Г Ф Лавкрафт отзывы

Все отзывы на произведения Г. Ф. Лавкрафта (H. P. Lovecraft)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 2001

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 10 11 12 13 [14] 15 16 17 18 . . . 37 38 39 40 41   (+10)»   (+25)»»

«Тайна среднего пролёта»
–  [ 8 ]  +

Pickman, 09 мая 2008 г. в 11:23

Какая ирония судьбы: это первое, что я прочел у Лавкрафта, с трепетом открыв томик «Локон медузы» семь лет назад — а ведь Лавкрафт этого не писал! Все Дерлет, вездесущий Дерлет...

И снова действие происходит близ местечка Данвич, и снова герой неосмотрительно вступает во владение домом, доставшимся в наследство от «двоюродного деда», и снова ловит он косые взгляды местных жителей, и снова обнаруживает потаенные комнаты... Фактически рассказ представляет собой сюжетный клон «Наследства Пибоди», однако на этот раз история вышла оригинальней и ближе к творческой манере учителя Дерлета. За это — и за то, что первые шаги в мире Лавкрафта я сделал по добротной почве — ставлю семерку.

Оценка : 7
«Белый корабль»
–  [ 8 ]  +

Pickman, 05 мая 2008 г. в 21:19

Прекрасная притча о поисках совершенства и невозможности его достичь. Будьте осторожны: как и многие грезы Эдварда Дансейни, этот сон способен навсегда отравить вашу душу щемящей красотой, от которой исцеления не бывает...

Оценка : 8
«История Некрономикона»
–  [ 8 ]  +

Pickman, 05 мая 2008 г. в 18:25

Совершенно верно, это чтение показано исключительно фанатам Лавкрафта (к которым себя уже много лет имею честь относить) и Абдуллы Аль-Хазреда. Коротенькое эссе как попытка автора отстраниться от собственной выдумки и придать ей реальность. Недаром пару лет назад издательство «Азбука» включило эссе в гипертекстовый сборник «Всеобщая история подлогов», состоящий из текстов Борхеса и их первоисточников — как пример мистификации, вышедшей из берегов.

А может быть, никакая это и не выдумка ;-)

Оценка : 8
«Стихотворения»
–  [ 8 ]  +

Pickman, 28 марта 2008 г. в 17:50

Из тех, что я читал, особенно хороши The Cats, The Wood, The City. Стихи тяжелые, иногда неподъемные, но когда прочувствуешь их — хочется выть и смеяться (не от радости). Так что главное не легкость....

Оценка : 9
«Улица»
–  [ 8 ]  +

Pickman, 28 марта 2008 г. в 14:04

Возможно, единственное произведение ГФЛ, в котором он приближается чуть ли не к реализму (хотя и здесь реальные страхи автора преломляются в зеркале притчи). Писателя явно задело за живое, что Новая Англия необратимо меняется, утрачивая прежние милые черты, уступая напору ненавистных, нечестивых, непонятных иноземцев... Так родился этот крик души, в литературном плане откровенно вторичный и неинтересный. Консерватизм, расизм и ксенофобия — не лучшая почва для литературных цветов.

Иными словами, это одна из настоящих неудач Лавкрафта.

Оценка : 5
«Музыка Эриха Занна»
–  [ 8 ]  +

Pickman, 28 марта 2008 г. в 13:56

Говорят, Лавкрафт не любил и не понимал музыку; возможно, и симфония №40 казалась ему лишь репетицией Слепых Дудочников Азатота. Так или нет, но страх перед неведомой силой мелодических созвучий этот небольшой рассказ передает так, что хочется стереть с винчестера все mp3-файлы и выкинуть на помойку верную гитару.

Что-то есть в рассказе от Эдгара По, да, и все же гений из Балтимора такого не написал бы...

Оценка : 10
«История Некрономикона»
–  [ 8 ]  +

wayfarer, 19 марта 2008 г. в 20:57

Честно сказать, это произведение произвело на меня двоякое впечатление. С одной стороны, этот рассказ (вернее, эссе) как художественное произведение не слишком интересен, являясь фактически статьёй об истории вымышленной книги. Но, с другой стороны, как раз сам образ дьявольской книги «безумного араба Абдулы Альхазреда» (с), упоминающейся во многих произведениях Лавкрафта, достоин большого внимания. В этом отношении мне вспоминается древнегреческая легенда о художнике, нарисовавшем картину с изображением ширмы, которую другой художник принял за настоящую и попытался отдёрнуть. В чём-то Лавкрафт подобен первому живописцу: своими произведениями он заставил многих поверить в реальное существование «Некрономикона», за что честь ему и хвала!

Оценка : 7
«Храм»
–  [ 8 ]  +

duke, 17 марта 2008 г. в 19:57

Рассказ изумительный. Стиль и язык — безупречны. Тот редкий случай, имхо, когда ни одного слова из произведения не выкинешь. Текст очень выразителен и, в сочетании с несколько отстраненной манерой повествования главного героя, убежденного материалиста (что немаловажно и используется для создания некой антитезы), превращает простую, и, по большому счету, безыскусную историю в настоящий шедевр.

Оценка : 10
«Тварь на пороге»
–  [ 8 ]  +

alex_kr, 16 марта 2008 г. в 00:38

Одно из любимейших, и одновременно самых страшных и мрачных произведений, прочитанных мной в жанре ужаса. Рассказ — просто яд. Концовка ужасает до глубины души. Даже не буду сюжет пересказывать. Если хотите пощекотать себе нервы, читайте обязательно...

Оценка : 10
«Собака»
–  [ 8 ]  +

alex_kr, 15 марта 2008 г. в 23:57

Вот это уже настоящий хоррор. Что всегда отлично удавалось Лавкрафту, так это создавать мрачную и гнетущую атмосферу, наполненную липким страхом. О верной собаке, которая даже после своей смерти и смерти хозяина продолжает своего хозяина защищать...

Оценка : 9
«Данвичский кошмар»
–  [ 7 ]  +

Стронций 88, 16 февраля 2024 г. в 14:20

Очередное очень крепкое произведение Лавкрафта из мифов Ктулху. Густое своей атмосферой и наполнением. Да, стиль у него хроникёрский, газетный. Но здесь этот стиль смотрится выигрышно – создаёт напряжение и сжатость. К тому же в нём хватает место не только фактам и намёкам, но и мрачным описаниям местной природы, таинственных столбов и древних, будто бы природных, алтарей. К атмосфере добавляет и колорит захудалого деградирующего народа – ощущение отшиба мира, отрезанного от городов и физически и морально (даже такое чудовищные события и прочие странности не выходят за его приделы более чем высмеивающими заметками в окружной газете). Отчуждённость не менее пугающая (хоть и относительная, так как тройка учёных-героев приходит в Данвич извне), чем отчуждённость космического пространства.

Ещё одна особенность – опять относительная, так как мотивы вырождения человеческого существа (например, «Крысы в стенах» или «Артур Джермин») часто присутствуют в творчестве Лавкрафта, но здесь, по-моему, они достигли своего апогея – этот рассказ вплотную приближается к тому, что сейчас называется «боди-хоррор». Некоторые сцены напоминают мастера Кроненберга – растущие из тела щупальца и прочие метаморфозы, бесформенные груды плоти с половиной огромного человеческого лица и так далее. И, заметьте, без всякого там «неописуемое» и прочих авторских отпекаемых фраз.

А ещё рассказ плотно наполнен действиями. Это одно из немногих произведений, где есть практически кинематографическая борьба добра со злом (человека с темными силами). Герои не жертвы обстоятельств, болтающиеся в паутине роковых сил – они действуют, и это заставляет буквально чувствовать тот род страха перед сверхъестественным неизвестным, который связывает мышцы, и который приходится рвать каждым своим действием. И это будто прячется под, казалось бы, сухим хроникерским стилем повествования. Крепчайшая вещь Лавкрафта.

Оценка : 8
«Хребты безумия»
–  [ 7 ]  +

SeverianX, 04 декабря 2023 г. в 16:30

Говард Филлипс Лавкрафт по праву считается одним из основателей жанра ужасов. Его произведения, написанные без малого век назад, и по сей день волнуют умы читателей. Это ли не показатель истинного таланта автора? «Хребты Безумия» – мое не первое знакомство с автором. Уже прочитан сборник рассказов и повестей «Зов Ктулху». Признаться честно, далеко не все рассказы мне понравились, но хотелось бы отметить умение автора создавать бесподобную атмосферу давящей безысходности.

«Хребты безумия» – небольшой по объему роман с довольно простым сюжетом. Научная экспедиция прибывает в Антарктиду, где находит загадочный город древней цивилизации. Большая часть романа посвящена его описанию и исследованию. Город был построен инопланетной цивилизацией Старцев, упоминания о которой я встречал в других произведениях. Говард Лавкрафт очень умело строит свою единую вселенную: в «Хребтах Безумия масса отсылок к «Зову Ктулху», «Некрономикону» и прочим рассказам, что добавляет его миру глубины. Данный роман раскрывает многие тайны, занимающие умы читателей. Например, мы, наконец-то, узнаем кто такие Старцы, шогготы и Ми-Го. На страницах романа разворачивается история длиною в десятки миллионов лет.

Повествование ведётся от первого лица, как часто и бывает у Лавкрафта. По сути перед нами дневник одного из участников экспедиции, в котором он предостерегает людей от повторного путешествия к древнему городу. Подобная манера помогает в создании нужной атмосферы, позволяет проникнуть в мысли непосредственного участника событий. Честно признаться, меня описанные ужасы напугать так и не смогли, но вот само описание древней расы очень заинтересовало.

Лично для меня, это произведение ближе к научной фантастике, чем к хоррору. Я люблю жанр ужасов за глубокий психологизм персонажей, которого в «Хребтах безумия», к сожалению, нет. А вот научная составляющая порадовала куда больше. Только стоит учитывать, что развитие науки в 1936 году, когда был написан роман, сильно отличалось от нынешнего. Например, по мнению Лавкрафта, Старцы перемещались в космосе при помощи крыльев, что сейчас выглядит совершенно нереально. Да и существа, впадающие в анабиоз на 40 миллионов лет, на сегодняшний момент представляются сомнительными. Тем не менее Лавкрафту удалось весьма виртуозно показать контакт двух цивилизаций, которые попросту не способны на нормальные взаимоотношения по причине слишком больших физиологических и культурных различий.

Манера изложения автора показалась мне слегка нудноватой, но при этом яркой и образной. Все же малая проза у него сильнее. Сокращение романа до повести только пошло бы ему на пользу. При всем при этом, стоит признать, что описания, созданные автором, красивы в своем гротеске. Горы, найденные исследователями, выше Гималаев, а древний город простирается на сотни километров. Да и промежутки времени, описанные в романе, поистине титанические, недоступные для осмысления обычным человеком. Все это придает роману своеобразную эпичность, которая лично меня привлекает.

Итог: «Хребты безумия» – роман, обязательный к прочтению для тех, кто хочет лучше разобраться в творчестве Говарда Лавкрафта. Он идеально подходит для первого знакомства с писателем, т.к. в нём ярко проявляются самые выдающиеся его черты. Многие сравнивают Лавкрафта с нынешним Королем Ужасов Стивеном Кингом, что на мой взгляд не совсем верно. Кинг силен в первую очередь глубоким психологизмом своих персонажей, а мистическая составляющая является лишь антуражем, чтобы полнее раскрыть их характеры. Лавкрафт же умеет создавать запоминающиеся миры, которые пугают своей инородностью и чуждостью для всего человечества.

Оценка : 8
«Таящийся у порога»
–  [ 7 ]  +

Titus.crow, 20 июля 2023 г. в 18:28

Это истинный лавкрафтовский роман, шедевр, в котором чувствует перо и атмосфера Мастера из Провиденса. УЖАС и ТАЙНА, в чьих испарениях и омутах главные герои задыхаются и тонут, не в силах совладать с эманациями зла и дочеловеческого мрака. Подобно сыщику, Амброз Дьюарт, а затем и Стивен Бейтс тщательно ищут фрагменты, осколки этого запутанного страшного дела, а после безуспешно пытаются сложить всю картину. Это удастся лишь мискатоникскому учёному, коллеге самого Лабана Шрусбери Сенеке Лепхему и его помощнику Уинфилду Филлипсу, но правда окажется столь чудовищной, что человечество повиснет на краю инфернальной, космической пропасти, откуда вот-вот вылезут ужасные конечности, дабы «помочь» роду людскому бесповоротно провалиться в метафизическую бездну безумия и гибели.

Очевидно, что сей роман был вдохновлён «Случаем ЧДВ» Лавкрафта: параллели в виде тайны, уходящей в прошлое, неизвестной ужасной деятельности предка главного героя и прочих фактов слишком очевидны. Известно, что в основу романа Дерлет положил два небольших фрагмента-черновика ГФЛ, поэтому он и значится, как соавтор. Некоторые находят этот факт замечательным поводом повозмущаться и попилить верного ученика, который якобы решил нажиться на имени Учителя. А ничего, что роман написан в 1945 году, когда популяризация ГФЛ только-только начиналась? Думаете, он с прицелом на будущее так сделал? Вряд ли. Просто он был честным человеком, и два черновика, между прочим, содержали немало сюжетной составляющей. То бишь посмертный вклад ГФЛ не стоит преуменьшать. И разве его измеряют количеством слов?

Роман превосходен. «Таящийся у порога» — лучшее творение Дерлета, и это трудно не признать. Тщательная проработка идеи и сюжета, много интересных подробностей, объемные выдержки из запретных трудов в конце концов! И главное, соответствующая атмосфера. Тяжелая, нагнетающая, мрачная. Это чувствует в первой и второй частях. Да, в третьей части происходит разлом, но эта долгая, приправленная псевдофактами в стиле Чарльза Форта дисскусия не портит впечатления от истории. Как и несколько скомканный финал.

Здесь также Дерлет «пропагандирует«свои взгляды и нововведения в Мифы. Многие, как и я, недовольны инфантильными новшествами в виде Старших богов и защитного знака, но ведь это также процесс литературной эволюции Мифов. Процесс как естественный, так и неотвратимый. Нет, даже так — необходимый.

Ведь подобная выходка дала столь чудесные и зрелые плоды в виде многочисленных шедевров (хотя, согласен, утиля все же больше) поздних авторов. А без эволюции Мифы окончательно скатились бы в творческий тупик и миллионные самоповторы.

Оценка : 10
«Грибы с Юггота» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

keellorenz, 16 марта 2023 г. в 01:27

Поначалу начав строить цепь сонетов, Лавкрафт разогнался и уже не соблюдая правила создал цикл коротеньких стихов, в которых как бы отформатировал все своё творчество в поэзию. Получилось просто до дрожи великолепно. Можно вообще ничего не знать о Лавкрафте, но прочитав этот сборник понять все его творчество. Написано так пугающе зримо, и одновременно красиво и таинственно, что все образы видишь как в кино. И тут космический ужас передаётся деликатно, порционно, намеками и знаками. Лавкрафт не перегибает палку, не утомляет однообразием, а ограничив себя рамками поэзии создаёт изящное волшебство. Напоминает чем-то поэта Гумилева и Эдгара По. Мое мнение — вообще лучшее из того, что написано Лавкрафтом. Легкий слог, ничего лишнего, простые для понимания образы (кстати часть сонетов вообще не про фэнтези, просто краеведческие наблюдения). Высший бал. Читайте на даче туманным весенним вечером.

Оценка : 10
«Хребты безумия»
–  [ 7 ]  +

Zarin, 08 февраля 2023 г. в 09:01

Произведение, открывшее для меня Лавкрафта.

Если правда, что автор при жизни не был столь популярным, каким его сделало время и последователи, то могу предположить, что почитатели его творчества, своей структуризацией и обособлением внутри жанра, проявили интерес других читателей и подготовили оправдание их ожиданий. Объясню.

Это не первое, что я прочитал у Лавкрафта. Но первое после того, как немного изучил про что его книги, основные приемы и характерные черты.

Понимая, что нужно вникнуть в атмосферу произведения, понять величие вещей, которые он таковыми описывает и не ждать полного откровения, я прочитал данный роман и остался впечатлён.

Люди пишут про невозможность перелететь хребты, изучить быстро историю по барельефам и тому подобные дела, забывая, что в тексте ещё и монстры ненастоящие, почему бы тогда их в неточности не записать? А если серьезно, то эти вещи можно списать либо на помешательство персонажей, либо на допущения в угоду сюжета и создания атмосферы смещенного времени и космического вмешательства. Но вероятнее всего, это просто ошибки автора не влияющие значительно на восприятие истории.

Погружение в текст, возможность в нем оглядеться, интерес к дальнейшему чтению присутствуют, но, повторюсь, необходимо начальное представление и желание ознакомиться с данным трудом.

Допускаю, что остальные книги из условного цикла могут читаться с чувством вторичности подачи.

Оценка : 9
«Цвет из иных миров»
–  [ 7 ]  +

Ynona, 18 декабря 2022 г. в 19:57

Странный метеор. Цвета за гранью человеческого понимания. Серая пыль питается всем живым и набирает при этом силу. Болезнь, смерть и страх.

Мы снова в Аркхеме, выдуманном города в Массачусетсе. Мы привыкли, что пришельцы из космоса — это ужасные монстры, но это было больше похоже на какой-то ужасный цветной туман, который отравил воду из колодца возле фермы и стал причиной падежа скота, страшной болезни, поразившей семью местного фермера. Лавкрафт удержался от упоминаний Старших богов, лишь намекнул на то, что сам цвет прибыл с метеоритом, и попытался дополнить безумную историю научными предположениями и предоставить как можно больше деталей. И в истории задействованы ученые из Мискатонического университета, тоже вымышленного. «Сияния извне» — история уже больше походит на классические рассказы Лавкрафт, очень мрачный и бесстыдно зловещий. Ужасы начинают раскрываться по крупицам красочным фантазмом, который в прямом смысле поглощает мир, но с какой целью — неясно. Некоторые описания болезни и вымирания напоминают радиационное отравление, но не совсем. Лавкрафт мастерски создал эту атмосферу обреченности. Мне было искренне жаль Гарднеров, потому в произошедшем нет их вины, они стали жертвой неудачного стечения обстоятельств и злого рока!..

У Лавкрафта очень специфический стиль письма. «Сияние извне» рассказывается из третьих рук; это история о фермере, рассказанная ближайшему соседу, который передает ее кому-то, планирующему строительство водохранилища, и тут в дело вступает читатель. Зачем такие сложности? Это добавляет интригу. Намекнули, что зараща, которая истязала фермера, загрязнит воду и распространится, так как маленький расток не успел покинуть Землю. Нам рассказывают историю от лица персонажа, который застал лишь печальный конец семьи фермеров. Лавкрафт использует описания жутких миазмов, обрушившихся на город. Определено стоит прочитать!

Оценка : 8
«В склепе»
–  [ 7 ]  +

Ynona, 17 декабря 2022 г. в 17:56

Эта история не для страдающих клаустрофобией! Неуклюжий, неосторожный человек, застрявший в склепе. Настоящая буря эмоций, с напряжением и страхом, уравновешенными черным юмором и жестким изображением недостойных людей. Чёрный юмор, конечно, это же Лавкрафт. Я даже посмеялся над парой моментов. Здесь прослеживается все тот же стиль, что и во многих его коротких историях: вы знаете, что с главным героем случится что-то плохое, и в самом конце будет поворот, который сделает происходящее еще более тревожным. Обезображивание тел и жестокое обращение/пренебрежение к мертвым; довольно эффектная месть и отличная мораль, чтобы смотреть, куда вы ступаете, и знать, что все имеет свою цену. Этакая черная комедия Лавкрафта о кармическом возмездии!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он не мог, как выяснилось, идти и полз, волоча окровавленные ноги и конвульсивно впиваясь ногтями в могильную землю, а выглянувшая из облаков луна освещала эту жуткую картину. Берч полз к домику кладбищенского сторожа, тело у него было ватным, а движения замедленными, как в ночном кошмаре. Никто не гнался за ним, во всяком случае, когда Армингтон, ночной сторож, услышав царапанье, открыл дверь, кроме Берча, за нею никого не было.

Концовка этой книги, последнее предложение делает историю поистине ужасающей. Последнее предложение напугало меня больше, чем я могла представить, мне снились кошмары после того, как я прочитала это в первый раз!..

Оценка : 10
«Морок над Инсмутом»
–  [ 7 ]  +

artem-sailer, 13 августа 2022 г. в 09:20

Мрачное и тяжёлое произведение — всё тут в фирменном авторском стиле. Гнетущая атмосфера, неприятные и даже ужасающие герои, безысходность и обречённость в финале.

Из десятка произведений, прочитанных у Лавкрафта, эта повесть показалась, пожалуй, самой совершенной, но тут же вынесла вердикт: Лавкрафт всё-таки не совсем мой писатель. Нет, книги хороши, тягучи, затягивающи, но рассчитаны на своего читателя. Автор безусловно талантлив, оказал колоссальное влияние на литературу, преклоняюсь перед его делом и вкладом, но как-то не моё это. Увы, не моё.

Оценка : 9
«Перевоплощение Хуана Ромеро»
–  [ 7 ]  +

Xosander, 11 августа 2022 г. в 23:01

Ранее творчество Г. Лавкрафта — вообще вещь странная. Для Лавкрафта это было время экспериментов, нащупывание своего стиля, намётки своей мифологии, и «Хуан Ромеро» — типичный образчик этого странного периода. Вроде бы интересный рассказ, но несколько очень недоработанный, он напоминает скорее некоторый абстрактный черновик, нежели полноценное произведение, хотя интересные идеи там присутствуют. В любом случае рассказ скорее для поклонников Лавкрафта, рядового читателя он вряд ли заинтересует.

Оценка : 7
«Храм»
–  [ 7 ]  +

mputnik, 17 декабря 2021 г. в 19:00

В очередной раз попытался вникнуть в суть фокуса хоррора. Побудительный мотив — прост аки валенок: текст — очередной участник очередного рейтинга «…лучших НФ — рассказов».

В итоге — что я могу тебе сказать, уважаемый потенциальный читатель? Я далеко не герой и мои нервы не имеют ничего общего со стальными канатами. НО. Никакого «ужаса» или даже банального неудовольствия неким «нагнетанием жути» — увы и ах — не ощутил. То есть — вообще. Как сие объяснить — понятия не имею. Был бы нонешним подростком — выразился бы примерно так: «…не вштЫрило, пАлево какое-то…». Не знаю, может как-то готовиться надо к восприятию, склонность какую специфическую иметь.

Но как фантазийный текст — вполне даже себе ничего. Не шедевр, конечно же, но «крепенький середнячок» — очень даже может быть. Пусть и сильно «отдаёт» Уэллсом, Конан Дойлем, чем-то таким — не суть. Тексту больше ста лет, было бы удивительно, если бы стиль был иным. Но — ещё раз — уважаемый потенциальный: ежели ты не любитель конкретно хороора, однако экспериментатор по природе своей, то — пробуй, не опасаясь. Душевной рвоты не будет

Оценка : 6
«История Чарльза Декстера Варда»
–  [ 7 ]  +

Sherl, 09 мая 2021 г. в 11:43

Полет человеческой мысли порой вдохновляет не столько свойством вызывать к жизни какие-то доселе неизвестные либо давно забытые идеи, сколько придавать многогранные и разнообразные формы одному и тому же лейтмотиву, несомненным мастером чего является Говард Филлипс Лавкрафт, немалая часть произведений которого предостерегает человека от проникновения в тайны, истинная природа которых способна ему навредить.

В «Истории Чарльза Декстера Варда» автор, несколько смещая акцент с привычных Древних богов, – здесь являющихся само собой разумеющейся частью вселенной, не удостаивающейся пояснения, – обращается к не менее интересной теме некромантии, аккуратно вплетая ее в уже известный любителям творчества американского писателя мир. При этом не забывая подкреплять описания изысканий протагониста ссылками на труды действительно существовавших алхимиков, оккультистов и философов, сослужившие прекрасным фундаментом для придания большей достоверности происходящему действу, как и исторические события на манер Салемского процесса.

Повествование, выдержанное в узнаваемой полунедосказанной манере, может, тем не менее, показаться менее искушенным людям растянутым, монотонным – в частности, в описательных элементах, – и не лишенным самоповторов, выступающих скорее в качестве стилистического приема. Ибо жизнеописание загадочного отшельника XVIII века, что обманул саму смерть и избежал старения, сменяется историей юноши, живущего полутора лет спустя и питающего патологический интерес к прошлому своего родного – как и для автора – города Провиденс, а, в частности, темным тайнам своей семьи. Посему, решив, что ничто не может его так причастить к старине, как занятие древними и признанными лженаучными дисциплинами, утратившего связь с современностью.

Третьим основным действующим лицом выступает врач семьи Вардов, единственного наследника которой, как полагают, на почве чрезмерного увлечения прошлым поразил страшный душевный недуг, подлинную причину чего эскулапу и предстоит выяснить с нехарактерной для произведений Лавкрафта перспективы – детективной, с поиском улик, сопоставлением фактов и завидным даже для произведений Конан Дойля оперированием дедуктивным и индуктивными методами при проведении частного расследования.

По мере такового читателю также предстают материалы – записки и идеографические тексты, – на основе которых он может сделать собственные выводы, соответствующие ли или нет заключениям врача, являющегося, увы, одним из немногочисленных лиц, чья ясность ума и поступки не омрачены небрежно преподнесенным автором прагматизмом и закостенелым материализмом, вплоть до алогичного. Как разрешение и даже попустительство любящих родителей психически нездоровому сыну в отказе сдавать выпускные экзамены в колледже, отправиться в длительное путешествие и проводить дома устрашающие опыты, не посвящая жильцов в курс дела.

Тем не менее, сомнительная мотивации иных персонажей, характерная для прозы нелюдимого при жизни автора, не сильно умаляет интерес от раскрытия тайн старинного рода как для любителей жанра «космического ужаса», для которых роман может разнообразить цикл произведений о любимом мире, так и для незнакомых с пантеоном Древних, знания которого не обязательны для полноценного ознакомления.

Оценка : 9
«Кошки Ултара»
–  [ 7 ]  +

V-a-s-u-a, 24 апреля 2021 г. в 01:13

Для Лавкрафта, известного своим вычурным стилем, история в «Кошках Ултара» рассказывается на редкость кратко и ясно, но, на мой взгляд, это как раз пример того, когда простота хуже.

За вычетом стиля, всё, что остаётся, – сюжет и декорации. Основная сюжетная функция здесь, в отличии от многих других рассказов автора, вроде заканчивающегося классическим джампскэром «Дагона», не пугать, а назидать, и она не реализована ни изящно (схема «злые люди получают по заслугам. Мораль: не будь как они»), ни, в отличии от структурно похожего «Страшного старика», даже эффектно (незавидной участи злыдней из рассказа не хватает выдумки или жестокости). Из декораций заслуживает внимания разве что попытка зацепиться за экзотизм Египта, но тут всё ограничивается описанием в духе «у мужчины на голове была та штучка с кружочком между двух палочек» («И предводитель каравана носил головной убор с двумя рогами и любопытным диском между рогов», если быть точным).

Если сильно любите кошек – почитайте, и сердце ваше, возможно, успокоится. Но притворяться, что этот рассказ заслуживает канонизации, как будто такое не мог написать кто-угодно, – по-моему, лишнее.

Оценка : 3
«На сотворение ниггеров»
–  [ 7 ]  +

пан Туман, 09 августа 2020 г. в 00:00

Мы должны сохранять не только наше настоящее, но и прошлое наших писателей — каким бы странным или неприятным оно нам не казалось. Вчера вымарали из истории за восемь строчек в столбик, сегодня — за твит, завтра — за косой взгляд?

Оценка : 10
«Страшный старик»
–  [ 7 ]  +

Sciolist, 30 июля 2020 г. в 19:43

«В океане нету места, где бы мы ни побывали,

И скажу я вам сейчас, без дураков, без дураков!

Вы, ей богу, смельчаки, не на того сейчас напали!

Не охотятся овечки на волков, на волков!»

КиШ, «Пират»

Рассказ очень короткий и очень лаконичный, даже мало похожий на привычное нам творчество Г.Ф.Л. Больше он напоминает народные былички или детские страшилки в литературной обработке. Точно так же, как и в народном творчестве, определенности в истории немного: Старик Страшный — но чем именно он страшен, неясно. Говорят, что в молодости он ходил капитаном по дальним морям — но неизвестно, правда ли это. Говорят, что он богат — но кто видел его богатство? Говорят, что он разговаривает с таинственными бутылками — но как знать, не ребячья ли это болтовня?..

Ясно лишь одно: лучше этого Старика не беспокоить понапрасну... Но всё же находятся негодяи, позарившиеся на сокровища таинственного старца — неслыханная дерзость, она не сойдёт им с рук!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Никогда раньше Чанек не обращал внимания на цвет его глаз; теперь он увидел, что они желтые...» — неясно, каким образом он мог различить цвет глаз старика, стоящего в освещенной двери среди темноты. Стало быть, глаза Старика сами по себе светились...

Оценка : 8
«Зов Ктулху»
–  [ 7 ]  +

Walles, 24 марта 2020 г. в 11:24

Читать этот рассказ в иллюстрированной книжке (только что вышла в большом формате в «Азбуке» с рисунками Francois Baranger и которую я вчера вечером получил из интернет-магазина) оказалось совсем другое дело. Оригинальный текст Лавкрафта идет очень плотно, с обильной фактологией — чего стоит хотя бы статейка из «Сиднейского вестника», где в нескольких абзацах фигурируют сразу три судна и три разных маршрута, в результате чего рассказ выглядит слишком конспектированным. А вот замечательные рисунки Баранже позволяют снизить скорость чтения и отвлечься на ранее незамеченные детали. Особенно ему удались картинки с мечущимся в волнах «Сигналом» на пороге к кривой гробнице Р'льеха и начальная, где изображен дед-профессор, видимо, за минуту до того, как он рухнет как подкошенный...

О самом тексте говорить бессмысленно, все уже сказано многократно. Но бросается в глаза «благовейное величие этого сочащейся влагой Вавилона» и там же соседствуют «невыносимый смрад» и «внизу, мерзкий, хлюпающий звук». Вот в этом ГФЛ был большой спец — соединить воедино нечто отвратительное и пленяющее.

«Цвет из иных миров»
–  [ 7 ]  +

neo smile, 22 февраля 2020 г. в 03:17

...Ветер качает над ним Ветви, хотя... Ветра сегодня нет...

По праву считаю эту вещь, — у меня легче всего зашёл перевод «Сияние извне», — одной из лучших в сегменте малой прозы мировой фантастики.

И уже в 1927 году талант Лавкрафта «выстрелил» такими яркими и сакральными темами, — которые после него разовьют и углубят на свой лад многие авторы и сценаристы. Но ведь именно талантливых Первопроходцев «принято» называть Гениями... -Ни в коем случае не стану с этим спорить (даже наедине с собой).

***

Маленькое, затерянное в лесах поселение скромных трудяг, — получившее бешеную негативную огласку по причине природной аномалии в ключе спекуляций ею учёных мужей с историей внезапно упавшего на эти земли метеорита.

Медленное угасание маленькой несчастной семьи, — и физическое, и умственное (прошедшее все фазы сумасшествия, начиная от суеверия и заканчивая тотальной потерей внятного сознания до состояния кошмарного потрясения), которой пришлось встретиться с чем-то таким...

Я думаю, что Лавкрафт заложил в свою ёмкую и очень пронзительную историю нечто большее, чем просто воспоминания обезумевшего старика.

И это нечто, вероломно пожирающее и ломающее собой всё и снаружи и внутри, — оно словно постепенно проглатывало само пространство со всеми объектами, — жадно засасывая в себя всё то, что в нём находило.

***

Для тех кто больше смотрит, чем читает от себя робко предположу. Неслышной, но ощутимой аллюзией почему-то всплывает одна из лучших арок «Doctor Who» The Impossible Astronaut / Day of the Moon (s06e1/2). И я здесь не то чтобы обвиняю сценаристов данного проекта в неумышленном «плагиате»... Просто, на мой взгляд, это как раз тот показательный случай, — когда золотой фонд НФ классики, попадая в умные руки, в ярких и отчётливых элементах красиво расцветает ещё одной качественной интересной интерпретацией.

***

Странная встреча с очень странным явлением, — которая вначале вызвала даже некий азарт, мол, в таком именно свете можно запросто стать местной знаменитостью и героем очередной новостной ленты. Но вот что она повлекла за собой?.. -Авторские изюминки, нестандартные ходы болезненного воображения и жёсткое нагнетание даётся Лавкрафту в полной и ощутимой мере его оригинального почерка и стиля. Он безусловно из тех фантастов, которые виртуозно справляются с мрачной и мучительной атмосферностью своего авторского содержания.

***

Постепенное отупение и апатичная потеря всех чувствительных «сенсоров» реальности того, кто оказался волею провидения «зажат» в этой проклятой долине. Безрадостный механический и абсолютно бесцельный труд этих людей, — как бы по инерции ни на что не нацеленный, — ибо всё вокруг них (и внутри, и снаружи) медленно превращается в прах бытия... Фатальная дорога в никуда с направлением: «Без возврата»...

Подавленные и обречённые, — все они доживали свои последние мгновения на обожжённой безжизненной земле, — которая ни до / ни после не видела ничего подобного. Испепелённая Пустошь — это мрачный «вердикт» и боль памяти тех, кто имел несчастье к этому прикоснуться.

***

Дыхание бездны, — которая всё собой поглощает и долбит на мелкие обветшалые куски, всасывая без остатка...

Туго накрученное нервное напряжение, — как основной фабулы рассказа, так и его ключевых персонажей, — разожмётся и отлетит, как отломанный кусок того самого случайного камня с неба. Той самой странной субстанции, — которую пинали и били (отчаянно пытаясь постичь тайну эмпирическим путём) учёные-интеллектуалы / безусловные светилы в контексте своих знаний, — блестящих и авторитарных по умолчанию.

И всё это происходит в рассказе при ужасающей жути обстоятельств, не поддающихся никакому адекватному пояснению.

***

Великолепным кроссовером, — возможно сам того сознательно не желая, — Лавкрафт развернул здесь столько много тем сразу! Начиная от легендарных «перешёптываний» сакральных легенд и заканчивая философскими размышлениями о космогонической сути вселенной.

И все они растеклись и разбежались, словно глубокие морщины на лице ключевого персонажа-рассказчика. Для которого шок потрясения крутанул биологическое время на таком бешеном разгоне, — что об этом даже не рассказывают, а лишь мучаются липкими кошмарами долгими ночами напролёт, мучительно «листая» сакральную «летопись» мироздания.

Пришлый неестественный свет замогильных огней, зловеще плясавший на пепелище некогда плодородной земли и нормальной привычной жизни обывателя. Фатальные конвульсии тотального испепеления и умирания. Роковые образы и предчувствия, выходящие за границы человеческого сознания... — Всё это Сияние извне и гулкий адский вестник, не предвещающий ничего вменяемого и предсказуемого.

***

Есть ли в подтексте Лавкрафта библейские отсылки, — сказать наверняка можно наверное лишь читая текст на языке оригинала. И среди прочего, — что такое «Творец» в терминологии Лавкрафта в контексте этого рассказа?.. -Я думаю каждый читатель ответит себе на это самостоятельно, — в силу сложившегося интеллекта и базовых знаний (привычных для него представлений).

PS Загадка парадокса чисто научного характера?.. Вторжение иного разума?.. Огненная феерия кромешного ада и пустоты?.. -Я не берусь, в качестве очень скромного читателя, делать далеко идущие выводы о том, что хотел сказать Лавкрафт в своём произведении.

PPS Такие вещи читать без ощутимого холодка по позвоночнику вряд ли получится. Особенно если читаешь вдумчиво и вночь. Точно так же как не получится поставить оценку ниже десятки: безупречно выточенная мрачная история, — красивая, пронзительная, безупречно написанная, — которая будоражит и восхищает одновременно очень сильно и очень долго.

Оценка : 10
«Безымянный город»
–  [ 7 ]  +

Zlata.24, 23 октября 2019 г. в 09:03

Очень атмосферный рассказ.

Постепенное нагнетание ужаса, ощущаемого одиноким странником при обнаружении занесенных песком останков древнего города. Любопытство толкает на исследование развалин храмов, имеющих странно низкие потолки. Разгадка становится очевидной после обнаружения саркофагов, но мозг человека всячески отвергает такую истину, и тогда не выдерживает психика...

Оценка : 8
«Холодный воздух»
–  [ 7 ]  +

Walles, 18 октября 2019 г. в 18:57

       Я начал спешно читать настоящий рассказ, получив большую и пахнущую свежей типографской краской рисованную книгу Алана Мура и Джейсона Берроуза «Провиденс», ибо уже в первом же эпизоде в ней следуют прямые отсылки на «Холод».

       Сама идея «холодного» доктора мне очень понравилась, да и все излюбленные ходы Лавкрафта здесь сконцентрированы по ускоренной формуле. А именно, загадка — безумие -болезнь -финальный исход. Не вполне понятно, разве что, по какой причине автор наделил хозяйку дома и самого Муньоса испанскими корнями.

        А эти фирменные фразочки...

       «Из комнаты и лаборатории постоянно исходило жуткое зловоние, распространявшиеся по всему дому....»

       «С некоторых пор он взялся составлять какие то пространные документы, которые тщательно запечатывал и отдавал мне, поручая отправить их после его смерти по тем или иным адресам, большей частью в Индию...»

      « Он ужасно сдал за последнее время -его внешность и голос вызывали ужас даже у меня, и я чувствовал себя весьма неуютно, оставаясь с ним наедине...»

      Итого: великолепный (но подзабытый) рассказ, который благодаря Алану Муру и его издателям, несомненно, вновь привлечет к себе читательское внимание.

«Крысы в стенах»
–  [ 7 ]  +

Orion-Seregil, 18 сентября 2019 г. в 21:14

Весьма необычный рассказ о страшном родовом проклятии, неком эфемерном наследстве, передаваемом от патриарха семьи своему последователю в виде письма. Однако цепочка тайны пресеклась по воле одного из членов семьи, бежавшем с проклятой фамильной земли и из ненавистного города. И лучше бы последнему потомку почти угасшего рода оставить прошлое прошлому и не стремиться восстановить давно почивший во прахе фамильный особняк. Но злой рок рассудил по другому.

Жутковато было читать о культивировании в проклятой семье богохульных наклонностей, а также выращивании людской массы в качестве животных на убой. Часть про топоток крыс в стенах весьма красочен.

Оценка : 8
«Данвичский кошмар»
–  [ 7 ]  +

Селеста, 15 сентября 2019 г. в 20:55

Довольно объёмный рассказ, и вместе с тем — очень путанный. Автор впихнул в него массу событий, суть большей части которых оставил за кадром, из-за чего текст не столько нагнетает атмосферу своей недосказанностью, сколько вызывает вопросы. Тем не менее, он по-своему хорош.

Оценка : 8
«Грёзы в ведьмовском доме»
–  [ 7 ]  +

Orion-Seregil, 09 сентября 2019 г. в 14:39

Весьма необычный рассказ, наполненный чем-то новым для Лавкрафта, а именно математикой, геометрическими углами и фигурами и навеянными ими снами и видениями. Очень заинтриговала трактовка автора истории истинных ведьм, их способностей, дарованных сверхглубоким знанием основ математики. Вышла эдакая дикая смесь НФ, ужастика, с толикой детектива, приправленная незабываемыми созданиями Лавкрафта.

Оценка : 6
«Праздник»
–  [ 7 ]  +

Orion-Seregil, 30 августа 2019 г. в 13:18

Праздник мрака и тени, смерти и забвения, отмечаемый истлевшими мертвецами, давно почившими и восстающими в назначенный час по зову беспросветного мрака бездны. Толпы запятнанных душ, навсегда потерянных для мира света, устремившиеся по улицам мертвого города, сопровождаемых тягучей тишиной могилы, вызывают невольную дрожь. Характерно, что безликая и бездонная бездна с давно почившими божествами располагается под фундаментом новоявленных богов.

Но как и новые обитатели божественных небес отвергают свергнутых божков, так и новое поколение, даже следуя некому зову предков, спасается бегством от когда-то обычных обрядов и традиций.

Оценка : 7
«Шепчущий во тьме»
–  [ 7 ]  +

Maxeroz, 11 июля 2019 г. в 17:34

Эта повесть была одной из первых, с которой я познакомился , обратившись к творчеству Лавкрафта. И после прочтения я находился под большим впечатлением. Сюжет захватывает и иногда устрашает. Это “типичный” рассказ от этого автора, который должен быть на первых местах в списках того, что нужно прочитать изначально, знакомясь с ним.

В этой повести фигурируют различные приемы, свойственные только Лавкрафту. Его тонкости развития сюжетной линии, и то как он будет вас держать на крючке до последней страницы книги, вызывает восхищение.

Оценка : 10
«Другие боги»
–  [ 7 ]  +

Кропус, 13 июня 2019 г. в 23:24

Концовка предсказуема настолько, что аж смешно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С самого начала было ясно, что ученик отстанет от учителя и до него донесётся что-то вроде «О ужас, ужас, беги и не смотри, а мне конец».
Вообще большая часть текстов у автора это жуткий самоповтор. Прочёл несколько и можно считать, что прочёл большую часть.

Оценка : 4
«Хребты безумия»
–  [ 7 ]  +

Кропус, 04 мая 2019 г. в 23:08

Если внимательно вчитаться в текст, то нетрудно заметить, что старцы с момента прибытия на Землю постоянно деградируют: сперва в космос выйти не могут, потом вроде бы в анабиоз не впасть или ещё там что-то. Но о причинах деградации у Лавкрафта ни слова.

Рискну высказать гипотезу в пределах текста.   Мой любимый интернет-автор Крысолов в романе «Последний американец» написал, что любая цивилизация паразит обречена даже если она паразитирует на роботах. А кто такие шаготы? Да те же роботы, биологические. Вероятно старцы с течением времени просто передавали шаготам всё больше и больше функции. Ну вот и результат. Те просто заместили их полностью. Даже барельефы за них стали делать под конец. Восстание шаготов, как ни странно сыграло благотворную функцию заставив старцев сопротивляться, совершать усилия и продлило

существование их цивилизации. Но поддержать усилие дальше, после подавления восстания, страрцы по каким-то причинам не смогли. Вряд ли Лафкрафт рассуждал так же как я, но вот такие мысли по тексту у меня возникли.

По самому тексту. Невозможно поверить, что герои так легко расшифровали историю негумонайдной цивилизации. А постоянный у Лафкрафта мотив «Мы никому ничего не расскажем, ибо слишком страшно» просто надоедает. Его герои просто трясутся от страха перед всем, что резко отличается от привычного.

Оценка : 7
«Храм»
–  [ 7 ]  +

Konbook, 22 апреля 2019 г. в 16:00

Отличный рассказ. Описания Лавкрафта — его главный конек. Удачное сочетание мистики, готики, мифологии, умело переплетаемое талантливым мифотворцем двадцатого века. Нет ни одной лишней детали, символа, лишенного смысловой нагрузки. Яркое, реалистичное изображение руин цивилизации, которая продолжает свое существование под толщей мировых океанов, притягательно-пугающее.

Нельзя не отметить и главного героя, высоких человеческих качеств, смотрящего смерти в глаза без страха, принявший решение и шагнувший навстречу Тайне.

P.S. Одно из лучших произведений Г.Ф.Л. Недосказанность во многих творениях Лавкрафта повышает накал интриги, нагнетает страх до предела, и «Храм» не исключение, но так хотелось продолжения. Из «Храма» вышла бы отличная повесть) 10 из 10.

Оценка : 10
«Шепчущий во тьме»
–  [ 7 ]  +

Кропус, 28 марта 2019 г. в 22:45

Возможно Ликвидатор прав в своей рецензии. Я ещё при чтении обратил внимание на нелогичность действий «разумных грибочков». (О глупости самих героев умолчим, ибо и до меня многие писали). Спрашивается зачем им вообще похищать Экли? (Заметим: именно похитить, не убить, последнее было бы явно проще). Он узнал слишком много. Но ведь Экли сам принял решение, что присутствие на Земле «пришедших извне» лучше скрыть и даже Г.Г. в том убеждает. То есть, он практически работает на «грибочки» при чём бесплатно. Кроме того трудно поверить, что существа такого уровня потратив столько усилий на то что бы заманить Г.Г, вдруг так бездарно его упустили, я уж не говорю о том, что столько времени Эшли не могли взять. Зато подробно рассказывали ему, что с ним сделают?! Надо полагать, что бы больше сопротивлялся, им так интересней! Вероятно из леса кричали! Представьте десантника с современным вооружением и снаряжением в той эпохе. Да он бы из Эшли и его собачек за четверть часа котлеты бы понаделал. Трудно представить, что инопланетяне вооружены слабее.

   Но если принять, что никакой злонамеренности в пришельцах не было, то всё становится на свои места. Эшли по началу их просто не понял. К моменту прибытия Г.Г. Эшли уже подготовили к космическому перелёту, но не хотели сразу пугать Г.Г, сперва думали подготовить. Иначе фиг бы он ушёл. Его бы там сразу прибили бы. Правда не понятно, почему подготовка шла в его поместье, а не где нибудь в лаборатории чужаков. Но фантасты того времени люди простые, у них и звездолёты могут быть припрятаны прямо под кроватью.

Честно говоря, я бы на месте Г.Г в той ситуации тоже напугался бы. Но уж с того момента, достаточно времени прошло. Мог бы подумать, про иные варианты. Нет, тупо твердит о мерзости и богохульстве. Вообще неприятия героями Лавкрафта всего выпадающего за пределы привычного, это фишка автора. Исключения в его текстах крайне редки.

Оценка : 6
«Артур Джермин»
–  [ 7 ]  +

Gourmand, 27 марта 2019 г. в 01:10

Странный рассказ об учёном и поэте (второго, видимо, больше), не пережившим доказательства теории Дарвина о происхождении человека. А что он думал, люди произошли от космических бабочек? Чудак какой-то. Впрочем, учитывая небольшой расизм автора и приверженность последнего к внеземным формам разума, ожидать можно всякого. Пожалуй, единственное, что удивило, это что обезьяна была белой. Как и содержащаяся в цирке. Что тут, какие странные мысли бродили у Лавкрафта? Неужели по мысли автора-расиста белый человек мог произвести потомство только от белой обезьяны? Или белая обезьяна символизирует некую высшую расу обезьян? (Вспомним цирковую обезьяну, она была невероятно смышлёной) Чудной рассказ с чудным окончанием. Сидел весь вечер в подвале, облитый бензином — зачем?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Помещенный в ящик предмет был доставлен 3 августа 1913 года во второй половине дня. Сэр Артур тут же распорядился унести его в большую залу. менее чем через четверть часа дворецкий услышал леденящий душу вопль. В следующее мгновение сэр Артур выскочил из комнаты вниз по ступенькам, ведущим в подвал. За дверью не было слышно ни звука; только сильный запах керосина начал распространяться по дому. После наступления темноты слуги услыхали, как хлопнула дверь.

то есть летом со второй половины дня + 15 минут до наступления темноты он сидел в подвале, облившись бензином. Часов 5 сидел.

Говорят, где-то тут в рассказе есть великолепная игра с читателем. Ага, есть. Про белых людей и белых обезьян, которые всяко выше чёрных людей и чёрных обезьян.

Оценка : 6
«Серебряный Ключ»
–  [ 7 ]  +

Gourmand, 14 марта 2019 г. в 09:20

По предложению Кропуса и других прочитал и «Врата». Ну нет, совсем другая история, проще, реальнее, научно-фантастичнее. Здесь же — прекрасная сказка, не требующая дополнительных объяснений. В духе Дансени, в духе сказок о мятущемся человеке и его уходе в другой, прекрасный мир. Отлично подано объяснение, почему он стремится туда. Ни материалистический мир, ни мир традиционных религий его не удовлетворяют. Он помнит детские сны, яркие и волнующие, совсем не похожие на скучный мир реальности или фальшивый мир земных религий. И помогает ему сказочный серебряный ключ. Чудесная сказка.

Оценка : 9
«Шепчущий во тьме»
–  [ 7 ]  +

Gourmand, 14 марта 2019 г. в 07:45

Далеко не Герберт Уэллс. Попытка занятная, но не более того. Затянутое начало, какие-то вбоквелы про наводнение и трупы инопланетян, малопонятное желание корреспондента оставаться в доме, таинственные помощники-люди, и далее, далее, далее. Финал неплох, но излишне подробен в действиях героя, которые никакого значения не имеют. Цилиндры с мозгами забавны, но нелогичны. Непонятно, почему надо перевозить их без органов чувств и без механических конечностей. У Уэллса марсиане вполне себе бодренько двигались в своих треножниках. Нет, совсем не Уэллс. А уж сочетание космических пришельцев, палеоконтактов с разработкой полезных ископаемых (да-да, тысячи лет уголёк добывают и всё никак не добудут) — это смех просто. Уж лучше бы Лавкрафту не лезть в НФ, тёмные непонятные ужасы ему удаются лучше.

Оценка : 6
«Ночное братство»
–  [ 7 ]  +

Клован, 10 марта 2019 г. в 09:52

Пришельцы, приняв облик Эдгара Аллана По, пытаются завоевать Землю!

Здесь Лавкрафт, возможно, невольно или вовсе только в моём воображении — спародировал и посмеялся сам над собой. Вновь конусообразные инопланетяне из «За гранью времён» — только теперь они не посылают разум через миллионы лет, а присутствуют здесь во плоти. Вновь замкнутый, блуждающий в ночи и не понятый никем главный герой. И снова фирменная лавкрафтовская атмосфера леденящего ужаса от... чего? Семерых Эдгаров По, бродящих по ночным улицам и зазывающих прохожих на непонятные эксперименты! Прелесть какая!

Оценка : 9
«Усыпальница»
–  [ 7 ]  +

Стронций 88, 02 марта 2019 г. в 16:46

Ощутимо тянет Эдгаром По. Мне кажется, тут Лавкрафт стремился подражать ему во всём – и в стиле, и в антураже (развалины старинного дома, заросшая ложбина, склеп), и в теме (овеянная мистическим мраком роковая связь душ, переселение душ, по сути), и даже герой тут в точности напоминает героев Эдгара По: юноша, влекомый красотой и мрачностью уединенных мест, чувствующий мистическую связь с природой, любитель размышлений и уединения. И это, по сути, неплохо – рассказ вышел интересный. Однако чего-то неуловимо не хватала, какого-то тона или полутона, малости, но играющий на общем ощущении. Возможно, не хватило атмосферы? В этом подражании По, Лавкрафт оказался более холоден, чем следовало?.. Не знаю, но вот что-то такое чувствовалась – нехватка чего-то… А ещё, как только появился новый гроб в этом странном склепе, так мне стало ясно, для кого он, и весь смысл рассказа и его главный поворот раскрылись для меня раньше времени (и ещё из-за того, что подражание Эдгару По чувствовалось в рассказе сразу, и такой поворот был бы для подобного дела подходящим). Но в целом, рассказ может не самый удачный у автора, не из тех, что восхитил, но, в общем-то, был вполне неплох, на мой скромный взгляд.

Оценка : 7
«Показания Рэндольфа Картера»
–  [ 7 ]  +

Стронций 88, 20 февраля 2019 г. в 20:38

А вот и первый рассказ с участием Рэндольфа Картера… Только тут, к своему разочарованию, я не увидел ТОГО Рэндольфа Картера, бесстрашного путешественника по миру снов, свободно бросающего вызов даже богам, каким я его запомнил в романе «В поисках неведомого Кадата» – а я пока видел его только там, другие рассказы с его участием я ещё не читал, но и «Кадата» мне хватило, чтоб составить впечатление об этом герое. Пока он всего лишь один из многих напуганных свидетелей страшного происшествия. Он пока ещё незапоминающийся человек-роль – очередной ассистент и младший товарищ более опытного сведущего в оккультизме чудака (или гения), с которым, как водится, случается нечто страшное и мистическое. Такое шаблонное лицо, выполняющее шаблонную функцию рассказчика в шаблонной истории. Даже удивительно, почему Лавкрафт выбрал его позже в качестве собственного альтер-эго или, как минимум, одного из любимых своих персонажей? Я как-то разочарован даже…

Но разочарован не только в нём – сама история показалась мне не очень сильной… Да, увидеть такое во сне, наверное, жутко (как это случилось с Лавкрафтом). Но сон – это сон, а рассказ – это рассказ. И выглядел он для меня каким-то обрубком, состоящим из испуганных повторений и диалога через телефон… что мне лично не казалось таким уж страшным, наоборот чем-то гротескно нелепым потягивало. И эта последняя фраза для меня не сыграла, да и вообще – сделала всё ещё неубедительней… Хотя, надо признать, что описание древнего кладбища было вполне недурным и довольно-таки атмосферным. Да и многое тут, в рассказе очень раннем, уже есть от тем Лавкрафта зрелого – и древние книги, в одной из которых, возможно, в той самой, что нёс с собой бедняга Уоррен, вполне можно заподозрить «Некрономикон», и древнее зло, опять-таки не имеющее ни имени ни формы, обитающее в подземелье (и, видимо, пытающееся вырваться), а ведь чаще всего зло, таинственное и древнее, появляется у Лавкрафта из-под земли, или обитает там – в самых глубинах. По сути, в этом всём можно углядеть уже если не миф Ктулху, то нечто очень близкое – его формы, его призраки, готовые обрести плоть.

А ещё, удивительно, но в рассказе наконец-то кто-то додумался использовать телефонную связь в своём путешествии в таинственное подземелье. Такое простое решение! И почему никто раньше не додумался?

Но в целом, рассказом я скорее разочарован, чем удивлён.

Оценка : 5
«Белый корабль»
–  [ 7 ]  +

Стронций 88, 18 февраля 2019 г. в 12:30

Признаться, я люблю у Лавкрафта «сновидческий» цикл, пусть и навеянный произведениями Дансени, во многом позаимствованный у Дансени, даже больше чем его личный, авторский и такой знаковый цикл мифов Ктулху (хотя позже между этими вещами и возникла нерушимая связь, но это потом, так как «Белый Корабль» сам по себе столь раннее произведение, что «миф Ктулху» при нём ещё не сформировался). Меня поражает фантазия этих произведений. Меня поражает их стиль, поднимающий рассказы до высоты притч, дающий им объём мудрости и красоты. Это цикл «десертный», каждый рассказ сам по себе такая сладость, что их по определению не может быть много. А вот этот – ещё и первый. Но уже в нём всё есть это –   и красота, и философская глубина, придающая желание задуматься, обмыслить его, найти там какой-то свой смысл, один из многих, так как можно читать его и каждый раз на первый план будет выходить что-то новое. Вот сейчас для меня это рассказ о губительности желаний, о том, что, даже достигнув вершины желаемого в виде той страны Фантазии Сона-Нил, душа не успокаивается и ищет нового, новой вершины, пусть она недосягаема и опасна как Катурия, в которой не бывал ни один человек. А может он о том, что Надежда губительна, как Страна Недостижимых удовольствий, например, рано или поздно запахнет тленом и гниением? Может быть и так… И, возможно, в следующий раз именно это выйдет для меня на первый план – я ведь ещё перечитаю «Белый Корабль», ибо такие вещи хочется перечитывать.

Да, и концовка вышла именно той, что нужно – добавила к этому волшебному и зыбкому ещё одной тайны, ещё одной иллюзорности, для меня лично (именно сейчас) ставшей зримым символом разбитых надежд…

Оценка : 8
«Рок, покаравший Сарнат»
–  [ 7 ]  +

Кропус, 30 января 2019 г. в 18:27

Так и надо. А то грохнули последних представителей древней расы и думали, что им за это ничего не будет. Рассказ можно разделить на три части. Первая: как грохнули рептилойдомв. Вторая: где автор долго и упорно описывает построенный на месте побоища Сарнат и им восхищается. Третье: где на потомков геноцидчиков, явно гордящихся деяниями предков обрушивается возмездие. Вторая самая длинная часть, где нет никаких действий, а только описания меня просто достала.

Оценка : 4
«Зов Ктулху»
–  [ 7 ]  +

Стронций 88, 10 января 2019 г. в 18:42

Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что «Зов Ктулху» самый известный из рассказов Мастера, самый такой на слуху… А для меня лично это ещё и самый лучший пока (не всё же я ещё прочитал) рассказ у Лавкрафта, вещь, в которой он добился высокого мастерства на поле создания мрачного и таинственного. Удивительно, что он достаточно ранний в череде историй о мифах Ктулху, но я бы назвал его таким сердцевинным, да собственно и сам миф обрёл в нём истинно пугающие чары, а чего уж говорить о том, что Ктулху тут наконец-то предстал в своём чудовищном великолепии, предстал воочию, а не нёс свой ареол где-то там за чертой, иногда лишь отмечаясь сакральной фразой «Ктулху фхтагн». А тем насколько отличным вышел рассказ, я думаю, мы и обязаны тем, что весь цикл носит ЕГО имя, а не какого-нибудь иного монстра, коих в бестиарии Лавкрафта навалом. Это сильный рассказ. Это классный рассказ. По-моему, он превзошел многие более поздние и более зрелые. Превзошел и в мастерстве сюжета – меня лично пленил его мозаичный, практически детективный оборот, то, как из разрозненных оборванных подчас историй и несвязных происшествий возникает картина таинственных и страшных событий. Именно таинственных, ибо вот здесь и именно здесь страх удваивается ощущением тайны, ощущением потаённости всего – от случившегося жуткого происшествия (скрытого от глаз мира!) до призрачных предчувствий и знамений грядущего. Именно тут культ по-настоящему носит ореол таинственности, а такое у автора бывает не всегда, к сожалению; мне вспомнился, например, прекрасный соавторский (условно, конечно) рассказ «Ужас в музее», в котором казалось, что все эти таинственные культы чересчур явны и открыты, а ужасный «Некрономикон» не читал разве что ленивый. И, к сожалению, такое у автора встречается нередко. Здесь же таинственность настоящая. Здесь же цели, масштабы и возможности культа Ктулху скрыты во мраке, и от этого он действительно кажется пугающим – мы видим только маленький, внезапно вынырнувший кусочек льда от огромного айсберга скрытого под водой, и одно лишь это заставляет поёжиться. Да и всё в рассказе – такие кусочки айсберга, по которым весь размах, весь масштаб только угадывается – а уж воображение делает своё дело! Даже в моменте появления Ктулху всё это происходит как-то лаконично и при этом удачно выписано, так что и тут появляется какая-то пугающая недосказанность, а в монстре и городе возникает некая осязаемая убедительная сила. И вся история будто нити таинственным образом оборванные – и судьба нашего героя, да и концовка этого происшествия в море – разве можно быть уверенным, что Ктулху затонул вместе со своим храмом, об этом ведь ничего не сказано? И это действительно волнует! Лавкрафт превзошел себя и в языке – именно тут он, по-моему, добился идеального баланса холодного стиля исследователя и тонких намёков, резких карандашных очертаний, оставляющих лакуны для воображения именно там где надо, но при этом, добиваясь рассудительной чёткости и убедительности, от которой вся история кажется вдвойне реальней… Просто блеск! Действительно лучший рассказ Лавкрафта из тех, что я пока прочитал. Рассказ краеугольный. Рассказ, в котором удалось всё. Да даже штампа, к которому время от времени прибегал Мастер, тут нет – в этой истории, сгустившейся как туман из странных событий, обрывков снов и газетных вырезок. Единственное, я читал его уже после рассказа «Вне времени», и остров, внезапно поднявшийся из океана, напомнил мне тот, с найденной мумией… Но это моя беда, так как «Зов Ктулху» написан-то был раньше, и ясно, что куда перекачало. Но и это к тому что «Зов…» – рассказ вне авторского штампа, так как подобного сюжета и подобных находок я пока у него не видел. И даже Р`льех, в отличие от многих мест со странной архитектурой, показанных автором, кажется живым, ибо именно тут автору удаётся-таки практически визуально передать его дикую безумную геометрию! Блестяще! Действительно, одна из вершин, не только творчества Лавкрафта, но как по мне, так и страшного рассказа в целом!

Оценка : 9
«За гранью времён»
–  [ 7 ]  +

Стронций 88, 04 декабря 2018 г. в 16:22

На мой вкус «Тень из безвременья» пока самое неповоротливое и нудное (да простят меня боги!) из крупных произведений Лавкрафта. Хотя начало было вполне себе интригующим – странная многолетняя амнезия и «вторая личность», чьи действия покрыты мраком и пугают даже (если бы со мной такое случилось, и я вдруг очнулся и стал узнавать, что вел себя странно и пускался в сомнительные и туманные экспедиции – да я с одного этого тронулся бы умом). Описание Великой Расы и жизни её тоже было неплохим, особенно эти вещи вскользь – о множестве миров и разумных рас, населяющих не только космос, но и Землю в разные её эпохи до и после человека. Вообще, я заметил, что у автора мастерски получается это – играть вещами вскользь – и такое выходят иногда ярче и интересней чем основные… и запоминаются великолепно, и интригуют (кто, например, был тот человек, что помогал главному герою, вернее «второй личности» его создать странную машину?)! А ещё возникла мысль, что в этой повести наметилась более широкая вселенная, основанная не только на мифах Лавкрафта и любимого им Эштона Смита, но и Говарда с его Валузией (она вроде как официально не входит же в мифологию Ктулху?), и это достаточно симпатично. Мало того, тут, в этой повести, к бездне бесконечного космоса и бездне древних дочеловеческих времён добавляется и бездна непостижимого будущего; и все эти три клина давят на человека, как никогда показывая ничтожное его место в мироздании…

Однако чего-то тут не хватает, и повесть всё равно читается тяжело… В какой-то момент я ощутил его похожесть с романом «Хребты безумия». И с тех пор я просто не мог отделаться от этой «похожести». И она была не только в попытке показать жизнь одной из древней «непостижимой» расы изнутри (Старцы в «Хребтах…» против Великой Расы здесь), в попытке показать истинное место человечества в мире (тут добавилось только пространство будущего), но даже сюжетные ходы были похожими! И это не могло не бросаться в глаза – особенно в последней трети повествования. Именно там появляется и экспедиция в труднодоступное место (в пустыню Австралии против снежных пустынь Антарктиды в «Хребтах безумия»), тут и древние руины, и путешествие по их недрам, и бегство с сохранением тайны, раскрытой только из желания предостеречь человечество от новых вторжений в запретное с возможным освобождением чудовищных сил. Это ведь и в «Хребтах…» было! А тут ещё и главную опасность представляют замурованные давние враги Великой Расы – аморфные Летающие Полипы. Сравните-ка их с шаготтами в «Хребтах…» – аморфные рабы, а позже враги Старцев, унаследовавшие подземелья древнего Арктического города; реальная опасность для человечества! Но все-таки «Хребты безумия» были для меня первее этой повести. И «Хребты…» казались более приятными в плане языка, в плане визуальной красоты – как завораживала ледяная пустота, огромные страшные горы и заброшенный и молчаливый циклопический город! – более искусными были «Хребты…». А тут ещё давило постоянное неверие героя – слишком уж часто он это вставлял – и оно оттеняло всю колоссальную мощь осознания огромной опасности и ничтожности человека перед космическими древними силами, будто главным тут было низкое, личное – привиделось ли всё герою или нет? И концовка добавляет ко всему этому понижению градуса свои пять копеек – и обиднее всего то, что ответ на этот вопрос мы уже получаем где-то к середине повести, а дальнейшие метания только раздражают… По крайней мере, меня раздражали.

Оценка : 6
«Курган»
–  [ 7 ]  +

koprovolhv, 18 октября 2018 г. в 11:49

Не нашёл достоверных источников, указывающих на то, что вклад Зелии Бишоп был минимальным,и следовательно не понимаю, почему соавторство «можно не принимать в расчет» — ведь с тестами Лавкрафта в этом произведении 1940 года (а сам Говард Филипс, к слову, скончался уже в марте 1937) не так уж много общего, если не считать имена божеств и рас. Повторюсь, что по моему убеждению, от ГФЛ в этой повести мало. Хорошо написано, но это не Лавкрафт.

Оценка : 9
«Курган»
–  [ 7 ]  +

astrophytum, 05 октября 2018 г. в 13:18

«Распорядок дня следовал по накатанному образцу; утреннее опьянение спиртами или наркотическими субстанциями, пытки рабов, дневные сновидения, гастрономические и чувственные оргии, религиозные службы, экзотические эксперименты, художественные и философские дискуссии и далее в том же духе».

Хм-м-м, а не из этой ли повести ли Муркок вывел мелнибонэанцев?

Оценка : 9
«Some Notes on Interplanetary Fiction»
–  [ 7 ]  +

ааа иии, 25 августа 2018 г. в 09:48

Этим текстом (спасибо, переводчик) Лавкрафт высказался о космической фантастике. Если кратко: дать читателю «воздушные лестницы для бегства из раздражающей тирании времени, пространства и естественных законов физики». Не разбавляя потрясающее душу изумление супергероями и прекрасными дочками сумасшедших ученых. Только реализм.

Но кто же смог соответствовать? Херберт? Заблудился среди своих барханов. Джин Вулф — космос в его «Новом Солнце» больше похож на мистические небеса. Балларду милей вши и вирусы.

Зато пан Станислав Лем, почти синоним НФ (хотя он не чуждался и зомби-нуара), в «Эдеме» словно вторит тезисам Some Notes on Interplanetary Fiction.

Лавкрафт: «Не менее деликатна проблема описания путешествия в космосе и приземления на другую планету. Здесь мы должны сделать первостепенный акцент на очень важных эмоциях — непреодолимое чувство удивления путешественников, когда они понимают, что находятся очень далеко от их родной Земли, в космической бездне или в чужом мире»

Лем: « Намерения у него были добрые, он хотел рассказать мне, как выглядит пейзаж не помню уж на какой луне. «Там есть такие, — говорил он и разводил руками, — такие большие, и у них есть такое, и там вот так, а небо другое, чем у нас, да, другое», — повторял он все время, пока сам не начал смеяться и не махнул рукой. Невозможно кому-нибудь, кто никогда не был в Пространстве, рассказать, как это выглядит, когда висишь в пустоте и у тебя под ногами звезды»

Лавкрафт: « у нас не должно быть сверхлёгкого изучения языка; никакого телепатического общения»

Лем: «Если бы все шло как в книгах, которые я читал мальчишкой, -заговорил Доктор с полным ртом, — в этой проклятой занавеске сейчас бы образовалась пышущая огнем дыра и оттуда бы вылез тип с тремя руками и только одной, но зато очень толстой ногой. Под мышкой он тащил бы интерпланетарный телекоммуникатор или сам был бы звездным телепатом. Он дал бы нам понять, что является представителем невероятно развитой цивилизации и... — Перестань нести чепуху, — прервал его Координатор.»

Лавкрафт: «Всё должно быть в строгом соответствии с известной или теоретической природой сферы, которую мы рассматриваем — сила тяжести на поверхности, наклон оси, продолжительность суток и года, вид звёздного неба и т.д.»

Лем: «Полярная? — спросил вдруг Химик, бессознательно понизив голос, и показал на низкую звезду, слабо мерцающую в темном небе на востоке.

— Нет, отсюда ее не видать. Мы сейчас... да, над нами Южный полюс Галактики. Минутку... где-то должен быть Южный Крест...»

Лавкрафт: «Нужно помнить, что нечеловеческим существам должны быть полностью чужды наши мотивы и виды на будущее».

Лем: «Вы подумайте, все, что тут происходит, отчасти напоминает нам различные вещи, известные на Земле, но всегда только отчасти — каждый раз несколько кубиков остаются лишними и не укладываются в мозаику. [...] Кошмарный сон. Ну, а скелеты? Музей? Бойня? Храм? Фабрика биологических экспонатов? Тюрьма? Можно думать обо всем, даже о концентрационном лагере!»

Вывод: а Г.Ф. Лавкрафт-то оказался неслабым аналитиком НФ.


  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 10 11 12 13 [14] 15 16 17 18 . . . 37 38 39 40 41   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх