Ник Перумов «Война Мага: Конец игры»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Фантастические существа (Гномы | Орки | Эльфы )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Наступает момент истины, когда каждому предстоит решить, зачем он жил и во имя чего способен умереть. Невероятные по мощи силы стягиваются к Утонувшему Крабу, пустынному островку посреди морей Эвиала. Отныне в его небесах, в подземельях великой, выстроенной на нем пирамиды решается судьба миров и всего Упорядоченного. Здесь боги становятся во главе людского воинства, чтобы побеждать, и люди протягивают им руку помощи в беде, здесь хитроумные заклятья разбиваются о крепость воли и любви, здесь смерть отныне — лишь ступень для новой счастливой жизни. Здесь кончается история мага Кэра Лаэды, некроманта Неясыти, воина Фесса, так не похожая на сказку, потому что все рассказанное в ней — правда.
Входит в:
— цикл «Миры Упорядоченного» > цикл «Летописи Разлома» > цикл «Хранитель Мечей» > роман-эпопею «Война Мага»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 783
Активный словарный запас: средний (2882 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Серебряная стрела, «МосКон-2007» // Лучшая книга | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книга года | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла |
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези |
- /языки:
- русский (4), шведский (2)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- Б.-М. Ингден-Рингсель (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Magribinus, 13 ноября 2014 г.
Грандиозный пшик.
В супер-эпик-битве смешались все — боги различных мастей, зоопарк из валькирий, вампиров, эльфов, орков, некромантов, гномов... Все время преследует ощущение, что я кого-то забыл. Впрочем, все равно, — за таким эпиком миры могут потеряться, не то что какие-то пару десятков народов.
А артефактики-мечи оказались — то ерундой.
А Клара-то продолжает раздражать и вести себя как дура.
А битва все длится, длится, и никак не заканчивается. К концу второго тома надоедает. Ведь новых идей нет. Шаблонность и сентиментальность происходящего — зашкаливают. Во второй половине второго тома (о как звучит!) все эти «давай, некромант», «встань и иди, некромант», «что ж, пора, некромант» и прочее в таком же духе вызывают лишь отвращение. Я теперь понял, что такое «тягучий экшен«! Вот оно! Количество же зомби, летающих черепов, пепла, осыпающегося со щек, лопающейся кожи и прочих радостей превышает все разумные пределы. Фразы становятся все более феерическими — по типу «опухоль на плече Эвенгара лопается, оттуда истекает зелёный гной, обволакивая фигуру эвиальского мага, словно перчатка» или «полуослепший Фесс видит, как от полюса и до полюса Эвиала начинают стягиваться земные тропы...». В общем, устои логики трещат по швам, обильно источая смрад маразма и роняя на читателя капли алогичности (я так понимаю, зеленовато-красного цвета, как зомби с Утонувшего Краба). И заканчивается это все ... полуупокоением ГГ. Автор таки оставил себе «хвостик» на всякий случай на следующие циклы и циклы, я так понимаю.
В общем — крутое завершение мегаэпической саги, наглядно демонстрирующей эффект, который некоторые в русскоязычной среде назвали «синдром Перумова».
devi that crys, 8 июня 2009 г.
Дорогие мои, родные мои, хорошие! Таки дочитали мы этот жуткий цикл и что? Скажите мне, ну хоть кто-нибудь из вас рискнет совершить этот подвиг еще раз? Снова затонуть в море аллюзий, цитат, откровенного плагиата, загубленных на корню вроде бы неплохих сюжетных линий, океане бессмысленного экшена, плоских персоанжей и лишь малой толики того, ради чего весь цикл о Фессе был нами прочитан. Если честно, эстетическое желание читать пропало томе эдак на восьмом, а дальше уже как любой сериал — дочитываешь потому что интересно, чем закончится, но удовольствия от этого никакого.
Конечно, наш диссидент получил кучу наград, был обласкан ан всех возможных конвентах, продается огромными тиражами — но последние тома цикла это уже не литература вообще. Мне кажется, что не одна я чувствую, что все можно было давно свернуть, и чтателям от этого было бы не хуже, чем от прочтения всей этой лабуды, написанной исключительно ради денег.
«Конец игры» — вариант совершенно шаблонного фентези, заканчивающегося мегабитвой из которой ГГ выходит либо победителем, либо счастливо умирает на руках у всех. Эдакий хэппи-энд по-фентезийному. В эту концовку же Перумов вплел всех, кого мог, из всех циклов и ответвлений. Получилась каша, в которой совершенно нет смысла. Еще поражает язык. «прибрежный пляж, грубый варвар» — родные мои, в первых томах такого не наблюдалось!
Вобщем, ужасная книга, недостойная всех тех наград, что ей присудили. Будем надеятся, что Перумов когда-нибудь выплывет из подобного циклу о Фессе мыла, и напишет что-нибудь короткое, но стоящее.
lukitch, 14 сентября 2011 г.
Уф, свершилось!
Где-то к середине эпопеи, по мере того, как цикл раздувался, ветвились побочные квесты, возникали новые персонажи, начал ловить себя на мысли: оно мне надо?
Любопытство, однако, побеждало. Сюжет плотно начинал повествовать о том, что редакция платит автору за количество знаков, персонажи в приступах старческого маразма начинали разговаривать на языке а-ля «Арина Родионовна», повествование окончательно выродилось в «поди туда, не знаю зачем», но любопытство было еще живо, когда наконец вышла в свет заключительная часть сего грандиозного проекта.
Тут в бой вступила моя личная Жаба, тылы прикрывали мои же Моральные Принципы. Жаба кричала, что денег откровенно жалко, а принципы ей вторили в том смысле, что нефиг кормить человека, который уже и так насосался читательской кровушки. Любопытство-таки умудрилось уйти от большой крови, выторговав себе некоторое послабление: при подписании мирного договора было решено вынести вердикт о покупке книги уже после ее прочтения.
Вот так и стоит эта эпопея, занимая половину полки, без заключительного тома.
Нет, конец, конечно, вполне закономерный. Если бесконечно надувать мыльный пузырь, то кроме небольшого «мокро» ничего не получится. Половину книги автор описывает Финальное Мочилово в стиле анимэшных мультиков, кромсая своих героев в мелкий фарш. Он сгреб со стола все сюжетные линии, героев. артефакты в одну большую кастрюлю, взболтал всё миксером и засунул в духовку. Блюдо получилось невзрачным на вид и слабосъедобным. Сохранилось одно- масштаб!!!
Жалко, что очень многообещающе начинавшийся сериал выродился в подобный бардак. Без достойного завершения он стройными рядами отправляется псу под хвост. Пойду-ка я полку освобождать. Вынесу на лавочку к подъезду, выбрасывать книги- рука не поднимается: сколько деревьев напрасно полегло!
AlisterOrm, 23 февраля 2018 г.
Ух, точка. Длинный же был путь... И тернистый, причём весьма. Я думаю, не только для читателя, но и для писателя тоже. Ведь вывести серию из того топкого болота, в которое он её загнал, непросто, непросто и свести воедино и те залихватские и растянутые сюжетные линии, которыми он потчевал читателя несколько лет, и не всегда удачно. Итак, как же он завершил свою мегаопупею про некроманта Фесса, что смог выправить, а что слил?
Начнём с того, что слил. Так веселее. Вспомним-ка основные «узелки»...
Многочисленные. Логические. Ляпы. О, этого тут целый вагон, можно чуть ли не дополнение отдельным томом выпускать. При развязывании сюжетных узлов чуть ли не половина нитей начала мохриться и расползаться, дыры в повествовании пришлось срочным образом затыкать, причём наспех (Игнациус и Тави. Помните эту жесть?). И это только мелочи. Этого добра там навалом...
Основные персонажи. Некромант Фесс вновь делает чёрт знает что, если ему прямо не указывают, как надо, преображение Этлау вновь обыграно не до конца, Клара Хюммель вновь прикрывает отсутствие интеллекта пафосом, Игнациус и Салладорец откровенно бесят своим пафосом, хотя их роль в сюжете вовсе не так велика, как бы отчаянно автор не пытался им подыгрывать. В общем, слишком много неубедительного и оборванного.
Так. Что там у нас по мелочи?
Друзья Фесса. Слил. Первый вопрос всех любителей: живы ли Рысь, Прадд и Сугутор? Ну, ладно, линию Великой Пушистой Любоffи он вроде бы завершил, пусть даже и скомкано, а вот что делать с гномом и орком не придумал. И просто забыл о них, по всей видимости, окончательно умертвив, и забыв. А ведь мы так переживали когда-то, в юные романтические годы...
«Маски». Слил. Автор бы перечитал «Рождение мага», и сравнил те образы с теми, которые он раскрыл в нынешнем томе. Перумов так и не придумал толком, кто же они такие, и просто соединил с одними из основных персонажей, мало чем с ними сходящимися. В общем, non comme-il-fau.
«Алмазный и Деревянный меч». Слил. Основные артефакты, давшие название всей серии, испарились самым нелепым образом, оставив после себя вопрос: «И это всё?...».
В общем, автор много чего слил, оборвал, не довёл до конца. Очень, очень многое, конечно, осталось за кадром сего глобального Мочилова, в котором нет места простым людям, только великие маги, полубоги и боги схлёстываются в нём. А обо всём остальном... Забыли.
И тем не менее, оценка всё же будет на пару баллов выше заслуженной. И с чего я такой добрый сегодня?
Дело в том, что на этот раз Ник Перумов действительно старался. «Из последних сил», как говориться, он завершал полюбившуюся многим историю, стараясь сделать её лучше, несмотря на многочисленные ляпы, недочёты и сливы. Он напрягал фантазию, явно некоторые эпизоды тщательно отшлифовывал, продумывал, переписывал до внятного состояния... Так, он подарил нам яркие и запоминающиеся эпизоды: скажем, жертва Анэто и Меганы. Он постарался завершить многие линии достойно, придать трагический надрыв и заставить читателя всё же уронить скупую слезу. Насчёт слезы не вышло, но мы видим, автор, что вы старались. И на том спасибо... И конец — да, история Клары вполне себе милая и грустная, правда, только если не воспоминать, откуда её... эм... слямзили.
В общем, серия завершилась. Со стонами, со скрипом, с многочисленными дырами — но завершилась. И это даже почти динамично, почти интересно и почти приятно для чтения. Спасибо, автор! Спасибо за толику романтики в моём детстве.
Kazik13666, 28 ноября 2022 г.
В финальном томе финальной книги «Хранителя мечей» автор устроил масштабнейшую свалку из персонажей, но есть ли за всей этой магической эпик-мишурой что-то действительно стоящее? Сложно сказать. Накалив до предела противостояние каждого против всех и всех против каждого и плеснув на него колоссальными силами брошенных в этот котел персонажей, как по мне, Ник не смог избежать своего недуга — многословности. Казалось бы, перед финальной битвой он долго и упорно водил вокруг да около персонажей и сюжет, водил кругами, как и положено (чтобы получилось побольше, пообъемнее, ибо другого объяснения жуткой затянутость «Войны мага» мне в голову не пришло), можно выдать мощный том, живой, увлекательный, который не отпустит тебя до последней страницы, но... Колоссальная битва, если ее описывать таким объемом символов, теряет читателя, не держит в напряжении, не заинтересовывает. Это начинает утомлять, как затянувшиеся экшен-сцены в фильмах, когда мозг перестает адекватно воспринимать происходящее и хочется уже поскорее узнать, кто там какой статус кво в итоге получит. Так и здесь: гигантская свалка, которая никак не желает заканчиваться. Долго и нудно, а скомканный финал лишь подчеркивает это.
Efreetco, 18 мая 2020 г.
Это было эпично, здорово классно, закончено (все-таки цикл хранитель мечей, а не цикл Упорядоченное). Поражает эта «Перумовщина», когда 2-3 книги завязка, а развязка на 2-3 главы. Может быть этим и нагоняется вся Эпичность, но мне это по нраву). Надо понимать, что мало у кого из авторов существует такой эпик из такого количества сил: Дальние, молодые, новые, древние боги, Неназываемый, Спаситель, Хаос, столпы третьей силы (вопрос какой третьей, если их уже дох.фига, если только делить на Упорядоченное, Хаос и Духов познания) Орлангур, Демогоргон, не говоря уже о местных (Внутри мира) божествах.
Для главных героев, среди всех этих «божественных сил» находится место в книге, но не всем. Честно говоря ожидал немного большего описания о Вейде, Трогваре, Наллике ( и раз есть Наллика, Ялини где?)
В целом, это произведение только для тех, кто прочитал и главное помнит всю хронологию, начиная с «Гибели Богов». Я вот не помнил, пришлось всё перечитывать, благо карантин, иначе могло такого момента и не быть)
Я к Перумову привык, он не может переплюнуть многих авторов с большой буквы по «Слогу», но им далеко до Николая Даниловича по эпичности, это меня и подкупает. Читал Перумова, читал, читал много книг и...
dxbckt, 28 декабря 2021 г.
Комментируемая часть книги — первая
Первая книга данной (финальной) части «порадует» нас очередными «странными союзами», «россыпью разнокалиберных сил» и центров мира, которые то обьединяются, то плетут интриги, то пытаются противостоять «в отдельно взятой локации»... Если же охарактеризовать все происходящее «здесь» очень упрощенно — то слово «бардак», подходит практически идеально))
Правда ради справедливости стоит отметить, что это не простой бардак (беспорядок) «кухонных масштабов»)) Нет — бардак здесь приобретает характер почти общегалактических масштабов)) Ну посудите сами: то вечно неугомонные боги (и их подмастерья) то и дело кого-то «мочат в сортире» потерянных миров. В этом сражении им незримо (но очень эффективно) противостоят то ли какие-то «Дальние», то ли какие-то «Древние»)) Кто против кого и зачем — решительно непонятно))
+ в мире Мельина все так же неотвратимо (и так же неспешно) продолжает наступать полный... абзац))
+ наш любимый ГГ собирает неслыханную «шоблу» из бывшего «АнтиРазрушителя», 9 драконов и шестерых... Кхм)) Далее очередной нудно-непредсказуемый поход «Клары и К», а так же уже сильно поднадоевшие интриги «подкомитета по встрече» в лице Архимага долины и К)) Далее... приход самого... Спасителя (который в глазах автора ничем не хуже других «оппонентов»), далее «борщ» из прочих других «неожиданностей»...))
В итоге если все происходящее охарактеризовать еще более емко, то фраза: «...все смешалось в доме ОБлоМских», подойдет как ни странно к месту)) Конечный результат — дочитав первую часть (конца)), временно отложил вторую «на потом»)) Хотя — в целом, данная СИ выглядит очень даже и неплохо!
Double Black, 13 марта 2022 г.
То, что начиналось так себе, иногда заканчивается хорошо.
Но к этой книге вышеуказанное не относится.
Она и началась с так себе, и закончилась.
Такое диковатое ощущение, будто автор надергал архетипов, кусков персонажей, каких-то ходов сюжета и слепил из них такое странное чучелко, которое умеренно жизнеспособно. Дожило до конца серии и благополучно почило в бозе. Я читал, мне было интересно, как (уже, черт подери) это закончится, но и только. Возвращаться к этой книге не хотелось бы.
Kristalik123, 8 марта 2011 г.
Уф..Прочитала.... И вот какой вопрос хотелось бы задать автору: Ради чего столько усилий и жертв?
Событие произошедшее 2 000 лет назад ну очень не нравится г-ну Перумову,так не нравится, что в каждой своей книжке он пытается либо извратить , либо предложить альтернативу.. и получается прекрасная иллюстрация на тему языческой мифологии — много агрессии, много крови и бессмысленных жертв со стороны пешек-людей, а в эпилоге двое бессмертных, весело посмеиваясь, вышагивают по звездному мосту, потому что богам все эти войны миров по барабану..у них эоны времени..они развлекаются...
Apiarist, 14 июня 2011 г.
Вот и поставлена точка. Сыграна не партия, завершена яркая история. Как обычно, когда созданный писателем мир стал привычным, куда погружаешься легко и где всё давно знакомо, переворачивать последнюю страницу немного грустно. Мир стал объемным, живым. То же и в отношении персонажей. С каждым из них связаны определенные эмоции. Вместе с ними исхожены тропы. С теми, кому сопереживал, расставаться не хочется. Их судьбы разворачивались перед тобой на протяжении всего времени чтения, и подспудно намереваешься их «удержать», зная, отлично зная, что так, как есть, – лучше, что возможное продолжение, скорее всего, было бы лишним, оно скрало бы остроту восприятия, заретушировало бы ощущение достоверности и сюжетно-жизненной «правильности» развязки. И сейчас, после прочтения, остается лишь звучание последнего аккорда. Это звучание – верный признак известных силы произведения и мастерства автора.
Однако изначально «Конец игры» явил себя не с лучшей стороны, вызывая непонимание и недоумение, раздражение и протест. Были некоторый сумбур и поверхностность в сюжете, он воспринимался неестественно. В первой книге романа автор довел образ Фесса до неприятия, заставив его думать, говорить и поступать вразрез с тем, что объективно и очевидно следовало из пройденного героем развития. Персонаж казался едкой карикатурой на самого себя. Еще в большей степени вызывал недоумение образ Этлау, метаморфоза с ним крайне недостоверна, не показана, не обыграна, а преподносится как данность, в которую читателю просто предлагается поверить. Эх, не надо было так поступать с образом одного из главных антагонистов ГГ. Тем более, что раскрытие внутреннего «перерождения» Этлау интересно само по себе, и пошло бы только на пользу произведению.
И поэтому по итогам прочтения первой книги романа пребывал в убеждении, что развязка эпика загублена. Уже не ждал, что автор вновь позволит поверить ему. Ни о какой «десятке» «Концу игры» и речи быть не могло. Равно как и о «девятке», и даже о «восьмерке»… Однако чудо таки произошло.
Нет, вышеотмеченные «минусы» не стали «плюсами». Впечатление выправилось за счет повествования второй книги, ее сюжетных поворотов, языка изложения, усиления драматизма событий, что представлено достоверно, бескомпромиссно.
Произведение «спасено» для меня благодаря многому, одним из чего явилось развитие линии Императора (а с ним и Сеамни, и Клавдия, и Сежес, и Баламута, но, прежде всего, конечно, Гвина). Пожалуй, к событиям в мире Мельина «претензий» нет в принципе. Здесь есть всё: давящая атмосфера страшных угроз, а на ее фоне – смелость, героизм, отчаяние и светлые моменты радости, робкой надежды, любви, что крепче стали и сильнее смерти. Именно через описание мельинских событий рельефно выведена идея силы человеческой воли, подвига во имя жизни, искупления за содеянное недоброе. Примерно то же и в сюжете с Фессом, но там акценты несколько иные. Образ Императора раскрыт автором, пожалуй, лучше всех остальных персонажей. С самого начала истории (еще из «АМДМ») Император представлялся интересным героем, при этом он не преподносился как однозначно «хороший», у него свои грехи и пороки, Император далеко небезупречен. На протяжении «Хранителя Мечей» Император развивается, этот процесс заметен и, самое главное, достоверен.
Автора частенько упрекают в построении сюжетов на чем-то вроде «из последних сил», «открылось новое дыхание», «превозмогая смертельную усталость, почерпнув из неведомых резервов», в результате чего «все живы и счастливы». Так вот, подобного в «Конце игры» нет. Здесь всё дается героям не просто, через боль, утраты, страдания, через смерть и самопожертвование, без надежды на спасение, чудо, неожиданную помощь и прочее. Здесь герои всё делают сами. Император знает, что будет, ему страшно (и автор зримо показывает это, чем приближает к читателю), но идет к поставленной цели, ему ведома цена, он принимает судьбу.
То же и с другими: Фессом, Аэсоннэ, Этлау, Меганой, Анэто, Тави, Ниакрис, Бельтом, Сильвией, Хранителями-драконами, Темной Шестеркой. В «Конце игры» для каждого героя – своё испытание на прочность, своя Черная башня и свой судия (не Спаситель).
В общем-то этот роман – в известном смысле драма. Ощущение горечи добавляют предательства, некоторые из которых, что подано неожиданно и умело, ложные (к счастью, потому что если б такие предательства оказались настоящими, от восприятия соответствующих персонажей остался бы очень мрачный осадок).
Линия Фесса доведена до абсолютно логического завершения. Здесь в итоге нет того, после чего у читателя не осталось бы грусти, но в противном случае финал мог бы выглядеть недостоверно. А так – всё «правильно». И да, от этого, действительно, грустно. Трагический образ – трагическая судьба. Произошедшее с Фессом можно назвать искуплением, расплатой, но также и подвигом. Герой приходит к принятию решения через осознание собственных ошибок, понимание, что просто так, «красивыми пируэтами с глефой» ситуацию не изменишь, что тяжелые времена требуют настоящих поступков, отваги и самоотрешения. Автор в финале показывает одолевающую Фесса слабость, когда руки опускаются и всё теряет смысл. Неясыть – не супергерой, рыцарь без страха и упрека. Есть и страх, и постыдная слабость, и упрекнуть тоже есть в чем (даже – хоть на выбор!). Фесс – такой же, как и все, человек со своими достоинствами и недостатками. Тем достовернее борьба внутри героя, тем сильнее поступок, тем реальнее и драматичнее развязка…
Памятным стало завершение линии Меганы и Анэто. Получилось красиво и мощно, с достоинством и моралью, образно и символично. Можно дать больше характеристик, но тогда придется неизбежно раскрыть сюжет, чего делать не хочу (многим он и без того известен). Отмечу лишь, что сюжетный ход с данными персонажами добавляет силы звучанию того самого последнего аккорда, оставшегося после прочтения. Эпизодов и развязок, не оставляющих равнодушным, помимо сюжета о Мегане и Анэто, в «Конце игры» много: касательно Императора, Сеамни (вместе и по отдельности), Сежес и Баламута, Клавдия (тут несколько эпизодов, застолбивших место в памяти, один из них – коронация барона), Игнациуса (гротескно и неожиданно, а концовка – еще более неожиданна, но при этом справедлива и оправдана), Вэйде (отличная линия, а ее завершение – отдельная похвала автору, получилось и мощно, и тонко), Ниакрис и Тави (по последней – особое восприятие), Бельта (молодец!), Хранителей и Шестерки (очень достойно!), Безымянной и Рыси-полуэльфийки, Аэсоннэ (красиво и тянуще-грустно), Фесса (тут много всего), рыцаря Доаса, феникса (красиво и символично). Все эти эпизоды сильны по-своему, а вместе – тем более.
Понравился сюжетный ход с ученичеством Императора, идея о том, что всё может держаться на тончайшей нити, нити доверия, взаимопомощи, на воле и стремлении выстоять.
Отдельно хочу сказать о языке повествования, о способе его ведения. Автор дозировано и очень точно использует изложение в настоящем времени, этим достигается эффект укрупнения и растягивания протекания описываемого события (от лица действующего персонажа), когда мгновения словно застывают, и действие разворачивается будто бы как перед глазами читателя. Данный использованный автором метод работает в «Конце игры» «на все сто», и запоминающиеся впечатления от романа остаются во многом благодаря этому приему.
«Конец игры» — наверное, самая противоречивая часть «Войны Мага». Две книги романа получились разными по содержанию. Через первую приходилось «пробиваться», именно в ней всё то, что отмечал в начале отзыва как «минусы» (к ним можно добавить ощущения отстраненности от описываемого), а вторая – просто вынесла завершение истории на тот уровень, когда с легкостью отмечаются всё больше положительные моменты, а отрицательные безнадежно теряют в весе.
Не могу не отметить размах фантазии автора, которая впечатляет. Браво! Так всё сплести и так всё распутать – справился бы далеко не каждый, но то, что вышло у Перумова, не получилось бы, наверное, ни у кого.
К «спорным» для себя аспектам отношу превращение эпика из повествования о некроманте в глобальную историю, где смешались и «АМДМ», и «Хроники Хьёрварда» и собственно «Хранитель Мечей». Учитывая, что точку в эпике ставит всё-таки Фесс, нахожу в этом основание для примирения с самим собой в плане восприятия полотна.
Чего мне еще «не хватило», чтобы оценить роман более категорично. Не доведена до логического завершения линия Сугутора и Прадда, их оставили в том состоянии, в котором описано, что вызывает нарекания, тем более, что положение друзей Фесса отличалось (в лучшую сторону) от положения Рыси-полуэльфийки. Наконец, почему автор не показал «итоговое» отношение Клары к Фессу? Ведь на протяжении всей истории эта дама была несправедлива к нему, в конце же она (в «Эпилоге»), совершенно очевидно, изменила мнение о Кэре, но такой значимый и важный элемент, уверен, нужно было раскрыть.
Понравилась тональность развязки, грустно-жизненные нотки, придавшие описываемому достоверности и глубины. Автор раскрыл мысль о том, что каждый получает по заслугам. Расправа с отрицательными персонажами не выглядит нарочитой, всё оправдано и логично. Каждый получил своё. Противоречивым героям (таким как Вэйде) – соответствующая же и судьба. Однако, ее тоже можно понять, у нее своя правда, за которую, может, однозначно и не осудишь. Сложный образ и неоднозначный (дополнительный «плюс» автору). Для Императора и Фесса воздаяние – суть искупление, которое еще нужно заслужить. И для них справедлива формула: получи своё, но прежде прояви себя и докажи, что ты достоин, при том, что это «своё» — вовсе не мёд и вино.
В романе обыграны идеи: о выборе; об ограниченности могущества; о торжестве воли и силе человеческого духа; о роли поступка; о самопожертвовании и подвиге; о силе любви; об осознании и принятии ошибок; о расплате и искуплении; о том, что ничего не дается просто так.
В итоге, несмотря на отмеченные в данном отзыве «недостатки», поначалу казавшиеся просто провальными, и будучи под впечатлением от развязки, ее проработки и подачи, мыслей, обыгранных в ней, и ее тональности, меньше «десятки» роману поставить не могу. Он, думаю, запомнится, как и вся рассказанная автором история. Красивая, яркая, грустная и поучительная.
Аэдора, 24 декабря 2015 г.
Первое впечатление после прочтения книжки — «Ура, эта Санта-Барбара кончилась!». Дочитывала цикл уже из принципа, хотела знать, чем же всё кончится.
В цикле куча ненужных побочных сюжетных линий, которые вообще не впечатлили. Единственная более-менее логичная линия(и логично законченная) — это линия Анэто и Меганы.
Vampirt, 6 февраля 2014 г.
Столько книг — и что в итоге? Пшик.Вместо вразумительного нормального конца банальное мочилово.Да и ладно бы Бог с ним но все подается в такой нудно тягомотной атмосфере что читать становиться тошно.Причем книга не открывает ничего нового, все это уже было пройдено по несколько раз.Если в ранних книгах Хранителя мечей все имело отпечаток чего то непознанного и неизведанного то в завершальной части все вторично и безвкусно.Дойдя до конца радуешся прекращению растянувшейся эпопеи.Но не тут то было: на сцену выводят Гибель Богов 2 и старые герои начинают вымученно добивать нас с вами в очередном непонятно сколько томном произведении Перумова.
Greensign, 2 января 2013 г.
Конец. Всему делу венец. Или не всему?
Справедливости ради, стоит отметить, что большинство героев Ник совершенно оправданно угробил или вывел из повествования другими способами.
Конечно же, не обошлось без традиционного мочилова. Вообще, магические поединки у Перумова напоминают мне настольную игрушку Epic Spell Wars of the Battle Wizards, где заклинания создаются из набора трёх случайных карт: всё так же непредсказуемо, случайно и абстрактно. Персонажи в последнем томе — такие же. Непредсказуемые — точно. Супермен-Кицум, задача которого в тексте минимум раз за цикл в корне изменялась. Тави, герои повестей и эвиальские маги, в какой-то мере и Райна с Сильвией — этим героям было уделено столько строк, в то время как их роли незначительны и во многим похожи:
Император, как всегда, за гранью добра и зла.
Итог: разочарований масса. Но всё-таки большинство линий Перумов успешно завершил. Так большего и не требовалось.
demetriy120291, 25 октября 2012 г.
Вот и закончился этот замечательный цикл(но начался новый). Несколько сюжетных линий из предыдущих книг нашли свое продолжение в «Войне Мага».
Что я могу сказать — ярко, красочно, интригующе, эпично. Вот эпичность «Хранителя Драконов» мне очень понравилась — повествование не ограничивается одной локацией или персонажем, это позволяет увидеть масштабную картину происходящего от лица нескольких героев.
Главы с участием Новых Богов заслуживают отдельного внимания, правда немного напрягало их бездействие, в силу пресловутого Закона Равновесия.
Трагическое завершение пути Анэто и Меганы заставило немного взгрустнуть.
Сам цикл очень большой, но я не считаю это недостатком, так как автору удалось создать многогранную историю, которую читаешь взахлеб.
Вся «Летопись Разлома» собрана в печатном виде и заняла достойное место на полке, чем и горжусь.
Fatmir, 13 сентября 2009 г.
одно радует что наконец-то этот горе-цикл Перумов закончил, пристрелив этого чудовищного выродка.
Физически тяжело было читать эти графоманские мучения на сотнях страниц (эх русские березки!).
Всё что было хоть ненамного интересного и свежего во всей этой задумке выродилось в откровенный фарс, гротескные в своей картоности персонажи (бедный бедный кицум), фантасмагорический в своей нелепости сюжет, напоминающие записи из дневника девочки подростка мутные потоки рефлексии хлавного хероя.
Всё это вызвало только чувство неловкости и досады за когда-то подававшего надежды автора.
Закрыть и забыть, списать на драконовский контракт с издательством, бездарных литературных негров, ссоры с женой или некачественный абсент и ждать нового.