Если вас интересует, что это, то это всего лишь название улицы в Эдинбурге. Фотка не моя, но я запостил ее специально в ответ на вопрос одного юзера, который интересуется, что в Эдинбурге есть эдакое, кроме того, о чём написано в путеводителе. Под этой табличкой можно сделать идейные фотки!
Сегодня посетили древний город Эфес. Поразили не только величие, великолепие и красота, не меркнущие даже в разрушенном и воссозданном виде. Поразило ещё и нынешнее население Эфеса. Это кошки. Они везде: грациозно возлежат на древних камнях, появляются в самых неожиданных местах, ластятся к туристам, становятся на задние лапы, стремясь закогтить угощение и съесть его, не роняя на пол. Однако заснять их можно только в состоянии покоя. А во всех остальных случаях они ведут себя точно по Шрёдингеру: никогда не знаешь, окажется ли кошка на месте в тот момент, когда ты нажимаешь кнопку наведенной на неё камеры...
Экспедиция киевских фантлабовцев, засланная в регион МеждуречьяСредиземьяЛукоморья Малой Азии, руководствуясь мудрыми указаниями товарища Майкла Суэнвика, зиккурат аккурат во время светлого праздника Белтайн обнаружила Вавилонскую башню. Попытка проникновения в оную башню не удалась по причине драконов, патрулирующих воздушное пространство над нею.
Документальное свидетельство прилагается.
Изыскания будут продолжены во славу товарища Суэнвика и под его мудрым дистанционным руководством.
За полтора месяца, прошедших с моего последнего обзора, были объявлены номинации на многие премии в области НФ, фэнтези и ужасов, а по некоторым премиям уже были объявлены лауреаты. Недавно очень приятная новость поступила из Бирмингема… Но – обо всём по порядку. Сначала речь пойдёт об уже присуждённых премиях, а потом о номинациях, какими значительными они ни были бы.
Премия Британской ассоциации научной фантастики (BSFA Awards)
В субботу, 23 апреля, на Истерконе в Бирмингеме были объявлены лауреаты премии BSFA. Ими стали:
Лучший роман / Best Novel
• Ian McDonald – The Dervish House (Gollancz)
Его соперниками были:
• Paolo Bacigalupi – The Windup Girl (Orbit)
• Lauren Beukes – Zoo City (Angry Robot)
• Ken Macleod – The Restoration Game (Orbit)
• Tricia Sullivan – Lightborn (Orbit)
Лучшее короткое произведение / Best Short Fiction
• Aliette de Bodard – “The Shipmaker”- Interzone 231, TTA Press
Её соперниками были:
• Nina Allan – “Flying in the Face of God” – Interzone 227, TTA Press
• Peter Watts – “The Things” – Clarkesworld 40
• Neil Williamson – “Arrhythmia” – Music for Another World, Mutation Press
Лучшее нехудожественное произведение / Best Non-Fiction
• Paul Kincaid – Blogging the Hugos: Decline, Big Other
Его соперниками были:
• Abigail Nussbaum – Review, With Both Feet in the Clouds, Asking the Wrong Questions Blogspot
• Adam Roberts – Review, Wheel of Time, Punkadiddle
• Francis Spufford – Red Plenty (Faber and Faber)
• Jonathan Strahan and Gary K. Wolfe the Notes from Coode Street Podcast
Лучшая обложка / Best Art
• Joey Hi-Fi -cover for Zoo City, by Lauren Beukes (Angry Robot)
Его соперниками были:
• Andy Bigwood – cover for Conflicts (Newcon Press)
• Charlie Harbour – cover for Fun With Rainbows by Gareth Owens (Immersion Press)
• Dominic Harman – cover for The Cat”s Cradle by Kurt Vonnegut (Gollancz)
• Ben Greene – “A Deafened Plea for Peace”, cover for Crossed Genres 21
• Adam Tredowski – cover for Finch, by Jeff Vandermeer (Corvus)
Результат не может не радовать! Третий роман МакДональда подряд (после Реки богов и Бразилии) британские фэны признают лучшим романом года. Он превзошёл даже суперпопулярный роман Бачигалупи, собравший в прошлом году внушительный урожай премий. Так держать, Иэн, у тебя ещё много номинаций! Лауреат в короткой форме наглядно иллюстрирует тенденцию интернационализации англоязычной фантастики за пределы англоязычных культур: Альетт де Бодар – француженка, пишущая на английском. В прошлом году она уже выдвигалась на Кэмпбелловскую премию для лучших дебютантов. (А в этом году тенденцию продолжают финн Ханну Раяниеми и израильтянин Лави Тидхар). В нехудожественной категории победил известный критик Пол Кинкейд, выросший из фэндома. Прежде он уже не раз получал этот приз за книги и статьи, в одиночку и в соавторстве. Ну и обложка Zoo City победила совершенно заслуженно, остальные меня как-то совсем не впечатлили…
Лауреат премии Филипа К Дика за 2011 год
В пятницу 22 апреля на Norwescon 34 в Сиэтле был объявлен лауреат премии Филипа К. Дика за 2011 год. Лучшей книгой, вышедшей в США в 2010 году первым изданием в мягкой обложке, была признана:
The Strange Affair of Spring Heeled Jack, Mark Hodder (Pyr)
Почётную грамоту (за второе место) получил:
Harmony, Project Itoh, translated by Alexander O. Smith (Haikasoru)
Что ж, я очень доволен! Премию получил невероятно изобретательный викторианский стимпанк в британском исполнении. На подходе – продолжение! Поздравляю дебютанта Марка Ходдера! Уже вторая премия в этом году подтверждает, что дебютировать после сорока совсем не поздно! Судя по отзывам, второе место досталось тоже очень достойной книге.
Лауреат премии Джеймса Типтри мл. за 2010 год
Книга хорватской писательницы Дубравки Угрешич Баба Яга снесла яичко / Baba Yaga Laid an Egg (Canongate) стала лауреатом премии Джеймса Типтри мл. за 2010 год. Премия, присуждаемая ежегодно за произведения НФ или фэнтези, «исследующие и расширяющие гендерные роли». Угрешич получит денежный приз в размере $1000, оригинальное произведение искусства в честь победившей книги и много-много шоколада. Последнее особенно актуально для «дамской» премии…
Жюри опубликовало «почётный список» финалистов, чтобы отметить другие достойные произведения:
• The Bone Palace, Amanda Downum (Orbit)
• The Hundred Thousand Kingdoms, N.K. Jemisin (Orbit)
• “Diana Comet and the Disappearing Lover”, Sandra McDonald (as “Diana Comet,” Strange Horizons 3/2-3/9 ’09)
• The Secret Feminist Cabal, Helen Merrick (Aqueduct)
• Who Fears Death, Nnedi Okorafor (DAW)
• Living with Ghosts, Kari Sperring (DAW)
• The Colony, Jillian Weise (Soft Skull)
Правда, не сообщается, когда именно состоится вручение премии. На момент распада старой Югославии Дубравка Угрешич была в числе ведущих писателей Хорватии и среди лидеров постмодернизма своей страны. В начале 90х по политическим мотивам покинула Хорватию и живёт с тех пор в эмиграции, преподавая в университетах то в Голландии, то в США. На русском вышли две её книги, а Баба Яга готовится к выходу в Эксмо в серии ИБ/мифы. Очень своевременная книжка будет!
Новые имена в Зале славы научной фантастики
В начале апреля были объявлены имена тех заслуженных деятелей фантастики, которые будут включены в Зал славы научной фантастики в этом году. Ими стали великий и ужасный Харлан Эллисон, художники Винсент ди Фейт и Мёбиус, а также знаменитый журнальный редактор и антологист Гарднер Дозуа (не стоит забывать, что он ещё и самобытный писатель – его новый сборник выходит в этом году).
Церемония введения в Зал славы состоится 25 июня в Музее научной фантастики в Сиэтле в рамках Уикэнда НФ премий 24-26 июня (тогда же будут вручать и Премию Локуса).
HWA отметило пожизненные заслуги Дэтлоу и Фельльдштейна
Редактор Эллен Дэтлоу и редактор/художник/писатель комиксов Эл Фельдштейн удостоены премии за пожизненные заслуги Ассоциацией писателей ужасов. Премия будет вручена 18 июня на Лонг Айленде в рамках Уикэнда Стокеровской премии.
Шон Тан стал лауреатом Мемориальной премии Астрид Линдгрен
Австралийский художник и писатель Шон Тан назван лауреатом Мемориальной премии Астрид Линдгрен за произведения для детей и юношества. К премии, присуждаемой Шведским советом искусств, прилагается денежный приз в размере 5 миллионов крон (более 800 тысяч вечнозелёных долларов). Таким образом, это крупнейшая в мире денежная премия в области детско-юношеской литературы.
Напомню, что в прошлом году Тан получил Хьюго как лучший художник, а не далее как в конце февраля он был удостоен Оскара в категории Лучший короткий анимационный фильм за The Lost Thing, снятый по его одноименной иллюстрированной книге. Тан написал и проиллюстрировал более 20 книг, среди которых The Rabbits (1998) с Джоном Марсденом, The Lost Thing (2000), The Arrival (2006) и Tales from Outer Suburbia (2008), а также ряд инсценировок и экранизаций.
Жюри отметило, что произведения Тана “изображают как наши поиски, так и наше отчуждение. Он сочетает выдающееся, волшебное писательское мастерство с глубоким гуманизмом.” Мемориальная премия Астрид Линдгрен будет вручена Тану в Стокгольме, Швеция 31 мая 2011 года.
***
Вы думаете, почему я полтора месяца не ставил новости о премиях? Потому что новостей не было? Ничуть! Новости мало-помалу приходили, но я ждал одну из главных весенних новостей – номинации на Хьюго, а они появились только поздно вечером 24 апреля. [Барабанная дробь] Итак…
Номинации на премии Хьюго и Кэмпбелл за 2011 год
Оргкомитет Renovation, 69го Ворлдкона, который состоится в Рено, Невада, США 17-21 августа 2011 года, огласил номинации на премию Хьюго и премию Кэмпбелла лучшему начинающему автору. Обе премии будут вручены на Хьюговской церемонии, которая состоится 20 августа 2011 года.
ЛУЧШИЙ РОМАН / BEST NOVEL
• Cryoburn, Lois McMaster Bujold (Baen)
• Feed , Mira Grant (Orbit)
• The Hundred Thousand Kingdoms, N.K. Jemisin (Orbit)
• The Dervish House, Ian McDonald (Pyr; Gollancz)
• Blackout/All Clear, Connie Willis (Spectra)
ЛУЧШАЯ ПОВЕСТЬ / BEST NOVELLA
• The Lifecycle of Software Objects, Ted Chiang (Subterranean)
• ‘‘The Maiden Flight of McCauley’s Bellerophon’’, Elizabeth Hand (Stories)
• ‘‘The Sultan of the Clouds’’, Geoffrey A. Landis (Asimov’s 9/10)
• ‘‘The Lady Who Plucked Red Flowers beneath the Queen’s Window’’, Rachel Swirsky (Subterranean Summer 2010)
ЛУЧШАЯ НОВЕЛЛА / BEST NOVELETTE
• ‘‘The Jaguar House, in Shadow’’, Aliette de Bodard (Asimov’s 7/10)
• ‘‘Plus or Minus’’, James Patrick Kelly (Asimov’s 12/10)
• ‘‘Eight Miles’’, Sean McMullen (Analog 9/10)
• ‘‘The Emperor of Mars’’, Allen M. Steele (Asimov’s 6/10)
• ‘‘That Leviathan, Whom Thou Hast Made’’, Eric James Stone (Analog 9/10)
ЛУЧШИЙ РАССКАЗ / BEST SHORT STORY
• ‘‘Ponies’’, Kij Johnson (Tor.com 11/17/10)
• ‘‘For Want of a Nail’’, Mary Robinette Kowal (Asimov’s 12/10)
• ‘‘Amaryllis’’, Carrie Vaughn (Lightspeed 6/10)
• ‘‘The Things’’, Peter Watts (Clarkesworld 1/10)
ЛУЧШЕЕ НЕХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / BEST RELATED WORK
• Robert A. Heinlein: In Dialogue with His Century: Volume 1 (1907-1948): Learning Curve, William H. Patterson, Jr. (Tor)
• The Business of Science Fiction: Two Insiders Discuss Writing and Publishing, Mike Resnick & Barry N. Malzberg (McFarland)
• Writing Excuses, Season 4, Brandon Sanderson, Jordan Sanderson, Howard Tayler, Dan Wells
• Chicks Dig Time Lords: A Celebration of Doctor Who by the Women Who Love It, Lynne M. Thomas & Tara O’Shea, eds. (Mad Norwegian)
• Bearings: Reviews 1997-2001, Gary K. Wolfe (Beccon)
ЛУЧШАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / BEST GRAPHIC STORY
• The Unwritten, Vol. 2: Inside Man, Mike Carey; art by Peter Gross (Vertigo)
• Girl Genius, Volume 10: Agatha Heterodyne and the Guardian Muse, Phil & Kaja Foglio; art by Phil Foglio (Airship Entertainment)
• Grandville Mon Amour, Bryan Talbot (Dark Horse)
• Schlock Mercenary: Massively Parallel, Howard Tayler (Hypernode)
• Fables: Witches, Bill Willingham; art by Mark Buckingham (Vertigo)
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ – ДЛИННАЯ ФОРМА / BEST DRAMATIC PRESENTATION – LONG
• Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 1
• How to Train Your Dragon
• Inception
• Scott Pilgrim vs. the World
• Toy Story 3
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ – КОРОТКАЯ ФОРМА / BEST DRAMATIC PRESENTATION – SHORT
• Doctor Who: ‘‘A Christmas Carol’’
• Doctor Who: ‘‘The Pandorica Opens/The Big Bang’’
• Doctor Who: ‘‘Vincent and the Doctor’’
• Fuck Me, Ray Bradbury
• The Lost Thing
ЛУЧШИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР – ДЛИННАЯ ФОРМА / BEST PROFESSIONAL EDITOR LONG FORM
• Lou Anders
• Ginjer Buchanan
• Moshe Feder
• Liz Gorinsky
• Nick Mamatas
• Beth Meacham
• Juliet Ulman
ЛУЧШИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР – КОРОТКАЯ ФОРМА / BEST PROFESSIONAL EDITOR SHORT FORM
• John Joseph Adams
• Stanley Schmidt
• Jonathan Strahan
• Gordon Van Gelder
• Sheila Williams
ЛУЧШИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК / BEST PROFESSIONAL ARTIST
• Daniel Dos Santos
• Bob Eggleton
• Stephan Martiniere
• John Picacio
• Shaun Tan
ЛУЧШИЙ ПОЛУПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ / BEST SEMIPROZINE
• Clarkesworld
• Interzone
• Lightspeed
• Locus
• Weird Tales
ЛУЧШИЙ ФЭНЗИН / BEST FANZINE
• Banana Wings
• Challenger
• The Drink Tank
• File 770
• StarShipSofa
ЛУЧШИЙ ФЭН-ПИСАТЕЛЬ / BEST FAN WRITER
• James Bacon
• Claire Brialey
• Christopher J Garcia
• James Nicoll
• Steven H Silver
ЛУЧШИЙ ФЭН-ХУДОЖНИК / BEST FAN ARTIST
• Brad W. Foster
• Randall Munroe
• Maurine Starkey
• Steve Stiles
• Taral Wayne
ПРЕМИЯ ДЖОНА КЭМПБЕЛЛА ЛУЧШЕМУ НАЧИНАЮЩЕМУ АВТОРУ (НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХЬЮГО) / JOHN W. CAMPBELL AWARD FOR BEST NEW WRITER (NOT A HUGO AWARD)
• Saladin Ahmed
• Lauren Beukes
• Larry Correia
• Lev Grossman
• Dan Wells
Последний срок приема онлайновых и бумажных бюллетеней – 31 июля 2011 года (23:59 тихоокеанского времени США). Голосовать сможет любой из нас, кто не поскупится заплатить минимальный оргвзнос без права посещения (Supporting Membership) нынешнего Ворлдкона. Подробности – на сайте www.renovationsf.org . Там же можно прочитать большинство номинантов в коротких категориях, и даже два комикса.
Что ж, в целом я рад таким номинациям. Европейцев не обидели, но всё равно их что-то маловато по сравнению с недавними годами. Среди романов вполне предсказуемо красуется новая книга Буджолд о Майлзе Форкосигане – после 8 лет ожидания фэны неизбежно её номинируют; да и книга, собственно, неплохая, если судить по рецензиям. Предполагаю, что она первая доберётся до нас в переводе. В этом романе Майлз расследует закулисные делишки крио-картелей и, как всегда, попадает в разные передряги приключения. Совершенно заслужено в номинации присутствуют романы Макдональда и Уиллис. У Макдональда это третий роман подряд, выдвигаемый на Хьюго (после Реки Богов и Бразилии); причём все эти три романа у себя в Британии получили высшую фэнскую награду – премию BSFA. У Уиллис это третий роман из цикла об оксфордских путешественниках во времени, причем первые два выдвигались на все премии, оба получили Хьюго и Локус, а первый ещё и Небьюлу. Получат они премию или нет – решать фэнам, но книги это весьма достойные, возможно, самые достойные в этом году. Прежде я уже писал о них в связи с номинациями на другие премии. Меня изумляет лёгкость, с которой дебютный роман Джемисин попадает в номинации на все премии (при этом многие рецензенты отмечают, что второй роман ещё лучше). Не думаю, что премию он получит (не пустят тени Желязного и других великих), но для дебютанта это всё равно большая честь. Примерно то же я думаю и о романе Грант. Начав карьеру с городских фэнтези и удостоившись за это Кэмпбелловской премии, Шонан МакГвайр сделала резкий поворот и выпустила жёсткий, порою брутальный постапокалиптический роман, да ещё раскрыла тему зомби совсем не так, как это делают бессчётные авторы расплодившихся зомботриллеров. Ясное дело, что за таким поворотом карьеры нужно брать псевдоним, потому и Грант. С номинациями на Небьюлу совпадают две позиции из пяти – Уиллис и Джемисин. В итоге, главными претендентами на Хьюго я вижу романы Буджолд, МакДональда и Уиллис. Болеть буду за МакДональда, у которого номинаций много, а премий мало. Буду также очень рад за Уиллис.
В категории повести совпадений с Небьюлой три из пяти (Чан, Лэндис, Свирски), гораздо больше, чем я ожидал, а кроме того, добавлены рассказы Рейнольдса и Лиз Хэнд. По моему мнению, самый вероятный кандидат на премию – Чан, учитывая общее высокое качество его произведений, огромную их популярность и немыслимое отношение количества премий к количеству публикаций. К тому же, это самое крупное произведение в его писательской карьере, ещё не роман, но уже отдельная книжка на 150 страниц. Герои повести – разработчики и тестеры домашних животных (pets) для виртуальной реальности, а также их подопечные – ни животные, ни дети, а нечто совершенно новое. Как это часто бывает у Чана, его повесть плотно напакована идеями, облачёнными в привлекательную художественную форму, но здесь их столько, что писателю попроще хватило бы на целую трилогию. Восхитительная повесть Лиз Хэнд из Геймановской антологии Stories представляет собой светлую, позитивную фэнтези о попытке воссоздать полёт летательного аппарата, созданного ещё до братьев Райт. Повесть Рейнольдса написана специально для другой примечательной антологии прошлого года, Godlike Machines и повествует она о бюрократии в худших своих проявлениях. Один рецензент предлагает читать её под аккомпанемент «Поручика Киже» Прокофьева, особо акцентируя внимание на четвёртой части. Повесть физика Лэндиса, как всегда, твёрдая НФ, а повесть Свирски – нетрадиционная фэнтези. Болеть буду априори за британца Рейнольдса, да и тема его кафкианская останется актуальной навеки; также порадуюсь победе Чана.
В категории новеллы (novelette) совпадений с Небьюлой тоже три из пяти (де Бодар, Келли, Стоун). О самих текстах судить сложно, хотя мои персональные фавориты – француженка де Бодар и издавна полюбившийся мне Келли. Стила я не люблю, к МакМаллену – совершенно равнодушен, а Стоуна вообще не знаю.
Категория рассказа на этот раз необычно коротка, всего 4 номинации. Обычно выбирают пять произведений, получивших наибольшее количество выдвижений, плюс оргкомитет своей властью может добавить ещё одного выдвиженца, не попавшего в пятёрку. Видимо, кто-то в последний момент взял самоотвод. Совпадение с Небьюлой аж одно – Джонсон, и именно её я не стану поддерживать за сомнительное получение Небьюлы в прошлом году. Кроме того, в номинации стоит мощный рассказ Уоттса, выдвинутый в этом году на несколько других премий. Вот за него я и стану болеть.
В этом году традиционные бумажные журналы взяли реванш у онлайновых журналов и антологий, совершенно вытеснив их из категории новеллы и сохранив позиции в повестях и рассказах. Среди издателей романов сенсационно отсутствует издательство Tor, а преобладают фантастические подразделения медиа империй (Orbit, Spectra); и остальные два – сателлит издательской империи (Baen) и независимое издательство (Pyr).
Номинации в нехудожественной категории на этот раз в целом не так сильны, как в прошлом году. Выделяются первый том двухтомной биографии Хайнлайна (наиболее вероятный лауреат) и сборник рецензий известного американского критика Гэри К. Вулфа, многие их которых были опубликованы в Локусе. Для профессионалов (но вряд ли для широкой публики) представит интерес книга двух матёрых писателей, Резника и Мальцберга, о бизнесовой стороне написания и издания фантастики. Необычным является наличие некнижной номинации в этой категории. Writing Excuses – это серия подкастов о писательском мастерстве. Ну, а книга а Докторе Кто может быть любопытной, но на премию вряд ли потянет.
В категории комиксов я совершенно некомпетентен, поэтому прошу моих уважаемых читателей, кто в курсе, откомментировать номинации.
В длинной киношной категории все мы компетентны! Вряд ли кто-то станет спорить, что наиболее ярким игровым фантастическим фильмом прошлого года является Inception, известный у нас как Начало. Ему и премию в руки! Лучший анимационный фильм, Как приручить дракона, в другом раскладе смог бы побороться за премию, но не сейчас. История игрушек 3 и предпоследний ГП хороши, но не настолько, чтобы получить эту премию. А вот про Scott Pilgrim мне вообще ничего не известно.
Ну а в короткой киношной категории имеем сенсацию. Нет, не сразу три эпизода Доктора Кто (такое уже бывало), и не пятнадцатиминутный анимационный фильм Шона Тана (кто ж удивится после Оскара), а хит ЮТьюба, хулиганско-пародийный клип с доселе небывалым на Хьюго названием Fuck Me, Ray Bradbury. Так сказать, открытка к юбилею любимого писателя. Не удивлюсь, если он переплюнет Тана! Вот за эту весёлую подорву Рэйчел Блум я и буду болеть! За Тана тоже порадуюсь, если победит.
В номинациях на лучших редакторов как-то непривычно пустовато без Дэвида Хартвелла и Патрика Нильсена Хейдена среди книжных редакторов и без Гарднера Дозуа и Эллен Дэтлоу среди журнально-антологических. Нет, они не стали хуже работать, просто с возрастом уменьшили число своих проектов, а Дозуа, кроме того, вернулся к писательству, с которого, собственно, и начинал. Кто получит премии в этом раскладе, трудно сказать. Среди книжных редакторов у меня предпочтений нет, а среди журнально-антологических то, что делает Стрейхан, нравится мне больше других.
Художники хороши все! На самый разный, и очень взыскательный вкус. Среди тех, что в номинации, больше всех мне нравится Мартиньер. Русские издатели уже обратили на него внимание. Из четырёх томов «Новой фантастики» три (без Мьевиля) – с обложками Мартиньера. Однозначно стану болеть за него!
В журнальной категории – два журнала бумажных, два онлайновых и Локус, который как журнал выходит на бумаге и в электронном виде, а также содержит очень информативный вебсайт, который нельзя считать онлайновым журналом, поскольку некоторые материалы публикуются только в журнале, но не на сайте. Локус как лучший источник информации в мире англоязычной НФ/фэнтези/ужаса удостаивался Хьюго 29 раз, Интерзона как журнал весьма оригинальной, а порою радикальной НФ также несколько раз, а в прошлом году премию впервые получил онлайновый журнал – Clarkesworld. Болеть я буду за британскую Интерзону, за Локус тоже порадуюсь, хотя ему всё равно – Хьюгой больше, Хьюгой меньше…
Далее идут три фэнские категории. Среди номинаций в категории лучших фэнзинов – два старожила (File 770 издается с 1978 года, до сих пор на бумаге, это его 23я номинация, а побеждал он то ли 6, то ли 8 раз; Challenger издаётся давно, Хьюго ни разу не получал, но выдвигается в 12й раз подряд, всё время, пока его возглавляет нынешний главред) и три относительно недавних проекта (британский Banana Wings, для которого это уже шестая номинация, и два американских – StarShipSofa, в прошлом году получивший Хьюго с первой же номинации, и The Drink Tank, тоже лишь с одной номинацией, но без премии.) Болеть я буду за британцев, тем более, что с со-редактором этого проекта Клэр я давно знаком.
Фэн-писатель – это значит автор традиционных фэнских комментариев, статей и колонок в фэнзинах, а теперь и блогов, то есть всего того, что мы пишем на Фантлабе. Большинство номинированных лиц – новое поколение американских фэнрайтеров, и лишь Клэр Брэйли в гордом одиночестве представляет британский фэндом. За неё и буду болеть (см. выше). Очень удивительно, что ни в какой соответствующей категории нет ни британского ежемесячника Ansible, ни его издателя и основного автора Дэйва Лэнгфорда. То ли он стареет, то ли американцы его разлюбили…
Фэн-художник – это непрофессиональный художник, чьи иллюстрации (обычно графика) публикуются в фэнзинах, а теперь и на сайтах. В этой категории много знакомых лиц во главе с многократным (и прошлогодним) обладателем Хьюго Брэдом Фостером, но британская художница Сью Мейсон, которую выдвигают из года в год, почему-то исчезла. Потому и болеть ни за кого не буду.
И в заключение – номинации на премию Джона Кэмпбелла лучшему дебютанту. По правилам премии, после дебюта молодой автор может выдвигаться на премию в течение двух лет. У всех нынешних номинантов это второй год. Имхо, наиболее яркой звездой среди них является южноафриканка Лорен Бьюкс, которая совершила прорыв своей страны к международной аудитории НФ: её второй роман Zoo City номинирован на премии не только в своей стране, но также в Британии и Штатах. Именно поэтому она и заслужила премию больше всех. За неё и буду болеть.
В целом, номинации довольно хорошо отражают состояние дел в англоязычной НФ, хотя у американского комитета перекос в сторону американских авторов неизбежен.
Финалисты Премии Прометей за 2011 год
Либертарианское футуристическое общество объявило финалистов Премии Прометей за 2011 год в категории Лучший роман:
• For the Win, Cory Doctorow (Tor)
• Darkship Thieves, Sarah Hoyt (Baen)
• The Last Trumpet Project, Kevin MacArdry (www.lasttrumpetproject.com)
• Live Free or Die, John Ringo (Baen)
• Ceres, L. Neil Smith (Big Head Press)
Премия Прометей будет вручаться на Renovation, то есть 69м Ворлдконе, который состоится 17-21 августа в Рено, Невада, США. В премии также имеется категория «Зал славы», в которой награждаются произведения прежних лет. Финалисты этой категории буду объявлены позже.
Обычно этой премии удостаиваются произведения необычные, нетривиальные в самых разных смыслах. Некоторые из финалистов уже знакомы нашим читателям, но настоящий фаворит здесь один – Кори Доктороу. Вот за него я и буду болеть. Доктороу выдвигался на эту премию ещё дважды – в прошлом и позапрошлом году – и в один из этих разов получил её за Младшего брата. Новый роман Доктороу идейно наследует его, пусть и без такой острой злободневности, а во всех прочих аспектах – по размаху, сюжету, проработке персонажей и стилю – превосходит его. С предшественником его также роднит ориентация на тинейждерскую аудиторию, тинейджеры-герои, онлайновые игры, а также море интересной информации, которую можно почерпнуть из книги.
АСТ, ау! Вы уже работаете над этой книжкой?
Шортлист премии Терри Пратчетта за дебютный роман
Обнародован шортлист премии Терри Пратчетта для дебютантов с хитрым названием «Где угодно, но не здесь, когда угодно, но не сейчас» (The Terry Pratchett Anywhere But Here, Anywhen But Now First Novel Prize):
• Postponing Armageddon, Adele Abbott
• The Platinum Ticket, Dave Beynon
• Half Sick of Shadows, David Logan
• Apocalypse Cow, Michael Logan
• Lun, Andrew Salomon
• The Coven at Callington, Shereen Vedam
Премия, учреждённая в 2010 году сэром Терри Пратчеттом и его британским издателем Transworld Publishers, присуждается за неопубликованный дебютный роман, “действие которого происходит на Земле, хотя такая Земля могла бы быть в прошлом, или может быть в будущем, или в параллельной ветви времени”.
Победителя ждёт приз в виде издательского контракта с Transworld с авансом в размере 20 тысяч фунтов. На усмотрение Transworld, другим финалистам из шортлиста также может быть предложен издательский контракт.
В жюри входят сэр Терри Пратчетт, Тони Робинсон, Майкл Раули из сети книжных магазинов Waterstones™, Мэриэнн Велманс – директор издательства Doubleday и Саймон Тейлор – директор издательства Transworld. Пратчетт огласит победителя на церемонии, которая состоится 31 мая 2011 года.
Финалисты премии Ауреалис за 2010 год
В конце марта в Австралии были объявлены финалисты премии Ауреалис за 2010 год. Премия охватывает крупные и малые произведения, а также антологии и авторские сборники по жанрам НФ, фэнтези и ужаса, как взрослые, так и детско-юношеские. Представляете, сколько категорий, наполненных преимущественно незнакомыми именами! Чтобы не утомлять вас перечислением всего этого австралийского разнообразия, отмечу трёх явных лидеров:
в категории «Детско-юношеский роман»: Behemoth, Scott Westerfeld (Penguin), в категории «Лучшая антология»: Godlike Machines, Jonathan Strahan, ed. (SF Book Club), в категории «Лучший НФ роман»: Song of Scarabaeus, Sara Creasy (EOS). Первые две книги выдвинуты на премию Локуса в аналогичных категориях, а книга Сары Кризи на Локус как дебютный роман и на премию Филипа К. Дика. Пожелаем им победы! Победители будут объявлены 21 мая на специальной церемонии в Сиднее, Австралия. Тогда я, возможно, освещу победителей подробнее.
P.S. Больше всего шансов добраться до нас у Бегемота. Эксмо как раз купило эксклюзив на всего Вестерфельда, взялось за пере/доиздание другой его д/ю серии, да и интерес к стимпанку непрерывно растёт. Всяко лучше, чем кавайные кровососущие жмуры.
Шортлист премии Ширли Джексон за 2010 год
В середине апреля был обнародованы номинации на премию Ширли Джексон за 2010 год. Премия присуждается за выдающиеся заслуги в области литературы ужаса, психологического саспенса и тёмной фэнтези.
• One Bloody Thing After Another, Joey Comeau (ECW)
• Subtle Bodies, Peter Dube (Lethe)
• The Thief of Broken Toys, Tim Lebbon (ChiZine)
Новелла / Novelette
• “–30–”, Laird Barron (Occultation)
• “The Broadsword”, Laird Barron (Black Wings)
• “Holderhaven”, Richard Butner (Crimewave 11: Ghosts)
• “The Redfield Girls”, Laird Barron (Haunted Legends)
• “The Truth Is a Cave in the Black Mountains”, Neil Gaiman (Stories)
Рассказ / Short Story
• “As Red as Red”, Caitlin R. Kiernan (Haunted Legends)
• “Booth’s Ghost”, Karen Joy Fowler (What I Didn’t See and Other Stories)
• “The Foxes”, Lily Hoang (Haunted Legends)
• “six six six”, Laird Barron (Occultation)
• “The Things”, Peter Watts (Clarkesworld 1/10)
Авторский сборник / Single-Author Collection
• Occultation, Laird Barron (Night Shade)
• The Ones That Got Away, Stephen Graham Jones (Prime)
• The Third Bear, Jeff VanderMeer (Tachyon)
• What I Didn’t See and Other Stories, Karen Joy Fowler (Small Beer)
• What Will Come After, Scott Edelman (PS)
Антология / Anthology
• Black Wings, S.T. Joshi, ed, (PS)
• Haunted Legends, Ellen Datlow & Nick Mamatas, eds. (Tor)
• My Mother, She Killed Me, My Father, He Ate Me, Kate Bernheimer, ed. (Penguin)
• Stories, Neil Gaiman & Al Sarrantonio, eds. (Morrow)
• Swords & Dark Magic, Jonathan Strahan & Lou Anders, eds. (HarperCollins)
Премии будут вручаться победителям на коне Readercon 22 в Берлингтоне, Массачусеттс, США, 14-17 июля 2011 года.
Какие интересные номинации! Не ожидал такого богатства от этой премии. В прошлом году было как-то победнее. Примечательно, что здесь сошлись произведения, уже встречавшиеся нам с вами в номинациях на другие премии и в хорроре, и в фэнтези, и в НФ. Несколько размытые жанровые рамки премии не позволяют как следует предсказывать, кого предпочтёт жюри. Тем интереснее интрига.
Как обычно, я болею «за наших», то есть за европейцев, а их в номинациях не так уж и много. Среди романов это, в первую очередь, Грэм Джойс с новым романом о чете лыжников, застигнутой бурей в горах, о покинутой деревне, на которую они набрели, о жизни и смерти, о реальном и потустороннем. У британской писательницы Мишель Пейвер это новая отдельная книга после серии очень успешных доисторических романов, которые начитывал на аудиокниги сам сэр Иэн МакКеллен! Это психологический саспенс, действие которого происходит зимой на отдалённом арктическом острове. Спутники главного героя один за одним исчезают, а там, в темноте полярной ночи, что-то есть! Четыре остальных романа я уже обозревал в связи с другими премиями. Удивительно, что в номинации сошлись две книги с практически идентичными названиями.
В категориях малой прозы мне трудно сказать о произведениях что-то определённое. Впечатляет невообразимый микс из имен, знакомых по самым разным жанрам: тут и Лэрд Баррон, и Нил Гейман, и Питер Уоттс, и Карен Джой Фаулер.
Среди авторских сборников особенно выделяются ВандерМеер и Фаулер. Они и на премии Локуса не пасут задних. Среди антологий три входят в пять-шесть лучших антологий года, по моему личному имхо в обзоре премии Локуса. Остальные две тоже имеют неплохие шансы на хоррорушные премии. Из них примечательна антология под крышесносным названием My Mother, She Killed Me, My Father, He Ate Me. Видимо, вдохновившись успехом Страшных сказок Петрушевской, то же издательство Penguin решило выпустить антологию подобных историй от в основном англоязычных авторов по мотивам классических сказок, а для маркетинга по следам Петрушевской даже обложку в том же стиле сделали! В отличие от подобных антологий от Дэтлоу/Уайндлинг, делавших упор на авторов фэнтези и ужастиков, в этой антологии упор делается на мейнстримовых авторов (Майкл Каннингем, Джойс Кэрол Оутс, опять же Петрушевская). И вездесущий Нил Гейман тут как тут!
И в заключение – новость не по премиям, но тоже приятная.
World Fantasy Convention 2013 года пройдёт в Британии
Началась регистрация участников World Fantasy Convention 2013 года. Оргвзнос для «ранних пташек» составит £75.00, и эта сумма будет актуальна лишь до 30 октября 2011.
Конвенция состоится в конце октября 2013 года в Брайтоне, на южном побережье Англии, в прибрежной гостинице Hilton Brighton Metropole, где прежде проходили Ворлдконы 1979 и 1987 годов. Обычно это мероприятие проходит в Штатах или Канаде, а в Британии состоится в третий раз, и организует его в основном та же команда, что и в 1988 и 1997 годах. Дальнейшая информация по мере поступления будет появляться на сайте кона (http://wfc2013.org/).
Эх, торможу я, торможу… За последние две недели появились номинации на три значительные жанровые премии англоязычного мира, а прошлогодний лауреат Хьюго получил Оскара, но я вот только сейчас собрался вам о них поведать. Итак:
Номинации на Небьюлу за 2010 год: Бачигалупи просочился в неожиданных категориях
Организация писателей-фантастов Америки (Science Fiction and Fantasy Writers of America) обнародовала финалистов премии Небьюла за 2010 год. Голосование членов организации продлится до 30 марта. Победители будут объявлены на банкете-церемонии 21 мая в рамках Небьюловского Уикэнда 19-22 мая 2011 года в отеле Хилтон, Вашингтон, DC. Грандмастер, обычно объявляемый отдельно и заранее, до сих пор объявлен не был.
Роман / Novel
The Native Star, M.K. Hobson (Spectra)
The Hundred Thousand Kingdoms, N.K. Jemisin (Orbit UK; Orbit US)
Shades of Milk and Honey, Mary Robinette Kowal (Tor)
Echo, Jack McDevitt (Ace)
Who Fears Death, Nnedi Okorafor (DAW)
Blackout/All Clear, Connie Willis (Spectra)
Повесть / Novella
The Alchemist, Paolo Bacigalupi (Audible; Subterranean)
‘‘Iron Shoes’’, J. Kathleen Cheney (Alembical 2)
The Lifecycle of Software Objects, Ted Chiang (Subterranean)
‘‘The Sultan of the Clouds’’, Geoffrey A. Landis (Asimov’s 9/10)
‘‘Ghosts Doing the Orange Dance’’, Paul Park (F&SF 1-2/10)
‘‘The Lady Who Plucked Red Flowers beneath the Queen’s Window’’, Rachel Swirsky (Subterranean Summer ’10)
Новелла / Novelette
‘‘Map of Seventeen’’, Christopher Barzak (The Beastly Bride)
‘‘The Jaguar House, in Shadow’’, Aliette de Bodard (Asimov’s 7/10)
‘‘The Fortuitous Meeting of Gerard van Oost and Oludara’’, Christopher Kastensmidt (Realms of Fantasy 4/10)
‘‘Plus or Minus’’, James Patrick Kelly (Asimov’s 12/10)
‘‘Pishaach’’, Shweta Narayan (The Beastly Bride)
‘‘That Leviathan, Whom Thou Hast Made’’, Eric James Stone (Analog 9/10)
‘‘Stone Wall Truth’’, Caroline M. Yoachim (Asimov’s 2/10)
Рассказ / Short Story
‘‘Arvies’’, Adam-Troy Castro (Lightspeed 8/10)
‘‘How Interesting: A Tiny Man’’, Harlan Ellison® (Realms of Fantasy 2/10)
‘‘Ponies’’, Kij Johnson (Tor.com 1/17/10)
‘‘I’m Alive, I Love You, I’ll See You in Reno’’, Vylar Kaftan (Lightspeed 6/10)
‘‘The Green Book’’, Amal El-Mohtar (Apex 11/1/10)
‘‘Ghosts of New York’’, Jennifer Pelland (Dark Faith)
Hereville: How Mirka Got Her Sword, Barry Deutsch (Amulet)
The Boy from Ilysies, Pearl North (Tor Teen)
I Shall Wear Midnight, Terry Pratchett (Gollancz; Harper)
A Conspiracy of Kings, Megan Whalen Turner (Greenwillow)
Behemoth, Scott Westerfeld (Simon Pulse; Simon & Schuster UK)
С нарастающим из года в год недоумением наблюдаю за эволюцией премии Небьюла, а нынешняя номинация заставила меня высказаться публично. Всем известно, что в отличие от читательской премии Хьюго, Небьюлу присуждают писатели, и это отличие диктует иной подход не только к голосованию, но и к формированию номинационных списков. И если с самого начала состав номинаций на обе премии отличался едва ли на треть, то со временем этот разрыв увеличивался. Совпадение среди прошлогодних номинаций было где-то на уровне 20-25%. Но все произведения, номинированные на Хьюго и Небьюлу, всегда обычно значились в списке рекомендованных произведений Локуса, ведь это же фактически список лучших произведений за год, отфильтрованный обширной командой критиков с самыми разнообразными вкусами, и этот выбор всегда подтверждается разнообразными антологиями «лучшего за год». Тем самым обеспечивается перекрёстное подтверждение статуса произведений.
И что мы видим в этом году? Из шести романов – три дебютных. Что ж, хорошо, такое уже бывало, например, среди произведений 1984 года, но тогда эти романы в списке Локуса значились не только в категории дебютных романов, но также и в категории НФ романов. Нынешние дебютанты из небьюловской номинации кроме загончика для молодняка категории дебютных романов ни в НФ романах, ни в фэнтези романах не фигурируют. Я отнюдь не говорю, что книги эти плохи, об их достоинствах я уже писал в связи с их выдвижением на другие премии для дебютантов, но отсутствие перекрёстного подтверждения настораживает. Категория НФ романов в списке Локуса в этом году была как-то коротковата, поэтому в неё мог не попасть роман Джека МакДевитта. А вот в номинацию на Небьюлу он попал. Опять перекрёстное подтверждение не работает. Роман живущей в Штатах нигерийской писательницы Ннеди Окорафор безусловно оригинален, безусловно заслуживает внимания, и является серьёзным претендентом. И лишь одна позиция в номинации вопросов вообще не вызывает – это двухтомный роман Конни Уиллис, уже отрецензированный на Фантлабе. Получит он премию или нет – вопрос отдельный, но он по праву значится среди лучших романов года по мнению коллег-писателей из SFWA.
Теперь о самих романах, хотя мне придётся неизбежно повторяться. Роман Хобсон является романом в смысле романтическом, а его главная героиня – юная ведьмочка. Действие его происходит в Америке после гражданской войны, где общество построено на магии и эксплуатации рабского труда зомби (как же без них в этом сезоне ). Элементы стимпанка тоже налицо. Ярлыки не замедлили появиться: кто-то из критиков придумал «witchpunk», хотя сама автор предпочитает «bustlepunk». У Джемисин – это первый роман эпической фэнтезийной трилогии о борьбе за трон варварского королевства. Как я уже упоминал, рецензенты отмечают влияние Желязного в этом захватывающем хитросплетении политики, убийств, расизма и божественного влияния на жизнь простых смертных. Роман Коваль очень стильный и атмосферный. Кто-то из рецензентов заметил, что такой роман могла бы написать Джейн Остин, если бы писала фэнтези. Многоопытный МакДевитт предложил нам пятый роман из цикла о торговце древностями Алексе Бенедикте. К сожалению, на русском выходил лишь первый роман из этого цикла, а других, даже лауреата Небьюлы Seeker, мы так и не увидели. Несмотря на неприятности приключения, свалившиеся на главного героя, роман отличается оптимизмом, характерным для этого цикла в целом. Окорафор предлагает нам сложный и многоплановый роман, действие которого происходит в Африке; скорее магреализм чем фэнтези, сколь широки ни были бы её жанровые границы. Роман, стоящий на плечах гигантов, нигерийских писателей с мировым именем Чинуа Ачебе и Воле Шойинка. Роман, который по словам автора «настиг меня и сам написался моей рукой». Ну и, наконец, многократно расхваленный самыми разными рецензентами двухтомный плод шестилетнего труда Конни Уиллис, беспримерный образец глубины исследования исторического материала. Роман об оксфордских историках, исследующих её «на натуре», то есть, переместившихся в соответствующий исторический период, в данном случае, в Британию во время Второй Мировой войны. Еще в конце прошлого года я предрекал этому роману небывалый урожай премий, а его огромная популярность уже началась. Рискну предположить "золотой дубль": Небьюла+Хьюго.
Теперь о повестях. Немало сюрпризов и в этой категории. Первый по списку сюрприз – Бачигалупи. Появление его повести в этой номинации создает прецедент. Прежде публикацией считалось издание произведения в текстовом виде: сначала на бумаге, потом также и в онлайновых изданиях. Теперь, стало быть, текстовый вид не обязателен, достаточно выхода в аудио формате. На бумаге повесть вышла лишь в январе 2011 года, именно поэтому её и не было в списке Локуса. Кроме неё, там не было и повести Чейни. Зато все остальные повести в нем присутствуют, и именно между ними, имхо, развернется основная борьба за все премии.
Если говорить о самих произведениях, повесть Бачигалупи тоже не очень обычна: и тем, что это его первый опыт в фэнтези, и тем, что и в аудио формате, и на бумаге она выходила одновременно с повестью Тобиаса Бакела, действие которых происходит в одном и том же мире, где каждое применения магии несет немедленные пагубные последствия. Как следует из названия, главным героем у Бачигалупи является алхимик, которому удалось придумать, как избавить мир от этой напасти. Тут-то всё и началось. Повесть Чана – второй сюрприз. Это самое крупное его произведение (150 страниц в оригинале), а идей здесь писателю попроще хватит на целую трилогию. О произведениях Чана рассказывать невозможно; скажу лишь одно – для понимания этой повести необходимо знакомство с компьютерами и Интернетом, хотя бы поверхностное. На мой взгляд, это главный претендент на Небьюлу в этом разделе. О других повестях, к сожалению, у меня нет информации, а если читать все их подряд через линки на сайте SFWA (в т.ч. повесть Чана), то этот обзор появился бы только к вручению премий. Скажу только, что Лэндис славен своей твёрдой НФ, а Парк – разнообразной speculative fiction, от вулфоподобной science fantasy до исторического романа о путешествии Иисуса в Тибет.
А дальше – в категориях новелл и рассказов – «всё страньше и страньше». В обеих категориях – по семь номинантов, но знакомых авторов, за которых хочется болеть, – всего по одному: Келли и Эллисон. Пересечений со списком Локуса – всего по два. А все остальные… Кто эти люди, что они пишут? Это вызывает беспокойство ещё и потому, что в прошлом году, например, Небьюлу получил самый слабый рассказ в номинации. В этот раз в связи с номинациями в самых разных источниках хорошо отзывались о рассказах авторов с непривычно звучащими именами: Vylar Kaftan и Amal El-Mohtar. Поглядим, как они выступят супротив великого и ужасного Эллисона. (Не думаю, что ХЭ зарегистрировал свое имя и на русском языке, так что без ® пока можно обойтись. )
Киношная премия Рэя Брэдбери хороша тем, что её получают и сценарист, и режиссёр. Среди фантастических фильмов 2010 года, на мой взгляд, самым ярким, зрелищным и толковым был Inception, известный у нас как Начало (хотя в таком переводе теряются нюансы). Лучшим анимациям его не превзойти, хотя у Как приручить дракона и оскароносной Истории игрушек 3 достоинств не занимать. Я буду болеть за Inception.
И в заключение – премия Андре Нортон за детско-юношескую НФ и фэнтези. Поскольку прошлогодний роман Бачигалупи вписывается в эту нишу, то здесь он сразу стал одним из трех наиболее очевидных претендентов. Его бесспорным достоинством является отдельность, внецикловость на фоне сплошных фрагментов серий и циклов. Кроме того, это дистопия, которую нечасто встретишь в литературе для юношества. Место действия – побережье Мексиканского залива; Америка с деградировавшей экономикой; Америка на полпути в третий мир. Главный герой промышляет разбарахоливанием старых танкеров на цветные металлы. В процессе этого он совершает находку, которая способна перевернуть его жизнь. Два других претендента – четвёртая и завершающая книга Пратчетта о юной ведьме Тиффани из подцикла «Плоский мир для детей», а также вторая книга из стимпанковой трилогии Вестерфельда, продолжение Левиафана. Из остальных номинантов самым необычным, пожалуй, будет комикс Hereville. Это история 11-летней девочки из ортодоксальной еврейской семьи, которая, вопреки среде и окружению, мечтает о рыцарской карьере и поединке с драконом. На пути к своей мечте каких только приключений она не повидала, даже переспорила говорящую свинью и обхитрила тролля и таким образом получила свой меч. Надо ли говорить о том, что помимо неизбежной иронии историю расцвечивает местечковый еврейский колорит.
Вот такая в этом году странная номинация на Небьюлу (с сопутствующими премиями вроде бы всё неплохо). С каждым годом эта странность нарастала, а в этом году её уже обсуждают в Интернете (не я один заметил). Посмотрим, что это даст для развития фантастики. Еще одно замечание: из четырех категорий Небьюлы и одной Нортон, только один британский автор – Пратчетт (на премию Нортон). В прежние годы, после того, как new weird завоевали весь мир, британцев в номинациях на Небьюлу было немало, а в последние годы они куда-то подевались, тогда как в других премиях они по-прежнему есть. На этот раз – случай предельный. Если дело так пойдёт и дальше, то в следующем году не будет ни одного.
И в завершение, замечание общего характера о фантастике 2010 года: многие критики отмечают, что в целом фэнтезийные произведения в этом году превзошли НФ по части глубины повествования и образов, хотя лучшие образцы НФ ни в чём им не уступают.
Номинации на Премию Артура Кларка за 2010 год: к моему удивлению, обошлись без Бачигалупи
На прошлой неделе были объявлены шесть финалистов Премии Артура Кларка за 2010 год. Победитель получит чек на 2011 фунтов и памятный гравированный книгодержатель. Оглашение победителя и вручение премии состоится в Лондоне 27 апреля 2011 года в рамках кинофестиваля SCI-FI-LONDON. Итак, финалистами стали:
• Zoo City, Lauren Beukes (Angry Robot)
• The Dervish House, Ian McDonald (Gollancz)
• Monsters of Men, Patrick Ness (Walker)
• Generosity, Richard Powers (Atlantic)
• Declare, Tim Powers (Corvus)
• Lightborn, Tricia Sullivan (Orbit)
Неисповедимыми издательскими путями роман Тима Пауэрса Declare добрался до Британии аж через 10 лет после выхода в Штатах. За это время он успел удостоиться двух крупных жанровых премий (World Fantasy Award, International Horror Guild Award). Но только британское издание позволило выдвинуть его на эту премию. Как часто бывает у Пауэрса, в этом романе делается ставка на смешение жанров, на этот раз – шпионского триллера в стиле Джона ле Карре и оккультизма. Действие его происходит в разгар Холодной войны, в начале 60х, а главный герой обнаруживает конфликт куда более древний, глубокий и холодный, чем Холодная война. Три романа – Бьюкс, МакДональд и Салливан – номинированы также на Премию Британской Ассоциации НФ (BSFA Award), и я уже писал о них в этой связи. Два остальных романа принадлежат перу не очень знакомых авторов, поэтому присмотримся к ним попристальнее. Этим романом Патрик Несс завершает НФ трилогию «Chaos Walking» о непростой жизни колонистов на отдаленной планете, а его название означает, что это именно война, описанная в третьей книге, делает чудовищ из людей. Рецензенты отмечают, что книги всей трилогии хорошо написаны, а повествовательные приемы совершенствуются и усложняются с каждой книгой. А Ричард Пауэрс в своём романе, который формально считается мейнстримом, рискнул вообразить, что произойдёт, когда будет открыт ген счастья, какие изменения это принесет всем и каждому, а также всему человечеству.
Издательская задержка поставила жюри перед трудным выбором: не будь в номинации Тима Пауэрса, я бы безоговорочно предрекал победу МакДональду, не только потому что я за него болею, но и в силу достоинств самой книги. А так – гадать не берусь; результата нам ждать осталось меньше двух месяцев.
Финалисты премии Брэма Стокера за 2010 год: зомби, зомби, зомби, рога, зомби, зомби, зомби…
Ранее были оглашены финалисты премии Брэма Стокера за 2010 год. Объявление лауреатов и вручение премий состоится на Стокеровском Уикэнде на Лонг-Айленде, Нью Йорк 16-19 июня 2011 года.
Чтобы не загромождать, поставил только обложки всех романов в самой главной категории. Прочие красивости покажу, когда буду освещать лауреатов.
Роман / Superior Achievement in a Novel
• Horns, Joe Hill (William Morrow)
• Rot and Ruin, Jonathan Maberry (Simon & Schuster)
• Dead Love, Linda Watanabe McFerrin (Stone Bridge Press)
• Apocalypse of the Dead, Joe McKinney (Pinnacle)
• Dweller, Jeff Strand (Leisure/Dark Regions Press)
• A Dark Matter, Peter Straub (DoubleDay)
Дебютный роман / Superior Achievement in a First Novel
• Black and Orange, Benjamin Kane Ethridge (Bad Moon Books)
• A Book of Tongues, Gemma Files (ChiZine)
• Castle of Los Angeles, Lisa Morton (Gray Friar)
• Spellbent, Lucy Snyder (Del Rey)
Повесть / Superior Achievement Long Fiction
• The Painted Darkness, Brian James Freeman (Cemetery Dance)
• Dissolution, Lisa Mannetti (Deathwatch)
• Monsters Among Us, Kirstyn McDermott (Macabre: A Journey through Australia’s Darkest Fears)
• The Samhanach, Lisa Morton (Bad Moon Books)
• Invisible Fences, Norman Prentiss (Cemetery Dance)
Рассказ / Superior Achievement in Short Fiction
• “Return to Mariabronn”, Gary Braunbeck (Haunted Legends)
• “The Folding Man”, Joe R. Lansdale (Haunted Legends)
• “1925: A Fall River Halloween”, Lisa Mannetti (Shroud Magazine #10)
• “In the Middle of Poplar Street”, Nate Southard (Dead Set: A Zombie Anthology)
• “Final Draft”, Mark W. Worthen (Horror Library IV)
Антология / Superior Achievement in an Anthology
• Dark Faith, Maurice Broaddus & Jerry Gordon, eds. (Apex)
• Horror Library IV, R.J. Cavender & Boyd E. Harris, eds. (Cutting Block)
• Macabre: A Journey Through Australia’s Darkest Fears, Angela Challis & Marty Young, eds. (Brimstone Press)
• Haunted Legends, Ellen Datlow & Nick Mamatas, eds. (Tor)
• The New Dead, Christopher Golden, ed. (St. Martin’s Griffin)
Авторский сборник / Superior Achievement in a Collection
• Occultation, Laird Barron (Night Shade Books)
• Blood and Gristle, Michael Louis Calvillo (Bad Moon Books)
• Full Dark, No Stars, Stephen King (Simon & Schuster)
• The Ones That Got Away, Stephen Graham Jones (Prime Books)
• A Host of Shadows, Harry Shannon (Dark Regions)
Нехудожественная книга / Superior Achievement in Non-Fiction
• To Each Their Darkness, Gary A. Braunbeck (Apex)
• The Conspiracy Against the Human Race, Thomas Ligotti (Hippocampus)
• Wanted Undead or Alive, Jonathan Maberry & Janice Gable Bashman (Citadel)
• Listen to the Echoes: The Ray Bradbury Interviews, Sam Weller (Melville House)
Поэтический сборник / Superior Achievement in a Poetry Collection
• Dark Matters, Bruce Boston (Bad Moon Books)
• Wild Hunt of the Stars, Ann K. Schwader (Sam’s Dot)
• Diary of a Gentleman Diabolist, Robin Spriggs (Anomalous Books)
• Vicious Romantic, Wrath James White (Needfire Poetry)
Не силен я в жанре хоррора, потому попрошу откомментировать эти номинации тех, кто в материале. (Для меня тут знакомые имена – лишь Хилл и Страуб в романах, Лансдейл в рассказах, Дэтлоу в антологиях, Кинг в сборниках и Лиготти в нон-фикшене.)
Шон Тан стал лауреатом Оскара
И под конец – новость из разряда «знай наших!».
Фильм австралийского художника Шона Тана The Lost Thing, основанный на его одноименной книжке с картинками, был удостоен Оскара как Лучший Короткий Анимационный Фильм. Премия была вручена 27 февраля в Голливуде, Калифорния. На фото – справа Шон Тан, а слева режиссер фильма Эндрю Руэманн. Фильм целиком можно посмотреть на сайте www.indiemoviesonline.com.
Как уже писали на Фантлабе, из фильмов, представляющих интерес для нашего ресурса, Оскара также удостоилась История игрушек 3 как Лучший Полнометражный Анимационный Фильм (а зря – я болел за Как приручить дракона). Самый заметный игровой фантастический фильм прошлого года Inception (Начало), получил 4 Оскара в «технических» категориях: звук, спецэффекты, операторская работа и ещё что-то.