И увидел Бог, что всё есть Цифра. И подумал, а хорошо ли это?
Сразу предупреждаю нечитающих роман — могут появляться спойлеры, которые разрушат впечатление от прочтения. Потому скромно и ненавязчиво даю знать. Не испугались? Что ж, задаю следующие вопросы.
Надеетесь, что это — очередная сказка от мэтров Дяченок? Отложите книгу.
Надеетесь или даже верите, что роман для подростка? Отложите книгу.
Хотите увидеть тёплый и радушный финал? Отложите книгу.
Хотите попробовать отложить книгу после начала чтения — как я, — и думаете, что у Вас получится? Тогда не начинайте. Или начните тогда, когда никто Вас не будет беспокоиться. Или беспокоить.
Провалитесь.
Забудьте.
"Оцифруйтесь" в понимании мира книги.
Произведение, вроде бы, снова о пределе человеческих возможностей, о суетливом современном мире хайтека, продвижения, технологий и информационных сетей. Но что есть мир на самом деле? Нам кажется, что мир цифровой живёт рядом с нами и мы им пользуемся с самыми благовидными и неблаговидными намерениями... Да?
А давайте картинку поменяем. Перевернём с ног на голову. Или же "перецифруем".
Мир цифровой пользуется нами, каждым из нас. Как хочет, как желает. Как мечтает. Везде стоят и действуют терминалы, которые подключены к каждому, ведёт цифро-терминал цепочку двоичного кода от человека к человеку, от чувства к чувству. Всё в битах и байтах, всё в сетях и электричестве в таком безумстве, что провалиться бы и не вернуться. Всё можно представить окном или рабочим столом компьютера, а деятельность человека — набором ярлыков от программ. Мигает курсор, двигается мышка мышления. Щелк-щёлк — и вуаля, начинается чудо! Начинается жизнь!
А, может, не чудо?.. Может, совсем не чудо? Или кошмар? Кошмар определённости, незнания того, что на самом деле происходит? Кто это задумал, зачем, под каким предлогом оцифровывается всё и вся? Как вы смотрите на то, что Матрица придёт к вам в дверь и попросит стать ею? Сегодня или завтра ты обернёшься набором байт в самом причудливом возможном варианте и даже альтернативе, которые предлагают авторы. Дяченки намеренно пугают, устрашают и напевают дикую вакханальную песнь. Поверьте, так оно и есть.
Арсен, главный герой, метающийся молодой мальчик, даже не понял, в какую Игру Оцифрованности втравил его Максим, который не совсем Максим и вообще не совсем. Причудливая смесь киберпанка, игры, безграничной компьютерной возможности перестали быть только в книгах, играх и залах интернета. Воочию высшие технологии сродни волшебству... Арсен, маленький мальчик, заигрался в великого Бога, хоть и до конца не признавался в этом ни себе, ни ещё раз себе, ни ещё трижды раз себе. Спасибо авторам, образ мальчика центральный и весьма сильный: метающийся, сомневающийся, целеустремлённо-фанатичный, талантливый и до предела реальный. Арсена можно назвать Индиго от Цифры. Ведь только он смог разобраться, что к чему — не без изрядных ударов в спину, но всё же, — понять цену реальности, суметь разграничить обманки с возможностями самого себя и красоты мира в понятиях любви, чести и дружбы. Спасло ли? Конец печальный, но Арсен хотя бы таким стремлением стал героем. И за ним пойдут другие: дети, старики, взрослые. Пойдут. И Матрицы, я думаю, не будет.
Произведение написано настолько профессионально, насколько это вообще возможно. На то и Дяченки, на то и мэтры. Прекрасный язык, витиеватые диалоги, превосходное знание компьютерных реалий и психологии ребёнка, взаимоотношений между маленькими взрослыми и большими детьми, чёткость сюжетных ходов, многогранность истолкований знаков и сумбурно-замечательные подходы к реализации повествования и задумок, воплощенная идея "несчатья-в-цифре" — всё это Brevis est. И, я думаю, его стоит почитать хотя бы тому, кому понравилась "Vita Nostra" с оригинальностью истории.
Но попытайтесь, если уж взяли прочесть книгу, "оцифроваться" в более тонком понимании этого слова и увидеть. И даже, быть может, испугаться. 9/10
Если в первом романе автора всё было более эпично, масштабно и серьёзно более, чем иронично, то в «Игре без правил» акценты смещены сильно-сильно в другую сторону: это не эпик, а героика, это не серьёзное и пыщущее жаром полотно, это лирико-романтический роман о приключениях и желаниях, здесь не разбросанные по сотням сел и весей малочисленные описания героев, а литая вороненая «сталь» сюжета и переплетения историй героев. Другая стилистика, другой подход к реализации истории о высшем и низшем, своеобразная работа над ошибками и поиск новых «ощущений». Я даже не успел моргнуть, как роман был прочитан, ибо нет затянутостей и излишнего разжевывания, нет торопливых подгонок и не менее нетерпеливых «поскорее бы», от которых порой трудно избавиться. Это плюс.
Плюсом также можно назвать значительное осмысление роли каждого персонажа в книге. Герои появляются в нужный момент, они все крепко вписаны в разворачивающуюся трагедию, на своих местах, в своё время. И наиболее впечатляющими и оставляющими впечатления для меня стали алхимик Айсер и Анкх. Первый в силу своей реалистичности, второй — благородства и преданности не без толики черноты душевной, что тоже вполне понятно и объяснимо. Скажем так, я бы отнёс образ Анкха к лучшему персонажу, что создал автор. К нему более тянешься, чем даже к Тенперону или Николасу.
Замечаний мало, но есть того. Ошибок речевых и грамматических много, хоть и не так сильно заметны — это на работу корректора, — мне непонятны эпиграфы из слов наших великих людей, как и несколько словесных вставок, которые не могут быть в этом мире. И что бы мне там автор не говорил, что, мол, оттуда и оттуда, всё равно... Не может появиться слово «пацифист» в этом мире, если только он каким-то макаром не связан с нашим миром. Если связан, то я забираю слова обратно, а так непонятненько.
И рассмеялся Будда, когда сказали ему, что есть хорошо.
И рассмеялся Будда, когда сказали ему, что есть плохо.
И продолжал смеяться Будда, когда ему продолжали говорить.
Это произведение — дивное наслаждение для эстета и любителя восточной философии. Главную идейную составляющую романа можно обрисовать таким образом: "Любой закон можно нарушить, любой закон можно обойти, изменить и переделать. Тем более, если это закон мироздания, и тем более, если этот закон придумали люди". За это и ухватились авторы, ухватились так страстно и отрешённо даже по меркам верований буддизма, что не могло не получиться что-то простое. Только из ряда вон. И после прочтения ты будешь никакой. И, вроде бы, не пил, не злоупотреблял, а воздействие сравнимо. Хорошо? Несомненно! Потому что наслаждение для эстета, а не просто молочка попить с булочкой.
Слегка ироничное начало отзыва, но относиться как бы то ни было серьёзно ни к чему не стоит. Даже если бы, казалось, вопросы в произведении подняты недвусмысленные, прямые, как мечи дзянь, и разумом неразгадываемые, как классические коаны. По сути, получилось очередное ёмкое и цельное исследование в рамках отведённой эпохи (не без выходов за её грани, конечно), как в своё время получилось и в "Герой должен остаться один", "Пути меча" и "Богадельне", но здесь предмет исследования есть Истина в восточном понимании. Что здесь жизнь? Колесо Сансары, закон Кармы, который не должен разрушиться. Что есть освобождение? Выход за Колесо, выход в Нирвану. И вот мы видим, что кто-то получает выход в вполне себе явном аспекте в виде просветления, а кто-то получает такое сумасбродство, которое и вьётся целым повествованием через всю книгу Безумием Будды, стиранием знаков с деревянного диска, посещением Ада и так далее.
Мне религии и учения Востока не чужды, как не чужды они и авторам. Только вот использование атмосферы буддизма, аспектов пробуждения, техник, практик, монашеской жизни может ни на шутку разозлить того, кто привык изучать буддизм, даосизм и сродни тому учения в их каноническом варианте. Допустим, что я имею в виду. Если человек стал Просветлённым, то как он может переродиться? Ведь он вышел за колесо Сансары, он вышел за колесо рождений и смертей? Как Бодхидхарма может злиться, ведь он же Будда? Бородатый Варвар что-то там может разметать, ведь он само воплощение спокойствия и гармонии? Закон Кармы, который тоже сошёл с ума и сравнивается с компьютерной Системой навроде Матрицы? Очищение Кармы путём вселения душ? Я люблю Олдей именно за то, что они чутко расставляют такие изящные ловушки и ловят тех, кто ограничен и не может мыслить шире, но ловят с любовью и добротой, мол, примите, что и так может быть, примите что-то большее, нежели тому, чему вас учили. Авось, и получите то, что хотите, просветление ли, знание, радость, умиротворение, сиддхи (то бишь чудеса по-буддистски)... Вот и вторая идейная составляющая, получившаяся вполне скажу, что интересным способом: "Ограниченность имеющихся знаний создаёт ограниченность в жизни. Расширяйте и мир вокруг, и себя — и получите нечто большее". В мою сторону намёк осмыслен, понят и принят. А мне только и остаётся пожелать вам почитать, если вы это не сделали, эту книгу и увидеть нечто большее, чем просто странствия Маленького Архата в двух лицах, Змеёныша Цая, преподобного Баня, судьи Бао и Лао Даосина. Хотя, ради только этих весьма разносторонних личностей стоит сесть на всю ночь к ряду и углубиться в неспешное чтение. На том и закончим. 10/10
Я сидел в ступоре после просмотра, до чего же... До чего же могут стихи восхитить даже маленькое чудо, которое с таким пылом и страстью Вещает его творение миру.