Не прошло и трех дней с моего прежнего поста, а уже появились несколько новостей по нездешним премиям. Если бы только удавалось оперативно освещать эти новости! Волевым решением я сделал рывок и ставлю этот пост в ночь на свой день рождения.
Начнем с престижной мейнстримовой премии, а закончим номинациями на Мифопоэтическую премию, которых так ждут любители фэнтези.
Джон Бэнвилл – лауреат премии имени Франца Кафки
Ирландский писатель Джон Бэнвилл удостоен литературной премии имени Франца Кафки, за "исключительные художественные достоинства" его романов и "близость его книг читателям вне зависимости от их национальной или культурной принадлежности".
"Премия Кафки — одна из тех премий, которые хочет получить каждый писатель. Это старомодная премия весьма подходит такому старикану, как я", — заявил 65-летний Бэнвилл, на которого, как сообщает The Guardian, уже делают ставки на получение Нобелевской премии по литературе.
Бэнвилл — один из самых известных современных литераторов Ирландии, автор двух десятков романов, среди которых Море, за который в 2005 году писатель получил Букеровскую премию. Его прозу сравнивают с творчеством Владимира Набокова за точность, изобретательность и склонность к чёрному юмору. На русском языке издано 8 романов, но в последние 5 лет только один – Кеплер (Текст, 2008).
Любопытно, что иногда произведения Бэнвилла номинируются на антипремию за худшее описание секса в литературе.
Премия Кафки, учрежденная в 2001 году, ежегодно вручается Обществом Кафки и мэрией Праги. Лауреаты получают статуэтку писателя и 10 тысяч долларов. В разные годы награду присуждали Харуки Мураками, Филипу Роту, Эльфриде Елинек и Гарольду Пинтеру.
Кроме неё существуют еще несколько премий, носящих имя Кафки. Среди них австрийская премия Franz-Kafka-Preis, присуждавшаяся с 1979 по 2001 год (в 1991 году её удостоился Станислав Лем) и американская Janet Heidinger Kafka Prize (в 1985 году её удостоилась Урсула Ле Гуин).
Премию Compton Crook Award за 2011 год получил Джеймс Кнапп
Балтиморское Общество НФ объявило лауреата премии Compton Crook/Stephen Tall Award за 2011 год. Им стал Джеймс Кнапп (James Knapp) за роман State of Decay (Roc).
Премия присуждается за лучший дебютный НФ/фэнтези/хоррор роман прошлого года, голосуют за неё все члены Общества. Вручение сосоялось 27 мая на открытии Балтикона 45. Лауреат получил памятную табличку и чек на $1,000.
Этот роман номинировался на Премию Филипа К. Дика, но остался без неё. К адреналиновым зомботриллерам можно относится по разному. Вот балтиморцы оценили страшную увлекательность книги и необычные идеи автора (зомби в армии как пушечное мясо), хотя я, например, читал бы такое, лишь оказавшись на необитаемом острове.
Финалисты Мифопоэтической Премии за 2011 год
Мифопоэтическое Общество огласило финалистов Мифопоэтической премии за 2011 год. Победители станут известны на Mythcon 42, который пройдёт 15-18 июля в Альбукерке, штат Нью Мексико, США.
Мифопоэтическая премия за фэнтези для взрослых / Mythopoeic Fantasy Award for Adult Literature:
• Under Heaven, Guy Gavriel Kay (Roc)
• Redemption in Indigo, Karen Lord (Small Beer Press)
• The Bards of Bone Plain, Patricia A. McKillip (Ace)
• A Cup of Normal, Devon Monk (Fairwood Press)
• Troubled Waters, Sharon Shinn (Ace)
Мифопоэтическая премия за фэнтези для детей / Mythopoeic Fantasy Award for Children’s Literature:
• Incarceron and Sapphique, Catherine Fisher (Dial)
• I Shall Wear Midnight, Terry Pratchett (HarperCollins)
• The Grimm Legacy, Polly Shulman (Putnam Juvenile)
• Toads and Diamonds, Heather Tomlinson (Henry Holt)
• The Queen’s Thief series: The Thief, The Queen of Attolia, The King of Attolia, and A Conspiracy of Kings, Megan Whalen Turner (Greenwillow)
Мифопоэтическая премия исследователям творчества Инклингов / Mythopoeic Scholarship Award in Inklings Studies:
• Middle-earth Minstrel: Essays on Music in Tolkien, Bradford Lee Eden, ed. (McFarland, 2010)
• Tolkien on Fairy-stories: Expanded Edition, with Commentary and Notes, Verlyn Flieger & Douglas A. Anderson, eds. (HarperCollins, 2008)
• Arda Reconstructed: The Creation of the Published Silmarillion, Douglas Charles Kane (Lehigh Univ. Press, 2009)
• The Power of Tolkien’s Prose: Middle-earth’s Magical Style, Steve Walker (Palgrave Macmillan, 2009)
• Planet Narnia: The Seven Heavens in the Imagination of C.S. Lewis, Michael Ward (Oxford University Press, 2008)
Мифопоэтическая премия исследователям мифологии и фэнтези / Mythopoeic Scholarship Award in Myth and Fantasy Studies:
• Out of my Bone: The Letters of Joy Davidman, Don W. King, ed. (Eerdmans, 2009)
• Cheek by Jowl, Ursula K. Le Guin (Aqueduct, 2009)
• Rhetorics of Fantasy, Farah Mendlesohn (Wesleyan University Press, 2008)
• Metamorphoses of the Werewolf: A Literary Study from Antiquity through the Renaissance, Leslie A. Sconduto (McFarland, 2008)
• The Victorian Press and the Fairy Tale, Caroline Sumpter (Palgrave Macmillan, 2008)
Мифопоэтическое общество всегда радует нас своей неизменной поддержкой качественной, литературно состоятельной фэнтези. Вот и на этот раз романы в номинации – на любой вкус. Тут и квазиисторический роман Кея, обильно выдвигаемый на разные премии, и африканская сказка Лорд, уже получившая премию за дебют, и невероятно поэтичный роман МакКиллип о музыке и бардах, сборник рассказов Монк о столкновении обыденного с фантастическим, и интриги королевского двора в романе Шинн. Кей прежде был финалистом этой премии 4 раза, но ни разу не выиграл. МакКиллип номинировалась на премию 13 раз и три из них победила – в 1995, 2003 и 2007 годах, так что чисто статистически у неё шансов больше. Основная борьба, имхо, разгорится именно между ними. Я недостаточно знаю МакКиллип, так что буду болеть за Кея, пусть он хоть раз получит Мифопоэтическую премию.
В детско-юношеской категории много незнакомых имен, а над всеми возвышается Пратчетт, уже получивший за свою книгу премию Нортон. Я и в прошлом обзоре упоминал его в качестве финалиста премии Локуса, так что у него шансов побольше будет. Однако, особенностью этой премии является то, что помимо отдельных романов, вышедших в прошлом году, номинироваться могут трилогии и прочие серии, завершенные в прошлом году. Трилогия целиком в силу своей завершенности может перевесить отдельный роман или фрагмент цикла. В нынешнем детском шортлисте таковых двое – Фишер и Тернер. В эпической дилогии Кэтрин Фишер герметический замок-тюрьма в мире хаоса более всего напоминает Горменгаст, а исполнение – Гарта Никса и Сюзен Коллинз. А тетралогия «Королевский вор» Меган Уэйлен Тернер рассказывает историю юного воришки по имени Джен, сподобившегося украсть королевскую печать. От плахи его спас придворный маг, которому для особых поручений нужен был такой пронырливый исполнитель. Его жизнь и так будет одним сплошным приключением, но автор еще усложняет задачу: мир в котором разворачивается действие, более всего напоминает Византию, полную коварства и интриг. Рецензенты отмечают очень живых персонажей, напоминая, что Тернер всегда была сильна характерами. Авторы остальных двух книг в номинации черпали вдохновение в классических сказках. Шульман написала современную сказку о девочке, получившей доступ к коллекции артефактов из сказок Братьев Гримм. Применяя магреализм как метод, Томлинсон перелицевала сказку Шарля Перро, а местом действия сделала доколониальную Индию. Как видите, набор номинантов сильный и необыкновенно разнообразный. Удастся ли им обойти Пратчетта? Ответ узнаем в середине июля.
Мне тяжело комментировать два нехудожественных раздела: названия книг говорят сами за себя, а имена их авторов – наоборот, не говорят ничего. Лишь во втором разделе, среди книг, исследующих фэнтези и мифологию, двое знакомых авторов – Урсула Ле Гуин с очередным сборником нонфикшена и британская литературоведка Мендельсон с довольно интересным исследованием риторики фэнтези. Обе эти книги прежде были финалистами Локуса, а Мендельсон еще и номинирована на Хьюго. Как и прежде, я прошу комментировать книги в двух последних категориях тех, кто знает о них больше.
Время шло, а я всё никак не мог завершить очередной обзор нездешних премий. К моему стыду, премии присуждают быстрее, чем мне удаётся писать о них… Последним пинком было вручение Небьюлы, и вот я волевым решением сей обзор завершил.
Лауреаты премии Небьюла за 2010 год
Ранним утром в воскресенье (поздно вечером в субботу, 21 мая) на особой церемонии, прошедшей в Вашингтоне, США, были объявлены лауреаты премии Небьюла за 2010 год. Церемониймейстером на этот раз был Майкл Суэнвик. Итак, лауреаты:
• Hereville: How Mirka Got Her Sword, Barry Deutsch (Amulet)
• The Boy from Ilysies, Pearl North (Tor Teen)
• A Conspiracy of Kings, Megan Whalen Turner (Greenwillow)
• Behemoth, Scott Westerfeld (Simon Pulse; Simon & Schuster UK)
Элис Шелдон, известная как Джеймс Типтри, мл., и Майкл Уэйлан были удостоены премии Солстайс (Solstice Award), а Джон Е. Джонстон получил премию за службу SFWA (SFWA Service Award).
Что ж, в целом я рад результату. Шесть лет, затраченных на написание огромного романа, не прошли даром: Конни Уиллис заслужено победила в романной категории, обойдя троих дебютанток (пусть их романы хороши, но над собой ещё работать и работать), опытного МакДевитта (чей роман традиционно тоже неплох, но находится в несколько иной весовой категории) и непонятно-фэнтези-или-магреализм Окорафор (чей роман чересчур тревожен и депрессивен, чтобы понравиться многим). В связи с этим, мне очень интересно, в каком направлении творчество Уиллис будет развиваться дальше, и каким образом эта премия повлияет на планы российских издателей…
Довольно неожиданной стала победа Рейчел Свирски в категории повестей, хотя эта её повесть выдвинута практически на все премии. Явным фаворитом здесь был Тед Чан (я и сам не сомневался в его победе), а вот поди ж ты… Что ж она такого написала, что удалось опередить Чана?
Тёмная лошадка Эрик Джеймс Стоун победил в категории новелл; эта новелла также выдвинута на Хьюго, но отсутствует среди финалистов Локуса. Она была опубликована в Аналоге, прибежище политического консерватизма и технократии одновременно. В последнее время публикации из Аналога на премии выдвигаются редко, а получают их ещё реже. Тем большим станет интерес к этой новелле и её автору.
В категории рассказов имеем небольшой сюрприз – спарку призёров. Среди совсем незнакомых и полузнакомых имён утёсом гордо возвышался Харлан Эллисон. Справедливость восторжествовала лишь наполовину: Эллисон свою Небьюлу таки получил, но на пару к нему присоседилась странная Джонсон, которая и в прошлом году непонятно как получила Небьюлу, и в этом году сподобилась. Многие читатели отмечают, что у её рассказов уровень приличный, но не настолько выдающийся, чтобы Небьюлу давать. Как ей это удаётся?
Из четырех призёров малой/средней формы по два были опубликованы в бумажных и онлайновых журналах. Удивляет отсутствие среди призёров публикаций Asimov’s. В иные годы все малые и средние лауреаты были из него. Правда, тогда его возглавлял несравненный Дозуа…
Премию Рэя Брэдбери за лучший сценарий абсолютно заслуженно получило Начало (Inception). Что ж тут комментировать, вы и сами всё видели. Дело Филипа К. Дика живёт и побеждает!
А на премии Нортон восторжествовала справедливость в отношении британских авторов. В своём прежнем обзоре я уже отмечал, что вопреки практике, сложившейся лет 7-8 назад, в последние годы в номинациях на Небьюлу, по сравнению с другими премиями, заметно меньше британцев. Дошло до того, что на 5 литературных категорий в этом году было номинировано только одно произведение британского автора. Зато это был сэр Терри Пратчетт с романом, завершающим цикл о Тиффани, и этот роман получил премию Нортон. Знай наших! Я особенно доволен, поскольку состав его соперников на этот раз был очень представительным.
Огорчило ещё одно обстоятельство. В этом году титул Гранд Мастера так и не был присуждён. Джин Вулф давным-давно его заслужил, а на этот раз и повод был более, чем подходящий: ранее в этом месяце Вулфу исполнилось 80. Что ж, Бог им судья. Надеюсь, что хоть в следующем году Вулф таки станет Гранд Мастером без привязки к каким-либо юбилеям…
А ещё я надеюсь, что с помощью американских друзей несколько позже я смогу показать вам фотки с церемонии так же, как это было в прошлом году.
Южноафриканский прорыв принёс первый результат
В последние дни апреля в рамках Лондонского фестиваля НФ фильмов состоялась церемония вручения Премии Артура Кларка (Arthur C. Clarke Award) за 2010 год. Опередив маститых соперников Иэна МакДональда и Тима Пауэрса, премию получила Лорен Бьюкс, тем самым создавая прецедент – до неё произведения южноафриканских авторов самых значительных НФиФ премий англоязычного мира не только не получали, но и никогда не номинировались на них.
• Zoo City, Lauren Beukes (Angry Robot)
Её соперниками были:
• The Dervish House, Ian McDonald (Gollancz)
• Monsters of Men, Patrick Ness (Walker)
• Generosity, Richard Powers (Atlantic)
• Declare, Tim Powers (Corvus)
• Lightborn, Tricia Sullivan (Orbit)
Лорен Бьюкс получила чек на £2011 и памятный гравированный книгодержатель.
Что ж, я рад за этого перспективного автора. Городская фэнтези с африканским колоритом может понравиться многим читателям (и издателям), в первую очередь, своей необычностью. А насчет Пауэрса я так и думал: через 10 лет после выхода шансы книги получить премию стремятся к нулю, какой хорошей они ни была бы. МакДональда немного жаль, но у него впереди ещё немало номинаций.
Финалисты Премии Локуса за 2011 год
В этом году финалистов Премии Локуса ждать пришлось как-то непривычно долго, хотя голосование закончилось, как и прежде, 15 апреля. И лишь 11 мая The Locus Science Fiction Foundation объявил по пять финалистов в каждой категории.
Лауреаты будут объявлены на специальной церемонии в рамках Уикэнда НФ премий в Сиэтле, штат Вашингтон, 24-26 июня. Тогда же состоится и церемония введения в Зал Славы НФ. Как я уже сообщал, в этом году виновниками торжества будут Харлан Эллисон, Гарднер Дозуа, Мёбиус и Винсент Ди Фейт.
НФ роман / Science Fiction Novel
• Surface Detail, Iain M. Banks (Orbit UK; Orbit US)
• Cryoburn, Lois McMaster Bujold (Baen)
• Zero History, William Gibson (Putnam; Viking UK)
• The Dervish House, Ian McDonald (Pyr; Gollancz)
• Blackout/All Clear, Connie Willis (Spectra)
Фэнтези роман / Fantasy Novel
• Under Heaven, Guy Gavriel Kay (Penguin Canada; Roc)
• Kraken, China Miéville (Macmillan UK; Del Rey)
• Who Fears Death, Nnedi Okorafor (DAW)
• The Fuller Memorandum, Charles Stross (Ace; Orbit UK)
• Donato Giancola, Middle-Earth: Visions of a Modern Myth (Underwood)
• Shaun Tan, The Bird King and Other Sketches (Windy Hollow)
• Charles Vess & Neil Gaiman, Instructions (Harper)
Необычайно интересные номинации!
В пятерке НФ романов меня порадовало наличие Бэнкса с новым романом о Культуре. Отрадно, что цикл не выдыхается. Присутствие в пятерке МакДональда не сюрприз, а закономерность, учитывая количество номинаций этого романа на разные премии. Сюрпризом является, скорее, Гибсон: что-то его прошлогодний роман не дотягивает до шортлистов крупнейших НФ премий, даже дома в Канаде. А два остальных романа были включены в число финалистов более, чем заслуженно. И если в Уиллис я не сомневался, то Буджолд в пятерку могла и не попасть… С номинацией на Хьюго совпадают три (Буджолд, МакДональд, Уиллис), а с Небьюлой – только одна Уиллис.
В пятерке фэнтези романов – книги на любой вкус, кроме, разве что, эпиков. Прекрасно, что в пятерку попал Стросс со своим новым романом о Прачечной, ведь на тех премиях, где в одну кучу сваливают фэнтези и НФ, этот роман в шортлист не попадал… С Кракеном Мьевиля ситуация несколько иная: уже очевидно, что ему не повторить успеха предыдущего романа, но с попаданием в число финалистов Локуса удастся хотя бы сохранить лицо. Новый роман Кея с самого начала был среди фаворитов, но даже среди таких соперников его шансы по-прежнему высоки. Окорафор написала странный и глубоко личный роман, который можно воспринимать очень по разному. И именно эта его неоднозначность может сослужить ему и хорошую, и плохую службу. Поэтому про его шансы всё совершенно непонятно. Роман Вулфа тоже балансирует на грани фэнтези и магреализма; за него бы Булгаковскую премию вручить! Вулф не раз выигрывал премию Локуса за лучшую фэнтези, и на этот раз тоже вполне способен. Воистину, в этом году категория фэнтези романов – самая непредсказуемая.
А вот категория дебютантов более предсказуемая. Во-первых, в ней два романа, выдвинутых на Небьюлу (Джемисин и Коваль), из них Джемисин ещё и на Хьюго. Чисто статистически у Джемисин шансы самые высокие, а незримо витающая над нею тень Желязного якобы должна добавить ей столько авторитета, что никакая тень Джейн Остин Коваль не спасёт. Но им также оппонируют по своему крепкие и самобытные дебютанты, которым палец в рот не клади. Из них самым достойным представляется финн Райяниеми, стиль которого можно охарактеризовать как невообразимый микс из посткиберпанка и new weird (post-new-weird, что ли). На Евроконе будет возможность познакомиться и пообщаться с ним. Шансы остальных двоих послабее будут. Ю упрекают за отсутствие чувства меры, а зомботрэш от Бимер, каким прикольным он бы ни был, всё-таки остаётся трэшем. Даже если его автор работает в Локусе.
Категория детско-юношеских романов кажется сокращённой версией номинации на премию Нортон (см. выше), за исключением недавно умершей Дианы Винн Джонс. Влияние Джонс на Д/Ю литературу трудно переоценить. Это не только Ходячий замок и взаимосвязанные с ним книги, это ещё и цикл «Крестоманси», без которого невозможен был бы «Гарри Поттер», и множество других хороших книг для детей и взрослых. Не думаю, что её прошлогодняя книга – большой шедевр (в последние годы Джонс сильно болела и систематически работать не получалось), но пусть она победит. Пусть эта премия станет последней данью уважения Грандмастеру Д/Ю фэнтези! Справедливости ради отмечу, что все остальные номинанты способны получить эту премию, номинация очень ровная. К тому же, Пратчетт за свою книгу премию Нортон уже получил.
Среди издателей в четырех романных категориях с огромным перевесом преобладают подразделения или сателлиты издательских империй. Самое выдающееся профильное издательство Tor среди НФ и Д/Ю финалистов не представлено вообще, лишь одним романом (но Вулфа!) в фэнтези, и двумя среди дебютантов, один из которых является перепечаткой с британского оригинала. Малые независимые издательства (мни) представлены лишь двумя дебютными романами. Забегая вперёд, отмечу, что та же картина характерна и для антологий (лишь 1 мни из 5), но авторские сборники – это традиционная вотчина мни – все 5 финалистов! Кроме того, в мни вышли по 4 из 5 финалистов в категории критико-публицистических книг и художественных альбомов.
Теперь перейдём к категориям малой прозы. В повестях набор интересный: неизбежный Чан, неожиданный Мартин, вполне предсказуемые Рейнольдс и Свирски, а также Д/Ю фэнтези от Бир, на которую я прежде не обратил внимания. С номннацией на Хьюго совпадают три (Чан, Рейнольдс и Свирски), а с Небьюлой – две (Чан и Свирски), к тому же Свирски Небьюлу выиграла. Мне всё-таки больше верится в то, что здесь победит Чан. Возможен и сюрприз со стороны Рейнольдса или Свирски… Ну не верю я в победу повести Мартина, и всё тут.
А дальше – ещё страньше! В категории новелл представлены произведения прекрасных авторов, уже известных нашим читателям. Имена Аберкромби и Геймана говорят сами за себя, а малая проза Келли, Госс и Лэндиса была не раз представлена в Еслях и антологиях. С номинациями на Хьюго и Небьюлу совпадает только один Келли. Я от души порадуюсь за него, если выиграет (ибо хорошо пишет, змей!), но болеть буду традиционно за британцев.
В категории рассказов совпадений с номнациями на Хьюго и Небьюлу ещё меньше (один Уоттс на Хьюго + премию BSFA), хотя все авторы хорошо нам знакомы: помимо Уоттса, тот же Гейман, а также Фаулер, Джонсон и Валенте, также известные нам по журналам и антологиям. (Джонсон на Хьюго и Небьюле представлена другим рассказом.) За кого болеть – не знаю: Гейман своебразен, но неровен, Фаулер и Уоттс – на любителя.
И тут я заметил одну особенность: в категориях новелл и рассказов в номинациях на Хьюго и Небьюлу совпадений больше между собой, чем с Локусом, а объяснение этому простое: читатели Локуса больше ориентируются на знакомых, уже раскрученных авторов, а в номнациях на Хьюго и Небьюлу сейчас преобладает молодняк, самоутверждающийся в малой форме. Конечно, это только частично объясняет некоторые странности в номинациях последних лет, но в какой-то степени картина становится яснее.
Среди публикаций малой прозы в финале Локуса антологии прочно держат свой сегмент рынка: по 2 из 5 в каждой номинации (40%). У повестей есть особенность – их иногда издают отдельными книжками – 2 из 5 (40%). Онлайновые журналы прочно держат свою долю, причем их доля больше среди рассказов – 2 из 5 (40%) и по 1 из 5 (20%) в двух других категориях. Доля традиционных бумажных журналов снизилась: из 5 повестей-финалистов ни одна не была опубликована там, 2 новеллы из 5 (40%) и 1 рассказ из 5 (20%). Все бумажные финалисты – из Asimov’s. Эти цифры в целом хорошо характеризуют нынешний рынок малой фантастической прозы.
Теперь о книгах, в которые собирают малую прозу – антологиях и авторских сборниках. Репринтные антологии единолично представлены тяжеловесом – ежегодником Дозуа. Его шансы на премию традиционно огромны, но не абсолютны. Все остальные финалисты – оригинальные антологии, с повестями/рассказами, впервые вышедшими в них. Среди них особо выделяются Warriors Мартина и Дозуа, Swords & Dark Magic Стрейхана и Андерса. Их уже отрецензировали на Фантлабе, и они тоже способны побороться за премию. Две другие антологии стали для меня сюрпризом, ведь они вышибли из финала такие примечательные антологии как Godlike Machines Стрейхана, Stories Геймана и новую ктулхиану Джоши. И если с Дэтлоу/Уайндлинг всё ясно (они классные антологисты), то зомбяков я понять не могу…
Как я и предрекал в своем предварительном обзоре, среди авторских сборников в финале преобладают «зэ бест» – 3 из 5 (Бигл, Лейбер и Робинсон). Подвиды очередных авторских сборников и томов из собраний рассказов представлены единичными образцами – Фаулер и Желязны соответственно. Не берусь угадать, кто победит. Довольно ровные шансы у всех. И люблю всех, пусть и по-разному!
Завершая обзор книжных финалистов, скажу о критико-публицистических изданиях и художественных альбомах. Среди первых преобладают литературоведческие труды от творчестве классиков НФ Хайнлайна и Корнблата и более позднего «малого классика» Батлер, а также сборник эссе о творчестве бабушки Урсулы, изданный к её 80-летию. Собственно критикой является лишь одна книга – сборник рецензий известного критика Гэри К. Вулфа. С номинацией на Хьюго совпадают 2 – о Хайнлайне и рецензии. Мой прогноз: этот 1й том очевидно трехтомного труда о творчестве Хайнлайна способен выиграть и Локус, и Хьюго.
Как я уже писал в своём предварительном обзоре, главное соперничество за приз среди художественных альбомов развернётся между Эгглтоном, Джанколой и Таном. Все они в последние годы выдвигались на Хьюго как художники и получали его в разные годы. Джанкола взялся за беспроигрышную тему – Средиземье. Очень многие захотят увидеть его видение знакомого всем мира. Конечно же, Джексон намертво впечатал в наше восприятие видение Алана Ли и Джона Хау, но и до них, и после них другим художникам было что об этом мире сказать (или, скорее, показать). Болею за Джанколу! Также поболею за него и в категории «лучший художник», хотя ни для кого не секрет, что Уэйлан в Америке лучше всех.
Что же касается остальных категорий (журнал, издательство, редактор), то я прокомментирую их лишь бегло. Бумажные журналы уступают свою долю рынка, но среди финалистов их 3 из 5, даже Аналог попал в финалисты, хотя я его и в десятку не поставил бы. Два представленных в финале онлайновых журнала являются филиалами книжных издательств, которые (издательства), являются лидерами в своих группах: Subterranean – в малых независимых, а Tor – среди подразделений или сателлитов издательских империй (я уже и не пойму, кто они теперь – уже подразделение или всё ещё сателлит). Совершенно заслуженно среди финалистов значится издательство Orbit. Ещё с 70х годов это было фантастическое подразделение британского издательства МакДональд, которое в 90е вошло в состав медиа империи Warner. В Британии они всегда были среди ведущих издателей фантастики, а несколько лет назад Warner стал издавать фантастику под этой маркой и в Штатах. За это время Orbit US взял на себя благородную миссию продвижения на американский рынок британской фантастики, еще не охваченной американскими издателями, и систематическим переизданием фантастики Бэнкса, до того издававшейся в Штатах весьма хаотично. С прошлого года пошел прорыв – Orbit US стал издавать много новых американских авторов, в частности, Джемисин. Пусть победит Orbit – за почти 40 лет служения фантастике!
А редакторы… Как я уже писал, словом editor в западном издательском бизнесе называется и главред журнала, и составитель антологии, и человек, определяющий редакционную политику книжного издательства, т.е. отбирающий авторов для последующей работы и, подобно продюсеру в кино, влияющий на то, что и в каком виде выйдет из-под их пера. Ну и как, скажите мне, можно сравнивать главреда F&SF ван Гелдера, антологистов Дозуа, Дэтлоу и Стрейхана и легендарного книжного эдитора Хартвелла, сейчас работающего на Tor, и ещё составляющего антологии? Все равно среди книжников Хартвелл лучше всех, а Дозуа пусть и покинул пост главреда Asimov’s, но лучше его журнальных редакторов не было и нет, а равно и антологистов. Они все – профессионалы экстра класса, «but some are more equal».
На прошедшей неделе также были оглашены номинации на премию Аврора – главную премию Канады, присуждаемую фэнами. Она направлена на поощрение канадских авторов, то есть граждан Канады, независимо от места проживания, и граждан других стран, законно проживающих в Канаде. (Поэтому, на неё могут выдвигаться как канадец Кори Доктороу, живущий то в Британии, то в Калифорнии, так и живущий в Канаде американец Уильям Гибсон.) Премии будут вручены 20 ноября 2011 года в рамках кона Canvention 31. Всем победителям вручат призы, которые приятно поставить на полку, а лауреат в категории романа ещё и денежный приз в размере $500 от SF Canada – Национальной ассоциации профессионалов в области умозрительной литературы.
Категорий в этой премии довольно много, а половина – франкоязычные, что для меня вообще тёмный лес. Поэтому я ограничусь только двумя англоязычными литературными категориями.
Лучший роман на английском / Best English Novel
• Black Bottle Man, Craig Russell (Great Plains Publications)
• Destiny’s Blood, Marie Bilodeau (Dragon Moon Press)
• Stealing Home, Hayden Trenholm (Bundoran Press)
• Under Heaven, Guy Gavriel Kay (Viking Canada)
• WWW: Watch, Robert J. Sawyer (Penguin Canada)
Лучший рассказ на английском / Best English Short Story
• “The Burden of Fire”, Hayden Trenholm (Neo-Opsis #19)
• “Destiny Lives in the Tattoo’s Needle”, Suzanne Church (Tesseracts Fourteen)
• “The Envoy”, Al Onia (Warrior Wisewoman 3)
• “Touch the Sky, They Say”, Matt Moore (AE: The Canadian Science Fiction Review, 11/10)
• “Your Beating Heart”, M. G. Gillett (Rigor Amortis)
Необычная ситуация – каждый новый роман Гибсона всегда попадал в номинацию на Аврору, но не в этот раз, хотя он есть среди финалистов на премию Локуса. Интересно видеть в номинации книги трех совершенно новых авторов (дебютантов?), изданные в малых независимых издательствах, против романов двух маститых авторов (один – фэнтези, другой – НФ), выпущенных разными подразделениями издательской империи Penguin. Для меня выбор однозначен, и болеть я буду за Кея. Правда, до ноября ждать ещё полгода.
Номинации на премии Дэвида Геммела
В конце апреля также стали известны номинации на премии Дэвида Геммела в области эпической фэнтези. Эти премии названы по названиям романов Геммела и в этом году будут присуждаться в третий раз. Особенностью премии является то, что она не ограничивается англоязычными авторами, а охватывает авторов из разных стран с публикациями на английском языке. Первым лауреатом «Легенды» два года назад стал Анджей Сапковский, в прошлом году «Утреннюю звезду» получил француз Пьер Певель, а в этом году в номинациях авторы не только из Штатов, Британии и Новой Зеландии, но также из Германии, Франции и России плюс исландская художница. И опять многостаночник Сандерсон представлен в одной номинации не только в качестве и.о. Джордана, но и со своим собственным романом.
Церемония вручения премий состоится в пятницу, 17 июня в Лондоне, в The Magic Circle Headquarters.
Премия «Легенда» – лучший фэнтези роман / Legend Award – Best Fantasy Novel
BRETT, Peter V – The Desert Spear (Voyager)
HEITZ, Markus – War the Dwarves (Orbit UK/US)
JORDAN, Robert and SANDERSON, Brandon – Wheel of Time: Towers of Midnight (Orbit UK/Tor US)
PEVEL, Pierre – The Alchemist in the Shadows (Gollancz)
SANDERSON, Brandon – The Way of Kings (Gollancz/Tor US)
WEEKS, Brent – The Black Prism (Orbit UK/US)
Премия «Утренняя Звезда» – лучший дебют / Morningstar Award – Best Debut
CHARLTON, Blake – Spellwright (Tor US)
HINKS, Darius – Warrior Priest (The Black Library)
JEMISIN, N.K. – The Hundred Thousand Kingdoms (Orbit UK/US)
PEHOV, Alexey – Shadow Prowler (Tor US)
VICTORIA, Mary – Tymon’s Flight (HarperCollins Australia)
Премия «Сердце Ворона» – Лучшая фентезийная обложка / Ravenheart Award – Best Fantasy Art Cover
EINARSDOTTIR, Olof Erla – Power & Majesty (HarperCollins Australia)
LOCKWOOD, Todd – The Ragged Man (Pyr)
NIELSEN, Cliff – The Hundred Thousand Kingdoms (Orbit UK/US)
SULLIVAN, Jon – Shadow King (The Black Library)
VICTORIA, Frank – Tymon’s Flight (HarperCollins Australia)
На этот раз за «Легенду» поборется очень интересный набор авторов – американцы Роберт Джордан, Брэндон Сандерсон, Питер Бретт и Брент Уикс, а также лучший французский фэнтезист Пьер Певель и один из лучших немецких фэнтезистов Маркус Хайтц. Конечно же я буду болеть за Джордана, хотя не думаю, что премию получит промежуточный том (другое дело – последний!). Также порадуюсь за победу европейцев. Про фэнтези Германии и особенно Франции мне вообще ничего не ведомо, за исключением того, что самый титулованный роман Певеля это «типа Три мушкетёра с магией».
За «Утреннюю Звезду» поборются американцы Блейк Чарлтон, которому фэнтези жизнь спасла, и Н.К. Джемисин, чьё массовое выдвижение на все премии вплоть до Небьюлы и Хьюго просто ошеломляет, британец Дариус Хинкс, выходец из альтернативного рока, новозеландская дебютантка Мэри Виктория, о которой мало что известно, и всем нам хорошо знакомый Алексей Пехов, чьи книги начали издаваться в лучшем профильном издательстве Америки – Tor.
За «Сердце Ворона» поборются обложки двоих номинантов на «Утреннюю Звезду», а также трех других книг – неважно каких, обложки говорят сами за себя. География художников тоже впечатляет – двое американцев, один британец, один новозеландец, а одна художница вообще из Исландии (обложка для австралийского издательства – глобализация в действии).
Подробно обо всех номинантах можно прочитать на сайте http://gemmellaward.com/ . Там же, после регистрации, все желающие могут проголосовать до 27 мая включительно. Тех, кто хочет поддержать Пехова, прошу поторопиться.
Формально говоря, это новость не фантастики, а остальной литературы, но вчера/сегодня Интернет преисполнен ею.
Сегодня, 18 мая, американский романист Филип Рот, автор Случая Портного, Освобожденного Цукермана, Американской пасторали и других книг, стал лауреатом Международной Букеровской премии, вручаемой раз в два года за достижения в области художественной литературы.
Объявление победителя состоялось в Сиднее, а церемония награждения пройдет 28 июня в Лондоне.
Международный Букер, основанный британской Букеровской премией, вручается с 2005 года авторам, не только пишущим на английском, но и переведенным на английский язык, не за конкретное произведение, а за "творческую активность, развитие и общий вклад в мировую художественную литературу".
В числе финалистов этого года фигурировали 13 авторов из восьми стран мира. В шорт-листе фигурируют такие авторы, как скандально известный за свою вольную трактовку Библии британский детский писатель Филип Пуллман, лауреат Букеровской премии 1994 года, шотландец Джеймс Келман, одна из известнейших итальянских писательниц Дачия Мараини, необычайно титулованые китайские писатели Ван Аньи и Су Тонг, французский писатель ливанского происхождения Амин Маалуф, австралиец Дэвид Малуф, испанец Хуан Гойтисоло, американки Энн Тайлер и Мэрилин Робинсон, жувущий в Канаде индиец Рохинтон Мистри и знаменитый Джон Ле Карре.
Незадолго до объявления победителя на премии разгорелся скандал из-за одного из финалистов. После того, как жюри под председательством писателя Рика Джекоски в конце марта объявило список номинантов, британский автор шпионских детективов Джон ле Карре попросил исключить его имя из списка. Писатель мотивировал свою просьбу тем, что он никогда не участвует в литературных состязаниях. Жюри, крайне удивленное такой реакцией, все же отказалось исключать его имя из шорт-листа.
Победитель получит 60 тыс. фунтов стерлингов. Прежде лауреатами этой премии становились албанец Исмаил Кадаре, нигериец Чинуа Ачебе и канадка Элис Манро.
Для нас эта премия важна тем, что при самом первом её присуждении в число номинантов входил Станислав Лем, кроме того, и тогда, и впоследствии номинировалась не чуждые фантастике Маргарет Этвуд и Дорис Лессинг, а в этом году -- Филип Пуллман.
P.S. И ведь лауреат совсем не мой автор -- слишком циничен, слишком депрессивен, хотя искра Божья наличествует. Но не смог я пройти мимо и поставил эту новость.