Терри Пратчетт «Последний герой»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое | Ироническое | Пародийное
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Взирая со своего трона, император Агатовой империи Чингиз-Коэн, ранее известный как Коэн-Варвар, обнаружил, что время героев уходит и он со своими соратниками по Серебряной орде — одни из последних. Чтобы оставить о себе память, Чингиз-Коэн решает вернуть богам старый долг с процентами. Хороша идея, но есть одно но: осуществление замысла грозит погубить весь диск. Как-то это не по-геройски...
Книга обильно иллюстрирована Полом Кидби.
Входит в:
— цикл «Плоский мир» > цикл «Ринсвинд, Коэн и волшебники»
Награды и премии:
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Герои и события — Самый стильный проект |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Зарубежная книга (Великобритания; повесть) | |
номинант |
Мраморный фавн, 2006 // Переводная книга | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези |
- /языки:
- русский (2), английский (6)
- /тип:
- книги (7), цифровое (1)
- /перевод:
- Н. Берденников (2), А. Жикаренцев (2)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tapok, 17 января 2024 г.
Последние герои Плоского мира
***
«Последний герой» — короткий роман из цикла «Ринсвинд и волшебники», выпущенный в формате иллюстрированного издания. За последние отвечает Пол Кидби. Вклад последнего в «Плоский мир» можно сравнить с вкладом Теда Нейсмита в мир «Властелина Колец».
…Говорят, что Коэн-варвар решил вернуть богам должок. Его не особо интересуют последствия, главное – войти в историю. Ну и долг вернуть. Поэтому он собрал коллег по варварскому цеху, сообразил бомбу и отправился в град богов на горе – Дунманифестин. Волшебники узнали об этом и собрались отправиться на перехват. Вот только магически в Дунманифестин не попасть. Поэтому к делу подключили изобретателя (а ещё художника и архитектора) по имени Леонард. А что из этого вышло – уже история…
По объёму роман чуть толще «Эрика», а вот по целостности уступает ему. Из отличительных черт – сюжетные иллюстрации Пола Кидби. Иллюстраций много, некоторые даже занимают целый разворот. Попадаются даже схемы изобретений, что создаёт свою атмосферу.
Сюжетных линий в романе две, но где-то с середины одна из сюжеток раздваивается. Коэн и его соратники-варвары хорошо знакомы по «Интересным временам». В принципе, старые воины борозды не портят. Раздваивающая сюжетная линия тоже не может похвастаться огромным количеством новых героев – это Незримый Университет и Ринсвинд. Правда, новые персонажи всё же есть – это творец Леонард и представитель Стражи Моркоу. Последний, к слову, не нов, если вы читаете «Плоский мир» не по порядку (в рамках подциклов). Леонард – оммаж Леонардо да Винчи (без изысков). Моркоу оценить сложно, поскольку «Последний герой» — это лоскутное полотно, здесь не про героев, а про ситуацию.
В плане мира автор скуп, выдав пару сцен в Дунманифестине. В остальном к ворлдбилдингу ничего не добавилось.
Что касается отсылок, то к вышеназванному Леонардо да Винчи можно прибавить разве что Сикстинскую капеллу и Дикую охоту.
Заключение: «Последний герой» — слабоватый роман. Его отчасти вытягивают иллюстрации, но сильно портит объём. Стоило бы сделать или повесть, то есть ужать объём, или расширить до полноценного романа, чтобы между сценами было меньше скипов.
7 Ринсвиндов из 10.
Angvat, 11 мая 2019 г.
У меня весьма нейтральное отношение к данному автору. Наверное, сказывается, что я в принципе не очень люблю всяческие юмористические произведения, в основном отдавая предпочтение мрачным и серьезным вещам (ну или хотя бы тем, что пытаются казаться таковыми). Так или иначе, ни петь дифирамбы его творениям, ни выискивать недостатки в его книгах я никогда особого желания не испытывал.
Засим буду краток. Данная книга была куплена спонтанно, чтобы немного поднять настроение, и с данной задачей в принципе справилась. Но и только. Да, иллюстрации ничего, но видали и покрасивее. Сама же повесть мне показалась достаточно пустой. Тему престарелых героев как по мне автор уже досуха выпил во время вояжа Коэна с сотоварищами в местный Катай. Попытка же героев бросить вызов еще и местным божкам уже смотрится просто как опасное и не особо смешное сумасбродство, к тому же в повествовании то тут, то там вылезают типичные штампы подобных историй, которые оно по идее вообще-то должно пародировать. Финал же истории напоминает пресловутого Уробороса, заглотившего собственный хвост. Юмор лично меня не тронул, как уже было сказано выше, по моему мнению, все это у мэтра уже было, причем в более ярком исполнении.
По итогу могу сказать, что о затраченном на книгу времени не жалею (благо потрачено его было немного). Но и возвращаться к ней я навряд ли буду, даже несмотря на недурственные иллюстрации.
Aleks_MacLeod, 23 ноября 2010 г.
«Последний герой», пожалуй, — одна из самых замечательных книг, созданных гениальным Терри Пратчеттом. Книги в чем-то уникальной, поскольку это практически единственное произведение Терри, созданное в формате иллюстрированного романа. Полноценным соавтором «Героя» можно назвать его иллюстратора, автора обложек к практически всем поздним романам сэра Теренса, англичанина Пола Кидби. Его рисунки настолько органично сливаются с авторским текстом, что остается только жалеть, что все остальные произведения Пратчетта не выходили в таком виде.
Конечно, формат не мог не сказаться на объеме книги. «Герой» — самый короткий из всех романов Пратчетта. И это единственный недостаток произведения — оно слишком быстро заканчивается. Однако размер абсолютно никак не сказался на качестве текста. Наоборот, если в больших по размеру книгам автор мог взять паузу на пару-другую страниц, то в «Последнем герое» гений Пратчетта представлен в предельно концентрированном виде. Сэр Теренс не дает читателю расслабиться ни на минуту — одна захватывающая ситуация сменяется другой, а искрометные шутки чередуются с удивительно точными наблюдениями и замечаниями.
Под своей обложкой «Последний герой» собрал, кажется, всех основных персонажей Пратчетта. Помимо уже заявленных выше героев и Ринсвинда, на страницах романа нашлось место капитану Моркоу и Леонарду Щеботанскому, патрицию Ветинари и библиотекарю, Смерти и Альберту, преподавателям Незримого Университета и богам Плоского мира, лидерам Гильдий и представителям духовенства. Пожалуй, единственным, кого обделил своим вниманием автор, оказался почтенный С.Р.Б.Н. Достабль. А ведь какая досада, на спекуляциях вокруг полета «Сокола» можно было столько заработать! Одни только футболки с эмблемой экспедиции продавались бы по несколько долларов за штуку, и это я себя без ножа режу!
И вот еще какая занятная штука получается — несмотря на то, что «Последний герой» — самый короткий роман Пратчетта, он вместе с тем самый эпичный. Да, тот же Ринсвинд уже не раз спасал то Агатовую Империю, то континент Четыре Икса, да и в процессе появления новых Плоских миров поучаствовал (тут возникает спорный вопрос, по своей ли воле), однако никогда еще процесс спасения Диска не шел с таким размахом, в спасатели никогда раньше не привлекались настолько известные фигуры, а самому миру никогда еще раньше не угрожали такие значимые герои.
И ведь создавая весь этот уровень эпичности, Пратчетт, как обычно, не уставал весь этот эпос пародировать. На этот раз досталось всем — от героев и создателей древних скандинавских Саг и героев греческих мифов до первых американцев на Луне. А между пародиями нет-нет да и мелькнет какая-нибудь очевидная, но в то же время редко замечаемая вещь. Например, насколько скучен мир без героев или же более глобальная идея. Певца могут забыть, песня останется навсегда. В самом деле, назовите навскидку нескольких героев скандинавского, германского или греческого эпоса. А теперь хоть одного барда или менестреля, приложившего руку к созданию этих Саг? То-то, поэтому бард, один из героев романа, даже не удосуживается назвать свое имя — оно все равно не имеет значения. Певца могут забыть, песню — никогда. Хотя сомневаюсь, что пока будут помнить Плоский мир, кто-то посмеет позабыть имя его автора.
Резюме: Замечательная книга, которая непременно должна быть в библиотеке каждого уважающего себя поклонника Плоского мира. В книге есть все, за что мы так любим Терри Пратчетта. В то же время едва ли книгу можно порекомендовать начинающим фанатам цикла — несмотря на то, что на ее страницах появляются почти все основные герои цикла, автор показывает их образы исходя из предположения, что читатель с ними уже знаком и в курсе предыдущих событий.
primorec, 16 декабря 2012 г.
Вот она — любимейшая тема и, как показывает мне календарь, необычайно злободневная. Вы, конечно, догадались, что речь пойдет про Конец Света. Да, да это, когда все вопят «Мы все умрем!». Нет даже не так, а «МЫ ВСЕ УМРЕМ!». Оказывается, в этом плане проблемы одинаковы, что для нашего несущегося через Космос круглого шарика, что для степенно плывущего на спинах четырех слонов и черепахи Плоского Мира.
Правда, для них, с их Магией, великим Туином и целым скопищем богов, взрывы на солнце, метеориты, глобальное потепление/похолодание/, всемирный потоп и конец календаря майя не актуальны. У людей и не людей, населяющих Плоский Мир, совершенно другие смертельные опасности. В этот раз их миру угрожает кучка вышедших по старости на пенсию героев, скучающих, жаждущих напоследок вернуть дни былой славы и хлопнуть дверью перед уходом так, чтобы мало никому не показалось. Чтобы до конца времен про это либо орали у походных костров целые орды разгулявшихся героев, либо этим пугали детей, заболевших жаждой Подвигов и Сражений, чтобы навсегда отбить нездоровый интерес ко всякого рода вредным для здоровья приключениям. И чтобы такое произошло, героям-пенсионерам по главе с Коэном-варваром просто необходимым совершенно невиданный и неслыханный, не описанный еще Сагами, громкий и запоминающийся Подвиг. К примеру, вернуть богам похищенный когда-то Огонь. С процентами, накопившимися за века его бездумного использования людьми.
Конечно, вернуть похищенное дело вроде бы хорошее. Но за века Мир и Боги как -то притерпелись к ситуации, все вошло в норму и возврат к старому вовсе не к чему. И знаете, понять обитателей Плоского мира можно: они, как и мы, очень привязаны к своему Миру, несмотря на его недостатки. Другого-то все равно нет. Так что, спасать его, хочешь, не хочешь, а надо. И для этого мудрый правитель Анк-Морпорка Ветинари формирует самую безумную спасательную команду, какую только можно себе представить.
В этом романе под ехидный обстрел Мастера попало не только вечное человеческое «МЫ ВСЕ УМРЕМ», но и все многочисленные газетные спекуляции, причитания экстрасенсов и оракулов, книжные и киношные поделки на тему Конца Света. Конечно, досталось на орехи и всем штампам «героического фэнтези», но достаточно по-доброму, как старым друзьям, которых мы журим за древние пороки, но без которых и сами уже жить не можем. Прошелся Пратчетт и по скандинавским сагам и по новейшему легендариуму на тему «Первые люди на Луне».
Удачей стало и то, что в этом романе встретились герои «Цвета Волшебства» и «Ночной Стражи»: В состав спасательной команды попали и капитан Моркоу, и волшебник Ринсвинд, и Леонард Щеботанский, и библиотекарь-орангутан. И единственное «Но»: для такого количества разнообразных героев оказалось маловато места и времени для раскрытия всех их возможностей.
Но что больше всего понравилось, так это финал. Грустно-ироничная, возвышенно-печальная концовка истории вечных Героев. И большая ехидная точка/вопрос, восклицательный знак/ в легенде о местном Прометее.
Александрович, 1 августа 2015 г.
Литературный сериал Терри Праттчета «Плоский мир» стал эпохальным явлением в жанре фэнтези, но повесть «Последний герой» стоит даже на фоне своих собратьев. Выделяется в первую очередь форматом издания. Перед читателем предстаёт непривычный чёрный томик, размером близкий к карманной книге, а книга альбомного формата. Вторая особенность — манера подачи истории. Текст не даёт полного представления о происходящем. Значительная чать информации зашифрована в прекрасных иллюстрациях Пола Кидби, рисунки которого традиционно украшают книги о плоском мире. В результате «Последний герой» занимает промежуточное положение между книгой и комиксом.
Эту повесть можно считать лакмусовой бумажкой всего цикла. Под одной обложкой собралась большая часть основных персонажей — Ринсвинд, лорд Витинари, Сэм Ваймс, Коэн-Варвар, боги, Леонард Щеботанский, Моркоу, Смерть и многие другие.
Создавая «Последнего героя» Праттчет вдохновлялся историей и мифологией Древней Греции. Сюжетная линия теряется в начале времён первый герой украл у богов огонь и подарил его людям. Боги естественно в долгу не остались . Они приковали этого героя к скале и до скончания времён к нему должен был прилетать орёл и клевать печень, которая восстанавливалась за ночь. Но дело было сделано и за первым героем последовали другие. Однако время шло и старые герои стали стареть, а новых не появлялись. Смотря на эту картину с трона Агатовой империи Коэн-Варвар понял, что он и его друзья последние герои диска и с этим надо что-то делать. Он решил вернуть богам огонь. С процентами... А чтобы подвиг был запечатлён в веках, Коэн прихватил из посольства Анк-Морпорка менестреля. Но вот незадача, возвращение долга и процентов грозит гибелью всему миру. Кто остановит сбрендивших стариков??? Героев больше нет! Или есть? Всё чечёт и меняется. Почему герои должны остаться неизменными?
«Последний герой» можно назвать «лебединой песней» раннего Праттчета. Судя по прочитанному мной ранее это последняя книга, где высмеиваются штампы аналога нашей эпидемии пападацев – волны однотипного фэнтези низкого качества, авторы которого в большинстве случаев ограничивались пересказом «Властелина колец» с заменой Фродо на аналог Конана игрой в D&D. Старики брюзжат, вспоминают былые деньки, когда Солнце было выше, трава зеленей, чудовища встречались на каждом шагу, а у ближайшего поворота ждал очередной древний храм для разграбления. Но как была замечено выше ни, что не стоит на месте. Здесь уже виден поздний Праттчет, который перешёл от пародий на плохую литературу к сатире на нашу жизнь.
На страницах этой повести затронута проблема, которая будет актуальна всегда и везде – непонимание между поколениями, знакомое отечественному читателю в перую очередь по роману Тургенева «Отцы и дети». За очередным глумлением над эпигонами Роберта Говарда кроется простая, но почему-то непонятная очень многим истина. Изменения неизбежны и с ними надо считаться и принять их как есть, а не пытаться противостоять всеми силами, поднимая на щит прах ушедшего. Но и этого не следует, что новое нужно насаждать с изяществом стенобитного орудия. Очень часто такой подход не просто бесполезен, но и несёт много вреда. Многое из прошедшего проверку временем не теряет своей актуальности, а опыт прошлых поколений помогает найти выход из самой безвыходной ситуации. Чтобы убедится, что это так достаточно посмотреть новости. Очень многих проблем современного мира можно было легко избежать не будь на Земле стольких любителей сносить памятники, ломать то, что им кажется не нужным, о работает и чуть ли не силой насаждать свои представления о правильном и не правильном.
От острого пера Праттчета досталось и другим. Пострадали религиозные фанатики, чиновники, узколобые специалисты, саги (на мой взгляд не заслуженно) и многие другие.
В итоге мы имеем прекрасную книгу ,которая должна быть в библиотеке каждого уважающего себя любителя фантастики и фэнтези. Да и подарок будет хороший.
evridik, 2 мая 2012 г.
Что есть «Последний герой» Терри Пратчетта, мастера, создавшего Плоский Мир, писателя, подаривший жадному до уникумов читателю Смерть, Ведьм и Стражу? Роман о героях? Повесть о волшебниках? Рассказ о мастерстве безвестных гениев?
Это не роман, не повесть и не рассказ. Это сказание. Но в нём идёт речь и о героях, и о волшебниках, и о мастерах. А ещё немного о Смерти, чуточку о Страже, а также (взамен Ведьм) о богах Плоского мира. Истинный фанат творчества Пратчетта найдет здесь любую зацепку, чтобы оценить это произведение не ниже десятки.
Героями здесь выступают сереброордынцы, известные читателю по роману «Интересные времена». Эти люди столь харизматичны как ячейка общества, что их воспринимаешь как одно целое. Во главе, конечно, стоит Коэн-варвар. Этот герой (в прямом смысле) до мозга костей остаётся героем – неустрашимым, справедливым, чтящим Кодекс, неумирающим героем, неотразимым даже для своего пост-пост-постпенсионного возраста. Он олицетворяет всех героев любого мира любого уголка вселенной – такого, каким герой должен быть, жив он или мертв.
В основе сказания лежит история о похищение у богов огня, взятая из греческой мифологии. Только в изложении Пратчетта она рассматривается, так сказать, альтернативно – а что будет, если взятое вернуть? Да запросто! А кто будет этим заниматься? Конечно, герои! А если это опасно для мира? Тогда давайте пошлём им наперерез команду спасителей! А этим-то кто будет заниматься? А пусть занимаются Стража, мастера и волшебники!
Так в сказание добавляются другие персонажи – капитан Моркоу Железобетонссон, Леонард Щеботанский и Ринсвинд (фамилия неизвестна). А там, где появляется этот неопределенного возраста трус, по странной прихоти судьбы являющийся волшебником, обязательно должно быть спасение мира. Какое же спасение мира без главного труса Плоского мира?!
А еще в сказании будут храбрые женщины, драконы, менестрели, Тёмные Властелины и путешествие вокруг Диска. И будет юмор, и будет храбрость. Ну, и без трусости, конечно, не обойтись.
Одно плохо в сказании – его катастрофически мало (даёшь побольше волшебников, богов и героев!) Однако даже это не позволяет опустить оценку произведению ниже десятки. Ведь оно издано абсолютно эксклюзивно (по сравнению с остальными книгами серии) – одни иллюстрации чего стоят, не говоря уже о качестве бумаги!
+10
Бордатый гоблин, 21 января 2016 г.
С книгами Пратчета, у меня сложные отношения: что-то нравится, а что-то нет. Последний герой- весьма понравился. Плоский мир весьма интересное место, чем-то отдалённо мне напомнившее Страну Чудес Л.Кэрола. Интересной находкой, мне представляется персонаж Смерть и его характер. Юмор интересный, но скажем так специфический, скорее: сарказм и ирония. Интересно было увидеть кем становятся «Могучие Войны» в старости... В общем, не жалю что прочёл.
Ren33, 13 февраля 2014 г.
В первую очередь ставлю оценку за эксклюзивность романа. Удивительно логично-ироничный бред. Вроде бы можно вполне осознать, что это стеб над нашим миром, но мир плоский воспринимается как отдельная вселенная! «Последний герой» все-таки зацепил. Неплохие герои. Интересное повествование. Отличная концовка, которая меня не оставила равнодушным. Но не это главное! Когда я читал, мне совершенно не казалась данная ситуация бредовой. Иногда бывает так, что читаешь книгу, в которой есть отклонения от реальности, пусть и небольшие, и не веришь. А здесь совершенный абсурд, но не возникает ощущения нереальности. А это огромный и жирный плюс книге.
Тимолеонт, 29 июня 2014 г.
Идеальная реклама «Плоского Мира». Вкратце представлены все основные, постоянные персонажи, кроме ведьм. Здесь в лучшем виде есть всё, за что любят Пратчетта — блестящая сатира, юмор, глубокомысленно-философский сюжет, разбавленный иронией. Безумные, моментами абсурдные приключения и парадоксы. Харизматичнейшие персонажи и т.д. Да и последний подвиг Коэна-варвара со всей последующей эпичностью не может не захватывать. Особенное восхищение — путешествие спасательной команды-космонавтов).
Но, тем не менее. Это была бы «просто ещё одна книга Пратчетта», если бы не гениальные иллюстрации. То, как художник изобразил А-Туина, Моркоу, Тупса, Серебрянную Орду, Богов да и вообще ВСЕХ — дух захватывает. Моё искреннее восхищение.
Как итог — если человек сомневается, стоит ли ему читать Пратчетта, ему стоит попробовать именно «Последнего Героя».
UAknight, 29 января 2014 г.
Итак, Плоскому диску грозит армагеддон. А все из-за того, что последние настоящие герои мира захотели устроить громкий финал своим похождениям. Коэн-варвар который все это затеял, кажется абсолютно неустрашимым и упрямым — герои ведь умными не бывают. Со своей ордой, он неумолимо движется к цели. А для спасения Диска, как всегда, нужно всего-навсего чудо. В этой книг на нас направляют огромное количество юмора на тему науки и религии, жизни и Смерти. А персонажи Пратчетта... на фоне этой сатирической красивой нелепости происходящего каждый из них ясно запоминается своей самобытностью, уникальным характером.
В итоге получаем замечательное комедийное приключение. очередная достойная книга от великого Терри.
vvmonahov, 1 апреля 2015 г.
Очень двойственное впечатление от книги. С одной стороны, абсолютно плоский юмор, свойственный вообще Пратчетту. Совершенно плоские, намеренно тупые, полностью оголливуженные персонажи, часть из которых (старики-герои) ещё и страдают старческим маразмом. Очень примитивный текст, состоящий из сплошной «воды» в виде бессмысленно-пустых диалогов, годящиеся только в качестве подписей для комиксов. Построение романа в виде комикса — это вообще характерный для Пратчетта стиль, но данный роман, как я понял, как раз в виде комикса и был издан. Так что тем, кому не нравится литература, написанная на уровне комиксов (как мне, например), читать роман не рекомендую.
С другой стороны, изредка встречаются замечательные психологические наблюдения — но их так мало, что ради них читать роман не стоит. А вот что мне в романе понравилось — это тонкое подтрунивание автора над читателями. В том числе над собой, вынужденным писать подобную литературу. Издевательство стариков-героев над менестрелем — это символ издевательства автора над самим собой. Пратчетт попал в плен своей профессии и своих читателей. Он вынужден следовать за своими героями-маразматиками и делать то, что они его заставляют делать. И подобные скрытые издевательства над штампами и тупостью людей обильно рассыпаны по книге. Так что расшифровка этого подтекста доставила мне некоторое удовольствие, и поэтому поставил не минимальный 1 балл, которого заслуживает любой роман в стиле комиксов, а целых 3 балла. Что же до сатиры с явно выраженным утрированием человеческих качеств, что явно видно в «Последнем герое» — до Салтыкова-Щедрина Пратчетту далеко. Так что лучше перечитать «Историю одного города». Тем более, что критика социальных язв, составляющая суть «Истории одного города», у Пратчетта напрочь отсутствует. Он изображает тупых героев для того, чтобы читатели могли посмеяться над теми, кто гораздо тупее, чем они, а не для того, чтобы читатели над чем-то задумались и попытались что-то изменить. Видимо, именно в этом секрет популярности «Плоского мира».
KindLion, 27 августа 2012 г.
Как замечательно начинался этот роман! Как велики были мои восторги при чтении первой трети книги! Для коктейля этого произведения автор использовал три основных ингридиента:
1. Герои, которые за время своего геройства успели изрядно состариться. Здоровская находка! Читать о них, об их похождениях по ходу разворачивания сюжета – смешно, и прикольно, и трогательно.
2. Не менее старые, но, по-прежнему, могущественные боги, а также – тусующиеся меж них боги калибром поменьше. Конечно, могущество бога, определяющееся количеством верующих – этот ход, думаю, не Пратчеттом придуман, но, все равно – написано об этом здорово. А, также – высмеяны различные запреты, накладываемые богами на своих верующих – одни не разрешают есть шоколад, другие – брокколи.
3. Не столь однозначно здоровский с самого начала компонент данного коктейля – группа волшебников, снаряжающая экспедицию для противодействия героям, в порыве благородства стремящимся организовать конец света.
К основным ингридиентам данного коктейля автор умело примешал несколько очаровательных специй – госпожу Вену, всю из себя такую старушку-божий одуванчик, не утратившую, между тем, навыков в боевых исcкуcтвах, приобретенных во времена бурной молодости, а также – самого главного, самого темного властелина и не менее прикольных его приспешников.
Правда, замечательные ингридиенты? Ух, какой классный коктейль должен получиться! – я тоже так думал на первой трети, даже – на первой половине книги. Но, увы, однородного коктейля не получилось – он расслоился. И, в самом конце, я с трудом домучивал текст. Прямо так и представлялось – что автор, в конце романа, просто отбывал номер, явно не зная, чем закончить
Дед, 18 мая 2012 г.
«Последний герой должен исправить то, что натворил первый герой...»
Да, книга получилась несколько менее смешной, не обремененной сюжетом. Но тем не менее, на мой взгляд она является квинтэссенцией Плоского мира, где срабатывает шанс один на миллион, где среди тех, кто спасает мир, самый последний трус на Диске, но вместе с этим он фактически в который раз делает больше, чем любой другой, ведь неважно, что есть те, кто сильнее лучше и те, кто больше подходит на роль героя, но вместе с этим один идет, несмотря на явное нежелание, а другие остаются. Здесь законный наследник, за которым могли бы идти толпы, сам идет в бой и пытается решить все мирно, поскольку так правильно, а по-другому и быть не может. Здесь предательство Черного Властелина выглядит если не как героический подвиг, то скорее как должное. Здесь кучка стариков может обмануть Рок и неважно, нравится это Року или нет. Здесь гений может сходу придумать ракету на драконьей тяге.
Здесь всё происходит так, как в хорошей и правленной сказке, которую для усиления приправили здоровой иронией. И не стоит искать приправы больше, чем необходимо, здесь вам не крабовый салат.
oleg_orl, 27 июля 2012 г.
«Последний герой» понравился значительно меньше, чем «Стража!» и к «К оружию!» На мой взгляд, середина прослаблена, зато концовка написана удивительно: пафосно, но к месту! Причем пафосность обращена к человеческому и земному, а не к небесному и божественному.
Чтобы сохранить ее, автор подобно Булгакову в Мастере даже выдумывает нечто третье для своих героев. Но, в отличии от Булгакова, у Прачетта подобная выдумка есть своего рода сдача позиций.
Верующим людям эту повесть лучше не читать. Аллюзии можно найти на любые религии. Вообще, Пратчетт, выдумав своих богов, обращается с ними, как последний герой. Это внутренняя борьба с религиозностью, наверное, и была причиной создания Плоского мира. Кажется, Пратчетт всю жизнь высмеивает «сон разума», пытаясь что-то доказать самому себе.
Повесть была написана за несколько лет до того, как Терри Пратчетт признал, что болен редкой ранней формой болезни Альцгеймера. Болезнь прогрессирует. Но, несмотря на проблемы речи и чтения, он продолжает работать. Его борьба с богами продолжается и, быть может, чтобы им не проиграть (точно так, как грозило его героям, а то и похуже) он собирается прибегнуть к эвтаназии.
Вряд ли это третий путь, но кое-кому из поклонников Прачетта, он, наверное, таковым покажется...
Мисс Марпл, 3 января 2008 г.
Знаете, Плоский мир начинаю понимать с пятой попытки. И...осознавать,что это королевство кривых зеркал, показывающих все в истинном свете. Тяжело видеть правду. Одно дело когда мрачные мужики с бластерами или мечами толкуют о вечных истинах и совсем другое,когда тебя заставляют смеяться и чувствовать,что ты смеешься над собой. Плоский мир намного ближе,чем многие себе представляют.
А книга просто...яркая,острая,прекрасная.