin!’ Said the Ticktockman”, Harlan Ellison (1965)
• “The Machine Stops”, E. M. Forster (1909)
• “As Easy as A.B.C.”, Rudyard Kipling (1912)
Премия Прометей будет вручаться на Renovation, 69м Ворлдконе, который пройдёт 17-21 августа 2011 года в Рено, Невада, США. Сара Хойт и наследники Джорджа Оруэлла получат по золотой медали и почётной грамоте. Оруэлл прежде уже выигрывал эту премию в категории «Зал славы» за роман 1984 (в 1984 году, на второй год вручения премии). Скотный двор уже не раз побывал финалистом в «Зале славы», но только этот раз оказался результативным.
Что ж, я рад за победителей. Для Оруэлла это давно заслуженная награда; думаю, что все мы читали эту повесть и разделяем решение либертарианцев. Что же касается награды за роман прошлого года, я болел за Доктороу, чей роман дальше разрабатывает направление, начатое Младшим братом, но уже на новом, более высоком уровне. Победе Хойт не удивлён. Эта относительно новая писательница всё чаще стала попадать в поле моего зрения. Она родом из Португалии, фантастику любит с детства, а волею судьбы оказавшись в Штатах (вышла за американца), стала писать НФ и фэнтези на английском. С этим проблем не было – английский филолог по образованию. Её фэнтези уже номинировались на Мифопоэтическую премию. Призовой роман, судя по рецензиям, – космоопера, но из рецензий так и неясно, чем же он так привлёк либертарианцев.
Номинации на Британскую фэнтезийную премию за 2011 год
Британское общество фэнтези (British Fantasy Society) объявило финалистов Британской фэнтезийной премии (British Fantasy Award) за 2011 год. Ими стали:
Лучший роман (Премия Августа Дерлета) / Best Novel (The August Derleth Fantasy Award):
• Apartment 16, Adam Nevill (Pan Macmillan)
• Demon Dance, Sam Stone (The House of Murky Depths)
• The Leaping, Tom Fletcher (Quercus)
• Pretty Little Dead Things, Gary McMahon (Angry Robot)
• The Silent Land, Graham Joyce (Gollancz)
Лучшая повесть / Best Novella
• “1922″, Stephen King (Full Dark, No Stars)
• Humpty’s Bones, Simon Clark (Telos)
• Ponthe Oldenguine, Andrew Hook (Atomic Fez)
• Sparrowhawk, Paul Finch (Pendragon)
• The Thief of Broken Toys, Tim Lebbon (ChiZine)
Лучший рассказ / Best Short Story
• The Beautiful Room, R.B. Russell (Nightjar)
• “Fool’s Gold,” Sam Stone (The Bitten Word)
• “The Lure,” Nicholas Royle (The End of the Line)
• “Otterburn,” Jan Edwards (Estronomicon Dec 2010)
• “Something For Nothing,” Joe Essid (Catastrophia)
Лучший авторский сборник / Best Collection
• Full Dark, No Stars, Stephen King (Hodder & Stoughton)
• The Gravedigger’s Tale: Fables of Fear, Simon Clark (Robert Hale)
• Last Exit for the Lost, Tim Lebbon (Cemetery Dance)
• One Monster Is Not Enough, Paul Finch (Gray Friar)
• Walkers in the Dark, Paul Finch (Ash-Tree)
Лучшая антология / Best Anthology
• Back From the Dead: The Legacy of the Pan Book of Horror Stories, Johnny Mains, ed. (Noose & Gibbet)
• The End of the Line, Jonathan Oliver, ed. (Solaris)
• The Mammoth Book of Best New Horror Volume 21, Stephen Jones, ed. (Robinson)
• Never Again, Allyson Bird & Joel Lane, eds. (Gray Friar)
• Zombie Apocalypse!, Stephen Jones, ed. (Robinson)
Лучшая нехудожественная книга / Best Non-Fiction
• Vincent Chong, Altered Visions: The Art of Vincent Chong (Telos)
• Cinema Futura, Mark Morris, ed. (PS Publishing)
• Fantastic TV: 50 Years of Cult Fantasy and Science Fiction, Steven Savile (Plexus)
• M.P. Shiel: The Middle Years 1897-1923, Harold Billings (Roger Beacham)
• The Shrieking Sixties, Darrel Buxton (Midnight Marquee)
Лучший художник / Best Artist
• Ben Baldwin
• Daniele Serra
• Les Edwards
• Paul Mudie
• Vincent Chong
Лучшее малое издательство / Best Small Press
• Atomic Fez; Ian Alexander Martin
• Gray Friar Press; Gary Fry
• Pendragon Press; Christopher Teague
• Telos Publishing; David J. Howe & Stephen James Walker
• At the Mountains of Madness, I.N.J. Culbard (SelfMadeHero)
• The Unwritten Vols. 1 & 2, Mike Carey & Peter Gross (Titan)
Номинации также были сделаны в киношной и телевизионной категориях. Лауреаты будут объявлены на Британском фэнтезийном коне FantasyCon 2011, который пройдёт с 30 сентября по 2 октября в Брайтоне, Великобритания. Следует помнить (я и в прошлом году об этом предупреждал), что в Британском обществе фэнтези тон задают адепты хоррора и магреализма, так что более традиционное фэнтези в номинациях встречается нечасто.
Большинство номинантов в романной категории представляют новое поколение британских авторов тёмной фэнтези и хоррора, например, Гэри МакМагон, рецензии на книги которого уже встречались на Фантлабе. Его конёк – пугающая атмосфера обыденности, которая пострашнее иных ужасов; а такая среда прекрасно способствует тому, чтобы в мир ворвалось какое-то древнее зло. Адам Невилл использует одну из традиционных тем ужастиков – нехорошее место – и делает это умно и со вкусом. Роман Тома Флетчера – смесь ужастика, народных сказок и пугающего реализма, а ещё – первая книга очень перспективной серии. А роман Сэм Стоун завершает вампирскую трилогию; она подхватила эстафету Энн Райс, когда той надоели вампиры. Особняком стоит новый роман самой яркой звезды британского магического реализма Грэма Джойса. Прежде я уже упоминал, что этот новый мистический роман – о паре лыжников, которые никак не могут выбраться из заблокированной лавиной альпийской деревни. Судя по отзывам рецензентов, наиболее вероятным претендентом на премию является именно Джойс.
В категории повестей выделяется Стивен Кинг с одной из повестей из нового сборника (наиболее вероятный лауреат). Другие же авторы – молодые и относительно молодые британцы. Примечательно, что в категории авторских сборников – совершенно те же имена. И там приоритет тоже у Кинга. Однако в категории рассказов имена совершенно иные, хотя из той же новой поросли британских хоррорушников. Явный лидер там не просматривается. Тех, кто более в материале, прошу присоединяться с комментариями.
Среди антологий доминирует Стивен Джонс сразу с двумя позициями – традиционным ежегодником Лучшего ужаса за год и характерной приметой времени: зомбической апокалиптикой. Это не суммирование, это умножение двух трендов. То ли ещё будет! Ещё внимание привлекает антология под названием Конечная станция (The End of the Line) – ужастики о лондонском метро во всех его проявлениях. Лавры Глуховского кому-то не дают покоя. Лишь бы не создали проект Underground 2033!
В нехудожественной категории – всего понемножку: альбом художника Винсента Чона, книги о киношной и телевизионной фантастике, о полузабытом авторе столетней давности и о британских ужастиках 60х. Совершенно невозможно предсказать победителя – как можно сравнивать такие разные книги?!
Художников я комментировать не буду, поскольку из пятерых знаю только старого мастера Леса Эдвардса (его картинки в свое время активно юзало АСТ). Независимые издательства и журналы, специализирующиеся на хорроре мне совершенно неведомы, поэтому ещё раз обращусь за помощью к тем, кто в материале.
А напоследок – новая категория графических романов, а в ней много интересного. Во-первых, новая работа Алана Мура. Это первый явный кандидат на премию. Но не всё так просто. Хотя все остальные авторы графических историй мне неизвестны, я не поленился посмотреть в Амазоне, что они из себя представляют. Интерес вызывают практически все, особенно Горы безумия по Лавкрафту! Не думаю, что я стал бы это себе покупать, но один раз прочитал бы точно. Так что кажущееся на первый взгляд преимущество Мура весьма относительно. А еще примечательно, что графические истории выпускают не только специализированные издательства комиксов (Titan), но и солидные книжные издательства (Jonathan Cape).
Номинации на премию Санберст за 2011 год
В последние дни июня были объявлены финалисты десятой ежегодной премии Санберст за достижения в области канадской фантастической литературы.
Книги для взрослых / Adult:
• Under Heaven, Guy Gavriel Kay (Penguin Canada)
• WWW: Watch, Robert J. Sawyer (Penguin Canada)
• Chimerascope, Douglas Smith (ChiZine)
• A Taint in the Blood, S.M. Stirling (New American Library)
• Stealing Home, Hayden Trenholm (Bundoran Press)
Детско-юношеские книги / Young Adult:
• Shapeshifter, Holly Bennett (Orca)
• Plain Kate, Erin Bow (Scholastic)
• The Painted Boy, Charles de Lint (Penguin)
• Bookweirder, Paul Glennon (Doubleday Canada)
• Dust City, Robert Paul Weston (Penguin Canada)
Лауреатов объявят 14 сентября 2011 года. Каждый из них получит денежный приз в размере $1,000 и медальон ручной работы с изображением логотипа премии – вспышки солнца.
Мне очень импонирует настойчивость, с которой Канада продвигает свою фантастическую культуру. Есть две крупные премии, одна из которых (Аврора) присуждается демократичным голосованием всех участников национального кона, а другая (Санберст) – недемократичным жюри (примерные аналоги британских премий BSFA и Артура Кларка). При том, что населения в Канаде раз в 10 меньше, чем в Штатах, голос канадских писателей не растворяется среди американцев, а популярность Уилсона (который Спин), Кея, Эриксона, де Линта, Доктороу давно приобрела международный размах.
В этом году в категории книг для взрослых явный лидер – Кей с мощным фэнтезийным квазиисторическим романом, действие которого происходит в стране, более всего напоминающей средневековый Китай. Этот роман выдвигался на все мыслимые премии, правда, ни одной до сих пор не получил. Пусть ему хоть на этот раз повезёт. Соперники у него достойные, но победить их вполне можно. Сойер представлен третьим томом довольно популярной НФ трилогии WWW. Предыдущие тома трилогии на разные премии выдвигались, но лавров не снискали. Более известный как автор боевой фантастики, Стирлинг на этот раз представлен романом об оборотнях, открывающим новую серию. Рецензенты отмечают излишний садизм и натурализм, поэтому премия вряд ли ему достанется. Смит, известный прежде всего малой прозой, представлен своим вторым авторским сборником, который демонстрирует широкий диапазон тем, стилей и жанров. Тренхольм – новый автор, а этот дебютный роман выдвинут на обе канадские премии. К сожалению, мне неизвестно, чем он так хорош. В прошлом году лауреатка из «молодых и рьяных» обошла мэтра Уилсона, чей роман выдвигался на все премии. Посмотрим, какие сюрпризы преподнесёт нам этот год.
Среди авторов книг для детей мне известен только де Линт. Другие для меня – совершенная терра инкогнита. Время покажет, кто победит: класс и опыт де Линта или новации и напор молодых авторов.
Финалисты премии Sidewise за 2011 год
Объявлены финалисты премии Sidewise в области альтернативной истории за 2011 год. Лауреаты будут объявлены на Ворлдконе этого года в Рено, Невада, США.
Короткая форма / Short Form:
• Mammoths of the Great Plains, Eleanor Arnason (PM Press)
• “Alter Kameraden,” Barry B. Longyear (Asimov’s, 4/10)
• “Sidewinders,” Ken MacLeod, in The Mammoth Book of Alternate Histories, ed. Ian Watson and Ian Whates (Robinson Publishing/Running Press)
• “A Clash of Eagles,” Alan Smale, in Panverse Two, Derwin Mak & Eric Choi, eds. (DAW)
• “Goin’ Down to Anglotown”, William F. Wu, in The Dragon and the Stars, Derwin Mak & Eric Choi, eds. (DAW)
Длинная форма / Long Form
• Columbia and Britannia, ed. by Adam Chamberlain and Brian Dixon (Fourth Horseman Press)
• Red Inferno: 1945, Robert Conroy (Ballantine)
• Pinion, Jay Lake (Tor)
• When Angels Wept, Eric Swedin (Potomac Books)
Альтернативная история – сложный (под)жанр, в том смысле, что очень много усилий тратится на создание непротиворечивого и достоверного мира, как бы нашего, да не совсем. Поэтому действительно удачных альтернативок не так уж и много. Особенно сложно работать здесь в малой форме. В этой номинации выделяется повесть Арнасон, где в современной Америке бродят стада мамонтов как живой символ непрекращающейся борьбы индейцев с пришлыми европейцами. В повести есть и Сибирь, и русская революция, и ещё много всего. О других номинантах в малой категории, к моему сожалению, мне известно немного.
В крупной форме всего четыре книги. Первая – антология о том, как развивалась бы история, если в 1766 году Британия включила бы североамериканские колонии в состав королевства и представила их в парламенте. Война за независимость так и не началась бы. Девять новелл этой книги повествуют о ключевых событиях истории Британской империи и всего мира с точки зрения американцев от момента ветвления в 1766 году до наших дней. На Амазоне представлены таймлайн, перечень персоналий, очень интересные карты и множество других приложений, которые являются самой лучшей рекламой книге. В романе альтернативного историка Второй мировой войны Конроя споры о дележе Германии между победителями приводят к военному конфликту СССР и США уже в 1945 году. Рецензенты отмечают очень тщательную проработку исторического контекста, поэтому роман будет интересен любителям истории не только альтернативной. После награждения премией Джона Кэмпбелла за лучший дебют и нескольких номинаций на Хьюго и другие премии Джей Лейк выдал на-гора очень многогранную клокпанк-трилогию, завершающий роман которой представлен в этой номинации. К сожалению, не зная первых двух книг, разобраться что к чему даже в рецензии тяжеловато. И последней в номинации стоит книга профессора Сведина о возможных последствиях одного из поворотных моментов ХХ века – Карибского кризиса. Вариантов была масса – от тотальной ядерной войны до мирного разрешения, которое, к счастью, и произошло в реальности, с целым спектром сценариев между ними. Автор подробно рассматривает все возможные несостоявшиеся варианты несколько суховатым языком исторического трактата. Этой книге не хватает художественности, иначе цены бы ей не было.
Не берусь предсказывать, кому достанутся премии, поскольку не знаю механизма выбора лауреатов.
Память
И в завершение ещё вот такая новость, но не о премиях, а об увековечивании памяти. Фонд памяти Роберта Холдстока достиг своей цели. По соглашению с Woodland Trust (благотворительным фондом, занимающимся охраной и уходом за природными лесными массивами Британии) три акра леса Victory Wood возле Кентербери – между древними лесами Блин и Элленден (Blean and Ellenden woodlands) – посвящены Роберту Холдстоку на постоянной и исключительной основе; кроме того, его памяти также посвящены скамья и молодой дубок в этом лесу. В 1993 году Холдсток заметил, что «шлепок мокрого дубового листа – одно из ощущений, которые нравятся мне больше всего».
Кстати, его последний роман Avilion в этом году получил премию Чешской Академии НФ, фэнтези и ужаса. У них, стало быть, весь цикл Мифаго уже переведен. А у нас когда?
Что ж, лес теперь есть. Осталось только мифаго наглючить…
Британский вебсайт IT-новостей The Register провёл онлайновый опрос: посетителей сайта просили назвать «лучшие фантастические фильмы, которые никогда не были сняты», то есть книги, по тем или иным причинам не замеченные голливудскими киномагнатами (и денежки ушли мимо на производство всяких сиквелов или римейков ).
Победителем с большим отрывом стал Иэн М. Бэнкс со своим романом Use of Weapons (в поганом русском переводе – Выбор оружия). Были названы 50 произведений, которые собрали 27’088 голосов. За победителя голоса отдали 10’032 респондента. Второе место, с ещё большим отрывом от остальных занял роман Ларри Нивена и Джерри Пурнеля The Mote In God's Eye (Мошка в зенице Госпдней), собравший 7’099 голосов. Полностью результаты приведены здесь.
Необходимо отметить, что среди ответов значатся и другие романы Бэнкса: Consider Phlebas (Вспомни о Флебе), Excession (Эксцессия), The Player of Games (ау, Эксмо!) и The Algebraist (Алгебраист), каждый из которых набрал по несколько сот голосов. Но всё же публика особенно хочет увидеть на большом экране Use of Weapons (Выбор оружия).
От себя добавлю. С выбором согласен, поддерживаю. Хотя очень долгое время я считал лучшим неснятым фантастическим фильмом Левую рку тьмы с Дэвидом Боуи в роли Эстравена.
А вот и все результаты:
The best sci-fi film never made
Use of Weapons 37% (10032) Иэн М. Бэнкс / Выбор оружия
The Mote In God's Eye 26% (7099) Ларри Нивен и Джерри Пурнель / Мошка в зенице Госпдней
Foundation 3% (682) Айзек Азимов / Академия (думаю, что речь идёт об исходной трилогии)
Neuromancer 2% (623) Уильям Гибсон / Нейромант
The Stainless Steel Rat 2% (610) Гарри Гаррисон / Стальная крыса
Ender's Game 2% (581) Орсон Скотт Кард / Игра Эндера
Rendezvous With Rama 2% (538) Артур Кларк / Свидание с Рамой
Ringworld 2% (478) Ларри Нивен / Мир-кольцо
Snow Crash 2% (436) Нил Стивенсон / Лавина
Consider Phlebas 1% (356) Иэн М. Бэнкс / Вспомни о Флебе
Altered Carbon 1% (298) Ричард Морган / Видоизмененный углерод
Excession 1% (288) Иэн М. Бэнкс / Эксцессия
Night's Dawn 1% (279) Питер Ф. Гамильтон / Пришествие ночи (вся трилогия!)
The Player of Games 1% (279) Иэн М. Бэнкс / (до сих пор не переведен!)
The Moon is a Harsh Mistress 1% (260) Роберт Хайнлайн / Луна жёстко стелет (предпочитаю перевод Щербакова!)
The Forever War 1% (248) Джо Холдеман / Бесконечная война
Stranger in a Strange Land 1% (232) Роберт Хайнлайн / Чужак в стране чужой
Dragonriders of Pern 1% (223) Энн МакКефри / Всадники Перна (думаю, что речь идёт об исходной трилогии)
Hyperion 1% (210) Дэн Симмонс / Гиперион (думаю, что снимать нужно как минимум по первым двум книгам сразу)
The Atrocity Archives 1% (196) Чарльз Стросс / (до сих пор не переведен!)
Пока я был на Евроконе, состоялось вручение нескольких премий, а ещё несколько новостей поступили, пока я был занят сборами. Опять куча материалов накопилась, поскольку заметки о Евроконе пришлось пропустить вперёд. А тут ещё и премии Локуса подоспели… С них и начну.
Лауреаты премии Локуса за 2011 год
В субботу, 25 июня, в Сиэтле были объявлены лауреаты премии Локуса за 2011 год. Ими стали:
Лучший НФ роман / Best Science Fiction Novel
• Blackout/All Clear, Connie Willis (Spectra)
Её соперниками были:
• Surface Detail, Iain M. Banks (Orbit UK; Orbit US)
• Cryoburn, Lois McMaster Bujold (Baen)
• Zero History, William Gibson (Putnam; Viking UK)
• The Dervish House, Ian McDonald (Pyr; Gollancz)
Лучший фэнтези роман / Best Fantasy Novel
• Kraken, China Miéville (Macmillan UK; Del Rey)
Его соперниками были:
• Under Heaven, Guy Gavriel Kay (Penguin Canada; Roc)
• Who Fears Death, Nnedi Okorafor (DAW)
• The Fuller Memorandum, Charles Stross (Ace; Orbit UK)
• Donato Giancola, Middle-Earth: Visions of a Modern Myth (Underwood)
• Shaun Tan, The Bird King and Other Sketches (Windy Hollow)
• Charles Vess & Neil Gaiman, Instructions (Harper)
Что ж, сенсация не состоялась. В категории НФ роман вполне предсказуемо победила Конни Уиллис, хотя все её соперники были очень достойными. Думаю, что отрыв от 2го места был минимальный. И если до этого ещё оставались какие-то сомнения о том, кому достанется Хьюго, то сейчас они почти полностью развеялись. (Пишу почти, поскольку до конца голосования на Хьюго есть ещё время набросать голосов за других номинантов. Но это лишь теоретически.) Среди фэнтези романов, к моему вящему удивлению, победил Мьевиль, хотя победа эта больше говорит о популярности автора среди читателей Локуса, чем о достоинствах самой книги. Я всё-таки предпочёл бы, чтобы победил Стросс, или Вулф, или Кей. Однако, победителей не судят. Первую премию за свой дебютный роман получила Джемисин. Номинаций у неё было много, но сработала одна и, пожалуй, самая важная. Жаль, что эту премию не получил Райяниеми. Он был не менее достоин её. Очень плотная конкуренция с примерно равными шансами была в категории д/ю книг. Здесь удалось победить Бачигалупи. Думаю, что его перевес был минимальным. На ум приходит фраза «герои прошлого года Мьевиль и Бачигалупи получили утешительные призы», хотя не могу судить о том, насколько она справедлива.
Теперь о малой прозе. Повесть Чана вполне предсказуемо победила в своём разделе, отодвинув довольно сильных соперников, в том числе, лауреата Небьюлы. Тем интереснее будет интрига на Хьюго. Всенародная популярность Геймана принесла ему премии сразу в двух категориях: новелла и рассказ. Не читав их, мне сложно судить о том, насколько справедливыми стали эти награды, но я твёрдо знаю одно. Мастер держит планку и ниже определённого (довольно высокого) уровня не опускается. Среди антологий лучшей была признана книга Мартина и Дозуа Warriors, хотя соперники её были очень сильны, особенно Лучшее за год 27 Дозуа и Swords & Dark Magic Стрейхана и Андерса. Довольно неожиданной для меня стала победа однотомника избранных рассказов Лейбера в разделе авторских сборников. Мне больше верилось в победу Бигла или Робинсона. Что ж, я рад, что Лейбер по-прежнему в чести, и что его помнят не только за Фафхрда и Серого Мышелова.
Среди журналов привычно победил Asimov’s, хотя по справедливости награждать надо один из онлайновых журналов – сейчас они задают моду в издании малой прозы. Также привычно Tor победил среди книжных издательств, поскольку в целом ни по количеству, ни по качеству издаваемой фантастики никто с ним не сравнится. Среди редакторов победила Эллен Дэтлоу, не сильно избалованная подобными премиями (как правило, они доставались Дозуа). Теперь читатели Локуса, видимо, решили восстановить справедливость. Довольно предсказуемой была победа Тана в категории художников – после Оскара и премии Астрид Линдгрен его перевес был неизбежен.
Вполне ожидаемой была победа книги Паттерсона о Хайнлайне. Её соперники явно отставали по всем параметрам. В том, что эта книга возьмет и Хьюго, сомнений уже не возникает. В разделе арт-альбомов привычно победил Спектрум – ежегодное собрание репродукций всякого фантастического искусства – понемножку на любой вкус. Жаль, что не выиграл Джанкола. Его альбом представляется мне гораздо интереснее.
Что ж, премии Локуса в этом году довольно неплохо отражают картину лучшего за год, хотя определенная доля групповщины и вкусовщины в награждениях присутствует, а это неизбежно для премий со всенародным голосованием.
Финалисты Мемориальных премий Джона Кэмпбелла и Теодора Старджона за 2011 год
В середине июня были объявлены финалисты Мемориальной премии Джона Кэмпбелла за 2011 год. Премия вручается за лучший роман предшествующего года. В отличие от многих других премий, здешний шортлист довольно длинный, насчитывает аж 13 романов:
• Yarn, Jon Armstrong (Night Shade)
• Hull Zero Three, Greg Bear (Orbit)
• Zero History, William Gibson, (Putnam)
• C, Tom McCarthy (Knopf)
• The Dervish House, Ian McDonald (Gollancz/Pyr)
• New Model Army, Adam Roberts (Gollancz)
• The Quantum Thief , Hannu Rajaniemi (Gollancz/Tor)
• How to Live Safely in a Science Fictional Universe, Charles Yu (Pantheon)
Тогда же были объявлены и финалисты Мемориальной премии Теодора Старджона за 2011 год. Эта премия вручается за лучшее произведение прошлого года в малых формах. На этот раз в номинации 11 повестей, новелл и рассказов:
• “Mammoths of the Great Plains”, Eleanor Arnason (Mammoths of the Great Plains)
• “Under the Moons of Venus”, Damien Broderick (Subterranean Spring ’10)
• “The Maiden Flight of McAuley’s Bellerophon“, Elizabeth Hand (Stories)
• “The Sultan of the Clouds”, Geoffrey A. Landis (Asimov’s 9/10)
• “Flower, Mercy, Needle, Chain”, Yoon Ha Lee (Lightspeed 9/10)
• “Ghosts Doing the Orange Dance”, Paul Park (F&SF 1-2/10)
• “Dead Man’s Run”, Robert Reed (F&SF 11-12/10)
• “Troika”, Alastair Reynolds (Godlike Machines)
• “A Letter from the Emperor”, Steve Rasnic Tem (Asimov’s 1/10)
• “The Night Train”, Lavie Tidhar, (Strange Horizons 6/14/10)
• “The Things”, Peter Watts (Clarkesworld 1/10)
Обе премии будут вручены на специальной церемонии в рамках Кэмпбелловской конференции, которая пройдёт 7-10 июля 2011 года в Канзасском университете, г. Лоуренс, Канзас, США.
В состав жюри входят писатели, критики и литературоведы Грегори Бенфорд, Пол Ди Филиппо, Шейла Финч, Джеймс Ганн, Элизабет Энн Халл, Пол Кинкейд, Кристофер МакКиттерик, Памела Сарджент и Том Шиппи.
В номинации на премию Кэмпбелла много произведений, уже знакомых нам по другим премиям. Уиллис и МакДональд номинированы на огромное количество премий, причем первая уже получила Небьюлу и Локус, а второй – премию BSFA. Гибсон был среди финалистов только премии Локуса. Кроме него, в этой номинации присутствуют два финалиста Локуса в категории дебютных романов – Райяниеми и Ю. Кроме них, в номинации есть ещё один дебютант, более ни на какие премии не выдвигавшийся – Э. О. Уилсон. Не следует забывать, что роман МакКарти в прошлом году выдвигался на Букера, а Армстронга – в этом году на Дика. Остальные номинанты на другие премии не выдвигались.
В связи с выдвижением отдельных книг из этой номинации на различные премии, я уже обозревал их в своей колонке. Поэтому здесь остановлюсь лишь на тех, о которых ещё не писал. Грег Бир предлагает нам прекрасно написанный небольшой роман с большими загадками. Действие происходит на космическом корабле, везущим колонистов на отдалённую планету. Главгер, разбуженный раньше срока, пытается понять, что происходит, откуда монстры, и почему всё не так, как надо. Новый роман Гибсона хвалят как самую весёлую и самую лёгкую из его книг. В нем есть всё – мир моды, военно-промышленный комплекс, поведенческая антропология, наркомания, язвительные комментарии о современной культуре, и ещё много разного, а он сплетает все эти нити в единую связную картину. Источники вдохновения МакКарти – Джойс, Беккет и французский «новый роман». Рецензенты отмечают, что его постмодернистский плутовской роман с предельно лаконичным названием С угнездился на перекрёстке науки и «той фигни, из которой сделаны наши сновидения». Британский мастер литературной НФ Робертс написал одновременно захватывающий военный роман, жёсткую сатиру и философское исследование войны и демократии. Этот классный, изобретательный автор сейчас работает на пике своих возможностей, а его НФ романы получают высокие оценки от мейнстримовых критиков. В своем дебютном романе Райяниеми исследует общество через несколько сотен лет после наших дней, дивный новый мир шагающих городов, вездесущей криптографии, людей, общающихся обменом памятью, и постчеловеческих личностей, происходящих из сообщества многопользовательских онлайновых ролевых игр. Однако, несмотря на все чудеса, сюжет приводят в действие очень человеческие страсти: предательство, месть и ревность. Гевин Смит предлагает нам стремительный, отчаянный НФ триллер с лихо закрученным сюжетом, который разворачивается в мрачном будущем на фоне бесконечной войны с неизвестным и безжалостным инопланетным врагом. Действие постапокалиптического романа Теппер происходит в мире её романа A Plague of Angels (1993), но сюжетно совершенно независимо. Имея внешнюю упаковку эпического фэнтези, но логически безупречную НФ начинку, этот роман является сплавом фэнтези на тему умирающей Земли и притчи о злобной ведьме. Француз Вальта написал такой роман, какой «смог бы написать Жюль Верн, если его воскресить и дать дозу грибов». Это стильный, завлекательный стимпанковый триллер с эксцентричными персонажами, озорным юмором, ярким и заманчивым сеттингом. Роман захватывает и не отпускает до самого конца. Для профессора энтомологии Уилсона, уже удостоенного Пулитцеровской премии за нехудожественные тексты, это первый опыт в прозе. Это многогранный роман о человеческой жизни и её связи с природой.
Кто из номинантов способен получить премию? Если жюри пойдет на поводу у публики, то это будет Уиллис (при всём уважении к ней и её мега-роману). Хотя такое случалось редко. Если жюри пойдёт своим путем, то это могут быть и МакДональд, и Робертс, и Райяниеми. Конечно, жюри может поддержать звёзд недавнего прошлого, которые всё еще пишут, всё еще популярны, но премий в последнее время получают мало, т.е. Гибсона и Бира. Сомнительно, чтобы у остальных номинантов были какие-либо серьёзные шансы. Я, как обычно, буду болеть за британцев.
На премию Старджона номинация довольно разношёрстная. Странно видеть рядом в одной категории и повести, и рассказы. Имхо, неравное соревнование между ними получится. Явного фаворита я здесь не вижу. Некоторые номинанты выдвигались на Хьюго, Небьюлу и выходили в финал премии Локуса. С Небьюлой совпадают двое: Лэндис и Парк. С Хьюго – четверо: Хэнд, Лэндис, Рейнольдс и Уоттс. Среди финалистов Локуса двое: Рейнольдс и Уоттс. Я буду болеть за Рейнольдса. Также порадуюсь за Уоттса, если ему повезёт.
Лауреаты премий Дэвида Геммелла
На торжественной церемонии, прошедшей в Лондоне 17 июня, были объявлены лауреаты премий Дэвида Геммелла в области эпической фэнтези, присуждаемых в третий раз.
Премию «Утренняя звезда», вручаемую лучшему дебютанту, получил британец Дариус Хинкс (Darius Hinks) за роман Warrior Priest (Black Library).
Премию «Сердце ворона», вручаемую за лучшую обложку, получила исландская художница Олоф Эрла Эйнарсдоттир (Olof Erla Einarsdottir) за обложку романа Power and Majesty by Tansy Rayner Roberts (Harper Collins Australia).
А главную премию «Легенда», вручаемую за лучший роман, получил Брэндон Сандерсон (Brandon Sanderson) за роман The Way of Kings (Gollancz/Tor US). Её вручил прошлогодний лауреат Грэм МакНейл.
На церемонии присутствовали фэны и профессионалы жанра, а также известные лица в сообществе фэнтези и НФ, среди которых писатели Стивен Дис, Барри Форшоу, Стивен Джонс, Ким Ньюман, Сара Пинборо, Майкл Маршалл Смит, Джулиет МакКенна, художники Энн Садвортс и Крис Бейкер (иллюстратор графических романов Геммелла), издатель Джо Флетчер, а также представители издательств Black Library, Bragelonne, Gollancz, Orbit Books, журнала SFX Magazine, организаций и оргкомитетов BSFA, BFS/ Fantasycon, Novacon, World Fantasy Convention 2013, the Birmingham Science Fiction Group.
Церемонию вели её организаторы Стен и Энн Николс.
Лауреаты премии Брэма Стокера за 2010 год
18 июня в рамках Стокеровского уикэнда на Лонг Айленде, Нью Йорк, США были объявлены лауреаты премии Брэма Стокера за 2010 год. Ими стали:
Лучший роман / Superior Achievement in a Novel
A Dark Matter, Peter Straub (Doubleday)
Лучший дебютный роман (спарка) / Superior Achievement in a First Novel (tie)
Black and Orange, Benjamin Kane Ethridge (Bad Moon Books)
Castle of Los Angeles, Lisa Morton (Gray Friar)
Лучшая повесть / Superior Achievement Long Fiction
Invisible Fences, Norman Prentiss (Cemetery Dance)
Лучший рассказ / Superior Achievement in Short Fiction
“The Folding Man”, Joe R. Lansdale (Haunted Legends)
Лучшая антология / Superior Achievement in an Anthology
Haunted Legends, Ellen Datlow & Nick Mamatas, eds. (Tor)
Лучший авторский сборник / Superior Achievement in a Collection
Full Dark, No Stars, Stephen King (Simon & Schuster)
Лучшая нехудожественная книга / Superior Achievement in Non-Fiction
To Each Their Darkness, Gary A. Braunbeck (Apex)
Лучший поэтический сборник / Superior Achievement in a Poetry Collection
Dark Matters, Bruce Boston (Bad Moon Books)
Как сообщалось ранее, Эллен Дэтлоу и Эл Фельдштейн получили премии Ассоциации писателей хоррора (HWA) за пожизненные заслуги. Джо Моури из издательства Dark Regions получил премию для издательств, специализирующихся в этом жанре, а премию «Серебряный молот» за безупречную службу HWA получила Энджел Ли МакКой.
В ужастиках тон по-прежнему задают ветераны движения Кинг, Страуб и Лансдейл. Поскольку хоррор – область в основном не моя, прошу тех читателей Фантлаба, кто в курсе, комментировать произведения лауреатов.
Лауреаты премии за переводы фантастики за 2011 год
В прошлом году британская критикесса Шерил Морган основала премию за переводы фантастики (НФ и фэнтези) с разных языков на английский, а в этом году премия вручалась впервые, и состоялось это на Евроконе в Стокгольме. Честь вскрыть золотые конверты и огласить лауреата и дипломанта в обеих категориях была предоставлена почётным гостям Иэну МакДональду и Элизабет Бир. И вот результаты:
Длинная форма – дипломант / Long Form Honorable Mention
The Golden Age, Michal Ajvaz, translated by Andrew Oakland (Dalkey Archive Press). Исходная публикация на чешском: Zlatý Věk (2001).
Длинная форма – лауреат / Long Form Winner
A Life on Paper: Stories, Georges-Olivier Châteaureynaud, translated by Edward Gauvin (Small Beer Press). Исходная публикация на французском (1976-2005).
Короткая форма – дипломант / Short Form Honorable Mention
“Wagtail”, Marketta Niemelä, translated by Liisa Rantalaiho (Usva International 2010, ed. Anne Leinonen). Исходная публикация на финском as “Västäräkki” (Usva (The Mist), 2008).
Короткая форма – лауреат / Short Form Winner
“Elegy for a Young Elk”, Hannu Rajaniemi, translated by Hannu Rajaniemi (Subterranean Online, Spring 2010). Исходная публикация на финском (Portti, 2007).
Особая премия / Special Award
В дополнение к основным премиям, Жюри присудило особую премию британскому писателю и переводчику Брайану Стейблфорду в знак признания его заслуг в области перевода. (За последний десяток лет он перевел с французского множество романов, вошедших в золотой фонд французской фантастики.)
Каждый автор и его переводчик получили небольшой денежный приз в размере US$350. (Ханну Райяниеми, который перевёл сам себя, получил $700).
Из русских авторов в номинациях были романы Быкова, Пехова и Глуховского в длинной форме и «Роковые яйца» Булгакова в короткой форме. Подробнее о премии, её лауреатах и номинантах можно прочитать здесь (на английском).
Интересно отметить, что оба названных романа (лауреат и дипломант) представляют из себя магический реализм, а оба рассказа – НФ.
Первые лауреаты премии Терри Пратчетта
Терри Пратчетт огласил лауреатов премии имени себя под названием «Где угодно, но не здесь, когда угодно, но не сейчас». Ими стали два однофамильца Майкл Логан и Дэвид Логан: Michael Logan Half Sick of Shadows and David Logan Apocalypse Cow. Первоначально предполагался один победитель, но Пратчетт рассудил так: «Хотя некоторые посчитают делёж премии компромиссным решением, мы пошли на это, поскольку изначально премия была задумана, чтобы найти новые таланты, и мы счастливы, что нашли сразу двоих.»
В конкурсе на соискание премии участвуют неопубликованные дебютные романы, «действие которых происходит на Земле, хотя это такая Земля, которая могла бы быть, или которой могла бы стать, то есть в другом рукаве времени». Было получено более 500 рукописей. Оба победителя заключат контракты с издательством Transworld и поделят денежный приз в размере £20,000. В состав жюри входили сам Пратчетт, а также представители Transworld и книготорговой сети Waterstone’s.
Лауреаты премии «Выбор рецензентов» журнала Romantic Times за 2010 год
Журнал Romantic Times огласил лауреатов премий «Выбор рецензентов» и «Достижения за всю карьеру» за 2010 год. Всего насчитывается около двух десятков категорий, имеющих отношение к НФ/фэнтези/ужасам. Я приведу только самые интересные из них.
Роман НФ / Science Fiction Novel
• Who Fears Death, Nnedi Okorafor (DAW)
Её соперниками были:
• Omnitopia Dawn, Diane Duane (DAW)
• Feed, Mira Grant (Orbit)
• The Fuller Memorandum, Charles Stross (Ace)
• Blackout / All Clear, Connie Willis (Spectra)
Роман фэнтези / Fantasy Novel
• The Broken Kingdoms, N.K. Jemisin (Orbit)
Её соперниками были:
• The Bird of the River, Kage Baker (Tor)
• Under Heaven, Guy Gavriel Kay (Roc)
• Shades of Milk and Honey, Mary Robinette Kowal (Tor)
• The Bone Palace, Amanda Downum (Orbit)
Роман эпической фэнтези / Epic Fantasy Novel
• Passion Play, Beth Bernobich (Tor)
Её соперниками были:
• Stealing Fire, Jo Graham (Orbit)
• The Hundred Thousand Kingdom, N.K. Jemisin (Orbit)
• Arms-Commander, L.E. Modesitt Jr. (Tor)
• Troubled Waters, Sharon Shinn (Ace)
Детско-юношеский роман о паранормальном или фэнтези / Young Adult Paranormal/Fantasy Novel
• Radiant Shadows, Melissa Marr (HarperCollins)
Её соперниками были:
• Ship Breaker, Paolo Bacigalupi (Little, Brown)
• Raised by Wolves, Jennifer Lynn Barnes (Ergmont)
• Clockwork Angel, Cassandra Clare (Margaret K. McElderry)
• Before I Fall, Lauren Oliver (HarperCollins)
Роман городской фэнтези / Urban Fantasy Novel
• Magic Bleeds, Ilona Andrews (Ace)
Её соперниками были:
• Total Eclipse, Rachel Caine (Roc)
• Chosen, Jeanne C. Stein (Ace)
• Dust, Joan Frances Turner (Ace)
• Mob Rules, Cameron Haley (Luna)
• Double Cross, Carolyn Crane (Bantam Spectra)
Достижения за всю карьеру – Городская фэнтези / Career Achievement Award – Urban Fantasy
• Rachel Caine
Её соперниками были:
• P.N. Elrod
• Simon R. Green
• Laurell K. Hamilton
• Kim Harrison
Достижения за всю карьеру – Паранормальное / Career Achievement Award – Paranormal
• MaryJanice Davidson
Её соперниками были:
• Amanda Ashley
• L.A. Banks
• MaryJanice Davidson
• Maggie Shayne
• Rebecca York
Странные люди занимаются так называемой «романтической литературой»! Это очень размытая область популярной литературы от НФ, фэнтези и ужастиков до дамских слезоточивых романов. Главный рупор «романтической литературы», журнал Romantic Times присуждает премии, следуя рейтингу произведений среди рецензентов. А у такой специфической публики и выбор будет специфическим.
Например, в определении жанровой принадлежности. На премию Локуса роман Окорафор Who Fears Death шёл как фэнтези, и везде рецензентами определялся как фэнтези (с немалой примесью магреализма), а здесь он выиграл в категории НФ. Имея несколько разных категорий фэнтези (фэнтези вообще, эпическая, городская, и т.д.), они ставят первый и второй романы одной и той же трилогии Джемисин в разные категории, причём второй роман, у которого, в отличие от первого, это была вообще единственная номинация на какую-либо премию, эту романтическую премию получил. Победитель в категории эпической фэнтези, похоже не вызывает вопросов, хотя это дебютный роман и начало трилогии, но чем он лучше дебютного романа Джемисин мне неведомо. В категории «д/ю романов о паранормальном или фэнтези» выиграл четвертый том в серии из пяти книг какой-то фейрятины, которая кажется вполне проходной. Однако в этой же категории стоял роман Бачигалупи, который таки да д/ю, но совсем не о паранормальном и вообще не фэнтези. В категории городских фэнтези и победитель, и номинанты все какие-то однообразно-невыразительные обломки попсовых серий. И среди карьерных достижений стоят авторы такого же серийного продукта. Чуть получше Стефани Майер, но, в общем-то, из той же бочки.
Вы спросите, зачем я вообще обозревал эту премию? А вот зачем. Среди номинантов в разных категориях значилось много прекрасных книг, номинированных на множество других премий. Кроме того, это была единственная номинация второго романа Джемисин, про который все рецензенты в один голос говорят, что он лучше первого, да только, в отличие от него, больше никуда не выдвигался.
На этом я поставлю точку. Мой следующий обзор появится во второй половине июля, если не случится больше ничего экстраординарного.
Большое видится на расстоянии. Вот почему я написал свои заметки о Евроконе 2011 не сразу, а по прошествии трёх дней после возвращения и четырёх дней после закрытия, оставив другие насущные дела, которые набросились на меня буквально сразу, как я вышел из самолёта.
Новое поколение шведского фэндома приняло решение выдвинуть кандидатуру Стокгольма на проведение Еврокона в самое непростое время – весной 2009 года, в разгар мирового финансового кризиса. Имея за плечами десятилетний опыт проведения национальных, местных и тематических конов, они дерзнули провести гораздо более масштабное мероприятие и с честью справились с задачей. Дело в том, что обычно на шведских конах вряд ли бывает более 150 участников, а тут только на первый день зарегистрировалось более 600 человек, а общее число участников достигло 745 (часть из которых платила однодневный оргвзнос). Это был самый массовый кон за всю историю шведского фэндома.
Как на украинских и русских конах всегда есть много участников из других постсоветских стран, так и на шведском Евроконе было много скандинавских фэнов и писателей: из Финляндии, Дании, Норвегии и даже один из Исландии. Некоторые из них активно участвовали в программе – в тематических обсуждениях и круглых столах – и вели их как модераторы.
Как обычно бывает на Евроконах, один почетный гость был из страны проведения – Юн-Анри Хольмберг, шведский писатель/издатель/переводчик; ещё один европейский – Иэн МакДональд из Северной Ирландии, более всего известный нам своим масштабным романом Река богов; далее американская гостья Элизабет Бир, в наших краях ещё недостаточно известная, но нередко включаемая в Лучшее за год от Дозуа; и, наконец, почётный гость из фэнов, звезда финского фэндома Юкка Хальме (его надо слушать и смотреть – Наша Раша и 95й квартал отдыхают). Помимо них, в работе кона участвовали писатели Чарльз Стросс, Ханну Райаниеми, Кари Сперринг, М.Д. Лахлан, Аманда Даунум, критикесса Шерил Морган, а также множество скандинавских писателей, чьи книги мы вряд ли когда либо увидим на одном из понятных языков.
Программа кона была плотно упакована в три дня. Параллельно шли 4-5 мероприятий, причем кроме первого дня первое из них начиналось в 10 утра, а последнее – в 10 вечера, за исключением последнего дня. Изучив программу, я обнаружил, что для меня почти всегда есть что послушать или в чём поучаствовать. Иногда приходилось выбирать из двух одновременных мероприятий, а раз в день случалось окно, когда можно было скипнуть программу и отлучиться пообедать. У некоторых участников украинской команды в первый день были претензии к качеству программы, но уже на второй день они стали рассеиваться. Участвуя в программных мероприятиях, я почувствовал, что это именно Еврокон – кроме того, что касалось внутренних дел шведского фэндома, все мероприятия были на английском. На одном из круглых столов все участники были шведские писатели, ведущая – норвежка, но все говорили по-английски.
Наиболее интересными пунктами программы были выступления почетных гостей, чтения писателями своих текстов (на слух воспринимается совсем не так, как с листа), круглые столы о сливе информации в художественных текстах, о лучших книгах 2010 года, о мифологии в фантастике, о гендерных ролях в фантастике. Интересными были интервью почетных гостей, а друзья-по-жизни Стросс и Райяниеми брали интервью друг у друга. Презентацию Фантлаба делали фантлабовцы из России (Kons, iwan-san, WiNchiK, Lipka), при активном участии из зала украинских фантлабовцев и его иностранных пользователей. Например, британская фэнская организация Concatenation пользуется фантлабовскими библиографиями русскоязычных авторов и справочником по русским премиям.
Владимир Аренев принял участие от Украины в круглых столах по восточно-европейской фантастике и о «книгах из вашей страны, которые стоило бы перевести на другие языки». Основная программа шла в одном из корпусов Стокгольмского политеха, но некоторые мероприятия были выездными. Например, в Музее науки и техники нам показали множество технических диковинок прошлого и настоящего: от оптического телеграфа до суперкомпьютера Крэй и от разностной машины Бэббиджа до сервера Pirate Bay.
Поскольку Евроконы проводятся под эгидой и при содействии ESFS, на коне были проведены два общих собрания ESFS. На этом я и остановлюсь подробнее. Каждую страну представляют максимум два национальных делегата. На этот раз решением ВОЛФ Украину представляли Борис Сидюк и ваш покорный слуга. На первом заседании около двух часов вносили давно назревшие изменения в уставные документы ESFS. Долго и тягомотно, но оно того стоило – в будущем не будет накладок и двусмысленностей. Среди прочего, по многочисленным просьбам национальных фэнских организаций срок предварительного выдвижения кандидатур на премии Еврокона был изменён – теперь их приём будет заканчиваться за месяц до начала кона.
Затем делегации представляли заявки на проведение Еврокона в 2013 году. Отталкиваясь от опыта проведения Еврокона в Киеве в 2006 году, Борис Сидюк рассказал о будущем месте проведения Еврокона и том, насколько всё изменится в лучшую строну после Евро-2012. Особо он подчеркнул поддержку киевской инициативы Министерством культуры и Министерством иностранных дел Украины. До последнего момента заранее выдвинутый Киев оставался в одиночестве. Но сюрприз преподнесли румыны: председатель Румынской Ассоциации Фантастики Кристиан Теодореску выдвинул кандидатуру своей страны. Руководство ESFS обратило внимание на то, что в отличие от киевской заявки, в румынской не только не определены сроки, место проведения и источники финансирования, не указан даже город. Поэтому румынам было предложено снять свою заявку на 2013 год как недостаточно серьёзную, а тщательно подготовившись, заявиться на 2014 год. Кроме того, на 2014 год предварительно была сделана заявка Ирландии. Они предлагают провести Еврокон в Дублине в августе, на следующий уикэнд после Ворлдкона в Лондоне, рассчитывая на то, что часть тусовки плавно перетечёт из Лондона в Дублин. Как председатель оргкомитета Интерпресскона, Александр Сидорович сделал предварительную заявку на проведение Еврокона в Санкт-Петербурге в 2015 году в традиционные интерпрессовские сроки – в начале мая.
В этом году был окончательно узаконен титул Европейского Грандмастера. Впервые в 2006 году в Киеве его был удостоен Гарри Гаррисон, но с тех пор он присуждался от случая к случаю. В этом году Украина выдвинула на соискание этого титула Сама Люндвалла, шведского писателя, издателя, литературоведа, патриарха фантастики своей страны, одного из основателей World SF, международной организации писателей-фантастов. Почему его выдвинула Украина? Дело в том, что для украинской фантастики он сослужил уникальную службу. На рубеже 70-80х годов работая в организации Amnesty International, Люндвалл среди прочего занимался освобождением из тюрьмы знаменитого украинского фантаста Олеся Бердника, отбывавшего срок за диссидентскую и правозащитную деятельность.
Затем делегаты представляли свои номинации на премии Еврокона, а это более двух десятков стран. Украинские номинации представлял Борис Сидюк. Они были достаточно интересными и разнообразными, и Борис старался, как мог. Иногда, для представления отдельных позиций, он передавал слово Глебу Гусакову, номинированному как лучший промоутер и участвовавшему в заседании в статусе наблюдателя. Интересно, почему некоторые тенденциозные комментаторы посчитали это признаком слабости и некомпетентности? Многочисленные календарики, привезенные украинской делегацией, служили рекламой не только заявке на Еврокон 2013 в Киеве, но и украинскому художнику Николаю Редьке, номинированному на лучшего художника.
Голосование проходило на следующее утро. Место проведения голосовалось отдельным бюллетенем и очень быстро стало очевидно, что Киев получил право на проведение Еврокона единогласно! Выиграть при безальтернативном голосовании можно, но в ситуации, когда соперник снял свою кандидатуру до голосования, выиграть единогласно – намного сложнее! За Киев голосовали даже румыны, которые на нас не обиделись. Разобрать остальные бюллетени удалось только к церемонии награждения, которая состоялась тем же вечером.
Премии Еврокона получили:
Зал славы. Лучший писатель: Аластер Рейнольдс (Великобритания)
Зал славы. Лучший переводчик: Аттила Немет (журнал Galaktika, Венгрия)
Зал славы. Лучший промоутер (спарка): Олег Колесников (Россия) и Луис Сейви (Великобритания)
Зал славы. Лучший журнал (спарка): Ubiq (Хорватия) и http://fantlab.ru (Россия)
Зал славы. Лучший издатель: Лениздат (Россия)
Зал славы. Лучший художник: Дэвид Харди (Великобритания)
Зал славы. Лучший фильм/постановка: Aniara (версия 2010 г., Лаэс Рудольфссон, Швеция)
Зал славы. Лучший фэнзин: Parsek (Хорватия)
Поощрительные премии / Лучший дебют: Мариам Петросян (Армения), Мария Ряполова (Украина); Тим Скоренко (Беларусь); Ян Полячек (Чехия); Ханну Райяниеми (Финляндия); Михал Единак (Словакия); Акош Ковач (Венгрия); Штефана Челлер (Румыния).
Почётная награда. Европейский Грандмастер: Сам Люндвалл (Швеция)
Дух верности: Иван Маврович (Хорватия)
Почетная награда: Владо Риша (Чехия) и Светлана Бондаренко (Украина)
Краткие комментарии по лауреатам. Из номинированных писателей Рейнольдс, бесспорно, был тяжеловесом. Наши читатели, к сожалению, знакомы только с двумя первыми его книгами. Широкая популярность его отнюдь не простых текстов и принесла ему заслуженную премию. Венгерский переводчик Немет сам презентовал себя устно, а тем временем по рядам ходил его послужной список – несколько сотен лучших фантастических рассказов и повестей за последние 50 лет. Конечно, в журнале Галактика не только он работает, но лицо журнала в известной степени определяет он. Сюрпризом были спарки сразу в двух категориях. Лучшими промоутерами были названы Колесников –организатор Роскона – и Сейви – организатор широкомасштабного фестиваля фантастики Sci-Fi London, в рамках которого проводится фестиваль фантастических фильмов, церемония вручения премии Артура Кларка, премьеры театральных постановок, художественные выставки и презентации, а также масса других мероприятий по всему городу. Помимо хорватского бумажного журнала, премию получил fantlab.ru (тоже как журнал). Категория «Лучший вебсайт» появится только в следующем году, поэтому русской делегации удалось протолкнуть Фантлаб как журнал, за что им большое спасибо. На звание лучшего издателя претендовал не только Лениздат, но и знаменитое британское издательство Голланц. Сидорович провел презентационную работу блестяще, а плакаты и буклеты также сделали своё дело; в результате – заслуженная премия. Британский «космический художник» Харди работает уже более 40 лет. Многие его образы стали настолько привычны, что мы уже не задумываемся, кто автор этих работ. Взгляните сами: http://www.hardyart.demon.co.uk/html/main... . Конечно, жаль, что не прошёл Редька, но у него ещё всё впереди. Шведы получили премию за постановку по НФ поэме Аниара шведского нобелевского лауреата Мартинсона. Хорватский фэнзин Парсек – один из самых старых фэнзинов Европы: он издаётся с 1978 года. К нынешнему Еврокону был выпущен специальный номер на английском. По представлению национальных делегатов были вручены поощрительные призы для дебютантов. От Украины его получила Ряполова, но самым мощным дебютом из всех является написанный по-английски роман The Quantum Thief финского автора Ханну Райяниеми. Он считается одним из основных претендентов на премию Локуса за лучший дебют. О Грандмастере я уже говорил выше, а почетной награды за многолетнюю деятельность по продвижению фантастики среди других была удостоена Светлана Бондаренко.
Кроме того, на этом Евроконе впервые была вручена новая премия за переводы фантастики с каких угодно языков на английский. Будет ли эта премия и впредь вручаться на Евроконе, пока что неизвестно, поэтому я напишу о ней в обзоре нездешних премий.
Вечером, ближе к концу программы, состоялась Общеевропейская фэнская вечеринка. ESFS решил, чтобы все парти происходили после голосования и не влияли на его результат. А шведский оргкомитет решил собрать все парти в одном помещении. Вот и ходили фэны от хорватского стола к украинскому, от ирландского – к финскому, от британского – к русскому… Шведы выставились раньше: они провели дегустацию многочисленных сортов шведского пива. Не вредно для того, чтобы распробовать их национальное разнообразие в стране, где всё очень дорого.
Конечно же, там были и всяческие торговцы. Крупнейший профильный магазин Швеции Science Fiction Bokhandeln на коне торговал только книгами присутствовавших авторов и предоставлял участникам кона 10% скидку на всё, но только в самом магазине. Свои книги продавали и некоторые шведские издательства. Был там представлен и магазин настольных игр. Но самый мощный развал книг выставили сами фэны. У шведских фэнов есть специальный фонд, куда можно дарить ненужные или уже прочитанные книги; фонд эти книги продаёт на конах по вполне доступной цене, а вырученные деньги тратятся на нужды фэндома. Украинские участники также изрядно там закупились.
В целом кон удался. Он был удачным, в первую очередь, для самих организаторов. Он был удачным для украинской делегации, выполнившей свою главную задачу. Он был удачен для России и Британии, собравших немалый урожай премий. Он был удачен и для подготовительного комитета по проведению Ворлдкона 2014 в Лондоне. Он был удачен и для хорватов, собравших немало оргвзносов на свой Еврокон, и получивших три премии.