Не смотри в зеркала поздно ночью. Кто его знает, что оттуда смотрит на тебя и какими глазами?
В этом мире отголоски прошлого не имеют значения. Мир без Первой и Второй Мировой Войн, которые унесли жизни миллионов человек. Мир без большевистского переворота в начале 20 века. Мир без коммунизма. На этой Земле Российская Империя ведёт все страны к светлому будущему через современные технологии и истинные идеи гуманизма. Коммунизм — не идея-фикс, ставший протокоммунизмом и который многие историки напросто недолюбливают, а религиозное направление. Коммунизм — система верований с идеалами добра и справедливости без каких-либо агрессивных мотиваций, кровожадных желаний. Преступность почти изжита. Космос осваивается, человечество двигается семимильными шагами к процветанию и благоденствию. И надо же было так случиться, что группа "террористов" уничтожает гравилёт, на котором был цесаревич, сын российского императора. Немыслимое убийство! Невозможное ни с точки зрения морали, ни совести! Князь Трубецкой, агент Министерства Государственной Безопасности, готовится к расследованию вопиющего акта зла и насилия... и получает в итоге совсем не то, что искал. Никак он не предполагал, что возможно такое, что ум уходит за разум, а уши слушать отказываются.
Преамбула романа такова. Произведение изрядно политично и исторично. Через сюжет пронесено желание автора видеть наш мир именно таким прекрасным и реалистичным. Вечное "а что, если..." не позволило создать нечто ужасное — куда дальше! — а сконцентрировать всё авторское внимание на попытку увидеть то, что хочется видеть и что возможно было бы, коли так или этак.
Но альтернативная история не ограничивается только исторической подоплёкой. Автор показывает, каким может Человек настоящий, какими качествами сможет обладать тот, кто изначально не "отравлен" идеями убийства, превосходства и просто алчной гордыни. В этом мире люди этого лишены. И тем паче становится возмутительным та возможность убийства, гордыни и насилия для тех, кто строит мир иными способами. Шаги Трубецкого — шаги пытуемого. Он учится отбрасывать свои эмоции и мыслить более разумно, чем он сам того хочет, изучать ситуацию, ставить за место преступника самого себя. А это порой очень сложно, если не понимаешь мотивов преступления, мотивов поведения и даже психологии "искривленного" сознания псевдочеловека. Окончательно реалистично-качественное понимание мира главным героем подрубается, когда он узнаёт, что за дьявольское устройство его поджидает. У самого конца истории, в финале, когда ещё чуть-чуть — и карты будут раскрыты. И только читателю остаётся гадать, насколько это "подрубание" сможет сказаться на таком благородном и честном человеке: останется прежним или же изменится окончательно и бесповоротно, уйдет в себя. Моё сугубое личное мнение — он станет только лучше. И, как настоящий Человек, сделает всё возможное, чтобы это открытие не уничтожило то равновесие, которое творилось тысячами великих людей в течение сотни лет. Ведь он, Человек, знает, что и одного безумца вполне хватит, чтобы это равновесие разрушить.
Отличный историко-философский роман. Советую. 9/10
В Единении мудрость веков, в Единении потоков сознания Вы сможете увидеть мудрость света и величие красоты Земли. Забудьте те знания, что Вы слышали когда-то, скоро это не будет иметь никакого значения. Сила Ваша — от Бога, сила Ваша — в разумении того величия, которое Вы олицетворяете своей божественной мудростью. Преисполнитесь тем, кем вы были когда-то, Духами тех, кого забыли.
[Нередко, когда такие слова приходят в твою голову откуда-то извне, от кого-то, то я их записываю. Это одно из таких Просьб-Посланий. Не сочтите за бред сумасшедшего. Просто хочется поделиться. Жду комментариев, а стоит ли выкладывать, смущать кого-то?..]
Жизнь часто играет с нами таким феноменом, как "дежавю". Для кого-то "дежавю" станет просто навязчивой мыслью, для кого-то — маленьким чудом, для кого-то — огорчением. Бывает, что оно происходит и снова, и снова, пока не защёлкнет последним финальным аккордом.
У этого романа есть все свойства утончённого "дежавю": да, где-то была похожая стилистика (вуаля — и вспоминается "Бездна Голодных Глаз"); да, проскальзывают знакомые мировоззрения (вуаля — и снова Олди, на этот раз "Богадельня" или даже "Ойкумена", а может быть и романы Ночкина); да, проглядываются знакомые божественные лестницы и построение мультивселенной (и что-то подплывает "Властелин Колец"). Да, это всё есть.
И может показаться, что это всё плохо, вторично и неинтересно? Извольте, я так не говорил и говорить не буду. Это ведь утончённый роман-дежавю, выполненный в блестящей форме, поданный блюдом тёрпким, крепко нафаршированный загадочностью диалогов, экскурсами и треволнениями жизней персонажей, сильным юмором. Подано, извольте откушать лучшее ото всего, извольте испробовать созданное авторским замыслом сочинение.
Почему же мне этот роман понравился, окроме всего вышеуказанного? Роман есть эффект гармоники стиля, сюжета и характеров персонажей такого порядка, что дежавю всего происходящего не позволяет скатиться к фарсу, скуке и возможной никому не нужной иронии.
Первое, что подкупает — авторская идея и авторский мир.
Он, мир Тха, умирает несколько сотен лет в ожидании прихода Охотника, который уничтожит всё и вся. Божественный Сатьякал, двенадцать звериных протосущностей, не может ничего — или почти ничего — сделать с Носителями, держателями душ Охотника в Ллаургине, части мира. Ллаургин отсечён от другого мира Пеленой, только в него могут нисходить звери Сатьякала, чтобы вершить волю свою. И раз за разом падает в мир Сеть, пространственное искажение, где время ничего не значит, вгоняя страх в смертных, которые устали молиться из года в год. Воля Сатьякала вполне понятна — раз и навсегда покончить с тем, кто когда-то им не покорился. А что надо делать? Руками смертных искать Носителей и сделать как-нибудь такую красоту, чтобы одним хлопком выжечь червоточинку. Да вот неувязочка — Носители "счастья" своего не знают и готовы выжить в этих играх высших порядков всеми доступными силами, средствами и жизнями других. И приходится бегать, искать возможности, бороться в попытке отвязаться от пут марионеток и даже искать своё Паломничество, чтобы искупить прегрешения перед непонятно кем. И вот на протяжении всего романа мы можем наблюдать странствия Носителей — второе, персонажи, — которые такие разные, такие невозможно разные, уникальные и непредсказуемые. Предательств, убийств, грязи, иронических шуток, боли — этого достаточно для восприятия картины гонений, восприятия авторского замысла показать, насколько мир может быть неблагодарным только потому, что ему от тебя что-то надо, хотя ты ровным счётом ничего плохого не сделал никому. Просто встал на пути, просто несёшь в себе семя отчуждения. Но с другой стороны, а смысл вскидывать белый флаг? Надо попытаться понять причину, ответить на ломкий вопрос "почему?" и вырвать себе свободу самой мелкой или самой великой ценой, на которую ты способен сыграть. И так делают все носители, среди которых особо выделяются Кайнор, бродячий жонглёр, певец "гвоздилок", и Фриний, маг-отступник.
Третье подкупающее — сюжетная основа. Линия сюжета делится с десяток раз и с десятки раз сливается. Не может не восхищать пропорциональность игры с движением повествования, которая не позволяет запутаться и нервничать в порыве вспомнить, что и как. Сюжет играет с читателем, забавляется по полной, доводя до интриги к финалу, вырывая возможность узнать итог. Книга обрывается на полуслове, но это не есть минус, а совсем наоборот — это есть плюс к желанию читать дальше. И это несмотря на немалый объём самого произведения.
Все три аспекта вызывают дежавю того самого "прозверения", в котором автор явственно ссылается на аспекты буддийского просветления, когда вся истина становится родной стихией, а ответы на вопросы уже не нужны по причине отсутствия желания знать ответы.
Я читал роман 3 месяца — немыслимый по времени срок, за который я мог пролистнуть с десяток романов или даже циклов. Вопрос в другом: "Имеет ли тогда цену такое чтение, когда можно насладиться хорошей и добротной приключенческой книгой в лучших, почти классических традициях создания фэнтези?" Для меня ответ ясен и категоричен. Жду продолжения, Автор. 9/10.
Смотри, моя маленькая. Смотри, моя хорошая, как тонким лучиком играет звезда на небосклоне, как игриво веселится Большая Медведица, подставляет свои серебристые мягкие бока под покрывало ночи.
Какая сказка, да? Протяни ладошки, чуть выше. Ещё. Да, да, именно так, чтобы свет поселился между ними, чтобы почувствовал уют, теплоту и не захотел уходить.
Чувствуешь? Улыбаешься. Тебе нравится так же, как и мне. Наши ладони, наши сердца вбирают всю доброту и великолепие мгновения. Твоя улыбка влетает ввысь и возвращается ко мне, чтобы оставить еле заметный, такой восхитительный и родной след на душе.
Закрой глаза. Улыбнись, прошу, ещё раз, чтобы полететь и вернуться, полюбить и запомнить.
Да, моя маленькая, моя прекрасная дочурка, это чувство — чувство любви, с которым рождается мир каждый день и засыпает перед закатом, чувство нежности, которое так любит твои ладошки.
И я люблю их, нежные, мягкие. Ведь через прикосновение к ним чувствую себя самым лучшим и прекрасным, самым сильным и любящим.
Самым-самым. Ты сама мне это говорила, когда играла звездой на небосклоне, когда пела и смеялась.