Г. Ф. Лавкрафт «Показания Рэндольфа Картера»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Друг Рэндольфа Картера Харли Уоррен нашел в некоей книге информацию о некрополе, располагающемся на старом кладбище. Вместе с Картером он отправился туда и спустился в склеп...
Рассказ написан в декабре 1919 года и впервые опубликован в мае 1920 в журнале «The Vagrant». В основе «Показаний Рэндольфа Картера» лежит сон Лавкрафта, который повторяет сюжет рассказа в мельчайших деталях. Произведение знаменательно тем, что здесь впервые выведен образ Рэндольфа Картера, который будет фигурировать в пяти следующих произведениях одноименного цикла.
Входит в:
— цикл «Рэндольф Картер»
— журнал «Weird Tales, February 1925», 1925 г.
— журнал «Weird Tales, August 1937», 1937 г.
— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.
— сборник «Dreams and Fancies», 1962 г.
— сборник «At the Mountains of Madness and Other Novels», 1964 г.
— антологию «Тени. Кровавая луна», 1991 г.
— антологию «Жёлтый знак и другие рассказы», 1992 г.
— антологию «100 Hair-Raising Little Horror Stories», 1993 г.
— антологию «Ребёнок Розмари», 1993 г.
— антологию «Логово Белого Червя», 2001 г.
— антологию «Несчастный случай», 2004 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— антологию «Before Weird Tales», 2013 г.
— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.
Экранизации:
— «Невыразимый ужас 2: Показания Рэндольфа Картера» / «The Unnamable II: The Statement of Randolph Carter» 1992, США, реж. Жан-Поль Уеллетт
- /языки:
- русский (28), английский (20), украинский (2)
- /тип:
- книги (46), периодика (2), аудиокниги (2)
- /перевод:
- С. Алукард (2), Е. Дудка (1), О. Колесников (5), С. Л. Степанов (1), О. Мичковский (15), Д. Попов (1), Г. Прозоров (1), Д. Смушкевич (1), А. Танасейчук (1), В. Терещенко (2), О. Українець (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ann.Mcart, 22 сентября 2024 г.
Первая история о Рэндольфе Картере, который, как говорят, был Альтер-эго самого писателя. Не сыровато, но как-то мало быстро и полунамеками, повеселила только придумка с телефонной связью — а ведь и правда хорошая идея! Но как рассказ о гробокопателях имело хороший и внушительный потенциал, к сожалению, не раскрытый.
Darth_Veter, 2 марта 2024 г.
Двое приятелей-гробокопателей, начитавшись древних книг о паранормальном, спускаются в один из склепов заброшенного кладбища, расположенного у трясины Большого Кипариса. Идея такого путешествия пришла к ним после прочтения загадочной книги на древнем языке, которую приятель Картера получил из не менее загадочной Индии. Никаких разумных объяснений от него не последовало, кроме одного: поскольку у Картера весьма слабые нервы, спускаться вниз он не будет, поддерживая связь с приятелем посредством обычного проводного телефона. Возможно, именно поэтому герой и остался жив, хотя и был найден в невменяемом состоянии довольно далеко от кладбища... Довольно простая мистическая история, в которой вообще не будет ни одного мистического образа, а одни только косвенные намеки, построенные на эмоциональных сообщениях картеровского приятеля по телефону. В начале ХХ века подобный метод, может быть, был прогрессивным и оригинальным, но сегодня, когда даже у школьников в кармане лежит целый компьютер, подключенный к всепланетной информационной сети, он кажется безнадежно устаревшим и даже смешным. Не помогает делу и финальная фраза, которую герой услышал по телефону и которая по идее должна была ОЧЕНЬ напугать читателя. Прочесть данный рассказ нужно только для того, чтобы ознакомиться с историей жизни героя цикла произведений Рэндольфа Картера. Других причин я пока не вижу.
-----------
РЕЗЮМЕ: самый ранний из рассказов о Рэндольфе Картере, в котором он впервые встречается с необъяснимым и мистическим явлением. Можете почитать и посмеяться над страхами, одолевавшими людей прошлого века.
Xosander, 11 августа 2022 г.
Хитрый Лавкрафт, немного переделал запись своего сна и выслал в редакцию Weird Tales чтобы получить деньжат) Шутка конечно. Этот рассказ — колыбель для Рэндольфа Картера — одного из наиболее проработанных и нетипичных для Лавкрафта героев, бесстрашный путешественник и писатель-мистик, альтер-эго самого Лавкрафта. Хотя сам рассказ по большей части довольно средний хоррор, с запоминающимся финалом. Мне кажется можно было лучше, при наличии большего числа произведений о Картере, показать его эволюцию, как он углублялся в тайны мироздании, чтобы в конечном итоге вступить за край бездны во «Вратах Серебряного Ключа», но из-за характера прозы Лавкрафта, это особо не удалось показать. Впрочем сам рассказ неплох, и достоин ознакомления, но у Лавкрафта много вещей по сильнее.
Bachman, 29 декабря 2021 г.
Скучновато. Лавкрафт мастерски создает атмосферу, но его «неименуемо-неназываемо-невыразимое» клише набило оскомину за один сборник рассказов.
Стронций 88, 20 февраля 2019 г.
А вот и первый рассказ с участием Рэндольфа Картера… Только тут, к своему разочарованию, я не увидел ТОГО Рэндольфа Картера, бесстрашного путешественника по миру снов, свободно бросающего вызов даже богам, каким я его запомнил в романе «В поисках неведомого Кадата» – а я пока видел его только там, другие рассказы с его участием я ещё не читал, но и «Кадата» мне хватило, чтоб составить впечатление об этом герое. Пока он всего лишь один из многих напуганных свидетелей страшного происшествия. Он пока ещё незапоминающийся человек-роль – очередной ассистент и младший товарищ более опытного сведущего в оккультизме чудака (или гения), с которым, как водится, случается нечто страшное и мистическое. Такое шаблонное лицо, выполняющее шаблонную функцию рассказчика в шаблонной истории. Даже удивительно, почему Лавкрафт выбрал его позже в качестве собственного альтер-эго или, как минимум, одного из любимых своих персонажей? Я как-то разочарован даже…
Но разочарован не только в нём – сама история показалась мне не очень сильной… Да, увидеть такое во сне, наверное, жутко (как это случилось с Лавкрафтом). Но сон – это сон, а рассказ – это рассказ. И выглядел он для меня каким-то обрубком, состоящим из испуганных повторений и диалога через телефон… что мне лично не казалось таким уж страшным, наоборот чем-то гротескно нелепым потягивало. И эта последняя фраза для меня не сыграла, да и вообще – сделала всё ещё неубедительней… Хотя, надо признать, что описание древнего кладбища было вполне недурным и довольно-таки атмосферным. Да и многое тут, в рассказе очень раннем, уже есть от тем Лавкрафта зрелого – и древние книги, в одной из которых, возможно, в той самой, что нёс с собой бедняга Уоррен, вполне можно заподозрить «Некрономикон», и древнее зло, опять-таки не имеющее ни имени ни формы, обитающее в подземелье (и, видимо, пытающееся вырваться), а ведь чаще всего зло, таинственное и древнее, появляется у Лавкрафта из-под земли, или обитает там – в самых глубинах. По сути, в этом всём можно углядеть уже если не миф Ктулху, то нечто очень близкое – его формы, его призраки, готовые обрести плоть.
А ещё, удивительно, но в рассказе наконец-то кто-то додумался использовать телефонную связь в своём путешествии в таинственное подземелье. Такое простое решение! И почему никто раньше не додумался?
Но в целом, рассказом я скорее разочарован, чем удивлён.
wertuoz, 1 октября 2013 г.
Это самый гениальный по своей сути и задумке рассказ. В нем нет описания каких-то ужасных тварей или кровавых сцен, автор не стремиться заполнить фантазию читателя своими образами и понятиями, а наоборот дает волю для воображения, подкидывая постоянно масла в огонь, мастерски и стремительно ведя эту самую фантазию до наибольшей точки кипения.
В основе сюжета мы имеем двух главных героев, об истинных целях которых не имеем ни малейшего понятия до самого конца, но тем не менее мы наблюдаем что ни на есть самый настоящий ужас и страх. Один из главных героев уходит в самое пекло этого страшного места, и до самого конца мы не понимаем и не осознаем, что же конкретно он видит перед собой, мы не видим картинки, но тем не менее мы слышим его голос, ведь этот персонаж прихватил с собой что-то наподобие рации. И этот сюжетный ход делает практически весь рассказ, именно поэтому нам страшно, нас напрямую и «в наглую» пытаются напугать именно на слух, то есть мы слышим и понимаем, что человеку, говорящему шепотом о страшных вещах настолько эмоционально, как он это может себе позволить, сейчас приходиться очень плохо и жутко, и мы заражаемся этим страхом сами. Это метод ассоциаций, метод самопугания, который работает на основе образов нашего собственного подсознания по средству передачи невизуального информационного потока. И тут я готов отдать честь автору, потому что свою идею в этом рассказе он довел до полного абсолюта.
Все эти реплики и возгласы о чем-то ужасном и противоестественном, непредставимом и неожиданном, казалось бы, выглядят малоинформативными и скудными, такие попытки напугать обычно считаются плохим тоном, ведь по сути это нельзя назвать откровенным и красочным ужастиком. Но страх, который просыпается в нашем сознании, когда персонаж Уоррен начинает неистово кричать и предупреждать о немыслимой опасности, просит бросить его и бежать со всех ног, заставляет поверить в происходящее, а фантазия дорисовывает все остальные кусочки пазла сама. И конечно же последняя фраза, раздавшаяся в этом своеобразном подобии рации, останется в памяти еще на долгие темные вечера и долго не будет давать заснуть, а читатель постоянно будет обдумывать и представлять все эти события, будет пытаться понять, что же на самом деле произошло, будет пытаться заглянуть в тот темный проем склепа, в котором исчез навсегда Харли Уоррен. Именно на это и рассчитывал гений Говард Лавкрафт. 10 из 10.
avsergeev71, 12 сентября 2016 г.
Считать по нашему, мы выпили немного.
Hе вру, ей-Богу. Скажи, Серёга!
---
Небольшая зарисовка, выполненная в форме полицейского протокола.
Главный герой, Рэндольф Картер, дает показания в полицейском участке на предмет неких событий, произошедших с ним незадолго до этого, и в ходе которых странным образом исчез его лучший друг Харли Уоррен. Других свидетелей нет, полиция подозревает худшее, и дело приобретает для Рэндольфа Картера совсем скверный оборот. Тут уж запоешь, как птица, — только бы слушали! И главный подозреваемый рассказывает, причем явно не по-первому разу. Только вот несёт он совсем уж какую-то ерунду. Ну, то есть, ерунду с точки зрения стражей закона. Ну а что еще им прикажете думать? Ночь, кладбище, древний заброшенный склеп, какие-то древние книги... Зачем вообще они туда попёрлись, да еще ночью? Не знаешь сам, говоришь? Ох, плачет, плачет электрический стул по Рэндольфу Картеру...
В принципе, мне понравилось. Лавкрафт выступает здесь мастером короткого рассказа. Размер произведения не оставляет места на какой-нибудь хоть мало-мальски проработанный сюжет, да автор явно и не ставит перед собой подобной задачи. Он целиком сосредоточен на описании обстановки и переживаниях главного героя. Ну а тут, как известно, Лавкрафту нет равных. В итоге, получилось довольно стильно и атмосферно. Особенно удалась концовка: всего одна фраза, но «цапнула» очень здорово.
Можно смело рекомендовать тем, кто желает познакомиться с Лавкрафтом поближе, но не располагает избытком времени.
Ставлю десяточку.
Orion-Seregil, 13 сентября 2019 г.
Вполне себе сносный рассказ-хоррор с заброшенным кладбищем, разрытой могилой и не упокоившимся ужасом, сокрытым в древней могиле-склепе. Суть повествования проста — некоторые тайны лучше оставить нераскрытыми, а, если выражаться русскими поговорками, то «не суй свой нос...».
Caplan86, 9 мая 2017 г.
Еще один рассказ от лица безумца. Очень ярко описано место действия. В целом, после прочтения, осталось хорошее впечатление. Как всегда интрига и запредельный ужас, описать который не способен человеческий язык, равно как и принять человеческий разум. Погружение тоже происходит, особенно после появления телефона. А в конце даже, как по мне, есть и смешной момент, чем-то напомнивший «Живую мертвечину» С. Рэйми, да простят мне фанаты столь дерзкое сравнение.
jansson, 1 марта 2015 г.
Лавкрафта на один квадратный сантиметр становится неприлично много, и я начинаю находить в нем определенную прелесть. Может быть, это дело случайности, но с каждый новым витком, с каждым новым рассказом его истории приобретают глубину, а мое легкомысленное замечание о вторичности и сравнении можно зачеркнуть. Говард поистине удивителен. Если это уже звучит достаточно глупецки, то представить боюсь, что будет по освоении бигбуковского трехтомника. Точно буду в любви признаваться.
«Показания» – это отложенное знакомство с Картером, которое наконец потихоньку догоняет меня. Он здесь выступает рассказчиком, потерявшим друга и испытавшим неведомый ужас, которому даже не дается объяснения. И ни слова о снах. Только леденящий кровь кошмар наяву да щелчки в трубке. Читателю вручен бесценный дар – возможность использовать свою фантазию на всю катушку и запугать себя самостоятельно. О том, что случилось с другом Картера, пояснений не дается, и подобная сюжетная незавершенность невольно заставляет прокручивать в голове всю историю в попытке найти ниточки, за которые можно уцепиться. Сама идея неведомого ужаса потихоньку оседает в мыслях и становится чуточку стремнее, чем была за пять минут до этого. Это мастерство, перед которым я могу только преклоняться. И отдельный плюс за концовку, за этот простой как пробка ход, от которого невольно идут мурашки по телу, хотя головой понимаешь, что бояться нечего. Нечего же, да?..
AnOwl, 12 мая 2015 г.
Достаточно оригинальный рассказ. И вроде бы бросаются в глаза штампы — кладбище, ночь, двое мужчин собираются сделать что то, явно связанное с некромантией...Но при это сложно назвать эти «штампы» негативно влияющими на рассказ. Так как на них акцент не делается и они служат просто декорациями. Так же этот рассказ не насыщен длинными описаниями и созданием атмосферы, как в более позднем творчестве Лавкрафта, и его(рассказ) можно смело назвать легким. Тем не менее уже чувствуется идея, идущая красной нитью в творчестве автора: причина страха не обязательно должна быть подробно описана и успеть наделать много пугающих дел. Достаточно просто осознания, что нечто пугающее находится рядом. Нечто такое, чему ты вряд ли сможешь противостоять.
Caspian, 19 сентября 2011 г.
Потрясающий по силе воздействия рассказ от мэтра мистической литературы. Примечателен тот факт, что в новелле высвечивается новая, почти такая же значимая величина как Великий Ктулху, опытный путешественник по снам — Рэндольф Картер. В «Показаниях Рэндольфа Картера» присутствуют все необходимые для хоррора атрибуты: несколько главных героев, ужасная тайна из древности, ночная пора, кладбище, таинственное подземелье и, разумеется, спуск одного из главных действующих лиц в него. Всё исключительно в соответствии с жанром.
От рассказа Харли Уоррена, описывавшего всё, что виделось ему в склепе, просто мурашки бегут по коже. То, как удачно получалось описывать места непревзойдённому мастеру слова из Провиденса, хочется аплодировать стоя. Талант писателя действительно был безграничен, что и говорить. Создать такие неоднозначные и захватывающие рассказы в те давние годы, дорогого стоит. Из тех писателей, кого я знаю, ещё четверо способны были к столь ярким и неординарным описаниям. Речь идёт о следующих авторах: Артур Мэйчен, Элджернон Блэквуд, Август Дерлетт и Фрэнк Белнап Лонг.
Пожалуй, они являются самыми яркими писателями — визионерами двадцатого столетия.
Самым сильным эмоциональным моментом в рассказе стали финальные слова, которые услышал Рэндольф Картер. Это настоящая жуть, честное слово. Я пишу данный отзыв отталкиваясь от того, как подобные вещи оцениваются в наше время. Переместись все мы в двадцатые годы прошлого столетия, думаю испытали бы чувство первобытного страха. «Показания Рэндольфа Картера» — это захватывающий и одновременно пугающий рассказ. Его действительно интересно читать от начала и до конца. Таким должен быть настоящий хоррор.
Reading, 9 июля 2013 г.
Рассказ переполненный сверхъестественным ужасом и это учитывая тот факт, что события происходящие в самой гробнице описаны не были. Слыша леденящие душу крики и безумные слова в телефонной трубке, но не зная, что же именно происходит там, внутри, воображение читателя само вырисовывает картины от которых по настоящему становится страшно.
Ригель_14, 15 июля 2009 г.
М-да-а. И это Лавкрафт? — подумал я, прочитав рассказ.
Вроде бы неплохой набор компонентов для хорошего ужастика (ночь, кладбище, какая-то странная книга), но то как он (Лавкрафт) пытается нагнать страх и ужас, если честно, то вводит в уныние. Может это от того что я привык читать немного другой ужас (в исполнении Кинга и Баркера) или что-то другое.
Эти постоянно повторяющиеся фразы: вы себе не представляете как это ужасно, человек не выдержит и еще раз «вы не представляете». Да я себе так и не представил: что там такого ужасного (автор дал мало информации по этому поводу).
Это один из первых рассказов Лавкрафта. Пока не очень впечатлил.
Книжный червь, 24 апреля 2011 г.
В этом рассказе Лавкрафт стилистический разгулялся. От некоторых слов действительно дух перехватывает, и даже становится не важна сюжетная линия. А сюжетная линия опят-таки традиционная, положившая начало многим современным ужастикам. Вобщем классика жанра, прочесть стоит (хотя бы для того, чтобы ознакомиться со стилем Лавкрафта).