Альбомы живописи обычно имеют либо увеличенный формат 25 на 30 сантиметров, и тогда его можно ставить на типовых стеллажах, либо просто таки гигантский размер, в полметра высотой, озадачивая собирателя вопросом "куда бы пристроить такой альбом на книжной полке". С этим альбомом всё вышло совсем наоборот: думать надо как бы его не потерять ненароком, ведь это миниатюрное издание:
Альбом фантастической живописи "Миры Николая Редьки"
— Волгоград, ПринТерра, 2010 г. 136 стр. тираж 750 экз., размер 11,5 х 7,8 х 1,3 см.
Николай Редька родился 27 февраля 1957 года в Севастополе. По образованию — техник-судомеханик, работал на судах загранплавания. С 1992 года свободный художник. В фэндоме с 2005 г. Постоянно проводит выставки на конвентах «Звёздный Мост», «Роскон», «Портал». Штатный художник фестиваля «Созвездие Аю-Даг». В его оформлении выходили книги в издательствах "Шико", "Таврида".
Первая книга — это сборник статей разных авторов, объединенных общей идеей: показать все жанры развлекательной литературы, от криминального детектива до вестерна, от ужастиков до научной фантастики.
Это небольшая хроника истории массовых карманных книг в бумажных обложках, с упором на период 1940-1970 гг. В сборнике порядка пятисот обложек оригинальных покетов, плюс некоторое количество оригинальных рисунков из запасников коллекционеров и собирателей, то есть подлинные целые картины — до их обработки под нужды типографии.
В 2018 году сборник получил премию журнала Локус в разделе "книга об искусстве". Эд Халс написал в этой книге четыре статьи, и выступал как соредактор. Спустя четыре года, в октябре 2021, он выпускает продолжение:
"Искусство криминального чтива: иллюстрированная история старинных книг в мягкой обложке" (2021)
The Art of Pulp Fiction: An Illustrated History of Vintage Paperbacks
Костяк второй книги Эд Халс написал один, лишь добавив несколько эссе четырёх приглашённых специалистов (коллекционеров и художников, про одного из них, Дэвида Сондерса, мы упоминали в одной из предыдущих заметок). Жаль только что в Содержании эти эссе вообще никак не обозначены, их можно найти только пролистав книгу:
• стр. 6-9 — Ричард А. Лупофф "Introduction: A Bright New Morning" (Введение: Яркое новое утро) — вспоминает самые зрелищные покетбуки прошлых лет;
• стр. 36-37 — Дэвид Сондерс "From Pulps to Paperbcks" (От дешевых журналов к книжечкам в мягкой обложке)
• стр. 74-75 — Дэвид Сондерс "Brush-Wielding Buckaroos" (Ковбои с кистями в руках?) — про книжки про ковбоев;
Общее впечатление от двухтомника: крайне скудные, коротенькие, куцые статьи — буквально на 1-2 странички, просто пунктирная история книгоиздания что было в начале и как стало в середине века, без особенностей систем распространения прессы (а она менялась, что и приводило к смене форматов), без объяснения качелей в общественном настроении (пуританство — либерализм — маккартизм — нью эйдж). Для коллекционеров тоже никакой значимости: нет ни указания редкости тех или иных книг, ни тем более ценников. Из несомненных плюсов: иллюстративный ряд шикарно подобран и есть множество редко репродуцируемых, не заезженных изображений. Далее под катом просто четыре десятка фотографий из книг.
Альберт Бернард «Эл» Фелдстайн (Albert Bernard «Al» Feldstein) — американский художник, автор и редактор, работал в EC Comics (Издательство Образовательных комиксов, чуть подробнее см. в предыдущей колонке )
Альберт родился 24 октября 1925 года в Бруклине, в семье зубного техника. В четырнадцать лет взял награду на конкурсе плакатов на Всемирной выставке в Нью-Йорке, и решил плотнее заняться живописью и искусством, учился в школе музыки и искусства на Манхэттене. Примечательно, что на этой же выставке в Нью-Йорке два месяца жил и работал инженером-оформителем Александр Казанцев, он пишет об этом в мемуарах.
Будучи школьником, после занятий Фелдстайн подрабатывал в издательстве комиксов за 3 доллара в неделю:
"сначала рисуя фоны, затем рисуя фигуры, нарисованные другими".
Во время второй мировой войны Фелдстайн служил в ВВС.
После войны он снова вернулся к комиксам, работал на нескольких издателей, а в 1948 году устроился в EC Comics — сначала он рисовал собственно комиксы и сочинял истории, но со временем специализация дошла до того что он стал только сочинять историю и делал цветную броскую обложку, а сам комикс рисовали другие художники. Плоды его сценарной работы теперь можно посмотреть — он автор почти всех историй в сборнике Валли Вуда "Рассвет близок" (издательство "Белое яблоко", 2021).
В фирме EC Comics Фелдстайн вел серии Weird Science, Weird Fantasy, Tales from the Crypt и др., выделяющиеся смелыми сюжетами и раскованной формой подачи материала. В Сенате конгресса США началось расследование о влиянии этих комиксов на малолетнюю преступность, и под давлением общественности издания были свёрнуты.
В 1956 Фелдстайн стал главным редактором сатирического журнала Mad Magazine (примерный аналог "Крокодила"), и проработал там до 1985 года, после чего ушёл на пенсию и продолжил занятия живописью — образцы его реалистических картин из жизни животных и растений будут в самом конце книги. С 1986 по 1992 он жил в Вайоминге, в 1992 перебирается в Монтану и покупает ранчо около Йеллоустоунского национального парка. За серию картин о природе Колледж Роки-Маунтин (Биллингс, Монтана) присвоил ему звание почетного доктора искусств, а в 2010 году Фелдстайн получил премию Брэма Стокера за заслуги перед жанром.
Скончался художник 29 апреля 2014 года. Но сталась замечательнейшая книжка, вышедшая в свет 20 августа 2013 года, за год до кончины художника.
Эл Фелдстайн, Грант Гейссман "FELDSTEIN: The Mad Life and Fantastic Art of Al Feldstein!" — San Diego: IDW Publishing, 2013 год, ISBN: 1613776764, 978-1613776766. https://fantlab.ru/edition336107
Эл Фелдстайн, Грант Гейссман. "FELDSTEIN: The Mad Life and Fantastic Art of Al Feldstein!" — San Diego: IDW Publishing, 2013, ISBN 978-1-61377-777-7. https://fantlab.ru/edition340044
Первая версия — массовое издание, без футляра, на сайтах магазинов указано количество страниц 320. У меня нет этой книги, никак уточнить не могу.
Вторая версия — лимитированное издание тиражом в 500 экземпляров, в тёмном коричневом бумвиниле, с тиснением фольгой под золото, с автографом Фелдстайна и автографом Гейссмана (автора книги), помещенное в коричневый же короб с аппликацией сверху. В лимитке 416 страниц, и тут уже начинаются вопросы: то ли на всех сайтах ошибка что в массовом издании 320 стр., а на самом деле в массовом тоже 416 стр, то ли лимитка — расширенная на сто страниц версия книги.
Тиснение на футляре и корешке книги идентичны друг другу
Автографы художника и автора текстовой части для данного альбома
Оглавление
Первые работы
"Юниор"
Вот и ужастики:
Начало НФ:
Реализм:
Недавно изданная на русском языке книжка Валли Вуда с историями по сценариям Фелдстайна:
Легендарный сборник лучших актуальных фантастов Англии эпохи «новой волны» 1960-х, составленный Джудит Меррил из произведений писателей журнала «Новые миры» (New Worlds) во время ее проживания в Англии. Джудит Меррил тусовалась с авторами фантастики туманного Альбиона, посещала редакции, университеты, кампусы, жила у Джеймса Балларда, Джона Браннера, и по результатам этого заплывал сделала книжку "умозрительной фантастики", в духе антологии Харлана Эллисона "Опасные видения" 1967 года, то есть собрав все смелое, яркое, неформатное, а написав короткие послесловия к каждому рассказу, еще и придала сборнику цельную концепцию.
Первое издание антологии вышло в августе 1968 года.
В 1970 году вышло переиздание в покете, с предисловием Дональда Уоллхейма.
В ноябре 1972 года антология вышла под названием «Журнал пространства-Времени»
(“The Space-Time Journal”, Panther, 1972, ISBN 0-586-03837-X) и без некоторых рассказов
Дж.Г. Балларда, Майкла Муркока, Тома Диша, Баррингтона Бейли, всего 206 страниц вместо 406 в оригинальной сборке 1968 года — Меррит успела рассориться с указанными писателями.
Самый спорный вопрос, вставший в последнее время перед авторами НФ: пришла ли пора меняться? Защитники так называемой Новой Волны отвечают — да. Они уверены, что «старая научная фантастика» принадлежит прошлому, разошлась на клише и больше не отражает вихрей современности, революцию нового мышления и щекочущие ум новации, преобладающие, по-видимому, во всех видах современного искусства.
Новая Волна НФ – они предпочитают название «умозрительная фантастика» — прорастает среди английских авторов литературы воображения, а конкретнее, в окружении журнала «Новые миры» (New Worlds), и многое исходящее из этого источника в самом деле необычно и удивительно. Джудит Меррил, признанный авторитет в области научной фантастики, в Америке взяла на себя роль первой защитницы Новой Волны, и в этой книге — «Английский уклон НФ» — поместила антологию и беглые искрометные диалоги авторов с издателем о том, что они делают в английской НФ и почему они это делают.
Правильно ли защищать Новую Волну? Действительно ли пришло время новых форм и новых подходов к литературе гипотез и размышлений? Действительно ли умирает та фантастика, которую мы знали?
Эта книга может стать поворотной точкой Новой Волны. «Ace Books» представляет ее как манифест в виде подборки весьма необычных фантастических рассказов, которые следует прочитать всем, интересующимся НФ. Независимо от того, согласны ли вы с мисс Меррил, это стимулирующий опыт.
«Ace Books», давно идущий в первых рядах американских издателей НФ, не принимает ни одной из сторон в этом споре. Мы издавали и будем издавать лучшее, что можно получить в любом стиле и жанре, от космических приключений до премированных деликатесов, от старой «классики» до лучших рассказов из новых сборников. Мы перепечатываем «Английский уклон НФ» не потому, что согласны с ним или не согласны, а потому, что считаем задачей «Ace» традиционную службу научной фантастике. Здесь, возможно, будут уместны две цитаты. Жозефина Сакстон говорит: «Британские писатели идут в авангарде — среди прочего, они заставляют американскую НФ выглядеть устаревшей».
Айзек Азимов, за полями этой книги, сказал: «Я надеюсь, что когда уляжется пена и осядет муть Новой Волны, снова откроется огромный твердый берег научной фантастики».
Решайте сами.
============================================
Джудит Меррил
Введение
Вы еще не читали подобных книг, а когда прочтете следующую в этом роде, она будет не слишком похожей.
Это фото в движении, запись перемен в процессе.
Взгляд на застывшее мгновение сквозь иллюминатор взлетающего космического корабля, уже скрывающегося из вида в многогранных тайнах ближнего и дальнего космоса.
Я не берусь сказать, куда он направляется, но может быть, именно поэтому мне все еще хочется читать то, что они пишут. Когда кто-то будет составлять следующий сборник авторов этой… нет, «школы» звучит слишком формально
…а «движение» звучит претенциозно…
А «британской нф» до смешного узко —
Давайте скажем просто – работы этих авторов и других, еще приступающих к работе в этом направлении —
сборник, вероятно, будет напоминать эту антологию столько же, сколько она напоминает любой другой сборник фантастики, социальную критику, сюрреализм, «Бем», битников, Битлз — всего, что вы читали и слышали до сих пор. А пока, я думаю, трип будет хорош.
Издательство: М.: Эксмо, 2021 год, 5000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-04-154218-4 Серия: Рэй Брэдбери. Мир чудес и фантазий
Аннотация: Первые шаги освоения Марса... Первый контакт с внеземной цивилизацией...
Рассказы-хроники, составляющие роман, наполненные авторскими размышлениями по характерным вопросам существования человечества. За конкретными сюжетными ситуациями встают общие явления цивилизации землян, их тревоги и надежды перед лицом завтрашнего дня
Аннотация: Каким будет грядущий апокалипсис? На этот вопрос с большей или меньшей долей конкретики отвечают 34 текста и 45 иллюстраций от авторов из России, Украины и Казахстана. Нашествие морщинистых инопланетных монстров, распад планеты под тяжестью скопившихся в атмосфере бесхозных душ, постгуманистическое расчеловечивание, интеллектуальное вырождение, технозаговор цветов, превращение людей в овощи, месть чайных грибов, вирус младенчества, растворение в делёзианской Структуре, смертоносная общечеловеческая оргия или ядерная война, начавшаяся из-за красивого рыжего котика? Об этих и прочих сценариях конца света читайте в нашем чеloveконенавистническом сборничке, составленном по всем законам добра и красоты.
Комментарий: Рассказы на тему апокалипсиса. Иллюстрация на обложке В. Льнова.
Издательство: М.: АСТ, 2021 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 576 стр. ISBN: 978-5-17-111885-3 Серия: Звёзды научной фантастики
Аннотация: Далёкое будущее. Человечество погибло в ходе таинственной катастрофы, оставив после себя лишь своих наследников и слуг, разветвлённую сеть искусственных интеллектов, ноэмов. Лишившись главной цели своего существования, они пытаются обрести новую, строя собственное общество. Бессмертные, они живут по законам, придуманным не ими, но время, бесконечность и сложность могут породить безумие даже в системе, которая руководствуется исключительно логикой и рациональностью, а потому цивилизация ноэмов начинает раскалываться, порождая изгоев и еретиков. Плавтина – одна из таких еретиков, уже многие столетия она странствует меж звёзд, так и не найдя себе места в мире без людей. Когда она засекает странный, инопланетный сигнал, Плавтина отправляется в путешествие за пределы исследованного космоса, надеясь отыскать причины исчезновения человечества. А её союзник, проконсул Отон, пытается перестроить само общество ноэмов, так как ему угрожает иной разум, враждебности которого ноэмам нечего противопоставить, ведь по воле своих создателей они не могут причинить вред ни одному биологическому организму.
Комментарий: Первый роман дилогии «Лаций». Иллюстрация на обложке Маншу.
Издательство: М.: Снежный Ком М, 2021 год, 1000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 358 стр. ISBN: 978-5-6045754-5-1
Аннотация: Сборник включает три повести, объединенные по месту, времени и обстоятельствам действия: СССР, г. Братск; 1960-е годы; альтернативные реальности. В повести «Проба на излом» работник Спецкомитета Дятлов ставит жестокий эксперимент по превращению своей воспитанницы, обладающей сверхспособностями, в смертоносное оружие против подобных ей «детей патронажа», провозвестников грядущей эволюционной трансформации человечества. События повести «Сельгонский континуум» разворачиваются среди мрачных болот, где совершает вынужденную посадку вертолет с руководителями «Братскгэсстроя», с которыми желает свести счеты гениальный ученый, чье изобретение угрожает существованию Братской ГЭС. В повести «Я, Братская ГЭС» на строительство крупнейшей гидроэлектростанции Советского Союза по поручению Комитета государственной безопасности прибывает известный поэт Эдуард Евтушков для создания большой поэмы о ее строительстве и строителях, что вовлекает его в череду весьма странных, фантастических и даже мистических событий.
Аннотация: Одна из самых известных антиутопий в мировой литературе, написанная как жесточайшая критика тоталитарного общества.
Роман, давший миру такие понятия как Большой Брат и двоемыслие, мыслепреступление и новояз, с каждым годом становится, увы, всё более и более актуальным.
Издательство: М.: КомпасГид, 2021 год, твёрдая обложка, 520 стр. ISBN: 978-5-00083-645-3 Серия: Антиподы
Аннотация: Австралия. 2151 год. 15-летняя Саха Лидс решает провести каникулы перед выпускным классом в океанских глубинах. Где-то там живет её отец — субмарин, человек моря. Именно благодаря его генам она может дышать под водой, а значит, и отправиться в самостоятельное плавание вдоль Зелёного континента. Но оставшаяся на берегу цивилизация не отпускает Саху: над головой проносятся яхты и корабли, то и дело встречаются рыболовные сети, метановые шахты, электростанции, на дне виднеются кабели, трубы — и бесконечный мусор. Более того, руководители некоторых концернов объявляют охоту на подводных жителей. И лишь одно из племен субмаринов не боится дать отпор. Теперь Саха понимает, что она не просто гость в подводном царстве — она Посредница, которая должна объединить людей воды и людей воздуха. Под силу ли героине остановить войну?
Издательство: М.: Эксмо, 2021 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-04-117953-3 Серия: Новый фантастический боевик
Аннотация: Приключения Василия Каганова, сельского участкового и по совместительству черного колдуна — продолжаются! В глухой деревушке, затерянной в Тверских лесах есть место и для колдовства, и для любви, и для ненависти. Что дальше будет с Василием, какие его ожидают радости или неприятности — не знает ни он, ни древние боги, которым он служит. А может и знают, только ему об этом не говорят. Но то, что эти приключения будут — гарантировано! И еще какие...
Комментарий: Третий роман цикла "Колдун". Иллюстрация на обложке С. Дудина.
Издательство: М.: АСТ, 2021 год, 3000 экз. Формат: другой, твёрдая обложка, 192 стр. ISBN: 978-5-17-127051-3 Серия: Коллекционная книга
Аннотация: Одна из самых известных антиутопий в мировой литературе, написанная как жесточайшая критика тоталитарного общества.
Роман, давший миру такие понятия как Большой Брат и двоемыслие, мыслепреступление и новояз, с каждым годом становится, увы, всё более и более актуальным.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации И. Сакурова.
Издательство: М.: Эксмо, 2021 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 128 стр. ISBN: 978-5-04-115970-2 Серия: Эксклюзивная коллекция. Внутри сферы. Проза Иэна Макьюэна
Аннотация: "Тем утром Джим Самс — не гений, но с усами — проснулся после нелёгкого сна и обнаружил, что превратился в гигантское существо".
В прошлой жизни он был презираем многими, но в своем новом воплощении он самый могущественный человек в Британии. Он прибыл, чтобы исполнить важнейшую миссию, и ничто не сможет его остановить — ни оппозиция, ни члены его собственной партии, ни даже принципы демократии.
Умно, остро, сатирически: вспоминая одно из самых известных произведений Кафки — "Превращение", Макьюэн рассказывает о современности, которая кажется слишком безумной, чтобы быть правдой.
Комментарий: Внецикловая повесть. Иллюстрация на обложке М. Мовшиной.
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2021 год, 5000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 640 стр. ISBN: 978-5-389-18526-5 Серия: Звёзды новой фэнтези
Аннотация: Опасаясь восстания, Сфинкс отправляет Сенлина, расследовать заговор, зреющий в круге-государстве Пельфия. Один в городе, Сенлин проникает на кровавую арену, где ходы сражаются для развлечения публики. Но его расследования вскоре оказывается сорванным ужасным преступлением и неожиданным воссоединением. Выдавая себя за благородную даму и её служанку, Волета и Ирен пытаются добраться до Марьи, которая изолирована своей известностью. Вращаясь при дворе, Волета привлекает нежелательное внимание могущественного принца, чьи домогательства угрожают их плану. Эдит, теперь капитан беспощадного флагмана Сфинкса, объединяется с союзным Пробуждённым, чтобы расследовать исчезновение ближайшего друга. Она должна решить, кому доверять, потому что отчаянные поиски ведут её всё ближе к Черной тропе, где ходы карабкаются во тьме и слышен шёпот Короля ходов. Сенлин и его команда всё больше погружаются в заговоры Башни. И в конце концов, всё сводится к одному вопросу: «Кто такой Король ходов?»
Издательство: М.: АСТ, 2021 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-17-145355-8 Серия: Книги Сергея Лукьяненко
Аннотация: Ежегодный сборник лучших фантастических рассказов от издательства АСТ.
Тема нынешнего сборника — «Наваждение». Мистика, виртуальная реальность, наведенные галлюцинации, результат немыслимых экспериментов и вообще то самое, что хотелось бы «развидеть» любому здравомыслящему персонажу. Короче — мало не покажется поклонникам любого жанра!
Слово "наваждение" заимствовано из старославянского языка и означает "обманчивое видение, внушенное злой силой", "дьявольские козни". Все, что происходит сейчас вокруг среднестатистического жителя планеты Земля, сегодняшнюю реальность, иначе как наваждением назвать нельзя. Не смогли пройти мимо этой проблемы писатели-фантасты. Одни экстраполируют нынешние процессы в будущее, другие ищут пути выхода из сложившейся ситуации, третьи облекают факты в форму притчи. Есть среди них пессимисты, есть оптимисты.
Но точно нет равнодушных.
Комментарий: Ежегодник фантастики отечественных авторов. Иллюстрация на обложке Д. Родионовой.
Издательство: М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2022 год, 3500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-17-136417-5 Серия: Другая реальность
Аннотация: В книге собраны захватывающие истории, где фантастическая фабула сочетается с отчаянным психологизмом. Здесь маленький человек мал, а древнее зло огромно, родительская любовь уверенно ведёт к чудовищным жертвам, город детства исчезает с гугловских карт, деды общаются с далёкими внуками через ИИ-переводчиков, а путь к бессмертию вымощен трупами — словом, всё как у людей. Это просто фантастика, считает автор. Вас это утешает?
Комментарий: Авторский сборник повестей и рассказов. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Лебедевой.
Издательство: М.: Эксмо, 2022 год, 4000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-04-154876-6 Серия: Истории о динозаврах
Аннотация: Гениальный, но известный своей эксцентричностью британский профессор Челленджер заявляет, что во время путешествия по Южной Америке обнаружил район, где до сих пор сохранились доисторические формы жизни, иначе говоря, динозавры. Английское научное сообщество снаряжает особую экспедицию, которой предстоит проверить правоту профессора. Добравшись до указанного Челленджером района, путешественники действительно обнаруживают там древних ящеров...
Издательство: М.: АСТ, 2021 год, 1500 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 720 стр. ISBN: 978-5-17-133400-0 Серия: Стругацкие — собрание сочинений часть собрания сочинений
Комментарий: Том 13. Сборник статей, интервью, дневников. Иллюстрация на обложке В. Половцева.