автор |
сообщение |
Ant12
гранд-мастер
|
19 августа 2010 г. 15:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin "Я ни одной книги по истории не читал, но уверен, что все это вымысел" Я прочитал много сказок, фантастики... И вообще в этой теме в большинстве Ну и цитата Нужно отметить, что понятия исторической науки (да и других гуманитарных наук), как правило, отличаются нечеткостью и многомысленностью и нуждаются в уточнении в контексте конкретного исследования ГУРЕВИЧ А. Я.
|
|
|
ameshavkin
философ
|
|
Ant12
гранд-мастер
|
19 августа 2010 г. 16:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ursin Ant12, с чем вы именно вы собираетесь спорить? С наличием сознания? Или с тем, что документы пишутся при его участии? Например, время – как аспект ментальности. Меня категорически не устраивает трактовка Блока, Ле Гоффа — о безразличии средневековых людей ко времени, узурпации "времени" церковью и тд. Мол люди практически не отличали прошлое, настоящее и будущее. Можно роман писать(НФ) о борьбе восставших крестьян против монополии духовенства над временем. Философствование, игра ума.
|
|
|
Ursin
философ
|
19 августа 2010 г. 16:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ant12 Ну и цитата Нужно отметить, что понятия исторической науки (да и других гуманитарных наук), как правило, отличаются нечеткостью и многомысленностью и нуждаются в уточнении в контексте конкретного исследования
ГУРЕВИЧ А. Я.
Скажу больше, значения большинства слов любого человеческого языка вне контекста отличаются нечеткостью и многоплановостью. Если вас это смущает, то может, откажитесь от речи? (Хотя существует гипотеза, что именно это качество языка делает его пригодным для мышления).
цитата Ant12 Меня категорически не устраивает трактовка Блока, Ле Гоффа
В цитате ни про какие трактовки речь не шла. Только о том, что в документах так или иначе отражается сознание.
|
––– Αισχρον γαρ τοδε γ' εστι και εσσομενοισι πυθεσθαι {Ἰλιάς} Нашим потомкам услышать об этом будет позорно |
|
|
Ant12
гранд-мастер
|
19 августа 2010 г. 17:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ursin Скажу больше, значения большинства слов любого человеческого языка вне контекста отличаются нечеткостью и многоплановостью. Ursin, я давно заметил, вы отвечаете на то, что написано не для вас(ameshavkinу контекст понятен), а адресованное вам игнорируете)
цитата Ant12 черты сознания эпохи. Это вообще что?
|
|
|
Ursin
философ
|
19 августа 2010 г. 17:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ant12 Ursin, я давно заметил, вы отвечаете на то, что написано не для вас
Вообще-то для личных сообщений существует другой способ...
Я указал на то, что вы выбросили существенную часть цитаты, так как из-за этого она может быть неправильно понята (у нас ведь тут отрытый форум, нет?). Почему вы спрашиваете, что такое "черты сознания эпохи" у меня? Я всего лишь завершил вашу цитату. Если вы не понимаете смысла, зачем было цитировать?
Мне, например, видны некоторые общие черты сознания фоменковцев в данный период времени. Причем исключительно по письменным источникам (вроде постов на форуме ). Факт сознания у фоменковцев не отрицаете?
|
––– Αισχρον γαρ τοδε γ' εστι και εσσομενοισι πυθεσθαι {Ἰλιάς} Нашим потомкам услышать об этом будет позорно |
|
|
ameshavkin
философ
|
19 августа 2010 г. 17:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ant12 Меня категорически не устраивает трактовка Блока, Ле Гоффа — о безразличии средневековых людей ко времени, узурпации "времени" церковью и тд. Мол люди практически не отличали прошлое, настоящее и будущее
Поправка — имеется в виду историческое время. Действительно, это характерная черта традиционного общества. Еще в 19 веке русские крестьяне жили вне исторического времени, хотя и находились в нем. Единственная форма времени — циклическая (смена времен года, смена поколений).
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Ant12
гранд-мастер
|
19 августа 2010 г. 17:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ursin Я указал на то, что вы выбросили существенную часть цитаты, потому что из-за этого она может быть неправильно понята Ваш довесок мне не нужен. Но если вы его добавили, что такое "черты сознания эпохи"? Ладно, можете не отвечать.)
цитата Ursin черты сознания фоменковцев Понятия не имею. А вот традики очень характерны. Может книгу какую переведете об их ментальности?
|
|
|
Ant12
гранд-мастер
|
19 августа 2010 г. 17:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Поправка — имеется в виду историческое время. Я помню они писали о колокольном звоне, солнечных часах и тд. "Историческое время" конечно совсем другое. Мне кажется, что вы их поправляете.
|
|
|
Ursin
философ
|
19 августа 2010 г. 17:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ant12 Ваш довесок мне не нужен.
Еще раз — довесок не мой, а автора, которого вы небрежно процитировали. Добавлял я его не только и не столько для вас — здесь форум, а не личная переписка.
цитата Ant12 черты сознания фоменковцев
Понятия не имею.
Не буду настаивать. Поверю, что среди них царит разброд и шатание. Вам виднее.
Хотя вот под этим
цитата ameshavkin Какие именно труды Блока, Февра, Ле Гоффа или хотя бы Гуревича вы читали?
цитата Ant12 Вы серьезно? Я труды Маркса то вспомнить не могу(кроме Капитала).
многие наверняка бы с гордостью подписались.
|
––– Αισχρον γαρ τοδε γ' εστι και εσσομενοισι πυθεσθαι {Ἰλιάς} Нашим потомкам услышать об этом будет позорно |
|
|
Ant12
гранд-мастер
|
19 августа 2010 г. 18:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ursin цитата Ant12 Вы серьезно? Я труды Маркса то вспомнить не могу(кроме Капитала).
многие наверняка бы с гордостью подписались.
Для вас специально — сарказм
|
|
|
Kniga
миродержец
|
19 августа 2010 г. 18:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Действительно, это характерная черта традиционного общества. Еще в 19 веке русские крестьяне жили вне исторического времени, хотя и находились в нем. Единственная форма времени — циклическая (смена времен года, смена поколений).
На мой взгляд, Д. С. Лихачев довольно убедительно подправил эту версию — "средневековый крестьянин" не понимает время в привычных нам категориях, но оно для него существует, для него время направлено назад. Лихачев приводит следующую метафору: если мы идем в "историческом времени" мы смотрим вперед, они идут спиной вперед, то есть постоянно смотрят назад, в прошлое. Все важное уже случилось и в "циклическом времени" крестьянин только воспроизводит прошлое (назначение ритуалов).
Вообще Гуревич, Лотман, Лихачев — внесли весьма интересные комментарии в методологию школы Анналов.
|
|
|
Ant12
гранд-мастер
|
20 августа 2010 г. 12:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga Лихачев приводит следующую метафору: если мы идем в "историческом времени" мы смотрим вперед, они идут спиной вперед, то есть постоянно смотрят назад, в прошлое. Все важное уже случилось и в "циклическом времени" крестьянин только воспроизводит прошлое (назначение ритуалов).
Вообще Гуревич, Лотман, Лихачев — внесли весьма интересные комментарии в методологию школы Анналов.
Что добавил Лихачев? Какой интересный комментарий?
цитата Низвести небесное блаженство на землю, обрести здесь небесный Иерусалим – такова была мечта многих на средневековом Западе…В своих мечтах, по сути религиозных, эти люди уповали на то, что небеса сойдут на землю, и произойти это должно после невыразимых страданий. Это беспокойное желание найти во глубине веков новый мир не допускало поиска действительного обновления. Золотой век средневековых людей лежал у истоков прошлого. Их будущее было давно прошедшим. И они продвигались вперед с обращенным назад взором. Жак Ле Гофф "Цивилизация средневекового Запада"
|
|
|
Ant12
гранд-мастер
|
20 августа 2010 г. 13:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Поправка — имеется в виду историческое время.
Жак Ле Гофф "Цивилизация средневекового Запада"
цитата Время – лишь момент вечности. Оно принадлежит одному Богу и может быть только пережито. Овладеть временем, измерить его, извлечь из него пользу или выгоду считалось грехом. Урвать от него хоть одну частицу – воровством.
Время для клириков Средневековья и тех, кто находился под их воздействием, было историей, которая имела определенное направление. Однако она шла по нисходящей линии, являла собой картину упадка.
Марк Блок нашел поразительную формулу, которая, казалось бы, резюмировала отношение средневековых людей ко времени: полное безразличие. Это безразличие выражалось у скупых на даты хронистов (они вообще, как мы увидим ниже, были равнодушны к точным цифрам) в неопределенных выражениях типа «в это время», «тем временем», «вскоре после этого». Смешение времен было в первую очередь свойственно массовому сознанию, которое путало прошлое, настоящее и будущее.
Истина состоит в том, что он не знал ни унифицированного времени, ни единообразной хронологии. Множественность времен – такова реальность для средневекового разума.
Временные и пространственные меры были орудием социального господства исключительной важности. Тот, кто распоряжался ими, и высшей степени усиливал свою власть над обществом. Множественность времен в средние века можно уподобить социальным битвам этой эпохи. Подобно тому как в деревне и городе шла борьба вокруг мер емкости, которые определяли рационы питания и уровень жизни (за и против сеньора или городских властей), так и мера времени была ставкой в борьбе, которую вели за нее господствующие классы: духовенство и аристократия. Как и письменность, мера времени оставалась в течение большей части Средневековья достоянием могущественных верхов. Народная масса не владела собственным временем и была неспособна даже определить его. Она подчинялась времени, которое предписывали колокола, трубы и рыцарские рога.
НФ роман писать надо, а то история...
|
|
|
Ant12
гранд-мастер
|
20 августа 2010 г. 13:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Версия о незнании "исторического времени" вытекает из этого? Жак Ле Гофф "Цивилизация средневекового Запада"цитата ...Равным образом и долго сохранявшийся анахронизм костюмов в изобразительном искусстве и театре свидетельствует не только о смешении эпох, но главным образом о чувстве и вере средневековых людей в то, что все существенное для человечества является современным. Каждый год на протяжении тысячелетий литургия заставляла христиан заново переживать сжатую в ней с необычайной силой священную историю. Здесь мы имеем дело с магической ментальностью, которая превращает прошлое в настоящее, потому что канвой истории служит вечность. ...Затем, однако, история как бы разделялась на две большие створки: сакральную и мирскую, причем в каждой господствовала одна главная тема. В сакральной истории такой доминантой было предвозвестие.
[/b]Ветхий завет возвещал Новый в доходившем до абсурда параллелизме. Каждый эпизод и любой персонаж имели свои соответствия. Эта тема пробилась в готическую иконографию и расцвела на порталах кафедральных соборов, в фигурах ветхозаветных пророков и евангельских апостолов. В ней воплотилось основное свойство средневекового восприятия времени: через аналогию, как эхо. Поистине не существовало ничего такого, что не напоминало бы о чем-то или о ком-то уже существовавшем. ...Но здесь, впрочем, не существовало единодушия. Яков Ворагинский откровенно признавал: «Нет согласия относительно даты рождения во плоти Господа нашего Иисуса Христа. Одни говорят, что это произошло через 5228 лет после сотворения Адама; другие – через 6000 лет; третьи, следуя хронике Евсевия Кесарийского, – через 5199 лет, во времена императора Октавиана». И он осмотрительно добавляет: «Первым, кто установил дату в 6000 лет, был Мефодий, но он, кажется, нашел ее скорее по мистическому вдохновению, нежели по хронологическому расчету».[/q] Фоменко трактует буквально.)
|
|
|
ameshavkin
философ
|
20 августа 2010 г. 14:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ant12 мера времени оставалась в течение большей части Средневековья достоянием могущественных верхов. Народная масса не владела собственным временем и была неспособна даже определить его. Она подчинялась времени, которое предписывали колокола, трубы и рыцарские рога.
Здесь имеется в виду измерение текущего времени. Деление дня на периоды. Часов же не было. Когда на мессу идти?
цитата Ant12 Версия о незнании "исторического времени" вытекает из этого?
Вообще-то не один десяток книжек написан. Можно сказать, это общеизвестно. До "Анналов" и без "Анналов". Знаменитые слова Элиаде:
цитата Для нашей работы представляет интерес только один вопрос: каким образом можно вынести "ужас перед историей" в рамках историцизма? Простая констатация того факта, что перед нами историческое событие, иначе говоря, оно произошло именно так, а не иначе, вряд ли может служить ему оправданием и освободить человечество от внушенного им ужаса. уточним сразу же, что речь не идет о проблеме зла, которое — под каким бы углом его ни рассматривать — остается проблемой философской и религиозной; речь идет о проблеме истории как таковой, о проблеме "зла", связанной не с условиями человеческого существования в целом, а с поведением человека по отношению к другим людям. Хотелось бы понять, к примеру, как можно вынести и оправдать муки и исчезновение стольких народов, которые страдают и исчезают с лица земли лишь по той простой причине, что они оказались у истории на дороге, что им довелось жить рядом с Империями, озабоченными своей постоянной экспансией, и т. д. Какое может иметь оправдание, скажем, тот факт, что Юго-Восточная Европа была обречена на страдания в течение многих веков — ив силу этого ей пришлось отказаться от малейших поползновений пробиться на более высокий уровень исторического существования, от всяких попыток творчества в общемировом масштабе — и все это лишь потому, что она лежала на пути у азиатских завоевателей и стала потом ближайшим соседом Османской империи? Да и в наши дни, когда историческое давление не предоставляет более никакого укрытия, как сможет человек вынести катастрофы и ужасы истории — начиная от депортаций и массового истребления и кончая атомными войнами — если за всем этим не увидит он никакого знака, никакого трансисторического намерения, если все это будет лишь слепой игрой экономических, социальных и политических сил или, что еще хуже, результатом тех "свобод", которые присвоило себе меньшинство, чтобы без помех распоряжаться на сцене всемирной истории?
Мы знаем, как смогло человечество в прошлом вынести все выпавшие на его долю страдания — они считались наказанием Божьим, приметой упадка "Века" и т. д. И с ними примирялись лишь потому, что они имели мета-исторический смысл, и потому еще, что для большей части человечества, остававшейся в рамках традиционной культуры, история не обладала и не могла обладать собственной ценностью. Каждый герой повторял архетипический жест, в каждой войне возобновлялась битва между добром и злом, каждая новая социальная несправедливость отождествлялась с муками Спасителя (а в дохристианском мире — со страстями божественного Вестника или растительного божества), в каждом новом убийстве видели повторение славной кончины мучеником, и т. п. Для нас совершенно не важно, в какой степени были эти верования наивными и всегда ли подобный отказ от истории оказывался эффективным. Значение, по нашему мнению, имеет только один факт: именно благодаря подобному подходу десятки миллионов людей в течение долгих веков выносили величайшее историческое давление — и они не предавались отчаянию, не сводили счеты с жизнью, не впадали в состояние духовного бесплодия, которое всегда влечет за собой релятивистский или нигилистический взгляд на историю.
http://nz-biblio.narod.ru/html/eliade1/re... Гуревич "Что есть время?" http://zinki.ru/book/kategorii-sredneveko... Успенский Восприятие времени как семиотическая проблема http://www.krotov.info/history/18/1/uspen... Франсуа Артог. ТИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: ПРЕЗЕНТИЗМ И ФОРМЫ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ. http://www.strana-oz.ru/?numid=20&art...
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Kniga
миродержец
|
20 августа 2010 г. 15:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ant12 Что добавил Лихачев? Какой интересный комментарий?
Может Вам стоит узнать когда Лихачев эти идеи высказал и когда Ле Гофф опубликовал "Цивилизация средневекового Запада"? Первые идеи об этом Лихачев развивал еще в работах посвященным протопопу Аввакуму (конец50-х, начало 60-х).
|
|
|
Ant12
гранд-мастер
|
20 августа 2010 г. 15:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Когда на мессу идти? Все и пропитано этой проблемой. Вы считаете Ш. А. большой вехой? "ужас перед историей". Христианство и человек- вот и все вопросы(утрирую) Ле Гоффа. Сравните с Б.Рыбаковым — календари, святки, вся жизнь по "часам" и тд.. Когда сеять, когда жать, когда нужно солнце, а когда дождь. Этот вечер пятницы одно дело, а тот другое. Логичные ритуалы строго привязанные по времени. У Ле Гоффа аграрное(крестьянское ) время едва проговаривается. Он ведь серьезно "мера времени оставалась в течение большей части Средневековья достоянием могущественных верхов". Теоистория. Задал вопрос истории, получил ответ, написал книгу.цитата ameshavkin Вообще-то не один десяток книжек написан. Можно сказать, это общеизвестно. До "Анналов" и без "Анналов". Я имел в виду Блока и Ле Гоффа. Вы бы лучше посоветовали книги с их критикой. Что ни фраза, то шедевр.цитата Не существует, вне всяких сомнений, иной сферы средневековой жизни, нежели техническая, в которой с такой антипрогрессивной силой действовала бы другая черта ментальности: отвращение к «новшествам». ...Эволюция вооружения и военного искусства, имевших важнейшее значение для военной аристократии, способствовала прогрессу металлургии и баллистики. Церковь, как мы видели, была заинтересована в усовершенствовании измерения времени для нужд церковного календаря, а также в строительстве храмов – первых больших зданий. Средневековья; она подхлестывала технический прогресс не только в строительном деле, но и в изготовлении инструментов, средств транспорта, в прикладных искусствах – таком, как искусство витража. И все же ментальность господствующих классов оставалась антитехнической. ...Нашим представлениям о мельнице, винном прессе и двуколке мы обязаны христологическим аллегориям мельницы и мистического пресса или колеснице Ильи-пророка.. Вопросы он задает не истории, а себе и сам же отвечает.цитата Можно ли, если не объяснить ментальностью этот застой техники преобразования движения, то по меньшей мере связать его с некоторыми научными и теологическими концепциями?
|
|
|
Ant12
гранд-мастер
|
20 августа 2010 г. 15:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga Может Вам стоит узнать когда Лихачев эти идеи высказал и когда Ле Гофф опубликовал "Цивилизация средневекового Запада"? Первые идеи об этом Лихачев развивал еще в работах посвященным протопопу Аввакуму (конец50-х, начало 60-х). О комментарии написали Вы. Я и спросил, что? Гуревич вот пишетцитата На протяжении десятилетий советские историки находились под неусыпным и бдительным контролем тоталитарных партийно-государственных инквизиторов...Свободная мысль пресекалась и преследовалась...основная масса отечественных историков была практически отрезана от мировой исторической науки. Все это обрекало их на провинциальную отсталость... И тд.
|
|
|
Ursin
философ
|
20 августа 2010 г. 17:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ant12 У Ле Гоффа аграрное(крестьянское ) время едва проговаривается. Он ведь серьезно: "мера времени оставалась в течение большей части Средневековья достоянием могущественных верхов".
А буквально через два предложения:
цитата Но средневековое время было прежде всего временем аграрным. В мире, где самым главным была земля, с которой жило— богато или бедно—почти все общество, первым хронологическим ориентиром был аграрный. Сельское время—это время большой длительности. Время сельскохозяйственных работ, крестьянское время, было временем ожидания и терпения, постоянства, возобновления и если не неподвижности, то по крайней мере сопротивления переменам. Оно не было насыщено событиями и не нуждалось в датах — или, вернее, его даты подчинялись природному ритму. Ибо сельское время было природным временем с его делением на день, ночь и времена года. и далее.
Из чего (хотя и из предыдущего тоже) совершенно понятно, о мере какого времени шла речь. (Ничего, что я вмешиваюсь?)
|
––– Αισχρον γαρ τοδε γ' εστι και εσσομενοισι πυθεσθαι {Ἰλιάς} Нашим потомкам услышать об этом будет позорно |
|
|