Данная рубрика посвящена японской анимации. Рецензии и отзывы, анонсы еще не вышедших аниме и обзоры онгоингов, тематические подборки тайтлов а также итоги сезонов и года будут представлены в одной рубрике.
Принимаются любые предложения по улучшению.
Подразделы рубрики:
рецензии-отзывы
общий раздел
новости аниме
итоги сезона-года
персоналии-студии
анонсы-обзоры онгоингов
тематические подборки
Правила рубрики:
Помните, что ваше критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:
объём не менее 2000 символов с пробелами
в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится
в рецензии рекомендуется выставлять оценку по категориям: «Сюжет», «Персонажи», «Рисовка», «Звуковой ряд», «Итоговая оценка» по десятибалльной шкале
статья должна быть грамотно написана хорошим русским языком, допускается использование заимствованной лексики
при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка или постер; желательны примеры кадров
«Guilty Crown» («Корона греха», «Корона грешника», «Венец греха»). 22 эпизода + 1 OVA. Трансляция: с 14.10.2011 по 23.03.2012 + 26.07.2012. Студия: Production I.G. Главный режиссер: Араки Тэцуро.
2039 год. Япония. Десять лет назад случилась вспышка смертоносной эпидемии, которая практически разрушила страну. Под видом помощи и сотрудничества со стороны других государств теперь Япония практически оккупирована. Вот в этой атмосфере страха и упадка растет новое поколение. Старшеклассник Ома Сю по ночам монтирует для конкурса клип на песню популярной виртуальной группы «EGOIST». Но на первых же минутах первого эпизода сериала мы понимаем, что парня волнуют не только песни группы, но и ее певица, Юдзуриха Инори. Он еще не знает, что девушка входит в террористическую группу «Гробовщики». Собственно, для Сю история начинается с того, что он обнаруживает на территории школы раненую Инори. В ночь до этого она по поручению лидера «Гробовщиков» похитила из корпорации «Генезис» так называемый Геном пустоты. Ошарашенный парень оказывает помощь любимой певице, вот только ее почти сразу же арестовывают и уводят. Но при этом Геном пустоты оказывается практически в кармане Сю. Передать его «Гробовщикам» становится теперь целью не Инори, а его. Парень поддается обстоятельствам, и тем же вечером отправляется на встречу с террористами. В самый ответственный момент на них нападают. Случайным образом Геном пустоты активируется, и Сю получает способность материализовать души людей (в терминологии сериала «войды»). Что характерно, эти самые войды представляют собой различные механизмы, частенько оружие. Все это запускает цепочку событий, которая приводит главного героя в эпицентр сложной военно-политической игры мирового масштаба. Фактически именно от него будет зависеть судьба всего человечества.
По сути предыдущий абзац представляет собой пересказ первого эпизода. И надо сказать, этот эпизод прекрасно продает весь сериал. С самого начала нам дают понять, что у рассказываемой истории есть обширный бэкграунд. А загадочные видения-вспышки намекают, что главный герой гораздо плотней замешан в происходящее, чем кажется ему самому. Авторы не спешат хоть что-то объяснять, они показывают мир через динамичные сцены. Пока практически ничего непонятно, но это только подпитывают интерес. Прибавьте к перечисленному хорошую рисовку и отличную анимацию. В копилку плюсов надо отнести и запоминающийся саундтрек. Кстати говоря, для создания музыкальных тем «Короны греха» была специально создана группа «EGOIST» (да-да, назвали так же, как и в аниме). После окончания работы над сериалом группа стала самостоятельным проектом, который просуществовал до октября этого года. Вот так аниме порой проникает в реальную жизнь. В общем, после просмотра первого эпизода создается впечатление, что перед нами оригинальная сильная работа, которая точно заслуживает того, чтобы ознакомиться с ней с начала и до конца. К сожалению, это впечатление обманчиво, уже через несколько эпизодов становится ясно, что «Корона греха» далеко не так хороша.
Эх! А ведь какой у сериала потенциал был...
Создатели «Короны греха» словно решили собрать в одном сериале все анимешные штампы. Угнетенная Япония? Есть. Боевые роботы? Есть и они. Главный героя — ОЯШ? Ага. Вокруг него толпа нежных и не очень дев? Ага, ага, ага. Наш ОЯШ будет совмещать обычную учебу в школе и всякие подпольные делишки? Безусловно. Отряд подростков-повстанцев? И он в наличии. Прибавьте к этому то, что все эти мировые кризисы и безумия замешаны на частной истории семьи ОЯШа, а еще щедрую пригоршню фансервиса, религиозный подтекст, выборочную амнезию нашего ОЯШа, тайную организация с очень мутной идеологией и обязательный пляжный эпизод. Все это мы где-то уже видели, порой некоторые источники прямо кричат о себе. Влияние «Кода Гиаса» и «Евангелиона» видно невооруженным взглядом, но «Корона греха» все-таки не является исключительно их вариацией. Потому что авторы сериала черпали из многих источников, порой заимствуя целые сюжетные ходы. В общем, получилось настолько вторично, что прямо оригинально вышло. И да, это сарказм.
Все же вторичность не стоит считать прямо-таки грехом. Можно было бы сказать, что вот такая вот компиляция вполне в духе именно что японской культуры, в которой очень многое строится именно что на копировании классических образцов. Но сказать так, значит отнестись к ситуации слишком уж предвзято. Просто посмотрите на современную западную массовую культуру, там занимаются примерно тем же самым. Бесконечная вереница блокбастеров, сделанных по одной и той же схеме, безусловно, утомляет. Доходит до того, что насмотренный зритель может практически с точностью до минуты предсказать тот или иной сюжетный поворот. Тем не менее, все эти блокбастеры снимаются и снимаются, зрители все так же смотрят их, порой предельно вторичные фильмы делают просто фантастическую кассу. Потому такой подход никуда не исчезнет, главное, чтобы были успех и доход. Так что, не будем считать вторичность «Короны греха» прямо-таки минусом. Да, ее авторы прямо-таки демонстративно собирают свою историю из уже давно придуманных и обкатанных деталей. Но это не означает, что история обязательно будет плохой. В конце концов, всегда найдутся те, кто именно с этого сериала начнут знакомство с аниме. Для них все это будет в новинку. И уж точно не вторичность станет тем, за что они могут поругать «Корону греха». Главная проблема этого сериала совсем в другом.
Проблема этого сериала в персонажах. Точнее в том, что их очень плохо прописали. Да, центральные герои, в общем-то, сделаны на приличном уровне. Многие жалуются, что Сю слишком уж плаксив и бесхребетен. С этим сложно не согласиться. Но, во-первых, такова традиция: Икари Синдзи страдал, плакал и всем завещал. Во-вторых, Сю не статичен, он развивается, в какой-то момент перерастает в себе нытика. Да, хочется, чтобы это случилось побыстрей, тем не менее, как раз данный момент проработан очень даже хорошо. К тому же это вы, значит, настоящих анимешных плакс не видели, если интересно, то посмотрите «Noein», тамошний ОЯШ в этом отношении даст фору не только Сю, но и Синдзи. Также жалуются, что Инори вышла слишком отчужденной. Но, пардон, в этом и фишка данного персонажа. В начале сериала Инори эмоционально не развита, она, вообще, мало что умеет в этом смысле. И как раз любовь ее преображает, но постепенно, конечно. Вместе с Сю она растет и развивается. В случае Инори можно скорее усомниться в том, что с таким эмоциональным фоном она смогла стать популярной певицей. Но это уже дело десятое. В общем, этих двоих прописали, как уже было сказано, вполне прилично. А вот со всеми остальными полный кошмар. Либо мотивация персонажей, вообще, непонятна, либо прямолинейна настолько, что зубы сводит. Особенно хорошо это чувствуется, когда начинаются массовые убийства лиц второго плана. Вот убили одного, вот — второго, а вот — и третьего. Так и хочется сказать: «О`кей, поехали дальше». Происходящее не вызывает ни малейшего эмоционального отклика, по одной простой причине: шли эпизоды, а зритель так ничего обо всех этих героях толком и не узнал. Да, некоторых прописали чуть лучше, но подарить достойную запоминающуюся смерть не смогли. Это в частности касается одного из антагонистов, майора Сегая. Вот уж кто крал каждую сцену, в которой появлялся. Что уж точно, так это то, что у японцев получается придумывать колоритных и в чем-то очаровательных психопатов. Так вот: его убили самым скучным и банальным образом. Словно сценарист торопился и просто вычеркивал ненужных ему в финале персонажей. Вот уж за кого обидно.
Кстати, о финале. На пути к нему случается многое. В том числе и отличная арка, заставляющая вспомнить «Повелителя мух». В какой-то момент школа Сю вместе с учениками оказывается отрезана от окружающего мира, вот тут-то и начинается тот самый трэш, который порой так радует в аниме. К зрителю добравшемуся до этой части истории вполне может вернуться надежда, что он все-таки смотрит если не выдающийся, то хотя бы любопытный сериал. Увы, но арка заканчивается, и начинаются бессмысленные убийства невнятных персонажей. И вот за три эпизода до финала вдруг снова пробуждается надежда на лучшее. Создатели «Короны греха» принимаются подробно все разъяснять и подшивать сюжетные линии. Получается не настолько стройно, как хотелось бы, но вполне себе внятно и интересно. Плюс к этому хороший экшн первой части финального противостояния. А вот в самом финале все снова портится. Внятность заменена на пафос, причем такой, что пафосометр просто лопнул, не смог измерить. Некоторым историям не помешали бы плохие концовки, они сделали бы эти истории лучше. Но слишком уж часто авторы таких историй словно бы боятся испортить настроение своей аудитории и лепят какие-то неубедительные хэппи-энды. В таком случае так и хочется закричать: «Не верю!». «Корона греха», к сожалению, входит в список таких историй. Да, в ее случае мировая катастрофа стала бы отличным финалом, запоминающимся и дерзким. Не переживайте, всех спасут. Правда, для этого авторам пришлось прибегнуть к пафосу, наверное, по их мнению он позволяет скрыть все недостатки подобного решения.
В общем, «Корона греха» — в высшей степени неоднозначное аниме. С одной стороны, и запоминающаяся рисовка, и приятная анимация, хороший саунд, сюжет иногда прямо радует, пара главных героев, чтобы там не говорили критики, запоминающиеся, развивающиеся и не оставляющие равнодушным. С другой стороны, слишком уж много штампов в одном сериале, многие сюжетные ходы давным-давно затасканы, второстепенные персонажи скучные, финал какой-то неубедительный, а мотивацию тайной организации можно было бы и подробней дать. Но работу над ошибками проводить никто не будет, все написано, нарисовано, озвучено и анимировано, имеем то, что имеем.
К сериалу как бы примыкает короткая OVA. При чтении аннотации может показаться, что в ней проливается свет на одно очень важное событие в «Короне греха». Нет, не проливается. И имеет эта OVA отношение не к самому сериалу, а к визуальной новелле по мотивам, этакий рекламный ролик минут на пятнадцать. Ничего кроме недоумения эта вещица не вызывает. Хотя нарисована все так же хорошо. Далее не последует всяческих советов в духе: не тратьте на нее время. К счастью, продолжительность короткая, много времени не потребуется.
Сериал — онгоинг 2022 года. Яркое, запоминающееся аниме от студии МАРРА (студия, на счету которой много интересных проектов, от «Человек-бензопила» до «Магической битвы»).
Режиссёр — Мунехиса Сакаи; сценарист — Есими Нарита; дизайн персонажей — Хитоми Хасэгава, композитор — Мичиру.
А также о поиске себя, о взрослении, чувствах и привязанностях, но больше о том, что ради мечты придётся пожертвовать многим. Или всем.
Ещё это о подростках и о том, как расти и не вырасти придурком. Быть кем-то, а не «чем-то». Серия о травле в школе очень эмоциональная (далеко не первый сюжет в аниме о насилии в школе, вероятно, этот ужас коснулся многих и стал настоящей проблемой).
Итак, это про балет (в отдельно взятой семье). После одного случая в школе, к дому главного героя (Дзюнпэй Мурао) приходит одноклассница, с трепетом заявляя — то, что он сделал — восхитительно и предлагает танцевать с ней партию в балете. Парень, недолго думая, соглашается. Оказывается, мать девочки держит свою балетную студию, вокруг которой и разворачивается сюжет аниме.
В первом сезоне множество второстепенных (характеры которых едва прорисованы) и три главных героя:
Дзюнпэй Мурао — главный герой, вокруг которого и выстраивается сюжет. Дзюнпэй задаёт тон и служит катализатором изменений. У него живой, подвижный характер. В детстве, раз увидев выступление артиста балета, был покорён и решил тоже заниматься вместе со старшей сестрой, но волею случая, эту мечту пришлось оставить, отдавшись единоборствам. Впрочем, от балета так легко не избавиться.
Руо Мори — замкнутый, тихий парень. Гений балета, на алтарь которого положено всё.
С рождения мальчик был закрыт от мира. Бабушка воспитывала его с одной только целью — слепить из ребёнка Благородного танцора балета в России, премьера. Подросток с надорванной психикой и сложной судьбой.
На одном из сайтов прочитала, что неясна эта замкнутость Руо. Серьёзно? Всю жизнь подвергаться физическому и психологическому насилию, жить в подвале, занимаясь только балетом… Конечно, откуда у человека замкнутость и диковатость?
Мияко Годай — одноклассница Дзюнпэя и двоюродная сестра Руо. Балерина. В студии её матери и закручивается сюжет аниме. Все трое подростков (14 лет) занимаются в студии Годай. Мияко очень милая жизнерадостная девушка, запутавшаяся в своих чувствах.
Рисовка в сериале завораживающая (очень похожа на дизайн аниме «Сквозь бальный зал/Welcome to the Ballroom»). Сцены с сольными партиями балета (вариациями) прорисованы эмоционально, захватывающе. Они по-настоящему трогают сердце.
Рассказывать об аниме довольно сложно, не раскрывая важные детали сюжета. Каждая серия динамична, полна юмора и… драматизма.
Мне понравилось, как выстроен сюжет, наполненный символами, он логичен, в том, что касается выбора своего пути у главных героев. Как в мифе об аргонавтах — пришлая колдунья не может быть доброй, в конце она обязательно убьёт и подаст к обеду своих детей. Так и здесь, парень с серебряными волосами должен быть тем, кто он есть — странным чужаком.
Среди второстепенных героев не обошлось без «Будды», и старушки с лицом, полным умиротворения.
Очень понравился опенинг — визуальная часть снята словно бы от первого лица и очень напоминает работу камеры в фильме. Музыка яркая, сияющая — отражает отношение героев к балету, но никак не сюжет аниме, который вовсе не поле с ромашками.
В сериале много экранного времени отдано именно балету, партиям, деталям, есть атмосфера, что очень ценно. Существуют множество противоположных примеров, когда всю серию герой едет в автобусе, а музыкальным партиям отдано едва ли 1/10 от всего сюжета.
Но балет это всё же сладкая «обёртка», основной двигатель сюжета — чувства. Они максималистские, как всё подростковое. Однако поступки героев мне кажутся логичными, а эмоциональные метания не слишком затянутыми.
Субъективно — мне очень понравилось. Начиная от необычной рисовки, атмосферы и заканчивая сюжетом. Аниме выгодно отличается от всех других в весеннем сезоне и притягивает взгляд. Теперь вы знаете, что аниме можно и даже нужно смотреть. С нетерпением жду второй сезон, который, я надеюсь, будет, как и финал манги.
Итог:
Сюжет: 7 из 10 (хорошее аниме в жанре спокон/ повседневность)
Персонажи: 7 из 10 (типичные, но в любопытном антураже)
Рисовка: 9 из 10 (ровная, интересный дизайн персонажей)
Звуковой ряд: 7 из 10 (опенинг, как визуальная, так и аудиочасть запоминающаяся)
Итоговая оценка: 8 из 10 (хорошее аниме, о силе духа, балете и ещё чуть-чуть о России)
К просмотру рекомендую. Визуально приятное аниме, об искусстве, о школе и о трагедиях в искусстве.
«МСТИТЕЛЬ» — японский оригинальный (впрочем, по его следам уже выпускают мангу) аниме-сериал 2023 года, анимированный Ajia-do Animation Works и спродюсированный Nitroplus и Shochiku.
Режиссер аниме Масая Фухимори, авторы сценария — Ген Уробучи из Nitroplus и Ренджи Оки, музыка Дзюн Футамата. Дзиро Сузуки и Юуши создали оригинальный дизайн персонажей, а Юдзи Хосогоэ адаптировал его для анимации, одновременно являясь главным режиссером анимации вместе с Юки Нисиокой и Эмико Эндо.
Сюжет аниме рассказывает о самурае Райзо Курима, хозяин которого дал ему приказание убить человека. Им оказывается никто иной, как тесть Куримы. С этого и начинается аниме (все помнят несчастного Итачи Учиха?).
Райзо Курима — ронин, примкнувший к группе «мстителей», мучается угрызениями совести, идеей мести и поиском смысла жизни. Интересный персонаж, в первых сериях есть несколько занятных моментов о его характере. Банальных, конечно, но всё же вызывающих улыбку. Линия о Райзо-художнике очень трогательна.
Юэн Усуи — глава «мстителей». Известный и богатый мастер, работающий с золотом. С ним всегда тонкие листы золота и порошок. Ни прошлое, ни тем более будущее Усуи неизвестны, в аниме он уравновешенный и умный католик.
Мураками Теппе — доктор-гигант. База данных называет его бывшим пиратом, впрочем из сюжета это не кажется очевидным, как и его странное умение. Мне нравиться, как он кричит «Пошла, родимая!» и стреляет. Выглядит эпично.
Нио — насколько я поняла – гермафродит. Совсем юный прелестный мальчик. Любит воздушных змеев, раньше жил в цирке.
Содзи / Соджи — балагур. Картёжник и выпивоха. Курима делит с ним комнату, так что, в конце они сдружились насколько это возможно для человека больше всего любящего деньги. Это я сейчас о Соджи.
Доктор и Усуи довольно близки, создаётся ощущение, что они знают друг друга дольше, общаются на равных. Нио Усуи обожает, слушается во всем. Соджи называет Усуи — «хозяин». Похоже, что Соджи самый младший в иерархии, если брать во внимание, что Нио просто ребёнок и растёт в доме Усуи. Курима во всей этой шайке-лейке, словно особняком. Подчиняется Усуи, но всё же более свободен, на «своей волне», ведь дела группы его не слишком интересуют, своя месть ему важнее. Хотя в нескольких сериях он говорит «мы», особенно ближе к концу сериала, и волнуется за группу. Её мораль, будущее и тд.
Стоит отметить, что группа «мстителей», работает на церковь, правда, Усуи единственный верующий из этой шайки. И чтобы не говорили, христиане здесь выглядят вполне сносно. Тем более, что от них здесь лишь оболочка.
Ещё мне понравилась идея с укушенной монетой, и мерой нанесённой обиды.
Кто главный злодей можно догадаться по внешности, стоит дать себе работу поразмышлять. Словно в мифах древней Греции, где пришелец априори не может быть положительным героем, а в конце просто обязан сойти с ума и приготовить своих детей на ужин мужу. Так и тут, человек в западной одежде — плохой человек. К слову, сцена, когда он презентует Усуи и иже с ним новое «произведение искусства» — бесценна. Камень в сторону современного искусства, не иначе.
Итак, почему стоит смотреть? Аниме новое, выходило с января по март 2023 года. Картинок в сети не найдёшь, аниме оказалось не особо популярно, что довольно странно, на мой вкус, сюжет и рисовка это крепкая «7» из «10». Можно занять пару вечеров особенно не занимая голову, просто наслаждаясь просмотром.
Итак, итак, начнём с «плюсов» — сюжет не сказать, что лихо закручен, но в какой-то момент я запуталась в именах. Впрочем, в чём дело понимаешь быстро, приятно, что и ГГ тоже понимают это одновременно с тобой, а не размышляют сто условных серий, как бараны.
Психология героев — тема мести изъезжена вдоль и поперёк, но мне понравилось, что здесь, для Куримы, во всяком случае, она решается так, как и должна. Аниме — середнячок, поэтому метания ГГ не возведены в абсолют, хотя посочувствовать ему можно, а в первых, да и в предпоследней серии, горе Куримы пробирает до костей.
Предфинальный твист — тоже отлично. Неожиданно и жестоко. Некоторые моменты озарения я упустила, впрочем, твист всё равно не кажется роялем выпрыгнувшем из кустов.
Рисовка — неплоха. Часто можно заметить провисание рисовки к середине показа, то ли деньги подзаканчиваются, то ли время, но факт остаётся фактом, — примерно в пятой серии с неудовольствием можно обнаружить поплывшие лица, фигуры и линии вообще. Жуть. Здесь всё ровно. Если я что-то пропустила в этом плане, — поправьте, но ощутимого провисания графики я не заметила.
Ракурс съёмки. Есть интересные моменты. Приятно, что создатели немного разбавили банальную расстановку при диалогах.
Теперь «минусы» — герои. За исключением Куримы и Нио, последний с натяжкой, о судьбе остальных известно чуть меньше, чем ничего. Не то чтобы это грустно, но как-то привыкла немного больше вникать в характеры ГГ, иначе они так и остаются пустыми куклами. Впрочем, история Нио никак ему не помогла. Из четвёрки, самый живой — это Соджи. (Хотя о нём ничего не сказано — парадокс) Последние серии в этом, и не только, плане, удались.
Повисшие нити сюжета, которые никуда не ведут. Персонажи, которые просто есть. Мотивы антагонистов, бесконечно глупы и банальны. В курсе ли они, что рабы должны работать, а не просто дохнуть? Потопить всех в дыму опиума это «прекрасно», но всему нужна мера. Быть королём трупов так себе привилегия, впрочем, священник это понимает, второй — нет. Можно списать это на то, что он сумасшедший, допустим, но… ладно, оставим эти сюжетные клише.
Главный недостаток аниме — пресность, при всей серьёзности и жестокости, ему не хватает глубины. Да, это про опиум, проституцию, торговлю детьми и убийства, но без проработки характеров, это просто набор аксессуаров в дешёвом костюме. Функции без эмоций, хотя порой пробирает, не спорю. Серия о монахах и монашках тому подтверждение. Намёки, а сколько эмоций.
В заключении отмечу, что финал мне понравился, не знаю, знаком ли кто-то из создателей с циклом «Ведьмак» А. Сапковского, но пара моментов, особенно про труса, вытащены прямиком оттуда. Угадать правильно сюжетный ход было приятно, словно разгадать загадку.
Опенинг: "Downtimer" группы RetBear.
Эндинг: "un_mute" Мааи Сакамото.
…..
Итог:
Сюжет: 7 из 10 (серьёзность, моральный посыл, жестокость)
Персонажи: 6 из 10 (картон!)
Рисовка: 7 из 10 (ровная на всём протяжении)
Звуковой ряд: 7 из 10 (опенинг неплох)
Итоговая оценка: 7 из 10 (хорошее аниме с замашками на серьёзность. Нечто среднее между детективом, кровавым мочиловом и тяжелой психологической драмой)
К просмотру рекомендую. Посмотреть и забыть, но всё же приятно потратить время.
Японская массовая культура — комиксы манга, анимация — берëт корни в национальном искусстве страны. В рамках встречи мы расскажем об истории аниме и манги, как они связаны и чем отличаются от европейской школы анимации. Вы узнаете об особенностях монтажа и о специальном знаковом языке в аниме.
Спикер: Елизавета Орловская, бакалавриат НИУ ВШЭ ОП "Культурология", студентка Школы Родченко (мастерская Мухина-Нистратова). Занимается изучением японской визуальной культуры, современной японской фотографии, японским авангардным театром (1960-1970), психоанализом.
«Wonder Egg Priority» («Приоритет чудо-яйца»). 12 эпизодов + 1 спэшл. Трансляция: с 13.01.2021 по 31.03.2021 + 29.06.2021. Студия: CloverWorks. Главный режиссер: Вакабаяси Син.
«Приоритет чудо-яйца» из тех аниме-сериалов, которые на первый взгляд не по-детски настораживают. Во-первых, им занимались по большей части новички. Для Вакабаяси Сина это, вообще, был первый сериал, при работе над которым он выступал в качестве главного режиссера. Во-вторых, от аннотации веяло какой-то матерой дичью: «Однажды гуляя поздно ночью, 14-летняя Аи Ото забредает в заброшенный зал игровых автоматов и там из автомата с гачапонами достает «Чудо-яйцо». И с тех пор когда Аи засыпает, из яйца появляется некая девушка, а миры сна и яви начинают соприкасаться» (взято с сайта «КГ-Портал», без изменений). В-третьих, при просмотре первого эпизода возникает ощущение чего-то предельно сюрреалистического (особо хорошо от этого не становится), хотя нарисовано просто чудесно. Так вот, опасения следует отбросить и переступить через предубеждения. На деле «Приоритет чудо-яйца» оказался штукой сильной и неоднозначной, безусловно заслуживающей внимания даже искушенного анимешника. Да, сериал вышел не без огрехов, но на общем фоне он, несомненно, смотрится более чем выигрышно. Потому Вакабаяси Сину очень хочется пожелать творческих успехов и интересных проектов. Но учитывая тот производственный ад, который случился при работе над «Приоритетом чудо-яйца», веры в то, что такое пожелание сбудется, не очень-то и много, так – с наперсточек.
Но перед тем, как хвалить (точно есть за что) и ругать (тоже есть за что) сериал Вакабаяси Сина, надо бы понять, что за чудо-яйцо фигурирует в названии, и что с ним делает главная героиня, то бишь разобраться с сюжетом.
На самом деле в фокусе внимания не одна героиня, а четыре, но истории именно Ото Ай уделено больше всего экранного времени. С нее сериал начинается, ею заканчивается, поэтому формально она – главная героиня. Но забудем об этом. Итак, четыре девочки. У каждой непростая судьба. У Ото Ай гетерохромия, за что ее буллят в школе, к тому же она влюблена в учителя, который при этом сватается к ее маме. Каваи Рика когда-то была участницей айдол-группы. У нее сложные отношения с матерью, очень хочет найти отца, чтобы поговорить с ним. Но с этим есть проблемка: даже мать не может назвать его имя, а просто показывает дочери несколько фотографий мужчин, сказав, что, наверное, один из них, сама она не помнит. Саваки Момоэ обладает слишком мальчишеской внешностью, что вызывает у нее дисгармонию и большие психологические проблемы. А вот у Аонумы Нэйру вроде бы все в порядке: она богата, управляет, не смотря на возраст, целой корпорацией, есть, правда, проблемы в общении, слишком прямолинейна, но назвать это настоящей бедой язык не поворачивается. У всех этих девочек есть нечто объединяющее: у каждой кто-то близкий покончил с собой. Подруга Ото Ай, которая помогла ей при травле, не дала сломаться. Фанатка Каваи Рики, которая, кажется, была слишком глуповата, но постоянно снабжала своего кумира деньгами. Подруга Саваки Момоэ, которая однажды призналась той в любви и была отвергнута. Младшая сестра Аонумы Нэйру, которая перед тем, как сброситься с моста, пырнула ту ножом. Вот так вот: все четыре девочки милей не придумаешь, у каждой жуткий скелет в шкафу. Героиням предлагают возможность вернуть к жизни погибших (возможно из-за них, но это не точно). Все просто. Надо регулярно покупать чудо-яйца. Если заснуть с таким под подушкой, то окажешься в некоей сновидческой реальности. Там надо разбить яйцо, из него появится девочка (иногда две). Что любопытно, каждая из появляющихся девочек совершила самоубийство. С чем имеют дело героини непонятно: то ли это проекции умерших, то ли призраки, то ли просто галлюцинации. А теперь необходимо защитить появившуюся из яйца девочку от различных монстров. Причем монстры представляют собой персонификации психологических травм или социальных проблем, из которых девочки и наложили на себя руки. Если все прошло успешно, явившаяся из яйца девочка развеется, зато чуточку потеплеет статуя той, кого хочет спасти та или иная из главных героинь. Поэтому они вновь и вновь покупают яйца, вновь и вновь вступают в поединки с монстрами, другого пути для возвращения к жизни дорогих людей нет. Вообще, все происходящее во, скажем так, снах героинь, конечно, напоминает какую-то видеоигру, по сути они каждую ночь проходит новый уровень. И все ради призрачной награды в финале. Но все, конечно, оказывается совсем не так просто, как казалось в начале. Кстати, чудо-яйца девочкам продают разумные манекены (достаточно жуткий образ, но в этом сериале найдутся образы и пострашней). И эти разумные манекены (их зовут Акка и Иной Акка) явно преследуют какие-то свои цели, причем умеют делать странные вещи не только в пространстве снов девочек, но и в реальности.
Разумеется, это очередная инкарнация тропа про девочек-волшебниц. Они предельно обычны в повседневности, но ведут тайную жизнь, в рамках который выполняют сложные миссии и обладают удивительными способностями. Очевидным плюсом сериала является то, что этот троп используется для конкретизации и проговаривания той или иной социальной проблемы. Авторы не мелочатся, выворачивают общество наизнанку, показывают весь спектр всевозможных гадостей, с которыми приходится иметь дело девочкам в Японии. Да, все это представлено гротескно. Да, прямолинейно. Но таков избранный авторами жанр, и они используют данный метод на полную катушку. Невооруженным взглядом видно, что в центре сериала проблема подростковых самоубийств. Это проблема важна в любой стране, но в Японии она одна из самых болезненных и сложных. Это происходит во многом из-за сложносочиненного культурного контекста (вспомним хотя бы средневековую традицию харакири). Авторы «Приоритета чудо-яйца» не собираются романтизировать самоубийство (хотя во многих аниме-сериалах мы можем это наблюдать, пусть порой и в скрытой форме), они прямо говорят: это плохо, это очень плохо, надо преодолеть себя, не позволить такому случиться. Преодоление тяги к смерти демонстрируется с помощью зубодробительных сражений. Что может быть банальней? Но зато смотрится хорошо. И мысль выражена доходчиво. Таков уж формат, выбранный авторами. В его рамках они предельно последовательны, образы соразмерны друг другу. Что тоже стоит отметить в качестве плюса.
Достаточно быстро все эти сражения в как бы снах отступают на задний план, на передний выходит раскрытие героинь. То есть все эти драки, конечно, продолжаются, но задружившиеся девчонки ходят друг к дружке в гости, тусят в каких-то супермаркетах, делятся проблемами. Создатели явно сознательно создают у зрителя состояние этакой раздвоенности: если промотать все эти битвы, то получим вполне нормальный сериал про школьную повседневность с нотками социальной критики; если же, наоборот, фокусировать внимание только на битвах, то получим отличный экшн-сериал опять же с нотками социальной критики. Беда в том, что и на одном, и на другом фронте в какой-то момент пропадает динамика развития. Да, мы все поняли про приключения в реальности снов, да, мы все поняли про личные драмы героинь, сериал принимается топтаться на месте, а это для короткого сериального формата не очень хорошо. Тем не менее, хорошее раскрытие персонажей идет в раздел плюсов. Туда же отправляется попытка выстроить этакую параллельность сюжетных линий.
Добавляем отличный рисунок и превосходную анимацию. Не часто в сериалах можно увидеть такую тщательную работу. Хотя вот в спешле (а без не него никуда, это по сути завершающая серия) все уже не так хорошо.
Добавляем и хороший саундтрек. Правда, авторы порой ставят на некоторые сцены не очень подходящие по тональности треки. Это вызывает некоторое недоумение. Тем не менее, саундтрек более чем не плох.
А теперь о минусах.
Не смотря на небольшое количество эпизодов, авторы умудрились воткнуть во вторую часть сериала (восьмой эпизод смело пропускайте) филлер. Точнее даже не филлер, а краткий пересказ предыдущих семи эпизодов. Создается впечатление, что сценарного материала не хватало для полноценных двенадцати эпизодов, потому решили так выкрутиться. На самом деле не хватало отснятого материала. Выше говорилось, что при создании сериала случились большие трудности. Несколько человек из команды схватили переутомление, продюссер и вовсе угодил в больницу. Сроки срывались, эпизоды монтировались в день выхода и всякое в том же духе. Потому в какой-то момент случившуюся прореху решили заткнуть эпизодом, состоящем из нарезки предыдущих. Не самое хорошее решение, впечатление изрядно портит. Тогда и возникла необходимость в спешле, чтобы история не обрывалась на двенадцатом эпизоде. Вот только сам спешл состоит наполовину из все той же нарезки предыдущих эпизодов, а точнее из полного пересказа сериала. Да, он длится почти час, половина его как раз и является полноценным тринадцатым эпизодом, но общее художественное решение вызывает больше вопросов, чем надо. К тому же серьезное снижение качества анимации, вообще, превращает его в какой-то диковинный артефакт японской анимации, без которого мир точно мог бы обойтись. Погоня за высоким качеством картинки, большие амбиции авторов сыграли с «Приоритетом чуда-яйца» дурную шутку. Вывод очевиден: команда завысила ожидания от самой себя, не справилась с задачами, которые были ею же поставлены. Второй вывод: индустрия производства аниме и впрямь напоминает ад, порой мы видим непосредственное проявление этого.
Второй существенный минус, возможно, проистекает из обстоятельств, изложенных в предыдущим абзаце, но, если что, это просто домысел автора этого текста. Минус кроется в сценарии. Уже отмечалось, что авторы предельно последовательно раскрывают обстоятельства и персонажей. Первая половина сериала производит хорошее такое впечатление цельности и непротиворечивости. То есть некоторые чисто технические вопросы по основному фантдопущению возникают, но остается надежда, что кое-что нам все-таки объяснят. Но даже если не объяснят, ничего плохого не случится, сюжет не развалится. Достаточно быстро становится ясно, что перед нами этакое психоаналитическое аниме. Героини борются со своими внутренними демонами, те являются проекцией социальных и личных проблем. То, что в какой-то момент возникают термины из фрейдистского психоанализа не только не удивляет, а кажется закономерным. А потом сценарист решил, что надо бы все объяснить. И в сюжете возникли параллельные миры, искусственный интеллект и всякое в том же духе. Если бы при этом нам все объяснили, то было бы неплохо, пусть и смотрелось бы диковато. Но нет, параллельные миры и искусственный интеллект только лишь все запутывают. А попытка рассказать историю Акки и Иного Акки смотрится именно как филлер. То есть их история могла бы стать основой отдельного сериала (или же полнометражки), в рамках «Приоритета чудо-яйца» при всем при том она смотрится инородно. Ее можно было бы прописать подробней, начать вводить в повествование раньше, явно вышло бы поинтересней. В результате же она выглядит, как лишний параграф в дипломной работе, который прицепили к ней ради объема, а не смысла, пусть формально он вроде бы про то же, что и вся работа. То ли сценарист с самого начала не знал, как закончится история, потому стал выдумывать всякую дичь на ходу. То ли авторам дали понять, что возможен второй сезон, вот они и решили создать для него задел. В любом случае провал финала сериала, провал спешла (в том числе и в сценарном аспекте) изрядно портят впечатление в целом.
Но да: «Приоритет чудо-яйца» выглядит необычно, точно заслуживает внимания, у него есть все шансы со временем стать культовым, потому допущенные его авторами ошибки слишком уж бросаются в глаза. Если бы они так высоко не задрали планку первыми эпизодами, все выглядело бы не таким провальным. Потому «Приоритет чудо-яйца» заслуживает оценки выше, чем хочется поставить сразу после просмотра (вместе со спешлом, конечно).