Г Ф Лавкрафт отзывы

Все отзывы на произведения Г. Ф. Лавкрафта (H. P. Lovecraft)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 2004

  Страницы: «(–20)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 17 18 19 20 [21] 22 23 24 25 . . . 37 38 39 40 41   (+10)»

«Белый корабль»
–  [ 6 ]  +

Icipher, 28 июля 2010 г. в 10:15

Многие, называя Лавкрафта гением хорроров, забывают, что не менее интересно этот визионер описывал миры на грани снов и реальности. Горячо любимый мною «Сновидческий цикл» и есть эта чистая лавкрафтовская фантазия, такая же безудежная, как и «лавкравтовский ужас». Данный же рассказ скорее притча, с идеей, раскрываемой через образное повествование. В выразительных средствах языка, используемых Говардом для внедрения идеи, ничего необычного нет, скорее интересны сами фантастические образы. Просто, но со вкусом.

Оценка : 8
«Другие боги»
–  [ 6 ]  +

Count_Zero, 05 июля 2010 г. в 23:23

Рассказ похож на притчу. Человек хочет добраться до богов, однако добравшись, оказывается, что это демоны. Наступает расплата в виде смерти. И намек на то, что человек никогда не станет могущественнее богов.

Оценка : 8
«Запертая комната»
–  [ 6 ]  +

Петровичъ, 16 февраля 2010 г. в 16:48

Можно сколько угодно писать про рассказы ГФЛ: «штамп на штампе», тем не менее именно с этого автора для меня начался horror Глубоко признателен ему за это.

Да, я начал его читать в юношеском возрасте, когда все вокруг воспринималось совсем по другому, нежели чем сейчас. И все таки, увидев книгу ГФЛ на полке в книжном магазине, рука сама потянулась к ней и... купил. И снова с удовольствием прочитал!


Теперь играю в Call of Cthulhu. Затянуло... Шогготы, Дагон, Гидра, Р льех, г-н Марш.

Пока существует страх, пока тяжело дышит в темных углах ужас, когда мрак вечности терзает душу — будет жить великий Ктулху...

«Другие боги»
–  [ 6 ]  +

sham, 16 января 2010 г. в 19:10

Рассказ написан в манере «Кадата» (наверно это свойственно всем произведениям «Сновидческого цикла»): названия, географические объекты, имена льются рекой, типа они должны о многом нам рассказать.

Рассказ является двойником «Показания Рэндольфа Картера», который буквально потряс... здесь же видишь вторичность сюжета, особенно в одном сборнике, где эти два рассказа идут друг за другом.

Оценка : 4
«Модель Пикмана»
–  [ 6 ]  +

sham, 04 декабря 2009 г. в 18:44

Рассказ не показался страшным совершенно. если бы он был поменьше, то всю интригу можно было бы подать более неожиданно, но автор так долго описывал необъяснимую реальность картин художника, что я уже знал наверняка, чем все закончится. Хотя, конечно же, немножко неуютно чувствовал сегодня себя в погребе... :-)))

Оценка : 7
«Данвичский кошмар»
–  [ 6 ]  +

Count_Zero, 25 августа 2009 г. в 13:17

Поразило в этом рассказе описание чудовища. Ну и, конечно, концовка самое сильное место.

Можно сказать, что много штампов, но надо учитывать время, когда был написан рассказ. Но если вы любитель Лавкрафта, то обойти стороной это произведение нельзя.

Оценка : 8
«Крысы в стенах»
–  [ 6 ]  +

vivaversa, 09 августа 2009 г. в 11:48

Готичность, стиль, все как всегда на высоте. Но концовка сразила. Жалко главного героя, все-таки.

Оценка : 10
«Кошмар в Ред-Хуке»
–  [ 6 ]  +

vivaversa, 09 августа 2009 г. в 11:41

Любимое произведение. Повествование от имени детектива, портовый город, оккультизм, мощная концовка (с таинственными тоннелями, конечно же), вообщем все мое самое любимое в одном рассказе! Слишком концентрированный кайф, надо было читать по одной-двум страницам в сутки. Прямо как для меня писали, по заказу!

Оценка : 10
«Полярис»
–  [ 6 ]  +

Smithers, 18 июля 2009 г. в 22:58

Один из рассказов Лавкрафта, по которому, похоже, можно судить о творчестве данного писателя в целом, а также оценить его влияние на литературу 20-го века. Сны и реальность в сознании рассказчика переплетены настолько плотно, что в начале мы ощущаем себя в непривычной, но все же земной обстановке у окна кирпичного дома рядом с кладбищем, разглядывающими звездное небо, а в конце мы тщетно пытаемся прорваться сквозь пелену сновидений о мифическом городе Олатое, безвозвратно растворившись в них, считая город единственной возможной реальностью, живя бок о бок с его обитателями, обремененные долгом. Быть может, тому виной Полярная звезда, сыгравшая злую шутку с одним из жителей Земли, — единственное неизменное существо в невообразимо изменяющемся на протяжении многих тысяч лет мире? Но и в грезах о древнем городе нас ждут разочарования. Единственное утешение — нам иногда снится дом на болоте и все та же Полярная звезда... Но когда и где это было, и было ли?

Погружение в сновидения, с поправкой на время написания, подано очень изящно, увлекает.

Оценка : 7
«Кошмар в Ред-Хуке»
–  [ 6 ]  +

Oswald, 02 апреля 2009 г. в 12:44

Лавкрафт умеет пугать, как никто другой. Мрачные подземелья, скрытые под грязными улицами трущоб, оскерненные мистическими культами храмы, старые дома с темной историей... Это ему удавалось на мой взгляд, лучше всех. Этот рассказ представляет собой кошмар в чистом виде. Каждый раз, когда я его перечитываю, он пугает меня еще сильнее.

Оценка : 10
«Тайна среднего пролёта»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 21 февраля 2009 г. в 19:13

  В очередной раз история, окончательно созданная Дерлетом, нравится мне больше, чем писания Лавкрафта. Здесь снова фигурируют живые люди с естественными эмоциями, здесь есть элементы реальной жизни, которые и создают тот контраст с мистически страшным, который и необходим для настоящего хоррора, ИМХО.

  Хотя, конечно, трудно представить злополучного наследника, литературно излагающего свои мысли в дневнике в то время, как жуткая парочка ждет его в тоннеле...

Оценка : 8
«Ужас в музее»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 21 февраля 2009 г. в 18:35

  Ночь в музее с монстрами: одного такого антуража достаточно, чтобы включить фантазию читателя и вызвать, мягко говоря, неуютное ощущение. Концовка действительно предсказуема, но данную историю это не слишком портит. Психологическая же составляющая этого произведения все же слабовата, и само описание переживаний главного героя сделано шаблонно и малохудожественно, ИМХО.

   Такие вещи, пожалуй, очень легко экранизировать; при современных возможностях спецэффектов — успех гарантирован, причем вне зависимости от сценария!

Оценка : 7
«Он»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 19 февраля 2009 г. в 18:56

Очень неплохо сделанная атмосферная вещь. Интересный собеседник попался главному герою... и описан он выразительно, равно как и его жилище. Показываемые им картины тоже вполне натуральны, поэтому рассказ воспринимается эмоционально и запоминается, пожалуй, надолго.

Оценка : 8
«Дагон»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 18 февраля 2009 г. в 18:01

     Читая Лавкрафта, приходится делать скидку на время написания его произведений. Вот и сейчас: именно осознание того, что написан рассказ 90 лет назад, не позволяет сразу охарактеризовать его как примитивный и неинтересный...

Оценка : 6
«Дерево на холме»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 18 февраля 2009 г. в 12:13

Неплохая — чисто эстетически — идея с миром трех солнц, и концовка удачно сделана. Но в целом — довольно средний рассказ, на мой вкус. Сопереживания герою не возникает.

Оценка : 7
«Гипнос»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 16 февраля 2009 г. в 19:06

  Психологическая работа, по сути своей — восхищение и ужас перед наркотическими видениями. Потрясающие картины и переживания, недоступные обычному смертному — и душевное опустошение, разрушение тела, потеря жизненного статуса. А существовал ли воистину заадочный друг — не суть и важно...

Оценка : 8
«Азатот»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 16 февраля 2009 г. в 18:51

Красиво. Поэтично. И грустно: ведь все это досталось лишь одному из целого мира...

А нарисованная картинка — типичный питерский «двор-колодец», вы не находите?

Оценка : 8
«Морок над Инсмутом»
–  [ 6 ]  +

Nattevagten, 23 января 2009 г. в 00:53

Глобальный ,нечеловеческий ужас ждет вас в черных водах океана...Человек бессилен что -либо сделать . Есть только один способ -бежать

Оценка : 10
«Показания Рэндольфа Картера»
–  [ 6 ]  +

LeMax, 18 января 2009 г. в 14:06

Лавкрафт жжет. Ночь, старинное кладбище, мрачный склеп, страшный голос, мурашки по коже, дрожь в ногах.

Для того что бы сойти с ума, не нужно видеть УЖАС, достаточно чувствовать его приближение...

Оценка : 9
«История Чарльза Декстера Варда»
–  [ 6 ]  +

Torquemada, 24 ноября 2008 г. в 21:47

Довольно интересная книга особенно, если читать в связке с «Големом» Майринка и «Маятником Фуко» Эко. Казалось бы очень разноплановые произведения (по стилю, концепции, композиции), но имхо, есть нечто общее в мирах, которые они выстраивают.

P.S.

Читать желательно ночью и загородом (для полноты ощущений).

Оценка : 9
«В стенах Эрикса»
–  [ 6 ]  +

Ladynelly, 04 сентября 2008 г. в 17:54

Первый прочитанный мной рассказ «короля ужасов» по иронии судьбы оказался чистой научной фантастикой.

Очень хорошо показано психологическое состояние человека понимающего, что он оказался в смертельной ловушке. Иногда лишь пройдя через муки тела и духа, и находясь при смерти человек способен понять простую и очевидную истину, какой бы горькой она не была...

Оценка : 10
«Кошки Ултара»
–  [ 6 ]  +

Mannus, 09 августа 2008 г. в 23:39

По сути рассказ — страшилка.Но мне он таким не показался.Скорее это притча о том,что нельзя обижать беззащитное существо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Котенка жалко...

Оценка : 10
«Храм»
–  [ 6 ]  +

yliapit, 22 июля 2008 г. в 02:44

Теперь понятно, откуда растут ноги у всех «мистических историй с подводными лодками»:-) Однако прародитель все-таки продолжает оставаться на голову выше всех последователей.

Оценка : 8
«Наследство Пибоди»
–  [ 6 ]  +

armitura, 27 июня 2008 г. в 20:34

Симпатичный лавкрафтовский рассказик. Не без некоторых банальностей (многочисленные таинственные сны, которые герои Говарда Филлипса видят едва ли не в каждой его книге начинают порядком утомлять, равно как и проклятые дома), но состряпан вполне увлекательно.

Кстати, по этому рассказу есть экранизация — в серии «Мастера Ужаса», где многочисленные маститые режиссеры (Дон Коскарелли, Дарио Ардженто, Джон Карпентер, Джо Данте) сняли по сорокаминутному фильмику, некий Стюарт Гордон снял новеллку имено по «Наследству Пибоди». Перекрутил он, правда, все знатно — вместо тайной комнаты в старинном особняке — комнатушка в общежитии, где стенки также сходятся под странным углом, вместо парня-наследника родового поместья студент-архитектор, вместо кота — вообще крыса с человеческим лицом. Впрочем, несмотря на такие расхождения, там тоже получилось вполне знатно:))

Оценка : 9
«Грёзы в ведьмовском доме»
–  [ 6 ]  +

TwoSouls, 24 мая 2008 г. в 13:12

Соединение грез и реальности, космических энергий и бабушкиных легенд. Как отличить где сон, а где настоящее. Лавкрафт как всегда мастерски описывает момент беспомощность перед силами зла, соединяет классическую мифологию со своей «Лавкрафтской». Еще очень порадовал Бурый Дженкин, персонажи такого типа поистене сильный эпизод при создании настоящего «кошмара».

Оценка : 9
«Кошки Ултара»
–  [ 6 ]  +

TwoSouls, 15 мая 2008 г. в 17:02

Еще один шедевральный миф от великого писателя. Кошки всегда были мистилищем мистицизма для всех народов и Лавкрафт показывает что не безосновательно. Такие вещи читать просто необходимо, ведь начитавшись Лавкрафта сразу можно смекнуть откуда ноги растут у большинства современных бестселлеров. Кинг, например, при написании сценария к фильму «Лунатики» явно был вдохновлен кошачьей местью из этого рассказа.

Оценка : 10
«Потомок»
–  [ 6 ]  +

Pickman, 09 мая 2008 г. в 14:41

Найдено в бумагах писателя после его смерти, датируется примерно 1926 годом. Примечателен отрывок разве что необычным для Лавкрафта местом действия — это Великобритания. В остальном же — повторение извечных лавкрафтовских мотивов, даже «Некрономикон» присутствует. Думаю, требовательный к себе Г.Ф. не зря отказался от этого замысла.

Удачный штрих: безумец, который вопит каждый раз, когда звонят церковные колокола.

Оценка : 7
«День Уэнтворта»
–  [ 6 ]  +

Pickman, 05 мая 2008 г. в 18:06

Ничего лавкрафтовского в этой страшилке нет. Похоже, когда-то сам ГФЛ от этого замысла отказался (очень уж незрелый, детский даже сюжет), но рачительный Дерлет не дал пропасть даже этой чепушинке, и в результате появился на свет рассказ, который может изрядно сбить с толку тех, кто только начинает знакомство с творчеством Старого Призрака.

Впрочем, надо отдать Дерлету должное: атмосферу он выдерживать умел; приятно вернуться в окрестности Данвича и ощутить себя одиноким путником на заброшенной сельской дороге... Но на этом сумрачном фоне развивается совершенно блеклая, неказистая история о «мстителе с того света». Да, такие истории рассказывают дети у костра, но взрослому автору писать такое как-то не к лицу.

Оценка : 6
«Память»
–  [ 6 ]  +

Pickman, 05 мая 2008 г. в 16:41

Изящная маленькая притча, от которой веет восточным великолепием — бархатные краски лунных ночей, молчаливый камень, чужая и непонятная человеку жизнь. И как можно после этого утверждать, что Лавкрафт не поэт?

Взгляд на род человеческий с точки зрения вечности.

Оценка : 8
«Зов Ктулху»
–  [ 6 ]  +

damira, 28 марта 2008 г. в 14:16

Таинственная и жуткая атмосфера рассказа заставляет оглядываться, а вдруг рядом этот ужасный и непредсказуемый    бог. Автор превосходно создал кошмарный мир.

Оценка : 9
«Музыка Эриха Занна»
–  [ 6 ]  +

kkk72, 21 марта 2008 г. в 18:06

Хороший, очень образный рассказ. Например, необычная улица, на которой жил герой, описана так, что просто воочию представляешь ее себе. А этот дом! А этот загадочный старик! А эта невероятная музыка, которая вызывает трепет! Вообще, попытка передать предчувствие чего-то страшного через музыку производит впечатление.

Оценка : 8
«За гранью времён»
–  [ 6 ]  +

wayfarer, 19 марта 2008 г. в 00:57

Просто гениальная вещь — иначе не скажешь!^_^:cool!: Создать настолько подробное описание расы, жившей миллионы лет назад и совершенно непохожей на человеческую — на такое способны немногие таланты. А уж подать всё это так, как это сделал Лавкрафт — увлекательно, захватывающе, но при этом со своим «фирменным» оттенком безумия и ужаса — по-моему, под силу лишь самому Лавкрафту!

Оценка : 10
«Зов Ктулху»
–  [ 6 ]  +

SHTrassEr, 17 марта 2008 г. в 12:47

Меня пугают, а мне не страшно. Ктулху вместо великого и ужасного представляется каким-то нелепым. Безусловно, особая атмосфера в рассказе присутствует, сам рассказ написан хорошим языком и легко читается. Однако ничего особенного или интересного для себя не обнаружил.

Оценка : 7
«Храм»
–  [ 6 ]  +

alex_kr, 17 марта 2008 г. в 00:12

«Храм» — первый рассказ, прочитанный мною у Лавкрафта. Помню, что тогда очень впечатлило. Остается ощущение того, что мы вот-вот прикоснемся к некой великой тайне...

Оценка : 10
«Тварь на пороге»
–  [ 6 ]  +

Ruddy, 16 марта 2008 г. в 22:26

Я не спал ночами после прочтения этого замечательного произведения, метался во сне, ждал, что кто-то постучит в дверь мою.

Перечитывал неоднократно, в разном возрасте, и каждый раз убеждался, что существуют произведения на все времена. Это — одно из них.

Оценка : 10
«Искания Иранона»
–  [ 6 ]  +

Кел-кор, 16 марта 2008 г. в 18:55

«Той ночью в старом мире погибла толика юности и красоты»...

Эта фраза — ключ к рассказу. И по коже пробегают мурашки, и появляется какая-то светлая грусть. Всегда печально, когда уходит юность и красота...

Оценка : 10
«Картина в доме»
–  [ 6 ]  +

duke, 16 марта 2008 г. в 17:46

Атмосфера рассказа одновременно пугающая и завораживающая: почти ночь; унылый пейзаж; мерзкий непрекращающийся дождь; ветхий дом в Бог весть какой глубинке — старый, покосившийся; и, естественно, все это дополняется странным обитателем. Эту историю хорошо читать не спеша, в тишине, ни на что не отвлекаясь. Удовольствие гарантировано.

Оценка : 9
«Тайна среднего пролёта»
–  [ 6 ]  +

alex_kr, 16 марта 2008 г. в 15:14

Рассказ, дописанный Огюстом Дерлетом. Рассказ неплохой. Атмосфера, как всегда, выдержана до конца. В Этом плане Дерлет молодец. Есдинственное что, у меня сложилось впечатление, что Дерлет никак не мог придумать, как развить и чем закончить интригу, начатую Лавкрафтом, и по-этому решил не замарачиваться и пошел по пути наименьшего сопротивления... Но в целом очень неплохо.

Оценка : 9
«Азатот»
–  [ 6 ]  +

alex_kr, 16 марта 2008 г. в 15:10

Очень маленькое но очень глубокое и красивое произведение. Никакие это не ужасы, а скорее философское... Одна только первая фраза чего стоит: «Когда мир стал старым и способность удивляться покинула людей...». Супер!

Оценка : 9
«Цвет из иных миров»
–  [ 6 ]  +

alex_kr, 16 марта 2008 г. в 14:11

Отличное, прекрасное произведение. Мрачное, жуткое и страшное. Кстати, сам Лавкрафт считал этот рассказ своим лучшим произведением. Не знаю, как начет лучшего, но то, что одно из лучших — это однозначно...

Оценка : 10
«Грёзы в ведьмовском доме»
–  [ 5 ]  +

Lilian, 27 ноября 2024 г. в 11:09

История о познании, снах и чёрной магии.

Автор в удивительной манере смешивает древние предания и колдовские ритуалы с современной (с поправкой на годы написания повести) наукой, неевклидовой геометрией и квантовой физикой. Что роднит эти области? Извечная жажда познания и почти суеверное непонимание со стороны простого люда.

Здесь в наличии многие характерные особенности прозы Лавкрафта. Тревожные сны, «нехорошее место», путешествия по другим измерениям на грани сна и яви, обилие эпитетов вроде «злобный», «гнусный», «ужасающий», «невообразимый» в описании загадочных существ. Упорное нежелание героев признать вторжение мистики в их реальную жизнь, склонность списывать всё на суеверия недалеких людей даже тогда, когда от ночных путешествий остаются следы вроде крови, грязи и предметов с необычным химическим составом. Главный герой охотно признаёт, что он болен, страдает лунатизмом и провалами в памяти, не говоря уже о кошмарах — но он почти ничего не делает, чтобы это исправить, полагаясь лишь на слабеющую силу воли и на собственную убеждённость в рациональности (странно сочетающуюся с его же изысканиями о связи древних колдовских знаний и геометрии). А уж его постоянные мысли на тему «надо наконец сходить к психиатру», разумеется так и не реализованные из-за множества отговорок, и вовсе вызывают только улыбку.

Сам сюжет довольно предсказуем. Почти с самого начала говорится про тёмную Вальпургиеву ночь, каждый год знаменующуюся каким-либо тёмным происшествием. И про главного героя, чьи кошмары в «нехорошем» доме только прогрессируют по мере приближения к 30 апреля. И про старую ведьму с её отвратительным фамильяром. Далее сюжету остаётся лишь двигаться к неизбежной развязке.

Ещё из особенностей именно этой истории — довольно большое количество второстепенных персонажей иностранцев со славянскими фамилиями (когда нужно показать бедный, суеверный, простой народ, полагающийся на силу молитвы — и не сказать, что это совсем не пригодилось) и тот занимательный факт, что о месте будущего тайного шабаша знает чуть ли не половина города.

Финал печальный, что впрочем довольно ожидаемо. Главный герой лишь под конец проявил хоть какую-то активную попытку бороться, попытавшись помешать самым чёрным злодеяниям. И даже отчасти добился успеха или скорее воздаяния — но от печальных последствий это не спасло.

В целом, история получилась неторопливая, атмосферная и с узнаваемыми элементами авторской прозы.

Оценка : 7
«Зов Ктулху»
–  [ 5 ]  +

Ramzes007, 04 июня 2024 г. в 14:54

Маленький рассказ для писателя. Гигантский шаг для жанра. Недаром фамилия Лавкрафта стала словом нарицательным для многих описаний в искусстве. Само произведение написано в виде хроник из дневника, тоесть в нем отсутствуют диалоги, как-будто ты читаешь уже записки мертвеца, который открыл какое-то страшное знание. Зло которое вечно бдит, где-то глубоко, где-то в темноте, чтобы никто о нем не знал. Что значит какая-то жалкая смерть для бога, в руках которого бесконечность, под влиянием которой, время сотрет само понятие смерти. Это история о вселенском ужасе, которое всегда будет подниматься, всегда восставать из мертвых. Сам рассказ задает на тот момент, в эпоху модернизма и прогресса, вопрос: а что если человек это всего лишь муравей, копошащийся под ногами богов, которые рано или поздно просто случайно на него наступят и даже не заметят? Как люди каждый день давят под собой мелких букашек даже не зная об этом, потому что те в свою очередь меньше песчинки. И как Лавкрафт преподносит самих богов тоже стоит отдельно упомянуть. Боги в лавкрафтавщине это не возвышенные сущности, которые как-то связаны с родом людским, а нечто чужеродное, инопланетное, чужое. Внеземные формы жизни, которые не поддаются человеческому восприятию, чтоб их понять. Черты их размываются, если пытаешься сфокусировать взгляд, хтоническое грозное могущество вызывает помутнение рассудка при попытке его осмыслить. Древние не обещают перерождения для человечества, они просто-напросто хотят стереть его с лица вселенной. Но здесь Говард Филлипс Лавкрафт выдает следующее. Великого Ктулху побеждает простой норвежский моряк...протаранив его яхтой? Сомнительно, но окэй... Такой сюжетный выкрутас мне показался каким-то смехотворным, (тоесть ты весь рассказ нагнетал-нагнетал, и тут трах! и победила твой вселенский ужас простая лодочка силой физики) хотя может в этом и есть что-то... эпическое чтоли. И далее пишется, что Ктулху хоть и был снова отброшен на дно океанское, он восстанет, дождется своего часа. А пока Древний не достаточно восстановился, он может атаковать и иначе — через слабые разумы людей. Тут можно немного порассуждать, какую именно деталь хотел обозначить автор. Что какое бы непобедимое зло не существовало, его может одолеть даже один маленький человек. Или что, может, мы, люди, существуем на маленьком шаре посреди неизвестного космоса до сих пор только благодаря везучей случайности. Повторюсь это огромный вклад в жанр фантастики. Сколько здесь базисов, да даже сцена, где ошметки Ктулху воссоединяются обратно, это же Терминатор 2. А тип злодеев, которые были побеждены давным-давно и теперь ждут удобного момента для того, чтобы громко вернуться? (Толкин, Роулинг и десятки других громких авторов передают привет) Автор неплохо передает маленькость и ничтожность человека. Когда моряки ступают на циклопические плиты затопленного города Р'льех, тут читатель и осознает разницу масштабов двух цивилизаций. Лавкрафт оперирует такими понятиями как «вигинтиллион», что выставляет пылью не только всех живых существ перед Ктулху, а саму вселенную чем-то мимолетным и незначительным. Став библией для тысяч фантастов, «Зов Ктулху» не так сильно удивляет читателя, как, наверное, столетие назад. Просто нормально написан, но без будоражащих откровений.

Оценка : 7
«Шепчущий во тьме»
–  [ 5 ]  +

gramay1970, 10 марта 2024 г. в 21:57

Пишу сразу после прочтения, пока впечатления живы. «Шепчущий во тьме» неспешное произведение, поначалу немного скучное. Но чем дальше, тем интересней и, самое главное, страшней мне становилось. Подобные истории о пришельцах всегда производили на меня впечатление. Это тоже сыграло свою роль в восприятии повести, однако это мастерский фантастический триллер. Он погружает в свою атмосферу постепенно. Даже когда я знал все подробности, даже когда я осознал некоторую глупость рассказчика, страх не отпускал меня. И предсказуемый конец лишь усилил ужас.

Оценка : 9
«Изгой»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 05 марта 2024 г. в 17:05

Он в одиночестве живет в огромном темном замке, сырые стены которого источают сырость и мерзкий запах. А за его пределами находится дремучий лес, деревья которого закрывают солнце и голубое небо. Кругом царит полумрак и уныние, которые некому рассеять. И вот однажды он сумел найти замаскированный вход в высокую башню, вершина которой терялась где-то высоко вверху, от всей души надеясь, что с ее высоты он сможет увидеть то, о чем так хорошо знал по книгам. Но вместо этого ему открылась ужасная правда, которую он приказал себе забыть когда-то очень давно... Довольно необычный взгляд на хорошо известную проблему демонологии, так сказать, с «той стороны» Стикса. С точки зрения традиционной религии, все демоны — суть порождения Мрака, беспросветного и ужасного. Они не имеют души и потому не могут отличить Добро от Зла. А, значит, служат последнему всей своей мерзкой сущностью. Жалеть их точно не стоит. Но Лавкрафт решил взглянуть на демонов по-иному: а что, если они всё же имеют душу, которая тоже умеет страдать? Каким тогда покажется им свой и наш мир? И так ли уж мерзки и жестоки они, как это описывают церковные книги? Что, если они тоже ошибаются? Пожалуй, это одно из немногих произведений, которое пытается оправдать эти порождения Тьмы, показав истинную суть их натуры. То, что они являются изгоями в обоих мирах, не находящими себе в них ни места, ни надежды, ни полезного применения. Все ополчились на них только за то, что выглядят они ужасно, непохоже на остальных. Действительно, сложно с таким-то обликом доказывать, что у тебя тоже есть душа! Как говорится, «по одёжке встречают...» Думаете, что всё это сказки? Тогда вспомните древние месоамериканские цивилизации, погибшие под ударами испанских конкистадоров. Сегодня мы сочувствуем инкам, ацтекам и майя, считая их невинными жертвами алчных до золота европейцев. Но, вглядевшись внимательней, вы не увидите на них белых хитонов праведников, ибо их жизнь была полна обычаев и традиций, которые иначе как садистскими назвать не получится. Каждая пирамида, услаждающая взоры современных туристов, начиналась с массовых человеческих жертвоприношений, которые совершались изуверским вырыванием сердец из еще живых тел. Ради таких же ритуальных убийств проводились и хорошо известные игры в мяч, чем-то напоминающие современные баскетбол с волейболом: проигравших тоже приносили в жертву на вершинах уже упоминавшихся пирамид. Перед тем, как судить, рекомендую всем интересующимся еще раз пересмотреть фильм Мела Гибсона «Апокалипсис».

Так кем же были древние индейцы — невинными ангелами или всё же жестокими демонами? Ни теми, ни другими. Они были талантливым, но своеобразным народом, который жил на тонкой грани добра и зла, балансируя на ней, словно заправский акробат. То, что инквизиторы сочли злом, было всего лишь одной из форм спасения мира от грозящей ему гибели. Чтобы этот мир жил, люди должны были кормить его своими предсмертными мучениями. То, что нам кажется изощренной жестокостью, для ацтеков было всего лишь вынужденной необходимостью. Но отличить одно от другого так непросто... Поэтому не беритесь судить о других только по внешнему облику и образу их жизни, ибо истинной сути человека за этим увидеть удается далеко не всегда.

------------

РЕЗЮМЕ: неожиданный взгляд на демонов и прочих «порождений Тьмы» со стороны их собственной натуры. Кто они — исчадия Ада или жертвы распространенных предрассудков? Вопрос, на который человечество вот уж как десять тысячелетий не может найти удовлетворительного ответа.

Оценка : 7
«История Чарльза Декстера Варда»
–  [ 5 ]  +

nightwarden13, 05 марта 2024 г. в 08:58

Я тебе говорил что такое безумие? Безумие — это точное повторение одного и того же действия, раз за разом, в надежде на изменение. ЭТО. ЕСТЬ. БЕЗУМИЕ.

Несмотря на то что я являюсь поклонником «затворника из Провиденса» эта повесть(или это рассказ?) меня порядком задушила. Информации то подается целое нифига, то вдруг она просто сносит тебя потоком. И постоянно повторяются некоторые действия. Причём некоторые вопросы так и остались без ответов

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
например случай с воскрешённым кузнецом, чего он бежал, нафига его вообще воскрешали(просто потому что Карвен могёт?) и почему утонул
, что там
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
за звуки борьбы и крики, когда Вард отколупывал гроб
, чего там
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Карвен воду в ступе толок, зачем могилу капитана раскопал, что там он вообще всё это время делал, пока не решился придушить Варда да засунуть в тайник за портретом?
В общем комедия какая-то происходила.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все видят явно не нормальные показатели тела «Варда» но продолжают списывать всё на безумие.

В общем я остался разочарован.

Оценка : 5
«Лампа Альхазреда»
–  [ 5 ]  +

summer_child, 28 февраля 2024 г. в 00:28

Это же «Тень каравеллы».

«Мягкий свет лампы отбрасывал на заставленные книгами стены желтоватые блики»

Это она, я узнала её.

«Он вновь увидел зелёные лужайки своего детства, тихие речные заводи и беседку, некогда построенную им в честь великого бога Пана, – вся безмятежная, счастливая пора его детства проявилась на этих стенах»

Дело раскрыто, теперь понятно, почему, попавшись в 9 лет на Великий Кристалл, снова клюешь на невыразимое неописуемое уже гораздо-гораздо позже. О да, теперь я вижу.

Оценка : 9
«Шепчущий во тьме»
–  [ 5 ]  +

Стронций 88, 20 февраля 2024 г. в 16:57

Не помню, кто сказал: если на землю нападут инопланетяне, найдутся люди, которые будут на них работать. Такова мера человеческой низости. У Лавкрафта частенько рядом со сверхъестественным злом ходит зло человеческое. Но в основном это какие-нибудь сатанисты, культисты-фанатики. Здесь же, на мой взгляд, нечто иное. Несмотря на участие в общих религиозных таинствах, постоянно звучит слово «агенты», и у этого слова есть определённый окрас. Так что мысль, которую я привел в начале, я прочувствовал тут впервые за всё время чтения Лавкрафта. Но это, конечно же, не главное.

Я бы отметил тут интересную особенность – неземные существа показаны практически сразу, без всякой раскачки. Обычно всё-таки автор старается подвести к их появлению, здесь же мы узнаём о них сразу. Это немного необычно. Да ещё любопытно, что герой-рассказчик оказывается человеком скептически настроенным, холодным (настоящий ученый как-никак), и его взгляд на собственную историю со стороны в конце только укрепляет в этом ощущении.

Но. Это же превращается в минус где-то в середине повести. В какой-то момент чётко сформированное представление о герое рушится –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как мог столь скептичный здравомыслящий человек повестись на письмо ложного Экли, тем более, что подобный прецедент уже был, и был раскрыт – этому я не вижу никакого оправдания. Как, собственно, и последующей его легковерности – ладно его должным образом не насторожила тишина на ферме и вид своего друга, но ощутимая вибрация должна же была вызвать у него закономерные вопросы?
Для меня это был как камень, который бросили на тонкий лед – ощущение с этим раскололось. А ведь многое было в повести на высоте – например, описание физического противостояния Экли с пришельцами (осада дома таинственными враждебными существами – прекрасная черта любого произведения жанра ужасов), и, конечно же, погружение в интригующую мифологию авторского мира Ктулху (а тут уже с впаянными в неё отростками от Эштона Смита и Белнапа Лонга). Но – поступок, не соответствующий характеру персонажа, – и доверие к рассказу трещит по швам…

Оценка : 6
«Данвичский кошмар»
–  [ 5 ]  +

Frogman, 10 февраля 2024 г. в 19:45

Однажды в год Бреда,

Ни поздно, ни рано,

Меж звёзд Йог-Сотот

Провернул ключ Загана.

Овальный портал в мир

Овальных людей

Пред ним замерцал и без спроса всосал.

Вокруг шевелились овальные монстры,

А в небе мерцали овальные звёзды.

Бродил Йог-Сотот по овальной пустыне,

И может быть, мог бы бродить и поныне,

Но тут он увидел овальный Мираж!

Овальные девушки, ад и шабаш!

Овальные Щупальца у Йог-Сотота

Почуяли, что им светит работа.

Однако то был лишь Мираж, и опять

Стал Йог-Сотот портал открывать.

Открылся портал в изогнутом мире,

Изогнуты пальмы, изогнуты дыни,

Изогнуты горы и даже пустыни.

На изогнутой дороге

Изогнулись осьминоги

И в изогнутом лесу

Краб залез на кривую сосну.

Изогнута речка и воды несёт

Свои за изогнутый горизонт.

И тут Йог-Сотот увидел Мираж!

Изогнутых девушек, ад и шабаш!

Изогнутых щупалец не проведешь:

На правду Мираж тот совсем не похож.

Что ж делать?

Вздохнув, Йог-Сотот стал опять

Нормальный портал ключом отпирать.

За ним его ждали нормальные монстры,

По небу рассыпались ровные звёзды.

И здесь Йог-Сотот увидел Мираж!

Нормальные девушки, ад и шабаш!

Нормальные щупальца приободрились

И быстро на что-то они покусились.

Увы! Преждевременно не возбуждайтесь

И вовремя с миражами прощайтесь.

Сквозь нормальный Мираж Йог-Сотот просочился,

И грезить меж звёздами вновь удалился.

Оценка : 9
«Врата Серебряного Ключа»
–  [ 5 ]  +

Стронций 88, 22 января 2024 г. в 14:46

И опять я получил не то, что ожидал – в лучшем смысле этого слова. Продолжение великолепного «Серебряного Ключа» виделось мне столь же чарующим. Но стиль здесь был совсем иной – стиль работ именно «Мифов Ктулху». И начало довольно обстоятельно пересказывало фактические события «Серебряного Ключа». И я уже начал слегка разочаровываться, но тут начался настоящий вихрь. То, что рассказывал странный индус, всё накатывало и накатывало – да, это было ближе к историям из «Мифов Ктулху»: запредельная древность, переходящая в бесконечность, неземные сущности с возможностью богов, иные миры и планеты, населенные странными существами. Но все это накатывало, превращаясь в водоворот – и росло, росло, поражая масштабом. Переходы от одного состояния к другому, более сложному;

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
контакты со всё более сложными сущностями (в конце концов, с самим Йог-Сототом, представленным тут как самая высшая сущность вселенной)
; вселенского масштаба идей, расширяющие (как настоящее оккультное произведение) представления о реальности и времени.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мне особенно пришлась по душе идея параллельного существования Картера во всех временах и во всех видах живых сущностей (не отсюда ли Муркок взял своего Вечного Героя?) хотя в этом было и нечто слегка высокомерное (особенно в том, что Картеру сразу предоставили место в пантеоне богов Древности). Да и ужас потери собственной индивидуальности – тоже что-то новенькое для творчества автора.
Весь авторский пантеон (и даже чуть больше) вываливается на страницах этого довольно длинного рассказа – и происходит это очень сжато, но органично, убедительно и увлекательно. Ощущение чем-то напоминает другой соавторский рассказ Лавкрафта, «Ужас в музее» (и там, кстати, тоже мелькнул этот странный индус!) – полный паноптикум существ авторской мифологии. Но там, все они стояли на полке, а здесь подвижно сновали по вечности. И масштаб. Конечно, масштаб этой истории переплюнуть трудно.

Да, эту историю тоже можно назвать путешествием, возвращением к самому себе. Просто в «Серебряном Ключе» все это, и путешествие, в котором, как водятся, происходят внутренние изменения человека, и возвращение к самому себе, то есть, к тому, что ты представляешь на самом деле, были в ином ключе – ключе Мира Сна с его завораживающей красотой притчи. Здесь же – в ключе «Мира Ктулху». Ключе фактическом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Путешествие через вселенную и эоны времени, с вполне реальными физическими изменениями, к себе, как к своей исконной физической форме.
Но этот масштаб, этот масштаб!..

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да, истинная личность индуса ближе к концу становится очевидной. Но мне лично, ощущения это не испортило. К тому же была в конце некоторая таинственная недосказанность – так что же было дальше с этим измененным Картером?

Кстати, интересная деталь, на мой взгляд, Филлипс тут это, несомненно, сам Лавкрафт. Автор открыто вывел самого себя (да ещё рядом со своим альтер-эго Картером), я такое вижу у него впервые – а вот его коллеги по перу внедряли Лавкрафта в свои истории довольно смело.

P.S. На самом деле и «Серебряный Ключ» и «Врата Серебряного Ключа» каждый по-своему выбили меня из реальности, пару дней после них я ничего читать не мог. Это лучшая характеристика того, как сильно обе эти вещи меня впечатлили.

Оценка : 10
«Музыка Эриха Занна»
–  [ 5 ]  +

Стронций 88, 09 января 2024 г. в 13:45

Лавкрафт писал стихи, это факт. Я их ещё не читал (пока), но по этому рассказу уже могу сказать, что Лавкрафт обладает определённой поэтичностью. Да, этот рассказ поэтичен, и есть в нём что-то таинственное и страшное. До него я читал рассказ «Картина в доме» – историю, на мой взгляд, оборванную не очень умело. Здесь же, наоборот, – всё идеально; не оборванность даже, а общая недосказанность. По-моему, именно эта недосказанность и делает рассказ одним из лучших в творчестве автора. Что в нём происходит? Мы с героем видим лишь поверхность, корку, под которой что-то загадочное и страшное.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что заставляло играть старого немца, и играл ли кто-нибудь (что-нибудь) вместе с ним? А может музыка была языком общения между человеком и потусторонними силами? Или подобно машине Крофорда Тиллингхаста она открывала дверь в иной мир? Что видел герой за стеной города – иные темные пространства, или целое чужеродное существо, затмившее собой мир? Куда делась улица с французским названием – была ли она поглощена таинственным нечто, или сама по себе являлась частью некого параллельного существования? Всё это – ответы на тревожащие вопросы, вся подводная часть виденного нами айсберга, по сути, истинное начало и конец подсмотренной истории – исчезли, унесенные ветром, на листах исписанных немцем.
И хорошо! Ведь иначе бы не было такого замечательного эффекта.

Единственное, я не очень-то понял (может это ошибка переводчика?), почему Эрих Занн несколько раз назван в рассказе глухим, притом, что он там прекрасно реагирует на звуки – например, на стук главного героя или дребезжание стекла, ведь это даже не речь, которую можно прочитать по губам. А вот то, что он нем, видно чётко… Может это такая легкая недоглядка – хотя глухота добавляет своего к истории, будто не слыша человеческое, немец мог слышать что-то скрытое от всех, неземное…

Ещё, в примечаниях (я читал в сборнике серии «Библиотека Всемирной Литературы» от ЭКСМО, 2019 год) сказано, что действие рассказ происходит в Париже. Я не очень понял, почему автор комментариев так решил. В тексте нет никаких намёков ни на город, в котором происходит действие, ни на страну – есть только французское название улицы; но такая могла быть и в Канаде, например, да и в той же Америке. Но это так, кстати сказать.

Оценка : 8

  Страницы: «(–20)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 17 18 19 20 [21] 22 23 24 25 . . . 37 38 39 40 41   (+10)»



⇑ Наверх