Данная рубрика посвящена японской анимации. Рецензии и отзывы, анонсы еще не вышедших аниме и обзоры онгоингов, тематические подборки тайтлов а также итоги сезонов и года будут представлены в одной рубрике.
Принимаются любые предложения по улучшению.
Подразделы рубрики:
рецензии-отзывы
общий раздел
новости аниме
итоги сезона-года
персоналии-студии
анонсы-обзоры онгоингов
тематические подборки
Правила рубрики:
Помните, что ваше критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:
объём не менее 2000 символов с пробелами
в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится
в рецензии рекомендуется выставлять оценку по категориям: «Сюжет», «Персонажи», «Рисовка», «Звуковой ряд», «Итоговая оценка» по десятибалльной шкале
статья должна быть грамотно написана хорошим русским языком, допускается использование заимствованной лексики
при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка или постер; желательны примеры кадров
«Психопаспорт/ Psycho-Pass» сериал в жанре антиутопия, киберпанк. Выпускающая студия — Production I.G.
Третий сезон вышел в 2019 году. Режиссёр Сиотани Наоёси, сценарий Убуката То, дизайн персонажей Онда Наоюки.
Опенинг: "Q-vism" by Who-ya Extended (кстати, потрясающий).
Эндинг: "bullet" by Cö shu Nie.
Детектив, в котором подняты важные социальные проблемы (насилие, общность, безразличность, холодность, психология толпы и выбора). Кроме интриги и погони за преступником, есть герои, близкие и «живые», с незамысловатой историей, но от того заставляющих больше сопереживать.
На мой вкус, одно из лучших аниме за последнее время.
В основе история о том, что в будущей авторитарной Японии, вездесущая система «Сивилла» следит за каждым членом общества, сканируя его психическое состояние. Если оказывается, что психопаспорт выше сотни, человек получает отметку «потенциальный преступник» и помещается в отделение для исправления, выше трёхсот — прощай!
Кратко я говорила о первом и втором сезонах сериала, но теперь вышел третий, сиквел и ещё три фильма (по 60мин). Вселенная получается обширной благодаря тому, что последний сезон отличается от линии предыдущих, и показывает нам мир Японии будущего с ещё одной стороны.
Если первые два сериала, а также фильм 2015г, сюжетно связаны, в них действуют одни и те же персонажи, то третий... Номинально, да, в нём участвуют и Аканэ, и Когами, и прочие оставшиеся в живых герои, но, в общем, это больше интриги, скандалы, расследования, чем полицейский детектив.
«Психопаспорт/ Psycho-Pass»Аканэ Цунемори
Первый сезон «Психопаспорт/ Psycho-Pass» (2012)
Сценарий Уробути Гэн, студия Production I.G, режиссёры Сиотани Наоёси, Мотохиро Кацуюки, дизайн персонажей Акира Амано.
Сериал меня приятно удивил. Я смерть, как люблю такой сюжет: напряжённый, поднимающий социальные проблемы, в меру жестокий, плюс щепотка любви. Впрочем, согласно Вики: «...режиссёр Кацуюки Мотохиро стремился исследовать психологические темы в молодёжной среде общества, используя антиутопические сюжетные линии. Множество книг и фильмов оказали влияние на Psycho-Pass, самым заметным из которых был американский научно-фантастический фильм 1982 года «Бегущий по лезвию бритвы». Это чувствуется. Атмосфера потрясающая, один из немногих сериалов, что я люблю пересматривать.
Психологических и социальных моментов в аниме достаточно: например, здесь поднимается тема насилия и равнодушия толпы. Проблема выбора, когда становится понятно, что нельзя слепо следовать правилам. Это так не работает (тот самый момент с расстрелом заложников).
Легко или правильно? Аканэ Цунэмори придётся прочувствовать это на собственной шкуре, когда антагонист возьмёт в заложники её подругу. Очень сильный момент.
В противовес ей исполнитель Когами (весьма харизматичный). Положительный герой, но действующий совершенно иным образом. Выбор одной, и выбор другого. Разные способы достижения цели. В общем, очень интересно. На протяжении серий, и после, есть над чем подумать.
Чем мне понравился Психопаспорт, так это тем, что все герои «живые». Они меняются на протяжении серий. За ними стоит своя маленькая история, проливающая свет на устройство мира. Всем шестерым сопереживаешь, и расставаться с ними тяжело. Кроме Шимоцуки. Бесящая, выводящая из себя, туповатая Шимоцуки. До мозга костей правильная, не терпящая отклонения от буквы закона ни на ёту. Идеальный винтик «Сивиллы».
Второй сезон «Психопаспорт/ Psycho-Pass» (2014)
Он оказался заметно слабее. Хорошо, что всего 13 серий! Аниме идёт «по стопам» первого и более удачного собрата, но посмотрев второй раз, смело могу советовать. Есть интересные моменты, особенно когда Сакуя Тоганэ пытается повлиять на Аканэ, повторяя действия Когами. Сюжет словно копирует первую часть, герои вышли слабее, нет той изюминки. Кажется, что они статичны, на протяжении сезона раскрываются с другой стороны, но не меняются. Хотя тема суда судьи мне понравилась. Плюс любопытная идея: научить ребёнка, что зло — это добро. Убил собаку — молодец. Попытка создать асимптоматика для «Сивиллы».
За что люблю аниме (вообще), кроме рисовки, так это за такое преувеличение.
"Добро пожаловать в новый мир"Синья Когами и Аканэ Цунемори
Фильм «Психопаспорт/ Psycho-Pass:» (2015)
Продолжение истории Аканэ и Когами, невесть что, но посмотреть стоит, хотя бы ради того, чтобы встретиться с героями. Фильм проливает свет на их дальнейшую историю. Но можно и пропустить, в трилогии полнометражек «Грешники системы/ Psycho-Pass: Sinners of the System» рассказывается, где был Когами до третьего сезона.
Стоит заметить, что фильм показывает мир за границами влияния «Сивиллы», подкидывая мысль о том, так ли она плоха, как кажется. Может, утрата некоторой свободы и частные случаи это допустимая погрешность для безопасности большинства?
Фильмы «Психопаспорт: Грешники системы/ Psycho-Pass: Sinners of the System» (2019)
Три полнометражки, по 60мин, сюжет и рисовка ближе к третьему сезону. Тот же стиль, то же время действия. Ничего кардинального не вносят во вселенную «Психопаспорта», но посмотреть стоит, истории занятные, в меру грустные, например, про исполнителя (карателя, в другом переводе) Гинозу. Да, Аканэ вы не встретите. Второй фильм о Масаоке (тогда ещё детективе), тоже понравился. Раскрывает исполнителя с другой стороны. Это история о его семье и причине вражды между ним и Гинозой. Третий фильм как раз о Когами. О том, где он был и как попал в... третий сезон.
Кей Михаил Игнатов Синдо Арата "дождь"
Третий сезон «Психопаспорт/ Psycho-Pass» (2019)
Первая же серия убивает наповал: Акакэ оказывается в тюрьме. «Сивилла» наконец смогла её арестовать. Только неясно, как и за что.
Впрочем, вот разочарование, она не главный герой. В третьем сезоне на первый план выходят два новых инспектора. Японец и русский (па-па-па!). Да, от матрёшек на компе и борща, никуда не деться! Честно, в эти моменты я смеялась, но с другой стороны, спасибо, что опознаёте нас по борщу, а не по медведям с балалайкой (хотя, какая разница). Опять же, понятно, надо всем показать — этот парень русский! (Спасибо за новое знание о мире аниме, «Бакуман/ Bakuman») Стереотипы, о, стереотипы. Впрочем, Кей Михаил Игнатов вышел отличным парнем.
На этот раз антагонист не один человек, а тайная организация «Бифрост», мечтающая уничтожить «Сивиллу». Жестокости стало меньше, во всяком случае, такой открытой, как в первых сезонах. Мир открывается с другой стороны. Стало больше детективной интриги, в которую добавляются хитросплетения и тайна в судьбах персонажей.
Второй главный герой, Синдо Арата — менталист. Очень любопытно показаны сцены «погружения». Также из плюсов — трогательная дружба двух инспекторов (именно дружба).
В третьем сезоне совсем другая рисовка, первые четыре серии аж глаз радуется, очень чистые линии. Мне вообще нравится рисовка «Психопаспорта»: когда герои идут, они именно идут, двигается всё тело (плечи, руки), а не только меняются ноги. Но пятая серия это кошмар. Лица перекошены, глаза лучше закрыть, когда действие идёт на втором плане. Или герои, о, нет! отошли в сторонку поболтать, или, о, ужас! повернули голову в машине. Я еле дождалась шестой серии. Дальше дело выправилось, но что-то пошло не так, и графика всё равно сбилась. Впрочем, дизайн персонажей всё же приятный.
Сюжет не то чтобы замысловатый, но следить приходиться неотступно. Много героев, сплошные загадки, две противоборствующие стороны, внутри которых тоже есть свои подводные течения.
Мне понравилась аналогия или противопоставление с первой частью: асимптоматик здесь и там. Добро и зло. Словно нам подсказывают: человек сам делает себя, главное, это то, чего ты хочешь. Твои стремления. Черты характера не делают тебя добрым или злым изначально. Всё твой выбор.
Особо хочется отметить взаимоотношения главных героев Кея и Арата. Дружба подвергается проверке, но то, как они заботятся друг о друге очень трогательно. Через весь сериал проходит расследование о судьбах их семей, сплетая сюжет воедино.
Сравнивать два сезона (первый и третий) интересно: во всём есть противопоставления. Начиная с самого простого: как приняли Аканэ, и как новых инспекторов. И заканчивая совсем другим миром вокруг башни Бюро.
Доминатор доминатор "уничтожение"
Фильм(ы) «Психопаспорт 3: Первый инспектор/ Psycho-Pass 3: First Inspector» (2020)
Финал разделён на три части. Впечатление оставляет двоякое: вроде бы всё хорошо, но как-то уж очень складно. Многие «нити» свелись воедино, мы получили ответы на вопросы, но не на все. Например, судьба Аканэ осталась неясна (поэтому меня терзает надежда на продолжение).
И да, в сцене с Когами мне не хватило поцелуя.
Вроде всё закончилось, как я и хотела, но всё выглядит притянутым за уши.
«Вы же ждали хороший конец, вот вам, что жаловаться?» Эх... Я стала чураться складных финалов, всё это кажется искусственным, хотя размах впечатляет.
Последняя битва в башне Бюро великолепна.
В заключение хочется отметить, как изменились животрепещущие вопросы с течением времени. В 2012 году акцент на равнодушие и холодность общества, на его беззащитность и трусость перед насилием. Да, есть моменты о погружённости людей в соцсети, но это одиночество в толпе и замкнутость.
Конечно, многое преувеличено, но всё же есть над чем задуматься, и я бы не сказала, что мы изжили эту проблему.
Но в 2020 на первый план вышел вопрос об ИИ. Личность или программа? Проблема взаимодействия человека и технологий, что всюду проникают в повседневную жизнь. Плюс социальное неравенство, иммигранты, терпимость и политические игры.
Инспектор Игнатов отлично сыграл свою роль, последние серии (третьего сезона, перед финалом) великолепны.
Почему нужно смотреть: подобных аниме (киберпанк, антиутопическое будущее, детектив, триллер) не так много, а новых и подавно. И доминатор, конечно.
Сюжет: 9 из 10 (люблю детектив, тайны, крепкую дружбу и триллер)
Персонажи: 9 из 10 (мне понравилось, что из сезона в сезон, время движется и они «живут», меняются)
Рисовка: 8 из 10 (минус два балла за пятую серию, но в основном на хорошем уровне)
Звуковой ряд: 10 из 10 (опенинг во всех частях выше всяких похвал, музыка и видеоряд подобраны на 100%)
Итоговая оценка: 9,5 из 10 (хороший детектив, с завязкой на психологию, драматичный, трогательный, интересный мир и герои)
«Yoru wa Mijikashi Aruke yo Otome» («Ночь коротка, так что спеши, девочка», «Ночь коротка, так что гуляй, девочка», «Весенняя ночь коротка», «Night Is Short, Walk On Girl»). Полнометражный фильм, 95 мин. Мировая премьера: 07.04.2017. Студия: Science Saru. Режиссер: Юаса Масааки.
Видели ночь, гуляли всю ночь до утра.
Виктор Цой
Безымянная студентка киотского университета как-то вечером решает пройтись по ночным барам, чтобы хорошенько так выпить и познать прелести взрослой жизни. А влюбленный в нее безымянный старшекурсник отправляется за ней, он хочет подловить нужный момент и признаться-таки в своих чувствах. Такова завязка этой истории. Кажется, что банальней не придумаешь. Но банальностями здесь и не пахнет.
Во-первых, режиссером всего этого счастья является Юаса Масааки, человек, который стоит за такими авангардными в плане анимации вещами как «Кошачий суп» и «Кайба» (на самом деле он сделал гораздо больше, но не приводить же здесь весь список). Поэтому с самого начала надо быть готовым к абсолютно безумному стилю. И он тут есть! Любители кавая могут спокойно проходить мимо. Зрителя то радуют примитивным, почти детским рисунком, то на его голову обрушивается такой сюр, что сразу же вспоминаются армянские мультики (ну, вы поняли, там где «Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королем»), то случаются столь безумные деформинги, которых не увидишь и в самом изощренном комедийном аниме, но это не мешает появлению на экране и реалистично прорисованных кадров. Какой бы ни оказалась эта история, ее визуальное воплощение явно будет интересным.
Во-вторых, «Ночь коротка, так что спеши, девочка» является формальным продолжением одиннадцатисерийного аниме 2010 года «Четыре с половиной татами» (вариантов перевода названия достаточно много, но остановимся именно на этом). У такой крышесносной — в том числе и в плане сюжета — штуки просто не могло быть банального продолжения. В сериале брали заезженные в аниме ситуации и показывали их в достаточно неожиданном ракурсе. Потому то, что девушка просто пошла по барам, а юноша последовал за ней, может обернуться самым неожиданным образом. Кстати говоря, для понимания этого фильма Юасы Масааки знакомство с «Четырьмя с половиной татами» не является обязательным, перед нами абсолютно самостоятельное произведение. Но если вы не смотрели этот сериальчик, то мимо вас пройдут некоторые отсылки, которые, конечно, добавляют радости.
Если главный герой сериала (тот самый безымянный старшекурсник) умудрился по воле божеств несколько раз прожить одни и те же годы, чтобы в любом случае совершить кучу ошибок, то ситуация в «Ночь коротка, так что спеши, девочка» прямо противоположная, теперь за одну ночь пройдет целый год. Вечером была весна, утром тоже была весна, а вот ночью случились лето, осень и зима. Вот такая тут мифологическая ночка. Да и всякой небывальщины случится навалом, будьте внимательны с теми, кого повстречаете, ведь это могут быть вполне настоящие боги. Правда, мелкие.
«Ночь коротка, так что спеши, девочка» напоминает бурлящий котел, в который чего только не набросали. Но это удивительное блюдо готовил опытный кулинар, так что все ингредиенты были добавлены по делу, получилось шикарно, пусть и странновато на вкус.
Есть тут, в общем-то, беззлобная сатира на реалии японской жизни. Например, на то, что, как известно, японцы, славящиеся трудоголизмом и поразительной рабочей дисциплиной, любят абсолютно безобразно напиваться. Пьянку из начала фильма сложно забыть хотя бы потому, что в самый ее разгар нам покажут танец софистов. Описать его, пожалуй, внятно не получится, это надо видеть. Вероятно, эмоции японцев при просмотре соответствующих сцен этого аниме должны некоторым образом совпадать с эмоциями россиян, когда они смотрят какие-нибудь «Особенности национальной охоты».
С другой стороны, авторы последовательно выворачивают наизнанку анимешные штампы. И делают это нарочито и намеренно грубо. Вот, например, один из самых известных анимешных штампов про женские трусики. Он же является одной из причин, почему на аниме так ополчились поборники морали и нравственности. Представим, к примеру, милый сериальчик про жизнь старшеклассников. Есть в нем и всякие воспитательные моменты, и вроде бы этические уроки можно извлечь, все чинно и благородно. Ну, кроме того, что в кадре постоянно мелькают эти самые женские трусы. В какой-то момент может показаться, что именно они тут главные герои. «Отлично, – подумали авторы «Ночь коротка, так что спеши, девочка», – ударим же по этому столпу мировоззрения типичного отаку!». В рассматриваемом фильме будет очень много про трусы. Но только мужские. И, в общем-то, это весьма и весьма смешно. Тут есть один персонаж, который, вообще, поклялся не менять трусы пока не достигнет поставленной цели. Обет обетов, в общем. Этого персонажа так и зовут Пахан труселей. Все к нему относятся предельно уважительно и говорят о его причуде предельно серьезно. Русский перевод этой клички стоит считать удачным, так как в оригинале обыгрывается слово, которым с середины XX века в Японии стали называть лидеров бандитских школьных группировок. И подобного безобразия в «Ночь коротка, так что спеши, девочка» предостаточно. Досталось и яою, и многому другому. Успевай только отслеживать все эти деконструкции. Полная феерия, конечно, наступает, когда на университетском фестивале начинается сатирический мюзикл. Вот тут, кажется, что авторы уже точно чувство меры потеряли. Но нет, все в порядке. Дальше будет еще безумней, только совсем в ином ключе.
При этом сюжет строится ладно и крепко, весь этот балаган ни разу не теряет осмысленности. Внимательно следите за деталями, они тут важны. Ниточки, которые завязываются в самом начале (зритель, конечно, этих моментов не заметит при первом просмотре), впоследствии превращаются в важные сюжетные линии. Перед нами цельная история, пусть и наполняют ее безумные события. При этом эта история с внятными идеями. Поговорят тут и про проблему отцов и детей, разницу в их чувстве времени. Покажут и то, как порой люди просто не могут понять других людей, так как гонятся за удовольствиями и развлечениями. Этим перечень не исчерпывается, тут много чего понамешано. Все эти темы, безусловно, вечные, само аниме сделано без явных привязок к современности (ну, мелькнет на заднем плане пару раз смартфон, кто-то там будет стучать по клавишам ноутбука), потому вся эта штука явно может быть актуальной для любого времени.
Все это кипело, бурлило, удивляло, смешило, вызывало недоумение, но при этом и волновало, чтобы в результате оказаться тонкой историей любви. Когда все сказано, когда все точки над i расставлены, когда до финала остается меньше десяти минут, зрителю вдруг становится ясно, о чем все это было. Сила искусства в том, что любую тему можно раскрыть как угодно. У авторов «Ночь коротка, так что спеши, девочка», мягко скажем, не самый обычный арсенал инструментов, но его хватает, чтобы решить поставленную задачу убедительней, чем у многих, пользующихся, скажем так, привычными методами. Но давайте будем честны, не всякому придется по душе вышеописанное, тут дело простое – либо зритель поймает волну, либо нет. Но если уж поймает, то получит от просмотра колоссальное удовольствие. Легко догадаться, что автор данного текста эту волну поймал.
«Summer Wars» («Летние войны»). Полнометражный фильм, 114 мин. Мировая премьера: 01.08.2009. Студия: Madhouse. Режиссер: Хосода Мамору.
В некоем альтернативном настоящем в самый разгар лета – 1 августа – пройдет празднование юбилея главы влиятельного клана Дзинноути. Бабушке Сакаэ исполняется девяносто лет! Она все еще подвижна, не потеряла остроты умы и умудряется командовать не только своей семьей. По этому поводу со всех концов страны съедется уйма народа, и все они родственники. Праздник обещает быть роскошным! Восемнадцатилетняя ученица старшей школы Нацуки тоже едет на семейное торжество. И везет с собой своего одноклассника Кэндзи. Она его наняла, чтобы представить семье в качестве жениха. Мол, когда-то обещала бабушку порадовать, парня себе не нашла, потому решила просто сделать вид. Кэндзи сперва в шоке от такого поворота сюжета (ему сперва заплатили просто за сопровождение, разыгрывание роли жениха не входило в договор), но девушка ему нравится, семья у нее интересная, потому он смиряется и уже готов во всем поддакивать Нацуки.
Тем временем в виртуальной реальности, которую здесь называют ОЗ, происходит неладное. Дело в том, что на момент начала всей этой истории в виртуальность переехало все, что только можно. В ней происходят и управление движением на дорогах, и заключение важных сделок, и судебные разбирательства и многое-многое другое. Все имеют аватары в ОЗ и преспокойно занимаются там своими делами. И вот в ОЗ словно бы из ниоткуда появляется злобный искусственный интеллект по имени Машина Любви. Он тут же начинает творить в ОЗ черте что, а это приводит в свою очередь к полнейшему хаосу в реальной жизни. Никто не может справиться с Машиной Любви. Как не сложно догадаться, все ниточки ведут к поместью Дзинноути. Тут и те люди, которых можно назвать самыми важными игроками в происходящем, тут и те люди, кто могут все это остановить. Фактически это одни и те же люди. А весь ОЗ замер, наблюдая за тем, как происходит спасение мира в прямом эфире.
Может быть вам показалось, что перед нами киберпанк? Нет, перед нами просто сказка в определенных декорациях. Ну, а сказка, как известно, намек, добрым молодцам урок. Из этой сказки можно много чего полезного почерпнуть, чтобы было чем голову занять, особенно молодому поколению, на которое «Летние войны», собственно, и рассчитаны.
На первом плане тут, конечно, семейные ценности. Но это видно невооруженным взглядом, поэтому просто отметим данный аспект и пойдем дальше. В «Летних войнах» содержится ощутимое предупреждение о том, что не стоит класть все яйца в одну корзину. Человечество радостно перенесло всю свою деятельность в некое виртуальное пространство и стало крайне уязвимым. Потребовалось всего одна мощная атака, чтобы мир пошатнулся и оказался под угрозой уничтожения. Занятно, что в «Летних войнах» угроза исходит от США. Именно там затеяли некий эксперимент, который привел к таким последствиям, что на том конце все тоже пришли в ужас. Вот, кстати, и политический подтекст в сказке для юношества. ИИ не зародился случайно в недрах Интернета, его создали. А потом продали. А затем использовали с вполне четкими деструктивными целями. И кто сказал, что такого не может произойти в нашей реальности? Вполне может, когда все стремятся перенести именно в цифровой формат. Понятно, что в реальности все это будет выглядеть несколько иначе. Да и путь решения проблемы в «Летних войнах» чисто анимешный: надо просто навалять врагу, вот именно что кулаками, ну да, в виртуальности, но концепт от этого не сильно меняется. Идея, конечно, и в таком исполнении не перестает быть злободневной. При этом авторы не кричат: «Не делайте так! Откажитесь от цифровизации!» Они не выступают радикальными луддитами. Они просто показывают, какая ситуация может возникнуть. А герои не сетуют: «Ай-ай-ай, как мы до этого докатились?». Герои просто решают возникшую проблему. В какой-то момент бабушка Сакаэ говорит две важные для этого аниме мысли. Во-первых, «что бы не случилось, сдаваться нельзя». Во-вторых, «важно, чтобы люди общались так же, как в старые добрые времена». По этим заветам и живут персонажи «Летних войн». В этом отношении переход человечества в виртуальность ничего для них не изменил. И, возможно, это тот урок, который зритель, прежде всего, и должен усвоить после просмотра. С изменением мира мы ничего поделать не можем, но вот сохранять душевное равновесие, словом и делом подтверждать то, что у нас никакой прогресс не заберет, мы вполне в состоянии.
Сюжет очерчен, идеологическая подоплека происходящего ясна. Встает вопрос: а как все это сделано? В этом отношении у «Летних войн» есть очевидные плюсы и минусы.
Главной удачей этого аниме является сама по себе семья Дзинноути. Авторы смогли показать всю эту толпу родственников так, что от них и глаз не отведешь. Тут, конечно, столь много персонажей, что запомнить их имена просто невозможно. Так же как и невозможно разобраться в родственных связях. От всех этих братьев, сестер, дядей, тетей, сыновей, дочерей, племянников, племянниц, зятей, тещей и прочих голова кругом идет. Но досконально разбираться в этом от зрителей и не требуется. Все персонажи прорисованы детально, все непохожи друг на друга, понятно, кто и как к кому относится. Путаницы не возникает. Понятно, что перед нами этакая идеализированная семья, но, кажется, даже отъявленному мизантропу после просмотра захочется оказаться на каком-нибудь их семейном слете. В общем, два часа – это слишком мало для изображения такого замечательного семейства.
Авторам «Летних войн» отлично удалось построить сюжет. Параллельные линии подчеркивают и оттеняют друг друга, развешанные на стенах ружья стреляют, когда нужно, никто не оказывается забыт, в общем, все хорошо проработано. С технической стороны сценарий просто отличный. Но при этом надо отметить, что некоторые моменты сделаны неубедительно. И особенно это касается любовной линии. Понятно, что тут мальчик встретил девочку. Точнее девочка схватила мальчика и потащила в гущу приключений. Понятно, что между ними должны возникнуть чувства, даже если сперва девочка была увлечена вовсе не мальчиком, а своим дядей (тут все невинно, не переживайте). Но вот как раз возникновение этих чувств крайне неубедительно показано. И не могло быть по-другому, когда девочка занимается своими душевными проблемами, а мальчик спасает мир, но при этом делают они это поодиночке. По этому пункту полный провал. Сюжетная конструкция, конечно, хороша, но есть изъяны в некоторых элементах.
Если же говорить про проработку мира, то и тут полный провал. Виртуальность виртуальностью, но одной идеи мало, хотелось бы узнать подробности о том, как там все организовано с чисто технической точки зрения. А имеем мы полный наив и даже пренебрежение к важнейшему сюжетному допущению всей истории. Герои выходят в ОЗ с примитивных мобильников, но при этом внутри ОЗ происходят всякие битвы с поразительной детализацией. Все это выглядит странно и несуразно. И это же не дает в полной мере воспринять контраст между патриархальной жизнью в провинции, где собрались наши герои, и навороченной технологической виртуальностью, где они решают свои проблемы. При этом данный контраст важен для смысловых акцентов, выполненный неубедительно, он работает в ущерб всей конструкции. Хотя в этом отношении в «Летних войнах» есть просто отличный момент, когда бабушка Сакаэ берет в руки старый стационарный телефон — черного цвета, с диском для набора номера — и принимается звонить всем своим влиятельным знакомым, чтобы поспособствовать нормализации происходящего. И у нее, в общем-то, очень даже получается. То, что старая телефонная книжка и не менее старый телефонный аппарат оказываются весьма действенными инструментами в спасении привычного миропорядка, выглядит не только символично, но еще и эффектно. К сожалению, контраст между стариной и навороченными технологиями работает тут только один раз, он и был описан. А могло быть иначе, если бы авторы не махнули рукой на проработку мира.
В «Летних войнах» есть еще один любопытный момент. Машина Любви, действуя в ОЗ, берет себе аватар, похожий на божество из японской мифологии. И это, в общем-то, оправданный художественный ход. ИИ, который возомнил себя богом, – известный мотив в фантастике на такую тему. В «Летних войнах» это нигде не проговаривается, но зато показано чисто визуально. Далее: ближе к финалу один из персонажей, выступая против Машины Любви, наделяется уже самой системой ОЗ обликом, так же отсылающим к мифологии. Вот вам и битва богов. Вот вам и миф в центре технологий. Сделано это опять же сильно. И опять же может быть записано в плюсы «Летним войнам». Точно так же, как и то, что идеи для борьбы с Машиной Любви персонажи черпают из истории Японии. Эти старые стратегии действуют до сих пор. По крайней мере, в рамках данного аниме.
У «Летних войн» есть очевидные сильные стороны. Но есть и существенные недостатки, которые при должной степени внимательности, могут несколько подпортить впечатление от произведения в целом. Потому можно сказать, что у Хосоды Мамору получился яркий, но противоречивый фильм с важными идеями, восприятие которых несколько портят те самые недочеты. Ну, а нарисовано традиционно для работ этого режиссера. Если вам нравится визуальная сторона «Девочки, покорившей время» или «Ученика чудовища», то и здесь все придется по душе. Ну, а если вам требуется в плане анимации что-то более экспериментальное, то Хосода Мамору явно не ваш режиссер.
Оригинальный японский аниме-сериал от студии NAZ, режиссёр Аоки Эй, сценарист Отаро Майджо. Манга Юки Кодамы стала выходить почти одновременно с аниме.
Опенинг: Sou с песней «Mister Fixer».
Эндинг: MIYAVI с песней «Other Side», в последнем эпизоде: MIYAVI с песней «UP».
Дословный перевод «ID: Вторжение», но и «Захвачен» тоже сюжетно обоснован, и хочу отметить, лат. «ID» — «оно», по Фрейду. Подсознание.
«ID: Захвачен / ID: Invaded» — новинка этой зимы-весны. Первые серии, вышедшие в начале января, заинтриговали, и продолжение не подкачало. Не без роялей в кустах, но некоторые серии берут за душу.
В общем, мне понравилось.
А теперь, почему стоит смотреть.
Изначально я наткнулась на другую аннотацию, пересказывающую действие первой серии, где девушка оказывалась убитой в закрытой комнате. Детективу, не помнящему ничего, кроме своего имени, предстоит расследовать её убийство. К слову, он очнулся с ней в одном помещении.
Но на самом деле завязка такая:
«Кура» — организация, что работает над расследованием преступлений и использует специальную систему «Мидзуханомэ», способную чувствовать намерение убийства. Талантливый детектив Сакаидо становится пилотом «Мидзуханомэ» и проникает в глубины бессознательного преступников, так называемые «колодцы», дабы найти зацепки для следствия».
Что мне понравилось в первую очередь: налёт таинственности. Да, в каждой серии расследуется новое дело, но труп девушки всегда один и тот же (почему?). Именно он отправная точка для блуждания в новом «колодце». Понравилось, что сюжет постепенно раскручивается, как клубок, раскрывая тайны, но и подкидывая новые загадки.
Хочу отметить, что смотреть походя не получится. Вначале разрозненные, кусочки пазла сложатся один к одному, и если пропустить первую половину аниме, вторая не сыграет как надо.
Несколько серий надолго врезаются в память, например, про девушку в поезде, про парня на летающем острове и, конечно, последние серии о самом детективе Сакаидо. Они невероятно трогательные. Не хочется спойлерить, поэтому посмотрите, почувствуйте.
И задумайтесь над тем, как выглядит ваше собственное «оно».
Очень понравились финальные серии, как всё свели воедино.
С другой стороны, сюжетная завязка про очередного маньяка и поцелуй, объяснение этого поступка, а также момент поцелуя перед смертью, кажется, притянутым за уши. Показушность, одним словом. Нет, объяснение мотива вполне логично (вписывается в мир сериала, скажем так), но как обыграно действие... Я в недоумении. Это, пожалуй, единственное, что не понравилось.
Главных героев выделю троих:
Акихито Нарихисаго — он же Сокаидо. Бывший полицейский, теперь опасный преступник, первый пилот, способный погружаться в «Мидзуханомэ». Его герой в сериале жестокий, а судьба трагична. Всё в точности по требованию времени, когда герой тем притягательнее, чем больше пережитая им боль.
Кохару Хондоумачи и Тамоцу Фукуда — должны идти в паре, как созависимые. Стокгольмский синдром, все дела.
Девчонка — следователь в полевых условиях, но и жертва преступника. Её развитие, как персонажа любопытно, особенно привязанность и кажущаяся беззащитность, мягкость.
Тамоцу Фукуда — собственно, тот самый маньяк. Личность не то чтобы глубокая, без девчонки неинтересна, но по сюжету его линия любопытна. Особенно, в последних сериях, когда нам показывают личность до изменения.
На мой вкус рисовка могла быть более реалистичной, в аниме полно жестокости. Как-то вся эта «мимимишность» скрадывает накал эмоций. Но может это и к лучшему, может это для баланса, но кмк, с реалистичной рисовкой было бы лучше.
В итоге имеем хорошо продуманный (для простого обывателя, как я) детектив. За сюжетом интересно наблюдать, повествование динамичное, все эти прыжки в подсознание, огромная вишенка на торте.
Однозначно рекомендую.
Сюжет: 9 из 10 (люблю детектив)
Персонажи: 8 из 10 (Сокаидо не то чтобы многогранный герой, но то, как рассказана его история, достойно похвалы)
Рисовка: 7 из 10 (для такой жести хотелось бы что-то более реалистичное)
Звуковой ряд: 7 из 10 (не запоминающийся, но подходящий)
Итоговая оценка: 8 из 10 (хороший детектив, с завязкой на психологию, драматичный)
Позвольте представить маленькую подборку аниме, кое-что из новинок.
Детектив, экшн и сёнен. Зимой мне было что посмотреть. Кое-что не оправдало надежд, но что-то пришлось по вкусу.
Номер один в списке — странная пташка, многообещающая и оставившая смешанные чувства.
«Что есть добро, а что есть зло?»
Итак, «Вавилон /Babylon» — серия романов Мадо Нодзаки с иллюстрациями Дзайна. Есть и манга, нарисованная Нобухидэ Такисита.
Завязка заманчивая, я очень люблю детективы: известный прокурор Дзэн Сэйдзаки ведёт дело о незаконном медицинском исследовании. Однажды он находит папку, некогда принадлежащую анестезиологу по имени Син Инаба, и обнаруживает в ней окровавленные волосы, образцы кожи и странную записку, где написана единственная буква — «F»...
Вот это сыграло на все сто: ничего не понятно, везде тайна, и, кажется зловещая. Финал первой серии, вообще выбил почву из-под ног. Я с трудом дождалась второй серии. Смотреть аниме по мере выхода, тот ещё мазохизм.
И всё бы ничего, но в какой-то момент сюжет поворачивает не туда, где ты его ждёшь. Совсем не в ту сторону, и не по той дороге, что кажется, изначально намеченной. Вот ты думаешь это детектив, ан нет. Ну, или не совсем такой детектив.
Всего 12 серий, и сложно сказать, будет ли продолжение, но последние минуты сезона ввели меня в полное недоумение, хотелось бы знать, к чему всё это?
Сказать, что сюжет не закончен, значит, ничего не сказать. Финал оставил больше вопросов, чем... Нет, он вообще оставил одни вопросы. ИМХО
Аниме напомнило мне другой любопытный сериал «Всё сведётся к F: идеальный инсайдер/ Subete ga F ni naru» (кстати, советую посмотреть), гораздо более удачный, нежели «Вавилон». Интрига, детектив, проблема морали, а также спорный финал. Возможно, сравнение не совсем корректно, но аналогия всплыла, ничего не поделать.
Почему стоит смотреть: во-первых, во всём виновата женщина (и это не спойлер), а во-вторых, очень интересные философские идеи. Авторы замахнулись ни много ни мало, но проблему добра и зла.
Красной нитью в сюжете проходит идея о манипулировании сознанием. Как оказывается зыбки наши убеждения, и как просто ловкий манипулятор переворачивает в нашем сознании всё с ног на голову.
Идея о незыблемой точке зрения, непопулярна в последнее время, но порой именно твёрдые убеждения помогают сохранить рассудок, а иногда и жизнь, когда всё вокруг летит в тартарары, кмк.
Аниме сложно рекомендовать, в нём множество спорных моментов, но рискните, если хотите что-нибудь «эдакое», чудное на «подумать», и с хорошей рисовкой.
Сюжет: ? из 10 (без понятия, как это оценивать, одинаково можно присудить и 2, и 10)
Персонажи: 6 из 10 (характеры показались любопытными, но «растёт» только Сейдзаки)
Рисовка: 7 из 10 (на хорошем уровне)
Звуковой ряд: 7 из 10 (не запомнился, но и раздражения не вызвал)
Итоговая оценка: 6/7 из 10 (начали за здравие...)
.............
Номер два здесь для того, чтобы не тратить на него время.
Режиссёр Курияма Такаюки и Косака Харумэ, сценарий Хигасидэ Юйтиро. Дизайнер персонажей Иидзима Хироя. Студия Anima&Co.
Всё самое банальное — здесь. Ни одной новой идеи, сюжетного хода или героя. Стереотипы нужны, на них, наверно, индустрия и живёт, но проклятье, можно же было как-то разбавить этот пресняк?!
Немного о сюжете: всё начинается с того, что некий молодой человек выживает при теракте в аэропорту (все умирают, а он нет). Его спасает полицейский, ценой своей жизни, бросаясь на главу преступной группировки, а по совместительству магу и дракону.
Выживший мальчик решает посвятить себя служению обществу. И поступает на службу в полицию, а затем попадает и в специальный отдел. Вскоре обнаруживается, что паренёк каким-то образом похитил немного силы у великого и ужасного главы преступной группы...
Ничего не напоминает? Мальчик, который выжил...
Почему не стоит смотреть: всё очень так себе.
Из любопытного дальше, только интрига про брата одного из героев.
Почему я остановилась на этом аниме? Потому что мне понравилась картинка (тот самый момент, когда красивая обложка решает, смотреть или нет), отметка «детектив» в классификации жанров, ну и первая серия была многообещающей. А также вторая и до того момента, пока главные герои не устроили засаду в торговом центре, словно заигравшиеся дети...
Занавес.
Сюжет: 5 из 10 (банальщина)
Персонажи: 5 из 10 (всего лишь хорошо нарисованы)
Рисовка: 6 из 10 (на хорошем уровне)
Звуковой ряд: 6 из 10 (не запомнился, но и раздражения не вызвал)
Итоговая оценка: 5 из 10 (пожалуй, не рекомендую, если только нет желания включить «фоном»)
...........
Наконец, номер три! Тоже не что-то из ряда вон; сёнен, он сёнен и есть, но посмотреть стоит, если вы, как и я, поклонник жанра.
«Латум».
«Пламенная бригада пожарных /Enen no Shouboutai»
Манга Ацуси Окубо, он же автор «Пожиратель душ/Soul Eater» небезызвестной манги и аниме.
«Пламенная бригада пожарных /Enen no Shouboutai» — аниме-сериал выпущенный студией David Production. Режиссёр Ясэ Юки, сценарий Хайсима Ямато, дизайнер персонажей Мориока Хидэюки.
Завязка сюжета: жителей Токио постигла страшная беда — внезапные самовозгорания, в результате которых люди не просто умирают, а превращаются в демонов, которые становятся причиной ещё больших пожаров. Справиться с этим под силу только Пламенным отрядам.
Главный герой — новобранец Кусакабэ Синра (Шинра). В первой серии он поступает на службу в восьмой пламенный отряд. Парня-пирокинетика считают повинным в смерти матери и брата, якобы он спровоцировал пожар, когда впервые проявились его способности.
Почему стоит смотреть: аниме динамичное, 24 серии пролетают на одном дыхании. Понравился большой мир, классные способности (одни управляют пулями, другие создают плазменные мечи, а у третьих реактивный двигатель ревёт из-под пяток), рисовка и некоторые сюжетные арки, взять хотя бы Принцессу Хибану и сестру Айрис. История трогательная, наивная и (мы сто раз такое видели) мне понравилось завершение.
Из плюсов сериала так же долгоиграющий замах на что-то более серьёзное и глубокое, главный герой, который что-то может вот прямо сейчас, а не через 200 серий. Хотя тут скорее тенденция к сокращению количества серий вообще. Такая долгая вещь, как «Наруто», сейчас не прокатит.
В плюсы юмор и по большей части (вот тут важное уточнение, что в большинстве случав, но не всегда) логичность поступков ГГ.
Из минусов: пресловутый алогизм, присущий сёненам — долго разговаривать посередине драки, и, пожалуй, самое раздражающее здесь, — этти. Почти всегда бессюжетное, бестолковое. Перелом наступил после 15 серии, пересматривать некоторые моменты которой, я без содрогания просто не могу. Апогей пришелся как раз на неё. Дальше всё пошло лучше. Немного.
Впрочем, в каждом аниме должен быть раздражающий персонаж, и для меня это не придурковатый Артур Бойл, а бестолковая Тамаки Котацу (и Вулкан), с постоянно спадающими кофтами. Если её вырезать, аниме ничуть не пострадает, и без этого есть на кого посмотреть.
В целом же смотреть приятно, а живописные языки пламени и невероятный звук вспышек, плюс весьма удачные опенинг и эндинг, подарят несколько часов приятного времяпровождения.
Рекомендую.
Сюжет: 8 из 10 (мир любопытен)
Персонажи: 7 из 10 (истории/характеры героев банальны и поверхностны)
Рисовка: 8 из 10 (иногда проскакивает полная халтура)
Звуковой ряд: 10 из 10 (скачала себе в плейлист)
Итоговая оценка: 7 из 10 (хороший сёнен, звёзд с неба не хватает, но глаз радует)