Марина и Сергей Дяченко «Привратник»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
В этом мире существуют две Силы: магическая и человеческая, и есть древнее предсказание, что однажды, когда золото начнет ржаветь, в мир прийдет никому неизвестная Третья Сила, которую впустит Привратник, открыв Дверь в этот Мир. И вывернется мир наизнанку, и в первую очередь погибнут маги. Руал Ильмарранен — бывший маг, потерявший свои способности из-за двойного предательства, — главный кандидат на должность Привратника, человека, перед которым склонится весь род людской.
В украинском переводе роман называется «Брамник».
Входит в:
— цикл «Скитальцы»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 220
Активный словарный запас: высокий (3098 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 1996 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1996 // Крупная форма (роман) |
- /языки:
- русский (12), украинский (1), польский (1), болгарский (1), китайский (1)
- /тип:
- книги (14), аудиокниги (2)
- /перевод:
- М. Стоев (1), Л. Хуньи (1), В. Яблоньский (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
gedie, 16 апреля 2023 г.
Так а в чем был смысл? Целая книга унылой тоягомотины и беготни туда — не знаю куда.
Главный тип по сути сам виноват в своих бедах, сам все похерил. Он понес вполне заслуженное наказание. А на протяжении его скитаний никто его за язык не тянул, сам виноват, трепло, умнее надо быть. Всю книгу авторы пытались, видимо, вызвать у читателя жалость, сострадание... Так вот ничего не вышло. Да, гг все время оказывался в окружении жестоких дураков и действовал во благо, но методы выбирал неудачные, вот и получал на орехи.
Другие волшебники тоже странные типы, непойми откуда они такие берутся и зачем живут. Если бы не гг, то у них, наверно, и смысла существования не было бы. Ну такое впечатление складывается.
Третья сила здесь вообще лишняя, по большому счету, что она есть, что её нет.
Написано нормально, читается нудновато, но содержание меня разочаровало под конец, да и кончилось всё пшиком.
dxbckt, 14 декабря 2023 г.
Когда-то очень давно я имел глупость отдать трехтомник (с данным романом) «на почитать» одной даме... С тех пор я вынес для себя «первое правило» библиотекаря — давать «случайным людям» только те книги, которые не жалко)) Ибо вернуть их позаботится только редкий (и весьма ответственный человек))
И вот после этого я около очень долго болезненно морщился случайно увидев Ф.И.О автора (вспоминая «о данной потере»), а повторно найти данное издание — я естественно так и не смог... Самое забавное (если конечно в этой немного печальной ситуации, отыскать «немного веселого») я практически уверен, что дама — данную книгу ДАЖЕ и НЕ ЧИТАЛА (а взяла чисто из «хватательного рефлекса» — мол, дают бери))
Но (как я уже писал) прошло лет 7 (с этой даты) и ни дамы (ни что более печальней), ни этой книги я уже не видел. Плюс (думаю) здесь все же сработал еще один «базовый принцип»: «...если чего-то действительно хочется прямо сейчас — то ты ЭТО фиг найдешь»)) Потом может быть, как нибудь случайно — вполне вероятно, но только не сейчас))
Самое забавное (еще более забавнее, чем предыдущее «забавно») так это то обстоятельство, что не отдай я (тогда) эту книгу «на почитать», я (МОЖЕТ БЫТЬ) ни разу ее (б) не открыл (как и многие другие — вовремя избежавшие своей «очереди на доверительное чтение» подобных друзей)) Но поскольку ИМЕННО ЕЕ И НЕТ, то эта трагедия (постепенно) приобрела почти вселенский масштаб, если бы... (НУ СЛАВА БОГУ Я ЗАКОНЧИЛ ВСТУПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ)) я (НАКОНЕЦ-ТО) совершенно случайно не нашел часть (от данного сборника) немного в другом варианте издания (а именно «Заклятые миры»)
Ну что собственно ТЕПЕРЬ сказать о самом (почти бессмертном произведении?)) Я тут кстати ни разу не шучу и не ерничаю... Не знаю как для кого, но для меня лично — многие произведения Ол`дей и Дяченко произвели (в свое время) просто ошеломительный эффект. Поэтому говоря о шедевральности некоторых произведений я имею ввиду именно «шедевральность», а никак не насмешку и глумление))
Данный роман конечно кто-то может назвать несколько иначе — поскольку «эта история» все же «не ровня» всяческим современным развлекательным сказкам (преподносимым нам как «фентези»). Но здесь есть история некого страдания (некий надрыв), история бесконечного и бессмысленного пути «в себя». Все мы знаем фразу: «...кто был никем, тот станет всем». В этом же романе — все ровно наоборот... Главному герою предстоит пройти «некий путь очищения»... что бы ... что бы что? Это собственно и предстоит решить для себя читателю.
Я же (как в самый первый раз) прочитал этот роман «залпом»)) Самое замечательное — что в данной книге (по мимо этой части) есть еще другая («Шрам») которую я планирую перечитать так же неспешно... как только смогу)) Хотя по факту (получается) что открыв первую страницу, как всегда не закрою — пока не дойду до финала))
Corwin Morgan, 10 июня 2019 г.
Признаться, у меня предубеждение против российской современной литературы. Может быть, это снобизм или ещё что, ну вот не заходят мне эти книги – в большинстве своём кажутся дешёвыми и наигранными. Но подростковый максимализм запоздало отступает, поэтому иногда хочется почитать что-то за пределами обычных предпочтений. Выбор пал на первую книгу цикла «Скитальцы» — «Привратник» дуэта Дяченко. Подумалось, почему-то, что у них будет более-менее взрослое фэнтези, не ориентированное в первую очередь на подростков. Предположение это, кстати, оказалось отчасти верным.
Достоинств у романа, на мой взгляд, не много, поэтому лучше начать с них. Во-первых, это атмосфера первых глав книги. Как — будто играешь пролог какой-нибудь классической компьютерной ролёвки – небольшой городок, поля, мостики, речка. Всё такое камерное и уютное, что ли. Во-вторых, несмотря на недостатки, которые будут приведены ниже, роман иногда всё-таки интересно читать.
Что касается недостатков – их масса. Главный, на мой взгляд – это мир книги, в котором разворачиваются события. А точнее, его отсутствие. Всё, что мы знаем, это то, что в классическом фэнтезийном средневековье обитают люди и маги. Как в таких случая полагается, есть ещё древнее пророчество о зловещей тёмной сущности, именуемой здесь Третьей Силой. Больше ничего. Магия бессистемная и неопределённая. Примеров её использования масса, но, за исключением превращения во что-либо, это всё больше похоже на чудеса из детских сказок. Ни ограничения, ни возможности, ни природа не прописаны. Что ещё более абсурдно, у городов и деревень нет названий. Всё населённые пункты, и большие, и маленькие, на пути героев безымянные. Из-за этого очень скоро места становятся неразличимыми. Ещё странные вещи творятся с масштабом происходящего – главные герои с самого начала связаны с двумя вроде как самыми могущественными магами мира, но те, почему-то, живут в глубокой провинции и рядом друг с другом, а в крупных городах о них и не знают.
Должно признать, что герои прописаны неплохо – у них есть занятия и предпочтения помимо тех, которые необходимы исключительно для магистрального сюжета. Персонажи в меру симпатичные, и за них даже иногда переживаешь, но вот арка Ящерицы, на мой взгляд, вышла отвратительно. Нет, я не против, когда у протагониста есть любовный интерес, но здесь сплошная патока и сентиментальщина.
Это трудно объяснить, но весь роман и во время чтения, и в «послевкусии» вызывает ощущение духоты и приторности. Возможно, не прорисованный мир, должен был намекать на глубокий психологизм событий, архетипы героев, но, как по мне, идея не удалась. Я вряд ли буду читать следующую книгу цикла.
i_am_sansanich, 25 июля 2021 г.
Кто-то из коллег заметил, что первый блин не вышел комом. Не согласен! И ниже постараюсь показать как замечательно замешивается тесто, как мягко выливается оно на сковороду и даже удачно обжаривается первая сторона блина, но в итоге, когда, казалось бы, осталось совсем немного — перевернуть блин и довести до готовности, тесто начинает цепляться за лопатку, за сковороду и, в итоге, превращается в ожидаемый по теории ком.
Подобно указанному выше процессу, с интересом и большими ожиданиями, я погрузился в эпоху позднего (скорее всего) средневековья. Многим Мир, описанный авторами, показался бедным, мне же его хватило сполна. По-моему, вполне приемлемым приёмом в фэнтези является использование миров близких к нашему, и абсолютно не обязательно, доходить до маразма, как делают многие прославленные авторы, придумывая Вселенные, в которых квадратное можно только катить, а круглое — носить или где белое зовётся чёрным, а тёмное — светлым... С персонажами, вопреки присутствующим в отзывах упрёкам, тоже всё в полном порядке — душа, хорошая ли она или не очень, есть у всех. Герои разные и наблюдать за двумя основными линиями интересно. А самое главное в том, что авторы удачно интригуют читателя различными загадками, типа, за что наказан главный герой и как обидчики ответят за своё злодеяние. А вот разгадки, к сожалению, и являются самыми слабыми моментами, превращающими готовый созреть блин в ком. Но это произойдёт в финале, перед этим, читатель вполне может наслаждаться (пусть и немного «квэстовыми») поисками Легиаром некой Третьей силы и «спасательными» похождениями Руала. К этим персонажам симпатия читателей рождается сразу, поскольку, первый — силён и непреклонен, второй — добр и справедлив. Особенно ярко показана приязнь Руала к детям. Отношения между бывшим магом и подрастающим поколением описаны даже полнее любовных страданий героя по потерянной Ящерице. Отмечу тот факт, что главный герой не Марти Стью. Он учится жить без магии, помогая при этом людям, но его тоже иногда бьют и за добро он не всегда получает пряники. История с местью отвергнутой женщины настолько реалистична, что в душе одобрительно киваешь авторам и благодаришь за неоднозначность персонажей.
До этого момента я наблюдал прекрасный замес и запекание с одной стороны. Когда же авторы решили перевернуть заготовку, и вещи начали занимать свои места, я раскис. Во-первых, великие мира сего наказали любимого ученика трёхлетней каторгой. Серьёзно! Два умудрённых опытом старца за клочок земли превратили проказника в вешалку?! Увидели в будущем спасителе Мира угрозу себе?! Хреновые же вышли из них психологи! Хотя, справедливости ради, отмечу, что один спустя три года всё же прозрел... Признаюсь честно, я ждал до финала, что герой-вешалка всё же накажет обидчиков, ан нет — всё как у всех в те 90-е годы. Я хотел видеть как простой человек хотя бы попытается одолеть магов, доказав тем самым, что простые люди и являются Второй силой, как считают многие. Где Вы увидели в простых людях (немагах) Силу? Да они же все боготворят Магов и дрожат перед ними. Скорее в Привратнике силой обладают лишь два персонажа и оба они маги...
Третья сила, как отметили многие, вышла у авторов не более оригинальной. Всё тоже безликое вселенское зло, со всё той же вселенской злобностью.
В итоге, получаем хоть и съедобный, но всё-таки ком. Финал, учитывая эпоху написания, получился предсказуем до предела. Конфликта главного героя с самим собой не вышло — сделал то, что и должен был. Да и драмы не вышло, ведь герой благороден, и просто не мог поступить с любимой женщиной по-другому — нестандартно. Ну и псевдозлодеи стали вдруг положительными. ВСЕ ПРОСТИЛИ ВСЕХ — по-библейски, по-стругацки, как хотите, но всё же БАНАЛЬНО.
Stalk-74, 27 октября 2019 г.
Весьма неоднозначное произведение. Видно, что оно написано из ремесленических побуждений. Надо что-то выдать на-гора. Вот и взят мир средневековой магии, с обязательными атрибутами жанра. Абсолютно ничего креативного в сюжете. Вечные ученики чародеев, темная сила и легкое скоморошество. Чистая любовь, разумеется, в придачу. Ну, раз нет изюминки в общем сюжете, может, поискать её в отдельных главах.
Кое-что, несомненно имеется. Очень интересно читалось про выжившего из ума старика-колдуна. Повеяло заветными русскими сказками и атмосферой упырских рассказов Толстого. Была попытка включить магическую политику с интригами и противодействами ака Сергей Лукьяненко. Что-то от рыцарского романа. Что-то от американского фэнтэзи. Развязка откровенно слабая. Тема сисек, то есть, третьей силы тоже не раскрыта. Ну не считать же немного психоделики с засовом кульминацией. Хотя, очевидно, так и задумывалось.
Чтение традиционно легкое, это плюс. Собственных идей — кот наплакал, это — минус.
Infinita_first, 29 сентября 2015 г.
Очень я был наслышан про чету Дяченок. Как правило, когда речь заходила о лучшем отечественном фэнтези, в первую очередь упоминались две пары: супружеская — Марина и Сергея Дяченок и творческая — Громов и Ладыженский (Олди). Потом мог следовать десяток других фамилий, но первыми неизменно возникали в разговоре именно вышеупомянутые писатели. Так получилось, что хоть с фэнтези я дружу давно и основательно, но с их произведениями я до недавнего времени был совершенно не знаком.
И тут всё чаще и чаще начали мне попадаться ссылки и упоминания произведений Дяченок, да и ещё и обнаружилось, что коллега — страстный почитатель таланта этих авторов, особенно цикла «Скитальцы», в который и входит данное произведение. Стало понятно, что пришла пора знакомиться с их творчеством. Раздобыв некоторые их произведения в бумажном виде, что, учитывая давность последнего тиража было непросто, я с довольным видом принялся вкушать плоды труда украинской пары.
Я прямо-таки вгрызся, предвкушая удовольствия от сочности языка, от идеальной степени прожаренности (наслышан был про удивительное сочетание социальных элементов и фэнтези) поднятых тем, от хрустящей корочки из характеров персонажей. Я чаял упиться этим произведением, чтобы ни капля не утекла по усам, но... увы. Блюдо, хоть и не скаталось в пресловутый ком, но оказалось недожаренным (сильно ощущалась дебютность романа), собранным порой из не очень хорошо сочетаемых ингредиентов (иногда логичность происходящего вызывала большие сомнения), один очень важный ингредиент и вовсе забыли положить (отсутствовало внятное объяснение Третьей Силы и ощущение её величия и силы, т.е. на выходе главное Зло книги не внушает никакого не то, что страха, а даже вменяемого опасения), безвкусным и недосоленым (главные герои не вызвали особой симпатии).
Удивило также какое-то запредельное количество многоточий. Может, конечно, это мои какие-то ошибочные заморочки, но я всегда считал недостатком писательского умения частое использование подобных вещей. Еще немного раздражала какая-то лоскутность повестования. Т.е., иногда это используется, как художественный прием и это смотрится интересно, но в данном случае это скорее минус. Периодически возникало ощущение, что имелось в наличии некоторое количество разрозненных рассказов о похождениях негодяя и сорванца, написанных независимо друг от друга, а потом из этого решили слепить одно произведение, присыпали это вселенским злом, посолили второстепенными героями, поперчили красивыми фразами, но на выходе получился большой катышек из слипшихся пельменей, а не аппетитное блюдо ручной лепки.
Впрочем, плюсы тут тоже есть. Понравились второстепенные герои, в частности два мага. Во многом даже не сами по себе, а их взаимодействие друг с другом, очень было забавно и любопытно за ними наблюдать. Почему-то запомнился ещё муж Ящерицы, жалко мужика... Запомнились проделки (хоть именно в них зачастую и проявлялась нелогичность) Маррана. Да и читать, не смотря на описанные недостатки, было в целом не скучно. Временами привлекали красивые речевые обороты, например, врезалось в память «рыжие трупы зеленых листьев». Ну и пару мыслей, высказанных авторами тоже зацепила, заставила приостановиться, задуматься.
В итоге достаточно обычное произведение, на мой взгляд, но не отвадившее желание дочитать тетралогию до конца. Тем более, что второй роман, «Шрам», общепризнанно считается более качественным по сравнению с данным.
Алорн, 19 ноября 2017 г.
В России хороших авторов фэнтези в начало девяностых попросту не было. Как, впрочем, и сейчас. За редким исключением. Зато на Украине поднимали голову два авторских тандема. Разумеется это Генри Лайон Олди и Марина и Сергей Дяченко. Сегодня мы познакомимся с творчеством последних, а именно с их дебютным романом «Привратник».
В принципе, стоит отдать должное Дяченко. Они не пошли на поводу истерии по Властелину Колец и не стали создавать очередного попаданца. А просто и с душой написали историю одного мага, который вдруг стал не магом. Уже за это им можно сказать спасибо. Все вместе: «Спасибо!»
Дяченко рассказывают нам о маге Руале, обладателе непроизносимой фамилии. Он был очень талантлив и очень хитер. Но как-то попытавшись обмануть сразу двух сильных своих наставников, он прокололся. Наставники узнали о его предательстве и превратили его в вешалку на три года. А кто простоит вешалкой три года, тот лишается всех магических сил. Такие в мире Дяченко законы.
Но после освобождения Руал не унывает. На самом деле, конечно, ему очень плохо как физически, так и морально, но он находит в себе силы идти дальше. А что делать магу, который всю жизнь был магом, а теперь лишился всех сил? Обманывать доверчивых простолюдинов, а иногда и аристократов. К чести Руала, можно отметить, что на этот путь его подтолкнули сами люди, а он не преминул этим воспользоваться, при чем, в основном, он старается помогать крестьянам.
Параллельно с историей Руала идёт история Лларта, его бывшего наставника, рассказываемая учеником Лларта Дамиром. В мире просыпается третья сила, которая не относится ни к магам, ни к обычным людям. В пророчество говорится, что эту силу впустить в мир может только маг, который не маг. Читатель сразу понимает, что это Руал, но до Лларта это дойдет только ближе к концу книги, что говорит о нем, как о туго соображающем старичке, хотя авторы делали его не таким.
Собственно, вся интрига и строится вокруг того, примет ли Руал третью силу или нет. Причем, этим заниматься наш герой будет только на последних страницах. А до этого будет совершать более менее хорошие поступки, но за них же и будет наказан. И вот тут начинаешь думать, неужели? Неужели Дяченко сейчас удивят? Но нет, финал оказывается пшиком, отправляя читателя на поиски сиквела, который после такой слабой концовки и читать-то не хочется. А задел был хороший. По сравнению с подделками отечественных коллег Дяченко рассказали свежую историю, умудрившись еще добавить в свой роман пару вопросов о человеческой морали.
Почему-то русскоязычным авторам редко удается написать что-то простым и понятным языком. Дяченко это удалось. Нет никаких пятистраничных историй о каких-то ненужных персонажах, которые появляются только на эти пять страниц. Никто во время диалога не любуется своим ногтями, и после окончания фразы не пытается сделать какое-нибудь лишние движение. Все написано просто и со вкусом.
Диалоги не вызывают приступов тошноты, они наоборот довольно убедительны. Даже воспоминания главного героя отлично вписаны в основную историю. Это единственное, что слегка сглаживает впечатление о слабом финале. Собственно, слабая работа над интригой всего произведения и отсутствие напряжения в финале главная ошибка авторов.
Но для дебюта все равно проделана достаточно хорошая работа над текстом. Ничего лишнего в нем нет, правда и нет пары существенных деталей. Дяченко совсем не позаботились о мире своего произведения, отсюда полное отсутствие атмосферы.
Как уже было сказано выше, главный герой произведения Руал Ильмногобукв. Он пытается компенсировать потерю магического дара своей хитростью. Получается у него не плохо. Абсолютно все поступки главного героя можно понять, что просто редчайшая редкость на просторах современной русской литературы. Даже его финальный выбор можно объяснить, но от этого финал интересней не становится.
Из остальных персонажей чаще всего мелькают Дамир и Лларт. Их сюжетная линия ведется от лица Дамира. Обычный тщедушный слуга, который чаще вызывает презрение своим нытьём. А вот Лларт персонаж довольно интересный, хоть и немного непонятный. Что-то о Лларте мы всегда узнаем лишь в мыслях Дамира. По версии Дамира он довольно безжалостный тип. Но поступки Лларта, которые видит читатель, говорят о нем как об ответственном человеке и думающем не только о себе.
Чуть ли не во всех аспектах своей книги Дяченко пошли по иному пути, нежели большинство наших фэнтези авторов. Не стали они особо замарачиваться с описанием мира своего творения. Даже названия у него нет. Руал бродит по разным деревенькам, болтает с сельчанами, пугает разбойников. Что за деревеньки, что за разбойники неизвестно. В принципе, это не критично, благо сюжет и стиль не дают особо задумываться над миром Дяченко. В их романе это не главное, но и не помешало бы.
История о третьей силе потенциально достаточно интересна, но стараниями авторов вся атмосфера вокруг этого события куда-то улетучилась. Читатель как-то не переживает за кончину пару неизвестных деревенек. В общем, антуража этому роману очень не хватает.
***
На фоне других работ отечественных авторов, роман Дяченко смотрится довольно выгодно. Но ему все равно многого не хватает. Особенно сильного и эмоционального финала. Здесь есть нормальная история и неплохой авторский стиль, но нет эффекта погружения в мир «Привратника». Больше похоже на очень длинный рассказ, а не на роман.
kerigma, 9 февраля 2012 г.
От романа осталось стойкое ощущение затянутого вступления к чему-то большому и интересному. Как вступление оно более чем хорошо — по аналогии с малоизвестными и не очень хорошими группами, которые выпускают на разогрев перед выступлением классиков. Не могу даже ткнуть пальцем, что не так с «Привратником» — вроде на месте и герой, и второй план, и худо-бедно конфликт, и детали, и психология. Наверное, проблема с последним — больно уж психология доморощенная, борьба бобра с козлом. Потому что в итоге всех странных приключений двух героев, из которых всю дорогу непонятно, кто главный — просто пшик. Та самая Третья Сила, о которой так много говорили и которую все так боялись, обернулась ночным кошмаром пятилетнего ребенка о «нехорошей бяке за дверью». Моральный выбор, перед которым оказывается герой, удивляет своей наивностью — «вот я стану властелином зла и отомщу вам всем, ха-ха». И прольются реки крови, и молоко пропадет у матерей, и младенцы возрыдают, и иные проявления полного и всеобъемлющего апокалипсиса тоже будут иметь место. Как же это все скучно. Чем апокалипсис менее конкретен, тем он скучнее и выдает начинающего автора — а у Дяченок в данном случае кроме общего понятия о том, что настанет царство зла и мир погрязнет во мраке, ничего и нет. Уж на что герой не производит впечатление выдающегося ума, но поскольку каплей разума и каплей совести его авторы все-таки наградили, выбор его, прямо скажем, очевиден с самого начала, и потому не создает интриги.
Что хорошо в романе — все, что не попадает так или иначе в сферу одного из главных героев — то есть ни относится непосредственно ни к недалекому мальчику-подмастерье, ни к недо-магу Маррану. Хороши детали, третьестепенные герои, хороши все «клиенты», обманутые Марраном. Дивно хороши «старые враги» Ларт Легиар и Бальтазар Эст, которые переругиваются и вообще общаются, как старые супруги :) По необъяснимой причине эта парочка магов, которая так жестоко наказала нашего героя, Маррана, за неуместную наглость, вызывает у меня больше всего симпатии и интереса. Они оба производят впечатление одновременно живых и неглупых. Взрослых неидельных людей, у которых, тем не менее, есть четкие «тормоза», есть чувство ответственности и понимание того, где проходит граница.
Про мальчика и недо-мага последнего сказать, увы, нельзя. У меня ни один из этих героев не вызвал не то, что сочувствия — даже банального интереса. Недалекий прислужник мага, которого все принимают за его ученика, но на самом деле это не так, и сам он, пусть слегка завидует и раздражается, четко осознает, где его место. Некогда сильный маг, которого собственное нахальство довело до беды (когда он довел до ручки двух более сильных и опытных коллег), а беда ничему не научила, и он продолжает нарываться на каждом шагу. По-своему это тоже очень живые типажи — и как всякие слишком настоящие люди, малопривлекательные и, простите, неоригинальные. То, что у Маррана хватило не начать мстить всему миру за то, в чем он по большому счету сам был виноват — честь ему и хвала, но учитывая гиперболизированное зло с большой буквы, это так себе достижение. На то, чтобы по-человечески вести себя со старой подругой, его уже не хватило.
В целом роман быстро читается и не оставляет после себя никакого особого впечатления. Мне больше всего запали в память не при- и злоключения героев — что мальчишки, что недомага, а обрывки разговоров между Лартом и Эстом из серии «помолчи, и без тебя тошно» :)
Elessar, 30 октября 2012 г.
Жестокая сказка о магии и предательстве. Причём именно сказка, ибо ближайшие аналоги — авторские вещи, например, братьев Гримм. Классифицировать «Привратника» как фэнтези можно только с очень большой натяжкой и непременным рядом оговорок. Во-первых, здесь нет привычных нам жанровых атрибутов — множества рас, проработанного мира и каких-то принципиальных отличий от нормальной реальности. Действие разворачивается в условном западноевропейском средневековье, вполне укладывающемся в наши о нём представления. С поправкой, конечно, на магов, и это во-вторых. Маги здесь именно что сказочные и промышляют преимущественно предсказаниями да превращениями. И удивительно не режут глаз на фоне обыденности прочих деталей авторского мира.
Сюжет, в принципе, тоже довольно реалистичен и даже немного прост. Да, главный герой — потерявший силу маг, но если на минуточку забыть о его прошлом, то получается довольно интересная вещь. Бывший маг Руал Ильмараннен интересен авторам скорее как человек, переживший тяжёлую утрату и предательства тех, кому верил. Обида и злость героя, осознание совершённых ошибок и упущенных возможностей, тоска по утраченному, исступлённая готовность биться до конца — всё это метания вполне человеческой души. Тот же факт, что в прошлом Руал был одним из сильнейших магов, для повествования даже и не принципиален. В фокусе авторского внимания — история преодоления, поиск смыслов заново, с нуля. Наконец, сама фигура человека, имевшего полное право ненавидеть целый мир и по странному и страшному совпадению получившего шанс жестоко этому миру отомстить. Словом, чистейшей воды психология за немного нескладной и в общем-то неуместной маской фэнтези.
Именно за этим и следует читать роман. Нужно к тому же учитывать ещё и то, что это дебютная работа дуэта. Я прочёл не так много романов Дяченко, но мне всё же показалось, что «Привратник» не так глубок и структурно сложен, как, скажем, замечательный «Ведьмин век». Так что я не назвал бы этот роман действительно эпохальным для российского фэнтези, в чём нас пытаются уверить авторы издательской к нему аннотации. Но тем не менее «Привратник» интересен именно как дебютная работа по-настоящему уникальных и самобытных авторов. Просто не стоит судить его по привычным фэнтезийным меркам, для этого он слишком другой.
ivan2543, 11 ноября 2009 г.
«Привратник» — первая книга Дяченко и, к счастью, блин не вышел комом. Несмотря на то, что «Привратник» существенно уступает последующим книгам авторов, я не побоюсь назвать его одним из лучших романов отечественного фэнтэзи.
Прежде всего, как и большинство книг Дяченко, этот роман потрясающе легко читается. Образный и живой язык авторов в то же время так поэтичен, легок, музыкален, что текст буквально слышится, а не заставляет напрягать мозги и глаза с целью расшифровки. Это большое достижение, ибо большинство текстов современных прозаиков представляет серьезное испытание для читателя. Вышесказанное относится не только к «Привратнику» — с годами язык романов Дяченко только оттачивался и становился все легче и острее.
Поначалу, когда я первый раз читал эту книгу (было это где-то лет пять назад), она показалась мне странной. Я тогда был фанатом фэнтэзи и привык к хорошо проработанным и детализованным мирам Толкина, Ле Гуин, Сапковского, Перумова – с непременными расами, народами, политикой, войнами, религиями и т. д. Книга Дяченко, в которой не было ни искусственных языков, ни магических систем, ни политических интриг, ни эпических сражений изрядно меня удивила. Несмотря на весь пространственный размах, роман получился почти «камерным» — все привязано к главным героям, кроме их жизни, чувств,мыслей, приключений, авторов не интересует ничего. В тро время это показалось мне схематичным, ведь фантастический мир должен быть невероятно детализирован и логически убедителен, а «Привратник» более смахивал на то, что принято называть «авторской сказкой».
Все дело в том, что Дяченко не моделируют реальность, а повествуют о жизни людей в волшебной стране. Причем люди эти вполне обычны. Причудливые декорации – средство построения конфликта, отделения его от реальности нашего мира, средство эксперимента. Поэтому и не важна внешняя политика (и даже название!) государства, в котором происходит действие романа. Куда важнее личная история каждого из персонажей. Не важно, как именно колдуют маги, важно, зачем и какие они совершают поступки. Поэтому мир романа (и всего цикла «Скитальцы», в который роман входит) очень условен, в нем всегда остается место для авторской фантазии и различных допущений.
Так или иначе, это обстоятельство в свое время изрядно меня озадачило – не принималась мною эта книга как фэнтэзи. Несмотря на общее положительное впечатление, это несколько коробило. Но в конце концов я понял, что вообще не стоит рассматривать творчество Дяченко в рамках фэнтэзийной субкультуры – у этих книг совсем иные истоки и иная аудитория. В конце концов, вся эта эльфийская романтика по расписанию изрядно надоела, жанр фэнтэзи совршенно был скомпрометирован тоннами графоманской писанины и настоящие книги остается искать именно среди нестандартных авторов, не идущих ничьим путем, кроме своего.
Ну насчет пути несколько покривил я душой. Предшественники у Дяченко все же есть – в первую очередь Шварц, А. Грин, братья Стругацкие. В «Привратнике» невооруженным взглядом видно влияние творчества Урсулы Ле Гуин – квест реальный, географический, превращается в квест метафизический, поиск и испытание себя. Да и мир подозрительно напоминает Земноморье своими просторами , властью магов, раскиданными поселками и деревушками, средневековыми городами. Третья Сила тоже похожа на Тень, преследовавшую Геда (хотя, с другой стороны, больше напоминает кого-нибудь из перумовских глобальных злодеев своей привычкой исподволь вести аватару к цели и вести с избранным шизофренические телепатические беседы). Не стоит, конечно, говорить о прямом заимствовании, но невольное, может быть, подражание присутствует.
В «Привратнике», собственно, появляются уже почти все характерные черты романов Дяченко. Это параллельное развитие сюжетов, несколько главных героев, что позволяет взглянуть на одни и те же события с разных сторон. Путешествия героя легли в основу концепции всего цикла, который так и называется «Скитальцы». Да и в других романах и повестях авторов действие зачастую связано с дорогой. Выбором пути в прямом и переносном смыслах. Также, хоть финал и не открыт, но повествование обрывается на драматичной немой сцене – и потом резко перебрасывает к завершающему послесловию.
Атмосфера Средневековья в книге передана превосходно, хотя это, конечно, не настоящие средние века, а эклектичный обобщенный мир европейской сказки. Развитие мира романа приблизительно сопоставимо с реальной Эпохой Возрождения. Уже нет громоздких лат и мечей, но еще не распространилось огнестрельное оружие, все еще сильна власть феодалов. Эта галантная эпоха не случайно выбрана авторами – рыцари «без страха и упрека», герои более ранних времен не мучились сложными вопросами чувств и морали, в более поздние времена люди стали более приземленными. Конечно, мир «Скитальцев» только приблизительно соотносится с реальной историей, скорее – это пространство действия европейских сказок и легенд, вневременное «средневековье» Андерсена и братьев Гримм, Гамлета и Гаммельнского крысолова, Робин Гуда и странствующих рыцарей.
Правильнее всего было бы назвать этот цикл сказочным, в нем очень мало от современного фэнтэзи с его детально выписанными искусственными мирами. В центре каждой из книг – герои этой книги, их жизнь, их выбор. В «Привратнике» непростой выбор предстоит сделать Руалу Ильмарранену – персонажу, так или иначе повлиявшему на сюжет всех продолжений.
Главный конфликт романа – конфликт главного героя с собой. Лишившись своей непревзойденной силы, бывший маг пытается найти свое место в этом мире. Его выбор непрост: жить или умереть? И как жить – до конца жизни обманывать людей, надеясь, что потерянная сила вернется, или стереть свое прежнее имя и начать жизнь заново? Руал внезапно понимает, каково быть слабым, обычным человеком – и приходит в ужас. Отныне его тоже могут избить, ограбить, арестовать, казнить или просто прикончить. Каково некогда всемогущему чародею жить с этим? Его раздирают на части осознание своей ничтожности и жажда жить и быть полезным людям. Он любит и ненавидит жизнь, людей, судьба то заводит его в гостеприимные дома, то швыряет в грязь, к разбойничьим сапогам или в застенки тюрьмы. Стоит ли эта жизнь того, чтобы жить и стоит ли этот мир того, чтобы ему существовать? Окончательный выбор только за ним.
Руал перестает быть бывшим магом и становится Человеком – познавая природу мира, примеривая на себя человеческое, он выбирает между ненавистью и жалостью. Он постигает нечто большее, чем его бывшие учителя – сущность самой жизни. Это дарует ему невероятное, запредельное могущество, ибо теперь он становится стражем этого мира, который смог принять таковым, как он есть. Узнав пределы силы и слабости, Руал уходит от мира своей особой дорогой.
В романе есть и другие герои, достойные упоминания. Прекрасно выписаны маги Ларт Легиар и Бальтазарр Эст – могучие и гордые чародеи, не чуждые человеческих слабостей – в первую очередь, тщеславия. Часть повествования ведется от лица слуги Ларта, поэтому мы видим мага глазами постороннего, непосвященного, но при этом хорошо знающего его человека – довольно необычная точка зрения, позволяющая увидеть героя близко и издалека одновременно. Повествование о приключениях Ларта и его слуги ведется с некоторой долей юмора, что дает некоторую разрядку эмоционально напряженному действию романа. Мистическая авантюра переплетается с психологическим романом – это главное отличие ранних Дяченко от Урсулы Ле Гуин – «Земноморье» подобной полифоничностью «не страдало».
Отдельно заслуживает уважения проработка этической стороны романа. Дяченко не стали рассказывать про борьбу бобра с ослом, в «Привратнике» нет зла абсолютного и всемирного, равно как и однозначного добра. Нет, авторы не скатываются в имморализм и чернуху, но не сводят все к противоборству глобальных начал. Все очень просто – вот он, человечек, как он есть, со всеми его слабостями. Вот он совершает подлость, а вот – подвиг. Вот он забавен, здесь он любим и уважаем, а тут втоптан в грязь; а здесь он страшен и гадок. Полюбить его или уничтожить? Можешь ли ты быть лучше? Или сам такой же? Интересно, что Руал не вспомнил у Двери, сколько людей он обманул сам – не со зла, но из гордыни… И Третья Сила – вовсе не очередной Саурон – просто нечто новое, бездушная стихия, жаждущая перестроить мир по собственному непостижимому плану. Хотя способами достижения цели она вполне напоминает библейского дьявола – здесь авторы не смогли до конца показать чуждость и бесстрастность иномировой угрозы.
Есть у книги и недостатки – все-таки это литературный дебют, и недостатки типичны для дебютантов. Очевидное влияние «Земноморья», особенно заметное в описании скитаний Руала; некоторый заметный диссонанс между комическими эпизодами и далеко не смешной тематикой романа в целом. Авторы еще не определились, пишут они развлекательное фэнтэзи, или бескомпромиссную интеллектуальную литературу, поэтому местами книга простовата и не избегает шаблонов. Но я присоединяюсь к мнению других рецензентов: некоторым и десятую книгу не написать так, как Дяченко – первую.
Итог: один из лучших романов отечественного фэнтэзи, приятный как развлекательное чтение, и в то же время заставляющий задуматься над многими серьезными вопросами. Прекрасный дебют, однако, если вы прочитали эту книгу – обязательно прочитайте и вторую часть цикла – настоящий шедевр.
Mao_Ri, 28 апреля 2016 г.
Руал Ильмарранен предал и был жестоко наказан. Теперь он больше не маг, он потерял свою суть, значимую часть себя. Как справиться с этим? Стоит ли жить вообще? Руал никому не нужен, и все, что ему остается, это скитаться то ли в поисках себя, то ли в надежде обрести покой (в жизни или в смерти).
«Он был искалечен, навсегда лишен части самого себя, и черная удушливая тоска, которую он так долго гнал прочь, вдруг обрушилась на него всей своей силой»
От села до села, от деревни до деревни стелется его путь, и люди на пути его совсем разные. И каждый раз я спрашивала его: зачем? Зачем ты это делаешь, Руал? Зачем называешь себя магом, знахарем, провидцем? Зачем тебе непременно надо наказать всех обидчиков? И не понятно было по началу, месть ли движет им — месть если не тем, из-за кого жизнь теперь похожа лишь на слабую тень, ибо они могущественны и до них не дотянуться, то тем, кто так не вовремя подвернулся и обидел словом или делом скитальца, — или все же стремления установить справедливость, защитить слабых? И ведь каждый раз ты, Руал, из-за этого попадаешь в передряги. Это сейчас они заканчиваются помятыми боками, заплывшим глазом или просто долгим побегом, но ведь можно нарваться и по крупному.
А где-то в мире появилась Третья сила, и это не предвещает ничего хорошего. Что она такое? И что или кто ей нужен?
Это не книга, где направо и налево герои сыплют заклинаниями. Тут по-другому ощущается и проявляется магия. И на протяжении всего романа тянется то чувство тоски, которое заполняет Руала. Иногда его разбавляет тревога, напряжение или радость, но все эти чувства все-равно с легким привкусом тоски. Это не давит, просто становится немного грустно.
webstranger, 17 июня 2015 г.
Волнительно, немного затянуто и грустно.
немного раздражают незапоминаемые имена.
как всегда хороший язык и объемные персонажи, на фантастическом фоне ярко очерчены человеческие отношения, философия на тему на всемогущества/всеведенья напоминает о «Пандеме» но не центральная идея как в нем, а зацеплена краем в кульминации
Yazewa, 21 октября 2013 г.
Хорошо сделанное фэнтези. Отлично читается, динамичное и атмосферное. Из недостатков, пожалуй, невнятность этой самой Третьей Силы, да еще слабость образа Дамира (вообще же, фигура ученика или слуги чародея — выигрышная, а здесь он туповат и неинтересен).
Учитывая, что это дебют будущих знаменитостей, замечу, что дебют безусловно сильный. Такие работы не проходят незамеченными.
svetamk, 7 августа 2012 г.
Эх, неблагодарное это дело — читать книгу с главной интригой и идеей которой уже знаком. Не произвела она на меня такого ошарашивающего впечатления, как прочитанный ранее «Шрам».
Конечно, приятно было встретиться со старыми героями, еще молодыми, еще не состарившимися на пятьдесят лет. Приятно вновь было пройтись по знакомым местам. Интересно было подробнее узнать о том, что во второй книге упоминалось намеками. Но... Тут однозначно — в этой тетралогии Дяченко нельзя нарушать порядок следования. И в том, что я от книги не «ах!», вина не авторов, а моя.
А может дело и в том, что препарируемый, жестоко и четко, порок не близок мне. Гордыня... Вседозволенность... Воспарение над низшими... Это не про меня. Поэтому и нет полного сопереживания герою, соединения с ним.
Но книга, конечно, стоит того, чтобы ее читать. Ведь созданный мир авторами интреснейший и такой, не смотря на его сказочность, правдивый. И пусть в нем правит магия, но человеческие чувства реальны. Такие же, как и в нашем мире. И любовь, и злоба, и зависть, и благородство. И та черта, преодоление которой и определяет, кем мы ты станешь в итоге.
webstranger, 19 июня 2015 г.
по книге без меня хорошо описали, конкретно по аудиокниге — очень качественная, как основной (мужской) голос так и женский персонаж ГГ приятные, эфекты и интонации временных персонажей -ок.