Брайан Олдисс «Сверхдержава»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа | Азия ) | Вне Земли (Юпитер, спутники Юпитера )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
После объединения европейских стран в Евросоюз прошло около века. Образовалось единая и мощная Держава, в которой основной приоритет сделан на развитие науки и техники. Казалось бы всё хорошо: Европа исторически раздираемая войнами между различными государствами, наконец-то, обрела мир; земляне облетали всю Солнечную систему и вот устремились к Юпитеру в поисках жизни. Но всё ли так хорошо в будущем? Наверно, не очень, если вот уже который год на Земле царит глобальное потепление, а мощная Держава хочет объявить войну мелкой азиатской мусульманской стране Тайбару, с целью выплеснуть накопившуюся агрессию за годы мирного сожительства. Каким путем пойдет Европа и что ее ждет в будущем?
Входит в:
— цикл «Сверхдержава»
- /языки:
- русский (1), английский (1)
- /тип:
- книги (2)
- /перевод:
- В. Леденёва (1), М. Черняев (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 21 января 2016 г.
Создаётся впечатление, что эту книгу Брайан Олдисс писал по заказу, получив грант на обличение Евросоюза. Тут можно припомнить, что ещё в 2001 году Олдисс в предисловии к «Суперигрушкам» горячо пророчествовал о скором распаде Евросоюза. Англичане изначально ненавидели Евросоюз, во главе которого оказалась социалистическая Германия, а не империалистическая Великобритания, так что резкая псевдокритика несуществующих в реальности тенденций (специально выдуманных Олдиссом для бичевания Европы) попросту неизбежна. Если бы не Олдисс, то какой-нибудь другой англичанин обязательно написал бы такую книгу. Потому что со стороны правящего класса Великобритании имелся (и сейчас есть) жёсткий заказ именно на сатиру, гневно разоблачающую объединённый мир и всякую там демократию.
Не приходится сомневаться, что на референдуме 2016 года Олдисс голосовал за выход из Евросоюза.
Написано здорово, очень хлёстко, красиво, ярко. К текущей реальности отношения не имеет, да, наверно, это и не требуется от литературного постмодернистского поставангарда. В литературном плане «Сверхдержава» вызвает искреннее восхищение. Как социальный прогноз или сатира — просто дружелюбный смех над автором.
Как оценить «Сверхдержаву»? Как успех или провал? Сейчас пока это провал, поскольку книга писалась в качестве актуального отклика на современность и в этом смысле выглядит полным неадекватом. Но пройдёт лет двадцать-тридцать, политическая актуальность подёрнется пылью, и читатели грядущих поколений назовут «Сверхдержаву» одним из лучших романов Брайана Олдисса.
MarchingCat, 2 июля 2016 г.
Может, я забыл мозг включить после развлекательной литературы, может ещё что. Но почему-то не увидел я в романе ничего выдающегося.
Посидел, повспоминал 2002 год (год написания или первой публикации романа) и ну никак мне не видятся предпосылки описанного мира через столетие. Хотя нет, я слишком категоричен. Нюансы, детали — есть. Глобальное потепление. Авторское право, тут все прогнозы равновероятны, учёные и те меж собой договориться не могут в прогнозах. Желание повоевать — ну это вообще в порядке вещей. Лишь причины, мотивация меняется, а возможность всё решить войной всегда соблазнительна. Ещё всякое разное порадовало. Например, проблема беженцев в евросоюз из стран Африки — вот только с причинами появления миллионов беженцев Олдисс не угадал. :)
Но по сумме — не видно как из мира 2002 года через сто лет мог получиться описываемый мир. По крайней мере, лично мне. Может, просто я туповат (недостаточно эрудирован, отвратительный футурист = нужное подчеркнуть). И оттого при чтении мне всё воспринималось скорее как параллельный мир, чем прогноз реального будущего Европы.
Кстати, о повоевать... Вот что я увидел — так это то, что по сути почти ничего и не изменилось. По сути — то есть в социуме. Те же богатые и бедные. Дураки и умные. Снобы. Учёные. Военные. Политики. Деятели искусства. Всё, всё то же. те же люди и ведут себя так же. И по сумме столь знакомое ощущение, что мир сошёл с ума. Да и могло ли быть иначе... Ведь каждому известно, что лучше было только «в моё время».
Читается легко, ирония даже часто делает чтение этого романа приятным процессом, а «космическая» часть была реально интересна. Вот только... морали я так и не увидел. Пойду читать чужие отзывы, что же это я в книге упустил.
mogzonec, 10 мая 2014 г.
Странное впечатление произвел роман на меня: великолепный писатель, странная фантастика, ощущение узнаваемости и абсолютное непонимание замысла , высокие технологии и убожество интеллекта героев, космическая экспансия и агрессия против крошечной земной страны, глобальное потепление и глобальное безумие... Да и действие происходит, не понятно где: то ли в нашей реальности, то ли в параллельном мире. Подозрительно психически неполноценные персонажи, какие-то сатирически выписанные герои, вроде как и сатира, но непонятно, что высмеивается, да и не смешно все это вовсе. Европейская держава попыталась сожрать маленькую страну — мусульманскую Тайбару (по географии вроде как на стыке Таиланда, Бирмы и Китая, сугубо буддистском регионе). Космонавты-посланцы той же Державы с голдодухи сожрали найденных на спутнике Юпитера Европе представителей еще одной ветви жизни в Солнечной системе — рыбоподобных существ, и космонавтам понравилось. Когда начинаешь складывать эти разрозненные кирпичи в какое-то строение, появляется здание нашей нынешней жизни: глобализация — глобализацией, а обыватель кушать хочет всегда, и глубоко ему плевать на высокие мечты о прекрасном будущем. Парадокс? Разумеется. Как и вся наша жизнь.
sham, 12 июля 2009 г.
Попытаюсь написать маленький отзыв на эту безусловно интересную, но сложную книгу, которую проглотил за два дня, но ощущение, что я понял всё, что автор хотел сказать нету. Роман сложный, в первую очередь, по изложению. У нас в классификаторе есть термин сюжета — «хаотичный»: главки представляют собой 1 — 2 страницы, персонажей несколько десятков (ОЧЕНЬ МНОГО!). Каждая главка про разных персонажей, имена английские, причем персонажи могут встретиться первый и последний раз, а могут и оказаться главными. В итоге столько персонажей на 300 страниц текста. Голова разрывается. Причем линия одного героя может веститсь долго, только начинаешь за ней следить, как в другой линии два каких-то мужика, которых видишь в первый раз посреди своего диалога мимоходов говорят о его смерти буквально 2 строчки. Такое хаотичная повествование, смена героев позволяет получить очень компактную и информативную картину нового мира: Новой объединенной Европы, всех ее уголков и социальных слоев. В итоге уже через 50 страниц, возникло огромное желание взять ручку и бумажку и попытаться записать все имена, кто кому кем является, расчертить стрелочками. Когда собирусь перечитать, обязательно так и сделаю (помнится, когда я читал Сагу о Форсайтах, я ее так только и победил).
Роман читается запоем — книга очень разноплановая: в некоторых местах смешно, в некоторых — страшно, в некоторых — удивительно. Из того что не понравилось — это постариковски смачное описание эротических сцен. Не то что бы я совсем удивлен (читали и по-бодрее), но скажем так я не ожидал — и был очень неприятно удивлен, мне показалось, что парочка сцен описана слишком смачно и не к месту.
В общем книга удивляет, и это единственное чувство, которое оно у меня осталось (помимо ощущения, что я не все понял :wink:). В итоге сложно сказать однозначно понравился ли роман мне или нет. Для знакомства с творчеством автора не рекомендую это точно.
bvelvet, 4 июня 2010 г.
Книга про объединенную Европу получилась и злой, и сатирической, и масштабной, и даже философской. Олдисс прошелся по ценностям западного мира, собрав на двух сотнях страниц огромную мозаику из медиамагнатов и актеров, философов и астронавтов, спортсменов и безработных... Писатель затронул разные темы: и глобальное потепление, и контакт с иными мирами, и развитие искусственного интеллекта. Все блестяще отыграно в серии взаимосвязанных виньеток; персонажей слишком много, сменяют они друг друга беспорядочно, а характерами не уделяется особого внимания, поэтому читать тяжеловато. Конечно, для любителей экспериментальной литературы книга покажется гораздо интереснее, чем «Геликония». Мне, впрочем, понравилось. Осталось только одно «но»: 40 лет назад Олдисс уже написал «Босиком в голове» — и ведь не устарело. Зачем было повторяться?
subhuman, 25 июля 2009 г.
Согласен, очень странная и хорошая книга, которую многие несправедливо ругают. Под старость лет Олдисс стал слегка абсурдистским даже. Очень насыщенный сюжет, много добродушной иронии и забавных деталек — словом, приятно читать.
BECHOB, 2 декабря 2009 г.
В целом, соглашусь с тем, что пишет в своем отзыве sham, но с некоторыми оговорками. Лично я не заметил особо смачных описаний эротических сцен. На мой взгляд, их там особо и нет. А те, что есть, описаны весьма скупо. Впрочем, сколько людей — столько и мнений, а на вкус и цвет товарищей, как известно, не выбирают... В целом — вполне реалистичное описание возможного будущего Единой Европы, этакого европейского аналога США. Любопытно и познавательно. А язык повестования и впрямь тяжелый, что вкупе с прыгающими туда-сюда мыслями автора несколько затрудняет процесс чтения.