Брайан Олдисс отзывы

Все отзывы на произведения Брайана Олдисса (Brian W. Aldiss)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 318

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7 

«Наслаждаясь ролью»
–  [ 3 ]  +

mastino, 14 февраля 2008 г. в 21:28

Рассказ, настолько же скучный, как и один из его главных героев. Даже несмотря на столь малый размер произведения, пришлось заставлять себя его дочитывать, ожидая интересной концовки... Не дождался.

Оценка : 6
«Удовольствие для двоих»
–  [ 3 ]  +

mastino, 14 февраля 2008 г. в 21:18

Очередное повествование на тему того, что «в тихом омуте...». В очередной раз добропорядочные тихони оказываются пострашнее отьявленных дебоширов... Скучноватое произведение.

Оценка : 6
«Без остановки»
–  [ 2 ]  +

Hayabusa, 28 октября 2024 г. в 08:47

Один из вариантов того, как на корабле поколений всё накрывается медным тазом. С удовольствием читал и Хайнлайна, и Саймака, и Гаррисона, и Олдиса. По книжке комиксов Эллисона «Феникс из пепла» было снято ТВ шоу, а затем ещё и написана книга, которая впрочем сильно уступает и комиксу и ТВ сериям. «Пандорум», опять же.

При всей оригинальности идеи, всё-таки кажется маловероятным, что корабль без руля и ветрил способен поддерживать жизнеобеспечение многих поколений людей — этим грешат все работы мною упомянутых мастеров жанра. Сколько раз в течении 10 лет мы вызываем сантехника, электрика, кровельщика, и т.д.? Ну а за сотни лет всё придёт в упадок достаточно быстро, если только «Ноев ковчег» не прибудет к месту назначения по расписанию и с пассажирами в здравом уме. Более или менее система жизнеописания представлена у Гаррисона в «Пленённой Вселенной», да и то «солнце» там «вручную закатывали». Впрочем, фантастика тем и ценна, что задаёт вопросы «А что если...?», поэтому работа Олдиса в этом отношении вполне хороша.

Оценка : 7
«Весна Гелликонии»
–  [ 2 ]  +

flying_kitten, 02 октября 2024 г. в 17:41

Впервые прочитал эту книгу в 1990-е, предварительно наслушавшись/насмотревшись где-то (уже не помню где) восторгов и хвалебных эпитетов. Тогда роман потерялся в массе многочисленных прочитанных мною второсортных произведений, ничем особо не запомнившись, но какого-то отторжения не было, поэтому не так давно решил перечитать. Скажу сразу, перевод (в книге не указан переводчик, вроде бы Тогоева) весьма посредственный, возможно в другом переводе книга заиграла бы какими-то новыми красками.

На планете Геликония очень длинный год, эквивалентный паре тысяч земных лет, соответственно и зима, и лето растягиваются на многие поколения, в течение которых природа и цивилизации планеты претерпевают серьёзные изменения. В холодное время бал правят фагоры — странные гуманоиды, похожие на Минотавра, обладающие совершенно чуждой для людей психологией и мышлением. Люди в это время фактически выживают, причём не без труда, откатываясь в развитии куда-то в сторону варварства, а вот в тёплое время наступает ренессанс человеческой цивилизации, но об этом подробнее будет в других частях трилогии, которые я не читал. :)

Действие «Весны Гелликонии» развивается как раз на границе зимы и лета, можно сказать — ранняя весна. Сложно выделить какого-то главного героя, они меняются на протяжении повествования. Сначала это сын охотника, оставшийся без отца и попавший в подземный город. Потом это правитель (и его противники) поселения надземного. :) Следя за неспешными сюжетными линиями, мы знакомимся с этим странным миром, с его населением, разнообразными племенами. Продумано всё отлично, но описания временами похожи на скучноватый учебник то ли истории, то ли географии. Центральной сюжетного стержня как такового нет, равно как и внятного финала, наверное можно сказать, что главный герой — это странный мир Геликонии.

Роман оставил после себя двоякие ощущения. С одной стороны, замысел (наверное) был хорош, да и профессионализм не пропьёшь, мастерство писателя никуда не делось. С другой — книга получилась бессюжетная и аморфная — просто летопись неведомых земель, не особо захватывающая, хотя местами и небезынтересная. Потерянного времени не жаль, но и другие части трилогии читать особо не хочется.

Оценка : 6
«Доклад о Вероятности Эй»
–  [ 2 ]  +

Неизвестный Ч., 22 июля 2024 г. в 08:32

От тоски спасает только неистовая тоска, говаривал Рамон Гомес де ла Серна. От неистовой тоски (в серый дождливый день) спасает только чтение «Доклада о вероятности А» Брайана Олдисса, с любого места, до любого места.

Оценка : 6
«Извне»
–  [ 2 ]  +

vorpol, 07 мая 2024 г. в 03:55

Двумя годами ранее Филип Дик написал «Самозванец» почти дословно напоминающий этот рассказ. Он получился более зрелищным и интересным, по нему даже сняли фильм. Ну а это... есть потуга объяснить непохожесть условных рептилоидов (забыл как они в книге назывались)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ибо их не влекут секси герлы и космические тачанки
. Но как-то это все блекло смотрится после шедеврального финала в лесу (у Дика). В итоге Диковское произведение в памяти отложилось, а это скорее всего из нее испарится.

Оценка : 6
«Неандертальская планета»
–  [ 2 ]  +

god54, 25 ноября 2023 г. в 13:01

Очень интересная и оригинальная теория развития постапокалиптического мира. Подобного я не встречал в той части фантастической литературы, что я успел освоить. А вот к сюжету у меня слишком много вопросов, автор так совместил ситуацию реальности с ситуацией нереальности, изложенной в фантастической повести, написанной писателем — героем этого рассказа, что можно понять роботов, которые не поняв ничего по тихому просто свалили неизвестно куда. Любителям заговоров и тому подобной литературы. Но, прочитать есть смысл, идея про неандертальцев всё же интересна.

Оценка : 8
«Амёба-визитёр»
–  [ 2 ]  +

keellorenz, 29 августа 2023 г. в 23:54

Довольно длинное произведение, в котором подводка занимает 90% текста, а на ударную концовку отведены пара страниц. Само по себе это что-то вроде встречи людей сверхдалекого миллионолетнего будущего с космическим абсолютом, божественным духом природы, эдаким бессмертным Паном, возвещающим конец истории человечества и одновременно — начало нового цикла. Причём поначалу история про двух революционеров-диктаторов, участников бесконечной войны у конца времён, решивших при содействии некоего таинственного космического «Робинзона» разграбить мифическую столицу и прародину — Землю не вызывает ощущения масштаба и стэплдонской космогоничности. Лишь потом осознаёшь грандиозность бедствия и понимаешь, какие люди все же мелкие ничтожные сущности — ума хватило только плести интриги и грабить даже у конца их мира. Крах духовный наложился на крах космологический… В 60е это читалось как метафора ядерной войны, сейчас , в 2023 году — как горькое пророчество, сбывающееся буквально на наших глазах. Посмотри в зеркало , человечество, и подумай о мере падения тех, кому и в следующий раз придёт идея собирать вещички у рухнувшего за околицей деревни пассажирского самолёта .

Оценка : 7
«Генетический улей»
–  [ 2 ]  +

keellorenz, 01 августа 2023 г. в 16:53

Рассказ наводит на мысль о знакомстве Олдисса с достэплдонскими историями далёкого будущего: романами Гастонна де Павловски и Альфреда Деблина. Расхожий мотив начала 20века — объединение людей в некий сверхорганизм, единый разум из миллиардов разумов, слитых в единое тело. Если у Кларка в «Конце детства» (а чуть ранее у Стэплдона) людские сущности сливались в «точке Омега» телепатически, то у двух ранее упомянутых авторов и физически. Эдакая омерзительная сороконожка или туча из мелких летающих существ. Написано хорошо, с порывистостью поэта и проницательностью философа (и интригующим детективным сюжетом) — непривычно изящно и тонко для «Нф гетто» излагается целая лингвистическая, религиозно-философская концепция, перекликающаяся с идеями Тейяра де Шардена и отчасти заимствованная из «Создателя звёзд» Стэплдона (эпизод с империй симбиотиков и искусственными планетами-хабитатами из живой плоти). Автор не выносит оценок, но с нотками печали размышляет о том, суть ли человечества в его атомизации или лучше вариант эволюции в единое счастливое, умное и доброе планетарное существо.

Оценка : 7
«Кто может заменить человека?»
–  [ 2 ]  +

keellorenz, 15 июля 2023 г. в 14:41

Мрачный рассказ-аллегория про то, как разумные роботы (метафора простых умом селян-кузьмичей из глубинки) остались без инструкций царя-батюшки (последние люди из числа оставшихся на радиоактивной, убитой войной Земле наконец вымерли) и вместо построения демократии начали кровавую борьбу за власть , а потом просто пошли искать нового царя с дворянами куда глаза глядят. Параллели с событиями в Российской Империи здесь довольно очевидны — свержение царизма вовсе не ведёт к благоденствию, если вы не наделены базовыми навыками демократии и все делаете по указке свыше. Хороший рассказ, ни добавить, ни убавить.

Оценка : 7
«Освобождённый Франкенштейн»
–  [ 2 ]  +

Неизвестный Ч., 17 марта 2023 г. в 22:42

«Даже ученые говорят, что сама ткань пространства-времени была прорвана и реальность — чем бы она ни была — разрушается».

Брайен Олдисс -- Освобожденный Франкенштейн

Прекрасная оговорка — «реальность — чем бы она ни была», из подобных штучек и состоит весь Олдисс, один из самых эрудированных, проницательных и ироничных фантастов.

Кажется, в «Пикнике на триллион лет» он заметил, что написал этот роман, дабы привлечь внимание публики к произведению, с которого, по его мнению, и началась собственно научная фантастика. (В главе о нём он даёт, кстати, свое определение НФ: «...это поиск определения человечества и его статуса во вселенной, который опирается на передовое, но полное неясностей знание (науку) и осуществляется в формах готического или постготического способа».)

Что ж, здесь он отдаёт должное Мэри Шелли, её окружению, идеям и героям самого знаменитого её творения.

Итак, Джозеф Боденленд, отставной штатовский политик из будущего (которое для нас уже прошлое, 2020 год) ввиду обстоятельств, упомянутых в заглавной цитате, въезжает на своем атомном автомобиле с пулемётиком на крыше в Женеву 1816 года, в которой Виктор Франкенштейн и его монстр вьются вокруг друг друга, а Мэри (в компании Перси Шелли и Байрона) пишет о них роман. (Реальность — чем бы она ни была — помните? «Где-то вполне может существовать 2020 год, в котором я существую просто как персонаж в романе о Франкенштейне и Мэри» — беспечно добавляет рассказчик.) История, начавшаяся почти как фанфик, эволюционирует через романтический, авантюрный и готический жанры до зловещей сюрреалистической притчи о Человеке и порождениях пытливости его ума. Олдисс рассказывает её в своём стиле — обстоятельно, даже в самых напряжённых сценах не изменяя своей английской(?) чопорности. Единственный минус замечательного романа.

Оценка : 9
«Летающий червяк»
–  [ 2 ]  +

Tullma, 09 февраля 2023 г. в 17:08

Очень, очень сложный рассказ.

Во-первых, потому что он тягучий, долгий и затянутый. Возможно даже бессмысленно затянутый, т.к. большая часть диалогов вообще не ведет ни к чему. Описание мира урывками и из тех же тягучих диалогов, в целом сложно для восприятия, т.к. читатель, как и люди описанные в рассказе, попросту забывает о чем там кто говорил, ведь это похоже на абсурд. Изначально кажется, что рассказ в жанре сюрреализма, однако нет, в конце появляется логика.

Во-вторых, смысл всего рассказа сводится к пользе, как это ни странно, смерти. И над этим придется подумать. Получается, что бессмертие приводит к сумасшествию и вырождению. Когда человека не гонит смерть, он не развивается. Видоизменение происходит, но не как развитие, а как стагнация. Но лишь при условии, что при получении бессмертия, человек лишается возможности к деторождению, как в этом рассказе, ведь иначе — перенаселение и быстрая деградация. Люди просто будут искать способы вернуть фактор смерти.

И именно вот с этим «во-вторых» я в конечном итоге и не могу согласиться. Просто потому, что сам факт получения бессмертия не является для человечества самоцелью. Обычно живое существо «замирает», когда достигает своей цели, во всех остальных случаях — он продолжает к ней двигаться. И наличие бессмертия, бесспорно, убирает огромное количество целей, таких как поесть или вылечиться от болезней. Но бессмертие удовлетворяет всего две базовых потребности по той же пирамиде Маслоу, никуда не денутся потребности в общении, уважении социума и самовыражении. То есть люди не прекратят общаться, изучать новое и творить. А значит стагнации не будет. Появляется и ещё одна важная цель, такая как — решить проблему бесплодия, порожденную бессмертием. Для многих людей отсутствие детей — большая проблема. Как итог, мы получим расу «древних», путешествовавшую по космосу, открывшую все тайны вселенной, зародившую новую жизнь во всех возможных мирах и, возможно, покончившую с собой по причине достижения всех возможных своих целей (ведь как мы понимаем, бессмертие, оно только кажущееся, уничтожить плоть можно массой разных способов). Вот это, на мой взгляд, более правдоподобный итог, а вовсе не то, что описал автор.

Оценка : 6
«Без остановки»
–  [ 2 ]  +

god54, 13 декабря 2022 г. в 18:08

Можно ли считать этот роман первым в бесконечной череде подобных вещей о развитии человека в замкнутом пространстве космического корабля? Наверное, да! Лично мне не попалось других на пути к 1958 году. Произведение считатеся классическим романом, классикой жанра, хотя лично мне не понравилось. Начало было вполне приличное, увлекательное, интригующее, но потом литературная часть сменилась разъяснительной, когда автор начинает завершать произведение и скорописью быстренько так разъясняет, объясняет читателю, что здесь случилось, как это случилось... А финал вообще превратился в какую-то фантасмагорию нелогичных событий, словно из другой вселенной, или другого роман. Однако, прочитать следует, это всё же этапное произведение, а не какая-нибудь поделка на скорую руку.

Оценка : 8
«О, Ишраиль!»
–  [ 2 ]  +

god54, 04 августа 2022 г. в 18:40

Поверить в пришельца, тема которая будет встречаться в последующих работах писателей, ибо никто никогда не поверит. Они могут встречаться и доказывать друг другу, они верят друг другу. Но, мы которые любим и читаем фантастику никогда не поверим, что пришельцы есть на самом деле. Читатели фантастики самые рациональные люди, самые практичные и меркантильные. Нету их! Нету. И не дурите нам голову.

Оценка : 7
«Профиль увядания»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 29 марта 2022 г. в 21:58

Очередной апокалипсис миновал: роботы, поднявшие в предыдущем эпизоде восстание против человека, передрались между собой, а затем покинули Землю на космических кораблях. Перед уцелевшими людьми в очередной раз встает вопрос: стоит ли восстанавливать цивилизацию в прежней форме или всё же изменить ее базовые принципы, чтобы повторно не наступить на те же самые грабли?.. Надобно отметить, что в этой новелле автор изрядно «напустил туману», изложив свою задумку чрезвычайно сложным и мудреным языком. Как говорится, без бутылки не понять, о чем тут говорится. Не знаю, зачем автору понадобилось так мудрствовать, ибо считаю, что доносить до читающего свои мысли нужно максимально просто и эффективно. Все эти штучки в стиле «новой волны» делают текст настолько неудобочитаемым, что отпадает всякое желание знакомиться с ним. Тем более, что заложенная в него философия не так уж и заумна и должна быть понятна каждому закончившему среднюю школу. А так совершенно непонятна роль шалопая Ялеранды (кроме того, что он банально подставил престарелого человека). Мне видится только одно объяснение: молодое поколение решило избавиться от стариков, чтобы те не мешали им наступать на прежние грабли. Правда, направшивается и двусмысленная аналогия: Чан Хва, когда-то давно попавший в будущее из прошлого, отправляется в обратном направлении (т.е. в небытие) из-за неспособности внутренне принять это самое будущее. Но это только мое предположение, которое не во всём подтверждается авторским текстом. Кстати, во время наблюдения за героем новеллы мне в голову пришла неожиданная мысль: путешествия в будущее возможны! Ведь именно так всё и произошло с Чан Хва: его забрала в свое время будущая жена, прибывшая на портматтере. Для нее это было путешествие в ЕЕ прошлое, так что с физикой и философией противоречий нет — дорога уже была «накатана». А вот для самого Чан Хва эта дорога была абсолютно новой, неизведанной, ведущей в ЧУЖОЕ будущее. Наверно, поэтому он так сильно мучился душевно. Тем более, что борьбе против войны предпочел постыдное бегство в относительно безопасную эпоху. Если исходить из такой трактовки его поступка, то постигшая его кара кажется логичной и справедливой, ибо она восстанавливает порушенное когда-то равновесие.

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о моральном конфликте между прошлым и будущим, который показан в форме противостояния отцов и детей. Слишком заумно, туманно и непонятно для среднего читателя.

Оценка : 6
«Вне досягаемости»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 28 марта 2022 г. в 21:07

Первая новелла сборника посвящена войнам, которые ведет человек против самого себя. Практически вся современная история — это история войн и разного рода конфликтов. Те же США возникли в результате одного из них, известного как «Бостонское чаепитие». По-видимому, так уж устроен человек, что не может мирно решать самые острые вопросы. Виновата тут его пресловутая гордость или банальная глупость — не так уж и важно. Главное — сам результат. О «последней» войне, после которой рухнет цивилизация, и история заново начнет свой отсчет, в 50-е годы писали многие авторы. Особенность данного произведения Олдисса в том, что он решил сделать из него эпопею, эпизоды которой разделены огромными промежутками времени в тысячи лет. Первый эпизод рассказывает не о «последней» войне — она является для него только фоном, — а о спасении. Потому что хорошо известно, что за любой войной всегда неизбежно следуют регресс и деградация. Автор задается вопросом: если нельзя предотвратить саму войну, можно ли спасти от нее хоть часть приобретенных ценностей? Причем, речь идет не только о материальных ценностях, но и о жизни в целом. Именно этой цели служат «мечтальники», где в объятьях Морфея спят те, кто пытается пережить глобальную катастрофу. Среди них находится и некий Флойд Милтон, которому суждено разгадать интригующую тайну инопланетной расы солитян, посетивших Землю еще до войны...

-------------

РЕЗЮМЕ: новелла, в которой предложен один необычный способ сохранения цивилизации после ядерной войны. Способ, скорее, философский, нежели прагматический, ибо реализовать его вряд ли получится.

Оценка : 7
«Бедный маленький вояка!»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 27 февраля 2021 г. в 22:03

Краткое руководство для путешественников во времени по охоте на доисторических животных, в частности — на бронтозавров. Абсолютно несерьезное с научной точки зрения по нескольким причинам: 1) путешествия во времени невозможны; 2) ценность бронтозавра как охотничьего трофея равна нулю (если не считать сам факт его убийства); 3) нынешнее представление о бронтозаврах сильно отличается от авторского описания, данного более 60 лет назад. Значит, рассказ преследует только одну цель — высмеять подобный тип охотников, готовых отправиться за славой хоть с черту на кулички. Это подтверждается и названием самого рассказа, которое звучит весьма нелепо. Видать, автор не является фанатом такой траты своего свободного времени и находит ее странной и комичной. Недаром его «герой»-охотник погибает столь же нелепой смертью, будучи загрызен бронтозавровыми блохами, которых он своими руками лишил пропитания.

-------------

РЕЗЮМЕ: жесткая шутка на тему вневременной охоты. Весьма длинное и подробное описание всех деталей этого развлечения перечеркивает нежданный финал, заставляющий любителей охоты недоуменно чесать свой затылок: «А стоило ли вообще затевать весь этот вояж?»

Оценка : 7
«Удовольствие для двоих»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 14 февраля 2021 г. в 23:57

Еще один пример «черной» новеллы известного фантаста Олдисса. Как и в рассказе «Неразделенное хобби», речь здесь идет о маньяке, убивающем развратных женщин. Сразу приходит на ум Джек Потрошитель — самый известный маньяк подобного типа. Его так и не сумели поймать, потому психология столь ужасных поступков так и осталась невыясненной. У олдиссовского маньяка с этим полный порядок: автор подробно описывает его внутренний мир (гипотетично, конечно). Внутри мистер Крим (сокращение от английского criminal — преступник) белый и пушистый: он вежлив, бесконфликтен, культурен в своих манерах, не терпит хамства, его приводят в смущение фривольные надписи в туалетах. Свои жертвы от элегантно душит шарфом и заворачивает в старое одеяло. Чем не джентельмен? Ирония автора вполне понятна, ибо кто-то из журналистов назвал Англию «раем для маньяков». Ни в одной другой стране мира они не имеют таких прекрасных условий для лечения своей «больной» психики! Я не зря взял слово в кавычки: на самом деле психических болезней не существует. Строго говоря, это просто специфические аномалии в мировосприятии разных людей. Большинство нормальных людей тоже мечтают кого-нибудь убить, но делают это мысленно, ибо видят, где проходит граница дозволенного. Ее они никогда не преступают — срабатывает то самое торможение центральной нервной системы, которое мы называем совестью. Маньяки такой границы не ощущают и потому довольно часто выходят за пределы. Хотя считают себя высокоморальными личностями — чуть ли не спасителями человечества! Судебная система также относится к ним с определенным пиететом: маньяков не казнят, а отправляют «на лечение» (которое представляет собой искусственное торможение психики разными наркотическими препаратами). Короче, воз и сотню лет спустя стоит на том же самом месте...

----------

ИТОГ: психологический экскурс в душу маньяка-душителя. Судя по всему, в конце «герою» улыбнулась удача: симпатичная ему женщина тоже оказалась маньячкой и теперь они откроют настоящий семейный бизнес. На это намекает само название (его дословный перевод — «Разделенное удовольствие»). Женщинам и прочим чувствительным натурам читать не рекомендуется.

Оценка : 7
«Человек в своём времени»
–  [ 2 ]  +

ash945, 31 октября 2020 г. в 09:11

Как уже упоминалось ранее, сама по себе идея человека, живущего во времени, отстоящего от текущего на какую-то величину (в данном случае на 3,307 минуты в будущем) достаточно интересна. И, при желании, можно было бы найти для нее интересное развитие. Но в данном случае, рассказ обрывается буквально на полуслове, что немного разочаровывает.

Оценка : 6
«Весна Гелликонии»
–  [ 2 ]  +

Vzhik, 07 мая 2020 г. в 10:05

Прочитал. Если охарактеризовать кратко — то просто ничего не произошло. Просто описание планеты, его жителей и судеб.

А мне хотелось именно космической фантастики. Плюс зачем-то вставки про наблюдение с орбиты, тем самым преуменьшая значение происходящего на планете.

Ну и затянуто. Иногда кажется что одет описание ради описание. Сколько там у кого пальцев и т.п.

Оценка : 4
«Экватор»
–  [ 2 ]  +

elias68, 28 июля 2019 г. в 18:56

Стандартный боевичок в американском стиле: двойные агенты, мелодраматичные повороты, чудесные избавления — в целом напоминает современный политический триллер, перенесенный в будущее, где земные сверхдержавы заменены на планеты. От Олдисса ждешь большего.

Перевод средненький, что для ФЛП звучит, как комплимент.

Оценка : 5
«Пробуждение Лазаря»
–  [ 2 ]  +

Mishel78, 06 мая 2019 г. в 11:40

Очень короткий рассказ о спасении Земли. Малая форма — большие моральные выводы. Космический корабль-морг, который смог стать вместилищем человеческих страстей и средства к спасению человечества — не так чаще всего представляется война между цивилизациями в далёком будущем, в данном случае, между землянами и марсианами. Обычно это бластеры, супероружие, космические армады... Но не у Брайана Олдиса.

На каждой войне возникает диллема — либо остаться в живых, пожертвовав своими товарищами, или же принести себя в жертву, осознавая, что тех же товарищей по оружию можно спасти. А если к тому же и терять-то кроме жизни уже нечего? Кажется, что Лазарь к данному сюжету вообще никакого отношения не имеет. Но на самом деле, прототип библейского персонажа не один, и прямо оказывает влияние на сюжет. Но как? Об этом и поведает рассказ...

Брайан Олдис вызвал у меня восхищение таким маленьким по размеру, но таким объёмным по смыслу рассказом. Такое точное исследование человеческой души очень редко можно встретить в малой форме произведения. А раз повествование связано с душой, то и проведение аналогий с пробуждением Лазаря выглядит более, чем уместным. Лично у меня рассказ вызвал много мыслей и, я надеюсь, что изменил меня в лучшую сторону.

Оценка : 10
«Галактики как песчинки»
–  [ 2 ]  +

Нортон Коммандер, 08 декабря 2018 г. в 16:07

Малоизвестный цикл рассказов — на русском издавался всего один раз, в 92 году. Каждый рассказ показывает какой-либо эпизод из истории человечества от близкого будущего до происходящего через многие миллионы лет. За такой большой срок человечество неоднократно переживает эпохи упадка до почти полного уничтожения и времена нового развития.

Заметно, что новеллы соединены в единое произведение достаточно условно и получается несколько искусственная конструкция. Лучше, если бы это просто был сборник рассказов. И временные промежутки между эпизодами слишком уж масштабны — до десятков миллионов лет. При этом люди живут почти также, как в наше время.

В рассказах цикла поднимаются интересные темы, это фантастика скорее для размышлений, чем для просто развлекательного чтения. Темы самые разные — мировые и галактические войны, психология, роботы, мутанты, постапокалиптика и закат человечества.

Оценка : 8
«Чудеса Утопии»
–  [ 2 ]  +

god54, 03 июля 2017 г. в 14:03

По всей видимости автор, что-то хотел сказать этим рассказом читателю, но, по всей видимости, когда он написал последнюю строчку, то просто забыл о чем он хотел сказать. Не знаю, но не люблю я поздних авторов, не только этого автора. К сожалению, это характерная особенность возраста... хотя амбиции наоборот обостряются, особенно самомнение.

Оценка : 3
«Пантомима»
–  [ 2 ]  +

god54, 03 июля 2017 г. в 12:08

К сожалению в нашем мире любое изобретение сначала тестируют на возможность использования в военной сфере. Сначала думают, как убить человека, а уже потом о его комфорте. Автор нарисовал крайне мрачную картину применения совершенно уникального оружия, элементы которого уже поступают на вооружение в армии стран мира. А значит не за горами возможность почувствовать на себе то, что автор описал в рассказе. Ну, что ж, с богом, вперед...

Оценка : 7
«Никогда в жизни»
–  [ 2 ]  +

god54, 03 июля 2017 г. в 11:41

Вполне неплохой и в чем-то даже оригинальный рассказ. Хроноопера в чистом виде, когда чье-то прошлое выставляется напоказ в виде реалити-шоу: из жизни твоих предков. Как подумаю и становится не по себе: а может и за мной вот так смотрят из будущего и развлекаются?!. А ты веди себя прилично! Не получится, у них система ценностей совсем другая, посмотри сам в прошлое... Одно слово: мама не горюй, по комнате голым не ходить...

Оценка : 7
«Кто может заменить человека?»
–  [ 2 ]  +

god54, 03 июля 2017 г. в 11:17

Такое ощущение, что автор решил поспорить со своими коллегами на тему смогут ли роботы захватить власть после человека и при этом сформулировал аксиому, что человек всегда останется человеком... А вот какую аксиому, дословно, придется прочитать рассказ. И в какой-то степени я с ним согласен.

Оценка : 6
«Когнитивная способность и электрическая лампочка»
–  [ 2 ]  +

god54, 03 июля 2017 г. в 10:50

Этот рассказ предназначен для любителей философских рассуждений, к каковым я себя не отношу, тем более, если эти рассуждения сводятся к бытовым проблемам освоения космического пространства с разными скоростями в силу ускорения развития технологии с истечением времени и теории относительности. Во, сказанул, почти, как автор.

Оценка : 4
«Говядина»
–  [ 2 ]  +

god54, 01 июля 2017 г. в 13:48

Не думаю, что это рассказ. Это скорее всего политический памфлет на предполагаемое развитие мировой экономики и сельского хозяйства глазами человека, который в этом ничего не понимает, а просто повторяет бредни журналистов, которые тем более в этом ничего не понимают, ибо их смысл сводится лишь к одному поднять тираж газет и заработать себе имя на любой глупости. Не думаю, что это будет интересно размыслительному человеку.

Оценка : 4
«Все слёзы мира»
–  [ 2 ]  +

god54, 01 июля 2017 г. в 12:30

И снова автор поражает меня оригинальной идеей и сюжетом своего рассказа. Мое личное мнение, сегодня такая идея стоила бы целой саги, как любят нонешние авторы, ибо десяток маленьких идей находится практически в каждом абзаце. Общество будущего, утопия, перевернутая этика, немыслимые социальные отношения, запреты и разрешения... Одним словом для увлекательного и размыслительного чтения.

Оценка : 8
«Без головы»
–  [ 2 ]  +

god54, 01 июля 2017 г. в 08:20

Очень неплохой сатирический рассказ, который убедил меня только в одном, в том, что в ближайшем будущем мы увидим подобные события на аренах стадионов наших городов при огромном стечение обывателей. Ибо уже сегодня все каналы телевидения с огромным воодушевлением в прямом эфире транслируют картины смерти, горя, убийства, трагедии, смакуя, при этом, каждую каплю крови и повторяя репортажи десятки раз потом выбирая наилучшие ракурсы для любителей и ценителей этих зрелищ. И не стоит огорчаться, мир требует зрелищ и хлеба. Хлеба нет, а, значит, будут зрелища: балы, съезды, выборы, президенты, парады, кровь, реалити-шоу... и смерть в прямом эфире.

Оценка : 7
«А вы не андроид?»
–  [ 2 ]  +

god54, 11 июня 2017 г. в 16:15

Думаю, что рассказ был интересен в то время, когда был опубликован впервые. Сегодня на эту тему написано слишком много, а потому он и не вызывает той реакции, что должен был бы. В то же время написан хорошо, легко читается и хотя предсказуем, но ставит вопрос: неужели это все нас ждет?

Оценка : 6
«Почти искусство»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 21 ноября 2016 г. в 20:22

Мне кажется , несмотря на сюжет -установление контакта с негуманоидом, основная мысль рассказа — отношения женщины к мужчине.Такая развёртка психологии женщины. Не совсем с хорошей стороны.Эгоизм и феминоцентризм.

Оценка : 10
«Суперигрушки в другие времена года»
–  [ 2 ]  +

Пол Атрейдес, 11 марта 2016 г. в 22:54

Третий рассказ в самом деле поинтересней предыдущих, но.... всё равно невольно сравниваешь его с фильмом (картинка так и стоит перед глазами) и не в пользу рассказа...

Оценка : 7
«Освобождённый Франкенштейн»
–  [ 2 ]  +

alex1970, 06 июля 2015 г. в 08:08

В 2020 произошла война, и бывший советник президента США попал в Швейцарию начала 19 века. Далее то, что позже неоднократно использовали кинематографисты – Байрон, Шелли с женой, посиделки и оргии на берегу озера.

Там он встречает Виктора Франкенштейна и сталкивается с его чудовищем, которое себе зверствует в горных лесах.

Реальные люди, события романа сливаются, временные рамки распадаются, к ним примешивается охота на чудовище.

Рваный ритм, не всегда понятные отсылки (думаю, автор играл не только с «Франкенштейном» и историей ее создательницы), не слишком внятный финал.

Игра в постмодернизм получилась неплохо. Но не думаю, чтобы эта книга относилась к лучшим у британского писателя (из его романов я читал «Нон-стоп» и он мне очень понравился).

Оценка : 7
«Сверхдержава»
–  [ 2 ]  +

mogzonec, 10 мая 2014 г. в 23:22

Странное впечатление произвел роман на меня: великолепный писатель, странная фантастика, ощущение узнаваемости и абсолютное непонимание замысла , высокие технологии и убожество интеллекта героев, космическая экспансия и агрессия против крошечной земной страны, глобальное потепление и глобальное безумие... Да и действие происходит, не понятно где: то ли в нашей реальности, то ли в параллельном мире. Подозрительно психически неполноценные персонажи, какие-то сатирически выписанные герои, вроде как и сатира, но непонятно, что высмеивается, да и не смешно все это вовсе. Европейская держава попыталась сожрать маленькую страну — мусульманскую Тайбару (по географии вроде как на стыке Таиланда, Бирмы и Китая, сугубо буддистском регионе). Космонавты-посланцы той же Державы с голдодухи сожрали найденных на спутнике Юпитера Европе представителей еще одной ветви жизни в Солнечной системе — рыбоподобных существ, и космонавтам понравилось. Когда начинаешь складывать эти разрозненные кирпичи в какое-то строение, появляется здание нашей нынешней жизни: глобализация — глобализацией, а обыватель кушать хочет всегда, и глубоко ему плевать на высокие мечты о прекрасном будущем. Парадокс? Разумеется. Как и вся наша жизнь.

Оценка : 6
«Человек в своём времени»
–  [ 2 ]  +

Yazewa, 05 октября 2012 г. в 14:14

Здесь, пожалуй, занятна не столько идея с несовпадением времени, сколько реакция ГГ на происшедшее с ним. Это было действительно интересно...

Оценка : 7
«Теплица»
–  [ 2 ]  +

мрачный маргинал, 05 апреля 2011 г. в 12:26

Впечатляет сделанный главным героем «Теплицы» выбор: вместо борта «живого звездолёта» он решительно ступает в джунгли предзакатной Земли. Вместе с предводимой им командой из отважных «амазонок»...

Похожее происходит и с выбором постсовременной НФ, — авторы отворачиваются от ещё недавно столь блестящих перспектив менее вероятного Будущего Позитивного в пользу неожиданных, но более вероятных н е г а т и в н ы х картин грядущей действительности...

Впрочем, для Олдисса подобная ломка привычных сюжетных ходов и схем ранней пафосной НФ была закономерной — в поэтике «Новой Волны», — именно тогда её приверженцы начали интенсивно обживать апокалиптические и постапокалиптические миры. Готовить свой образ «некомфортного будущего», подхваченный и развитый ныне киберпанками...

Оценка : 9
«Billion Year Spree»
–  [ 2 ]  +

мрачный маргинал, 11 января 2011 г. в 14:36

Брайан Олдисс ещё в 1973 г. отважился написать историю мировой (англо-американской) НФ. И сегодня, спустя более чем три десятилетия, книга сохраняет актуальность. Но, увы, заинтересовать российских издателей такого рода литературой пока не удалось никому. Ни одной серии фантастиковедения! Одни разрозненные попытки энтузиастов...

Оценка : 10
«Без остановки»
–  [ 2 ]  +

bvelvet, 22 мая 2010 г. в 17:01

Одна из лучших вариаций на тему «звездного ковчега». Конечно, в книге Олдисса на первом плане приключенческий сюжет, а не метафизика и даже не психологические конфликты, как у Саймака. Однако схематизм в описании мира пошел роману на пользу: нестыковок при чтении не замечаешь, скупые фразы, которыми обрисованы характеры гереов, как нельзя более соответствуют всему происходящему. Куда летят и зачем — вы узнаете сами. Это великолепный приключенческий роман (да, а прочитал я впервые его в том самом томе с Нивеном под одной обложкой, и про «Мир-Кольцо» ничего хорошего сказать не могу, ибо ВООБЩЕ ничего не запомнил. А Олдисса потом в другом издании купил).

Оценка : 8
«Освобождённый Франкенштейн»
–  [ 2 ]  +

bvelvet, 22 мая 2010 г. в 16:57

Я сначала просмотрел фильм Роджера Кормана (два раза с превеликим удовольствием), а потому уже обратился к роману, так что был готов к своеобразию сюжета и авторского отношения к классике жанра. Беда в том, что Олдисс довольно эффектно объединяет два романа Мэри Шелли. Если про «Франкенштейна» мы все знаем, то роман про последних людей на русском до сих пор (2010) не издан и понять установки Олдисса, играющего очень тонко, не всегда удается. Но сама игра на диво завлекательна. Использовав некоторые элементы стилистики начал 19 века, романист конца 20-го сумел, по-моему, удержаться от чрезмерной архаизации происходящего. Отсюда нередкий эффект сочетания несочетаемого и источник многих читательских недоумений. Книжку проглотил на одном дыхании, хотя в ряду постмодернистских текстов она не сильно выделяется. Написать мог любой эрудированный беллетрист, но у Олдисса вышло куда как неплохо.

Оценка : 8
«Старый миф»
–  [ 2 ]  +

bvelvet, 22 мая 2010 г. в 16:50

Поздние вещи Олдисса очень часто напоминают таковые же Роберта Шекли: тот же сатирический пафос, те же схематичные описания, сжатие огромных сюжетов до пространства небольших рассказов, фрагментарность текстов и стремление озадачить читателя обилием парадоксов. Довольно часто это удается — чему свидетельством многие рассказы из сборника «Суперигрушек хватит на все лето». Да и «мифологический» рассказ задуман эффектно и цинично; все модели архаичного мышления в тексте присутствуют, а финальный поворот прямо-таки концептуален. Беда только в том, что текст неудачно реализован: важнейшие моменты проговорены вскользь, а пустяки (вроде семейной жизни) занимают неоправданно много места. Впрочем, я и позднего Шекли люблю, и Олдисса читаю с удовольствием.

Оценка : 6
«Все слёзы мира»
–  [ 2 ]  +

drogozin, 23 февраля 2010 г. в 07:55

В рассказе очень впечатлила концепция психотерапевта, который прилетал за много километров, чтобы просто позлить пациента. Идея только на первый взгляд кажется слишком фантастичной. Ведь мы с Вами тоже не начнём хорошо работать, если нас как следует не раззадорить. Но у нас есть где получить такие стимулы, а если ты живёшь в эмоциональной блокаде, то найти их оказывается не так просто.

Оценка : 7
«О, Ишраиль!»
–  [ 2 ]  +

drogozin, 23 февраля 2010 г. в 07:42

Когда никто вокруг тебе не верит, через некоторое время ты сам начинаешь сомневаться в своём здравом уме.

Мне этот рассказ тематикой напомнил сначала «Землян» Рэя Брэдбери, а потом «Планету Ка-Пэкс» Джина Брюэра. Но на самом деле рассказ о том, что людям гораздо проще не верить любому факту, выбивающемуся из привычной череды. Объяснять его «естественными» причинами, объявлять подателя факта чудаком или сумасшедшим. Лишь бы не выскочить из наезженной колеи.

И мы с Вами — ни чем не лучше. Мы не верим сходу любому человеку, говорящему, скажем, о чём-то паранормальном. Хотя, какие основания мы для этого имеем? Только то, что этого не может быть, потому что такого не бывает?

Оценка : 7
«Самый белый Марс»
–  [ 2 ]  +

BECHOB, 17 декабря 2009 г. в 15:16

Все-таки, мутный он — товарищ Олдисс. Чаще всего, он мутно излагает мысли мутным языком. Но этот конкретный рассказ, «Самый белый Марс», стоит прочесть, хотя бы, ради потрясающей фразы, которая встречается примерно в середине текста:

«Иногда лучше удержаться и не тянуть руки туда, куда не следует»...

Оценка : 7
«Суперигрушек хватает на всё лето»
–  [ 2 ]  +

Сказочник, 06 декабря 2009 г. в 00:21

Леди и джентльмены,

Могу сказать, что, как абсолютное большинство авторских сборников он крайне неровный, и оценки варьируются в самом широком диапазоне от единицы до десятки. В целом же «Суперигрушки...» скорее понравились, нежели разочаровали.

Такие дела.

Оценка : 7
«ИИИ»
–  [ 2 ]  +

Сказочник, 15 ноября 2009 г. в 23:20

Леди и джентльмены,

в данном рассказе Брайан Олдисс показывает, насколько циничной и однобокой может быть точка зрения тех, кто рассуждает исключительно с позиции силы. Мыслить по-другому эти существа (вряд ли их можно в полной мере назвать людьми) просто не способны. Однако спорить с ними никто не будет — делать это просто некому.

Такие дела.

Оценка : 6
«Теплица»
–  [ 2 ]  +

wolobuev, 24 октября 2009 г. в 17:01

За буйную фантазию автору — огромный плюс. Действительно, придумать такое многообразие жизненных форм, да ещё описать их сложные связи друг с другом, не каждому дано. Но вот что касается сюжета, здесь чувствуется какая-то незавершённость. Вообще непонятно, к чему автор столько всего наворотил. Читаешь-читаешь, продираешься сквозь его извилистую фантазию, а на выходе получаешь пшик. Я был разочарован. Но в целом книга увлекательная, проглатывается быстро.

Оценка : 7
«А вы не андроид?»
–  [ 2 ]  +

Nog, 05 июля 2009 г. в 11:35

Забавный по выбранной теме, но не слишком удачно и увлекательно написанный рассказ. Действия героя описаны слишком прямолинейно и коротко, а финал угадывается уже на середине.

Оценка : 7
«Удовольствие для двоих»
–  [ 2 ]  +

Narizhna, 19 мая 2009 г. в 19:14

Крайне стандартный экскурс во внутренний мир серийного убийцы с худо-бедно оригинальным окончанием. Такой рассказ мог бы послужить иллюстрацией к какому-нибудь психиатрическому труду времен классического психоанализа, но шансов доставить читателю эстетическое удовольствие у него нет. Даже ленивый интерес вызвать — и то получается плохо.

Оценка : 6

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7 



⇑ Наверх