Данная рубрика посвящена японской анимации. Рецензии и отзывы, анонсы еще не вышедших аниме и обзоры онгоингов, тематические подборки тайтлов а также итоги сезонов и года будут представлены в одной рубрике.
Принимаются любые предложения по улучшению.
Подразделы рубрики:
рецензии-отзывы
общий раздел
новости аниме
итоги сезона-года
персоналии-студии
анонсы-обзоры онгоингов
тематические подборки
Правила рубрики:
Помните, что ваше критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:
объём не менее 2000 символов с пробелами
в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится
в рецензии рекомендуется выставлять оценку по категориям: «Сюжет», «Персонажи», «Рисовка», «Звуковой ряд», «Итоговая оценка» по десятибалльной шкале
статья должна быть грамотно написана хорошим русским языком, допускается использование заимствованной лексики
при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка или постер; желательны примеры кадров
Тем временем, до Нового года осталось 30 дней, пора начинать отсчёт :)
А ещё, в поисках "что посмотреть?" готовить список к самым приятным дням года: последовогодним выходным.
Как приятно смотреть что-то хорошее, интересное. Может, милое и доброе о любви и дружбе, или наоборот, наполненное драмой и сценами боя, кровишкой и жестью. Развалиться на диване, придвинуть поближе конфеты и оливье, и забыться на несколько минут, часов, дней...
Аниме-сериалы и полнометражки посмотренные в этом году. Что-то очень понравилось, что-то меньше, а о чём-то просто хочется сказать /не смотри!/
Итак, позвольте представить: #посмотрел_2020
1.Бугипоп никогда не смеется (2019)
Студия Madhouse Studios
/1 сезон, 18 серий — есть вариант от 2000 года/
Некий убийца появляется и исчезает внезапно, убивая людей по причине известной ему одному. Восемнадцать серий перед нами разворачивается ткань событий полная страшных тайн. Первые несколько серий очень цепляют, та самая нужная смесь динамики, загадок и жести.
Почему нужно смотреть: понравилось, как создатели попытались закруглить сюжет, рассказывая о происшествии от лица разных героев. Следишь за развёртыванием не отрывая взгляд.
Из минусов: оборванный финал. Рассказать обо всём не удалось.
Из плюсов: более понятный, приземлённый, чем вариант 2000 года. Опенинг хорошо подобран, бодрый, запоминается.
7 из 10
…….....
2.Дороро (2019)
Студия MAPPA, Tezuka Productions
/1 сезон, 24 серии — есть вариант от 1969 года/
Интригующий сюжет о мальчике, что родился проклятым: его отец продал /почти/ все его органы демонам, взамен на благополучие страны. Мальчик подрос, научился убивать, и решил вернуть себе своё.
Почему не нужно смотреть: не понятно, что хотел сказать автор? На протяжении сериала все говорят мальчишке — ты не прав. Оставь всё, как есть. Народ твоего отца благоденствует благодаря жертве! Однако мальчишка продолжает бороться.
Бои и ГГ тоже оставляют желать лучшего. Сюжет, в целом, не цепляет.
Из плюсов: линия матери и последняя серия.
Кстати, Дороро это не ГГ, а его спутник ;)
Из минусов: ожидания не оправдались.
5 из 10
……...
3.Инуясики (2018)
Студия MAPPA
/1 сезон, 11 серий/
Любопытная история о старике, что внезапно получил сверхсилу. О никому не нужном, презираемом женой и детьми, старике на границе жизни и смерти.
Почему можно смотреть: главный герой. Не часто встретишь аниме, где ГГ — старик. Понравились вопросы морали поднятые в сериале, кровища и жесть. Интересно следить за антагонистом.
Из минусов: какая-то недосказанность и картонность. Избыточная жестокость.
Начали за здравие, закончили за упокой.
Из плюсов: зрелищность и хорошая рисовка.
6 из 10
……...
4.Мы встретимся снежным летом (2012)
Студия Dogakobo.
/1 сезон, 11 серий/
Казалось бы банальная, к тому же тягучая история любви. Вчерашний студент влюбляется в девушку старше себя, а она всё тоскует по умершему от рака мужу…
В первый раз бросила на половине, показалось сущей мутью, хотя рисовка очень приятная, воздушная. Через год досмотрела и не пожалела. Тот самый момент, когда финал стоит того, чтобы дотерпеть.
Почему нужно смотреть: милая и добрая, с нотками грусти, история любви. Подходит для долгих зимних вечеров.
Из минусов: затянутое начало.
Из плюсов: хорошая рисовка. В финале действо идёт быстрее. И конечно — цветы!
7 из 10
……….
5.Актеры ослепленного города (2014)
Студия SHAFT.
/1 сезон, 12 серий/
Всё очень запутано! Начинается /как что-то невразумительное/ с того, что ГГ попадает в заложники в торговом центре. Тут бы и конец, но некая группа молодых людей со сверхспособностями спасают всех устраняя террористов.
Почему нужно смотреть: это совсем не то, о чём вы подумали. Плюс необычная рисовка. Начните смотреть, правило четырех серий, как оно есть: нужно перетерпеть, чтобы сюжет развернулся во всей красе. Чем дальше, тем многограннее становиться история героев.
Серия за серией, выслушивая историю каждого из героев мы поймём и как они докатились до жизни такой, и о мире в целом. Узнаем его историю и /возможно/ взгруснём.
Это история о потерях, обмане и колдовстве.
Немного похоже на "Связанные/ Kiznaiver" (2016), но не сюжетно, по ощущениям. Здесь тоже всё связано /не моргайте при просмотре ;)/.
Из минусов: начало не цепляет. Совсем.
Из плюсов: необычная рисовка, загадочный сюжет.
8 из 10
……….
6.Богатый детектив. Баланс: Неограничен (2020)
Студия CloverWorks.
/1 сезон, 11 серий/
“Любовь способна на многое — деньги на всё”.
Сказ о том, как моралист и богач работали вместе в полиции. По началу весь сюжет строиться на забавных ситуациях, когда с деньгами проще расследовать дела, чем без них. Смешно наблюдать за перепалкой в доску правильного Като Хару и высокомерного Камбэ Дайсукэ.
Почему стоит смотреть: хорошего настроения для. Это было бы не аниме, если бы в конце нас не подвели к итогу — деньги это далеко не всё, что нужно. Главное — быть Человеком.
Как комедия, прекрасно выполняет свою функцию.
Из минусов: банальность. И лично мне хотелось бы более трогательный финал.
Из плюсов: рисовка. Персонажи очень милые, глаз радуется. Опенинг, эндинг, музыкальное оформление — на все 100. Запоминается, привязывается.
9 из 10
……...
7.Гаро: Божественное пламя (2016)
Студия MAPPA.
Полнометражное.
Дополнительная история, новое задание, старые герои "Гаро: печать пламени" (2014). Ничего нового не добавляет в мир, просто ещё раз встречаемся с полюбившимися героями. Приятная глазу и сердцу ностальгия.
Рыцарю Гаро и его кузену вновь предстоит собраться вместе для сложного задания: ужасный демон болот жрёт людей почём зря. На помощь друзьям выдвигается маг, а так же отец ГГ, в том числе и как средство от скуки.
Впрочем скучать не придётся: демон оказался не так прост, как кажется. Всё в лучших традициях аниме.
Почему нужно смотреть: динамика боя восхитительна, юмор и душещипательная сцена в конце.
Из минусов: нет продолжения! Только первый сезон аниме и эта полнометражка /сериалы 2015 и 2017 года не в счёт: нет у них ни сюжета, ни героев, а на экшене далеко не уедешь/.
Из плюсов: простая, понятная история о любви и мести. Динамика боевых сцен, рисовка. Герои.
9 из 10
……...
8.Со склонов Кокурико (2011)
Студия Ghibli.
Полнометражное.
Нет, ну вдруг кто-то, как и я, только в этом году посмотрел шедевр студии Ghibli. :)
/а так же удачный проект Горо Миядзаки/
История первой любви, потерь, надежды. История о том, как девочка влюбилась в мальчика, а он оказался…
Почему стоит смотреть: тут вообще нужно что-то писать? Имя сценариста в заголовке говорит обо всём. Аниме очень милое и трогательное. Настолько простое, что кажется гениальным. Писать о повседневности, так чтобы замирало сердце… Не знаю, можно ли этому научиться?
Если кто-то говорит вам, что аниме это развлечение для дураков: просто покажите ему "повседневку" от Миядзаки.
/можно было бы двинуть по голове коробкой с диском, но: жалко диск; диск сейчас нигде и не найдёшь, это раритет; мы против насилия/
10 из 10
……….
9.Шёпот сердца (1995)
Студия Ghibli.
Полнометражное.
Здесь можно в слово в слово повторить предыдущий пост / кроме сюжета/.
История о девочке, что любила читать: но вот незадача — кто-то читает выбранные книги первее, чем она, а ведь девчонка заядлый читоголик!
Так завязывается трогательная история о… да, о любви, о дружбе, а ещё о стремлении к мечте. О том, что это не просто. Любить, дружить, быть настойчивым и решительным в достижении цели.
Почему нужно смотреть: мультфильмы от Миядзаки — лучшее лекарство от зимней хандры, и как ничто другое подходит для вечеров, окутанных теплым одеялком, чаем и печенькой.
10 из 10
……
В конце упомяну о тех аниме, которым я посвятила отдельный пост:
«Blade of the Immortal» (яп.букв. «Обитатель вечности») — манга Хироаки Самуры, публиковавшаяся с 1993 по 2012 год в журнале Afternoon. По манге в 2008 году выпущен аниме-сериал студий Bee Train и Production I.G. Впрочем, сериал не завершён, в нём всего 13 серий, обрывающих сюжет на самом интересном. В том же году вышел роман «Blade of the Immortal: Legend of the Sword Demon», а в 2017 году полнометражный фильм «Клинок Бессмертного».
В октябре 2019 года вышел обновлённый аниме-сериал «Mugen no Juunin: Immortal». О нём и пойдёт речь.
Автор Самура Хироаки, студия Liden Films («Берсерк 2016-2017»). Режиссёр Хамасаки Хироси (Врата Штейна/ Steins Gate, Оренж /Orange), сценарист Фуками Макото («Берсерк 2016-2017»), дизайнер персонажей Огисо Синго.
Немного о двух сериалах 2008 и 2019 годов: технически они повторяют сюжет друг друга, но второй выполнен на другом уровне. Первая серия 2019 года поднимает планку на недосягаемую высоту, колесо и звук мельницы до сих пор не идёт из головы. Видеоряд великолепен.
/Визуалы поймут/
Мне очень понравилась эта символичность, умноженная на визуальную концепцию, усиливающая сюжет аниме. (Взять хотя бы опенинг: гвоздики, что так похожи на мечи) Анимация великолепна, даже без интересного сюжета, всё равно рекомендовала бы смотреть. Прорисовка героев, сцены боя — хочется смотреть не отрываясь. Ещё из любимых сцен, когда врач сошёл с ума. Выдры, это что-то.
Немного о сюжете: первые три-пять серий можно подумать, что эта банальная история о мести. Квест, когда девочка-подросток (Рин) собирает отряд себе в помощь и отправляется месить обидчика. Но нет, будьте внимательны — всё не так просто. Чем дальше, тем больше раскрывается эта кажущаяся простота, нанизывая на нитку сюжета всё новые бусины. Например, впечатляющий момент, когда Рин решила покинуть область/поселение, обманув «пограничников». Тот самый момент, когда понимаешь, что для достижения цели она готова на всё.
В чём завязка: молодая девушка (Рин) пережившая жестокое убийство семьи, задумывает месть. Для этого, по подсказке таинственной старухи, нанимает некоего Манджи/ Мандзи — убийцу сотни. Тут-то всё и завертелось. Одно потянуло другое, и вот уже перед нами сложный моральный выбор и судьбы героев, их путь. Каждый поступок отражается в жизни другого: плохой ли, хороший ли, всё предельно. И ничего нельзя предугадать.
Небольшая заметка: для лучшего понимания некоторых деталей, сериал 2008 года всё же стоит посмотреть, история немного расшириться, хотя с тем же успехом можно почитать мангу.
Героев великое множество, но остановлюсь на некоторых из них:
Асано Рин — двигатель сюжета. С неё всё началось. Хотя, на самом деле нет. Месть, она штука такая, если вовремя не остановиться, перекинется на всех, перечёркивая жизни детей и внуков.
Манджи — «Убийца сотни». Безжалостный наёмник, кажется, что он плывёт по течению, впрочем, и это не совсем так. Харизматичный персонаж, вызывающий симпатию.
Аноцу Кагэхиса — антагонист. Хотя всё относительно. Будь история рассказана с его ракурса, воспринимали бы мы сюжет по-другому? Возможно. Я и сейчас ему сопереживаю, и не могу сказать, что в его идеологии нет рационального звена. (Правда вершит он её, не чураясь никакими методами) Да, и главный злодей, как оказалось не он.
Шира — сумасшедший мечник. Если не изюминка, то уж точно звезда аниме. Психопаты всегда украшают сюжет. А ведь ничего не предвещало...
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Момент, когда его, наконец, прикончили — бесценен.
Хабаки Кагимура — идеалисты страшные люди. Подчиняясь навязчивой идее, они идут к цели, используя любые методы и средства. По моему мнению, главный злодей — вот он. Серии, когда Хабаки предложил Мандзи сотрудничество, самые жуткие. Последняя сцена развязки — вместо тысячи слов.
Впервые героиня меня не раздражает, её постоянное нытьё в кои-то веки обосновано, всё же ей всего шестнадцать, она одинока и потеряна. Стоит отметить всех героев: они живые, характеры многогранны, за плечами и боль и радость. К сожалению больше боль — драмы в аниме через край. Ужасы без прикрас. Насилие, кровь, кишки — всё есть и много. Авторы не чурались показать самую жесть.
Кстати, вопрос — кто смотрел «Берсеркера» и «Клинок Бессмертного», насколько в «Берсеркере» больше жести?
Забавна поразительная живучесть самураев и мечников, она удивила меня ещё в стародавние времена, в «Наруто», когда человек с отрезанной рукой, выживает, упав в водопад. И это не считая других ранений. Занятное фантдопущение. /Взять хотя бы оголённую кость, которой Шира орудовал, как мечом! Серьёзно?/
Герои постоянно разговаривают, в промежутках между драк самоё то, поговорить. Излить душу. Смотрится презабавно, но тема мести и выбора заставляет задуматься. Например, когда Кагэхиса говорит Рин, что она отошла от идеалов своей школы, выбрав такой метод борьбы. Что она предательница, а значит, такая же, как он. Так есть ли смысл бороться?
О финале: не этого я ждала, совсем не этого. Я, как всегда, слишком романтична. Что впрочем, никак не влияет на мою оценку аниме, оно великолепно и стало одним из любимых.
Понравилась закруглённость сюжета — никто из героев не пропадает бесследно, линии жизни пересекаются, рассказывая, расплетая сюжет до конца.
Рекомендую. Тот самый момент, когда новое аниме лучше старого. Совсем, как «Стальной алхимик: Братство/ FullMetal Alchemist: Brotherhood» и «Красавица-воин Сейлор Мун. Кристалл/ Pretty Guardian Sailor Moon: Crystal», чьи переснятые сезоны гораздо ближе к манге, чем классические. И понравились мне больше.
Итак:
Сюжет: 9 из 10 (серьёзность, моральный посыл, боевые сцены)
Персонажи: 8 из 10 (хорошо прописаны)
Рисовка: 11 из 10 (великолепна, символизм и недосказанность моё всё)
Звуковой ряд: 9 из 10 (очень подходит сериалу, как никогда в тему)
Итоговая оценка: 10 из 10 (хороший самурайский боевик с философской подоплёкой)
«Ergo Proxy» («Эрго Прокси»). 23 эпизода. Трансляция: с 25.02.2006 по 12.08.2006. Студия: Manglobe. Главный режиссер: Мурасэ Сюко.
«Ergo Proxy» с самого начала задумывался как амбициозный проект. Производством занималась студия «Manglobe», которая на тот момент выпустила в свет всего один сериал – но зато какой! – «Самурай Чамплу». Название у студии, кстати, не случайно: термин «manglobe» означает замкнутую экосистему, формирующуюся в корнях мангровых рощ в местах впадения рек в море и являющеюся колыбелью для разнообразных живых организмов. Основатели «Manglobe» – Кобаяси Синъитиро и Котияма Такаси – ставили перед собой целью создание принципиально новаторских вещей в рамках искусства анимации. Метафора, заложенная в названии, думается, очевидна. И сериал «Ergo Proxy» вполне обоснованно можно считать именно таким, новаторским. В основу был положен концепт, созданный именно на студии, никаких вам расхолаживающих волю манг и ранобэ. Производство так же контролировали именно что на уровне студии, никакие каналы в этот процесс не вмешивались. В работе использовалось революционное сочетание традиционной двухмерной анимации и 3D-моделирования. Намеренно усложненное повествование: основной сюжет оформляется далеко не в первом же эпизоде. Жанровая неопределенность: «Ergo Proxy» начинается как этакий постапокалиптический киберпанк с нотками антиутопии, позже превращается в роуд-муви, чтобы в финале обернутся философской притчей. Сама манера подачи материала меняется от эпизода к эпизоду: то у нас вполне себе линейная история, то ей на смену приходят головоломные сюрреалистические серии, значение которых никто не просто не пытается объяснить, а принципиально не желает этого делать, мол, зритель, выкручивайся сам. Добавьте к этому дикое количество отсылок ко всему на свете – от древнегреческой философии до массовой западной культуры. Именно по такому принципу построен опенинг данного сериала: его кропотливый разбор может занять много тысяч знаков, там практически каждый кадр переполнен информацией. Вишенкой на торте можно считать, что в эндинге используется фрагмент песни культовой британской рок-группы «Radiohead». И название у этой песни под стать всему сериалу – «Paranoid Android». Так что нет ничего удивительного, что «Ergo Proxy» сразу же стал культовым аниме-сериалом. Да, эта причудливая вещь может вызвать у зрителя в равной степени как и любовь, обожание и восторг, так и лютую неприязнь. Но это точно не может помешать записать «Ergo Proxy» в классику аниме и считать выдающимся образцом японской массовой культуры середины нулевых.
Итак, далекое будущее, Земля в руинах. Человечество что-то там устроило такое, что теперь жить можно только в городах-куполах. В одном из таких городов – Ромдо – и начинается действие нашей истории. Рил Мейер, работающая инспектором в Бюро расследований, мается неизбывной скукой: жизнь предсказуема, горожане все равно что твои овцы, мир слишком упорядочен. Но тут в городе начинают происходить загадочные убийства, вот тебе и веселуха. Ситуация осложняется тем, что местные роботы, которых называют авторейвами, подвержены загадочному вирусу Когито. Этот вирус формирует у них самосознание, что порой приводит к неожиданным и трагичным последствиям. Вскоре Рил и ее авторейв Игги выясняют, что по городу бродит самое натуральное чудовище. Но дело еще сложней, кажется, что это чудовище связано с Винсентом Лоу, иммигрантом из – внимание! – Москвы (есть мнение, что данный топоним не имеет ни малейшего отношения к столице России и переводится как «Мечеть»), который занимает незначительную должность в Центре Контроля авторейвов, в частности одной из его задач является диагностика роботов и выявление инфицированных. После некоторого количества перипетий и Винсент, и Рил, и инфицированный авторейв Пино оказываются за пределами купола. Им предстоит отправиться в Москву, так как именно там, возможно, находятся ответы на все загадки. По дороге им предстоит многое увидеть, многое ощутить и многое прочувствовать. Порой зрителю будет, вообще, сложно понять, что сейчас происходит на экране: то ли все это на самом деле, то ли просто происходит у кого-то в голове. Авторы активно пользуются этим приемом, тут надо быть очень внимательным. Параллельно развиваются события в Ромдо, все оказывается взаимосвязано и, конечно, более туманно, чем хотелось бы зрителю.
Можно сказать, что в «Ergo Proxy» есть четыре составляющих: сюжет, персонажи, атмосфера, многочисленные культурные реминисценции.
Разберемся с сюжетом. Он далеко не так сложен, как кажется в начале. Можно сказать, что он гораздо проще, чем хотелось бы. Из-за характерной позиции авторов ничего не объяснять, а показывать зрителю первоначально достаточно сложно в нем сориентироваться. Но ближе к середине сериала все станет на свои места. Многочисленные мелкие детальки будут лишь дополнять общую картину. Не переживайте: все будет ясно, дайте время. А сюжет сведется к обретению героем себя и спасению мира. Ну, или его разрушению. В аниме очень часто эти процессы не просто равновелики, но почти синонимичны.
Если говорить про персонажей, то прописаны они просто великолепно. Авторы работают, в общем-то, с известными типажами, но подходят к ним с неожиданных сторон. Вроде бы мы таких героев уже видели сотни раз, но вот этих сложно будет забыть. Во многом это происходит потому, что авторы намеренно уходят от привычного в аниме утрирования черт характера. Это позволило сделать героев более, скажем так, взрослыми. Например, Рил Мейер представляет собой вроде бы типичную самовлюбленную и властную дамочку, которая помыкает всем своим окружением. Но она не будет карикатурно кричать, постоянно с кем-то драться и тому подобное. При этом самовлюбленность и властность никуда не денутся, порой она ведет себя неприглядно и отталкивающе. Но не проникнуться к ней симпатией будет сложновато. Или возьмем Винсента Лоу. Вроде бы привычной образ слабовольного и постоянно колеблющегося юноши, этакого Синдзи из «Евангелиона». Тем не менее, эта его слабохарактерность проистекает из особенностей биографии. Его стремление стать таким, как все, не выделяться из толпы имеет основание, и та самоотверженность, с которой он пытается этого добиться, может вызывать целую гамму чувств – от жалости до восхищения, – но раздраженности не будет. Так можно охарактеризовать каждого из значительных персонажей (а их тут пусть и не так уж и много, но все-таки и не мало). Правда, в финальных эпизодах картина меняется, герои начинают вести себя схематично, порой на грани логики своего характера. Это можно счесть издержкой того, что в какой-то момент «Ergo Proxy» перестает быть историей персонажей, а становится историей идей. И тут создатели сериала не смогли отойти от частой ситуации с многосерийными аниме на серьезные темы: где-нибудь в районе двадцать первого эпизода связная история сменяется многозначительным потоком сознания сценаристов. Что ж, «Ergo Proxy» не первый и не последний аниме-сериал, который постигла такая участь.
Про атмосферу можно сказать, что она гипнотическая и затягивающая. Авторам удалось показать не умирающий мир, а мир уже погибший. Чувство безысходности прилагается. И оно становится тем острей, чем подчеркнутей контраст между благоустроенным Ромдо и внешним миром. Темные и серые цвета превалируют в палитре, создавая необходимое настроение. Тем ярче и неожиданней выглядят несколько предельно сюрреалистических эпизодов (особо выделим эпизоды четырнадцатый и девятнадцатый). На создание соответствующего настроения работает и саундтрек. При этом нельзя сказать, что атмосфера в «Ergo Proxy» беспросветная, в конце концов, это история не только про гибель мира, но и про возможность его возрождения. В итоге у авторов получилось показать странный и в чем-то алогичный, но при этом вполне себе достоверный мир. В таком месте точно не захочется жить, но рассматривать его из уютной благоустроенной реальности очень даже интересно.
Ну, а теперь пришла пора поговорить про подтексты, контексты, многозначительные отсылки, то, что было названо выше культурными реминисценциями. Их можно назвать отдельной фишкой данного сериала. Возможно, для многих зрителей именно в их поиске и разгадывании и будет содержаться основная радость при просмотре. Кого-то, наоборот, они оттолкнут, ничто не мешает сказать про «Ergo Proxy», что это снобистское и намеренно заумное аниме. Мол, лавры создателей «Евангелиона» не давали «Manglobe» спокойно спать. А кто-то их не заметит и в результате кое-что все-таки потеряет в понимании сюжета. Но одно можно сказать точно: их очень много. Их чрезмерно много. И, конечно, в них легко запутаться. Присмотритесь, вы увидите столько всякого, что голова может закружиться, но, возможно, не все заметите. Сериал начинается со стихотворного эпиграфа: цитируется одно из стихотворений Микеланджело Буонаротти. Это задает тон истории, а потом отзовется, когда начнет развиваться тема богоборчества. Имя и фамилия режиссера на могильном камне в одном из эпизодов – намек на многое. У персонажей сплошь многозначительные имена – от фамилий философов всех мастей до того, что имя Рил Майер является оммажем Хьюго Гернсбеку (намекает на его роман «Ральф 124С 41+»). Отсылки к древнегреческой мифологии и иудаизму. Визуальные цитаты из множества фильмов – от «Броненосца «Потемкина»» Сергея Эйзенштейна до «Матрицы» тогда еще братьев Вачовски. Один из второстепенных персонажей похож на Гитлера, и это многое объясняет. А другой второстепенный персонаж похож на Зорга из «Пятого элемента» Люка Бессона, и это ничего не объясняет. А однажды вы увидите персонажа очень похожего на Уолта Диснея. Ну, и да – это важный момент. Множество символов заполняет пространства сериала: от нити Ариадны до скандинавской руны Альгиз. В опенинге мелькают текст и графика с заглавного листа древнеисландской летописи «Книга о заселении земель». Не обошлось и без неизбежных отсылок к «Алисе в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла. Название двух эпизодов являются названиями романом Дугласа Коупленда. И так далее. И так далее. И так далее. Создается впечатление, что авторы попытались впихнуть в рамки своего сериала всю культуру человечества. Перед нами в этом отношении, конечно, насыщенный постмодернистский текст (в самом широком понимании этого слова), который просто вопит о том, что его надо интерпретировать, деконструировать, в общем, сделать с ним то, что и полагается делать с насыщенными постмодернистскими текстами (в самом широком смысле этого слова). В общем, упомянутый выше могильный камень режиссера как бы намекает. Надо сказать, что нашлись увлеченный люди, попытавшиеся разобраться со всеми этими намеками и загадками. В Рунете есть целый сайт, посвященный дешифровке «Ergo Proxy». Если интересно, то его можно найти по этой ссылке http://ergoproxysum.russelldjones.ru/ . Зайдите, полюбопытствуйте, там действительно много интересного. Беда в том, что за деревьями леса не увидишь, занимаясь всеми этими культурологическими изысканиями, легко не разобраться с общим посылом сериала. Тут нас может подвести типичное суждение о том, что если авторы так умничали, то и историю не просто так рассказали. Здравый смысл и чувство прекрасного говорят нам: тут явно должна быть сверхидея, тут явно автор хотел что-то сказать. Хотя именно постмодернистский подход к построению данного сериала может намекать на то, что глобальные смыслы искать не надо, а перед нами просто хитроумная игра со зрителем. Тем не менее…
…можно сказать, что финал «Ergo Proxy» можно трактовать с нескольких позиций.
Первая: в сериале последовательно критикуется эскапизм. Многие персонажи «Ergo Proxy» именно что эскаписты. По дороге к Москве нам показывают этакие карманные эскапистские мирки. Более того, сам Винсент в своем желании стать образцовым гражданином Ромдо и не вспоминать прежнюю жизнь выступает как последовательный эскапист. Самый последовательный из всех, кого мы видим в сериале. И эта позиция терпит в финале крах. Настоящий мир врывается в жизнь персонажей, необходимо принять не только себя, но и этот самый настоящий мир, чтобы если не победить, так хотя бы выжить.
Вторая: вот тут мы подхватим одну мысль из предыдущего толкования финала «Ergo Proxy» – мысль о принятии себя. И тогда весь сериал станет иллюстрацией того, как раздвоенный человек, нестабильная личность приходит к излечению через самопознание и понимание своего места в мире. Это трудный путь, его сложно одолеть. По дороге будет тяжко. Некоторые испытания могут оказаться фатальными. Но это единственно возможный способ достижения личной гармонии. В некотором смысле это синонимично обретению смысла жизни. Многие персонажи стремятся к этому. Не у всех это получается. Но главная скрипка тут, конечно, за Винсентом Лоу. Именно его путь обретения себя детальней всего показан, именно он должен восприниматься как эталонный и показательный. В таком случае «Ergo Proxy» становится психоаналитическим аниме, не даром в одном из эпизодов появляется самый натуральный психоаналитик. В данном случае сюжет становится второстепенным, он всего лишь наглядный материал. В общем, Карл Густав Юнг одобряет.
Третья: по сути перед нами богоборческий миф. Вот только он рассказан в декорациях научной фантастики. Мы знаем, что мифы не умирают, они адаптируются. (Карл Густав Юнг снова одобряет.) В этом ключе финал «Ergo Proxy» можно считать очередной вариацией истории о падшем ангеле, которого мы знаем под многими именами, остановимся, допустим, на Люцифере. Но не будем забывать про то, что это не буквальное изложение старой истории, а вариация на ее тему. И тут есть интересный перевертыш: в архаичной традиции боги создавали людей, а теперь люди создали богов. Местный Люцифер бунтует именно против людей и их замысла, пусть замысел их и благой. Ну, и не стоит забывать, что детям свойственно бунтовать против родителей, таков естественный ход вещей. Что ж, это еще одна возможная позиция в толковании «Ergo Proxy».
Ни одна из приведенных трактовок не противоречит другой. И тем более ни одна не может считаться исчерпывающий. К этому вопросу можно подойти и с другой стороны: почему бы не считать их дополняющими друг друга? Многослойное произведение предполагает, что в него может быть заложено множество смыслов. А «Ergo Proxy» как раз из таких, из многослойных. Вот только их тут может быть столь много, что какие-то и сами собой возникнут, спродуцируются в голове интерпретатора. Но это, конечно, делу не помеха, тем более, что сериал Мурасэ Сюко устроен таким образом, что смыслов в нем может и не быть. И тогда он превращается в глазах смотрящего просто в незамысловатую историю о погибшей Земле и одиноких странниках, пытающихся забыться в своем бесконечном путешествии. Пусть даже в этой истории сокрыто множество намеков на что-то многозначительное. Если так понимать «Ergo Proxy», то придется сделать вывод, что он является всего лишь пустышкой с манией величия. И в этом, конечно, его главная слабость. Но в то же время и сила.
Так, безусловно, нас унесет в ту самую пресловутую бесконечность. Ведь путь он именно таков – бесконечен. А всякие финалы на деле оказываются лишь промежуточными остановками.
Первоисточником аниме является манга, написанная и проиллюстрированная Цутому Нихэем в 2009 году, всего вышло 15 танкобонов, выпуск завершён.
Сейчас снято два сезона аниме и фильм компиляция, анонсирован ещё один сезон и полнометражный фильм.
Сюжет рассказывает о корабле «Сидонии», с незапамятных времён бороздящем просторы космоса. С родной Земли людей выгнали инопланетяне: ужасные Гауны, которые и по сей день преследуют человечество. Чтобы хоть как-то защититься и были созданы Мехи.
Немного о героях:
Нагатэ Таникадзэ — главный герой, воспитанный своим дедом Хироки Сайто глубоко внутри «Сидонии», он не прошёл модификацию для развития фотосинтеза и ест, как обычный человек. Нагатэ получил способность к быстрой регенерации (бессмертию), а также унаследовал природные таланты Сайто, как пилота и воина. На него возложили управление мехом Сайто, легендарным Тип-17 «Цугумори», в конце концов, Нагатэ стал лучшим асом «Сидонии».
Идзана Синатосэ — принадлежит к новому третьему полу, гермафродит, возникшему за сотни лет человеческой эмиграции в открытом космосе. Идзана также пилот, ставшая другом и соседом Нагатэ; со временем влюбляется в него. В первом боевом полёте теряет руку и ногу. Потерянные конечности заменили протезами, позволившими ей выполнять сложные манипуляции с большим мастерством, чем обычный человек.
Сидзука Хошиджиро — пилот, номер два среди стажеров, взаимно влюблена в Нагатэ. Гауна использовала её ДНК и воспоминания для создания «Алого Бражника» (кстати, это линия добавляет сериалу драматичности, без перебора «розовой ваты»). Образец Гауны, напоминающий Судзуку, был доставлен Нагатэ на «Сидонию».
Юхата Мидорикава — друг Нагатэ и Идзаны. Так же влюблена в Нагатэ. Была назначена помощником командира на борту Сидонии в операциях мехов. Позднее переезжает в дом Нагатэ.
Вообще, у меня создалось впечатление, что с мужскими персонажами здесь напряжёнка: все влюбляются в Нагатэ.
Первый сезон очень понравился. Драматичный, насыщенный экшн сценами, эмоционально напряжённый. Двенадцать эпизодов, но они заставляют понервничать. Серия за серией неотступно следишь за судьбами героев, переживаешь, волнуешься.
Понравилась визуальная сторона мира — много всего продумано, начиная от потёртых скафандров и Мехов («мэхов», в другой озвучке ), до ржавых потёков на трубах в помещениях. «Сидония» корабль не молодой (на её бортах так же видны следы от метеоритов), шестьсот лет, как ни как! Ещё такие милые детали, как оповещения о продувке труб или обязательный для ношения пояс с карабином, на случай отключения гравитации.
По технике тоже классные моменты: фильтрация в скафандрах, и, наконец! все Мехи однотипные, как и положено в армии. Иначе, как существуют механики, и проходит ремонт в условиях малодоступности абсолютно всех ресурсов?
Сцены боя очень хороши и их много. Когда действие происходит в космосе, картинка смотрится отлично, забываешь, что это резиновое 3D.
Но одними драками дело не обошлось, есть драматичные, трогательные серии. Очень запомнился момент о копьях, когда во время боя потерялись два, а вернуть можно только одно. Кажется, вот она удача, но сделать новые невозможно! (Только этими копьями можно было убивать Гаун.) Вселенская печаль как она есть: минус одно копьё. Минус один страж, что убивает Гаун. Безысходность.
Такие мелочи, как изучение истории на курсах пилотов, добавляют шарма сериалу. И конечно загадка на загадке: такое чувство, что смотришь с середины, половина устройства мира даётся как есть, без объяснений. Например, Совет бессмертных, вспомогательный мозг, да и сама Гауна — откуда и почему преследует человечество? Непонятно. Да, в какой-то момент даётся своего рода объяснение, которое ничего не объясняет, кроме того, откуда взялся мальчик.
Впрочем, это несущественно. Динамическое повествование не даёт времени всё обдумать, вопросы приходят потом.
Есть недостатки, но именно тут на них можно закрыть глаза, в первом сезоне они идут вторым планом, быстро забываешь о такой ерунде, как гарем. Три девчонки влюбились в ГГ. Три! И конечно пару моментов с фансервисом: невозможно хоть раз случайно не открыть дверь в комнату, когда там девчонки голышом. И не получить за это «леща», конечно же.
Положительное впечатление портит 3D графика. Резиновые движения героев, пластилиновые волосы, в общем, вся «прелесть» 3D. Но стоит им вылететь в космос, как всё исчезает по мановению волшебной палочки.
Музыка внутри сцен тоже понравилась, такая «космическая», веет от неё пустотой и холодностью.
В итоге имеем крепкий космический боевик, драматичный и зрелищный, ровно в той мере, чтобы не перегнуть.
Второй же сезон оставляет желать лучшего. Испортилось всё, что можно было испортить. Например, дурацких моментов с гаремом стало больше, мне это и в первом сериале не нравилось, но там было понятно, более или менее обосновано. Но здесь...
Похоже, это шутки ради шутки.
Действия многих персонажей потеряли всякую логику, но возможно, объяснение появится в следующем сезоне, а пока это смотрится как бред сумасшедшего. Например, почти всё из первого сезона забыто, как страшный сон: копья позабыты, академия позабыта, капитан (спойлер!)
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
угробила Совет — (и внимание, как! она это сделала)
больше об этом ни слова на протяжении всего сезона.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Проснулся сумасшедший учёный прошлого — по барабану, как он это сделал.
К тому же, к концу аниме он становится просто статистом.
Никакого развития сюжета, просто больше новых орудий! Ещё больше! Шестьсот (или около того) лет ничего не делалось, а тут вдруг на те, получите, что ни серия, то новая игрушка. Да, они клепают это (спойлер!)
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
из пойманной ранее Гауны,
но ни у кого не возникает вопросов, откуда это всё? В общем, сплошные пробелы.
Поведение Гаун тоже странное — такое чувство, что их умение растёт вместе с новым оружием «Сидонии». И откуда Гауна знала, как ГГ относиться к Хошиджиро?
Не сезон, а сплошное разочарование, хотя третий посмотрю. Тема космоса и бесконечной войны, меня интересует.
Единственный плюс, 3D графика стала лучше, цвета ярче, волосы героев не такие пластилиновые. Но не знаю, естественные цвета плюс это или убивает харизму сериала.
В итоге имеем интересную сюжетную завязку и мир, но просевшую во втором сезоне. Смотреть можно, особенно любителям космоса и мехов (ударение на первый слог ).
Сюжет: 8 из 10 (серьёзность во втором сезоне буксует)
Персонажи: 7/6 из 10 (практически не прописаны)
Рисовка: 6 из 10 (3D, что ещё сказать)
Звуковой ряд: 8 из 10 (очень подходит сериалу, как никогда в тему)
Итоговая оценка: 8 из 10 (хороший космический боевик)
«Психопаспорт/ Psycho-Pass» сериал в жанре антиутопия, киберпанк. Выпускающая студия — Production I.G.
Третий сезон вышел в 2019 году. Режиссёр Сиотани Наоёси, сценарий Убуката То, дизайн персонажей Онда Наоюки.
Опенинг: "Q-vism" by Who-ya Extended (кстати, потрясающий).
Эндинг: "bullet" by Cö shu Nie.
Детектив, в котором подняты важные социальные проблемы (насилие, общность, безразличность, холодность, психология толпы и выбора). Кроме интриги и погони за преступником, есть герои, близкие и «живые», с незамысловатой историей, но от того заставляющих больше сопереживать.
На мой вкус, одно из лучших аниме за последнее время.
В основе история о том, что в будущей авторитарной Японии, вездесущая система «Сивилла» следит за каждым членом общества, сканируя его психическое состояние. Если оказывается, что психопаспорт выше сотни, человек получает отметку «потенциальный преступник» и помещается в отделение для исправления, выше трёхсот — прощай!
Кратко я говорила о первом и втором сезонах сериала, но теперь вышел третий, сиквел и ещё три фильма (по 60мин). Вселенная получается обширной благодаря тому, что последний сезон отличается от линии предыдущих, и показывает нам мир Японии будущего с ещё одной стороны.
Если первые два сериала, а также фильм 2015г, сюжетно связаны, в них действуют одни и те же персонажи, то третий... Номинально, да, в нём участвуют и Аканэ, и Когами, и прочие оставшиеся в живых герои, но, в общем, это больше интриги, скандалы, расследования, чем полицейский детектив.
Первый сезон «Психопаспорт/ Psycho-Pass» (2012)
Сценарий Уробути Гэн, студия Production I.G, режиссёры Сиотани Наоёси, Мотохиро Кацуюки, дизайн персонажей Акира Амано.
Сериал меня приятно удивил. Я смерть, как люблю такой сюжет: напряжённый, поднимающий социальные проблемы, в меру жестокий, плюс щепотка любви. Впрочем, согласно Вики: «...режиссёр Кацуюки Мотохиро стремился исследовать психологические темы в молодёжной среде общества, используя антиутопические сюжетные линии. Множество книг и фильмов оказали влияние на Psycho-Pass, самым заметным из которых был американский научно-фантастический фильм 1982 года «Бегущий по лезвию бритвы». Это чувствуется. Атмосфера потрясающая, один из немногих сериалов, что я люблю пересматривать.
Психологических и социальных моментов в аниме достаточно: например, здесь поднимается тема насилия и равнодушия толпы. Проблема выбора, когда становится понятно, что нельзя слепо следовать правилам. Это так не работает (тот самый момент с расстрелом заложников).
Легко или правильно? Аканэ Цунэмори придётся прочувствовать это на собственной шкуре, когда антагонист возьмёт в заложники её подругу. Очень сильный момент.
В противовес ей исполнитель Когами (весьма харизматичный). Положительный герой, но действующий совершенно иным образом. Выбор одной, и выбор другого. Разные способы достижения цели. В общем, очень интересно. На протяжении серий, и после, есть над чем подумать.
Чем мне понравился Психопаспорт, так это тем, что все герои «живые». Они меняются на протяжении серий. За ними стоит своя маленькая история, проливающая свет на устройство мира. Всем шестерым сопереживаешь, и расставаться с ними тяжело. Кроме Шимоцуки. Бесящая, выводящая из себя, туповатая Шимоцуки. До мозга костей правильная, не терпящая отклонения от буквы закона ни на ёту. Идеальный винтик «Сивиллы».
Второй сезон «Психопаспорт/ Psycho-Pass» (2014)
Он оказался заметно слабее. Хорошо, что всего 13 серий! Аниме идёт «по стопам» первого и более удачного собрата, но посмотрев второй раз, смело могу советовать. Есть интересные моменты, особенно когда Сакуя Тоганэ пытается повлиять на Аканэ, повторяя действия Когами. Сюжет словно копирует первую часть, герои вышли слабее, нет той изюминки. Кажется, что они статичны, на протяжении сезона раскрываются с другой стороны, но не меняются. Хотя тема суда судьи мне понравилась. Плюс любопытная идея: научить ребёнка, что зло — это добро. Убил собаку — молодец. Попытка создать асимптоматика для «Сивиллы».
За что люблю аниме (вообще), кроме рисовки, так это за такое преувеличение.
Фильм «Психопаспорт/ Psycho-Pass:» (2015)
Продолжение истории Аканэ и Когами, невесть что, но посмотреть стоит, хотя бы ради того, чтобы встретиться с героями. Фильм проливает свет на их дальнейшую историю. Но можно и пропустить, в трилогии полнометражек «Грешники системы/ Psycho-Pass: Sinners of the System» рассказывается, где был Когами до третьего сезона.
Стоит заметить, что фильм показывает мир за границами влияния «Сивиллы», подкидывая мысль о том, так ли она плоха, как кажется. Может, утрата некоторой свободы и частные случаи это допустимая погрешность для безопасности большинства?
Фильмы «Психопаспорт: Грешники системы/ Psycho-Pass: Sinners of the System» (2019)
Три полнометражки, по 60мин, сюжет и рисовка ближе к третьему сезону. Тот же стиль, то же время действия. Ничего кардинального не вносят во вселенную «Психопаспорта», но посмотреть стоит, истории занятные, в меру грустные, например, про исполнителя (карателя, в другом переводе) Гинозу. Да, Аканэ вы не встретите. Второй фильм о Масаоке (тогда ещё детективе), тоже понравился. Раскрывает исполнителя с другой стороны. Это история о его семье и причине вражды между ним и Гинозой. Третий фильм как раз о Когами. О том, где он был и как попал в... третий сезон.
Третий сезон «Психопаспорт/ Psycho-Pass» (2019)
Первая же серия убивает наповал: Акакэ оказывается в тюрьме. «Сивилла» наконец смогла её арестовать. Только неясно, как и за что.
Впрочем, вот разочарование, она не главный герой. В третьем сезоне на первый план выходят два новых инспектора. Японец и русский (па-па-па!). Да, от матрёшек на компе и борща, никуда не деться! Честно, в эти моменты я смеялась, но с другой стороны, спасибо, что опознаёте нас по борщу, а не по медведям с балалайкой (хотя, какая разница). Опять же, понятно, надо всем показать — этот парень русский! (Спасибо за новое знание о мире аниме, «Бакуман/ Bakuman») Стереотипы, о, стереотипы. Впрочем, Кей Михаил Игнатов вышел отличным парнем.
На этот раз антагонист не один человек, а тайная организация «Бифрост», мечтающая уничтожить «Сивиллу». Жестокости стало меньше, во всяком случае, такой открытой, как в первых сезонах. Мир открывается с другой стороны. Стало больше детективной интриги, в которую добавляются хитросплетения и тайна в судьбах персонажей.
Второй главный герой, Синдо Арата — менталист. Очень любопытно показаны сцены «погружения». Также из плюсов — трогательная дружба двух инспекторов (именно дружба).
В третьем сезоне совсем другая рисовка, первые четыре серии аж глаз радуется, очень чистые линии. Мне вообще нравится рисовка «Психопаспорта»: когда герои идут, они именно идут, двигается всё тело (плечи, руки), а не только меняются ноги. Но пятая серия это кошмар. Лица перекошены, глаза лучше закрыть, когда действие идёт на втором плане. Или герои, о, нет! отошли в сторонку поболтать, или, о, ужас! повернули голову в машине. Я еле дождалась шестой серии. Дальше дело выправилось, но что-то пошло не так, и графика всё равно сбилась. Впрочем, дизайн персонажей всё же приятный.
Сюжет не то чтобы замысловатый, но следить приходиться неотступно. Много героев, сплошные загадки, две противоборствующие стороны, внутри которых тоже есть свои подводные течения.
Мне понравилась аналогия или противопоставление с первой частью: асимптоматик здесь и там. Добро и зло. Словно нам подсказывают: человек сам делает себя, главное, это то, чего ты хочешь. Твои стремления. Черты характера не делают тебя добрым или злым изначально. Всё твой выбор.
Особо хочется отметить взаимоотношения главных героев Кея и Арата. Дружба подвергается проверке, но то, как они заботятся друг о друге очень трогательно. Через весь сериал проходит расследование о судьбах их семей, сплетая сюжет воедино.
Сравнивать два сезона (первый и третий) интересно: во всём есть противопоставления. Начиная с самого простого: как приняли Аканэ, и как новых инспекторов. И заканчивая совсем другим миром вокруг башни Бюро.
Фильм(ы) «Психопаспорт 3: Первый инспектор/ Psycho-Pass 3: First Inspector» (2020)
Финал разделён на три части. Впечатление оставляет двоякое: вроде бы всё хорошо, но как-то уж очень складно. Многие «нити» свелись воедино, мы получили ответы на вопросы, но не на все. Например, судьба Аканэ осталась неясна (поэтому меня терзает надежда на продолжение).
И да, в сцене с Когами мне не хватило поцелуя.
Вроде всё закончилось, как я и хотела, но всё выглядит притянутым за уши.
«Вы же ждали хороший конец, вот вам, что жаловаться?» Эх... Я стала чураться складных финалов, всё это кажется искусственным, хотя размах впечатляет.
Последняя битва в башне Бюро великолепна.
В заключение хочется отметить, как изменились животрепещущие вопросы с течением времени. В 2012 году акцент на равнодушие и холодность общества, на его беззащитность и трусость перед насилием. Да, есть моменты о погружённости людей в соцсети, но это одиночество в толпе и замкнутость.
Конечно, многое преувеличено, но всё же есть над чем задуматься, и я бы не сказала, что мы изжили эту проблему.
Но в 2020 на первый план вышел вопрос об ИИ. Личность или программа? Проблема взаимодействия человека и технологий, что всюду проникают в повседневную жизнь. Плюс социальное неравенство, иммигранты, терпимость и политические игры.
Инспектор Игнатов отлично сыграл свою роль, последние серии (третьего сезона, перед финалом) великолепны.
Почему нужно смотреть: подобных аниме (киберпанк, антиутопическое будущее, детектив, триллер) не так много, а новых и подавно. И доминатор, конечно.
Сюжет: 9 из 10 (люблю детектив, тайны, крепкую дружбу и триллер)
Персонажи: 9 из 10 (мне понравилось, что из сезона в сезон, время движется и они «живут», меняются)
Рисовка: 8 из 10 (минус два балла за пятую серию, но в основном на хорошем уровне)
Звуковой ряд: 10 из 10 (опенинг во всех частях выше всяких похвал, музыка и видеоряд подобраны на 100%)
Итоговая оценка: 9,5 из 10 (хороший детектив, с завязкой на психологию, драматичный, трогательный, интересный мир и герои)