Леонид Каганов «Эпос хищника»
В данный авторский сборник вошли произведения в самых разных жанрах, начиная с коротких рассказов, заканчивая «новыми русскими сказками». Многие ранее не публиковались, их можно было найти только в сети. На страницах этого сборника читатели также встретят такие полюбившиеся и знакомые рассказы, как «Эпос хищника», «Хомка» и «Заклятие духов тела».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книги — Лучший отечественный авторский сборник |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
KindLion, 15 июля 2020 г.
Ну о-о-о-оочень неровный сборник!
Попадаются как прекрасные рассказы, вскрывающие темы, на которые хочется говорить часами, и такие, о которых двух слов не вымолвишь.
На ряд рассказов я написал отзывы.
Сказки народов мира
Взял Леонид свет Александрович в библиотеке большой том сказок, а в ящике почтовом – газету толстую, желтую. Пришел домой, заварил себе шайтан-травы, и уселся на кухне со всем принесенным и заваренным. Отварчик тот стал прихлебывать, левым глазком – в книжку сказок смотреть, правым глазком – газетку почитывать. В левое ушко – телевизор ему кричит, надрывается, в правое ушко – радио бубнит-шепчет.
И стал наш Ленечка правой ручкой в компьютере свои сказочки набивать, а левой ручкой – себя по головушке гладить – за то, что ловко так внутри себя голова-головушка все переварила, и ни разу ее не вытошнило, болезную.
…………………………………….
Пересказанные Кагановым сюжеты сказок, на мой вкус, хороши для студенческого капустника, не более.
Оценка 4 из 10.
Четвертый ярус
А вот этот рассказ из сборника «Эпос хищника». Уже гораздо лучше. Смешно, остроумно, с задором. Коллектив ёлочных игрушек, вытащенных перед рождеством на свет божий, устраивает склоки-распри и выяснение отношений на своих рабочих местах – еловых лапах.
Здорово еще и потому, что ничего подобного я не встречал в литературе (в отличие от предыдущих рассказов сборника), зато встречал в жизни. Помню, как-то раз, когда мне было лет 6, а брату, соответственно, 4, собирали нас родители в гости. Нарядили в новые красивые костюмчики, оставили в детской, и пошли одеваться сами. Мы же с братаном, тем временем, вдрызг разругались. Но, почему-то, не подрались, как два джентльмена, а стали друг в друга плевать. Через четверть часа, когда нас, заплеванных, увидели родители… наши гости тут же и кончились.
Оценка 7 из 10.
Жлобы
Этот рассказ из сборника «Эпос хищника» понравился очень. Все же, надо отдать ему должное, у Каганова проскакивают иногда умопомрачительные идеи! Все вторично-вторично-вторично, и вдруг: бац-как вспышка! – вопрос из учебников писательского мастерства класса «а что если…» заканчивается автором совершенно неожиданно для читателя.
На этот раз Каганов этим своим рассказом отвечает на вопрос «а что если Солнечная система – всего-навсего чья-то квартирка, объект недвижимого имущества, подлежащий акту купли-продажи также, как какая-нибудь халупа-хрущевка?»
Оригинальная идея позволила получить удовольствие и от чувства юмора автора. Чего стоит только плафон с пятнами, которые, по утверждению продавца, никому не мешают (наше Солнце)?!!
Браво, Леонид!
Оценка 9 из 10
Первая зачистка
Возможно, прочти я этот рассказ не в сборнике «Эпос хищника», а отдельно, он понравился бы мне больше. Но, прочитанный сразу за «Жлобы», рассказ «Первая зачистка» несет на себе патину вторичности. Тот же, что и в «Жлобах» взгляд из далекого — далека на матушку-старушку Землю. Слегка снисходительный, слегка усталый.
В отличие от полностью выдуманных «Жлобов», в основу «Первой зачистки» легла история, которая, скорее всего, была в реальности (во всяком случае, об этом много писали ) – Всемирный Потоп. Это самое единственное значимое отличие от предыдущего рассказа не вытянуло мою оценку выше 5.
Оценка 5 из 10
Тридцать пять
Ну, здесь все банально, т.е. обыденно, не оригинально. Ситуация, описанная автором в данном рассказе, случается на наших российских рынках, и не по одному разу на дню на каждом.
Две личности по разные стороны баррикад, то бишь – прилавка. Один желает сэкономить побольше, другой – побольше навариться. Противостояние интеллектов, темпераментов, и жадности. А вот сам предмет спора – абсолютно не важен – чурчхелла это, мандарины или фильтр для фотонного сопла – и методы купли/продажи, и страсти вокруг торговлишки – одни и те же.
Оценка 6 из 10
Долларка
Один из самых сильных рассказов сборника. Очень добрый, очень философский, очень честный. Есть у В.С.Высоцкого такие строки: «Есть у всех, у дураков/ И у прочих жителей/ Средь небес и облаков/ Ангелы-хранители.» Оказался такой ангел-хранитель и у бомжика несчастного, у метро собирающего милостыню на опохмел.
И спорхнула нежданным счастьем с ангелова крыла в руку тому бомжику денежка зеленая, иностранная. Ну кому из нас не мечталось обрести нежданное наследство, подобрать на улице дипломат с миллионом, выиграть автомобиль в лоторею?.. Ну вот этот бомжик и выиграл. Улыбнулось счастеце-тоо! Поднимай кривую судьбинушку в гору! Живи — не хочу! Не хочу?..
Оценка 9 из 10
Эпос хищника
Не понравилось. Рассказ, давший имя всему сборнику, показался откровенно затянутым. Сама идея рассказа – далеко не нова, в интернете тут и там вспыхивают обсуждения детских сказок с сомнительной моралью.
Вот и герой этого рассказа Каганова также обсуждает с иноземным существом особенности и мораль земных сказок. Каганов старательно пытается имитировать логику и мораль иноземца, диаметрально отличающиеся от земных.
И было бы даже неплохо и интересно, если бы автор ограничился двумя-тремя наиболее яркими примерами несовпадения логик, но он рассматривает чуть ли не дюжину различных земных историй, причем – под одним и тем же ракурсом.
Не спасает рассказ даже оптимистическая концовка, в духе отцов-основателей НФ. Впрочем, не будь ее, оценку этому рассказу я поставил бы еще более низкую.
Оценка 5 из 10
Письмо отца Серафимия
Пространный, в меру смешной анекдотец на тему «РПЦ и современные технологии». Как-то знакомый сисадмин мне рассказывал, что, в бытность его торговцем компьютерами, доводилось ему в постоянных клиентах иметь настоятеля одного из питерских храмов. «Откаты, чертяка, брал огромные» — хихикал мой знакомец.
Впрочем, речь не о моем знакомом и его клиенте, а о рассказе Каганова.
Местами – реально смешно. Есть в этом рассказе несколько очень интересных игрушек со словами. Одна беда – почти все из них я уже слышал. Допускаю, что в изустное творчество отправились эти играшки с легкой руки Леонида Каганова… Но осадочек все одно – какой-то остается.
Оценка 6 из 10
Корпусок
А вот этому анекдотцу из сборника «Эпос хищника» я искренне порадовался. Этот рассказ отличают 3 вещи – язык, тема и концовка. И все три – удались автору на славу.
Первое – язык. Рассказ написан в стиле, который я очень люблю. Не знаю, как этот стиль называется (да и есть ли у него название?) но выглядит это так. Если мельком глянуть на страницу – то видишь текст, форматированный как прозаическое произведение. А начинаешь читать, и понимаешь, что этот текст структурирован рифмами. Где-то более удачными, где-то – менее удачными, где-то — редактура рифму и вовсе отгрызла (в пользу правил русского языка :) ), но ты ее, все одно – ловишь.
Второе – тема. Рассказ о персональном компьютере. Написан в 1998 году. И уже тогда, насколько я помню, комплектующие, описываемые автором, были не новы. В этом тоже – особая соль и особый шарм. Чувствуется, что автор в теме, и здорово (во всяком случае, 1998 году) разбирается в компах. Все эпитеты точны, прозвища всех комп. комплектующих – уместны – они, действительно, были в ходу в компьютерной среде.
Третье – концовка рассказа. Ну что про нее говорить?.. Это надо просто читать.
Оценка 9 из 10
Вий-98
С этим рассказом из сборника «Эпос хищника» мои отношения складывались достаточно интересно. Впервые я его прочел вскоре после его выхода. И тогда он мне не очень-то понравился. В то время я работал «компьютерным человеком», эникейщиком. И шутки этого рассказа воспринимались как насмешка над суровой правдой жизни, моей профессиональной жизни.
Теперь же, по прошествии десятка лет, текст этого рассказа покрылся для меня лёгким и приятным на ощупь флёром ностальгии.
Да, этот рассказ, как и многие другие рассказы сборника, вторичен. Историю взаимоотношений Вия и Хомы Брута я проходил в средней школе, и, впоследствии, неоднократно перечитывал. Каганов просто переломил ее в призме компьютерного сленга — языка общения человека (эникейщика?) и одной широкораспространенной программы.
Все это так… но ностальгия… Т.е., годы сделали этот рассказ лучше. Так происходит с вином. Но, поскольку качество этого рассказа так себе, то есть глубокое подозрение, что по прошествии еще 10-20 лет, когда уйдут эникейщики конца 90-х начала нулевых, вино этого рассказа превратится в уксус, ибо поколению, увеличивающему фотки раздвиганием пальцев, а также последующим поколениям, язык этого рассказа, подозреваю, будет уже совершенно непонятен. Другое дело – Гоголь… :)
Оценка 8 из 10
На поселение
Достаточно занятный рассказ, в котором герои – это всякая нечисть. Но не в мистическом смысле нечисть, а в гигиенически-бытовом смысле. Каганов рассматривает жизнь, так сказать, под школьным микроскопом. И что же он там видит? А видит он там всяких блох, бактерий, микробов, и т.п. Я ж говорю – нечисть. :) В этом рассказе присутствует и главный герой – некто Афганка. Который добирается до нового места жизни на перекладных – автостопом.
Итак – основное достоинство рассказа – оригинальная идея. Из недостатков рассказа хочу отметить без конца прыгающий масштаб. Пытаясь представить себе то блоху, то микроба, то бактерию, то вирус, — их геометрические размеры, страшно напрягала сложность в представлении общения между ними. А ведь, по ходу рассказа, эти персонажи активно взаимодействуют друг с другом. Впрочем, возможно это заморочки лично моего восприятия, и у менее занудливого читателя никаких сложностей с этим не возникнет.
Оценка 7 из 10
День академика Похеля
Так же, как и предыдущий рассказ сборника «Эпос хищника», «День Святого Валерьяна», этот рассказ автора ничего более как просто «гы-гы» да «га-га» — весёлый трёп обо всём на свете на приблизительно заданную тему.
Впрочем, в рассказе есть одна гениальная фраза. Уж и не знаю, сам Каганов её придумал, или откуда-то гениально вычитал, но фраза эта – сродни бриллианту, раскопанному курами среди не очень-то опрятного двора кагановского рассказа. Вот эта фраза: «Наша жизнь столь быстротечна, что не в моих силах изобрести большей глупости, чем одному человеку работать на другого, отдавая свои дни в обмен на золото. Такая сделка необратима, и, значит, это не бизнес, а грабеж.» Много раз я возвращался к этой фразе, перечитывал ее и грустил – ибо я-то, как раз, и обмениваю необратимо свою жизнь на золото… Пора начинать растить цикорий…
Оценка 7 из 10
День Ксении Преображенной
Забавно. Забавно, но не более. Притча о том, как нехорошо заниматься собирательством того, чем не пользуешься постоянно. Рассказ, направленный против коллекционеров всех рангов и мастей.
И вот что удивительно – по прочтении оного рассказа решил пересмотреть свой собственный гардероб и оттащить бомжам на помойку то, что не одевал уже больше года. :)
Оценка 5 из 10
День учителя ИО
А вот этот рассказ из сборника «Эпос хищника» понравился. Понравился очень. Собственно, это даже не рассказ, а набор коротеньких притч в стилистике китайских поучительств. Ну, знаете, в стиле Конфуция и его учеников.
Чувствуется, что в этом рассказе автору не отказало ни чувство юмора, ни чувство меры. Каждое слово – на своем месте, каждое прочитывал с восторгом, в коротеньком тексте данного рассказа то и дело натыкаясь на забавные аллюзии, там и тут разбросанные по тексту щедрой рукой автора.
Оценка 9 из 10
Росрыба
Этот рассказ из сборника «Эпос хищника» – забавный такой анекдотец на тему «про новых русских». Соль данного анекдота была мной, не самым большим в мире разгадчиком детективов, разгадана задолго до финальных абзацев книги. И, тем не менее, что удивительно для данного сборника, рассказ не кажется затянутым. В нем все – достаточно органично.
Понравилась игра автора с различными словечками морской и рыболовецкой тематики – раз уж герои рассказа, братки от бизнеса, познакомились во время службы во флоте, то и вся их жизнь пронизана солью матросского слэнга.
Оценка 7 из 10
Реквием
В этом рассказе описана прекрасная история любви. Читая, я восторгался – как же умел любить главный герой! Я завидовал ему – как же он умел наполнить любовью, приключениями и знаками каждый миг своей жизни с любимой! Я грустил, я был в отчаянии от того, что любимая его умерла. Любимая ушла слишком рано, и рана в душе главного героя никогда не затянется. Я уважал его мужество, живущего с другой женщиной, и наверное (так думал я) также пытающегося сделать ее счастливой, несмотря на зияющую дыру в своей душе.
Но последний абзац! Но все испортил последний абзац! И сразу главный герой оказывается перед нами в ином свете – слабаком, трусом и дерьмом. Поразвлекавшись с такой замечательной девчонкой в то время, когда она была юна и беззаботна, он продолжает мучить ее бытом и в жизни семейной. Еще и причитает без конца: «она умерла». Да не она умерла, не она! Типун тебе на язык, главный герой! Умерла ваша любовь. Да, такое случается иногда. Да, это больно. Но виноваты в этом, как правило, оба. Но пойми ты, главный не герой, если смерть не материальна, то все еще можно вернуть. Если, конечно, ты любишь.
Оценка 2 из 10
AlisterOrm, 7 июля 2020 г.
Неоднозначный и весьма неровный сборник, в котором есть и откровенно провальные, и весьма толковые и интеллектуальные вещи. Безусловно, Каганов является одним из немногих авторов, кто умеет чётко и обстоятельно работать в малой форме, где каждый рассказ несёт на себе отпечаток индивидуальности, и может нести в себе яркую идею. И не только идею — игру с языком, юмористические и псевдодокументальные зарисовки, которые неизменно работают на авторский замысел. Это заметно, например, по такому микрорассказу как «Реквием», где одно-единственное предложение в корне меняет смысл всего повествование, и резко разворачивает перед читателем другой ракурс обзора, или титульный «Эпос хищника», отличающийся культурологической неоднозначностью и непростотой.
В общем, Леонид Каганов, однозначно, попадает в мой реестр писателей...
nworm, 17 июля 2016 г.
Преподносящийся часто как «юмористический» автор выдал сборник, в котором мне больше всего понравились серьёзные вещи. Юмор – он разный и тут он какой-то очень уж нарочитый, КВН-овский. Словно я перечитывал какие-то старинные сборники несмешных анекдотов, затерянные в далёких девяностых в дорожном чемодане и вдруг внезапно найденные. Немного ностальгии и много неловкости от прочитанного и недоумения зачем работы такого уровня нужно было вставлять в сборник. Приятные и интересные рассказы уже отмечены в предыдущих рецензиях – нет смысла их перечислять. Они действительно неплохи, но лучшим из сборников автора всё равно для меня остался «Дефицит белка». А данный сборник из-за слишком уж большого рассеяния оценок оставил меня равнодушным.
Babayka, 18 июля 2014 г.
Очень уж неровный сборник. Некоторые рассказы, как например «Эпос хищника», «Моя космонавтика», «Хомка», «Нежилец» и другие, просто замечательные, сочетают и интересные идеи, и качественное, захватывающие реализации. Будь в сборнике только такие рассказы, я бы решила, что знакомство с Кагановым прошло на ура и пора бежать за еще какой-нибудь его книгой.
Но в эпосе хватает и других рассказов. Для большинства, как мне показалось, основной проблемой стала непомерная затянутость. Словно бы придумав какой-либо сюжет, автор считает своим долгом показать его со всех сторон, сказать читателям ну абсолютно все, что он по этому поводу думает. Чтоб потом не возникло желания возвращаться к единожды поднятому вопросу. Может, оно и хорошо, вот только в процессе обсасывания идеи зачастую стоит на месте развитие сюжета, персонажей — вообще, чего бы то ни было. И совсем уж зачахнуть от тоски не дает разве что хороший язык и умение автора взглянуть на привычные вещи с непривычной стороны. Яркий пример такого рассказа «На поселение».
А есть вещи и вовсе странные. То ли я такая глупая, что не могу понять высшего смысла этих рассказов, то ли... В общем, я так и не смогла понять, зачем вообще было публиковать такие рассказы, как «Вий 98», «Шарф, муха и задачник», «Семейная проблема». Просто ведь дурашество на радость самым преданным фанатам, которые с радостью скушают все от любимого автора.
Ах да, есть еще просто хорошие юмористические рассказы. Не претендующие ни на что этакое, но замечательно поднимающие настроение.
sham, 26 февраля 2009 г.
с этого сборника началось мое знакомство с творчеством Леонида Каганова... удивительный автор, удивительный сборник, в котором собрано все, что печатать надо и не надо, но в общем впечатление складывается очень благоприятное. Для меня стало удивительным, КАКИМ разным может быть Каганов: рассказы в сборнике начинались, как веселушки-прибайутки, потом пошли рассказы серьезные, заставляющие задуматься, ну и наконец «темная концовка» — автор показал, что может писать очень жестко и жестоко... Перечислять рассказы, которые понравилось нет смысла, понравилось ОЧЕНЬ много, поэтому поставил высокую оценку для сборника рассказов «Девятка» — это очень много!
постоянно ловил себя на мысли, что после прочтения многих рассказов руки чешутся написать отзыв, значит есть что сказать и это ценно, так как такое желание иногда не возникает после прочтения даже крупных чьих-то вещей.
ЗЫ по окончании прочтения собрался, вышел в магазин и купил «Дефицит белка» и «Дай бог каждому» — и это без всяких слов подтверждает то, что данный автор вошел в список любимых и обосновался там надолго!
Siroga, 4 октября 2010 г.
Странный, честно говоря, сборник. Чего-то более неоднородного я не видел.
Фантастика? Нет, не всё. Юмор? Нет. Один автор — это, конечно, мощный аргумент, но сколько я ни видел моноавторских сборников, такой чехарды не замечал ни в одном. Книга делится на части по тематике сказок, но частей уж очень много, а сказками больше половины рассказов назвать трудно. Ладно, фиг с ней, с тематической неразберихой, но тут и по уровню и по целевой аудитории нет общего знаменателя.
Есть рассказы настолько невнятные, что возникает ощущение будто они включены в издание исключительно ради объема. Все сказки по календарь, например, Заметки о Португалии, Воспитание родителят... Наверное это оттого, что в сборнике «Стеб и юмор от Ллео» они б смотрелись куда как органичнее, чем в фантастической книге. Я именно так и читал: фантастика от Каганова — хорошо, юмористическая — отлично, сказки — тоже в общем-то фантастика... Но что тут делает «День Святого Валерьяна»? Короче, в другом сборнике я, может и оценил бы эти анекдоты повыше.
При всем моем недовольстве составлением сборника, литературное мастерство Каганова на высоте. Читать легко и приятно. А какие диалоги! М-м-м... Пальчики оближешь. Я довольно спокойно ставлю сборнику в целом 8 баллов. А как еще оценивать книгу, где я двум произведениям поставил десятку, а еще трем девятку? Да некоторым авторам я за всё их богатое творческое наследие столько не поставлю.
Совет: читать. Особенно рассказы «Моя космонавтика», «Эпос хищника», «Хомка», «Нежилец», «Любовь Джонни Кима», «До рассвета» и нефантастический «Реквием».
olya_p, 19 апреля 2008 г.
Если сборник сократить, убрав половину рассказов, то получился бы великолепный образчик короткой прозы.
Pavel KW, 6 декабря 2006 г.
Однозначно сказать сложно хорош сборник или плох. Есть в книге рассказы которые понравились очень сильно, есть которые не очень, а есть и такие в которых вообще ничего не понял. Если же рассматривать сборник как одно целое, то любителям нестандартной фантастики должно понравиться.
tevas, 9 сентября 2006 г.
Неровный сборник, который содержит как хорошие вещи, так и не очень... Очень слаб раздел «Сказки про календарь», не смешно. А вот такие вещи как «Масло», «Реквием», «Заклятие духов тела» и многие другие можно, без зазрения совести, поставить в пример любому писателю.