Г. Ф. Лавкрафт, Хезел Хелд «Ужас в музее»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Реликты и криптиды )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В свое время Джордж Роджерс работал у мадам Тюссо и проявил в создании восковых фигур недюжинный талант, однако по неизвестным причинам уволился. Позже стали ходить слухи о его психическом нездоровье, и Роджерс невольно подтвердил их, открыв собственный «музей ужасов». Представленные в нем восковые фигуры — маньяки, убийцы, извращенцы — были исполнены с высочайшим мастерством, и все же самая гениальная экспозиция мастера находилась за перегородкой с табличкой «Только для взрослых». Стивену Джонсу, ценителю подобного искусства, трудно было поверить, что эти бесформенные, богомерзкие существа могла породить человеческая фантазия.
Лучше бы он не пытался выяснить правду...
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху» > цикл «Мифы Лавкрафта»
— цикл «Доктор Калигари. Свободные продолжения» > Сборники и антологии > антологию «Dr. Caligari's Black Book», 1968 г.
— журнал «Weird Tales, July 1933», 1933 г.
— антологию «Terror by Night», 1934 г.
— антологию «Not at Night Omnibus», 1937 г.
— сборник «Beyond the Wall of Sleep», 1943 г.
— антологию «The Pan Book of Horror Stories», 1959 г.
— сборник «The Horror in the Museum and Other Revisions», 1970 г.
— антологию «Terrors, Terrors, Terrors», 1979 г.
— сборник «Ужас в музее», 1989 г.
— антологию «Дьявольская сила», 1992 г.
— антологию «Зловещие мертвецы», 1992 г.
— антологию «Таящийся ужас 2», 1992 г.
— антологию «Ужас в музее и другие рассказы», 1992 г.
— антологию «Ребёнок Розмари», 1993 г.
— антологию «Classic Tales of the Macabre», 2011 г.
- /языки:
- русский (15), английский (17)
- /тип:
- в планах (1), книги (29), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- С. Алукард (2), А. Бутузов (1), В. Владимиров (1), Л. Кузнецов (1), М. Куренная (4), В. Терещенко (2), Г. Шокин (3)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vanishrap, 5 августа 2024 г.
История жуткая и интересная, основанная на идее страшных восковых фигур, перевёрнутой в ужасы. В этом музее восковых фигур, созданном для взрослых, представлены монстры и неописуемые кошмары.
В какой-то момент хозяин музея пытается убить главного героя, но случайно погибает сам. Через несколько недель герой возвращается в музей и видит новую статую – главного монстра, держащего в руках изуродованное тело Ричардса. Это типичный рассказ с жутким и напряжённым финалом.
Ynona, 5 февраля 2023 г.
Честно говоря, это было немного утомительно (не могу поверить, что книга объемом менее сорока страниц заняла у меня три дня). Неплохой, но уж точно не один из лучших рассказов. Постоянному читателю сюжет и «шоковые» повороты кажутся довольно предсказуемыми (это потому, что они использовались во многих фильмах ужасов), а персонажи — стандартные типы Лавкрафта:
— рациональный главный герой-мужчина, который вот-вот будет потрясен до глубины души;
- эксцентричный мужчина-оккультист, ослепленный стремлением к власти;
- тревожный и грубый «иностранец», страшнее любого из настоящих непостижимых монстров;
Название истории отображает ее суть. Она напоминает фильм «Дом восковых фигур». В музее есть множество существ, которые по отдельности появлялись в других историях Лавкрафта.
Frogman, 12 марта 2023 г.
Орабона и Роджерс представляют собой зловещую парочку. Оба они- гнусные бесчеловечные существа. То, что они кормили собаками, божок по кличке Ран-Тегот вышел самым мерзким из всего обилия Мифов Ктулху. Антология называется как этот рассказ, видимо, кто-то считал, что это показательно. Но нет. «Ужас в музее» получился самым отвратительным рассказом сборника, это да. Но сюжет- ничего нового, обстановка- чучела, которые на самом деле не всегда были чучелами — не ужасает. Мерзко, гадко. И всё.
Стронций 88, 23 января 2018 г.
Всё, чего мне не хватало в предыдущем соавторском с Хилд рассказе («Каменный человек»), всё это в полной, полнейшей мере я получил здесь. Вот это уже был настоящий лавкрафтовский рассказ – прямо такой эталонный. Тут тебе и нагнетание атмосферы – невероятно густое, осязаемое – и безумно приятное в такой снежный зимний вечер, просто конфетка! И полный, тоже невероятно густой мир Лавкрафта, мир Ктулху. Да, его сложно назвать непредсказуемым, этот рассказ, но атмосфера заставляет наслаждаться происходящим просто не оставляя возможности гадать о том, что будет дальше – и это прекрасно! Не зря рассказ заглавный в сборнике – по моим ощущениям он самый (пока) такой по-хорошему эталонно-лавкрафтовский и по духу и по содержанию. Единственное есть две вещи, которые меня слегка (именно слегка) смутили. Во-первых, сложилось такое лёгкое ощущение, что все эти тайные культы и чудовища – не такие уж и тайные. Ну, согласитесь, вот наш главный герой попадает в музей, практически полностью посвящённый «монстрологии Ктулху», включая, например, даже таких не очень-то распространённых монстров как Цатоггуа, который если вспомнить тот же «Курган» был не сильно известен даже некоторым древним расам – а тут, вот тебе на, на всеобщем обозрении, что само по себе уже бьёт по «таинственности» всего дела; так ещё оказывается, что герой уже «в теме», читал некоторые «запретные» тексты… От этого впечатление, что все читали эти «запретные» тексты и знают «в лицо» многих «богомерзких создании»… Второй момент чисто технический – в некоторых эпизодах, причём в некоторых динамичных, повествование вдруг перекидывается с Джонса на Роджерса, что иногда сбивает – ну, так лично для меня было. А в остальном всё просто замечательно – именно то, что я надеялся получить от произведений Мастера; нет, не превзошло ожиданий, но очень вкусно и приятно их оправдало.
ambersador, 21 декабря 2020 г.
Данный рассказ ну никак не получается воспринимать серьезно. Пародия, самопародия... Провал? Скорее последнее. Один из худших рассказов одноименного сборника. А ведь начало интриговало, про музей восковых фигур мистер Лав прежде не писал, но увы... начавшееся далее мракобесие, люди в костюмах пауков и расчлененка свели интригу на нет, да еще и натравили на себя здравомыслие.
Gytha Ogg, 8 августа 2017 г.
О, это классический лавкрафтовский ужас. Квинтэссенция того, что сам автор называет богопротивным и невыразимым кошмаром для любого человека. Дух и буква рассказа полностью соответствуют миру, которые описывает Лавкрафт, раз за разом упоминая о непостижимом Некрономиконе.
«Ужас в музее» отличителен абсолютной предсказуемостью. С первых предложений читателю будет понятна не только развязка, но и все сюжетные линии. Полубезумный гений, странные существа, к которым он взывает в неистовом религиозном и богохульном экстазе, боги невообразимой древности и трагичная, мерзкая развязка – классика!
Рассказ заставляет читателя зябко передёргивать плечами исключительно из-за неприязненного ощущения, как, впрочем, и большинство лавкравтофских произведений. Именно этим и интересен «Ужас в музее».
Пожалуй, рассказу не хватило лишь одного: автору стоило подробнее остановиться на описании Орабоны.
P.S. Всегда было любопытно, что будут делать взывающие к богам древности, если эти боги им ответят и проснутся?
avsergeev71, 1 декабря 2016 г.
Неожиданно удачный плод соавторства Лавкрафта и Хезел Хелд. После «Каменного человека» приступал к чтению с изрядной долей скепсиса. Но, в итоге, опасения оказались напрасными — рассказ получился весьма и весьма неплохим.
Начало напомнило любимейшую мною «Модель Пикмана»: образ художника, творящего безобраз. Видимо, тот очевидный факт, что далеко не все искусство — от Бога, в свое время немало занимал Лавкрафта и заставлял довольно часто обращаться к подобным темам. Причем здесь главный герой, в отличие от того же Пикмана, не только не скрывает инфернальный источник своего вдохновения, но и прямо указывает на него, хотя и не все это в должной мере понимают. Думается, за всем за этим совершенно явно маячит фигура самого Лавкрафта: кто его знает, к каким моделям и натурам прибегал Маэстро хоррора при написании своих страшилок? Потом правда автор переложил сюжет на другой галс, но осадочек, как говорится, остался.
Рассказ также является ярким свидетельством таланта Лавкрафта-психолога. Описание чувств человека, находящего в темном помещении, натурально сводит с ума. По крайней мере я несколько раз вынужден был прервать чтение, чтобы как следует встряхнуться. Расчлененка тоже присутствует. Здесь ее даже с избытком. Для меня это скорее минус, но любители «кровищи рекой» явно будут довольны.
В общем, рассказ однозначно рекомендуется к прочтению
10 баллов
Илориан, 16 июня 2014 г.
Достаточно слабый рассказ. Упор сделан боле на нагнетании атмосферы ужаса, чем на сюжете или на персонажах. И то — во второй части. Первая же часть переполнена полупонятными филосовствованиями, и, вообще, не понятно зачем она нужна. Ну а финал несколько странен. Из разряда «догадайтесь сами», хотя целиком под стать духу этой истории.
wertuoz, 9 июня 2013 г.
Рассказ как нельзя лучше дополняет вселенную мифов Ктулху, повторяет ее каноны и освежает их более яркими красками для тех, кто еще не коснулся самых сокровенных ее уголков.
Это история, развернувшаяся в музее, где главной загадкой и проблемой было нечто, найденное безумным скульптором где-то в на севере во льдах, именуемое богом, имевшее огромную мощь, заточенное накрепко и заснувшее практически навсегда. И оно таки было разбужено, вскормлено и начало уже приносить ужас и разрушения, если бы не данный инцидент, произошедший в музее, который и стал домом для этого ужасного, омерзительного, противоестественного существа. Его описание, его конструкция тела, подробности его физиологии, если можно так выразиться, напомнили мне о рассказе «Ужас Данвича», где силами зла было призвано невидимое чудовище, которое в конце концов открылось взору и по виду было схоже с тем, что было описано в данной работе. И я могу сказать со сто процентной точностью — с таким омерзением и чуждостью, дикостью фантазии, мыслью, которую не хочешь представлять в голове, боишься только представить, я еще не встречал. Я был шокирован рассказом «Ужас Данвича» именно из-за подробного описания этого чудовища, его омерзительного вида, что не может не вызвать чувства страха. И это же самое чувство я испытал и здесь. Браво. К этому непередаваемому чувству примешивается и фирменная Лавкравтовская атмосфера, и характеры героев, и сама кульминация, в которой мы узнаем последнюю участь этого существа и его последователя.
Сам случай, события описаны динамично и живо. Тут присутствуют диалоги, что казалось бы обычная вещь, скажете Вы, если еще не читали что-то из творчества Лавкрафта. Читается живо и взахлеб, а мурашки так и наровят застать врасплох в самый ответственный момент. Получился динамичный экшн, страшилка для тех, кто любит играть в прятки со своим воображением. Лавкрафт как нельзя лучше доказывает свое мастерство, и данная работа заслуживает скорейшего внимания всех его почитателей.
stewra darkness, 26 августа 2010 г.
Неплохо создана атмосфера гнетущего ожидания. Путь от простой заинтересованности героя к адреналиновому шоку читатель может прочувствовать сам. Но эмоциональное воздействие не настолько сильно, чтобы вызвать яркие негативные ощущения. Лаконичный финал, хоть и предсказуемый, идеально завершает динамичный сюжет. А реакция героя на события, выходящие за рамки привычного воображения, вполне естественна.
Рассказ интересный, однако людям с эмоциональной нестабильностью и сильно развитым воображением читать не рекомендую.
Лично меня заинтересовала тема религиозного фанатизма и бесконтрольного стремления к власти. Но она, к сожалению, недостаточно развита в рассказе.
Лэйла, 12 сентября 2011 г.
Хороший рассказ. Постепено нарастают события, шаг за шагом автор погружает читателя в мир ужаса. Читать вечером, в темной комнате, в одиночестве не рекомендуется.
Хотелось бы, чтобы автор побольше рассказал о природе существа, живущего в музее. Кто оно, как появилось на нашей планете. Да, еще жаль, что оно погибло (или уснуло).
Хотя рассказ вполне в жанре Лавкрафта: о природе ужаса объяснено мало, более подробно описаны переживания героя, оставленного ночью среди восковых фигур чудовищ. А конец означает болезнь героя и гибель фантастического существа.
vivaversa, 9 августа 2009 г.
Говард, все-таки, с хитрецой был человек — один из его излюбленных приемов: «оно было настолько ужасно что невозможно даже описать насколько»))) Хотя всегда работает.
Pickman, 9 мая 2008 г.
Отличная история. Некоторую сюжетную банальность с лихвой компенсирует объединенная артиллерия лавкрафтовской мифологии. Биографы Лавкрафта сообщают, что за сюжет, предложенный Хилд, брался писатель с большой неохотой, и все же результат оказался более чем сносным. С большей, чем обычно, достоверностью и детализацией автор описывает ощущения испуганного человека; вопреки распространенному мнению, не так уж и плох Лавкрафт был как психолог.
Запоминаются события рассказа намертво.
Yazewa, 21 февраля 2009 г.
Ночь в музее с монстрами: одного такого антуража достаточно, чтобы включить фантазию читателя и вызвать, мягко говоря, неуютное ощущение. Концовка действительно предсказуема, но данную историю это не слишком портит. Психологическая же составляющая этого произведения все же слабовата, и само описание переживаний главного героя сделано шаблонно и малохудожественно, ИМХО.
Такие вещи, пожалуй, очень легко экранизировать; при современных возможностях спецэффектов — успех гарантирован, причем вне зависимости от сценария!
Mannus, 13 августа 2008 г.
Парадокс: рассказ сам по себе яркий, но чем-то особым выделиться не может. Уж слишком все просто и понятно.