Брайан Олдисс «Профиль увядания»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Человечество опять стоит на перепутье. Машины, долгое время царившие на Земле уничтожили друг друга или покинули планету, а жизнь начинает снова возрождаться на пепелище, оставшемся после опустошительных войн.
Человеку предстоит выбирать: снова идти по пути науки, развития и экспансии или вспомнить, куда привёл его этот путь в прошлый раз.
Входит в:
— цикл «История будущего»
— сборник «No Time Like Tomorrow», 1959 г.
— сборник «The Canopy of Time», 1959 г.
— сборник «Галактики как песчинки», 1960 г.
— сборник «The Complete Short Stories: The 1950s», 2013 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
keellorenz, 15 июля 2023 г.
Старец , в молодости попавший в будущее на машине времени из эпохи самого первого рассказа серии, прожил долгую жизнь , за время которой он со своей женой (из числа местных технохиппи, «ходивших босиком по земляному полу», ездивших на лошадях и при этом владеющих технологиями перемещения во времени) преобразует мир ядерного апокалипсиса в мир оазисов-заповедников. Но вот беда — вместе с реликтовыми людьми прошлого в далекое будущее попали коммунистические психовирусы Ленина и Кампанеллы, вирусы утопизма с извечным Городом-Солнцем, вослед которых паровозиком приехало их же знаменитое «цель оправдывает средства». Поколение молодых автономно , исходя из логики прогресса (без совершенствования нравственности) приходит к идее убийства несогласных жить в коммунистическом технораю с патерналистским государством, для которых идеал совсем иной — гуманистически ориентированная роботизированная техноанархия. Жуткий финал романа заставляет задуматься об отставании прогресса духовного от прогресса научного и о хрупкости демократии и гуманизма перед мнимым величием мифических «строек коммунизма». Попутно автор проясняет в духе, масштабе и стиле Олафа Стэплдона, что же случилось за столетия с цивилизацией роботов и откуда на земле заново возникли люди (часть настоящих людей улетела в космос , люди теперешние Земли — порождение постбиологической эволюции ). Можно сказать, что Олдисс творчески развил несколько знаменитых эпизодов из «Последних и первых людей» и явно предшествует техноэволюционным фатурологическим изысканиям Лема.
god54, 21 марта 2023 г.
Что не люблю в литературе, и в частности, в фантастике, это модернизм, сюрреализм, кубизм, черный квадратизм и иную чушь. Это не означает, что я не люблю сложные по разгадке произведения, требующие осмысления... Но, когда тебе подсовывают сверх заумный текст, как некий срез неизвестно чего, замешанного на обрывках фактов, неких эмоций, сверх переживаниях, где нет начала и нет конца... Когда читатель должен домысливать, развивать и строить собственную вселенную... Я свою уже давно построил, но мне интересна чужая Вселенная, как нечто целое. Одним словом, каждому решать самому, я останусь при своих.
Darth_Veter, 29 марта 2022 г.
Очередной апокалипсис миновал: роботы, поднявшие в предыдущем эпизоде восстание против человека, передрались между собой, а затем покинули Землю на космических кораблях. Перед уцелевшими людьми в очередной раз встает вопрос: стоит ли восстанавливать цивилизацию в прежней форме или всё же изменить ее базовые принципы, чтобы повторно не наступить на те же самые грабли?.. Надобно отметить, что в этой новелле автор изрядно «напустил туману», изложив свою задумку чрезвычайно сложным и мудреным языком. Как говорится, без бутылки не понять, о чем тут говорится. Не знаю, зачем автору понадобилось так мудрствовать, ибо считаю, что доносить до читающего свои мысли нужно максимально просто и эффективно. Все эти штучки в стиле «новой волны» делают текст настолько неудобочитаемым, что отпадает всякое желание знакомиться с ним. Тем более, что заложенная в него философия не так уж и заумна и должна быть понятна каждому закончившему среднюю школу. А так совершенно непонятна роль шалопая Ялеранды (кроме того, что он банально подставил престарелого человека). Мне видится только одно объяснение: молодое поколение решило избавиться от стариков, чтобы те не мешали им наступать на прежние грабли. Правда, направшивается и двусмысленная аналогия: Чан Хва, когда-то давно попавший в будущее из прошлого, отправляется в обратном направлении (т.е. в небытие) из-за неспособности внутренне принять это самое будущее. Но это только мое предположение, которое не во всём подтверждается авторским текстом. Кстати, во время наблюдения за героем новеллы мне в голову пришла неожиданная мысль: путешествия в будущее возможны! Ведь именно так всё и произошло с Чан Хва: его забрала в свое время будущая жена, прибывшая на портматтере. Для нее это было путешествие в ЕЕ прошлое, так что с физикой и философией противоречий нет — дорога уже была «накатана». А вот для самого Чан Хва эта дорога была абсолютно новой, неизведанной, ведущей в ЧУЖОЕ будущее. Наверно, поэтому он так сильно мучился душевно. Тем более, что борьбе против войны предпочел постыдное бегство в относительно безопасную эпоху. Если исходить из такой трактовки его поступка, то постигшая его кара кажется логичной и справедливой, ибо она восстанавливает порушенное когда-то равновесие.
------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о моральном конфликте между прошлым и будущим, который показан в форме противостояния отцов и детей. Слишком заумно, туманно и непонятно для среднего читателя.
Groucho Marx, 20 ноября 2018 г.
Мне этот рассказ понравился больше других фрагментов цикла «Галактики как песчинки». В нём есть нечто от Олафа Стэплдона, эпическое ощущение длительности временных эонов и вписанности человека в эпоху. Старик, вырванный из своего времени и проживший, по сути, чужую жизнь, примиряется с тщетностью своего существования. Надежда, как ложь, предательство, как освобождение, убийство, как милость... Очень красивый вечерний рассказ. Даже странно, что Олдисс продолжил историю человечества после этой элегии.
drogozin, 23 февраля 2010 г.
Если бы молодость знала, если бы старость могла.
Смысл рассказа лежит на поверхности. Это противопоставление мудрого старика и его юного нетерпеливого преследователя, двух сторон обожжёной горы и двух путей для человечества. Изящно, но как-то уж слишком медитативно и неторопливо. Понравилось меньше других рассказов сборника «Галактики, как песчинки», хотя для общей концепции сборника это существенный вклад.