Современная научная фантастика возникла как отклик на научно-технический прогресс. Значение научной основы фантастического произведения трудно переоценить. Потому багаж накопленного цивилизацией знания, научные открытия и фундаментальные исследования так интересны читателям качественной фантастики.
В этой рубрике мы будем рады видеть новости технологий, научно-полярные статьи, рецензии на научно-популярные книги.
Тематика колонки охватывает точные, гуманитарные, естественные науки и изучение космоса — любую тему, которую автор собирается затронуть в ракурсе фантастики.
Ваши статьи должны заинтересовать лаборантов, а потому необходимо, чтобы они отвечали минимальным требованиям: проверяемость и изложение на доступном языке.
И еще. Тут не публикуют то, что можно прочитать в учебнике. Ваш материал должен рассказывать о научных новинках или малоизвестных фактах.
Данная вещь была мною замечена в далеком уже 2013 году на сайте Ассоциации футурологов (как раз тогда на ресурсе была опубликована моя статья о технокоммунизме). Заинтересовало название и краткая информация об, очевидно, капитальном исследовании. Прежде всего, заинтриговали три чудесных слова «образы коммунистического будущего», а также тот факт, что затрагивался период рубежа 1950-х – 1960-х. Именно в это неполное десятилетие в силу ряда причин бытовал некий культ прогресса, гуманистического оптимизма и освоения космоса (кстати, не только в СССР, но и на Западе, хотя со своими особенностями). Ко всем прочему мне импонирует эстетика тех лет. Скачав файл, я время от времени вспоминал о нем, но до ознакомления в силу обстоятельств руки не доходили почти семь лет. И вот, время пришло.
Даже не сформулирую точно, что субъективно ожидалось от этой кандидатской, — наверное, какая-то теоретическая основа или хотя бы научные, исторические параллели с темой собственных поисков в области научной фантастики, футурологии и философии по теме коммунистической утопии. Что было найдено в этом исследовании, и соответствовало ли все это ожиданиям? Попробуем разобраться.
Книга посвящена Третьей Программе КПСС, принятой в 1961 году на ХХІІ съезде партии. Именно этот документ нередко воспринимается как наиболее утопический нехудожественный текст в истории СССР. Первая программа РСДРП была составлена еще до 1917 года вторая – вскоре после него; оба документа отражали план взятия власти и строительства нового государства. Как указывает автор, до 1960-х годов составление нового программного документа было подготовлено всем ходом партийного развития и если бы не война, подобный артефакт эпохи мог возникнуть еще в 1940-х. В представлении Фокина конец 1950-х – начало 1960-х – это своеобразный аналог 1920-х с его ожиданиями коммунизма, который «не за горами»; эти два периода противопоставляются «государственническим» периодам сталинизма и брежневского застоя. Если для первых доминантными были «утопические» темы, мобилизационные мотивы и, соответственно, программные документы партии довлели над Конституцией СССР, во время же вторых все носило противоположную направленность.
Итак, условные хронологические рамки – от 1956 (знаменитый ХХ съезд партии) до 1964 года (отстранение Н. С. Хрущева от власти). Территориальные рамки еще более условны (Европейская часть РСФСР), так как речь, прежде всего, идет обо всем СССР, как общественно-историческом феномене.
Фокин рассматривает историю создания Третьей Программы КПСС, а также останавливается на самом ХХІІ съезде. Именно этот документ предполагался быть основой новой Конституции СССР 1964 года, которая по известным причинам так и не была принята. В целом, говоря об образе «властного» коммунизма, представлении о нем сверху, автор с задачей справился. На основе источников довольно обстоятельно разобрано, как же хотели построить коммунизм к 1980 году и чего ожидали от населения в этой связи. Определенное внимание уделено 12 советским заповедям – «Моральному кодексу строителя коммунизма», который стал составной частью Третьей Программы.
Анализировать Третью программу как исторический источник автор начинает из самого понятия «коммунизм». Очевидно, Фокин не посчитал нужным всерьез разобраться в основополагающем для своей диссертации понятии. Четких описаний будущего мироустройства у классиков марксизма действительно нет (никто из них не желал скатываться в утопическое мечтательство), однако ограничение своих поисков цитированием или пересказом пары известных мест у Ленина (в основном из «Государства и революции»), Маркса с Энгельсом, незаслуженно большое внимание, уделенное изыскам Сталина, выглядит явным поверхностным моветоном. Делая обзор о дефиниции коммунизма просто необходимо было указать по-настоящему важное место из «Немецкой идеологии». Коммунизм — это «не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние». Согласно Марксу коммунизм представляется не как обычная формация (!), а как глобальное движение, поэтапно устраняющая противоречия, которые достались ему от предыдущих формаций к подлинно человеческому, обобществленному общению, не опосредованному производственными отношениями. Коммунизм, как движение к обратному отвоеванию подлинно человеческой сущности, искаженной классовым обществом, сам по себе не является целью человеческого развития или формой бытия. Это движение стремится к освобождению «человека в человеке». Коммунизм («практический гуманизм») ведет к положительному гуманизму, к подлинно человеческой жизни и отталкивается сам от себя, уже не будучи противопоставлением снятию частной собственности. Именно тогда гуманизм перестает быть абстрактно-нравственной категорией и становится реальной практикой человеколюбия и потребностью взаимного бытия (это уже из «Экономическо-философских рукописей 1844 года»). Ну да ладно, не буду никого грузить махровым диаматом, скажу лишь, что из-за фактического отказа от анализа основы основ, Фокин нередко всерьез ретранслирует ошибочные обывательские стереотипы о коммунизме, как конечном пункте развития истории и об «идеальном обществе без противоречий».
Не обходит автор и тему художественного восприятия коммунизма в этот период. Речь прежде всего о научной фантастике. И тут снова разочарование – немногословные рассуждения о «Туманности Андромеды» Ефремова, упоминание о творчестве Стругацких и… все. Фокин лишь немного подсластил пилюлю тем, что назвал ряд некоторых неизвестных для меня авторов.
Не понравилась упрощенная трактовка образа космонавта в искусстве и агитпропе СССР («некий супермен»). Катастрофически мало места уделено теме освоения космоса, ее восприятия населением.
Образы коммунизма среди населения анализируются на основе писем, поступавших в редакции СМИ того времени с целью внесения своих предложений по поводу текста Программы. К этому разделу в принципе замечаний нет, довольно интересный и информативный материал.
Далее автор исследует феномен упрощенного, потребительского понимания коммунизма. Это когда во фразе «От каждого по способностям, каждому по потребностям» игнорируется первая часть и подчеркивается вторая. Очевидно, с целью разъяснить понимание многими советскими людьми коммунизма как изобилия, анализируется такой неожиданный источник как «Книга о вкусной и здоровой пище» (в рассматриваемый период вышло два издания).
Рассматривается еще одна нетрадиционная в данном контексте тема — юмор и отражение в нем образа коммунизма. Вызывает, однако, недоумение тот факт, что за бортом исследования остался целый пласт более важных аспектов, без которых сформировать полное представление об образах коммунизма невозможно. Нет анализа, т.н. коммунистической архитектуры, изобразительного искусства (например, всем известных советских мозаичных панно с соответствующими сюжетами), темы спорта (формирование всесторонне развитого коммунистического человека), изобретательства и технического творчества (тут, думаю, связь понятна), интернационализма, мира и т.п.; о плакатном искусстве вспоминается вскользь и лишь в связи с отражением в нем тематики Третьей Программы.
Но больше всего вопросов вызвал последний подраздел, где анализируется такой «исторический источник», как анекдоты. Во-первых, сомнительна целесообразность наличия подобных источников в историческом, а не филологическом исследовании. Во-вторых, мы не можем быть уверены в хронологическом соответствии рассматриваемому периоду анекдотов (матерные частушки в работе тоже наличествуют), собранных и изданные уже в наше время. В-третьих, невосприятие (я не говорю сейчас о негативном образе) коммунизма как такового, которое присутствует в части анекдотов, вообще выходит за рамки темы исследования. Ведь речь об образах, а не о безОбразии.
Даже приводя такую источниковую базу, автор нередко манипулирует в своих выводах:
цитата
«Что нового внес Хрущев в научный коммунизм? — Мягкий знак после "з"»
Последний из приведенных анекдотов представляется наиболее концептуальным, поскольку основой его являются особенности речи Н.С. Хрущева: в этом «мягком знаке» сконцентрирована вся ирония по отношению к коммунизму, который в устах его главного «строителя» превращается в «коммунизьм».
«Концептуальный» вывод Фокина сделан о самом коммунизме, в то время, как анекдот очевидным образом лишь иронически обыгрывал отсутствие теоретических новаций от Никиты Хрущева.
Хоть книжка по мотивам этой диссертации и получила премию от фонда Михаила Прохорова, явной тенденциозности или необъективности автор, по крайней мере, в диссертации, не высказывает. Есть, правда, время от времени появляющаяся своеобразная междустрочная ирония или попытки ее как-то проявить, а также переключение от темы скепсиса по отношению к возможности построения коммунизма в 20-летний период на тему скепсиса к коммунизму как таковому. Ну и «метафизические отступления», «эсхатологические трактовки», «социально-психологические вставки», которые не совсем к месту при рассмотрении подобной темы.
Итог. Для общего развития читабельно и даже познавательно, но со своей ложкой дегтя. Автору есть еще куда расти в научном плане и что исследовать. К сожалению, многие проблемы, связанные с темой, остались нераскрытыми или только намеченными.
Мечта о том, что когда-то человек достигнет Луны, будоражила умы много столетий. 50 лет назад — 21 июля 1969 года, она, наконец, стала явью.
Чтобы отметить этот юбилей, мы подготовили список фантастических книг и кинофильмов, посвященных Луне.
Несмотря на вынесенную в заголовок праздничную картинку для привлечения внимания (“тренировочные“ съемки), мы не сомневаемся, что программа “Аполлон” успешно доставила 12 человек на поверхность естественного спутника Земли и вернула их обратно. (Хороший и подробнейший обзор первого полета и момента исторического первого шага человека есть в статье “Аполлон-11” в Википедии. Или краткая версия вышла у Гугла на ютуб.)
Но поскольку мы хотим сегодня рассказать о Луне, какой она была в фантастике — кино и литературе — то картинка очень нам подходит.
Книги:
Конечно же стоит начать с классики. В научно-фантастическом романе Жюля Верна "С Земли на Луну" известный популяризатор науки в середине 18 века живо и технически выверено (ну почти) описал как можно добраться до Луны, использую технологию своего времени. Несколько десятилетий спустя, в 1901 году, Герберт Уэльс в романе "Первые люди на Луне" рассказал как два путешественника добираются до спутника Земли и даже сталкиваются там с её обитателями, селенитами.
В годы гражданской войны в США в Балтиморе был основан "Пушечный клуб", участники которого занимались изобретением и производством всё более и более мощной и современной артиллерии. Однако, когда настало мирное время, новые пушки перестали быть нужны, и тогда председатель Импи Барбикен предложил невиданно масштабный и амбициозный проект — построить такую пушку, что её снаряд смог бы долететь до самой Луны.
Мистер Бедфорд и чудак-изобретатель мистер Кэйвор на шаре, изготовленном из кейворита, вещества изобретенного Кэйвором, совершают полет на Луну. Им предстоит множество приключений, а вернуться возможно смогут не все...
В 1961 свет увидела книга Артура Кларка "Лунная пыль". Сюжет романа закручивается вокруг пылехода с туристами, который оказываются в ловушке, когда их лунобус во время поездки по Морю Жажды оказывается под толщей лунной пыли.
Межпланетная трасса "Земля-Луна" давно уже прочно освоена, надежна и стабильна. Создано на Луне и специальное "Управление лунного туризма": необычный ландшафт, слабое тяготение, вид на Землю, загадки Фарсайда, великолепное звездное небо, первые поселения. При Клавии, первом лунном городе, создан даже первый лунный парк, пусть маленький, однако отнюдь не "оконный ящик, страдающий манией величия", как отозвался о нем "один болтун из телевидения". Но пылеход "Селена", проводя экскурсию, попадает в аварию и, окруженный мраком и безмолвием, погружается в недра Луны…
Любопытнейший образец социальной фантастики "по-американски", один из наиболее известных романов как в творчестве знаменитого писателя-фантаста Роберта Хайнлайна, так и в мировой фантастике в целом — недаром он был удостоен в 1966 году премии "Хьюго". Роман необычен и по поднятой теме, и по проблематике, и по языку. А если коротко, то эта книга о восстании, поднятом жителями лунных колоний — бывшими зеками и ссыльнопоселенцами — против тиранической диктатуры Земли; иными словами — это пособие для революционеров, но только в фантастической упаковке.
Луна, в недавнем прошлом выполнявшая «благородную» функцию планеты-тюрьмы для уголовников и диссидентов с Земли, ныне превращена в сырьевой придаток праматери человечества. Законопослушные потомки каторжников...
В некоторой степени идеи Хайнлайна об устройстве лунного общества обыгрывает Йен Макдональд в дилогии "Новая Луна"-"Волчья Луна" (первая книга цикла "Луна"), с которой русскоязычные читатели могут ознакомиться в переводе Наталии Осояну, которая принадлежит нашему сообществу.
Луна хочет тебя убить, и у нее есть тысячи способов добиться своего. Вакуум, радиация, удушающая пыль, слабеющие кости… Луна — новое государство, где нет законов, но есть бесконечные договоренности, где за воздух и информацию постоянно надо платить, и всем правят пять Драконов — пять индустриальных кланов. Между ними давно поделены сферы, каждый занимается своим делом, но основатели кланов стареют, их смерть уже близка, и между многочисленными наследниками развязывается жестокая борьба за новые сферы. Адриане Корте восемьдесят. Ее семья управляет корпорацией "Корта Элиу". Компания выжила в жестоких корпоративных войнах, но приобрела немало врагов. И теперь, когда с таким трудом завоеванный мир начинает трещать по швам, дети Адрианы должны спасти империю матери от развала… а еще от самих себя....
Автор широко известного "Марсианина" Энди Вейер не обошёл вниманием и Луну. Роман "Артемида" рассказывает историю живущей в единственном лунном городе девушки-курьера Джаз, которая мечтает заработать достаточно, чтобы приобрести скафандр и лицензию гида.
Люди здесь занимаются теми же делами, к которым привыкли у себя на родине. Строители и ученые, владельцы небольших лавочек и представители крупного бизнеса — и самым доходным, конечно, является туризм. Десятки тысяч любопытных прибывают на Луну, чтобы пройти по поверхности чужой планеты, поиграть на корте или даже заняться любовью при силе тяжести в 1/6 от земной. В общем, город как город. И жители его подвержены обычным человеческим страстям.
Девушка-курьер по имени Джаз мечтает когда-нибудь заработать достаточно, чтобы приобрести скафандр и лицензию гида. Водить туристов по поверхности планеты, быть уважаемым членом общества. Но не так-то просто совершить скачок с одной социальной ступени на другую...
С присущим ему мастерством и...
Конечно же, нельзя не упомянуть и наших авторов, писавших о Луне.
В 1985 году в журнале "Техника — молодёжи" был опубликован рассказ Михаила Пухова, открывший цикл "Истинная правда". Входящая в него повесть "Путь к Земле" стала для многих удивительным приключением, когда все технические элементы полета геров можно было повторить на домашнем даже не компьютере, а программированном калькуляторе!
Коршунов и Перепёлкин решили долететь с Луны до Земли на старом лунолёте, предназначенном для полётов только вдоль поверхности Луны на расстояния не более тысячи километров. К тому же Коршунов выкинул из кабины управления всю электронику, чтобы как можно больше усложнить условия полёта, и заправил самый минимум топлива. Да, на такое героическое безрассудство способны только советские космонавты!
Увидевший свет в 2008 году роман "Астровитянка" Николая Горькавого наделал немало шороха. Как и в случае с работами Пухова, история девочки Никки, которая учится в школе Эйнштейна на Луне, по замыслу автора должна была не только развлекать детей и подростков, но и погрузить их в мир современной науки. (Кстати — все три книги цикла автор разрешил для свободного доступа. Можно читать прямо с Фантлаба.)
Никки – очень интересная девочка: умная, любопытная и очень жизнелюбивая. Она — единственная выжившая после космической катастрофы. Никки выросла в совершенной изоляции, избежав знакомства с пороками этого мира, но получив замечательное образование от корабельного компьютера – своего единственного наставника. Сможет ли она, только своими знаниями и умом, изменить мир — сделать его по-настоящему справедливым и более добрым?..
Фильмы
Как и с книгами — вначале отдаем дань истории. Фильм, который по праву можно назвать первым фантастическим — "Путешествие на Луну" 1902 года (Франция). Комбинированные съемки, пиротехника, эффектные виды и футуристические костюмы — все атрибуты жанра. “Космический рейс” (1935, Россия) — это уже работа советская, но спецэффекты и все необходимое и тут на уровне. Сегодня смотрится очень ретро-футуристично, но при этом — смотрится. И еще “Место назначения — Луна” (1962, США) снят по мотивам научно-фантастического романа Роберта Хайнлайна «Ракетный корабль «Галилео».
1902, Франция короткометражка, фантастика, фэнтези, приключения
режиссёр: Жорж Мельес, сценарий: Жорж Мельес в ролях: Виктор Андре, Блоэтт Бернон, Brunnet, Жанна д’Альси, Генри Деланнуа, Depierre, Farjaut, Келм, Жорж Мельес
Ученый делает в Академии доклад о возможности полета на Луну. После бурных дискуссий решено отправить на Луну экспедицию, для которой строится космический корабль в виде полого снаряда, который запускается в космос выстрелом из огромной пушки…
режиссёр: Василий Журавлёв, сценарий: Александр Филимонов при участии Константина Циолковского в ролях: Сергей Комаров, К. Москаленко, Вассили Гапоненко, Николай Феоктистов, Василий Ковригин
Первый советский научно-фантастический фильм о покорении космоса. Научная сторона фильма была почти безупречной. Кроме устаревших деталей (старт с эстакады, противоперегрузочные ванны), все остальное впечатляет и сегодня. Во многом благодаря тому, что консультировал создателей ленты сам Константин Эдуардович...
режиссёр: Ирвинг Пичел, сценарий: Роберт А. Хайнлайн, Элфорд Ван Ронкель, Джеймс О’Хенлон в ролях: Джон Арчер /John Archer, Уорнер Андерсон /Warner Anderson, Том Пауэрс /Tom Powers, Дик Уэссон /Dick Wesson, Эрин О'Брайн-Мур /Erin O'Brien-Moore
После многолетних научных стараний, группа учёных из США решает, что пришла пора осваивать просторы космоса, и отправляет корабль на Луну. Освободившись от Земной атмосферы, астронавты сталкиваются с угрозой полного отказа оборудования и всеми радостями отсутствия гравитации. Однако главное открытие...
”Луна” (в русском переводе “Луна 2112”) — один из самых удачных фильмов уже нашего времени. По стилю “Космическая одиссея”, а по накалу не уступает самым известным кинотриллерам. (Кстати этот фильм занесет в базу ФЛ под номером 1. Ценим =)
Контракт Сэма подходит к концу: он провел три года на Луне, следя за автоматизированной станцией по добыче редкого газа. Три долгих года в полном одиночестве, если не считать говорящего робота ГЕРТИ, могут изменить любого...
Поклонникам конспирологических теорий и и псевдодокументалистики:
режиссёр: Алексей Федорченко, сценарий: Рамиль Ямалеев, Александр Гоноровский в ролях: Борис Власов, Виктория Ильинская, Анатолий Отраднов, Алексей Славнин, Виктор Котов, Андрей Осипов, Игорь Санников, Алексей Анисимов, Леонид Чистов, Сергей Ярмолюк
Съемочная группа журналистов расследует строго засекреченное дело. Им удается раскопать настоящую сенсацию: оказывается, еще до Великой Отечественной войны в СССР была создана первая ракета и готовился полет космолетчиков на Луну… Сюжет «Первых на Луне» — это документальные кадры, рассказы...
Продолжаем о теории заговора. Известно что “Аполлон-17” был последним, шестым из серии, что летал на Луну. Но есть фильм, где объясняется почему полет следующего “Аполлон 18” был засекречен, а после исследования Луны прекращены…
режиссёр: Гонсало Лопес-Гальего, сценарий: Брайан Миллер, Кори Гудман в ролях:
По официальным данным «Аполлон 17» был последней лунной экспедицией с участием людей. Почему уже 35 лет никто не летает на Луну? Ходили слухи, что была еще одна миссия и с ней что-то случилось, но вся информация об этом была засекречена. Не было никаких доказательств, пока не появились эти...
Фашисты, засевшие на темной стороны Луны после поражения во II Мировой войне. Что может быть круче?
Группа ученых под руководством офицера СС Ханса Каммлера добилась серьезных успехов по части антигравитации. Когда исход Второй Мировой войны стал очевиден, с антарктической базы гитлеровцы запустили несколько космических кораблей, чтобы их экипаж на темной стороне Луны основал секретную военную базу...
Фильм по по Жуль Верну, но что интересно — в нем очень прямая отсылка к сегодняшнему празднику — на день высадки Аполлона на Луну.
режиссёр: Дэймон Томас, сценарий: Марк Гатисс в ролях: Джулия Дикин, Джэйн Дикинсон, Питер Форбс, Марк Гатисс, Ian Hallard, Vanessa Havell, Richard Hawkyard, Katherine Jakeways, Роб Джудд, Рори Киннер
Экранизация одноименного произведения Герберта Уэллса. 20 июля 1969 года, в день, когда весь мир с нетерпением ждет высадки американцев на Луне, мальчик Джим случайно знакомится с Джулиусом Бедфордом, который рассказывает невероятную историю: в 1909 году он и профессор Кейвор стали первыми людьми, посетившими...
Исторические и документальные фильмы:
Поделившись фантастикой, хочется не обойти вниманием и прекрасные киноработы, которые относятся к реальной истории и науки:
“Луна” Павла Клушанцева, мэтра отечественных космических кинопроектов. Наравне с его же фильмами “Дорога к звёздам” и “Марс” является образом советского науч-попа о космосе.
документальный, 1965, СССР научно-популярный с элементами фантастики
режиссёр: Павел Клушанцев, сценарий: Павел Клушанцев в ролях:
О достижениях ученых в области исследования Луны. Учёные рассказывают о гипотезах происхождения лунных морей, о температуре лунной поверхности и предполагаемых свойствах лунного грунта. В фильме также высказываются предположения, как в недалеком будущем Луна будет осваиваться людьми: от гипотетической...
Для всего человечества — документальный фильм 1989 года о программе “Аполлон” и совсем свежий фильм этого года — "Аполлон-11" смонтированный специально для кинотеатров IMAX.
режиссёр: Эл Райнерт, сценарий: в ролях: Джим Ловелл, Расселл Швейкарт, Юджин Сернан, Майкл Коллинз, Чарльз Конрад, Ричард Гордон, Алан Бин, Джек Суайгерт, Стюарт Рооса, Джеймс Ирвин
Документальный фильм, включающий в себя съёмки с американской космической программы «Аполлон» и рассказывающий о подготовке и высадке первых людей на Луну.
режиссёр: Тодд Дуглас Миллер, сценарий: в ролях: Базз Олдрин, Джоан Энн Арчер, Джанет Армстронг, Джек Бенни, Джонни Карсон, Клиффорд Э. Чарльзуорт, Майкл Коллинз, Уолтер Кронкайт, Чарльз Дьюк, Линдон Джонсон
Документальный фильм рассказывает о миссии пилотируемого космического корабля «Аполлон-11», под руководством командира Нила Армстронга, который в 1969 году совершил посадку на Луне. В фильм включены редкие кадры, интервью очевидцев и участников.
И конечно жемчужина — оскороносный “Аполлон 13” — фильм, рассказывающей о реальной третьей лунной миссии, ставший примером находить выходы в критических ситуациях. Миссия, которая принесла в историю фразу “Хьюстон, у нас проблемы”
режиссёр: Рон Ховард, сценарий: Уильям Бройлес мл., Эл Райнерт, Джим Ловелл в ролях: Том Хэнкс Билл Пэкстон Кевин Бейкон Гэри Синиз Эд Харрис Кэтлин Куинлен Мэри Кейт Шеллхардт Эмили Энн Ллойд Мико Хьюз Макс Эллиотт Слэйд
Фильм о неудачной лунной миссии «Аполлон-13» — одном из самых драматических моментов освоения космоса. В 1970 «Аполлон-13» должен был стать третьим космическим кораблём, который доставил бы астронавтов на Луну. Однако уже на подлёте к цели на корабле произошла серьёзная авария,...
Конечно это не полный список книг и фильмов, где старушка Луна является главным действующим лицом. Книги, действие которых разворачивается на Луне можно легко найти, использовав классификатор ФантЛаба.
Луна — пока наш самый дальний фронтир, самая дальняя точка от Земли, где ступала нога человека. И несмотря на некоторый застой, мы абсолютно уверены, что уже скоро, в одно прекрасное мгновение человечество сделает следующий шаг.
С праздником, друзья!
PS. Спасибо Илье suhan_ilich за помощь в подготовке материала, и Максу raven.ua за прекрасную заглавную иллюстрацию.
Наконец-то дошли руки до заказанной более года назад книги известного популяризатора науки и физика-теоретика Митио Каку «Будущее разума».
Начну с названия. Книга называется «Будущее разума». Именно о разуме, его феномене и миссии, как можно было подумать, идет речь, исходя из некоторых видеоотзывов (как, например, вот этот), а также мнений уже прочитавших книгу товарищей.
Но. Название оправдано лишь для глав 10-15 и приложения «Квантовое сознание». Первые две трети книги повествуют не о разуме как таковом, а о мозге человека, как о «самой сложной вещи во Вселенной». Каку с точки зрения физика дает определения сознания человека, его отличие от сознания растений (если так можно выразиться), насекомых и высших животных. Человек отличается от животного тем, что он многое запоминает, у него формируется более целостная картина мира и, главное, он проецирует свою деятельность в будущее, проще говоря, планирует.
Был немного разочарован этой частью книги, потому как она представляет собой нечто уж совсем утилитарное, написана в стиле «ближнего прицела» и повествует о том, как можно будет в будущем (имеется в виду ближайшие 100 лет) лечить шизофреников, как будут усовершенствоваться МРТ и ЭКГ и о прочих сугубо практических вещах. Местами было даже интересно, однако видно, что по-настоящему эту информацию могут оценить лишь специалисты узкого профиля – неврологи, психологи и даже психиатры.
Более увлекательна та часть книги, где рассказывается о гипотетическом искусственном интеллекте. Ученый развенчивает ряд мифов, связанных с суперкомпьютерами и роботами. Оказывается, искусственный интеллект в будущем просто не может быть бездушным и бесцельным исполнителем. Парадокс, но… Он будет похож на человека не только внешне. Для того, чтобы у него было чувство самосохранения и приоритетность задач, искусственный разум должен обладать чувством страха (!) и быть способным чувствовать что-то вроде боли (!!!). Естественно, нужны воспоминания (пусть даже искусственные) и планы на будущее. Более того, Митио Каку подробно объясняет какие виды эмоций и что еще из наследия человека должно быть у ИИ. В сценарий «бунта машин» физик не верит (мол, человек наперед поставит барьеры и ограничения на такой случай, а также всячески будет «гуманизировать» свои супермашины). Однако ответа на вопрос о машинном бунте как таковом — способна ли нейронная сеть с достаточной мерой самостоятельности и способности к обучению, к примеру, в один прекрасный момент осознать себя и «задуматься» над своим местом как обычной (пусть и продвинутой) программы, Каку не дает.
Судя по книге, искусственный интеллект возможно сотворить, только копируя многое из того, что возникло в природе, пройдя миллионы лет эволюции. Это называется «обратное конструирование мозга» — когда в будущем будут «отсканированы» все нейроны и будет создано что-то вроде карты. По принципу этой карты можно будет пытаться творить нового Адама.
Наиболее впечатляющи в книге прогнозы о далеких перспективах разума. Автор, как и некоторые фантасты и футурологи, например, говорит о том, что рано или поздно, разумные существа откажутся от тел. Можно без конца усовершенствовать тела, прокачивать когнитивные способности и память, менять старые или больные органы, сливаться с машиной и т.п. и т.д. Но когда-то и эти меры перестанут удовлетворять потребности Разума. Полная дебиологизация, возникновение коллективного разума, сознание как волна или сгусток энергии, который перемещается трансгалактическими трассами посредством лазерных лучей – такие перспективы рисует автор. Перед разумом, прошедшим эти стадии, практически нет ничего невозможного – жизнь в открытом космосе, погружение в черную дыру, путешествия в другие вселенные.
Касается Каку и проблемы внеземного разума и известного феномена «Почему пришельцы не прилетают?». Ответы физика ожидаемы, хотя немного удивили его рецепты, как может человечество противостоять потенциальной инопланетной угрозе. Просто таки сценарий для фильма соответствующего жанра. Правда, ученый уточняет – вероятность нападения разумных и, в то же время, агрессивных инопланетян, почти равна нулю.
Что еще можно сказать? Через всю книгу проходит красной строкой некий технологический оптимизм автора. Мол, технологий не надо бояться, от них только польза. И новые «умные суперигрушки» делить человечество на богатых с суперспособностями и бедных, живущих в темноте и нищете, естественно, не будут. Да и любые технологии дешевеют со временем, сейчас доступны большинству населения и фотография и мобильная связь и компьютерные технолгии. Забывает автор лишь о том, что любые технологии в мире капитала служат в конечном итоге ему, а при любом удобном случае владелец использует новые технологии для оптимизации производства (читай – сокращения штата). Социальные следствия внедрения передовых технологий рассматриваются вскользь, автор розовых очков не тут снимать не хочет.
Под конец книги автор поднимает философские проблемы, связанные с НТР. Речь идет о принципе Коперника (мы не занимаем особого места во Вселенной, представляем собой лишь непримечательную пылинку в океане материи) и антропном принципе («слабый» вариант – только существующие условия во Вселенной могли породить жизнь и разум, «сильный» вариант – бог или что-то подобное специально «сделало» мир именно таким, чтобы со временем появились жизнь и разум). Жаль, но Митио Каку никак не проявил своего отношения к обеим философским проблемам.
И наконец, о фантастике в книге. На страницах этого труда можно насчитать несколько десятков названий и даже кратких сюжетных аннотаций фантастических произведений и фильмов. Автор рассказывает о своем детстве, в котором чтение фантастических книг и размышления над проблемами, поставленными в них, подвигло его и дальше разбираться в мироустройстве уже будучи маститым ученым-физиком. Азимов, Адамс, «Терминатор» и «Автостопом по галактике» со знанием дела и довольно органично вписаны в общую канву книги.
Вывод. Книжка интересная, хотя вначале немного затянута и суховато написана. Но ради эффектной концовки стоит времени, потраченного на ее чтение.
Книга для тех, у кого есть желание подтянуть свою «матчасть» по физике и космологии. Нужная вещь для безнадежных гуманитариев, стремящихся писать «твердую фантастику», или, по крайней мере, старающихся разобраться с современной научной картиной мира, не вникая в скучные и непонятные формулы.
Из книги можно узнать, почему и как квантовый микромир составляет ньютоновский классический мир. Научно-популярное издание рассказывает об М-теории, претендующей на статус так называемой «теории всего» (эта физическая концепция стремится объединить все виды фундаментальных взаимодействий — гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое).
Книга разрушает идеалистически-мещанские представления об окружающем мире – мы, как разумные существа, отнюдь не уникальны. А еще каждый раз приходится использовать абстрактное воображение, например в случае, когда Хокинг с Млодиновым описывают раннюю Вселенную, в которой не было времени.
Плюсы книги — написано интересно, оригинально, не лишено юмора. Даже само название является иронией по отношению к креационизму и намекает на Замысел природы. Авторы очень элегантно и логично разбивают креационистские объяснения картины мира; естественнонаучный материализм, хотя нигде и не упоминается, явно играет первую скрипку как философия познания.
Что немного удивило — при разборе антропного принципа, авторы не показали своего отношения к его «сильному» варианту (это когда некоторые утверждают, что Вселенная специально создана под появление человека).
20 января на нашем форуме был открыт приём вопросов Станиславу Дробышевскому, известному российскому антропологу, популяризатору науки. Я отобрал наиболее "фантастичные", и 7 февраля интервью со Станиславом провёл по Скайпу.
Заранее извиняюсь за качество звука (эхо). Когда тестировали со Станиславом, звук не фонил, но уже при записи, где-то с середины, началось, и останавливать было бы глупо.
Чьи вопросы не попали в интервью — извините, но оно и так вышло на час с небольшим. Попробую помучить Станислава ещё в текстовом режиме...