Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «cat_ruadh» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 февраля 2013 г. 18:33

В ноябре 2012 года Locus Online провёл ряд опросов с с целью определить лучшие произведения фантастики в крупной и малой форме за 20й и (уже!) 21й век. В каждом веке предлагались пять категорий: НФ роман, фэнтези роман, повесть, новелла и рассказ. По произведениям 20го века в каждой категории разрешалось указывать до 10 наименований; по 21му веку – до 5. Результаты зависят от места голосов в каждой категории; использовались алгоритмы, в которых 1е место получает в два раза больше баллов, чем 5е или 10е место, но не в 5 или 10 раз больше.

В общей сложности было получено 625 бюллетеней, три четверти из них в четыре последних дня ноября. Поскольку голосовавшие сами вписывали названия, а не выбирали их из списка, обработка бюллетеней оказалась гораздо сложнее, чем на ежегодной премии Локуса. Иногда произведения 21го века относили в 20й век и наоборот, и это приходилось исправлять и результаты пересчитывать. Совместный роман Пратчетта и Геймана получил достаточно голосов, чтобы попасть в число лучших, и как Пратчетт + Гейман, и как Гейман + Пратчетт. Когда эти голоса объединили, оказалось, что он вошёл в десятку. По Коралине исправления не внесли – она фигурирует и как повесть (что правильно), и как роман (что неправильно).

Несколько произведений фигурируют в списке лучших и как НФ, и как фэнтези. Именно для них на рубеже 70х и 80х был введен термин «science fantasy», правда надолго он не прижился. Книга Нового Солнца Джина Вулфа стоит на 24м месте как НФ и на 18м как фэнтези – результат хороший, но я ожидал большего. Бог света Роджера Желязны стоит на 23м месте как НФ и на 65м как фэнтези. А уже в 21м веке Город и город Мьевиля дважды попал в десятки: 9е место как НФ и 8е как фэнтези.




Тэги: лучшее
Статья написана 21 января 2013 г. 05:13

Выполняя свой долг перед читателями Фантлаба и не желая оставлять неосвещёнными ни одну из значительных фантастических премий англоязычного мира, а по возможности и мейнстримовые премии, и премии других стран, я решил этим обзором завершить свои повествования о 2012м премиальном годе и подвести его итоги, чтобы можно было двигаться дальше.




Статья написана 10 сентября 2012 г. 19:14

Думаю, что лет 50, а даже и 30, назад можно было предположить, что церемония вручения Хьюго будет транслироваться на весь мир, хотя рядовой обыватель, скорее всего, повертел бы пальцем у виска. Но даже самые рьяные адепты твёрдой НФ вряд ли смогли бы предположить, что она будет прервана параноидально настроенным роботом! Сразу вспомнилась фраза из Воннегута, вынесенная в заголовок.

А произошло вот что. Пока присуждали премии в фэнских категориях, всё было спокойно. Потом настала очередь драматических категорий, при этом демонстрировались фрагменты из номинированных произведений. Гейман как сценарист получил премию за эпизод Доктора Кто. И аккурат посреди его благодарственной речи бот, стоящий на страже авторских прав, взведенный сериальными фрагментами, вырубил трансляцию, да так, что до конца церемонии восстановить её было невозможно. И это при том, что все необходимые разрешения были своевременно получены. (Не мне вам рассказывать, какое тут началось бурление говен!) Несколько дней спустя организатор трансляции извинился за облом и объявил о повторном показе церемонии целиком без ботов и реклам 9 сентября в 19:00 по среднезападному времени (3:00 понедельника в Киеве и 4:00 в Москве) на www.ustream.tv/channel/hugoawards (впоследствии её завсегда можно будет там посмотреть).

После церемонии прошла уже неделя, улеглись не только страсти, связанные с прерванной трансляцией, но и с самими присуждениями – самое время предложить вам обзор с отстоявшимися эмоциями. На этот раз оргкомитет почти сразу выложил на сайте статистику не только по премиям, но даже по номинациям, поэтому ниже все номинанты расставлены по местам, а в моих комментариях будут некоторые наиболее интересные альтернативные варианты.




Статья написана 8 сентября 2012 г. 22:52

Радуйтесь, жители Европы и окрестностей! Право на проведение 72го Ворлдона в 2014 году получил Лондон. Его заявка получила необходимое количество голосов при безальтернативном голосовании. Конвент будет называться Loncon 3. Оргкомитет сработал очень оперативно: вебсайт кона заработал сразу же после оглашения результатов голосования, тогда же были объявлены и почётные гости: Иэн М. Бэнкс, Джон Клют, Малькольм Эдвардс, Крисс Фосс, Жанна Гомолл, Робин Хобб и Брайан Талбот.

Лонкон 3 пройдёт 14-18 августа 2014 года в новом многоцелевом (конференционно-концертно-спортивном) центре ExCeL, построенном специально к Олимпиаде, в Лондонском районе Доклендс. Следует отметить, что вокруг имеется множество вариантов для поселения на разный вкус и кошелёк. Также поблизости находится London City Airport. Напоминаю, что привлечь Ворлдкон в Европу получается примерно раз в 10 лет, так что пользуйтесь случаем! Подробнее смотрите на сайте www.loncon3.org .

Особенно приятно то, что Еврокон пройдёт в следующий после него уикэнд, 22-24 августа 2014 года в Дублине, так что можно поучаствовать в двух конвентах за одну поездку. Гражданам Украины и России, имеющим британскую визу и въезжающим в Ирландию из Британии, отдельная ирландская виза не нужна, и есть множество способов добраться из одной столицы в другую. Подробнее смотрите на сайте www.shamrokon.ie .

И снова я поставлю этот замечательный клип. Лондон зовёт! (Как я отмечал прежде, видеоряд представляет собой нарезку из различных фантастических фильмов, действие которых проходит в Лондоне, а песня "London Calling" была хитом группы The Clash в 1979 году, когда Ворлдкон тоже был в Британии.)

Информация для жителей Украины. Представителем оргкомитета Лонкона 3 в нашей стране являюсь я. Ко мне можно обращаться за информацией и по организационным вопросам.


Статья написана 3 сентября 2012 г. 04:45

Каюсь, каюсь, безобразно задержал я этот обзор… Всё ждал номинаций на World Fantasy Award, которые в этом году по сравнению с прошлым сильно запоздали, а потом и завозился. Вот теперь представляю вам мой очередной обзор, в котором, надеюсь, вы найдёте немало интересного. Следующий обзор выйдет очень скоро, сразу после Ворлдкона, который уже вовсю идёт. А начну я с другой значительной фэнтезийной премии…

Лауреаты мифопоэтической премии за 2011 год

На Mythcon 43, прошедшем 3-6 августа в Беркли, Калифорния, Мифопоэтическое общество объявило лауреатов Мифопоэтической премии за 2011 год. Ими стали:

Mифопоэтическая премия за фэнтези для взрослых / Mythopoeic Fantasy Award for Adult Literature:

The Uncertain Places, Lisa Goldstein (Tachyon)

Её соперниками были:

The Night Circus, Erin Morgenstern (Doubleday)

The Heavenly Fox, Richard Parks (PS)

Deathless, Catherynne M. Valente (Tor)

Among Others, Jo Walton (Tor)

Mифопоэтическая премия за фэнтези для детей / Mythopoeic Fantasy Award for Children’s Literature:

The Freedom Maze, Delia Sherman (Big Mouth House)

Её соперниками были:

• Théâtre Illuminata series: Eyes Like Stars, Perchance to Dream, and So Silver Bright, Lisa Mantchev (Feiwel and Friends)

• Beka Cooper trilogy: Terrier, Bloodhound, and Mastiff, Tamora Pierce (Random House)

The Scorpio Races, Maggie Stiefvater (Scholastic)

The Girl Who Circumnavigated Fairyland in a Ship of Her Own Making, Catherynne M. Valente (Feiwel and Friends)

Mифопоэтическая премия за исследование творчества Инклингов / Mythopoeic Scholarship Award in Inklings Studies:

Tolkien and Wales: Language, Literature and Identity, Carl Phelpstead (University of Wales, 2011)

Его соперниками были:

Tolkien and the Study of His Sources: Critical Essays, Jason Fisher, ed. (McFarland, 2011)

The Art of the Hobbit by J.R.R. Tolkien, Wayne G. Hammond & Christina Scull (HarperCollins, 2011)

C.S. Lewis on the Final Frontier: Science and the Supernatural in the Space Trilogy, Sanford Schwartz (Oxford University, 2009)

The Power of Tolkien’s Prose: Middle-earth’s Magical Style, Steve Walker (Palgrave Macmillan, 2009)

Mифопоэтическая премия за исследование мифологии и фэнтези / Mythopoeic Scholarship Award in Myth and Fantasy Studies:

The Enchanted Screen: The Unknown History of Fairy-Tale Films, Jack Zipes (Routledge, 2011)

Его соперниками были:

Fairy Tales: A New History, Ruth B. Bottigheimer (SUNY, 2009)

The Christian Goddess: Archetype and Theology in the Fantasies of George MacDonald, Bonnie Gaarden (Fairleigh Dickinson University, 2011)

Cheek by Jowl, Ursula K. Le Guin (Aqueduct, 2009)

The Fantastic Horizon: Essays and Reviews, Darrell Schweitzer (Borgo, 2009)

Я очень рад за Лайзу Голдстайн, которая давно заслужила гораздо большего признания своих книг. Уже её дебютный роман, вышедший 30 лет назад, принёс ей первую премию. Она славится качеством своей прозы и построением сюжета из, казалось бы, совершенно неподходящих элементов. Действие одного из её романов происходит в начале 20го века в захолустном еврейском местечке, другого – в среде парижских сюрреалистов, ещё одного – в современном лондонском метро… А нынешняя постмодернистская сказка о сделке с фейри просто не смогла оставить равнодушным никого. Я вообще удивляюсь, почему такой премии не удостоились её прежние книги. Ведь ничуть не хуже! О Делии Шерман я писал уже дважды в связи с премиями Нортон и Локуса, которых удостоился этот роман. Не ожидал такого мощного успеха! (Думаю, и сама мадам автор такого не ожидала.)

Что же до нехудожественных категорий, то выбор тоже весьма достойный. Монография Фелпстеда о взаимосвязи Толкина с Уэльсом подкупает своей темой. Насколько я помню биографию Профессора, валлийским языком он заинтересовался, когда работал в Ливерпуле, и этот язык стал для него дверью в кельтский мир. Исследование истории фильмов-сказок от Зайпса будет интересно не только любителям кино. Надеюсь, фильмы Роу и других советских сказочников также отражены в книге.

Лонглист букеровской премии за 2012 год

Ещё в конце июля был обнародован лонглист Премии Буккера за 2012 год. Три книги в нём представляют интерес для любителей фантастики:

The Teleportation Accident, Ned Beauman (Sceptre)

Umbrella, Will Self (Bloomsbury)

Communion Town, Sam Thompson (Fourth Estate)

Эта премия фактически является главной литературной премией Британского Содружества (Британия + страны Содружества + Ирландия) и присуждается за лучший роман года. В сентябре ожидается шортлист, тогда мы и рассмотрим номинантов подробнее.

Ле Гуин, Ли и Харрихаузен удостоены премии Итона

Урсула Ле Гуин (которая в представлениях не нуждается), легендарный автор комиксов Стэн Ли и первопроходец спецэффектов Рэй Харрихаузен удостоены Премии Итона за пожизненный вклад в развитие фантастики. Эту премию присуждает Калифорнийский Универстет в Риверсайде. Вручение премий состоится на посвящённой фантастике Итонской Конференции, которая состоится с 11 по 14 апреля 2013 года в Риверсайде.

Лауреаты Премии за переводы фантастики за 2012 год

Ещё в конце июля на Финнконе в Тампере, Финляндия, Ассоциация по признанию достижений в переводах фантастики (ARESFFT) объявила лауреатов Премии за переводы фантастики за 2012 год. Эта премия присуждается за переводы с любых языков на английский, опубликованные в 2011 году. Каждый автор-лауреат и его переводчик получают денежные призы в размере $350 и памятную гравированную табличку.

ЛАУРЕАТ В КРУПНОЙ ФОРМЕ / LONG FORM WINNER

Zero, Huang Fan, translated from the Chinese by John Balcom (Columbia University)

ПОЧЁТНЫЕ ГРАМОТЫ В КРУПНОЙ ФОРМЕ / LONG FORM HONORABLE MENTIONS

Good Luck, Yukikaze, Chohei Kambayashi, translated from the Japanese by Neil Nadelman (Haikasoru)

Midnight Palace, Carlos Ruiz Zafón, translated from the Spanish by Lucia Graves (Little, Brown)

ЛАУРЕАТ В КОРОТКОЙ ФОРМЕ / SHORT FORM WINNER

“The Fish of Lijiang”, Chen Qiufan, translated from the Chinese by Ken Liu (Clarkesworld 8/11)

ПОЧЁТНЫЕ ГРАМОТЫ В КОРОТКОЙ ФОРМЕ / SHORT FORM HONORABLE MENTIONS

The Boy Who Cast No Shadow, Thomas Olde Heuvelt, translated from the Dutch by Laura Vroomen (PS)

• “The Green Jacket”, Gudrun Östergaard, translated from the Danish by the author and Lea Thume (Sky City: New Science Fiction Stories by Danish Authors)

В этом году всё получили китайцы. Обратите внимание, что переводчиком рассказа-лауреата выступил Кен Лю, сам писатель, но на английском, удостоенный Небьюлы весной этого года (за своё). Радует расширение языковой гаммы. В этом году добавились переводы с голландского, датского, арабского.

Лауреаты премий Карла Брэндона за 2010 год

У чернокожих авторов своё особое видение мира и зачастую своя специфическая проблематика. Не удивительно, что у них есть свои особые премии, которые и отражают эту специфику. В начале августа Общество Карла Брэндона объявило лауреатов премий Карла Брэндона за 2010 год. (По сравнению с другими что-то поздновато, но у них, видимо, своя скорость. Как говорится, «лучше позже, чем никому»!) Премии Параллакс им. Карла Брэндона, присуждаемой за лучшее произведение умозрительной литературы от автора, считающего себя «цветным», удостоена Карен Лорд (Redemption in Indigo by Karen Lord), а премии Киндред им. Карла Брэндона, присуждаемой за лучшее произведение умозрительной литературы, посвящённое расово-этническим вопросам, удостоена Ннеди Окорафор (Who Fears Death by Nnedi Okorafor). Оба автора получат почётные грамоты и денежные призы в размере $1000. Вручение премий состоится на Ворлдконе.

Номинации на премию World Fantasy Award

А вот и долгожданные номинации на World Fantasy Awards (WFA) за произведения 2011 года. Вручение премий состоится на World Fantasy Convention, которая пройдёт 1-4 ноября 2012 года в Торонто, Канада. Её темами будут северная готика и городская фэнтези. Ранее было объявлено, что WFA за пожизненный вклад (World Fantasy Lifetime Achievement Awards) в этом году получат Алан Гарнер и Джордж Р.Р. Мартин.

А финалистами WFA на этот раз стали:

Роман / Novel:

Those Across the River, Christopher Buehlman (Ace)

11/22/63, Stephen King (Scribner; Hodder & Stoughton as 11.22.63)

A Dance with Dragons, George R.R. Martin (Bantam; Harper Voyager UK)

Osama, Lavie Tidhar (PS Publishing)

Among Others, Jo Walton (Tor)

Повесть / Novella:

• “Near Zennor”, Elizabeth Hand (A Book of Horrors)

• “A Small Price to Pay for Birdsong”, K.J. Parker (Subterranean Winter 2011)

• “Alice Through the Plastic Sheet”, Robert Shearman (A Book of Horrors)

• “Rose Street Attractors”, Lucius Shepard (Ghosts by Gaslight)

Silently and Very Fast, Catherynne M. Valente (WSFA Press; Clarkesworld)

Рассказ / Short Story:

• “X for Demetrious”, Steve Duffy (Blood and Other Cravings)

• “Younger Women”, Karen Joy Fowler (Subterranean Summer 2011)

• “The Paper Menagerie”, Ken Liu (F&SF 3-4/11)

• “A Journey of Only Two Paces”, Tim Powers (The Bible Repairman and Other Stories)

• “The Cartographer Wasps and the Anarchist Bees”, E. Lily Yu (Clarkesworld 4/11)

Антология / Anthology:

Blood and Other Cravings, Ellen Datlow, ed. (Tor)

A Book of Horrors, Stephen Jones, ed. (Jo Fletcher Books)

The Thackery T. Lambshead Cabinet of Curiosities, Ann & Jeff VanderMeer, eds. (Harper Voyager US)

The Weird, Ann & Jeff VanderMeer, eds. (Corvus; Tor, published May 2012)

Gutshot, Conrad Williams, ed. (PS Publishing)

Авторский сборник / Collection:

Bluegrass Symphony, Lisa L. Hannett (Ticonderoga)

Two Worlds and In Between, Caitlín R. Kiernan (Subterranean Press)

After the Apocalypse, Maureen F. McHugh (Small Beer)

Mrs Midnight and Other Stories, Reggie Oliver (Tartarus)

The Bible Repairman and Other Stories, Tim Powers (Tachyon)

Художник / Artist:

• John Coulthart

• Julie Dillon

• Jon Foster

• Kathleen Jennings

• John Picacio

Особая премия – профессиональная / Special Award Professional:

• John Joseph Adams, for editing – anthology and magazine

• Jo Fletcher, for editing – Jo Fletcher Books

• Eric Lane, for publishing in translation – Dedalus books

• Brett Alexander Savory & Sandra Kasturi, for ChiZine Publications

• Jeff VanderMeer & S.J. Chambers, for The Steampunk Bible

Особая премия – непрофессиональная / Special Award Non-Professional:

• Kate Baker, Neil Clarke, Cheryl Morgan & Sean Wallace, for Clarkesworld

• Cat Rambo, for Fantasy

• Raymond Russell & Rosalie Parker, for Tartarus Press

• Charles Tan, for Bibliophile Stalker blog

• Mark Valentine, for Wormwood

Как вам интрига? Битва гигантов: Стивена ихнего Кинга и Джорджа нашего Мартина (или наоборот)! По-моему, прежде им не доводилось встречаться ни в одной романной номинации, а если и доводилось, то лет 30 назад, во времена Fevre Dreams… Многие из вас уже читали оба эти романа. И где только не выдвигали 11/22/63 – среди ужастиков, НФ и фэнтези, хотя перемещения во времени, строго говоря, проходят по ведомству НФ. Поэтому мне совершенно неясно, как проголосуют участники World Fantasy Convention, – за Кинга как такового, за Мартина, который ставит больше вопросов, чем даёт ответов, а ожиданием всю душу выматывает, или за книги менее именитых, но не менее интересных авторов. Джо Уолтон уже заставила много говорить о себе и в англоязычном мире, и здесь на Фантлабе. Автобиографические моменты призваны расположить к себе читателя, а история знакомства героини с фантастикой 60-70х сильно всколыхнула ностальгию нынешних читателей того поколения; настолько сильно, что перевесила явные литературные недостатки книги и принесла ей Небьюлу и целую охапку номинаций. Может быть, хватит ей Небьюлы? Вслед за Пристом, я не раз отмечал в своих обзорах Осаму Лави Тидхара. Пожалуй, больше не буду называть его «восходящей звездой» – звезда взошла и светит в полный рост! А этот роман, самое филипдиковское произведение последнего времени, книгу о нашем мире без международного терроризма, наперебой хвалят самые строгие мейнстримовые критики. Тёмной лошадкой в номинации является Кристофер Бюльман с «южной готикой» – весьма популярным в Америке (под-)жанром. Думаю, всё-таки, не настолько популярным, чтобы перевесить тяжеловесов и затмить ярких новых звёзд. Я буду болеть за Тидхара.

В номинациях за повести и рассказы ясности и того меньше. Валенте за свою повесть уже получила Небьюлу, а также номинации на Хьюго и Старджона. Лиз Хэнд получила Премию Ширли Джексон, а Шепард на неё номинировался. Кроме того, Хэнд и Ширман номинированы на British Fantasy Award. Я буду болеть за Шепарда и Валенте (с её «фэнтези для искусственных интеллектов»), также порадуюсь за Лиз Хэнд. Из рассказов прежде засветились только два: Лю и Ю. Оба рассказа – среди финалистов Небьюлы, Хьюго и Локуса. Кроме того, Лю получил Небьюлу и третье место на Старджоне. Но это же фэнтезийная премия, и здесь логика и статистика могут не значить совсем ничего. Мне представляется, что у Пауэрса шансы весьма ненулевые, но наверняка ничего не ясно. Вот за него и буду болеть!

Среди антологий все уже где-то да засветились. Мне представляется, что самые высокие шансы у ВандерМеереов – не только потому, что в номинации две антологии, – а также у Стивена Джонса. Антология Дэтлоу «про вампиров» тоже хороша, но тягаться с ними не сможет, да и интерес к вампирам уже проходит…

Среди авторских сборников явными фаворитами являются Пауэрс (чей сборник уже удостоен премии Локуса), а также Кирнан и МакХью, которые тоже были среди финалистов Локуса. Новое имя в этой номинации – австралийка Лайза Ханнетт. Она пишет об австралийских ковбоях, а жизнь среди природы совсем не исключает разных магических штучек… Я, конечно, буду болеть за Пауэрса.

В завершение отмечу, что очень обрадовался, когда было объявлено, кому дали Lifetime Achievement. Все сразу обращают внимание на Мартина. Да, заслужил безусловно! С ним всё предельно ясно. Но Алан Гарнер – один из тех, кто готовил почву для триумфа нынешних фэнтезистов. Ещё с начала 60х годов он публиковал замечательные фэнтези для среднего школьного возраста, самые знаменитые из которых, The Weirdstone of Brisingamen и The Moon of Gomrath в 90е годы на русском опубликовал, кажется, Северо-Запад. Если бы мне в начале 90х не посчастливилось редактировать перевод Луны Гомрата для другого издательства, то и я не знал бы, насколько богатый мифологическо-фольклорный материал автор привлёк для своих книг. Я считаю, что эту дилогию в детстве должен прочитать каждый! (Эх, где наше скуднокнижное советское детство?..)

***

Вот пока и всё. До церемонии вручения Хьюго остаётся меньше пятнадцати минут. Онлайновые трансляции проводятся уже несколько лет. Самое большое неудобство при этом – разница во времени. Вот сегодня она начнётся в 8 вечера по среднезападному времени (в Киеве 4 утра, в Москве 5 утра) и продлится около 3 часов. Стало быть – только для маньяков.

В следующем обзоре, ясное дело, будет всё, что вручают на Ворлдконе (Хьюго, Сайдвайз, Чесли, и т.д.), а также канадская премия Аврора, которую я заметил слишком поздно, чтобы включить сюда.





  Подписка

Количество подписчиков: 154

⇑ Наверх