Йен Макдональд «Луна»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Психологическое | Семейно-бытовое | С множеством интриг
- Место действия: Вне Земли (Луна | На орбите Земли ) | Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка | Латинская Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Нетрадиционная ориентация/самоидентификация героев | Колонизация планет и других небесных тел | Конфликт отцов и детей | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
«The Menace from Farside» — дальний приквел основной части цикла. Какое место согласно внутренней хронологии занимает рассказ «The Falls», пока установить не удалось, но он не имеет прямого отношения к трилогии романов.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2019 // Роман, переведённый на французский (первые 2 романа) | |
номинант |
Subjective Chaos Kind of Awards, 2020 // Цикл | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2020 // Цикл книг |
- /языки:
- русский (3), английский (20), итальянский (2)
- /тип:
- в планах (1), книги (21), периодика (1), цифровое (2)
- /перевод:
- Н. Осояну (3)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
shvichkov, 26 декабря 2023 г.
Вся трилогия — образцовая иллюстрация выражения «Как море вширь, как лужа в глубину». Да и автор сам по итогам оказался в этой самой луже, дав мастер-класс по тому, как не надо пользоваться POV-системой и как не надо выстраивать семейно-домовые феодальные интриги. Макдональд не смог развить мир в глубину, и, как и в случае с персонажами, у него всё на поверхности. Десятки Суней, Воронцовых, Асамоа и Маккензи, которые смешиваются в однородную кашу дальних родственников на свадьбе. Их и не вспомнить через несколько глав. Но оказалось достаточно накачать текст безвкусными, неуместными сношениями представителей АБВГД+-сообщества, и пипл схавает. И ведь схавали.
Откуда сравнения с Дюной, да даже хотя бы с Пространством (куда более проработанным и структурно выписанным), побойтесь бога. Сложно судить об успехе серии, но у первой книги есть продолжения, а у них — аудиокниги, робкие планы на экранизацию, переводы на многие языки. Как минимум, она нашла своего читателя, и это пугает больше всего. Да, крайне средняя первая часть давала довольно необычный подход к Луне, который мог вылиться во что-то интересное. Мог, но не вылился. Все красные флаги были разбросаны уже там — плохо выписанные персонажи, неспособность выстроить билд-ап к большим событиям вроде концовки, или трата знаков и «экранного» времени на совершенно бесполезное младшее поколение семьи Корта. Всё это ждало нас и дальше, только в куда больших объемах:
Чудесный, заранее заготовленный код-саботёр на Горне, который вдруг появился в устах Адрианы перед смертью? Использован тут же, в начале второй книге, практически не имея никакого драматического билд-апа. Похоронив Владимира Харконнена, простите, патриарха Маккензи, и оставив нас иметь дело с вялой грызней едва выписанных братушек Маккензи.
Может быть, ИИ-фамильяры с разными аватарами, степенью автономности и т.д. будут играть какую-то роль кроме заменителей смартфонов? Нет, у них у всех одна и та же персоналия, они буквально не отличаются ни чувством юмора, ни характером, ни говором. Только платными скинами.
Такими примерами полны все три книги. А разгадка проста: непродуманность. Многие концепты были начаты за здравие, а кончены за упокой, как, например, «Четыре Элемента». Каким образом платный воздух, углеродный след (печать и раз-печать предметов, видимо, дают нулевую сумму, ведь энергия дармовая), или тарифный план оператора связи влияет на наших небедствующих персонажей? Пострадал ли кто-то за неоплаченный счёт, кроме пары статистов? Нет, этот злобный оскал киберпанк-капитализма практически не влияет на 99% героев, у которых за воздух всегда копейка уплачена на всю жизнь вперед. То же самое и с персонажами. Макдональд бросает их, как ребенок надоевшую игрушку, и берет, скажем, персонажа с Земли — чтобы в последней книге серии она исполняла роль Марины в книге первой: персонаж-экспозиция, Луна глазами землянина. И чтобы та шлялась без охраны по трущобам, будучи правой рукой главного человека Луны. Всё здесь — надкусанное яблоко, которое оставили гнить.
И на десерт — миростроение, а именно, неумелое выстраивание баланса между Землей и Луной, истоков их взаимоотношений, связянности двух тел. Ещё в первой книге вызывало вопросы то, что Корта Гелио — это буквально системообразующее предприятие для планеты; мало того — монополист, легким движением подвинувшие на рынке не только самих Маккензи, но и мелочь, вроде США или России. При этом им можно страдать фигней на Луне, а при желании можно просто прибить Корта и отжать их активы. Что мешало сделать это раньше? Почему дело так лениво пытались довести до конца? Макдональд словно не понимает, как работает бизнес таких масштабов, насколько тесно связаны с государством стратегические отрасли типа нефтянки, переработки или добычи полезных ископаемых. Это не IT-стартап, к которому тоже рано или поздно придут уважаемые люди из органов. Поэтому он каким-то неведомым образом сконцентрировал на Луне феодальную анкап-клоунаду (с нежизнеспособным договорным правом), которая делает практически всё, что захочет. И раздувает масштаб значимости и независимости (в том числе, личной) этого марлезонского балета до масштабов янг адалта. Хайнлайн бы от такого второй раз преставился.
Адриана Корта перед самой своей смертью сказала что-то вроде «Я ненавижу это место, ненавижу Луну». Полностью её поддерживаю. Луна Макдональда — сырое и недоделанное полотно, которое под свой конец окончательно развалилось на куски. И концентрация неплохих моментов там — как того самого гелия-3 в реголите. Нужно обработать слишком много пустой породы, чтобы найти там что-то ценное. Зато про тортики сколько узнали!
Deliann, 15 мая 2020 г.
Если на Земле жизнь не задается, и человечество успешно загоняет себя в могилу, то Йен Макдональд может предложить отличное решение! Отправляйтесь на Луну. Новые люди, новые технологии, новые возможности, красивейшие места… Что еще нужно для счастья? Здесь даже уголовной ответственности нет. Правда, есть несколько «но»...
Например, жизнь на Луне стоит достаточно дорого, и всё здесь регулируется договорным правом. Платить приходится за каждый шаг и вдох, а деньги достать не так-то просто, хотя возможно. Главное помните, что человек сам по себе источник некоторых ресурсов, и внимательно изучайте все документы, где ставите подпись.
Рекламные блёрбы заманчиво обещают «Игру престолов» в космосе», и да, у нас тут есть пять великих Домов, которые поделили между собой сферы влияния на Луне. Противостояние между ними не останавливается ни на миг, интриги плетутся все время и в таком количестве, что хватит на целую трилогию. Собственно, в цикле как раз три книги, так что поговорим о них чуть подробнее.
• «Новая Луна». Читателя окунают в местную богему, знакомят с правящей верхушкой и царящими нравами. Довольно быстро начинают происходить покушения на убийства и полноценные смерти, а расстановка сил склоняется то в одну сторону, то в другую. Борьба за власть – самое интересное, что может предложить эта книга, не считая идеи ИИ фамильяров. А раздражающее, что тут есть – акцентирование внимания на человеческих выделениях, всякие глупости, типа пробежки голышом по лунной поверхности в вакууме космоса и большинство персонажей, у которых в крови зашкаливает их офигенность. Многие еще наверняка споткнуться о тематику однополой любви, но тут уж от уровня толерантности зависит.
• «Волчья Луна». Учитывая, что предыдущая книга закончилась падением одного из великих Домов, то сюжет этой строится на небольшой передышке, перегруппировке и мести. Печально, что из-за этого все внимание сосредоточено исключительно на «условно плохом» великом Доме и «условно хорошем», оставляя остальных участников «Космической «Игры престолов» где-то на никому не известной периферии. Между тем, нам покажут Землю, много всяких красивостей в плане мира, много всяких некрасивостей в плане сцен однополого секса и готовки. В итоге читателю дарят весьма странную в своей предсказуемости концовку, когда ворох скучных персонажей с синдромом легкой мэрисьюшности объединяются с табуном боевых кустарных роялей, и таким хитрым образом прорываются сквозь обильные вражеские заслоны и интриги.
• «Восставшая Луна». Делая упор на экшн в предыдущей книге, автор слегка забыл о нем в этой. Поэтому готовьтесь к обильным политическим дрязгам и выяснениям отношений. В остальном все по-старому: кручение интриг, предательства, часть персонажей героически не доживет до финала, другая часть не менее героически доживет, концовка радует уже самим фактом своего наличия. Все-таки, не каждая «Игра престолов» доходит до своего завершения.
Стоит ли читать этот цикл? Да, если вам безразлично обилие однополых связей персонажей, несоответствие местных законов реальным и проскакивание через текст роялей время от времени. Нет, если вы ищете серьезную производственную научную фантастику в духе «Красного Марса» К. С. Робинсона, надеетесь на нечто большее, нежели стандартная мягкая научная фантастика или поддерживаете идею, что Луна – мягкая госпожа.
В целом, средне. После «Бразильи» и «Дома дервиша» я ожидал от автора большего.
rerwier, 26 сентября 2021 г.
Шикарная серия. Не читал до этого ничего подобного, после пока тоже не попадалось.
Космооперы вообще не очень люблю, но тут блин целый сериал мексиканский.
Первач книга произвела наибольшее впечатление, третья — наименьшее. Но зачастую оно всегда так, ожидания на то и ожидания — у каждого они свои, а автор тоже человек.
Не знаю с чем сравнить, в голову почему то приходит «Власть пса», но там совсем про другое.
Круто все закручено, читается с упоением, прочитав купил на бумаге. Обязательно перечитаю !
10/10 если вы фанат фантастики
izubr_, 25 мая 2020 г.
В целом неплохо. Классный проработанный мир, интересные варианты технологий, проработанный баланс между домами Драконов, фишки типа 4-х базисов, но честно говоря тяжеловатый язык описания. Этой бы истории да легкий язык написания и это был бы мегашедевр.
Драконы описаны хорошо, предательства и перебегания из лагеря в лагерь действительно напоминают Игру Престолов, но отдельные моменты «эротизма» иногда зашкаливают, хотя автор мир создал и его воля. Конец удивил —