автор |
сообщение |
badger
миротворец
|
30 апреля 2010 г. 08:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Strelez Не наговаривайте, всей исторической науке диагноз никто ставить и не собирался, я уверен, что среди историков тоже много порядочных и культурных людей
А как это соотносится вот с этим?
цитата Strelez Очень хотелось чтобы так и было... но, к сожалению, "историческая кухня" не столь свободна, демократична и научна.
цитата Strelez Чес слово, не хочется в "чужом грязном белье копаться"... При желании, надеюсь и сами найдете материал и убедитесь, что, так называемые, "научные исторические споры" весьма часто носят далеко не мирный и дружелюбный характер и вряд ли могут быть названы "конструктивной дискуссией в академической среде"
Ваши закавыченные цитаты довольно красноречиво говорят об отношении к "исторической науке", не так ли? Разве можно серьезно говорить об истории, как науке, если академики!!! позволяют в своих научных статьях "грубые!!!!! слова" по отношению к оппоненту! Ну а далее куча ссылок на тему "копание в чужом белье".
цитата Strelez Издательство "Наука", как бы мягче сказать... сейчас явно не процветает Об этом можно судить хотя бы по тематическим планам выпуска книг. И много ли магазинов "Академкнига", скажем, в Саратове? В Санкт-Петербурге их несколько, но находятся они в не очень удобных местах (кроме одного на Литейном проспекте)...
Извините, а когда это книги издательства "Наука" были широко доступны массам? Они никогда особый погоды в деле "просвещения неспециалистов" не делали. Может быть вы его путаете с издательствами "Мир" и "Мысль"? Вот они часто издавали качественный научпоп, а все академические издательства этим практически не страдают, и книги их рассчитаны на несколько иной круг читателей. Магазинов издательства у нас в городе нет, ближайший доступный — в Москве. Только вот библиотеки еще никто не отменял. Поиск по РЖ, заказ по межбиблиотечному абонементу — и нужная книга или статья на руках. Развитие интернета облегчает этот поиск в разы — многие университеты заключают договора с крупными сетевыми библиотеками и их сотрудники иогут пользоваться базами данных сотен научных журналов всех стран мира. А любой желающий может воспользоваться этими же услугами за символическую плату. Только разговор ведь не об этом, правда ведь? цитата Strelez Далеко не каждый, даже зрелый человек, способен "самостоятельно докопаться до истины". Что же говорить о молодых "неокрепших умах" и дилетантах, ищущих знания? Современный "поток макулатуры" оставляет им слишком мало шансов...
Если дилетанты, ищущие знаний хотят получить эти знания, не прилагая ни малейших усилий, то в чем проблема современной науки? Купить книгу на лотке у метро и узнать все тайны мироздания, или просидеть пару недель в архивах библиотеки? Кто хочет литературный фаст-фуд, тот у получает псевдонаучный фаст-фуд, только пусть потом не жалуется, что над его идеями, почерпнутыми из брошюры "Мировая история за 24 часа" смеются все специалисты, и любые мало-мальски грамотные люди. цитата Strelez Поясните, пожалуйста, что за "идеологический фильтр" Вы имеете в виду? И как он должен "влиять на судьбу современных Энговатовых"?
Выше вы же и приводили пример, как официальное опровережение ошибочной гипотезы довело человека до самоубийства. Я и хотел услышать, что вы предпочитаете — чтобы непроверенные гипотезы вообще не пропускали в печать (гнобили молодые умы) или чтобы при уже сделанных ошибках все тактично молчали (а вдруг человек расстроится?).
цитата Strelez Если про повышение научности изданий, то определенные мысли есть, но нет проверенных "готовых рецептов", давайте вместе и обсудим?
Ответьте сначала на один вопрос — кому нужны эти издания повышенной научности? Обществу? Так они ведь есть — те же книги издательства "Наука" с мизерными тиражами лежат в магазинах годами и купить их может любой желающий. Только вот желающих почему-то не наблюдается. А если эти изданий нужны правительству/государству, то, наверное, оно и должно продвигать их в массы? Классику же издают огромными тиражами для библиотек, и найти эти книги можно практически в любом селе. А вот с научными изданиями почему-то подобного не наблюдается. Ученый в данном аттракционе под названием "науку в массы!" звено, несомненно, важное, но мало на что влияющее. Он может написать хорошую научную книгу. Может даже издать ее за свой счет. Но вот донести ее до "толпы жаждущих дилетантов" он вряд ли в состоянии. Да и должен ли он это делать?
|
––– "В нашей стране фундаментальную науку скоро запретят за оскорбление чувств верующих" © Башорг
|
|
|
ameshavkin
философ
|
30 апреля 2010 г. 09:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата badger те же книги издательства "Наука" с мизерными тиражами лежат в магазинах годами и купить их может любой желающий. Только вот желающих почему-то не наблюдается
Одни лежат, другие расходятся. Есть и другие издательства. Хотя бы "Индрик", аффилированный с Институтом славяноведения, издающий именно научные книги по истории. НЛО издает качественный научпоп. "Языки славянской культуры", "Евразия", "Кучково поле", "Крафт"... Хорошие книги не лежат. "Феодальное общество" Блока было бестселлером в своей категории, сейчас его не достать. Трехтомник Броделя "Средиземноморье" то же самое. "Историческая память" Ассмана, "Грех и страх" Делюмо. Книги Арона Гуревича мгновенно расходятся.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
30 апреля 2010 г. 10:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
из lordmclaud
цитата
а кому пренадлижали типграфии институты с историками и принадлежат сей час
я не признаю правил, не русского ни каких либо других языков... Ково это смущает не общайтесь со столь безграмотным человеком))
я преподаю в МГУ рекламу
Преподает в МГУ? Как низко пал секам.
|
|
|
ameshavkin
философ
|
|
Strelez
миродержец
|
30 апреля 2010 г. 12:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата badger А как это соотносится вот с этим?
Давайте отделять "мух от котлет", а не валить всё в одну кучу...
цитата "историческая кухня" не столь свободна, демократична и научна.
Прежде всего из-за более сильного влияния идеология (политики) и субъективизма самих историков, о чем, кстати, я писал неоднократно
цитата badger Ваши закавыченные цитаты довольно красноречиво говорят об отношении к "исторической науке", не так ли?
Не ищите в моих словах больше смысла, чем там есть! Я далек от мысли делать далеко идущие обобщения и обвинять всю "историческую науку"... Речь идет об отдельных "резких" людях, некоторых неприглядных случаях травли, встречающейся грубой критике, зачастую необоснованной и т. д. Такие "выпады" встречаются, наверно, в любых науках, но именно в "исторической сфере" несколько чаще и сильнее "бросаются в глаза", что возможно связано с её особенностями (см. предыдущие обоснования и книгу В. Б. Кобрина "Кому ты опасен, историк?").
цитата badger Извините, а когда это книги издательства "Наука" были широко доступны массам?
Не могу ответить за всех, но сам часто пользовался и пользуюсь (для меня были доступны).
цитата badger Может быть вы его путаете с издательствами "Мир" и "Мысль"?
Тоже хорошие издательства, которых сейчас почти не видно
цитата badger Только вот библиотеки еще никто не отменял. Поиск по РЖ, заказ по межбиблиотечному абонементу — и нужная книга или статья на руках.
Тоже вариант. Но, вряд ли "молодые умы" и дилетанты пойдут столь сложным путём.
цитата badger Развитие интернета облегчает этот поиск в разы — ...
Интернет — замечательная вещь! Только гораздо легче там получить тонны громких сенсаций и псевдонаучных материалов.
цитата badger Если дилетанты, ищущие знаний хотят получить эти знания, не прилагая ни малейших усилий, то в чем проблема современной науки? Купить книгу на лотке у метро и узнать все тайны мироздания, или просидеть пару недель в архивах библиотеки?
Увы, это проблема не науки, а всего общества! Может быть Вас вполне устраивает нынешнее положение вещей, меня не очень...
цитата badger Выше вы же и приводили пример, как официальное опровережение ошибочной гипотезы довело человека до самоубийства. Я и хотел услышать, что вы предпочитаете — чтобы непроверенные гипотезы вообще не пропускали в печать (гнобили молодые умы) или чтобы при уже сделанных ошибках все тактично молчали (а вдруг человек расстроится?).
На мой взгляд, Вы смешали в одну общую кучу: цензуру (большей частью идеологическую), отсев псевдонаучных идей на ранних этапах публикации самим научным сообществом и даже культуру общения. Всё это несколько разные вещи... Вторым как раз и должны заниматься специалисты, по поводу первого — вообще сомневаюсь, что нужна цензура в её советском виде, а грубость в общении считаю недопустимой среди ученых
цитата badger Ответьте сначала на один вопрос — кому нужны эти издания повышенной научности? Обществу?
В конечном итоге и обществу тоже, что бы не плодить толпу "адептов псевдонаук" и "воинствующих дилетантов"
цитата badger А если эти изданий нужны правительству/государству, то, наверное, оно и должно продвигать их в массы?
Вы сами в это верите? На мой взгляд, государство не должно оставаться в стороне от проблемы, но только своими силами решить её эффективно навряд ли сможет. Как Вы относитесь к недавнему закону "О защите истории... чего-то там..."? Это ведь тоже попытка государства вмешаться в процесс массового "пересмотра основ истории"?
цитата badger Ученый в данном аттракционе под названием "науку в массы!" звено, несомненно, важное, но мало на что влияющее. Он может написать хорошую научную книгу. Может даже издать ее за свой счет. Но вот донести ее до "толпы жаждущих дилетантов" он вряд ли в состоянии. Да и должен ли он это делать?
Я бы проблему ставил несколько иначе, не как донести всю "науку в массы!", а "как оградить массы от вала псевдонауки"? Согласен, сложностей и тут весьма много, но в советское время худо-бедно справлялись, явной макулатуры практически не было, отбор и отсев проходил на ранних стадиях публикаций, не без участия специалистов Также весьма широко был распространен доступный науч-поп, может не очень глубокий, но и не грешащий явными заблуждениями и ошибками. Почему бы и не перенять полезный опыт и не ввести предварительное рецензирование книг, претендующих на научность, чтобы книги "адептов псевдонаук" сразу можно было отличить от "одобренных специалистами"?
|
––– Прошлое растет, а будущее сокращается. Все меньше шансов что-нибудь сделать — и все обиднее за то, чего не успел. /Х. Мураками/ |
|
|
badger
миротворец
|
30 апреля 2010 г. 12:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Strelez Давайте отделять "мух от котлет", а не валить всё в одну кучу...
Давайте.
цитата Strelez Речь идет об отдельных "резких" людях, некоторых неприглядных случаях травли, встречающейся грубой критике, зачастую необоснованной и т. д. Такие "выпады" встречаются, наверно, в любых науках, но именно в "исторической сфере" несколько чаще и сильнее "бросаются в глаза", что возможно связано с её особенностями (см. предыдущие обоснования и книгу В. Б. Кобрина "Кому ты опасен, историк?").
Отдельные "резкие" люди есть везде. Публичные обсуждения, псевдонаучные сенсации, травля зависит не от принадлежности обсуждаемого вопроса к той или иной сфере науки, а от степени интереса вопроса для масс. Можете вспомнить шумиху, связанную с клонированием, коллайдером, ГМО и т. п. А научные обсуждения, скажем, проблем передачи генетической информации у бесхвостых амфибий, или по "норманскому вопросу", думаю, проходят в сходном ключе. Только последний вопрос имеет куда больший общественный резонанс, и желающих покопаться в грязном белье участников дискусии всегда находится больше.
цитата Strelez вообще не уверен, что нужна цензура в её советском виде
цитата Strelez Я бы проблему ставил несколько иначе, не как донести всю "науку в массы!", а "как оградить массы от вала псевдонауки"? Согласен, сложностей и тут весьма много, но в советское время худо-бедно справлялись, явной макулатуры практически не было, отбор и отсев проходил на ранних стадиях публикаций, не без участия специалистов
Хорошо, цензуру отметаем тогда кто должен стоять на пути этого псевдонаучного вала? Опять ученые?цитата Strelez Почему бы и не перенять полезный опыт и не ввести предварительное рецензирование книг, претендующих на научность, чтобы книги "адептов псевдонаук" сразу можно было отличить от "одобренных специалистами"?
Выше приводили список издательств, которые выпускают нормальные научные книги. Соотвественно, все остальное можете смело отнести к трудам "адептов псевдонаук". Хотите чтобы эти книги тоже рецензировались учеными, и из них отбирались "условно пригодные"? Хорошо — за чей счет предагается содержание этого института рецензентов?
|
––– "В нашей стране фундаментальную науку скоро запретят за оскорбление чувств верующих" © Башорг
|
|
|
Strelez
миродержец
|
30 апреля 2010 г. 13:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата badger А научные обсуждения, скажем, проблем передачи генетической информации у бесхвостых амфибий, или по "норманскому вопросу", думаю, проходят в сходном ключе. Только последний вопрос имеет куда больший общественный резонанс, и желающих покопаться в грязном белье участников дискусии всегда находится больше.
Согласен Имеет не только "общественный резонанс", но и весьма далеко идущий "политический резонанс"! А сами "результаты научных обсуждений" всё-таки намного важнее, чем просто желание "покопаться в грязном белье".
цитата badger Хорошо, цензуру отметаем тогда кто должен стоять на пути этого псевдонаучного вала? Опять ученые?
Специалисты. А кто ещё способен квалифицированно отличить халтуру от науки?
цитата badger Выше приводили список издательств, которые выпускают нормальные научные книги.
С действительно "научными издательствами" сейчас проблем практически нет. Но, их изданий явно недостаточно — они и сами выпускает сейчас меньше книг и не в состоянии обеспечить достаточную конкуренцию "валу макулатуры", а порой и требуемую доступность изложения.
цитата Соотвественно, все остальное можете смело отнести к трудам "адептов псевдонаук". Хотите чтобы эти книги тоже рецензировались учеными, и из них отбирались "условно пригодные"?
Хотелось бы также отдельно выделить потоки книг: - "претендующие на строгую научность"; - "науч-поп" в более доступном изложении; - книги, претендующие на первые две группы, но не способные получить положительные рецензии специалистов. Соответственно они получают "черную метку" (или, как вариант, — не получают "зеленую метку"); - заранее исключаем из рецензирования всю развлекательную и "желтую" прессу, дешевые журналы и книги явных "адептов псевдонаук".
цитата badger Хорошо — за чей счет предагается содержание этого института рецензентов?
Не нужно создавать "специальный институт рецензентов" — думаю, достаточно обычной достойной оплаты труда рецензентов (возможно их дополнительное финансирование за счет заинтересованных лиц: издательств, государства, даже сообществ читателей и др. — это обсуждаемо).
|
––– Прошлое растет, а будущее сокращается. Все меньше шансов что-нибудь сделать — и все обиднее за то, чего не успел. /Х. Мураками/ |
|
|
Ataman
магистр
|
19 июля 2010 г. 14:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Заранее извиняюсь за оффтоп, но не мог не поправить вот это:
цитата ameshavkin К вашему сведению, Рыбаков был норманист
Вот что он пишет в своей книге "Рождение Руси":
цитата Происхождение и древнейшие судьбы славян
В общей форме положения норманнистов сводятся к двум тезисам: во-первых, славянская государственность создана, по их мнению, не славянами, а европейцами-варягами, во-вторых, рождение славянской государственности происходило не на киевском лесостепном Юге, а на новгородском болотистом и неплодородном Севере.
Ошибочность первого тезиса доказывается прежде всего анализом письменных источников XI-XII веков и выявлением четко обозначенной тенденциозности одного из направлений редакторской работы над "Повестью временных лет" (А. А. Шахматов). Кроме того, проверка степени достоверности проваряжской тенденции может быть произведена по всей сумме материалов, обрисовывающих тот длительный процесс развития славянской первобытности, который привел к созданию Киевской Руси.
Второй тезис о более прогрессивном развитии Севера по сравнению с Югом легко может быть проверен по той же самой сумме объективных материалов об эволюции хозяйства, социальных отношений, о соотношении темпа общественного развития в разных экологических условиях и, наконец, о конкретных связях разных участков обширного славянского мира с другими народами и государствами древности.
И далее аргументы в пользу зарождения государственности на юге (Киев).
А это из Википедии:
цитата Б. А. Рыбаков привёл аргументы в пользу происхождения славян от скифов-пахарей, обитавших в Причерноморье ещё во времена «отца истории» Геродота (V век до н. э.). В книге «Киевская Русь и русские княжества в XII—XIII веках» он отнёс начало истории славян к XV веку до н. э.
Так что норманнистом Рыбакова ну никак назвать нельзя.
цитата ameshavkin Для любого ученого-историка "норманнская теория" — синоним здравого смысла. А все "антинорманисты" — писатели-фантасты.
Думаю к писателям фантастам Рыбакова также относить не стотит
|
|
|
ameshavkin
философ
|
19 июля 2010 г. 14:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ataman Так что норманнистом Рыбакова ну никак назвать нельзя.
Можно! "Происхождение славян" и "происхождение летописной руси" — это совершенно разные вопросы. "Происхождение древнерусской государственности" и "происхождение летописной руси" — перескающиеся, но в общем разводимые вопросы. Рыбаков считал летописную русь скандинавами, но не приписывал им заслуг в построении государства Киевская Русь. В этом смысле он был норманистом.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
guppie
новичок
|
19 июля 2010 г. 14:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я, как учитель истории голосую за первый вариант. Сказка ли это рассказаная победителями разберутся ученые! И вообще каждый должен сказать свое слово в изучении истории!
|
|
|
Ataman
магистр
|
19 июля 2010 г. 14:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin но не приписывал им заслуг в построении государства Киевская Русь.
Собственно в "приписывании им заслуг" норманнизм и состоит. В приведённой мною цитате Рыбаков от него явно отмежёвывается. Если вам и этого мало вот ещё цитата из той же книги:
цитата Основоположником антинорманнизма был М. В. Ломоносов; его последователи шаг за шагом разрушали нагромождение домыслов, при помощи которых норманнисты стремились удержать и укрепить свои позиции. Появилось множество фактов (особенно археологических), показывающих второстепенную и вторичную роль варягов в процессе создания государства Руси.
цитата ameshavkin Рыбаков считал летописную русь скандинавами
В смысле он считал скандинавами Рюриковичей? Ну так это большинством историков не оспаривается, хотя и существуют версии (довольно слабые на мой взгляд) о финно-угорском происхождении Рюрика, т.к. термин "варяги" очень расплывчат и не даёт однозначного ответа об этнической принадлежности. К слову Асколда и Дира (киевских князей) Рыбаков считал потомками Кия, приводя в доказательство фрагменты Никоновской летописи и мнение польского историка XV века Яна Длугоша.
Вообще всем могу рекомендовать Рыбакова. Гораздо интереснее Фоменки и абсолютно научно.
|
|
|
ameshavkin
философ
|
19 июля 2010 г. 16:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ataman Собственно в "приписывании им заслуг" норманнизм и состоит. В приведённой мною цитате Рыбаков от него явно отмежёвывается
Рыбаков отмежевывается от "норманизма", который сам же и придумал. Антинорманизм в обычном смысле состоит в первую очередь в поисках нескандинавской этимологии слова "русь" и в отрицании скандинавской этничной принадлежности "руси". Ап. Кузьмин, В. В. Седов, например.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Blackbird22
авторитет
|
19 июля 2010 г. 16:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Норманизм в обычном смысле состоит в первую очередь в поисках нескандинавской этимологии слова "русь"
???
|
––– tomorrow never knows |
|
|
ameshavkin
философ
|
|
Blackbird22
авторитет
|
19 июля 2010 г. 16:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Если это вопрос, в чем он состоит?
Странное определение "норманизма". Зачем сторонникам норманизма открещиваться от скандинавского происхождения "Руси"?
|
––– tomorrow never knows |
|
|
ameshavkin
философ
|
19 июля 2010 г. 16:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Blackbird22 Странное определение "норманизма". Зачем сторонникам норманизма открещиваться от скандинавского происхождения "Руси"?
А да, точно. Я имел в виду антинорманизм. Спасибо за подсказку!
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
ameshavkin
философ
|
19 июля 2010 г. 16:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Blackbird22 Странное определение "норманизма". Зачем сторонникам норманизма открещиваться от скандинавского происхождения "Руси"?
А да, точно. Я имел в виду антинорманизм. Спасибо за подсказку!
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Ataman
магистр
|
19 июля 2010 г. 18:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Антинорманизм в обычном смысле состоит в первую очередь в поисках нескандинавской этимологии слова "русь" и в отрицании скандинавской этничной принадлежности "руси".
И снова цитата из "Рождения Руси" Рыбакова:
цитата ...Одни из них, как, например, союз дулебов, пали под ударами аварских орд в VI веке; другие союзы славянских племен уцелели и укрепились в противоборстве со степняками. К таким усилившимся объединениям следует, по-видимому, относить союз среднеднепровских племен, выразившийся в слиянии двух групп славянских племен – руси (бассейн Роси) и полян (Киев и Чернигов). Это слияние отразилось в летописной фразе: "Поляне, яже ныне зовомая Русь". Имя народа "Русь" или "Рос" появляется в источниках впервые в середине VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов (Иордан) припоминает "мужей-росов" (росомонов), враждовавших с готским князем Германарихом в 370-е годы. Другой, далекий автор, писавший в Сирии, перечисляя степных кочевников Причерноморья, упомянул неконный народ "РОС", живший где-то на северо-западе от амазонок, то есть в Среднем Поднепровье (легендарных амазонок помещали у Меотиды – Азовского моря). Две формы наименования народа (РОС и РУС) существуют с древнейших времен: византийцы применяли форму РОС, а арабо-персидские авторы IX-XI веков – форму РУС. В русской средневековой письменности употреблялись обе формы: "Русьская земля" и "Правда Росьская". Обе формы дожили вплоть до наших дней: мы говорим РОСсия, но жителя ее называем РУСским. Большой интерес представляет определение первичного географического значения понятия "Русская земля", так как совершенно ясно, что широкое значение в смысле совокупности всех восточнославянских племен от Балтики до Черного моря могло появиться только тогда, когда это пространство было охвачено каким-то единством.
Внимательно вглядываясь в географическую терминологию летописей XI-XIII веков, мы замечаем там любопытную двойственность: словосочетание "Русская земля" употребляется то для обозначения всей Киевской Руси или всей древнерусской народности в таких же широких пределах, то для обозначения несравненно меньшей области в лесостепи, ни разу не представлявшей в X-XII веках политического единства. Так, например, часто оказывалось, что из Новгорода или Владимира "ехали в Русь", то есть в Киев; что галиц-кие войска воюют с "русскими", то есть с киевскими, дружинами, что смоленские города не русские, а черниговские – русские и т. д.
Если мы тщательно нанесем на карту все упоминания "русских" и "нерусских" областей, то увидим, что существовало еще и понимание слов "Русская земля" в узком, сильно ограниченном смысле: Киев, Чернигов, река Рось и Поросье, Переяславль Русский, Северская земля, Курск. Поскольку эта лесная область не совпадает ни с одним княжеством XI-XIII веков (здесь располагались княжества Киевское, Переяславское, Черниговское, Северское), нам приходится считать эти устойчивые представления летописцев XII века из разных городов отражением какой-то более ранней традиции, прочно сохранявшейся еще в XII веке.
Поиски того времени, когда "Русская земля" в узком смысле могла отражать какое-то реальное единство, приводят нас к одному-единственному историческому периоду, VI-VII векам, когда именно в этих пределах распространилась определенная археологическая культура, характеризующаяся пальчатыми фибулами, спиральными височными кольцами, деталями кокошников и наличием привозных византийских вещей.
Это культура русско-полянско-северянского союза лесостепных славянских племен, образовавшегося в эпоху византийских походов, в эпоху строительства Киева. Неудивительно, что о народе РОС прослышали в VI столетии в Сирии, что князя этого мощного союза племен одаривал византийский цесарь, что именно с этого времени киевский летописец эпохи Мономаха начинал историю Киевской Руси.
В последующее время "русью", "русами", "росами" называли и славян, жителей этой земли, и тех иноземцев, которые оказывались в Киеве или служили киевскому князю. Появившиеся в Киеве через 300 лет после первого упоминания "народа РОС" варяги стали тоже именоваться русью в силу того, что они оказались в Киеве ("оттоле прозвашася русью").
Как видно, даже исходя из вашей терминологии норманнистов и антинорманнистов (на мой взгляд "придуманы" как раз последние), Рыбаков — антинорманнист. При этом уважаемый в научном мире историк.
|
|
|
Анри д_Ор
магистр
|
|
ameshavkin
философ
|
20 июля 2010 г. 08:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ataman Появившиеся в Киеве через 300 лет после первого упоминания "народа РОС" варяги стали тоже именоваться русью в силу того, что они оказались в Киеве ("оттоле прозвашася русью").
По крайней мере, Рыбаков не отрицает, что Рюрик, Олег, Игорь и прочие были варягами, а не какими-то там балтийскими славянами. Что же касается поисков этимологии слова "русь" в глубине веков, то с исторической и лингвистической точки зрения это не более чем пустая фантазия, хотя и пуперпатриотическая.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|