Вадим Панов «Таганский перекрёсток»
Они живут рядом с нами, они совсем близко. Мы можем в них не верить, можем считать их героями давно забытых сказок, но они реальны, и от них не спрятаться за бетонными стенами московских многоэтажек. Правда, обосновавшийся в столице всесильный джинн оказывается совсем не похож ни на могучего тяжеловеса из лампы Аладдина, ни на бородатого старика Хоттабыча, а ведьмы, черти и лешие охотно вступают в товарно-денежные отношения с предприимчивыми студентами, но от этого не становятся менее таинственными и опасными. И Дикая Стая по-прежнему жаждет человеческой крови...
Много тайн и загадок скрывает пронизанная древней магией Москва, и есть среди них место для простого человеческого счастья, ведь в волшебном августе с неба падают звезды, которые дарят надежду на чудо.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Басткон, 2007 // Премия «Два сердца» |
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книги — Лучший отечественный авторский сборник |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тизраэль, 8 февраля 2020 г.
Когда-то давно я заглотила сборник и о содержании остались весьма смутные воспоминания. Перебираю библиотеку, решила перечитать.
Маленькая ремарка: мне нравится Панов. Мне нравятся жанры мистического реализма и городской мистики. В конце-концов, я очень люблю родной город.
А ещё я прекрасно понимаю, что писать короткие рассказы значительно сложнее, чем полновесные романы и уж тем более многотомники. Из плюсов — все тексты достаточно интересные. Лично для меня чем-то откликнулись первые два — «Последнее желание» своей концовкой, «Ведьма», да идея последнего, давшего название сборнику, питаю любопытство к историям про дурные места.
А в остальном, начинаю понимать, почему в памяти не осталось ничего. Вроде и событий уложилось под обложкой много, а то ли экшончика недодали, то ли чуйств. Какие-то выглаженные стилистически зарисовки, неправдоподобные. Не перламутровые пуговицы, не перламутровые.
dimon1979, 4 июня 2014 г.
Вадим Панов не перестает меня удивлять. Не стану скрывать, что это один из самых моих любимых писателей. Полностью прочитаны «Анклавы» и «Тайный Город», впереди чтение «Герметикона». Ни одна из книг автора меня не разочаровала. Конечно, какие-то есть получше, какие-то чуть хуже, но общие впечатления всегда на высоком уровне. Читая книги Панова по-настоящему отдыхаешь, погружаешься в придуманный автором мир и с огромным интересом следишь за приключениями героев.
«Таганский перекресток» — сборник историй о магической Москве. В этих историях можно найти то, чего не увидишь на улицах или в парках, на окраинах или в центре. Никогда не думал, что можно настолько интересно рассказывать о городе, о тех кто его населяет, о его жизни и ритме.
Панов хорошо известен читателям, как автор, который пишет в основном крупные произведения, тем интереснее было познакомиться с его рассказами. Некоторые истории легко можно было бы развить и сделать полноценными романами. Вообще, как я заметил, у Вадима предостаточно оригинальных сюжетов для написания и ему нет необходимости делать что-то для искусственного увеличения объема текста.
Ни одна из историй в этом сборнике не похожа на другую, но объединяет их общая направленность, все рассказы показывают самого обычного человека, которому сложно разобраться в своей собственной жизни. Фоном всего этого, как раз и будет магия Москвы. Почему Панов выбрал Москву для этого? На этот вопрос есть ответ в одном из рассказов. Москва — город с традициями, с собственной душой, историей, знаменитыми жителями, великими подвигами. Москву нельзя любить или не любить, это необычный город и относиться к нему следует по-особенному.
Этот сборник, наверное, один из самых интересных и ярких в отечественной фантастике. «Таганский перекресток» — разнообразный и очень необычный коктейль, в котором каждый может найти для себя что-то полезное. Не перестаю поражаться таланту автора и я очень рад, что Вадим Панов продолжает удивлять своих поклонников интересными историями.
AlisterOrm, 21 апреля 2015 г.
Безусловно, город Москва — это атмосфера. Своя собственная, странная, привлекательная, но немного душная атмосфера большого тесного города. Города достаточно древнего, с великой и кровавой историей. Поручиться за то, что скрыто под ногами у стороннего пешехода, никак нельзя. Да, Москва, как и любое большое скопление людей, несёт в себе свою ауру, свой «запах» — безусловно.
Панов нам хотел показать, что Москва скрывает в себе великое множество сил и тайн. Ведьмы, колдуны, демоны, джинны... В любом уголке этого гигантского мегаполиса. Причём — в интерпретации Панова все эти чудеса кажутся обыденностью. Да, человек сталкивается с Таинственным, но оно настолько крепко и нераздельно слито с Москвой, что они достаточно легко и безболезненно включают его в орбиту своей обыденности. Причём — это только короткий фрагмент, срез обычной жизни — а сколько ещё скрывается за пеленой неведения? Всё это живёт рядом с нами, хотим мы этого или нет... Просто нужно пройтись по московским улочкам.
Конечно, это не мой город, мне сложно рассуждать о его атмосфере, однако в замысле Панова мне это пришлось по душе. Что до литературных достоинств, то рассказы написаны на одном, достаточно среднем уровне. Наверное, малая форма — не основной конёк писателя... Тем не менее, сборник, безусловно, внимания заслуживает — как качественное горфэнтези.
alexis1273, 27 ноября 2013 г.
Неторопливо почитывал цикл ТГ Панова. К хорошим рассказам — отношусь с большим уважением т.к. очень это непросто в короткой форме изложить что-то действительно занимательное. Решил попробовать этот сборник, т.к. стиль ТГ мне по душе. Поступил просто — глянул на рейтинг ФЛ и прочитал самый рейтинговый рассказ «Бонсай». Оказалось очень неплохо, но следующий за ним по рейтингу рассказ «Ведьма» просто покорил. После чего стал читать все подряд и вот что выяснилось: очень редкая для этого жанра ситуация — все рассказы написаны на очень высоком уровне. Читал до этого сборник мистических рассказов «Пентакль» коллектива авторов Дяченки, Олди, Валентинов. Там тоже много сильных рассказов, но раз на раз не приходится, а тут все как на подбор: захватывающие, атмосферные, лаконичные. Панов открылся с новой стороны, а ведь впечатление от первого романа в ТГ было весьма слабое. Яркий пример очевидного профессионального роста.
lawyer.1979, 24 марта 2012 г.
Сборник рассказов одного из «хэдлайнеров» городского фэнтези Вадима Панова получился очень сбалансированным, все девять рассказов написаны на одном уровне. И этот уровень весьма хорош, я бы даже сказал — отличный уровень. Для начала я бы хотел сказать по несколько слов о каждом произведении сборника в отдельности, а уж затем попытаться обозначить свое мнение о книге в целом.
- «Правильное решение»
История о Большом поступке маленького человека в современном обществе. Волею случая Димка Орешкин, обычный системный администратор, оказывается вовлечен в разборки двух могущественных кланов, выходцев с Востока. Совершенно случайно он оказывается свидетелем смерти одного из боссов мафии и становится обладателем могущественного артефакта, кольца с печатью Соломона, которое дает возможность стать практически властелином мира. Но оставаясь прежде всего человеком цивилизованным он отказывается от этого дара и могущества и принимает правильное решение.
- «Ведьма»
Забавная, но немного грустная история о студенческой жизни. Бесшабашные общажные вечеринки, бессонные ночи перед зачетами и экзаменами, красавицы-студентки, попытки найти первую работу — все это вызывает ностальгию у тех, кто был студентом и самоотверженно грыз гранит науки. По-моему это самое счастливое и относительно беззаботное время в жизни каждого человека. И даже среди всей этой прекрасной,но прозаической жизни есть место сверхъестественным явлениям и каждый студент надеется стать магом хотя бы два раза в год и вот уже разрывают полуночную тьму крики-заклинания — «Халява Приди!».
- «Половинки»
Жестокая история о любви, в которой теория о существовании в мире у каждого человека своей половинки подтверждается автором с очень грустной стороны. Вместо того, чтобы обрести настоящее семейное счастье после встречи со своей половинкой преуспевающий брокер Игорь Тареев получает лишь горькое разочарование в этой жизни, а все потому, что люди иногда не следят за своим языком и набор случайных, сказанных в сердцах, слов может привести к несчастью, а в некоторых случаях и смерти...
- «Клуб любителей покушать»
Рассказ посвящен миру высокой кухни и больших денег, в котором автор еще раз доказывает, что для достижения поставленной цели все средства хороши. И люди для улудшения своего положения в обществе не остановятся ни перед чем, даже если это повлечет за собой смерть конкурента...
- «Горевестница»
История о том, как молодая девушка получает своеобразный дар помогать людям убивая их, а в качестве «поощрения за работу» возможность лишить жизни любого человека. Вот только сможет ли она воспользоваться подобной «премией», даже если человек, которого хочется убить сделал очень больно?..
- «Дикая стая»
Василиск, йети, химера, дракон — все эти существа всего лишь обитатели легенд и сказок, но как Вы отреагируете, если Вам покажут кабинет наполненный чучелами этих «животных», а хозяин этого кабинета — охотник на них. И в очередной охоте Вам предстоит помочь убийце чудовищ, а Вашей любимой девушке отведена самая важная роль в охоте — роль приманки?..
- «Берег падающих звезд»
Звездопад... Одно из самых прекрасных небесных явлений. А что может быть лучше, чем наблюдать за этим великолепным зрелищем вместе с близкими тебе людьми, на берегу реки, когда летняя ночь нежно обнимает сумерками, а блики костра отражаются в бездонных глазах твоей любимой. И как показывает практика, надо смотреть не на небо, а на ту звезду, что рядом с тобой!
- «Бонсай»
История недолгой жизни и смерти верного слуги и великого воина, ценой своей жизни спасшего хозяев и погибшего как подобает истинному самураю. И пусть ростом он крайне мал, да вместо рук у него ветви, а вместо пальцев — листья, он все равно остается героем!
- «Таганский перекресток»
Рассказ, который подводит итоговую черту под всеми историями этого сборника, в нем, на фоне происходящих необычных событий на Таганской площади, встречаются и упоминаются герои и места предыдущих произведений этой прекрасной книги.
В каждой истории этой книги на фоне нашей обыденности мы встречаем необычных существ: джина, ведьму, сказочных чудовищ, а также различные необычные явления. Но даже, если убрать «чудесную» составляющую, то у автора получился бы отличный сборник рассказов о нашей современной жизни.
И как всегда это бывает в каждом достойном украшении есть особенный камень, для меня таким бриллиантом стал рассказ «Бонсай», в котором автор соединил столь любимую мною японскую культуру и кодекс Бусидо с нашей европейской цивилизацией. С подобным экспериментом я встречался в великолепном цикле Бориса Акунина о Эрасте Фандорине и в романе Романа Злотникова и Алексея Воробьева — «Ронин», и у Вадима Панова результат этого эксперимента получился ничем не хуже, а где-то даже лучше его коллег.
Единственный же минус, который я усмотрел — это то, что истории не «пропитаны» тем городом, которому посвящены, в них нет особого московского духа. Ведь если изменить названия улиц, то события книги могли бы происходить и в Питере, и в Казани, и в Краснодаре, да и вообще в любом крупном городе нашей страны. Не подумайте, что я придираюсь, просто я беззаветно люблю свой родной город, имя которому — Москва.
Итог: один из лучших сборников городского фэнтези от отечественного автора.
Godcatcher, 5 октября 2012 г.
И в третий раз пошел я за елкой. В смысле, прочитал еще одну книгу Панова.
В бочке меда нашлась только одна капля меда — это самый первый рассказ про джина. Этакий боевичок в духе «Анклава», который настроил меня на очередное экшн-чтение. А вот потом Панов открылся для меня совершенно с неожиданной стороны. Блестящий рассказчик, интересные истории... оказывается, он умеет писать не только боевики с лихими сюжетами. Крепкая десятка.
sham, 12 сентября 2010 г.
Сейчас читаю Панова запоем, разбавляя его Анклавы, его же рассказами из Таганского перекрестка и хочу сказать, что последний в целом очень понравился. Все рассказы объединены общим миром — Мистической Москвой, то есть, как понятно из названия, место действия известно и жанр также определен. Все рассказы понравились в разной степени (оценки от 7 до 10), мистическая составляющая в них также разная: в некоторых — только неуловимое присутствие неведомого, в других же — мистические события более интенсивны.
Все рассказы сборника получились мрачновато-грустные, но в целом все прочитались очень быстро и практически во всех интрига держала в напряжении до конца. Автор, на мой взгляд, брался за неизбитые темы, в результате чего чтение получилось довольно приятным. Также в качестве дополнительного плюса автору, можно привести рассказ «Таганский перекресток», самый последний в сборнике, в котором Панов попытался объединить все предыдущие расказы. И у него неплохо это получилось!
В целом очень доволен прочитанным, похоже, что в ряду российских фантастов у меня появляется еще один автор, за творчеством которого буду пристально следить! Но окончательный ответ — только после того как закончу Анклавы, за Тайный Город же браться пока страшно!
Nafamm, 19 августа 2009 г.
Не понравилось.
Романы романами, но рассказы автор, имхо, не умеет писать, хоть убейте. И язык-то нормальный, и видно, что перед нами не новичок, и повороты сюжетов порой неожиданные... Впечатлительная я несколько раз даже в странички напряженно вцеплялась: ой, что же дальше будет?!.. Но на этом — все. Скушно. Банально. Не торкает.
«Написано нормально» — этого мне, как читателю, как-то маловато.
Первые два рассказ когда читала, всё думала: «Не верю». Дочитала третий и сказала: «...Потому что он врет».
В чем врет — даже не объясню внятно. Но сказала — факт. Вслух (хоть и шепотом) сказала, сама для себя неожиданно.
Не верю я автору.
Оч. слабые эротические сцены. Типичный пример: «Сопение за спиной становилось все громче и громче. Горячее дыхание навалившегося мужчины обжигало шею и плечи, а его твердое естество внутри ее, казалось, долбило прямо в сердце». М-да. Ну, не умеешь — не берись, что ли?..
На весь сборник нашла один хороший рассказ — очень простой, честный и словно из другого теста, нежели другие сделанный. «Настроенческий» такой. Эротическая сцена, правда, все равно сомнительная, но это не имеет значения — впечатления она не портит. Рассказ простой, сцена простая, все органично.
Ny, 13 апреля 2010 г.
Взялся за сборник из-за постоянно всплывающих в рекомендациях рассказов Панова, с которым я был почти незнаком.
Прочесть смог 5 рассказов из 9 — быстро разочаровался и заскучал.
Во-первых, я не люблю «бандитских» сюжетов. Во-вторых, тексты напоминали детские истории из цикла «Гроб на колёсиках», переписанные на новый лад. Оригинального стиля и языка автор не продемонстрировал (наоборот, создалось ощущение, что тексты упрощены до школьного уровня владения языком — короткие предложения, относительная бедность эпитетов, небольшое общее разнообразие используемых слов), сюжеты оказались банальными, персонажи — слишком простыми, проработка сцен — минимальна. Иногда выявлялись забавные небрежности: в стекло (именно в стекло) джипа кидают кумулятивную (интересно зачем?) гранату, правоверные мусульмане ругаются словом «чёрт», из уличной торговой палатки на задворках Москвы выносят товара на десять тысяч долларов (10.000$ !!!). Юмора нет. Лирические моменты и выделение морали в рассказах передавались такими затёртыми и банальными фразами, что желание читать дальше пропадало. В-третьих, часто хотелось сказать «не верю».
Единственный момент, который мне пришёлся по душе — эпизодическое появление в одних рассказах второстепенных персонажей из других историй. Более-менее понравился только рассказ «Таганский перекрёсток».
Автор, на мой взгляд, работает слишком прямолинейно и упрощённо.
aldanare, 9 июня 2010 г.
Разборка мафиозных кланов на московских улицах – очередной спор за контроль над территорией? Нет, сражение не на жизнь, а на смерть за легендарный Перстень Соломона, дающий контроль над могущественным джинном, вернее, джиннией (“Правильное решение”). Зачем загадочному и отвратительному незнакомцу понадобилась красивая содержанка бизнесмена – каприз миллионера? Нет, поиск жертвы для еще более мерзкого, нечеловеческого существа – вожака Дикой Стаи (“Дикая Стая”). Вы считаете, что настоящие ведьмы если и остались, то только в глухих деревнях? Нет, современная Москва тоже не ставит никаких препятствий для древних ритуалов (“Ведьма”).
Контраст серой обыденности и лежащего по ту сторону зеркала Иного – древний и эффектный прием, на котором строится все модное ныне “городское фэнтези”. Лично мне больше пришлись по душе те рассказы, в которых нет никаких чудищ из параллельной реальности, джиннов с четвертым размером груди и комнатных растений-камикадзе (“Бонсай”), а есть обычные люди, внезапно ощутившие на собственной шкуре действие неких всеобщих законов бытия – законов жизни и смерти, любви и ненависти. Как в рассказе “Горевестница”, где девочка Катя обнаруживает у себя дар случайно находить людей, для которых пришло время уходить из жизни. Или в “Половинках”, идеи которых хватило бы на целый роман – и он вышел бы не хуже “Долины совести” Марины и Сергея Дяченко (формат рассказа оказался явно неудачным)…
Кстати, о Дяченко: композиционно книга немного напоминает достопамятный “Пентакль” Олди-Дяченко-Валентинова (заглавный рассказ – попытка связать воедино все тексты сборника). Однако, к сожалению, проигрывает оному по всем пунктам – и сюжетно, и стилистически.
antel, 20 мая 2009 г.
Пытаюсь подобрать слово. Не выходит. В рассказах — самая обычная московская жизнь, но на эту обычность, нет, обыденность накладывается тень... вот чего? Волшебства, мистики, тайны, сказки? Не получается придумать определение. А в итоге проходящая мимо по улице девушка может оказаться могущественным джинном, случайно вырвавшееся у матери ругательство может навсегда искалечить жизнь ее ребенку, в комнатное растение — вселиться душа погибшего самурая, а с помощью самых безобидных кушаний и специй можно управлять людьми и... убивать их.
Все чуть-чуть иное, иная система координат, иной ракурс. И самые привычные нам вещи предстают в новом, порой пугающем образе. Мы все в детстве читали арабские сказки про Алладина, джиннов, ифритов и иже с ними, но разве кто-нибудь задумывался, каково джинну — существу могущественному и практически бессмертному, оказаться во власти слабого человека? Человека, который никогда не простит джинну свою слабость и зависимость? Все мы знаем, что преждевременная смерть — это страшная несправедливость судьбы, а если она оказывается спасением от чего-то еще более страшного? И так везде, в каждом рассказе. Привычное восприятие выворачивается наизнанку.
Все рассказы построены почти одинаково, по одной схеме: обычный современный человек сталкивается с чем-то нереальным, не принадлежащим к обыденному миру. Классический неудачник, встретивший джинна, девушка, обнаружившая в себе талант прерывать чужие жизни, преуспевающий брокер, полюбивший проклятого ребенка... Именно реакция этих обычных людей и составляет главную интригу рассказов.
Но одна мысль объединяет все рассказы: человек только тогда чего-то стоит, когда добивается всего сам, без помощи любых потусторонних или посюсторонних сил. Когда не боится встать лицом к лицу и с врагами и со своими страхами. Не побоится, если надо, умереть. Или не побоится просто стать собой...
Kriptozoy, 24 апреля 2009 г.
Сборник «Таганский перекресток» после первого прочтения показался мне очень ровным по литературным качествам (не шедевр, а скорее середячок), по эмоциональным впечатлениям (в принципе все рассказы в его составе имеют лирическую или же наоборот трагическую нотку, но по интенсивности они все почти одинаковые, кроме пары-тройки экземпляров), по какой-то оригинальной или же фантастической идее (ничего неожиданного в этом сборнике я не нашел и не найдет пожалуй никто из тех, кто знает Панова по самой знаменитой его серии, потому что рассказы эти присущи Панову именно как автору «Тайного Города», а не «Анклавов» и даже не «Занимательной механики» или «Ручного привода»). Да, всё это так. Но тем не менее некоторые вещи из этой книги я периодически перечитываю, каждую под настроение, а недавно перечитал весь сборник целиком. Значит что-то во всем этом есть.
Но к сожалению Вадим Панов в короткой прозе показался мне слабее, нежели чем Вадим Панов, как автор романов в стиле остросюжетной фантастики и фэнтези.
Эту книгу пожалуй нельзя назвать «прекрасным выбором для ценителей жанра» или «настоящим подарком для преданных поклонников творчества писателя», но почитать можно. Иногда даже занятно.
Лучшие вещи по моему мнению: «Половинки», «Берег падающих звезд», «Дикая стая», «Таганский перекресток».
Твердая оценка семь.
J0kerS, 3 апреля 2010 г.
Это первое мое знакомство с товарищем Пановым. Дело в том, что перед чтением этого сборника у меня был некий читательский кризис. Читать я люблю, и даже, очень жаль, что времени на чтение мало. Собственно перед «Таганским перекрёстком» у меня в руках побывало 3 или 4 книги, включая «Песнь для Арбонны» Кея. И ни одна из этих книг меня не увлекла, и дело не только в качестве произведений. В этот момент времени я хотел получить в меру простое, немного с юмором, и завлекательное чтиво. Да, я не стремился к прочтению литературного шедевра галактического уровня. Я нашел, что хотел!
К достоинствам произведения можно отнести оригинальный и не очень сюжет, неплохо прописанный мир. Хотя создается впечатление, что мир — это Москва, а Москва -это МИР. А жаль, знаете за мкадом, тоже существует жизнь :biggrin: Главным плюсом для меня является авторский стиль и язык, Панов относиться к писателям которые опишут деревянный стол в 100 листов, а народ будет с удовольствием читать супер триллер «Стол из дерева». Благодаря таланту автора, я не бросил книгу на начале первого же рассказа, где просто куча недочетов. Автор или не знает вообще человеческой психологии или думает, что фантастика, на то и фантастика, что люди могут думать и совершать поступки абсолютно нереальные. Объяснить поведения некоторых героев, ну просто не возможно — 1) сисадмин -который в 34 года готов набить морду каждому встречному поперечному, за косой взгляд 2) тот же админ оказывается полным дебилом рассказывая свой секрет человеку, которого он вообще не знает 3) тупые бандосы (по другому назвать не могу) готовы заплатить сисадмину денег, даже понимая, что он хотел их кинуть, и искал, где бы больше денег найти 4) этот в меру тупой, не в меру резкий Дима отказывается от ТАКАЙ халявы, и главное во имя чего? Да и еще почему, зная, что он обладает джином, ему обязательно захочется ее унизить, бить и насиловать? Зачем она же в его власти! В любом случае он ХОЗЯИН джина.
Многое еще можно вспомнить, но в общем желаю товарищу Панову не просто пользоваться своим талантом, а творить литературу. Возможно я не прав ибо пока прочитал, только три книги у Панова. (Ранее читал что-то середине цикла ТГ , только, что дочитал «Занимательную механику») Желаю всяческих успехов, Вадиму. А вам уважаемые фантлабовцы рекомендую не искать большого смысла в произведении, вроде смысл, есть, но простенький он, совсем мозг не нужно напрягать.
chupasov, 16 февраля 2010 г.
Как же Панову – автору многотомного и местами многонудного цикла о ТГ хочется побыть просто писателем – человеком, которому позволено поставить точку в истории. В большинстве рассказов чудо только показывается, приоткрывается обыденному человеку – с тем, чтобы раствориться затем где-то в московских улицах, исчезнуть за горизонтом событий. И это – правильное решение.
Получился очень атмосферный цикл (а не просто сборник), пусть и не лишенный отмеченных уже недостатков.
Eldolor, 20 апреля 2009 г.
Очень печально, хотя мне понравилось, можно сказать жизненно. Ведь не всегда у нас все заканчивается хорошо. Исключение Бонсай, жалко конечно дерево, но ведь семья спасена. Одноименный рассказ очень понравился упоминанием в нем всех предыдущих рассказов. Возникло желание так же побродить по своему родному городу и познакомиться с ним вновь. Рассказ Половинки вне конкуренции, ведь так часто бывает, что встречая свою вторую половинку мы не можем быть с ней. Кого-то это убивает, но многие справляются и живут дальше.