Данная рубрика посвящена японской анимации. Рецензии и отзывы, анонсы еще не вышедших аниме и обзоры онгоингов, тематические подборки тайтлов а также итоги сезонов и года будут представлены в одной рубрике.
Принимаются любые предложения по улучшению.
Подразделы рубрики:
рецензии-отзывы
общий раздел
новости аниме
итоги сезона-года
персоналии-студии
анонсы-обзоры онгоингов
тематические подборки
Правила рубрики:
Помните, что ваше критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:
объём не менее 2000 символов с пробелами
в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится
в рецензии рекомендуется выставлять оценку по категориям: «Сюжет», «Персонажи», «Рисовка», «Звуковой ряд», «Итоговая оценка» по десятибалльной шкале
статья должна быть грамотно написана хорошим русским языком, допускается использование заимствованной лексики
при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка или постер; желательны примеры кадров
«Suzumiya Haruhi no Shoushitsu» («Исчезновение Харухи Судзумии»). Полнометражный фильм, 165 мин. Мировая премьера: 06.02.2010. Студия: Kyoto Animation. Режиссер: Исихара Тацуя.
Итак, «Команде SOS» уже больше полугода. На носу Рождество. Неугомонная Харухи Судзумия собирается отпраздновать его на всю катушку. Кён смотрит на все это со страдальческим выражением лица. Его все не радует: на улице холодно, каникулы никак не начнутся, Судзумия от обогревателя отгоняет, из-за зимы Микурочка ходит в закрытой одежде, у дружка Танигути намечено свидание, и он этим постоянно хвастается. Но еще более страдающим лицо Кёна станет однажды утром, когда, придя в школу, он узнает, что прошлой ночью мир изменился до неузнаваемости. Харухи Судзумия бесследно исчезла, о ней никто даже и не слышал. Ицуки Коидзуми тоже испарился, а вместе с ним и весь его класс. Микуру Асахина не узнает Кёна и, вообще, его боится. В клубной комнате теперь сидит одна только Юки Нагато, и она больше не гуманоидный интерфейс. Мечты сбываются! Теперь уже никто не будет досаждать Кёну, втягивать его в неприятности и заставлять заниматься абсурдными вещами. Монстр в юбке, сидящий на задней парте, куда-то подевался. Желанная свобода наступила. Но вот ведь незадача: Кён теперь изо всех сил хочет вернуть прежнее положение дел, оказывается, что и новый порядок вещей ему не по нутру.
Все вышеизложенное непосвященному покажется натуральной белибердой. Тут надо быть в курсе дела. Перед просмотром «Исчезновения Харухи Судзумии» необходимо сперва посмотреть два сезона сериала «Меланхолия Харухи Судзумии». Тогда вам все будет понятно. И даже то, почему Кёна так перекосило, когда в его класс, как ни в чем не бывало, вошла Асакура Рёко.
После скандального второго сезона сериала полнометражка стала бальзамом для фанатского сердца. В ней не обнаружилось никакого бесящего выпендрежа. Комедия сменилась настоящей драмой. Перед нами старательная экранизация четвертого тома ранобэ, который продолжает сквозной сюжет цикла. Причем экранизация весьма подробная, чем и объясняется весьма продолжительный хронометраж картины. Фирменная графика студии «Kyoto Animation» никуда не делась, даже стала еще лучше по сравнению с сериалом. Любимые герои на месте, их характеры продолжают развиваться. Сюжет про изменение привычной реальности позволил раскрыть персонажей под новым углом зрения: Харухи Судзумия уже не так раздражает, Ицуки Коидзуми перестал язвить и строить из себя чрезвычайно занятого (прежде всего, собой) героя, Микуру Асахина, конечно, не потеряла своей прелести, а Юки Нагото вдруг оказалась застенчивой и тонко чувствующей девушкой. Если говорить про Нагото, то нельзя не упомянуть два замечательных связанных с ней момента. Первый: когда она тихо-тихо говорит о том, что взяла книгу в библиотеке. Второй: когда она молча удерживает Кёна в своей квартире, стоит рядышком, в руках три столовые миски, пальцами схватила за рукав и не отпускает. Это удивительно трогательные моменты.
Критики единодушно хвалили работу Исихары Тацуя. И все эти похвалы вполне заслуженны. Успех у публики также был впечатляющим: за первый два дня проката в Японии «Исчезновение Харухи Судзумии» заняло седьмое место по кассовым сборам. Тем не менее, у «Исчезновения Харухи Судзумии» есть один минус. Полнометражка получилась все-таки затянутой. Длинный пролог можно было бы легко сократить, как и некоторые другие эпизоды фильма. Понятно, что авторы стремились сделать полнометражку как можно более подробной. Но что хорошо в виде сериала, то не так хорошо в виде полного метра. Именно в виде сериала «Исчезновение Харухи Судзумии» смотрелось бы органичней. Но студия отказалась от третьего сезона «Меланхолии Харухи Судзумии». А ведь могло бы получится весьма занятно: основой нового сезона, например, стали бы четвертый том (собственно, «Исчезновение Харухи Судзумии»), седьмой («Происки Харухи Судзумии», Кён снова сталкивается с путешествиями во времени) и восьмой («Негодование Харухи Судзумии», тут «Команда SOS» делает литературный журнал и расследует тайну места, которого боятся собаки). Да, это был бы замечательный сезон! Но его не случилось. А с 2010 года продолжать экранизацию ранобэ Нагару Танигавы никто и не берется. Не считать же за продолжение странное ответвление «Исчезновение Юки Нагато». Потому узнать, чем закончилась вся эта история, смогут только те, кто умеет хорошо читать на английском, ведь последние две книги так и не перевели на русский.
P.S. Лично меня очень порадовало, что Юки Нагато спрятала закладку с подсказкой для Кёна именно в книгу Дэна Симмонса «Гиперион». Я очень люблю этот его роман, и такая отсылка была мне весьма приятна.
«Suzumiya Haruhi no Yuuutsu» («Меланхолия Харухи Судзумии» [TV-2]. 14 эпизодов. Трансляция: с 22.05.2009 по 11.09.2009. Студия: Kyoto Animation. Главный режиссер: Исихара Тацуя.
Весенний сезон 2006 года порадовал анимешников всей Земли сериалом в четырнадцать эпизодов «Меланхолия Харухи Судзумии». При достаточно банальной завязке он таил в себе множество сюрпризов. Итак, старшеклассница-егоза (Харухи Судзумия) недоумевает, почему мир так банален и скучен, потому и мечтает встретить инопланетян, путешественников во времени и всяческих экстрасенсов. Она и не подозревает, что вышеозначенные объекты учатся с ней в одной школе. Инопланетянином оказывается молчаливая и сосредоточенная Юки Нагато, путешественницей во времени – плаксивая и неуклюжая Микуру Асахина, а экстрасенсом – жеманный Ицуки Коидзуми. Единственным человеком, который про все это знает, является простой парень Кён, который совершенно не рад, что оказался замешан во все эти дела. Ведь инопланетяне, пришельцы из будущего и экстрасенсы приглядывают за Судзумией, так как она на самом деле всемогущее существо, что-то типа богини. Если она узнает, что все ее фантазии реальны, то миру грозят большие потрясения, а этого допустить нельзя.
Первый сезон «Меланхолии Харухи Судзумии» поразил многим. Тут и прекрасная рисовка. Имеются и нетривиальные идеи, заложенные в сюжет. Радикальный подход к компоновке эпизодов бил под дых: авторы решили, что прямое повествование – это слишком скучно, потому перемешали эпизоды. Сериал, вообще, открывается любительским фильмом, который сняла Харухи для показа на школьном фестивале. Фильм этот выглядит просто невыносимо, не удивлюсь, что было огромное количество зрителей, которые бросили просмотр после первого же эпизода. Добавьте к этому, что «Меланхолия Харухи Судзумии» при определенном взгляде оборачивается остроумной пародией. В таком случае ее можно прочитать и как банальный гаремник (Кён в центре сюжета, вокруг крутятся милые девочки разных типажей, а еще явно яойного парнишу завезли, они все неравнодушны к главному герою), в котором высмеиваются многочисленные штампы типичного аниме про школу. Страдающие СПГС граждане пытались анализировать буквально каждый кадр и каждую реплику персонажей. Например, есть список книг, которые периодически читает Юки Нагато. В этом списке имеется и фантастика (например, романы Дэна Симмонса), и детективы (назовем хотя бы «Тайну греческого склепа» Эллери Куина), и абсолютная классика («В поисках утраченного времени» Марселя Пруста), и даже зубодробительная философия («Феноменология духа» Гегеля). Некоторые фанаты анализировали, что в какой серии читает Нагато, и строили на этой основе теории, которые должны правильно интерпретировать происходящее на экране. Думается же, что на самом деле авторы просто накидали звучных названий известных книжек, вот и все. Но все это не сработало бы, не будь хорошего сюжета. А сюжет тут хорош и интересен. В принципе можно не обращать внимания на сопутствующие финтифлюшки и просто наслаждаться происходящем на экране. Короче говоря, у японцев получился отличный постмодернистский сериал, который стал настоящим украшением современной массовой культуры. «Меланхолию Харухи Судзумии» можно было даже безболезненно рекомендовать далеким от аниме людям, многие именно после нее заинтересовались и другими аниме-сериалами.
Популярность «Меланхолии Харухи Судзумии» была столь мощной, что нет ничего удивительного в решении сделать второй сезон. Обещали его долго, три года. Появился же он все равно абсолютно неожиданно. Авторы снова были беспощадны к зрителям. Начался повтор первого сезона, только теперь все серии выходили в правильном хронологическом порядке. Тут-то и выяснилось, что второй сезон встроился в первый. То есть в нем показаны события, которые разворачивались между арками прошлого сезона. Сиквелом это, конечно, сложно назвать. Приквелом, разумеется, тоже. Получился странный сезон-дополнение. Фанаты обрадовались. Но тут авторы проявили себя еще большими радикалами, они придумали восьмисерийную арку «Бесконечная восьмерка». Итак, герои попадают в петлю во времени (все вспомнили «День сурка»). Так как у Харухи Судзумии в конце летних каникул остались какие-то недоделанные дела, она, не осознавая этого, принялась снова и снова запускать две последние летние недели. Никто – кроме Юки Нагото – не помнит прошедшие уже циклы. Для каждого очередной цикл наступает с чистого листа. А повторилось это представление 15532 (пятнадцать тысяч пятьсот тридцать два!) раза. К счастью, создатели сериала отказались от выпуска именно такого количества серий. (Шутка!) Но они не поленились и сделали восемь идентичных эпизодов. То есть вся Япония два месяца смотрела одно и то же. Да, задники отрисовывались по-разному, использовались все новые и новые ракурсы, одежда героев менялась, периодически появлялись новые комментарии Кёна. (А его комментарии – это особая фишка сериала, можно просто заслушаться.) Но это не отменяет самого главного: нам действительно показали восемь практически одинаковых эпизодов. Этот радикальный ход породил волну негодования. Были умельцы, которые выкладывали в Интернете под видом новых серий перекомпоновку старых. Один из бывших сотрудников студии даже обнародовал на YouTube заявление, что он был против настолько жесткого эксперимента над зрителями. Потому он приносил им свои извинения. На что «Kyoto Animation» заявили, что этот человек не имеет никакого отношения к их компании. «Бесконечную восьмерку», конечно, можно назвать выдающимся безумием, но это не изменяет двух фактов: 1) это прекрасная пародия на так называемые перезапуски сериалов, когда нам показывают все то же самое, но при этом заново нарисованное (за примерами далеко ходить не надо: тот же «Хеллсинг» или же «Цельнометаллический алхимик»); если хотите то ее можно считать и пародией на филлеры (тут за примерами далеко ходить не надо, просто ознакомьтесь с любым сёнэном длиннее двадцати шести серий); 2) перед нами последовательное воплощение популярной идеи петли времени, при этом такое воплощение позволяет зрителю в полной мере ощутить всю тяжесть повторяемости событий. Нужна была большая смелость, чтобы провернуть такую штуку. Хотя «Википедия» указывает на то, что идея этой арки могла возникнуть из-за нехватки материала для второго сезона. Это звучит странно: материала хватило еще и на полнометражку длительностью более двух с половиной часов. Но, право слово, не важно какова причина, важен выдающийся (хотя бы в каком-то смысле) результат.
Лично я когда-то не выдержал и не досмотрел «Бесконечную восьмерку». Был почему-то уверен, что ее надо все-таки посмотреть полностью, а терпения не хватило. Потому второй сезон «Меланхолии Харухи Судзумии» был заброшен. Через девять лет я все-таки сел и посмотрел все эти четырнадцать серий.
Второй сезон выглядит необязательным дополнением к первому. Ваше впечатление от историй первого сезона не изменится, если вы посмотрите еще и второй. Сезон состоит из трех историй. Первая (односерийная) повествует о путешествии Кёна в прошлое. Это хороший пример односерийной истории: развитие сюжета стремительно, не провисает, мы узнаем кое-что новое о персонажах. Вторая история – это пресловутая «Бесконечная восьмерка». Да, после ее просмотра чувствуешь огромное удовлетворение. Но это удовлетворение не от сюжета, а от ощущения, что сдюжил. Знакомство с «Бесконечной восьмеркой» необходимо, если вы интересуетесь странными артефактами из мира аниме. В этом смысле данная арка – само совершенство. Но, думаю, неподготовленный зритель просто переключится на что-нибудь другое. Третья история (пять серий) повествует о съемках фильма, который был показан в первом эпизоде первого сезона. Что ж, она вполне занимательна и должна углубить наше представление и о персонажах, и о сюжетных обстоятельствах. Оказывается, что между героями происходят всякие политические тёрки, Кён выступает то ли спасителем всех, то ли разменной монетой, а Харухи Судзумия далеко не такая милая, как кажется. Она ведет себя порой, как форменное чудовище. Из плюсов арки можно назвать бесконечный аттракцион имени Асахины-сан (так ее постоянно называет восторженный Кён). Удивительно, но все эти неуклюжести, стенания, бесконечный плач и отчаяние, кажется, просто не могут надоесть и всегда будут умилять и смешить одновременно. Также происходит активный информационный вброс о природе способностей Харухи Судзумии. И тут, оказывается, все не так очевидно, как выглядело в первом сезоне. Но эти завитки интересны, если вы знакомы с первым сезоном, остальным зрителям это все может показаться крайне скучным.
В итоге мы имеем: необязательное дополнение к отличному сериалу, которое отличается невыносимостью одной из арок. Советовать (в отличие от первого сезона) не буду никому. Если решитесь на просмотр, то это уж на ваш страх и риск. Тем не менее, оценки выстроились парадоксальным образом. Но что вы хотели, это же «Меланхолия Харухи Судзумии»!
P.S. А мне, тем временем, предстоит посмотреть полнометражку «Исчезновение Харухи Судзумии». Поглядим, что они там наснимали
Компания «Цифровое телевидение» ВГТРК и «Ростелекома» запустит телеканал Fan, который будет показывать аниме, фильмы Хаяо Миядзаки и другую подобную анимацию. Это первый в России телеканал в таком жанре.
В начале лета компания «Цифровое телевидение» (ЦТВ), управляющая тематическими каналами ВГТРК и «Ростелекома», запустит новый канал Fan «с фильмами и сериалами, в первую очередь анимационными, в жанре фэнтези», рассказал “Ъ” председатель совета директоров ЦТВ Дмитрий Медников. Вещательную лицензию на него ЦТВ получила еще в конце прошлого года, следует из реестра Роскомнадзора. Fan будет показывать зарубежный контент, специально закупаемый в Японии, Китае, Корее и США, в перспективе добавится российский контент в жанре fantastic animation. «Мы исследовали интересы аудитории, и интерес к анимированной, графической картинке очень высок»,— добавляет господин Медников.
Fan будет доступен в базовых пакетах операторов платного ТВ, сказал “Ъ” гендиректор «Сигнал Медиа» (дистрибутор каналов ЦТВ) Михаил Ковальчук. «ЦТВ искала контент очень лояльный молодой аудитории, которую мы еще не покрываем. Аниме, фильмы и сериалы в жанре рисованного фэнтези как раз имеют такую аудиторию, но в основном контент, который они смотрят, пиратский и пиратским образом озвучен, и эта ниша не закрыта медийными продуктами»,— объясняет господин Ковальчук.
В презентации Fan говорится, что это первый в России телеканал с таким контентом. Там будут фильмы и сериалы студии Ghibli Хаяо Миядзаки и других японских производителей — Gonzo, MadHouse, Toho, Kadokawa, Bones, Toei Animation, а также голливудских мейджоров, включая Marvel, Sony Pictures, Warner Bros. Предполагается регулярное обновление премьерного контента. Аудитория канала — россияне 14–40 лет. Затраты на контент «стандартные для киноканала», отмечает заместитель гендиректора ЦТВ Сергей Кошляков. «Но большую часть контента везем в Россию премьерно, так что с нас дубляж, адаптация»,— добавляет он.
Японские аниме на постоянной основе показывает канал 2х2; там не стали комментировать запуск Fan. Полнометражную анимацию Хаяо Миядзаки раньше показывал канал Disney, у которого были эксклюзивные права на контент Ghibli в России, сейчас они закончились, говорит собеседник на этом рынке.
Культура и контент в жанре аниме очень востребованы, констатирует директор по контенту «Триколор ТВ» Михаил Горячев. «Данные телеизмерений говорят о том, что самый популярный у российских телезрителей контент — это кино, сериалы и анимация. Учитывая это, можно смело говорить о том, что новый телеканал займет свою нишу на российском рынке платного ТВ»,— полагает он. У канала есть шанс завоевать зрителей, особенно среди молодежи, соглашается представитель пресс-службы «Акадо». «Во-первых, аниме — это модно, во-вторых, есть молодежные субкультуры, которые увлекаются подобными жанрами, в-третьих, аниме — уникальный контент для российского ТВ-рынка, что дает ему большое преимущество. Поэтому при условии грамотного продвижения канал может быть востребован, но среди узкой аудитории».
ЦТВ — один из крупнейших производителей тематических телеканалов, управляет каналами ВГТРК и «Ростелекома», которые объединили их в совместной компании в 2014 году. Сейчас в пакете ЦТВ больше 20 каналов, включая «Мульт», «Моя планета», «Русский роман», «Мама» и др. Последние несколько лет компания активно продает и на зарубежных рынках, таких как Азия и Южная Америка. Так, недавно ЦТВ объявила о продаже в Китай крупнейшего в истории пакета российских мультфильмов: для китайских онлайн-кинотеатров было адаптировано около 550 серий.
«Boku dake ga Inai Machi» («Erased», «Город, в котором меня нет»). 12 эпизодов. Трансляция: с 08.01.2016 по 25.03.2016. Студия: A-1 Pictures Inc. Главный режиссер: Ито Томохико.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Пожалуй, самый нашумевший аниме-сериал 2016-ого года, который, кажется, понравился практически всем, далеко не так однозначен и не так хорош, как может показаться на первый взгляд. Но если мы хотим разобраться в этом, то без СПОЙЛЕРОВ обойтись будет невозможно. Потому, если вы еще не смотрели «Город, в котором меня нет» или же терпеть не можете СПОЙЛЕРЫ, то вам стоит пройти мимо этих заметок. Если же вы в курсе всей истории или же СПОЙЛЕРЫ вас не пугают, то ваше внимание бесценно, поговорим же.
«Город, в котором меня нет» в первом эпизоде успешно прикидывается фантастическим триллером, но чуть позже вдруг оказывается социальной драмой про тяжелую жизнь простых японских женщин. Признаемся честно, японцы не так уж часто снимают аниме про социальные проблемы. Тут же их целый ворох. А все эти путешествия во времени – это так, для отвлечения внимания, а еще для того, чтобы не сузить целевую аудиторию, а наоборот — расширить.
Двадцатидевятилетний Сатору Фудзинума не достиг успеха в рисовании манги и в результате стал простым разносчиком пиццы. Он обладает удивительной способностью: может отматывать время назад. (Разносчик пиццы, который путешествует во времени… Ну-ну… Только я вспомнил «Футураму»?) Обычно его способность включается спонтанно. Когда рядом происходит какое-то несчастье, сознание Сатору переносится в свое же тело на несколько минут назад, чтобы у героя была возможность предотвратить катастрофу. Однажды, когда он выходил с мамой из супермаркета, произошел очередной откат, вот только никакого несчастья как не было, так и не случилось. Чуть позже Сатору догадался, что своими случайными действиями он спас от похищения маленькую девочку. А еще выяснилось, что этот случай как-то связан с давними исчезновениями и смертями детей, которые учились либо в одной школе с Сатору, либо в школе по соседству. Та история наделала много шума, полиция нашла убийцу, а герой благополучно забыл все обстоятельства, ведь тогда ему было всего одиннадцать лет. Пока Сатору пытается вспомнить всё, загадочный маньяк понимает, что мама Сатору узнала его в момент неудавшегося похищения. И тогда он приходит в дом Сатору и убивает ее. Герой обнаруживает труп матери и тут же оказывается под прицелом полиции. Пытаясь скрыться от преследования, он неожиданно перемещается во времени, но вовсе не на несколько минут назад, а на целых восемнадцать лет в 1988-ой год. (Хмм… 1988-ой год… «Донни Дарко»…) Теперь ему снова одиннадцать, он ходит в школу, а жертвы маньяка все еще живы. Сатору должен спасти их не только ради благого дела, но и ради своей мамы: очевидно же, если он помешает маньяку и выведет его на чистую воду, то и мама останется жива. Но что может сделать обыкновенный мальчишка, единственным оружием которого являются смутные воспоминания?
Такая завязка таит в себе огромный потенциал, есть где развернуться. Не развернулись. Все сводится к тому, что герой пытается защитить будущих жертв маньяка. Никаких вам больше путешествий во времени (будет еще одно, но это для нагнетания драматизма), никаких темпоральных парадоксов, фантастика отодвигается на задний план, вперед выступают школьная драма и детектив. Драма вышла хоть куда, детектив же не очень-то и удался. Если вы уже на третьем эпизоде не угадаете, кто убийца, то наблюдательность у вас не то что низкая, вообще отрицательная. И если вас заинтересовал «Город, в котором меня нет» только в контексте темы путешествий во времени, то смело можете идти пересматривать «Девочку, покорившую время», вот где школьная драма разворачивалась не в ущерб фантастической составляющей сюжета.
Кстати, «Город, в котором меня нет» роднит с «Девочкой, покорившей время» не только тематика, но и кое-какие визуальные аспекты. Создатели «Города, в котором меня нет» скорее всего вдохновлялись «Девочкой, покорившей время», именно отсюда и пришел прием изображения воспоминаний герой и его перемещений во времени в виде кинопленки. Если уж говорить про визуальную составляющую сериала, то хочется отметить просто превосходный опенинг. Кстати, это один из тех прекрасных случаев, когда опенинг несет в себе смысловое значение: смотрите его внимательно и обратите внимание, как он изменился в одиннадцатом эпизоде; отличная идея, которую отлично реализовали.
Очевидным минусом «Города, в котором меня нет» являются ляпы и недосказанности в объяснениях происходящего. Порой на ляпы не обращаешь внимания, но тут один такой ляп просто бросается в глаза. В первом эпизоде маньяк подходит со спины к маме главного героя и наносит ей удар ножом именно что в спину, через пару минут главный герой приходит домой и находит труп, вот только теперь нож почему-то торчит в животе жертвы. Авторы могли бы все-таки лучше координировать своих художников-аниматоров. Недосказанности иной раз только идут на пользу повествованию, но, когда речь про детектив, то тут-то все должно быть объяснено. Вот вам пример недосказанности из «Города, в котором меня нет». Кто видел, тот поймет. Итак, известно, что маньяк пришел в дом к первой жертве около полуночи. В это время она находилась в маленьком сарайчике на заднем дворе, маньяк похитил ее оттуда, унес в некое тайное место, проделал с ней все, что собирался, а потом вернул в тот же сарайчик. При этом мы знаем, что всех жертв нашли примерно через месяц после похищения. В данном случае надо понимать, что труп весь этот месяц так и провалялся в сарайчике? И его никто не нашел? Полиция даже не подумала заглянуть туда? Можно допустить, что мать и отчим жертвы перепрятали труп. Но тогда каким образом вообще кто-то узнал о том, что его возвращали в этот самый сарайчик, и самое важное, откуда тогда взяли отпечатки обуви на снегу, которые стали ключевым доказательством в обвинении невиновного? Эти следы целый месяц (или чуть дольше) сохранялись на снегу? Или… Да, вопросов очень много получается. И неясно, задумывались ли об этом авторы аниме-сериала. Говорят, что манга-первоисточник гораздо подробней и детализированней, возможно, из нее можно узнать ответы на эти вопросы, но зритель не обязан еще и в мангу лезть, по идеи любая экранизация должна быть самодостаточной. И таких вот недоговоренностей в «Городе, в котором меня нет» предостаточно. Подобные вещи называются недоработками. И они очень портят впечатление от просмотра, если, конечно, зритель достаточно внимателен.
Это было про то, что «Город, в котором меня нет» не так хорош, как про него говорят. А теперь будет про его неоднозначность.
Любая социальная драма по определению каким-то образом демонстрирует актуальные социальные проблемы. Автор этих строк не может сказать, что разбирается в социальных проблемах современной Японии. Да, кое-что известно из статей, но, чтобы понять социальную ситуацию в любой стране, этого мало, для этого в данной стране необходимо пожить, причем не пару недель, а несколько лет. Знакомство с продуктами массовой культуры этой страны делу не поможет. Мы все знаем, что авторы могут как сгущать краски, так и приукрашивать действительность. Автор этих строк никогда не бывал в Японии. Потому выводов тут не будет, просто будут изложены некоторые наблюдения, которые весьма интересны в свете тех новостей из жизни зарубежных стран, которые поставляют нам СМИ.
Итак, в фокусе внимания две семьи, показанные в «Городе, в котором меня нет». Это семья главного героя и семья его одноклассницы, которая и должна стать первой жертвой маньяка. Сатору воспитывает мать-одиночка. Перед нами образцовая мама: она любит своего сына, хорошо его понимает, всегда готова встать на его защиту. Его одноклассницу так же воспитывает мать-одиночка. Но если о причинах ухода из семьи отца Сатору мы так ничего и не узнаем, то судьба второй матери-одиночки показана подробней. Она бросила отца дочери потому, что он ее избивал. После этого она нашла себе другого мужчину, который, в общем-то, почти весь сериал остается за кадром, но мы хорошо понимаем, что он много пьет и абсолютно не обращает внимание на то, что происходит в семье. А в семье происходит вот что: мать регулярно избивает свою дочь, а потом запирает ее в том самом сарайчике. Таким образом она дает выход своему гневу. Вот вам первый отрицательный мужчина в сериале. Но есть еще несколько. Вот, например, менеджер пиццерии, в которой работает взрослый Сатору. Этот товарищ только и знает, что заглядывается на одну из своих несовершеннолетних сотрудниц. Вообще, все немногочисленные мужчины в этом сериале, мягко скажем, далеки от идеала. Есть, правда, бывший коллега матери главного героя, он вроде бы хороший. Но у него столь эпизодическая роль, что принимать его в расчет не стоит. Одним из важных персонажей является классный руководитель Сатору, прекрасный педагог, внимательный учитель, в которому герой обращается за помощью. Единственный положительный мужчина в финале оказывается тем самым маньяком. Наверное, учитель не может быть столь хорош. Конечно, есть главный герой, который весь из себя образец для подражания. Но на то он и главный герой. Его одноклассников тоже не надо учитывать: они дети, а дети в некотором смысле лишены гендерных ролей. Да, из них вырастут хорошие люди, но сериал не про это. Вот и имеем мы несколько неблагополучных неполных семей и сплошь козлов-мужиков. Выводы делайте, пожалуйста, сами, если, конечно, хотите их делать. Кажется удивительным, почему «Город, в котором меня нет» еще не пересняли в Голливуде, феминисткам эта история должна была бы очень понравиться. И какого-нибудь гея в сюжет легко вписать, вон, того же бывшего коллегу мамы Сатору можно геем сделать. Это придало бы западному ремейку еще больше злободневности и актуальности.
Наверное, успех «Города, в котором меня нет» обусловлен тем, что ныне мало снимается аниме с необычным сюжетом, без фансервиса и прочих штучек-дрючек. Учитывая современные тенденции индустрии такое аниме просто обречено на внимание. Все-таки будем справедливы: тут есть интересная история, пусть и рассказанная небрежно, запоминающиеся герои, необычные обстоятельства, местами авторы умудряются сделать повествование трогательным. Вот многим и понравилось. И в условиях дефицита умного аниме многие решили просто не обращать внимание на недостатки данного сериала. В общем, перед нами интересный образчик фантастического триллера, в котором есть и значительная доля драмы. Жаль, конечно, что в итоге мы имеем дело не с шедевром, но не все же шедевры смотреть.
Ушедший год в плане аниме стал для меня не менее интересным, чем 2016-й. В каждом сезоне было, что взять на просмотр онгоингом, где разгуляться фантазии и вдумчивому (или не очень) комментированию. Поскольку писать полновесные рецензии на каждый из просмотренных проектов нет ни времени, ни желания, воспользуюсь разработанным жанром интернет-медиа — "ТОП-сколько-нибудь чего-нибудь" — и раздам виртуальные награды всем тем аниме, что хоть чуть-чуть увлекли мое внимание в 2017-м, в положительном или отрицательном смысле. Разумеется, все субъективно (впрочем, как всегда), поэтому прошу близко к сердцу сей опус не принимать. Итак...
В 2017-м, как и прежде, было полно ТВ-сиквелов как к хорошим, зарекомендовавшим себя работам, так и к весьма посредственным, вроде вот этого. Я же хотел бы отметить орденом "почетного 2-го раза" те сериалы, что умудрились если не повторить успех предыдущих сезонов, то как минимум не ударить в грязь лицом.
Мобильный воин Гандам: Железнокровные сироты 2Семейка не от мира сего 2
Я знаю, что упомянутый мною Гандам стартовал еще в 2016-м, но уж больно хорош, чтобы его можно было пропустить.
Сквозь эпохи: Узы ракуго [ТВ-2]. Об этом аниме хотелось бы сказать отдельно. С одной стороны — шикарный сиквел, великолепная работа как драматургически, так и аудиально. Но, как и с первым сезоном, из-за разницы языков при просмотре теряется какая-то магия, которая позволила бы мне причислить это аниме к лучшим работам последних лет безоговорочно. Ну не с субтитрами надо смотреть истории про ракуго, и уж тем более не в закадровой озвучке от опытных, но все же любителей. А по-японски я не мастак. Так и кошусь: и голодно, и боязно.
Приз зрительских симпатий за аниме-сюрприз достается Стране самоцветов. Стартовав без всяких ожиданий, проект продемонстрировал серьезный уровень 3D CGI и чуть не стал лучшим сериалом 2017-го! Антисюрпризом года стал Правильный ответ: «Кадо», за что ему анизотропная дырка от бублика.
Почетным членом клуба Iyashikei становится Вишневый квест, как лучшая повседневность с лучшими персонажами.
За лучшее музыкальное сопровождение награда уходит Возрождающим.
Да, в Японии фильм вышел еще в 2016, но остальному миру стал доступен лишь в 2017, поэтому я считаю, что не будет ошибкой признать эту работу — лучшей полнометражной работой 2017-го. Фанаты Макото Синкая идут сюда.
И наконец тройка победителей! Лучшие ТВ-работы 2017-го!
Созданный в Бездне: самая душещипательная (в прямом и переносном смыслах) история, удивительная графика, бесподобная музыка, редкий образец нарратива с двойным, а то и тройным дном.
Мартовский лев: очередная мастерская работа от Акиюки Симбо, выполненная на студии Shaft, которая почему-то притворяется споконом про сеги, хотя совсем о другом.
Гранд-финал, то ради чего стоило терпеть все шлаковые аниме года: победоносный триптих от Масааки Юасы! Как можно догадаться, Юаса — один из моих самых любимых (с недавних пор) режиссеров аниме (и мультипликации вообще). В 2017-м у него вышли аж три работы: Лу за стеной, Весенняя ночь коротка и Devilman: Crybaby (технически, премьера состоялась в этом году, но, думаю, 5 дней погоды не делают).
И в честь юбилея, позвольте напомнить о такой прекрасной вещи (тоже авторства Масааки Юасы), как Кайба. Ему в этом году исполняется 10 лет.
Штука энигматичная, но подобно Алисе Кэррола, полюбив однажды, разлюбить уже невозможно. Волшебный саундтрек, самобытный художественный стиль, интригующая история. Для тех, кто планирует пересматривать или только-только познакомиться, есть приятная новость — совсем скоро аниме появится на blu-ray.
Делитесь своими впечатлениями от аниме 2017-го в комментариях, буду рад узнать ваши личные ТОПы.