Марина и Сергей Дяченко "Скитальцы".
"Не стоит путать небо со звёздами, отражёнными ночью в поверхности пруда", — Анджей Сапковский.
Филигранной тонкости и чувственности цикл, поднимающий множество философских проблем смыслов жизни, судеб и взаимоотношений, приоткрывающий завесу таких граней человеческой души, как борьба света и тьмы, низкого и высокого, "холодного" и "тёплого". И смысл идущей из романа в роман Двери не в мифе мира, что там Кто-то стоит, готовый явиться, а в том, что внутри каждого из сердец есть пределы, которые могут быть пройдены, но пройдены лишь тогда, когда к тому наступит время, когда ты будешь готов. А иначе ты потеряешь Самого Себя в своем невежестве. И как знать, как знать, что встанет заместо тебя там, где когда-то ты имел смысл жить и радоваться жизни.
Стоит рассмотреть каждый из романов в отдельности:
* Марина и Сергей Дяченко "Привратник".
На первый взгляд роман может показаться вполне себе таким типичным фэнтези произведением. И мир, вроде, вполне себе такой: колдуны тут, магия, повествование ровное, неторопливое, с изысками даже и каверзами слов. И интрига есть, и динамика... Но на героях типичность, мягко скажем, спотыкается и совсем не мягко ложится в грязь. В первую очередь речь идёт о камне преткновения всего и вся в сюжете — о Руале Ильмарранен, великом маге с "великим" прошлом, вдруг ставшем ничем, пустышкой, магом без магии, без сил и всего того, что ставило его раньше превыше всех и вся. И вот, лишившись могущества, приходится ему жизнь прозябать и идти смело и безрассудно по сюжету с тем, чем он владеет в совершенстве — своим несовершенством. И в этом он преуспевает куда больше, чем когда бы то ни было. Руал становится центром интриг вершащих судьбы и даже неких сил, пытающихся найти лазейку в этот мир путем совращения того, кто, якобы, потерял всё и кого ничего не стоит соблазнить. Получится ли? Стоит прочесть, чтобы узнать. И насладиться вместе с тем изысканным позерством слуги Дамира и его господина Ларта, которые добавляют особый аромат к основному блюду в виде мага без магии. И, что особо радует, это только начало цикла. И это наталкивает на интересные размышления об итогах событий, который разворачиваются настолько цельно, интересно и захватывающе. 9/10
* Марина и Сергей Дяченко "Шрам".
Есть поговорка, в которой говорится, что шрамы украшают мужчин. Но не стоит говорить эти небрежные слова главному герою второго тома "Скитальцев", который волей этого самого шрама "укращающего" превратился из красавца воина в трусловие породие на себя былого. Из князи в грязи, из чего-то в ничто. И волей-неволей начинаешь сравнивать гуарда Солля с Руалом, который также отступился, совершил ошибку и поплатился этим больше, чем ценой своей жизни. Отсюда появляется стойкое ощущение, что этот цикл Дяченко — цикл фэнтези о Павших. Честью ли, совестью Павших, сознанием, предательством или, наоборот, Павших "снизу вверх". Ведь и так бывает, взять хотя бы Ларта и его слугу.
Всё же продолжение сильнее и стройнее "Привратника" тем, что авторы копнули куда глубже в бездонные пропасти отчаяния, страха и замешательства, которые передаются читателям как через Солля, так и через Торию с её отцом. И эти пропасти совсем не однотонные и определённые, в них сотни оттенков и бликов чувств, смесь хорошего с не очень, настойка из нескольких ароматов приятных и отвратных, дурманящих разум и резко выворачивающих прослойку так называемой "совести". Границы совести перестали быть чёткими и ясными, перестали быть на определённых и очерченных территориях обитания. Разорвались. Разметались. Я думаю, что именно так чувствуют себя герои "Шрама", и, конечно, появляется вполне приемлимый вопрос: "Что же дальше? Что ещё?"
Ставлю предельно высокий балл, вполне заслуженная оценка. 10/10
* Марина и Сергей Дяченко "Преемник".
Если ты смотришь в бездну, то готовься к тому, что она будет смотреть в тебя.
В своё время об этом если и не прямо, то вполне чётко твердили все философы и древности, и недалёкого прошлого, эстафету подхватили мыслители современности, писатели и фантасты. Среди них, фантастов, весомый вклад в понимании этой фразы внесли Олди со своим циклом "Бездна Голодных Глаз", и вот мы получаем вполне самостоятельное, сильное и крепкое продолжение. А может и предысток размышлений.
Третий роман цикла.
Очередное падение, очередной Падший, очередное предательство и очередное поднятие самого себя к не менее глубокой бездне. И не назовёшь это восхождением, ровно как и падением. Принятие себя, своего чудовища, которое невозможно не отрицать, невозможно не принять, невозможно победить.
Так что остаётся? Идти.
Ведь герой Лаура — опять же скиталец, опять "маратель чистой дороги", как и его предок Руал, как его отец Солль, мать Тория и возлюбленная Танатль (кстати, её имя никого не напоминает?). И опять кажется, история повторяется, нечто опять стучится, ждёт приглашения. Всё опять за одним исключением — всё опять станет по-другому, ничего опять не повторится. Опять всё изменится.
Дяченки держатся интриги, держатся крепко и несгибаемо за линию истории, не отпускают повода, держат размышления, свивают нити судеб к... Финалу? Я бы сказал, что снова к началу, к началу скитаний. Ведь цикл всё-таки о скитальцах.
Этот роман ставлю выше предыдущих не потому, что он лучше. "Преемник" многогранен и мне напомнил трагедтю Данте с тяжёлой драмой Гёте куда больше, чем многие другие и другие произведения. Да и не только фантастики, к слову. Но то лишь моё мнение. Рекомендую. 10/10
* Марина и Сергей Дяченко "Авантюрист".
Завершён цикл Падших.
Лучше он, хуже, интереснее, изысканнее, скучнее, динамичнее — не хочется рещать. Но достойный ли тому, чтобы роман назвать завершающим? Вполне. Очень даже вполне.
История рассказана глазами Падшего аристократа, приговоренного к смерти волей проклятия. Интриги, ложь, влюблённость, кровь, боль и восхищение — почти всё придётся пройти неудачливому авантюристу, чтобы понять, насколько ценна жизнь в столь короткий отведённый срок. Пройти всё и встретить на пути столь разных людей: и простых, и легендарных, и безумных, и трусоватых, и алчных, и волей небес "бессмертных". И всё для чего? Вопрос может остаться открытым не только для героя, но и для внимательного читателя. Авторы тем самым задают вопрос всем нам, а что же ты сделаешь, если песок в часах твоей жизни уже течёт еле видной струйков? Что ты получишь? Что потеряешь, приобретёшь? Что, наконец, узнаешь?
Цикл завершён неоднозначно, дверь не закрыта.
И это к лучшему, потому что, по моему мнению так и стоит ставить последние аккорды, предполагающие начало новой симфонии, новой оды или новой жизни. Ведь никогда не заканчивается то, чему стоит только начинаться. 9/10
***
Итог. Есть фраза, которая полностью определяет это творение Дяченок от начала и до конца, и над которой всё-таки неплохо призадуматься: "Бойтесь своих желаний. Они могут сбыться". Ставлю 10 баллов и рекомендую к прочтению.