Брайан Олдисс «Весна Гелликонии»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Ксенофантастика | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
История Юлия, сына Алехо, попавшего не по своей воле в пещерный город Панновал, единственное место, где люди посреди Великой Зимы смогли сохранить подобие цивилизации.
История потомков Юлия, дождавшихся окончания холодных времен и ставших свидетелями и участниками великих изменений. На жизни одного поколения исчезают снег и голод, им на смену приходят тепло, изобилие и новые знания, но вместе с ними и войны, смута, чума. Главным героям предстоит пережить гибель старого, привычного мира.
Входит в:
— роман-эпопею «Гелликония»
— антологию «Festival Almanach», 1983 г.
Награды и премии:
лауреат |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1983 // Лучший НФ-роман | |
лауреат |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1983 // Роман | |
лауреат |
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 1984 // Лучший зарубежный роман | |
лауреат |
Премия финского журнал "Портал" / Portti-palkinto, 1987 // Переводной роман / сборник (Великобритания) |
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1982 // Роман |
- /языки:
- русский (9), английский (1), немецкий (1)
- /тип:
- книги (10), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Брумм (1), О. Колесников (4), С. Мнацаканян (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 2 октября 2024 г.
Впервые прочитал эту книгу в 1990-е, предварительно наслушавшись/насмотревшись где-то (уже не помню где) восторгов и хвалебных эпитетов. Тогда роман потерялся в массе многочисленных прочитанных мною второсортных произведений, ничем особо не запомнившись, но какого-то отторжения не было, поэтому не так давно решил перечитать. Скажу сразу, перевод (в книге не указан переводчик, вроде бы Тогоева) весьма посредственный, возможно в другом переводе книга заиграла бы какими-то новыми красками.
На планете Геликония очень длинный год, эквивалентный паре тысяч земных лет, соответственно и зима, и лето растягиваются на многие поколения, в течение которых природа и цивилизации планеты претерпевают серьёзные изменения. В холодное время бал правят фагоры — странные гуманоиды, похожие на Минотавра, обладающие совершенно чуждой для людей психологией и мышлением. Люди в это время фактически выживают, причём не без труда, откатываясь в развитии куда-то в сторону варварства, а вот в тёплое время наступает ренессанс человеческой цивилизации, но об этом подробнее будет в других частях трилогии, которые я не читал. :)
Действие «Весны Гелликонии» развивается как раз на границе зимы и лета, можно сказать — ранняя весна. Сложно выделить какого-то главного героя, они меняются на протяжении повествования. Сначала это сын охотника, оставшийся без отца и попавший в подземный город. Потом это правитель (и его противники) поселения надземного. :) Следя за неспешными сюжетными линиями, мы знакомимся с этим странным миром, с его населением, разнообразными племенами. Продумано всё отлично, но описания временами похожи на скучноватый учебник то ли истории, то ли географии. Центральной сюжетного стержня как такового нет, равно как и внятного финала, наверное можно сказать, что главный герой — это странный мир Геликонии.
Роман оставил после себя двоякие ощущения. С одной стороны, замысел (наверное) был хорош, да и профессионализм не пропьёшь, мастерство писателя никуда не делось. С другой — книга получилась бессюжетная и аморфная — просто летопись неведомых земель, не особо захватывающая, хотя местами и небезынтересная. Потерянного времени не жаль, но и другие части трилогии читать особо не хочется.
master alex, 25 октября 2021 г.
Роман больше понравился, чем нет. В нём есть нечто такое, от ещё старой фантастики...
Как здесь уже писали, первая часть, где происходит дело зимой, довольно интересное, да и сам подземный город тоже... Дальше, когда наступает весна, то события замедляются.
В целом, мир создан хорошо, интересно, а что до героев, то они немного плоские. Ну да это и не удивительно. Ведь описано много времени, и мало кому удаётся раскрыть персонажей в масштабах поколений.
Vzhik, 7 мая 2020 г.
Прочитал. Если охарактеризовать кратко — то просто ничего не произошло. Просто описание планеты, его жителей и судеб.
А мне хотелось именно космической фантастики. Плюс зачем-то вставки про наблюдение с орбиты, тем самым преуменьшая значение происходящего на планете.
Ну и затянуто. Иногда кажется что одет описание ради описание. Сколько там у кого пальцев и т.п.
roshan_t, 11 декабря 2020 г.
Планета двойной звезды с резкими перепадами климата, на которой между очередным ледниковым периодом и годами страшной жары промежуток всего в несколько столетий. Две цивилизации, находящиеся в непрерывной борьбе, и «посезонно» доминирующие друг над другом — аборигены-фагоры и пришельцы-люди. Внутренние конфликты и соперничество людей на фоне событий планетарной глобальности.
god54, 7 июля 2017 г.
И все же я отношу данное произведение к разделу коллекционных, те произведения, которые должны быть в твоей библиотеке в любом случае. Автор сумел смоделировать и прописать иной не менее странный, противоречивый, красивый, страшный и ужасный, чем наш собственный, но в чем-то прекрасный и удивительный мир. Все же это эпическое произведение об истории целого мира.
Velary, 1 сентября 2016 г.
Впечатлившись описанием и премиями, я с восторгом взялась за известного представителя одного из моих любимейших жанров «планетарная фантастика». И... заглохла на первых же страницах.
Книга состоит из двух частей: первый рассказ описывает ещё зимний период планеты, а вот в романе, где действие происходит несколько поколений спустя, уже начинается весна. Может, дело в объёме, но рассказ я порывалась бросить несколько раз (и бросила бы, если бы не флешмоб). Он кошмарно скучный и какой-то бессмысленный, у меня было ощущение, что все описания ходят по кругу. А вот в роман в итоге втянулась и прочитала довольно бодро, хотя и в нём язык заставляет плакать. Больше всего по стилю «Весна Геликонии» напоминает учебник истории, причём упрощённый до крайности, но при этом сохранивший сухую манеру изложения. Персонажи — просто картонные фигурки.
Самое лучшее в романе — это, конечно, мир. Планета обращается вокруг двух звёзд, поэтому существует «малый год», составляющий полтора земных, и «большой», длящийся тысячу лет. Как природа к этому приспособилась и что из этого вышло, представить крайне интересно.
Но. Изменения происходят как-то уж очень быстро. Весна длится ещё только десяток лет (а то и меньше, судя по возрасту героев), а уже произошли изменения, на Земле занявшие не одно поколение. Тут и приручение верховых животных, и изобретение колеса, и осознание вселенских механизмов, и зарождение феминизма. Это так нелепо, что просто смешно!
Два балла исключительно за необычный мир.
Groucho Marx, 1 декабря 2015 г.
Мне этот роман всерьёз понравился. Я всегда любил книги про первобытные культуры, типа «Листы каменной книги», «Повесть о Манко Смелом», «Охотники на мамонтов» и так далее. А Олдисс вдобавок не ограничил себя локальными приключениями и развернул широкое эпическое полотно стремительного восхождения цивилизации. Герои, конечно, бледнее фона, но лично мне это не мешало. Геликонию Олдисс придумал очень убедительно и красиво, тут не фантазирование, а именно удачная попытка сконструировать по возможности непротиворечивый мир с культурами, которые могли бы возникнуть только в таком мире.
olvegg, 14 мая 2009 г.
Первым я читал «Лето...», выпущенное «АСТ» почему-то первой книгой, и решил, что испортил себе впечатление, прежде всего во всём, что касается линии Аверна. Однако никаких неожиданностей не обнаружилось: присутствие авернцев преподносится «в лоб», в «Лете...» с этим по крайней мере была интрига. В остальном сюжет практически не связан, за исключением смутного упоминания пары исторических персонажей и событий.
Возможно, на более низкую оценку таким образом повлияло отсутствие эффекта новизны. Но не только. Книга получилась неровной. Первая короткая часть, пролог к роману, хороша, а вот чем дальше, тем больше возникает вопросов. Древнее общество вышло каким-то схематичным, словно автор использовал одновременно несколько плохо совместимых социальных теорий, из-за чего и психология людей древности выглядит не всегда правдоподобной; слишком большие изменения происходят за жизнь поколения; почти не упомянуты соседние (родственные и неродственные) племена и культуры, из-за чего кажется, что Олдорандо единственное поселение на огромной равнине.
В общем, сама история хороша, но декорации немного странные и даже гротескные, из-за чего минус балл.