Место проведения: |
«Мир фантастики» №2 (Том 42) |
Дата проведения: |
февраль 2007 г. |
Февраль — месяц, в который редакция и авторский коллектив «Мира фантастики», по сложившейся традиции, подводит фантастические итоги за прошедший год и называет лучших из лучших. Все книги, фильмы и игры, попавшие в наградные списки, обозревались на страницах журнала с марта 2006 по нынешний номер «МФ» — любому упомянутому фантастическому продукту была посвящена отдельная рецензия. Для победителя в каждой номинации мы указали номер журнала, в котором он, победитель, рецензировался. Поэтому если вы пропустили обзор шедевра — всегда можете вернуться к одному из прежних номеров «МФ» и прочесть подробный «разбор полетов». А здесь мы не рецензируем победителей, а аргументированно излагаем, почему именно это произведение «Мир фантастики» считает лучшим. Итак, представляем самые выдающиеся книги, фильмы, игры, героев и события 2006 года — по версии «Мира фантастики».
- КНИГИ 2006
В ушедшем наконец-то году российские писатели и издатели выступили в привычном амплуа. «Эксмо» порадовало множеством хороших книг отечественных авторов, «АСТ» — лучшими зарубежными фантастами. «Альфа-книга» выпускала хиты чуть более редко, но столь же метко. «Крылов» начал разрабатывать богатую жилу скандинаво-славянского фэнтези, а «Форум» и «Корпорация «Сомбра» сосредоточились на нестандартной фантастике. В общем, всякому нашлось что почитать.
Интересная тенденция последних лет — взаимопроникновение литературного мэйнстрима и книжной фантастики. Откровенно фэнтезийные романы номинируются на «серьезные» премии, а писатели, сделавшие себе имя на «нежанровой» литературе, начинают писать фантастику. Конечно, до заметного слияния двух традиционно противоположных направлений еще далеко, но вполне возможно, что в будущем году придется вводить новую номинацию — «Лучший фантастический мэйнстрим».
А пока что изменения не столь радикальны. Вместо тематических сборников (как в прошлом году) вернулись авторские, а отечественная мистика плавно перетекла в зарубежную. Кроме того, мы добавили специальную номинацию «Лучшая необычная книга», — вполне возможно, что она приживется и в будущем.
- Лучший зарубежный фэнтези-роман: (=Лучшее зарубежное фэнтези)
Ты можешь быть сколь угодно хорошим мореплавателем, но если ты уже знаешь, где находится Америка, тебе ее не открыть. То же и с фэнтези: каноны жанра уже заложены, и абсолютное большинство писателей предпочитают опираться на уже созданные произведения, а не придумывать законы фэнтези с нуля. Впрочем, Британия богата экстравагантными людьми: Сюзанне Кларк, похоже, удалось переоткрыть фэнтези заново. Магическая история наполеоновских войн, изысканная смесь мифологической и мистической прозы, изящная литературная игра покорила весь мир и добилась признания в России, несмотря на мизерный тираж. Десять лет кропотливой работы (а также качественный перевод) заслуживают и звания «Книги года», — однако главную награду мы присуждаем только отечественным авторам.
(Рецензия на книгу — в №8 за 2006 г.)
- Лучший зарубежный фантастический роман: (=Лучшая зарубежная фантастика)
Индия — страна, почти не обласканная вниманием фантастов. Ну, не так, как Филиппины или Бангладеш, но из фантастических книг про Индию на ум приходит разве что «Песнь Кали» Дэна Симмонса да «Князь Света» Роджера Желязны. Йен Макдональд не побоялся стереотипов и поставил в центр своего объемного романа родину Кришны и Рамы. Это сейчас Индия — слоны, приправы и Болливуд; а что сварится в этом миллиардном котле народов, религий и технологий лет через сорок? Картина у Макдональда вышла объемная, реалистичная и затягивающая. Диплом за лучшую зарубежную НФ улетает в Ирландию.
Кстати, о Симмонсе. Его недавний роман «Олимп» не участвует в номинации, поскольку формально издан у нас в 2007 году. Встретимся с ним через год.
(Рецензия на книгу — в №10 за 2006 г.)
- Лучший зарубежный мистический роман: (=Лучшая зарубежная мистика, триллер, городское фэнтези)
На фоне «вампирских» ужастиков всех мастей, образчиков городского фэнтези и магического реализма, и мистико-философских размышлений, — какие ежегодно сотнями выходят на мировой книжный рынок, — творчество Нила Геймана стоит особняком. «Страшная история забавного рода: не совсем триллер, не вполне хоррор и не очень подходит под определение книги о привидениях (хотя как минимум одно там есть) или романтической комедии (хотя там случается несколько романов)», — вот как обозначает свою новую книгу создатель «Американских богов». Разумеется, мы могли бы ожидать от Геймана большего, — но то же самое можно сказать и об остальных номинантах. «Дети Ананси» — это «Американские боги», вывернутна наизнанку, а «Американские боги» — это «Книга года 2003» по версии «МФ».
(Рецензия на книгу — в №1 за 2007 г.)
- Лучшая детско-юношеская книга: (=Лучшая книга для детей и юношества)
Джоан Ролинг, по слухам, уже завершила седьмой том «Гарри Поттера», но вряд ли мы увидим книгу раньше лета (а на русском языке — пожалуй, только следующей зимой). Впрочем, наш сегодняшний лауреат — роман уж точно не менее (если не более) сильный. Джонатан Страуд сталкивает юных читателей с подчеркнуто неприглядным взрослым миром. Оказывается, волшебники тоже могут быть подлецами, — и Мэндрейк, главный герой «Трилогии Бартимеуса», один из таких. Но молодой министр информации — далеко не конченый человек; пожалуй, именно благодаря его возрасту в юноше могут пробудиться человеческие чувства. Но это далеко не отменит ошибок прошлого: последний том страудовского цикла по-взрослому серьезен и мрачен.
(Рецензия на книгу — в №12 за 2006 г.)
- Лучшая новеллизация:
На Западе создание новеллизаций игр, фильмов, телесериалов поставлено на поток. И этот самый поток вот уже больше десяти лет щедро изливается на наши книжные прилавки. Да, среди таких книг изредка попадаются настоящие жемчужины, но они, как правило, подпорчены небрежным переводом. Мол, не заслуживают книжки «по мотивам» звания настоящей литературы.
Нельзя сказать, чтобы в нашей фантастике совсем не было новеллизаций. Роман по UFO написал Владимир Васильев, вдохновлялся игрой Thief Алексей Пехов. Но дорогу официальным отечественным новеллизациям прокладывают сейчас именно Илья Новак и компания CGW. Может быть, книжные «Герои Уничтоженных Империй» — и не шедевр, зато это феномен, достойный нашей награды.
(Рецензии на книги — в №7 и №10 за 2006 г.)
- Лучшее продолжение отечественного цикла:
Откровенно говоря, многим нашим фантастам (не станем показывать на них — пальцев не хватит) не помешало бы отточить умение вовремя ставить точку. Пример такой точки наконец-то подал нам в ушедшем году один из основателей отечественного фэнтези Ник Перумов. Последние лет десять, не меньше, он добросовестно работал над Летописями Упорядоченного, не стесняясь замахиваться на поистине эпические масштабы. И завершил так же эпически: аж в трех немаленьких томах. Конец, как известно, делу венец, а большому делу — большой финал. Строго посмотрим на тех, кто никак не доберется до развязки своих эпиков, поздравим Николая Даниловича, но прощаться с писателем пока не будем...
(Рецензии на книги — в №5, №11 и №12 за 2006 г.)
- Лучший отечественный авторский сборник:
В фантастике, как и почти везде сейчас, установились экономические отношения. Любит читатель фэнтези-эпик — издатель выпускает фэнтези-эпик, не по нраву читателю сборники рассказов — нет «малой форме». Впрочем, не так-то все и плохо: фантасты именитые, популярные вполне могут издать сборник-другой: может быть, купит его вполовину меньше людей, но прибыль все равно получится. Иное дело — писатель начинающий, только рассказами и известный. Но — неоднократный лауреат сетевых конкурсов; но — безусловный талант, способный минимумом средств передать полноценный образ; но — лауреат «Звездного моста» за лучший дебют в 2007 году. Отдельной номинации для дебютантов мы пока не предусмотрели, так что с удовольствием награждаем Шимуна Врочека за авторский сборник.
(Рецензия на книгу — в №7 за 2006 г.)
- Лучший отечественный фэнтези-роман: (=Лучшее отечественное фэнтези)
Кинематографический «Волкодав из рода Серых Псов», только что вышедший на все экраны страны, наверняка даст мощный стимул славянскому фэнтези. Наверняка уже к лету нас ждет шквал «добрых молодцев», «гой-еси» и милого сердцу оканья самого разного пошиба. И все-таки хочется надеяться, что источником вдохновения хотя бы для части таких книг станет не зрелищная, но довольно-таки сумбурная экранизация, а действительно качественные образцы жанра. Такие, как «Лес на Той Стороне» Елизаветы Дворецкой. Многоплановая, глубокая книга, где увлекательный сюжет сочетается с тщательной исторической реконструкцией и богатой пищей для ума, по праву занимает первое место в списке фэнтезийных романов ушедшего года.
(Рецензия на книгу — в №11 за 2006 г.)
- Лучший отечественный фантастический роман: (=Лучшая отечественная фантастика)
Пусть «твердая» научная фантастика не пользуется особым спросом у российского читателя, это не мешает ярко цвести другому направлению «литературы о будущем» — космической опере. Прошлый год дал нам немало достойных образчиков жанра, но финал трилогии Александра Зорича — пожалуй, самый заметный из них. Говоря о «Времени — московском!», обычно во главу угла ставят патриотичность книги, но, честное слово, не только это — сильное место романа. Харьковскому дуэту удалось более чем достойно завершить масштабный цикл, сплести воедино сюжетные линии, предложить интересный способ коммуникации с нечеловеческими расами и, разумеется, отдать победу достойнейшему. Следуем примеру Зорича — по крайней мере, по последнему пункту.
(Рецензия на книгу — в №4 за 2006 г.)
- Лучшая необычная книга:
Год назад мы выбирали самый необычный фильм года, а в этот раз решили дать аналогичную премию книге. Поскольку подобрать более-менее объективный критерий необычности почти невозможно, волевым решением редакции звание лучшей необычной книги присуждается дивовскому «Храбру». Во-первых, тема для Олега Дивова неожиданная: фэнтези, пусть и на историческом материале. Во-вторых, жанр «Храбра» определить удастся лишь приблизительно. Одни считают книгу былинной реконструкцией, другие — славянским фэнтези, третьи — исторической прозой. В-третьих, несмотря на явный интерес многих наших фантастов к русской истории, с такой стороны за славянскую тему еще не брался никто. Ну и, конечно, Дивов остается Дивовым — проходняка не строчит. Ждем продолжения, еще более необычного!
(Рецензия на книгу — в №12 за 2006 г.)
- КНИГА ГОДА:
Игра окончена, песенка спета, погасли свечи. Благодарный читатель, смахнув слезу расставания, закрывает томик и с трудом втискивает его на полку, в самый конец стройного ряда корешков с надписью «Ник Перумов». Десятки героев и злодеев получили по заслугам, многочисленные сюжетные линии собрались в единый узел, многолетняя эпопея завершена. События подобного масштаба случаются редко, а в отечественной фантастике — вообще впервые. Но только представьте: где-то там, за океаном, медленно тянутся к финалу сериалы Джордана, Гудкайнда, Мартина, — а знаковый эпик российского фэнтези уже окончен.
Спасибо вам, маэстро, за Хьервард, Эвиал и Мельин, за Хедина, Фесса и Императора, за бессонные ночи чтения и томительные месяцы ожидания! Ник Перумов, вы действительно вписали страницу в историю мировой фантастики. Пора переворачивать лист и браться за следующую.
- КИНО 2006
Что можно сказать о прошедшем киносезоне? По пятибалльной шкале его можно оценить на 3,5-4 балла. Ультра-зрелищные блокбастеры, чьи совокупные кассовые сборы превышают годовой бюджет Казахстана, на проверку оказались именно ультра-зрелищными блокбастерами — яркими погремушками, которые выходят на экраны каждый год. Гениальных прорывов не случилось вовсе. Отечественная кинофантастика отметилась «первым фильмом года» и, фактически, опять заглохла.
Пышным цветом расцвел жанр юмористической SD-мультипликации — почему-то преимущественно о зверушках, о братьях наших меньших. Анимации, попадающей под формат чистой фантастики, вышло мало. Жанр боевиков сильно перекосило в «городское фэнтези», призраки диктовали моду в фильмах ужасов, а научная кинофантастика с классическим кинофэнтези сделали нам ручкой и приказали долго жить.
«Ожиданиями 2006 года» по версии нашего журнала были: «Люди Икс: Последняя битва», «Код да Винчи», «Возвращение Супермена», «Дневной дозор» и «Пираты Карибского моря 2: Сундук Мертвеца». Давайте проверим, оправдались ли эти прогнозы!
- Лучшая экранизация:
У всяких злодеев запах есть свой. Как Сигурни Уивер, пахнет Чужой. HAL9000 воняет пластмассой, Джокер — раскрашенной кремом гримасой. Допингом веет Т-800, от рук Палпатина озоном несет; Волан де Морт пахнет Очень Ужасно, с запахом Саурона тоже все ясно; Ктхулху воняет, как старый башмак, лишь Парфюмер не пахнет никак.
Да, не пахнет. Потому что «Парфюмер», как и любая другая идеальная экранизация книги, стоит очень больших денег. А деньги не пахнут. Тыкверу, ранее засветившемуся лишь стильной «гоночной» картиной «Беги, Лола, беги!», удалось прыгнуть выше головы и снять фильм, который действительно пахнет. Перенос сочных метафор Зюскинда на экран был практически невыполнимой задачей, поэтому в конечном счете режиссеру можно простить некоторые отступления от первоисточника.
Экранный Гринуй — не искалеченный урод, а гламурный котенок в самом расцвете сил. Он убивает гораздо меньше людей, чем в книге, однако цель его все та же: с помощью нечеловеческого обоняния и навыков парфюмера этот безжалостный маньяк хочет украсть естественные ароматы у определенных женщин и создать из них абсолютные духи. Духи, которые сделают его самым желанным и обожаемым человеком на свете.
(Рецензия на фильм — в №11 за 2006 г.)
- Лучший мультфильм:
Как пришли на Русь в избытке голливудские картинки... Но сказал Владимир — хватит нам на НАТО деньги тратить! Кудри, росчерк русских скул... Я — Red Sun, а не Red Bull!
Впервые за много лет наши аниматоры попытались показать зарубежным коллегам, кто здесь на самом деле гой еси сей. Попытка, как говорят охранники секретных тюрем ЦРУ, не пытка — в итоге мультфильм вышел немного скомканным, но один лишь факт его создания уже очень обнадеживает. Конкурирующий отечественный мультпродукт на схожую тему — «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» — является плодом любви между русским лубком и американским юмором. Ему можно радоваться, над ним можно смеяться, но воспринимать всерьез не стоит.
В «Князе Владимире» показано становление христианства на Руси, причем сделано это не эпическим размахом, а точечно — через призму человеческих историй. Основных сюжетных линий две: превращение Владимира из языческого бандита в православного князя, создавшего идеологию русского государства, а также борьба языческих жрецов Бояна и Кривжи, в которую оказывается невольно втянут мальчик Алеша.
Главными достоинствами картины можно назвать удачную музыку и шикарную прорисовку задних планов. Здесь, в отличие от всего остального, Голливуду есть чему позавидовать. Графически незатейливые персонажи и слегка ломаный сюжет вряд ли позволят «Князю Владимиру» соревноваться на равных с анимацией студий Pixar или DreamWorks, но в 2006 году он был, несомненно, самым удачным мультфильмом.
(Рецензия на фильм — в №4 за 2006 г.)
- Лучший мистическии фильм:
Честно говоря, «Сайлент Хилл» был одним из главных кандидатов на звание лучшей экранизации. Образцовый перенос игрового пространства на экран — настоящий глоток свежего воздуха, луч света в темном царстве какодемона Уве Болла. Но так как в данной номинации у нас победил «Парфюмер», кинохроники города Тихохолмск получают золотую медаль как лучший мистический фильм 2006 года.
Что можно сказать об этой картине? История маленькой девочки, потерявшейся в заброшенном городе, на первый взгляд совершенно заурядна. Однако здесь есть сразу несколько весомых «но...». Во-первых, за фильмом стоит серия ужасных (в хорошем смысле этого слова) видеоигр. Во-вторых, сценарий «многослоен», как сам город, и сильно смахивает на диссертацию по психологии. Последний аргумент можно сформулировать тремя словами: «сумасшедший французский дизайн». Не знаю, проходила ли съемочная группа какое-нибудь медицинское обследование, но этот фильм делали явно больные люди. И это замечательно. Извращенно-уточненная эстетика «Сайлент Хилла» на голову превосходит стиль своих конкурентов, включая даже японо-американское «Проклятие 2» и обновленный «Омен».
(Рецензия на фильм — в №7 за 2006 г.)
- Лучший кинокомикс:
Согласитесь, с экранизациями комиксов в прошлом году было негусто. Все кандидаты относятся к одной и той же весовой категории многомиллионных блокбастеров, поэтому выбрать среди них явного лидера было сложно. «В» — это Вачовски с их фетишизмом и буйнопомешанной философией. Супермен, который стал одним из самых дорогих фильмов в истории (заявленный бюджет — 270 миллионов долларов, реальный — около 205 г.), зрелищный, но слегка скучный. Мы решили согласиться с мнением зрителей, проголосовавших деньгами за финал «Людей Икс». Мировые сборы этой картины превышают кассу «Супермена» почти в два раза и приближаются к полумиллиарду долларов.
Добро вновь победило зло. Но какой ценой? Фармацевтическая компания Worthington Labs изобрела специальный укольчик, от которого мутанты теряют все свои способности. Из озера Алкали вдруг вынырнула Джин Грей — живая, невредимая, всемогущая и злая. Магнето не любит уколы, но обожает убивать людей. Очень удачное совпадение, учитывая обстоятельства. Он переманивает Грей (Феникс) на свою сторону и начинает крестовый поход против человечества. Люди Икс почти разгромлены, однако у них есть еще силы, чтобы выйти на последнюю битву со злыми мутантами.
(Рецензия на фильм — в №9 за 2006 г.)
- Лучшее городское фэнтези:
В наших «киноитогах» зародилась хорошая традиция — каждый год мы вводим специальную номинацию, объединяющую те фильмы, которые сложно отнести к обычным наградным категориям. В прошлом году это было «Лучшее необычное кино». В 2006 такого изобилия самобытных фильмов не было, зато созрел хороший урожай «современной мистики», которую мы собрали под эгидой новой номинации «городское фэнтези».
Этот фильм можно было бы назвать «семейным» — в том смысле, что он наиболее интересен отцам семейств. Затянутая в кожу Селина Кайл выглядит как героиня немецких фильмов, где основные диалоги состоят из «йа, йа, цурюк!», — однако внешность обманчива. Актриса Кейт Бекинсейл отлично умеет выживать в реальной жизни (к началу съемок первой части фильма она была жената на актере, сыгравшем главаря оборотней Люциана, однако уже через несколько месяцев выскочила замуж за режиссера), а уж ее экранная героиня — и вовсе зверь с немытыми волосами и голубыми контактными линзами.
На этот раз вместо интригана Виктора ей и ее гибридному другу Майклу противостоит древнейший вампир Маркус — уродливый нетопырь, предпочитающий собирать нужную ему информацию не из книг или газет, а из крови своих жертв, содержащей все их воспоминания. Маркус хочет найти свою семью: брата Вильяма, первого оборотня на Земле, и Александра Корвинуса — их отца, исчезнувшего сотни лет назад. Первого нужно освободить из темницы, куда он был заточен за свои бесчинства, а второго — убить. Вот такое у нас вышло фэнтези — дикое, но симпатичное.
За верность стилю первой части, превосходную боевую хореографию и добротные спецэффекты «Другой мир 2» получает звание «лучшего городского фэнтези» 2006 года.
(Рецензия на фильм — в №4 за 2006 г.)
- Лучший фэнтези-фильм:
К сожалению, кандидатов на звание «лучшего фэнтези-фильма» в 2006 году нет. Единственная достойная картина — «Эрагон» — вышла за две недели до Нового года, то есть уже после сдачи этого номера в печать. Она будет отрецензирована в следующем выпуске «Мира фантастики» и станет участвовать в рейтинге лучших фэнтези-фильмов за 2007 год.
- Лучший фантастический фильм:
С научной кинофантастикой в 2006 году тоже все не слава богу. По сравнению с прошлым сезоном (лучший НФ-фильм 2005 — «Миссия «Серенити») этот жанр практически умер, однако, к счастью, при последней раздаче нам выпал долгожданный туз козырной масти — высокоморальная антиутопия, снятая Альфонсо Куароном («Гарри Поттер и узник Азкабана») в лучших традициях классической научной фантастики.
Сюжет фильма эксплуатирует известную анекдотическую ситуацию «Тушите свет, они на свет лезут!» с точностью до наоборот. К 2027 году наша планета превратится в очень безрадостное место. Аист, приносящий детей, умрет от птичьего гриппа, капусту из бочки съедят китайцы, а, сколько фонариком в женщину не свети, декретного отпуска все равно не увидишь.
Главный герой картины — Тео Фарон (Клайв Оуэн), алкоголик и бюрократ, сопровождает темнокожую девушку по имени Ки в безопасное место. Все бы ничего, только Ки слегка беременна, а этого не случалось на Земле уже несколько десятилетий.
Этот фильм похож на человека по Льву Толстому. В нем все прекрасно: работа с камерой, сюжет, игра актеров, детализированный мир будущего. Если бы не он, то кинофантастика 2006 года оказалась бы столь же невзрачной, как и кинофэнтези. Однако слухи о смерти НФ сильно преувеличены. Браво, мистер Куарон!
(Рецензия на фильм — в №1 за 2007 г.)
- Лучшее продолжение:
Как и прошлый, нынешний год оказался богатым на то, что мы, позволяя себе временно забыть о русском языке, называем сиквелы (продолжения), приквелы (предыстории) и римейки (переделки старых картин с той или иной степенью верности оригиналу). Данная номинация посвящена именно им. Здесь есть из чего выбирать: масштабный «Супермен», сверхпопулярный «Дневной дозор», стильный «Другой мир», эффектные «Люди Икс», жизнеутверждающее «Очень страшное кино» и эксцентричные «Пираты».
Последние — абсолютный лидер онлайн-голосования на нашем сайте. В мировом прокате фильм собрал свыше миллиарда долларов (что удавалось сделать только «Титанику» и последней части трилогии «Властелин Колец»), а его спецэффекты оказались настолько совершенными, что многие зрители до сих пор считают, будто внешность Дэйви Джонса — мастерски наложенный грим (на самом деле облик морского дьявола целиком нарисован на компьютере).
Вряд ли кто-то из наших читателей будет спорить, что вторые «Пираты» — самое ожидаемое и наиболее успешное кинопродолжение 2006 года. Приключения на острове каннибалов, встреча Уилла Тернера со своим отцом на борту «Летучего Голландца», поиски сердца Дэйви Джонса, битва с Кракеном — все это настолько ярко, зрелищно и смешно, что других альтернатив в данной номинации просто нет.
(Рецензия на фильм — в №9 за 2006 г.)
- ФИЛЬМ ГОДА:
Сегодня мы взяли на себя смелость назвать «Сайлент Хилл» лучшим фильмом 2006 года, предпочтя его более известным, дорогим и успешным блокбастерам. Это был трудный, но вполне объяснимый выбор.
Взгляните на других, казалось бы, беспроигрышных кандидатов. От денежно-спецэффектного «Супермена» ждали так много, что в итоге он слегка разочаровал. «Код да Винчи» — банальная раздутая сенсация. «Пираты 2» — грандиозный аттракцион (а что еще ждать от картины, сделанной по мотивам диснеевского парка развлечений?), причем неповторимый юмор первой части был принесен в ущерб драматической линии. Остальные сестры получили по серьгам в других номинациях, и этого с них вполне достаточно.
Остается только «Сайлент Хилл» — самый оригинальный и стильный кинопроект года, ставший, помимо всего прочего, наглядным примером глобализации (экранизация японских компьютерных игр, сделанная французами за американские деньги). Все французы — мрачные извращенцы, умеющие снимать только глупые комедии и безумные галлюцинации. Впрочем, получается это у них одинаково хорошо, да еще и с долей романтизма.
Помимо тех достоинств «Сайлент Хилла», о которых мы уже говорили, фильм отличается некоторыми скрытыми «сюрпризами» (к примеру, цвет одежды главной героини постепенно меняется от пепельно-серого до красного). Его сюжет — радость для феминисток, ведь основные действующие лица этой истории — женщины.
«Мир фантастики» считает, что фильмы должны четко соответствовать тому, что написано на их рекламных плакатах. Если это ужасы, то они должны действительно пугать. Если это мистика, то ночью вы должны просыпаться в холодном поту и звать маму. Кровь должна быть кровью, а не кетчупом, налитым главному герою в сапоги. «Сайлент Хилл» — именно такой случай. Мы получили именно то, что нужно: шикарную экранизацию одного из лучших представителей игрового жанра survival horror. Такие картины просто не могут не быть лучшими.
- КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ 2006
Прошедший год с точки зрения игровой индустрии можно назвать годом крушения надежд, вызванных завышенными ожиданиями. С одной стороны, в 2006 вышло очень много действительно интересных игр, с другой же — почти каждую из них есть за что поругать. Отличительная черта, можно сказать, визитная карточка года — появление сразу нескольких продолжений самых известных и любимых серий, сделавших счастливыми добрую половину играющей братии. Отметим также, что прошедший год порадовал всех любителей ролевых игр и стратегий, хотя достойных представителей других жанров тоже было предостаточно. И, что самое замечательное, — наконец-то игры российского производства доросли до того уровня, когда мы можем не только ввести их в список номинантов, но и с чистым сердцем вручить пальмовую ветвь победителя.
- Лучшая фэнтези-игра:
Выбор победителя в этой номинации едва не перерос в скандал. Каждый из редакторов отстаивал свою любимую игру и плевался (небезосновательно, кстати) на всех прочих претендентов. Беда же состояла в том, что точки зрения никак не совпадали, а такого проекта, который отличался бы одновременно прекрасным фэнтезийным сюжетом и отличным игровым процессом без непременных багов и ошибок, в 2006 году нам, по большому счету, не показали.
Ситуацию спасла Neverwinter Nights 2 — когда мы все вдруг одновременно вспомнили, что это, собственно, единственная вменяемая игра по 3,5 редакции D&D, за что мы пренепременно должны сказать спасибо разработчикам. Не то чтобы у нее нет недостатков в техническом плане, но зато тут у нас и хорошо знакомый мир Forgotten Realms, и весьма себе эпическая история (правда, в духе всех известных фэнтезийных штампов, но зато с кучей нетривиальных поворотов в квестах и диалогах), и множество прочих любопытных «плюшек», включая возможность отстроить собственную крепость или написать пару-тройку новых приключений.
Что касается прочих претендентов, часть из них — проекты весьма любопытные, но откровенно несовершенные с точки зрения графики (скажем, тот же Advent Rising). Другая часть — например, Dark Messiah of Might and Magic или Gothic 3 — графически великолепны, но не дотягивают до звания «Лучшее фэнтези» из-за полной вторичности сюжета по сравнению с действием (первая) или потому, что рассчитаны в основном на старых и преданных фанатов (вторая). Ну а третья часть... о ней — дальше.
(Рецензия на игру — в №12 за 2006 г.)
- Лучшая фантастическая игра:
Научной фантастики, как считают многие авторитетные критики, нынче почти и не пишут. Глядя на короткий и унылый список игр в этой категории, остается только многозначительно вздохнуть и согласиться. Даже постапокалипсис в последнее время что-то стал совсем немоден — да и то сказать, Ех Machina и рядом (на полке) не стояла сами знаете с чем (Fallout, конечно).
Сейчас, видимо, нас возьмут на мушку все фанаты Half-Life: ну как же, а продолжение их любимой игры?! Но, не в обиду будь сказано, те три-четыре часа, за которые проходится Half-Life 2: Episode 1, как-то не вызывают особого желания наградить игру серьезным титулом. Вот выпустите сначала пяток таких серий, соберите их в одну полноценную игру — тогда и посмотрим. Впрочем, мы отвлеклись... Что еще? Prey. Отлично, весьма достойно, но только до середины — дальше можно ложиться спать, до того все скучно и предсказуемо. И так далее, и тому подобное...
Расстреляв всех подопытных кроликов, мы сами с некоторым удивлением воззрились на результат дела рук своих. Самой подходящей игрой на звание «Лучшая научная фантастика» оказалась «Завтра война»! Пусть не идеальный, зато насквозь атмосферный космический симулятор, очень неглупый, с прекрасно поданным сюжетом и диалогами (написанными лично дуэтом под позывным Зорич). Наши аплодисменты!
(Рецензия на игру — в №1 за 2007 г.)
- Лучшее продолжение:
И еще одна категория, чуть было не превратившая редакцию в боксерский ринг. Учитывая, какое количество действительно долгожданных продолжений мы получили в этом году, выбор сделать было гораздо сложнее, чем поставить запятую во фразе «казнить нельзя помиловать».
Четвертая серия «Сломанного меча» — Broken Sword: The Angel of Death — один из лучших квестов прошлого года, продолжение истории старых знакомых героев. Та же Half-Life 2: Episode 1 на лучшую НФ не тянет, конечно, но для продолжения — очень достойно. С прочими претендентами типа «Тамплиеров 2» и SpellForce 2 дело обстоит чуть попроще: игры хоть и неплохие, но никак не шедевры и не хиты. А вот зато The Elder Scrolls 4: Oblivion и Gothic 3 — две реальных бомбы, и какую ни выбери — вторая тут же включит счетчик недовольных фанатов, которые, в свою очередь, поставят на счетчик редакцию.
Но чу! Слышите цокот копыт? Это не победитель топ-10 лучших питомцев, это приближается наш сегодняшний герой, а точнее — «Герои меча и магии 5»! Почему? Все очень просто. После провальной четвертой части от «Героев» уже не знали, чего и ждать. А дождались — великолепной игры, которая сумела вытащить зачахшую было серию на вершины хитпарадов и еще раз доказать всему миру: сделано в России — значит, сделано отлично!
(Рецензия на игру — в №7 за 2006 г.)
- Лучшая компьютерная экранизация: (=Лучшая игровая экранизация)
В 2005 в списке номинантов на эту категорию была только одна российская игра. В 2006 мы можем отметить уже как минимум три. Если тенденция будет продолжаться, то к 2010 российский игрострой будет потчевать нас проектами разной степени перевариваемости почти по каждому выходящему фильму или книге.
Традиционно большинство игр «по мотивам» привносят в игровой процесс столько своих собственных «мотивов», что за ними с трудом узнается первоисточник. Впрочем, фанаты писателей, фильмов, миров и вселенных обычно играют в такие «тоже игры» хотя бы уже потому, что они — фанаты, и этим все сказано. Впрочем, не будем столь суровы: иной раз игра «по мотивам» не означает однозначного диагноза «доктор сказал — в морг, значит в морг». Скажем, «Завтра война» — хороший пример того, как можно и нужно делать такие игры. Или, например, Peter Jackson's King Kong: игра хоть и катится по сюжету фильма, не предлагая никаких неожиданных поворотов, но зато играется запоем.
Ну а самого трепетного восхищения до дрожи в коленках и колик в желудке заслуживает, конечно, Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. Если вы в качестве развлечения обожаете читать Лавкрафта ночью, в пустой квартире и при свете одинокой свечи — попробуйте в тех же условиях поиграть в эту игру. Эффект вас отнюдь не разочарует.
(Рецензия на игру — в №7 за 2006 г.)
- ИГРА ГОДА
Суровая правда жизни заключается в том, что в прошлом году реально не было игры, которая могла бы претендовать на сей почетный титул без единой ремарки. Иногда складывается ощущение, что разработчики в момент отправки игры «на золото» путают версии, и в печать уходят всяческие «альфы», «беты» и прочие рабочие материалы, а не конечный продукт. Иногда игра хороша, но нет в ней ни единой изюминки. Бывает, что всё на месте, но картинка, как на грех, такая, что можно нечаянно испугаться там, где разработчик ничего подобного и не планировал.
Аккуратно сложив все плюсы и минусы самых значимых игр 2006 года, мы вывели чисто арифметический результат, который здесь и объявляем: «Игрой года» по версии «Мира фантастики» становится The Elder Scrolls 4: Oblivion! А пока фанаты игры кричат ура и в воздух чепчики бросают, скажем огорченным поклонникам Gothic 3: «Готика» проиграла совсем немного. Буквально сотые доли процента.
(Рецензия на игру — в №10 за 2006 г.)
© «Мир фантастики» №2 (Том 42), 2007
|
|
|