Произведение написано для собственного фэнтези-мира
… Страх и непонятное оцепенение сковывает твои руки, не даёт бежать ногам именно в тот момент, когда это особенно необходимо. Ты бежишь без оглядки, потому что не может быть ничего страшнее того, что увидишь позади себя – тени тех, кого убил, тех, кого ты лишил жизни, прекратил их земной путь только ради собственного низкого желания просто убивать. Ты не смотришь по сторонам, потому что знаешь, что вокруг – девственная зелень сумрачных лесов с их убийственно-нежной красотой и благодатью. Хочешь кричать, но не можешь – лицо свело из-за быстрого бега, ветки хлестают тебя по лицу, оставляют длинные порезы на щеках и лбу. Но нет, ты не чувствуешь боли, оно – ничто по сравнению с тем, что тебя ждёт, если они тебя настигнут. Да, ты был когда-то убийцей, с чёрствой радостью убивал тех, кто мешал тебе или просто стоял на пути. Но теперь ты понимаешь, какого было им, какого быть загнанным зверем, когда в спину смотрит острие ножа и чувствуешь, как лезвие входит в твою плоть, разрывает тебя на куски. Хочешь кричать, но страх не позволит тебе этого сделать, потому что ничего уже не остаётся, как бояться. Не осталось эмоций и чувств, только желание выжить, вырваться из тёмных затворок этой ужасной зелени, оторваться от тех, кто идет по пятам, кто преследует уже несколько дней без передышек и остановок, кто не станет останавливать на полпути руку, кто убьёт без колебаний и жалости, как ты когда-то убивал. Ты помнишь ту девушку, которую убил ради пяти золотых? А старика, что пытался защитить её? Помнишь, а если и не помнишь, то вспомнишь. Не сейчас, так через несколько мгновений. Вспомнишь и поймешь, что ты – ничтожество, ничто, жалкая тварь на лице благодатной земли, мразь, которую надо уничтожить, болезнь, которую надо лечить… Бежишь всё быстрее, правда сваливается на тебя, бьёт по бокам, ударяет в голову, из глаз рвутся слёзы, рыдаешь, не в силах остановить неудержимые солёные капли. И вот, кажется, что впереди забрезжил свет, что тенета зеленой смерти расходятся, ты ускоряешься, но вдруг что-то жалит в спину. Холод расходится кругами по телу, ноги не слушаются и не сгибаются. И ты валишься на скатерть павшей листвы, лицо падает в хвою. Стук пульса колотит в виски, смотришь уже начинающими стекленеть глазами туда, откуда пришла лихая смерть и видишь, как еле заметные длинные тени выходят к тебе и хладнокровно смотрят сверху. И ты понимаешь, что умираешь, сердце бьётся слабее и слабее. Последнее, что замечаешь – улыбку на лицах бессмертных убийц и их бесшумный уход, сердце издает последний мучительный стон и… умирает. И лишь густая зелень лесов видит бегущие силуэты, удаляющиеся от твоего уже безжизненного тела.
Скажу честно — я всегда относился к снам пренебрежительно и отрешенно. Ну есть, нет — мне было нисколько не важно, даже скорее считал опасным. По непонятным причинам, как будто был страх, что можешь уснуть, потеряться во сне и никогда не проснуться. Дрейфовать где-то там, вдалеке, а твоё тело уже буду кремировать, в землю положат или же, если совсем будет туго, под капельницу. Почему хуже? Ибо неизвестно, сможешь ли вернуться. Такое у меня отношение было. Упираю на последнее слово неспроста. Потому что некоторое время назад у меня появилось качественное новое, кардинально противоположное, иное, крайнее понимание многих вещей. Не прочитал — хотя некоторые книги основательно подтолкнули к тому, — не узнал. Просто знаю — и всё. Вспышка, озарение — называйте как хотите.
Так вот. Теперь мне прекрасно понятно, что сны, сновидения — это реальное путешествие сознания в отрыве от тела где-то Там, куда его неизбежно тянет, со всей страстью и желанием, телу неведомыми. При этом любой сон, будь он самым парадоксальным, гротескным и невозможным — возможный вариант того, что могло быть и не случиться. Или может случиться. Тогда сон становится вещим. Многие ничего не могут сделать в снах, где их душа метается в какой-то оболочке твоей или нет, где-то рядом порхает, кричит или даже стонет. Но иногда получается проснуться в собственном сновидении — и ого-го! Тогда Мы можем Всё! Изменить течение сна, разметать бисер возможностей, собрать его, сломать скалы, выпить океаны. Всё исполнится незамедлительно, потому что мы уже поняли, что это иллюзия возможностей, что ничего и ничто не может более в этих снах нас волновать. Да какого! Я всё смогу, я здесь, и я здесь — король или королева... Да, это чудесно, но проснуться во сне не каждый может и не желает. Куда проще, куда легче просмотреть приятный сон или промучиться в кошмаре. Душе легче, конечно, хотя мы и осознаём, что хочется иногда всё перевернуть.
Вчера у меня случился первый в жизни сон, в котором мне удалось проснуться, вывести его за грань и скрепить уже реальностью. Первый раз в жизни. Я был заперт в своей ванной, снаружи бесновались лучшие друзья — и это был кошмар, потому что ничего сделать не мог и якобы "не хотел". Иллюзия плена, иллюзия невозможности что-то сделать. И вдруг произошла вспышка. На какой-то момент всё закрутилось, голова кругом, оболочка прорвалась, свет вылетел, дверь слетела с петель и застыла в воздухе — и я проснулся во сне. На краткие мгновения я понял, что здесь я повелитель, и я готов ко всему. Моё решение было мгновенным, я повелел выйти из сна.
Уважаемые читатели, такого я никогда не испытывал. Представьте, что по сну ударили кулаком и начинаются сыпаться осколки этого бренного стекла, а через осколки видна уже реальность. Осколок слетел с частью двери ванной во сне, на его месте появился кусочек стены моей комнаты. И сыпятся больше осколки, и глаза мои открыты. И только когда последняя часть иллюзии упала, последний осколок был заменён настоящим и истинным, тогда я понял, что со мной случилось. Понял, что такое чувствовать себя собой, умеющим вести самого себя, а не быть ведомым.
У меня такое чувство, что к этому сну я шёл долгие месяцы духовного просвещения. И медитация, техники йоги, позитивное мышление, отрёшенность к плохому подтолкнуло к этому шагу.
Но вот и случилось другое. Я понял, что наша жизнь — такая же иллюзия. Боги мои, так что же случится, если посыпятся уже осколки этого стекла. Что будет тогда там? Что будет вместо осколков? По-моему, к этому пониманию и стремится любой человек. По крайней мере у меня чувство того, что дорога эта верна.
После "Обитаемого острова" сразу захотелось продолжения. И вот на руках "Жук в муравейнике" (спасибо vp41114).
Что мы имеем на старте? Всеми уже любимого Каммерера и Экселенца, новое задание Максима аля "найти в стоге сена иголочку", полная неразбериха и путаница. Что мы имеем в конце? Моя обескураженность и потрёпанность шевелюры под возгласы: "Как же так получается?". Плохо ли это? Никак нет, очень даже хорошо. Многие авторы тем и грешат, что разжёвывают всё и вся, забывая накинуть пару дров в горячий костерок мысли. Многие, но никак не братья Стругацкие. Здесь детективная ленточка тянется от одной линии эстафеты к другой, где-то ускоряясь, где-то замедляясь, где-то даются явные отсылки, где-то приходится покопаться и немножко подумать, а где-то просто идёт обрыв, мол, думай читатель, твоя стезя. При этом параллельность двух сюжетов расследования Максима и приключений Абалкина никак не напрягает, лишь иногда уводит не в ту сторону, чтобы читатель запутался и рискнул преположить, что надо уйти в другое направление. Хорошая сюжетная идея, а уж про исполнение даже говорить нечего — стиль братьев незабываем.
Немножко только удручил Максим. Где же тот милый, улыбающий и оптимистичный юноша в начале "Обитаемого острова" и герой-освободитель конца того произведения? На их места пришёл Каммерер-прагматик, член КОМКОНА-2, уставший от жизни такой и более уставший от заданий и всяческих легенд. По ходу истории видно, как он скучает по прежним временам, но по естественным причинам не может их вернуть обратно, как он хочет вернуться — и изменить многое, лишь бы не случилось непоправимого. Он несёт огромную тяжесть на плечах — печаль и вину. И ещё вопрос состоит в том, сможет ли он избавиться от них. Кстати, а что же случилось с Радой? В произведении об этом ни слова, ни полсловечка. Надеюсь в последующей книге прояснить эту ситуацию.
В итоге получился интересный и весьма отличающийся от динамичного "Обитаемого острова" произведение. Не буду говорить, что он лучше или хуже — "Жук в муравейнике" другой, и это просто стоит признать. 9/10
Довольно долго я шёл к этому произведения Стругацких, нужно было какое-то время. И определённо мои ожидания оправдались.
Есть произведения-однодневки, которые забываются в те года, в которые выпущены. Есть произведния на несколько лет, их чтут в течение ближайших пяти лет. Есть произведения оригинальные, которые помнят десятилетия. А есть произведения Стругацких, которые будоражат сознание полвека. Роману больше 40 (!) лет, но можно ли назвать "Обитаемый остров" неактуальным и несовременным? Вовсе нет, даже не осмелится язык такое провернуть. Взбудораженный и испуганный мир, который алчно втягивает болезненные и никому не нужные увещевания о радости жизни, люди, которые хотят только одно — спокойствие после пережитых бед, испытаний и лишений, готовых даже признать фальшивую радость. Только бы не беспокоиться, только бы просто жить. И всегда найдутся люди, готовые этим воспользоваться, готовые прибрать к рукам все богатства душевные и материальные ради себя любимых. Но и найдутся также люди, готовые им противостоять со всей возможностью, бесконечным рвением, терзанием, даже глупостью и нерешимостью, но готовых идти до конца.
Замечательный и вечный приключенский роман, читающийся очень быстро и нескучно, с жаркой динамикой, с интересными, хоть и слегка простоватыми героями (Странник, Умник и Максим не в счёт), которые в начале показаны в одном в свете, а в итоге поворачиваются с вовсе иной, неожиданной для читателя стороны. Невозможно предугадать исход сюжета, как невозможно и понять многие поступки людей, их мотивы, что толкает их делать одно, а не совсем другое. В который раз убеждаешься, что душа человека — потёмки, и большой грех кому другому соваться и пытаться что-то в ней изменить. Хоть и в лучшую сторону. 9/10
П.С.: Комментарии к изданию очень дополняют произведение.
Мир Нью-Кробюзона — мир потерянных возможностей, гротескного восхваления магии и техники, потаённых страхов и самых замысловатых сложностей и предрассудков, мир отчаянья и чёрного произвола, мир живого трепета и откровенного фальша всех путей и дорог.
Есть ли в нём надежда? Нет и не будет.
Есть ли спасение? Бесполезно в это верить. Город заберёт и исторгнет, поглотит и выкинет, красота станет уродством, любовь — похотью, откровенность — шутовским смехом.
Именно такими словами мне хочется аллегорично описать впечатления от уникального романа Мьевиля, где главный герой один и только один — город Нью-Кробюзон неизвестного мира, неизвестной планеты, неизвестного измерения, где паропанк и и технофэнтези танцуют самый сумасшедший вальс, придуманный в литературе. И чем же привлекает этот роман? Откровенностью, прямотой и безаппеляционной реальностью происходящего.
Да, роман уникален тем, что мир, представленный читателю, не наш, город — жуткая помесь всех возможных систем и верований, сродни нашему девятнадцатому прогрессивному веку, на чём отличие и кончается.
Да, история подана с удивительной прямотой и отсутствием потуг на путанные интриги.
Но не этим берёт произведение. Атмосфера — в этом книга Вся, от начала и до конца, от первой страницы и до последней, от эпиграфов и до эпилога. Ты ощущаешь затхлость воздуха над городом, промозглую сырость подземелей, поступь ужасных мутантов у тебя под ногами там, где-то под землёй, рядом витают эссенции жжёной магии и ароматной гари, чувства обостряются, хлад расползается после особенного диких и дерзких сцен — и так до бесконечности, до самого завершения.
Стоит ли благодарить за такое погружение в мир Нью-Кробюзона? За блеск в глазах и перестук сердца? Стоит, и я благодарен. 10/10