Роберт Ирвин — полное имя Роберт Грэм Ирвин (Robert Graham Irwin) — родился в 1946 г. Английский писатель, историк-медиевист, специалист по истории средних веков Арабского и Ближнего Востока, знаток арабской литературы. Окончил Оксфордский университет, с 1972 г. преподавал современную и средневековую историю в университете Сент-Эндрюс. Читал лекции по арабской и восточной средневековой истории в Оксфордском, Кембриджском и Лондонском университетах.
Также Роберт Ирвин известен как автор большого количества статей и монографий по арабской истории средних веков, крестовым походам, исламскому искусству и итальянскому Возрождению. Является совладельцем маленького издательства, курирует несколько проектов, связанных с Ближним Востоком. Интересуется русской культурой и литературой.
Известность как писателю ему принес первый же написанный роман — «Арабский кошмар», который увидел свет в 1983 г. Эта книга многократно переиздавалась, была переведена на несколько языков, в том числе все основные европейские, иврит и японский. А сам автор получил от критиков звание «британского Умберто Эко». Построенный по принципу «рассказов в рассказах», «Арабский кошмар» пропитан ароматами и магией Востока, и по улочкам Каира конца XV века легко уводит нас куда-то к зыбкому пограничью между реальностью и сном, что безусловно позволяет отнести книгу к жанру магического реализма.
Последующие художественные работы Ирвина не всегда были связаны с восточной тематикой, но небольшой роман 1997 г. «Плоть молитвенных подушек», можно сказать, повторил магическое очарование дебютной книги писателя. В нём, по словам Г. Царева, «соединяются традиции и колорит классической арабской литературы «Душистого сада» Аль-Нафзави и «Тысячи и одной ночи» с западными фантазиями в духе Жерара де Нерваля, Флобера или Малларме», а герои «должны преодолеть извращённую реальность сераля-лабиринта, выдержать пытку Востоком — избыточной красотой и омерзительнейшим уродством, нестерпимой горечью и невыносимо-липкой сладостью...»
Среди других книг автора есть и более реалистические «Пределы зримого» и «Алжирские тайны», есть метафизический квест/травелогия «Утончённый мертвец», а оккультно-готический роман с вызывающим названием «Satan Wants Me» (у нас, впрочем, изданный как «Ложа чернокнижников») перемещает читателя в кульминационнное для поколения хиппи «лето любви» 1967 года, где над свингующим Лондоном нависает смутная тень новой инкарнации Алистера Кроули...
В малой форме Ирвин работает нечасто. На рубеже 80-х — 90-х годов один из его рассказов появился в антологии «Tarot Tales», посвященной картам Таро; другой — в «Tales of the Wandering Jew», составленной Брайаном Стэблфордом; потом ещё несколько.
Среди главных работ Роберта Ирвина по искусству и культуре прежде всего стоит отметить книгу «Передняя Азия в средние века» («The Middle East in the Middle Ages», 1984), комментарии к «Тысяче и одной ночи» — «The Arabian Nights: A Companion» (1994), а также «Исламское искусство» («Islamic Art», 1997) и антологию классической арабской литературы «Ночь. Лошади. Пустыня.» («Night and Horses and the Desert», 1999).
К большому сожалению для его читателей, в новом веке Ирвин опять сконцентрировался на своей научной работе, выступив, в частности, с критикой ориентализма и книги Эдварда Саида на эту тему. Свежих художественных произведений писатель не выпускал уже больше 10 лет, но, по его словам, работает над следующими романами (известно, что один из них будет о современных математиках).
В 2011 г. вышла мемуарная автобиографическая книга Ирвина «Memoirs of a Dervish: Sufis, Mystics and the Sixties».