Дуглас Адамс «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Юмористическое | Приключенческое | Сатирическое | Ироническое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы ) | Наш мир (Земля) (Европа )
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Возраст читателя: Любой
Артуру Денту никогда не везло по четвергам. И именно в четверг его дом должен быть снесён для постройки новой дороги. Но, как оказалось, дом — не самая большая потеря в этот день. Целая планета, Земля, тоже должна быть снесена...
Существует несколько вариантов перевода данного романа, доступные в сети, но не издававшиеся книгами:
— Путеводитель хитч-хайкера по Галактике (В.Филиппов)
— Автостопом по Галактике (С.Печкин — две редакции перевода)
— Путеводитель «Автостопом по Млечному Пути» (Е.Щербатюк)
Входит в:
— журнал «Англия № 1 (77)», 1981 г.
— журнал «Всесвіт 1990'05-06», 1990 г.
— журнал «Если 1995'4», 1995 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— «Модель для сборки — Live», 2003 г.
Награды и премии:
лауреат |
Дитмар / Ditmar Award, 1980 // Зарубежная фантастика (Великобритания; роман) | |
лауреат |
Премия Пэт Терри / Pat Terry Award, 1980 // За юмор в НФ (Великобритания) | |
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1984 // Научная фантастика - Роман (Великобритания) |
Экранизации:
— «Путеводитель по Галактике для автостопщиков» / «The Hitch Hikers Guide to the Galaxy» 1981, Великобритания, реж. Алан Дж.В. Белл
— «Автостопом по галактике» / «The Hitchhiker's Guide to the Galaxy» 2005, США, Великобритания, реж. Гарт Дженнингс
- /языки:
- русский (18), английский (6), итальянский (1), украинский (4), белорусский (1), болгарский (1), сербский (1)
- /тип:
- книги (24), периодика (3), самиздат (1), аудиокниги (4)
- /перевод:
- А. Антомонов (5), Ю. Аринович (1), С. Асланян (1), В. Баканов (12), П. Костюкевич (1), Л. Серра (1), В. Филиппов (1), З. Якшич (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Неизвестный Ч., 5 сентября 2024 г.
Смутно помню предвкушение, с которым когда-то, давным-давно открывал эту книгу, и недоумение, с которым захлопнул её, не осилив и четверти. И вот вторая попытка её осилить, на сей раз в аудиоварианте. Начало, где герой отстаивает свой дом на обречённой Земле, понравилось, не выдающаяся история, но легкая и забавная, самое то по дороге на работу. Однако дальнейшее описание космических приключений Артура и Форда вызвало впечатление, что автор не знает, что делать со своими героями и за потоками словесной шелухи (с редкими вкраплениями зерён, да) ожидает, куда его кривая выведет. Не знаю, возможно кривая куда-то вывела в конце концов, многие уважаемые люди люди отзываются об «Автостопе» приязненно (одна из причин моих попыток разгрызть этот кактус), но мне лень и некогда ждать. Возможно, однажды попробую вторую часть, «Ресторан «У конца Вселенной», говорят, она даже лучше первой (сомнительный комплимент), но на сегодня с Адамсом — всё.
Puxum, 24 января 2024 г.
Неплохое, но разовое чтиво. Попытки автора «в юмор» удались не то чтобы полностью, хотя в целом они оправданы.
Почему-то опять сравниваю произведение с другими авторами и понимаю, что юмор, например, Асприна, Глена Кука или Алана дин Фостера мягче и понятнее.
Или все же реально зависит в каком возрасте читаешь то или иное произведение?.. Уж слишком наивным показалось мне как произведение, так и цикл в целом.
cheredeeva, 18 сентября 2023 г.
Очень быстро, очень легко и очень весело — так работает генератор Бесконечной Невероятности. Увы, прочесть без возмущения описание его работы способны только тренированные и сильные духом вроде кэрроловской Белой Королевы, которая успевала шесть раз поверить в невероятное еще до завтрака. Скорее всего, именно поэтому такое чтение подходит далеко не всем. Но мне понравилось — невероятно. Дуглас Адамс предлагает нам путеводитель по странствиям в безумном, и читатель, решившийся ему следовать, получит много удовольствия и до безумия полезных советов.
Ann.Mcart, 24 июня 2023 г.
«— Идеализм, чистая наука, поиски истины — все это очень хорошо, но рано или поздно, боюсь, наступает момент, когда начинаешь подозревать, что всей многомерной бесконечностью Вселенной на самом деле заправляет горстка маньяков.»
Пожалуй, стоит начать с того, что я очень люблю пересматривать экранизацию «Автостопом по Галактике» с Мартином Фриманом, Сэмом Рокуэллом и Зоуи Дешанель. Давно намеревалась прочитать книгу (оказалось, что есть целый цикл) и наконец решилась!
«— И последнее. Если тебе еще когда-нибудь понадобится помощь, если ты окажешься в безвыходном положении, на краю пропасти…
— Да?
— Прошу тебя, не раздумывай долго и прыгай в пропасть к чертям собачьим!»
Честно, почему-то ожидала, что книга будет немного больше по объему
Пока читала, перед мысленным взором то и дело возникали кадры и отдельные сценки из фильма)) в целом, по первой книге он и снимался, хотя сценарий местами переработали, но можно сказать, что основная канва осталась прежней.
Роман балансирует на грани не всем и не всегда понятного английского юмора, не слишком скатываясь в иронию или сарказм, но местами с добавочной порцией цинизма и философии
Концовка прямолинейно намекает взять в руки 2 книгу, что я и сделаю
«— Прощай, виртуальность, — сказал он, щелкнув единственным переключателем. — Здравствуй, реальность!»
edwardvik, 20 мая 2023 г.
Ожидал большего. ну очень плоские герои, ну очень мало по-настоящему смешных находок и много нудной тягомотины. Печалька. От такого расхваливаемого романа ожидаешь большего. Наверное не стал бы советовать этот роман. все таки герои должны цеплять, в них должно быть что-то настоящее, а тут этого совсем нет. Артут Дент просто тупая картонка(
AgentSmith2018, 28 августа 2022 г.
» Решил тут приобщиться к прекрасному и не понял ничего.
Книга феерический бред, не абсурд, не сюр, а именно бред.
Герои не милые и не интересные, они поражают своей плоскостью, одномерностью и не вызывают ни каких позитивных чувств.
Мир не раскрыт в принципе, да есть «Юморные лирические отсутпления», но они не дают читателю ничего кроме очередного потока бреда. К примеру для чего сцена с китом? Что она дала мне как читателю?
Если сравнить Адамса с Пратчетом, а почему бы не сделать это и тот и другой представители английского юмора, то на сколько гениально пишет Терри, так же бездарно произведение Дугласа.
В общем не понимаю почему эта книга столь популярна и признана. Возможно прочитай я ее лет в 14 было бы другое мнение, но сейчас однозначно — бред. « согласен 100%. « эту книгу обязан прочитать каждый любитель фантастики» как рекомедуют, то оказывается что некоторые книги это бред
AlisterOrm, 25 сентября 2022 г.
Юмористическая литература — дело тонкое. Прежде всего, конечно, её автор должен быть чрезвычайно умён. Во вторых, должен обладать хорошим художественным вкусом, чтобы всегда чувствовать меру. В третьих, его нелёгкая задача — поддерживать динамику повествования, и не давать читателю расслабится и заскучать, поддерживая его тонус всё новыми и новыми придумками.
Непревзойдён, конечно, Терри Пратчетт. Можно вспомнить Ярослава Гашека с его «Швейкианой», острую зубоскальную сатиру Джозефа Хеллера, чопороные приключения героев Джерома К. Джерома и юморечки Иоанны Хмелевской. Но вот, новое имя передо мной — Дуглас Адамс и его легендарный цикл «The Hitchhiker's Guide to the Galaxy». Произведение настолько известное, что о нём, по моему, хоть краем уха, но слышали все, и дело здесь даже не в слегка подзабытой нынче экранизации. Образы из коротких книг Адамса ушли в люди, многие крылатые фразы, прежде всего в англоязычном пространстве, но и в русскоязычном тоже, циркулируют в потоках языка, и всплывают с завидным, хоть и нечастым постоянством. «Life! Don’t talk to me about life!» — это в моём лексиконе теперь явно надолго. Да здравствует робот Марвин!
Если говорить серьёзно, то роман Дугласа Адамса производит странное и смешанное впечатление. С одной стороны, масса интересных замечаний, шуточек, и неожиданно глубокой иронии — это есть. Часть из них безнадёжно купировалась в переводе, я сравнил с оригиналом, хотя читать такой витиеватый и непростой текст на английском я пока не готов. Но с другой стороны, автору необходимо строить линейный сюжет, и он не производит впечатления — в этом плане Пратчетт более выразителен. Для пародии здесь маловато отсылок и жанрового стёба, и приходится констатировать, что «The Hitchhiker's Guide to the Galaxy» — скорее фантастика абсурдного юмора, причём не лишённая некого смыслового зерна. Добавлял ли его Адамс на самом деле?
Как ни странно, его абсурдная и откровенно дурацкая Вселенная, где президентом всего Сущего может быть обаятельный жулик просто потому, что он обаятельный, вполне логичная в рамках заданных законов. Вселенная настолько богата и разнообразна, что в ней найдётся место любой идиотии, любому абсурду, самым ярким краскам. На фоне этого безумного мира скучных людишек и сноса их никому не известной планетки не заметил вообще никто, а парочке выживших представителей этой приматоидной расы остаётся только разевать рот при виде калейдоскопа безумия бескрайнего космоса.
На фоне многообразия Вселенной человек — песчинка. (Это у меня приступ Синдрома Поиска Глубокого Смысла. Простите).
Вопрос о Жизни, Вселенной и всём остальном, конечно, запомнится надолго. Каков вопрос, таков и ответ. 42? Это смысл Жизни? Но чтобы понять ответ... быть может, лучше правильно поставить вопрос? Грубо говоря: вы чего хотите? От Жизни, от Вселенной, от... всего остального? Быть может, для начала дать всему имена, как учил нас старик Кун-цзы, познать себя, а потом, наконец, задать вопрос: зачем? И тогда 42 станет для нас чуть ближе, хотя, честно признаться, мы подобны больше тому кашалоту, который успел познать самого себя в те весёлые минуты, когда летел с орбиты к поверхности планеты Маграттея.
В общем, от сюжета, по большей части, я не в большом восторге, однако своим исполнением роман доставил удовольствие. Тем более, одно из главных его достоинств — он короткий. Чуть больше текста — и бесконечный поток гэгов стал бы утомительным. В итоге мы получаем типично английский роман о том, что мир не так прост, как кажется на самом деле. В этом смысле Дуглас Адамс пишет юмористическую литературу на очень странной грани жанров — не уходя в философию, не падая окончательно в абсурд, и не опускаясь до примитивных шуточек в стиле «Mr. Bean». Интересное сочетание.
k2007, 20 мая 2022 г.
Ну так себе. Довольно натужный юмор и такие же приключения. Роман должен быть веселой абсурдистской книгой, но выглядит это все довольно уныло (отдельные удачные фразы встречаются, да). Будем считать, что книгу я не понял.
P.S. У Пратчетта, который пишет о гораздо более серьезных вещах, книги в десять раз смешнее
Dzakkone, 24 декабря 2021 г.
Просто поражает, как такая книга может нравиться и затягивать, тем не менее, она нравится и затягивает с первых страниц. Очень лёгкая, хорошо усваиваемая, абсурдная, сумбурная, но ненавязчивая юмористическая фантастика. В большей степени это даже какая-то аллегория, социальная сатира. Читая ЭТО, ловлю себя на мысли, что книга выходит за рамки фантастики, это ЛИТЕРАТУРА. Именно такие книги разлетаются на цитаты, мемы, порождают массу пародий, подражаний, т.н. спин-оффов.
Я не в восхищении, конечно же, т.к. люблю книги продуманные, выверенные, тщательно «прорисованные» и т.д., но признаю факт — это очень значительная вещь, тяжеловесная, в хорошем смысле этого слова, несмотря на всю свою лёгкость и простоту.
amak2508, 10 июня 2021 г.
Наверное написать юмористическую фантастику, которая нравилась бы всем читателям, просто невозможно — настолько разнятся их вкусы и взгляды на этот жанр. Дуглас Адамс попытался рассказать нам об обитаемой галактике активно используя элементы фарса и буффонады. Жизнь в его мире значительно упрощена, герои активно перемещаются по галактике, оказываясь то в одном её конце, то в другом, а количество счастливых поворотов событий и неожиданностей в повести просто зашкаливает.
Естественно, что такой лёгкий трёп начинает читаться с огромным удовольствием, но очень скоро из-за своего однообразия и, извините, полнейшей бессмысленности приедается. Однако оценка на Фантлабе у произведения совсем не маленькая, а значит многим этот самый трёп до самой последней страницы ничуть не надоедает — ведь больше в книге ничего и нет. Что касается чистого юмора... да, в отдельных местах текст вызывает улыбку, но мест таких не так уж и много....
dl, 17 октября 2021 г.
Эталонному образцу абсурдистско-юмористической фантастики на этой неделе стукнуло 42 года. Так что спасибо за рыбу.
artem-sailer, 10 октября 2021 г.
Из всех жанров фантастики наиболее сложным технически, вероятно, следует признать юмористическую фантастику. Написать действительно смешную фантастическую книгу — это сложно, очень сложно. Внести мотив сюрреалистической буффонады, но не переборщить с этим. И в этой книге Дуглас Адамс с задачей справился на все сто.
Началось всё, конечно же, с фильма. С фильма, который оставил немало приятных воспоминаний и до сих пор доставляет немало удовольствия от просмотра, как целиком, так и отдельных эпизодов. Фильм, как говорится, затёрт до дыр и пополнил мою личную коллекцию крылатых выражений.
И вот, очередь наконец дошла до литературного первоисточника. Прочитал взахлёб, оторваться было невозможно, события развиваются стремительно, живо, улыбка не покидает читателя всю дорогу.
Следует заметить, кстати, что фильм довольно близок к книге, а недостающие сюжетные линии, надо полагать, встретятся читателю в следующих произведениях цикла.
Я бы не сказал, что это сатира. Ведь сатира подразумевает высмеивание какого-то явления или характеристики. Здесь же ничего подобного я не встретил. Насмешка, может быть, и есть, но она скорее добрая, дружеский шарж автора на коллег по цеху. Добрый стёб над стереотипами смыслов и сюжетных ходов типичного фантастического произведения второй половины ХХ века. С изрядной долей философской иронии, которую можно обобщить словами Слартибартфаста о том, что шансов разобраться в происходящем практически нет никаких, поэтому не стоит ломать голову, а лучше заняться своим делом.
Нельзя не отметить также и сюжетную завершённость, логичность повествования. Гармоничность, непротиворечивость и оригинальность центральной темы произведения. Автор умело, мастерски рассыпает по тексту намёки и непонятности, которые в финале складываются в цельный и блестящий пазл смысла.
Очень классная и лёгкая книга. Надеюсь, что и остальные книги цикла не подкачают.
zvezdochet2009, 21 сентября 2021 г.
Про книгу англичанина Дугласа Адамса с полным громоздким, но многообещающим названием «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом» рассуждать немного трудно. Этот текст что-то вроде квадратуры круга: с одной стороны, как полноценную научную фантастику его воспринимать решительно невозможно, с другой стороны это и не совсем комедия, а скорее буффонада, сатира и театр абсурда. То есть даже чисто логически вся история – полный бред.
Возможно, именно поэтому роман и стал таким популярным – очень уж он непохож на другие книжки в жанре, и даже родственную юморную фантастику вроде коротких и длинных шедевров Шекли, творчество которого почти все состоит из сатиры и иронии. Но у Шекли тексты глубже, изящнее, да и юмор философский, а вот роман Адамса скорее тянет именно на шоу, постановку, под которую первоначально и писался. То есть имеем чисто коммерческий продукт, что-то развлекательное, несерьезное. Что еще? Какие аналоги? Ну Ийон Тихой и его забавные похождения в космосе, а также знаменитая «Кибериада» Станислава Лема – но именитый поляк даже посочнее Шекли будет, так что на его фоне Адамс вообще сжимается в точку. Еще ценители часто сравнивают цикл про автостоп с «Плоским миром» Пратчетта… здесь сложно проводить аналогии.
И опять проблема – почему же тогда книжка не стала очередным «мылом» и не была благополучно забыта в вале подобной продукции?
Наверно, удачное стечение обстоятельств, ну и не без таланта автора конечно. Все-таки читается «Автостопом…» с интересом и пронизан классическим английским юмором вроде Джерома Клапки Джерома, плюс любопытная идея, выстраданная самим автором в ходе его реального путешествия автостопом до Стамбула.
Постановка пришлась радио-боссам и публике по вкусу, а это означало зеленый свет для дальнейших серий и издания сначала первой книжки, а затем и последующих. К сожалению, Адамс стал заложником своего детища, и что-то еще интересное написать не смог, или не успел, если не считать отличного сборника всякой публицистики «Лосось сомнений».
История приключений Артура Дента по галактике в пестрой компании всяких персонажей настолько насыщенна и изобилует такой массой безумных деталей, что анализировать их последовательно дело совершенно неблагодарное. Можно лишь с уверенностью сказать, что ироничные рассуждения автора обо всем на свете порой попадают в самую точку и вызывают неминуемую улыбку. Роман благодаря классной экранизации в 2005 году породил кучу мемов, прочно вошедших в массовую культуру – ну чем не признание успеха?
Правда, искать Глубокий смысл в этом чтиве тоже не стоит – читателю нужно просто расслабиться и получить удовольствие.
К слову, это именно идеальная отпускная книжка: малый объем, легко читаемый слог, ненапряженное действие, забавные повороты и ситуации, гротеск и юмор.
bazyazya, 10 июля 2021 г.
Ещё раз убедился, что юмористическая фантастика это очень скучно и противно. Но «Путеводитель по галактике...» я все же дочитал до конца, хотя считаю, что зря. А вот «Воспитание Цифруши» Станислава Лема я даже дочитывать не стал. Фантастика для меня святое. Я не лишен чувства юмора, отнюдь... Но не люблю экспериментов на фантастике. Оценок не ставлю такого рода литературе.
vesnyshka, 7 января 2019 г.
Эту книгу можно было бы прочесть за пару вечеров, но я её еле домучила. Даже не знаю, исходя из какого отзыва на неё или чьей рекомендации, поставила её на свою полку для прочтения.
По описанию это юмористическая фантастика. Но на деле (для меня) нудное, тягомотное, пустое произведение. Я даже пробовала читать в разных переводах, но это нисколько не помогло. В какие-то моменты понимала, что уже просто пробегаю строки глазами, вообще не воспринимая текст. Несколько раз моё внимание включалось, например, момент, когда автор подбрасывает мысль о том, что это не люди проводят массу экспериментов над мышами в лабораториях, а очень даже наоборот — мыши славно законспирировались и на самом деле они экспериментируют над нами. Но таких моментов было 2-3 всего.
После последней страницы пошла прочесть отзывы. Кто-то условно хлопает в ладоши — как смешно, весело, легко написано. Кому-то было нудно и они с трудом доползли, как и я, до последней страницы. На этих отзывах я выдохнула, так как уже стала подозревать, что внезапно потеряла чувство юмора и не прониклась книгой. Видимо, просто не мой юмор и совершенно не моя книга.