Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 29 августа 2018 г. 09:30

Прочитал сейчас заметку в духе "мы все умрем, ааа"

http://zavtra.ru/blogs/paradoks_fermi_i_u...

Вот этот пассаж показался мне слишком категоричным:

цитата
Парадоксальным образом, ни в одной из этих наиболее влиятельных книг современности не найти ответа на знаменитый парадокс Ферми. Выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии Энрико Ферми, рассуждая с друзьями физиками и журналистами на актуальную в конце 40-х гг. прошлого века тему НЛО, задался резонным вопросом: «А где они все?». Ферми сделал вывод: «Главный парадокс науки заключается не в возможности встречи с инопланетянами, а в отсутствии подобных встреч, и более того, каких-либо следов разумной жизни в космосе». Энрике Ферми высказал свой парадокс в 1950 г. Прошло почти 70 лет, а вопрос остался без ответа.

Про то что Парадокс Ферми не могут толком объяснить — это же обман, есть несколько логичных объяснений, и не я их придумал, а вычитал из фантастики. Например:

1. Действия сверхцивилизации не отличимы от природных явлений, человек не может их уловить увидеть осознать (третий закон Кларка).

2. Представители сверхцивилизации настолько чисто относятся к природе, что не оставляют за собой никакого мусора в космосе, даже излучений.

3. Сверхцивилизации прожили своё могущество и теперь тихо-мирно ютятся на своих планетках, погуляли сто тысяч лет по галактике, теперь им пофигу, устали.

4. Сверхцивилизации миниатюризировались — об этом есть изумительный рассказ Грега Бира «Музыка, звучащая в крови» https://fantlab.ru/work36499

5. Обратное: сверхцивилизации пошли по пути гигантомании, и мы живем в одной из них внутри. (это у Стэплдона началось еще в 1930-е).

6. «Педагогическое»: отсталых разумных не пугают прогрессом, закукливают в яслях, чтоб сами до определенного уровня развивались. (об этом масса фантастических юморесок, рассказов).


Статья написана 28 августа 2018 г. 11:15

На один московский аукцион выставили книжку с автографом братьев Стругацких.

Как известно, Аркадий жил в Москве а Борис в Ленинграде, и подписать книгу одновременно сразу два брата не могли.

Я слышал легенду, что если две подписи зачем-то надо было сделать, то братья иногда подписывались еще и друг за дружку.

(хотя сам знаю одного фэна из Москвы, который специально катался в Ленинград за второй подписью).

Но вопрос не в этом. Смотрим текст автографа —

г. Ленинград

Кириллу Задонскому —

начинающему, но уже

безусловно талантливому

писателю-фантасту, с

пожеланием новых идей, новых

имен, признания читателей

не только советских, но во

всей Галактике

от старых коллег по жанру

12.III. 90 А. Стругацкий

Б. Стругацкий


Кто такой Кирилл Задонский?


Статья написана 27 августа 2018 г. 07:28

(обложка 1970 года издания, разбитого на покеты)

1967: ПРЕДИСЛОВИЕ 2— ХАРЛАН И Я

Айзек Азимов

Эта книга и есть Харлан Эллисон. Она пропитана Эллисоном и переполнена им. Признаю, что другие тридцать два автора (включая и меня самого) внесли свой вклад, но введение Харлана и его тридцать два предисловия окружают истории и пропитывают их густой аурой его индивидуальности.

Так что вполне уместно рассказать историю о том, как я повстречал Харлана.

Место — Всемирный конвент любителей НФ немногим более десятилетия назад. Я только что добрался до отеля и сразу направился в бар. Я не пью, но я знал, что именно в баре всех обнаружу. И все они действительно были там, так что я издал приветственный крик, а все остальные завопили в ответ.

Среди них, однако, был паренек, которого я никогда не видел прежде: маленький парень с кривыми конечностями и самыми живыми глазами, которые мне приходилось видеть. И взгляд этих живых глаз устремился на меня — в них застыло выражение, которое я могу описать только словом «обожание».

(издание 1974 года)

Он сказал, «Вы Айзек Азимов?» И в его голосе звучали страх, удивление и изумление.

Я был весьма польщен, но изо всех сил старался изображать скромность. «Да, это я», согласился я.

«Вы не шутите? Вы и правда Айзек Азимов?» — Еще не изобретены слова, которые могли бы описать восторг и почтение, звучавшие в его голосе, когда он произносил мое имя.

(1971, тоже разделенное на покеты)




Статья написана 25 августа 2018 г. 12:07

(обложка издания 1977 года)

1967: ПРЕДИСЛОВИЕ 1 — ВТОРАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Айзек Азимов

Сегодня — в тот самый день, который я пишу это — мне позвонили из «Нью-Йорк Таймс». Они берут статью, которую я отправил им по почте три дня назад. Тема: колонизация Луны.

И они поблагодарили меня!

Как же переменились времена!

Тридцать лет назад, когда я начал писать научную фантастику (я в то время был очень молод), о колонизации Луны писали только в дешевых журналов с ужасными покрытиями. Это была литература из серии «не говорите, что вы верите во всю эту чушь». Это была литература из серии «не забивай себе голову этой ерундой». Но прежде всего это была спасительная, эскапистская литература!

Иногда я вспоминаю об этом с каким-то недоверием. Научная фантастика была литературой бегства. Мы убегали. Мы отворачивались от практических проблем — таких, как стикбол, домашняя работа и кулачные бои — чтобы отправиться в вымышленный мир демографических взрывов, ракет, лунных экспедиций, атомных бомб, лучевой болезни и загрязненной атмосферы.

Разве это не замечательно? Разве не восхитительно, что мы, юные беглецы, все же получили заслуженную награду? Все великие, безнадежные, волнующие сегодняшние проблемы тревожили нас примерно двадцать лет назад — когда никто о подобных вещах и не задумывался. Как вам такое бегство?

Но теперь вы можете колонизировать Луну на милых и скучных страницах «Нью-Йорк Таймс». И это будет совсем не научная фантастика, а трезвый анализ сложной ситуации.

Произошли важные изменения, и они напрямую связаны с книгой, которую вы сейчас держите в руках. Позвольте все объяснить…

Я стал писателем-фантастом в 1938 году, как раз в то время, когда Джон У. Кэмпбелл-младший изменил наш жанр, решительно потребовав, чтобы писатели-фантасты твердо стояли на границе между наукой и литературой.

(здесь и далее обложки издания 1969 года, разбитого на три покета)




Статья написана 24 августа 2018 г. 12:08

https://fantlab.ru/edition152098

(обложка первого издания антологии, 1967 год)

То, что Вы держите в руках — больше чем книга. Если нам повезет, это — революция.

Эта книга, все двести тридцать девять тысяч слов — самая большая антология спекулятивной беллетристики, составленная из оригинальных рассказов, и, очевидно, одна из самых больших вообще — и она задумана по определенным правилам революции. Она предназначена для того, чтобы потрясти мир. Она родилась из стремления к новым горизонтам, новым формам, новым стилям, новым проблемам в литературе нашего времени. Если все сделано должным образом, то наша работа откроет эти новые горизонты, и стили, и формы, и проблемы. В противном случае это все равно еще одна чертовски хорошая книга, полная интересных историй.

Многие критики, мыслители и читатели утверждают, что «простого развлечения» недостаточно, что в каждой истории должна быть суть и смысл, далеко идущие выводы, прогнозы, философские размышления или сверх-научные концепции. Конечно, в таких утверждениях есть рациональное зерно, но нравоучительное стремление высказаться слишком часто становилось raison d'être беллетристики. Мы больше не можем предполагать, что сказки — высочайший уровень, к которому должна стремиться современная беллетристика, что теория должна затмевать сюжет — если мы предпочтем теорию сюжету, судьба наша будет незавидна.

К счастью, эта книга, кажется, бьет прямо в цель. Все рассказы просто невообразимо интересны. И все они вдобавок переполнены идеями. Не просто идеями из «множества сюжетов», которые вы уже сто раз читали раньше, но новыми и смелыми идеями; в некотором роде, опасными видениями. (Хотя это, фактически, метафора, а не точное указание.)


(обложка издания 1972 года)







  Подписка

Количество подписчиков: 629

⇑ Наверх