Данная рубрика посвящена японской анимации. Рецензии и отзывы, анонсы еще не вышедших аниме и обзоры онгоингов, тематические подборки тайтлов а также итоги сезонов и года будут представлены в одной рубрике.
Принимаются любые предложения по улучшению.
Подразделы рубрики:
рецензии-отзывы
общий раздел
новости аниме
итоги сезона-года
персоналии-студии
анонсы-обзоры онгоингов
тематические подборки
Правила рубрики:
Помните, что ваше критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:
объём не менее 2000 символов с пробелами
в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится
в рецензии рекомендуется выставлять оценку по категориям: «Сюжет», «Персонажи», «Рисовка», «Звуковой ряд», «Итоговая оценка» по десятибалльной шкале
статья должна быть грамотно написана хорошим русским языком, допускается использование заимствованной лексики
при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка или постер; желательны примеры кадров
Когда заходит речь о длинных аниме, у большинства, по моему мнению, на ум сразу приходят такие популярные сёнэны как «Наруто» (более 559 эпизодов), «Блич» (на данный момент 366 эпизодов) и «Ван Пис» (более 620 эпизодов). Все они ориентированы, в основном, на подростковую аудиторию. Но мало кто в наших странах знает, что в Японии есть даже еще более длинное аниме (на данный момент более 719 эпизодов), которое при этом не имеет четко определенной аудитории зрителей. Я сейчас говорю об аниме «Detective Conan» («Детектив Конан»), аниме-версии одноимённой манги Аояма Госё.
Шиничи, Конан и Ран
Главным героем этого аниме является старшеклассник Кудо Шиничи, который, имея острый ум и задатки молодого детектива, помогает полиции раскрывать весьма сложные преступления. Кроме того, он является ярым поклонником Шерлока Холмса. У него также есть подруга детства и одноклассница Мори Ран, капитан клуба карате. Естественно, не сложно догадаться, что между ними есть чувства, и аниме начинается с того, что главные герои идут в парк аттракционов на «свидание». Вполне логично, что во время этой прогулки происходит убийство и Шиничи раскрывает его, указывая на настоящего убийцу. Но во время расследования, среди подозреваемых оказываются и подозрительные люди в черном, которые, несмотря на то что произошло убийство, ведут себя весьма спокойно и дерзко, но при этом пытаются не привлечь внимание полиции. После прогулки по парку аттракционов, уже направляясь домой, главный герой замечает одного из людей в черном и следует за ним, что бы узнать, кто они и почему так себя подозрительно ведут. Шиничи становится свидетелем подозрительной сделки между каким-то бизнесменом и человеком в черном, но его замечают, бьют по голове и решают убить, дав пилюлю экспериментального наркотика. Но, в связи с его побочными свойствами, Шиничи не умирает, а просто уменьшается до 7-летнего ребенка. Обратившись за помощью к своему другу профессору Агаса, Шиничи понимает, чтобы вывести антидот и вернуть свое прежнее тело, ему надо достать прототип этого наркотика, а до того никто не должен знать, что он не умер, а стал ребенком, потому что в ином случае все его близкие могут оказаться замешанными в это. По стечению обстоятельств Шиничи встречается с Ран и называется вымышленным именем Эдогава Конан (Эдогава – от Эдогава Рампо, Конан – от Артур Конан Дойля) и договаривается временно пожить у нее, в «Детективном агентстве Мори», для того чтобы как можно быстрее выйти на людей в черном.
При чтении краткого пересказа завязки сюжета, а тем более просмотре первых серий сериала или чтении первого тома манги, сразу возникает впечатление, что это было лишь мимолетное увлечение Аояма Госё. Но чем дальше идет этот сериал, тем становится все сложнее и сложнее центральный сюжет, вовлекая героев во все более острые и интересные ситуации.
Типичное расследование в "Детектив Конан"
Этот сериал сильно отличается от всех остальных сериалов и фактически занял особенную нишу в японской анимации и, фактически, не имеет прямых конкурентов, а его популярность сравнительна с очень популярными сёнэнами, о которых шла речь в начале статьи. В чем же особенность данного сериала?
По моему мнению, особенностей у этого сериала сразу несколько. Во-первых это детективный жанр. Весь сериал делится на огромное количество детективных историй, похожих по своей структуре (1-3 серии), в которых происходит преступление, Конан собирает улики и в самом конце его раскрывает. Но все это выглядит, как традиционный детективный роман, когда зрителю (читателю) в полном объеме дают улики, а он пытается раскрыть его раньше детектива. На обложке манги "Детектив Конан" так и написано: "Сможете ли вы разгадать загадку прежде, чем это сделает Конан?". В итоге Вам нужно найти связь между всеми уликами, о которых упоминают главные герои, а потом, сопоставив все, определить, какой же трюк использовал в этом случае преступник. Скажу честно, Аояма Госё явно поклонник детективов, особенно Агаты Кристи, особенно о «невозможных убийствах» и «закрытых комнатах», его трюки в большинстве случаев поражают своей изобретательностью и логикой. Может показаться, что учитывая количество серий, сериал, в конечном счете, исчерпает свой ресурс, но это не так. Аояма Госё наверное очень любит детективы и загадки,потому что не перестает удивлять своей изобретательностью. Порой те, кто смотрят это аниме, уже традиционно шутят: «Аояму Госё лучше не злить – он знает 1000 и 1 способ совершить преступление». Кое где даже читал о том, что в какой-то стране в Индонезии запретили показ этого аниме, так как в нем слишком хорошо показаны преступления. Хотя, все же признаю, что есть и довольно простые серии, не говоря уже о филлерах.
Молодые детективы
Вторая особенность этого сериала, как я уже замечал в начале, это отсутствие четко определенной аудитории зрителей. Сериал практически равномерно ориентирован как на младших зрителей, так и на подростков и взрослых. Это в первую очередь объясняется персонажами аниме, для детей в первую очередь интересны будут дела, раскрываемые «Молодыми детективами», а именно Конаном и его одноклассниками по младшей школе. Для подростков будут интересны дела который раскрывает Конан с Ран и Соноко, либо с своим другом детективом-старшеклассником с Запада Хаттори Хейджи. Для взрослых тоже будут интересными дела, в которых фигурируют сами взрослые, к примеру полицейские. Фактически, Аояма Госё смог создать аниме, которое будет равно интересно всем зрителям, неудивительно, что хоть аниме и идет уже более 18 лет, но аудитория, скорее всего, остается все той же, только появляются все новые и новые зрители. Подтверждением популярности сериала среди детей является и то, что образ Конана в Японии часто используется государством для осведомления детей о возможных преступлениях.
Ну и третья особенность этого сериала, это пожалуй широкая жанровая направленность. В этом сериале можно найти множество самых различных сюжетов от походом в лес за грибами, до спасения мегаполиса от заложенной бомбы в телебашне. В сериале найдется место для смешных, для романтических и для драматических сцен.
Карта Бэйка Сити (вымышленный район Токио, где происходит большинство основных событий сериала)
Отдельно хочется сказать о персонажах и людях в черном, о которых шла речь в начале статьи. Несмотря на то что главных героев всего трое — Эдогава Конан (он же Кудо Шиничи), Мори Ран и Мори Когоро (отец Ран, который, благодаря Конану, вскоре становиться известным детективом), количество второстепенных персонажей просто огромное. И все они как-то участвуют в делах Конана. Количество героев можно прикинуть, уже посмотрев на вводную картинку этого аниме, и то, это будут только основные. Все это может вызвать опасения, что при таком количестве героев они будут схематичны и однообразны. В действительности, быть может, персонажи и имеют в целом много общего, но все же каждый по своему уникален, по своему интересен и играет в сериале отведенную ему роль. Аояма Госё, как уже говорилось, очень логичен и последователен в своем творении, и все тщательно продумывает. К примеру, существует та же карта локаций, где все происходит. Отдельно стоит выделить людей в черном, которые состоят в так называемой "Черной организации", которая занимается убийствами, шпионажем, вымогательством денег у правительственных чиновников. Именно с этими персонажами больше всего связанно загадок в сюжете — кто они, какие у них цели и т.п. В этом плане невозможно не назвать Аояму Госё сущим интриганом, потому что он с незамысловатой легкостью раскидывает улики, как видные на весь экран, так и весьма замысловатые, что читатель или зритель начинает подозревать либо конкретных личностей, либо сразу всех, если почитать некоторые его интервью и, наверное так же как Мартин, не очень то спешит делиться ответами, а если и делится, то вопросов возникает еще больше.
Хейджи и Конан. Детективы-старшеклассники Запада и Востока Японии
Не могу не коснутся вопроса сравнения манги и аниме для того, чтобы подчеркнуть недостатки последнего. Аниме, в некотором смысле, значительно уступает манге. В первую очередь потому, что режиссеры, особенно в начале, несколько поменяли хронологически события, от чего очень логичная и последовательная манга в аниме стала немного непоследовательной и хаотичной. Более того, еще одной причиной отличия аниме от манги является наличие филлерных дел. Я смотрел аниме и с филлерами и без и могу сказать, что разница в впечатлениях очень большая. Филлеры в Конане собственно пишутся не Госё Аоямой, а создателями сериала, по-этому трюки используемые в них значительно слабее, чем в оригинале, но все же, они порой весьма интересны. При этом если смотреть с филлерами, то сериал становиться довольно растянутым и плавным, в то же время, если смотреть без филлеров, создается впечатление, что сюжет очень динамично развивается. Лично я не жалею, что смотрел с филлерами, так как сериал мне понравился, и я получал удовольствие от каждой серии и лучше познакомился с этим миром. Всем же, кому важнее динамичный сюжет, посоветовал бы смотреть без филлеров.
Постер с "Черной организацией"
Почему же такой сериал малоизвестен? Более того, в западных странах «Детектив Конан», где он даже транслировался, так и не обрел популярности. Конкретную причину назвать сложно. Возможно «Детектив Конан» истинно японский сериал и малоинтересен иностранным зрителям. Вероятным так же может быть и то, что западные продюсеры напрасно решили адаптировать сериал, поменяв главным героям имена, поменяв названия и уловки на европейские, что и сыграло дурную роль с зрителем, который счел это нелепым. Это так же вероятно, ведь «Детектив Конан» крайне популярен в азиатских и арабских странах. В наших странах «Детектив Конан» скорее всего не популярен из-за малой известности, а потом из-за его длины и банального отсутствия перевода. Эта проблема стоит перед сериалом и сейчас. Не было популярности – не было перевода, нету полного перевода – невозможна и популярность. Фактически, разными людьми озвучено порядка 168 серий из 718 на данный момент, а русские субтитры есть только на 349 серий из 718 и время появление следующей части перевода под вопросом. Фактически, те, кто смотрит и не знают английского языка, застряли в середине, а те, кто знают, в меньшинстве своем, все таки смогли догнать онгоинг.
Один из памятников посвященных героям "Детектив Конан"
Еще одной причиной низкой популярности этого сериала можно назвать рисовку. В начале, как на 1996 год, она очень своеобразная и простая, что и отталкивает современных зрителей от просмотра этого сериала. Но в дальнейшем качество картинки постепенно растет и к 350 сериям уже на довольно высоком уровне, а в 510 сериях вообще очень все красиво выглядит с внедрением HD-технологий. Правда чуть дальше, а тем более после 700 она вообще меняется и персонажи выглядят по-другому.
Отдельно хочется сказать и о музыкальном сопровождении, которое по-моему мнению у сериала просто выше всяческих похвал и прекрасно подчеркивает любую ситуацию в сериале. Да и опенинги и эндинги в сериале хороши.
Подводя итоги, хочется сказать, что это аниме можно оценить с первых же серий, но полюбить можно посмотрев много серий, так как первые серии мало как характеризируют аниме в целом. К сожалению, многое я не смог полностью раскрыть в этой рецензии, а кое чему даже не уделил внимания потому что и так текст выдался слишком длинным, но искренне надеюсь, что Вы не испугаетесь длины сериала и сможете составить свое собственное впечатление об этом произведении.
Оценки: Сюжет: 10 из 10. Персонажи: 9 из 10. Рисовка: 8 из 10. Звуковой ряд: 10 из 10. Итоговая оценка: 10 из 10.
Текст составлен GreenHedgehog по просьбе меня, посмотревшего «Пять сантиметров в секунду» и жаждущего чего-то еще. Потом Имхонет прикрыл свой блогосервис, и статья осталась только у меня в архиве. Но информация хочет жить! Поэтому она переезжает сюда. Исходную статью я где-то дополнил, где-то сократил, и планирую переписывать в будущем, по мере появления достойных произведений.
В статье хотелось собрать все лучшее от аниме, наиболее непохожие друг на друга фильмы, без лишней наивности и засилья школьников.
Предупреждение − это все личное мнение. Никакой ответственности за «не понравилось» не несем
Это очень скользкий вопрос, зависит от личности того, кто спрашивает и от того, кого спрашивают. Меня наконец тоже спросили об этом. Поэтому и решил я немного написать о том, что именно мне нравится, и что можно посмотреть начинающему. Понятно, что за этот список многие любители аниме будут готовы закидать мусором. Но, что уж теперь поделать. Начать хотелось бы с полнометражных фильмов, а потом уже перейти к сериалам.
От себя добавлю − тема короткометражек будет раскрыта позднее. Анимешные, правда, не являются чем-то особенным. Но раз список идет по возрастанию продолжительности, то здесь просто обязан быть «Голос далекой звезды» − совершенно банальная мелодраматическая история, но рассказанная так, что отвисает челюсть. Отдельная рекомендация для любителей субтитров − постарайтесь найти версию с переводом финальной песни.
Первый барьер: полнометражки.
Как ни странно, я бы хотел порекомендовать в первую очередь... сюрприз-сюрприз — Миядзаки. В общем-то всего его можно смотреть, но из простых: «Мой сосед Тоторо», «Унесенные призраками», «Ведьмина Служба Доставки», «Рыбка Поньо», «Ходячий замок» — прекрасные сказки для любого в общем-то возраста. Все герои положительные, красивая, но при этом простая рисовка, милые миры, где творятся чудеса. Возврат в детство.
Потом можно посмотреть его более сложные работы: «Навсикая из Долины Ветров», «Принцесса Мононоке», «Порко Россо» (Порко Россо − вообще единственная его работа, которая предназначалась для взрослых, конкретно — для показа на транслатлантических авиарейсах), «Небесный замок Лапута» — здесь уже проблемы посложнее — экология, развитие личности, жестокости побольше, рисовка подревнее (но все равно красивая).
И еще одна детская сказка — Принцы-лебеди. Добрая экранизация Андерсена.
Для отдельных любителей нестандартного — «Война тануки в эпоху Хэйсэй и Помпоко» — проблема экологии, но фильм любопытен не этим. Просто посмотреть на различия в культурах. Особенно на способ колдовства енотов с помощью половых признаков.
Второй барьер: больше анимешности
Теперь можно переходить на что-то более анимешное. Взять хотя бы «Акиру». Рисовка достаточно старая, но с точки зрения сюжета и атмосферы — отличный выбор. Мотоциклы, мутации, странный мир — все это есть. Классика аниме. Единственное, кстати, аниме не от Миядзаки, стабильно попадающее во всякие топ-1000 мирового кино.
А вот за прорисовкой лучше обратиться к «Ди, охотник на вампиров: жажда крови» — там же и постапокалиптический мир, с вампирами и средневековьем. Робото-лошади, броневики с крестами и викторианские дворцы. Все прекрасно сочетается. Конечно, сюжет сейчас уже не кажется сверхактуальным. Но тоже неплох. Имеется и первый фильм, он слабее.
Сюжет хорош в JIN-ROH (Оборотни, Волчья стая). Особых действий там не то, что бы много, но вот различных моральных переживаний — очень много. Альтернативная Япония, подполье, секретные службы и небольшая доля паранойи.
Лично от себя — «Идеальная грусть» — тот фильм, с которого я понял, что этот жанр не так прост, как мне казалось. Психологический триллер, ужастик, драма — неплохой набор определения, для «простого мультфильма». Это был скажем так, второй барьер на пути принятия аниме, как «не простых мультиков». (Правильнее все же "Совершенная (идеальная) Синева", поскольку в литературном первоисточнике много внимания уделяется идеально синему токийскому небу. В фильме этот момент опущен.)
"Актриса тысячелетия". Если "Идеальная синева" достаточно мрачная и шизофреничная, то этот фильм светлый и добрый. И напряжение до конца держится гораздо лучше.
"Сумерки Къю". Почти неизвестная работа, а зря. Напряжение и в первой, и во второй серии создается нешуточное, хотя во второй конец выворачивает мозг покруче. Реальность и ирреальность просто гуляют! Рисовка — эталон!
"Виндария". Паропанк-сказка, но для взрослых, потому что достаточно мрачная.
"Яблочное зернышко". Компьютерный аниме-боевик с голливудскими штампами. На высоте лишь визуальная составляющая, особенно хороша начальная битва с танком под Пола Оакенфольда.
Третий барьер — «Какой огромный мир»
Киберпанк — «Призрак в доспехах» (или реставрированная часть 2.0, с 3д и звуком 5.1.) и его вторая часть «Призрак в доспехах 2: Невинность». Признанная классика киберпанка с вечными вопросами — что можно считать человеком, что такое человечность, где находится душа и все такое прочее. Экшн есть, но в основном фильм примечателен не этим. Тут есть и диалоги, и монологи, и политическая возня под ковром.
В самой Японии анимешка была встречена прохладно, Осии достаточно вольно обошелся с первоисточником-мангой. Поскольку он учился в христианской семинарии, то вырезал весь буддизм и вставил христианский символизм. Так он покорил мир. Аллюзии на Библию, и прямые цитаты из нее нередки в его творчестве.
Кстати, это источник вдохновения для Матрицы братьев Вачовски (домашнее задание − сравнить фильмы и найти одинаковые сцены), компьютерной игры Oni (что интересно — создатели аниме увлекались игрой Virtua Fighter, круг замкнулся, так сказать) и многого другого.
И еще − если вы любите какие-то размышления и прочее − рекомендую посмотреть программу «Закрытый показ», посвященную этому аниме. Такой умной и корректной дискусси давно не видал по нашему телевизору: режиссеры, художники, профессора философии обсуждают, сможет ли компьютер сказать «Это я!».
Только имейте ввиду, что в версии 2.0 режиссер почему-то заменил мужской голос Кукловода женским, и вся красивая теория Гордона о любви полетела в корзинку. Хотя фильм это хуже не делает.
Если нужно чистое действие — вас ждет «Манускрипт Ниндзя» — вся экзотика востока в концентрированном виде, специально для американского рынка. Ниндзя со своими суперсилами. Эротика, кровавая расчлененка, никаких сверхсложных моральных проблем (просто сложные все-таки есть).
"Максимальное ускорение" — это драйв, кайф и крутой саунд. Слегка шаблонная история о молодом и дерзком гонщике в совершенно безумном инопланетном мире с вырвиглазной палитрой. Прорисовка очень качественная!
Да, «Метрополис» — это тоже аниме. Не думали же вы, что в аниме все большеглазые и разноцветноголовые? Эти забавные с виду пупсы (я про главных героев) решают проблемы посложнее, чем в каком-нибудь современном романе. Просто они так выглядят. А смерть, жизнь, свободу, любовь и ревность и в этом мире никто отменять не собирался.
Кстати, насчет изобразительных средств. Для любителей скопом полюбоваться на широкий ряд художественных приемов — порекомендую «Аниматрицу» — несколько работ различных художников в одном фильме. Да-да, это тоже аниме. Она правда больше подойдет поклонникам Матрицы, и на мой взгляд какого-то самостоятельного значения особо не имеет. Но для ознакомления — очень хорошо.
Другой подобный сборник — «Воспоминания о будущем» Первый эпизод ("Магнетическая роза") — одно из лучшего, что я видел в аниме и мировом кинематографе в целом. Глубоко, серьезно, динамично, хоть Мигель и второй космонавт крайне похожи на персонажей довольно веселого сериала PlanetES. Но здесь не комедия, а серьезная драма с линчевскими приемами путешествия в воспоминания. На ум приходит и "Солярис" Лема.
А вот «Наши соседи Ямада» — лучше всего подойдет в качестве забавных зарисовок. Минималистичный способ рисования оказывает очень неплохой эффект. Уютно становится смотреть за буднями обычной японской семьи. Особого сюжета там нет — небольшие такие забавные истории, про которые обычно говорят, «а помнишь, как мы...».
«Могила светлячков» наоборот не рекомендуется тем, кто страдает депрессиями и повышенным сочувствием. История Японии во Второй мировой войне со стороны сирот. Не самое такое легкое зрелище, знаете ли. Ну и сейчас, пожалуй, рисовка может отпугнуть. Но не упомянуть о ней, я в общем-то не мог. (Также часто попадает в топы мирового кинематографа, наряду с Акирой и Миядзаки)
«Еще вчера» − это скорее аниме для девушек. Из города в деревню, старые воспоминания о детстве, сестра с семьей. Очень хорошая такая мелодрама, созерцательная.
Ну и в эту же корзину можно положить нашумевшую «Пять сантиметров в секунду». Созерцательность, прорисовка, любовь, атмосфера — куда без этого. Каждый кадр — хоть на стену.
Для мужского населения в состоянии раздумья стоит порекомендовать «Крылья Хоннеамиз» — почему-то очень малоизвестный фильм, среди широкого населения. История про то, как на пороге войны одна из двух враждующих стран решает запустить в космос человека. И о том, как даже если у всех опускаются руки, нужно пытаться что-то сделать... ну и как всегда — не только об этом.
Не только об этом — это кстати еще и «Железобетон» — куча различных смыслов, не сразу понятно что здесь и где, хорошая рисовка, странный сюжет. Типичное такое аниме.
На этом по поводу полнометражных аниме — пожалуй все.
Продолжение — сериалы, короткометражки и послесловие — будут позднее.