Брайан Олдисс «Летающий червяк»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Генетические эксперименты, мутации | Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В этом мире уже давно нет смерти и живые существуют долго. Так долго, что они забыли начало своей жизни. Теперь меняются не поколения, а сами существа — кто-то пустил корни и оброс листвой, а кто-то покрылся шерстью и переселился на дерево.
Аргустал всё время своего существования путешествует, собирая уникальные камни для гигантской картины-мозаики. Она должна дать ответы на самые сокровенные вопросы, чей смысл тоже начал забываться.
Входит в:
— антологию «The Farthest Reaches», 1968 г.
— антологию «World's Best Science Fiction: 1969», 1969 г.
— сборник «The Moment of Eclipse», 1970 г.
— сборник «A Romance of the Equator», 1989 г.
— антологию «Modern Classics of Science Fiction», 1991 г.
— антологию «Фата-Моргана 5», 1992 г.
— антологию «Immortals», 1998 г.
— антологию «Four for Fantasy», 2013 г.
— антологию «Заповедник гоблинов и другие фантастические истории в рисунках Геннадия Новожилова», 2020 г.
- /языки:
- русский (3), английский (10)
- /тип:
- книги (11), самиздат (2)
- /перевод:
- И. Невструев (3)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Tullma, 9 февраля 2023 г.
Очень, очень сложный рассказ.
Во-первых, потому что он тягучий, долгий и затянутый. Возможно даже бессмысленно затянутый, т.к. большая часть диалогов вообще не ведет ни к чему. Описание мира урывками и из тех же тягучих диалогов, в целом сложно для восприятия, т.к. читатель, как и люди описанные в рассказе, попросту забывает о чем там кто говорил, ведь это похоже на абсурд. Изначально кажется, что рассказ в жанре сюрреализма, однако нет, в конце появляется логика.
Во-вторых, смысл всего рассказа сводится к пользе, как это ни странно, смерти. И над этим придется подумать. Получается, что бессмертие приводит к сумасшествию и вырождению. Когда человека не гонит смерть, он не развивается. Видоизменение происходит, но не как развитие, а как стагнация. Но лишь при условии, что при получении бессмертия, человек лишается возможности к деторождению, как в этом рассказе, ведь иначе — перенаселение и быстрая деградация. Люди просто будут искать способы вернуть фактор смерти.
И именно вот с этим «во-вторых» я в конечном итоге и не могу согласиться. Просто потому, что сам факт получения бессмертия не является для человечества самоцелью. Обычно живое существо «замирает», когда достигает своей цели, во всех остальных случаях — он продолжает к ней двигаться. И наличие бессмертия, бесспорно, убирает огромное количество целей, таких как поесть или вылечиться от болезней. Но бессмертие удовлетворяет всего две базовых потребности по той же пирамиде Маслоу, никуда не денутся потребности в общении, уважении социума и самовыражении. То есть люди не прекратят общаться, изучать новое и творить. А значит стагнации не будет. Появляется и ещё одна важная цель, такая как — решить проблему бесплодия, порожденную бессмертием. Для многих людей отсутствие детей — большая проблема. Как итог, мы получим расу «древних», путешествовавшую по космосу, открывшую все тайны вселенной, зародившую новую жизнь во всех возможных мирах и, возможно, покончившую с собой по причине достижения всех возможных своих целей (ведь как мы понимаем, бессмертие, оно только кажущееся, уничтожить плоть можно массой разных способов). Вот это, на мой взгляд, более правдоподобный итог, а вовсе не то, что описал автор.
Darth_Veter, 16 ноября 2021 г.
Попытка известного английского фантаста поразмыслить на тему бессмертного человечества. Надо сказать, весьма сложная, занудная, запутанная и непонятная. Крайне сложно понять, что именно автор хочет показать (или доказать). Диалоги кажутся бредом сумасшедшего, который иногда приходит в себя и не может вспомнить, о чем он только что вещал. Все персонажи относят себя к людскому роду, хотя одни из них имеют корни и не могут передвигаться, что скорее делает их разумными деревьями, а другие чем-то похожи на какую-то разновидность обезьян. Никто из них уже не помнит, с чего всё началось, хотя живут все о-очень долго и ведут свои дела еще более неспешно (за тысячи лет). Кроме глобального выпадания памяти я больше ничего оригинального не увидел, да и этот факт описан как-то мудрено и туманно, что не дает возможности оценить его значимость. К тому же, рассказ сильно затянут, как и бесконечная жизнь его героев.
----------------
РЕЗЮМЕ: репортаж о бессмертных обитателях Земли, которые ничего не могут вспомнить из своего прошлого. Прямо какая-то палата №6, а не планета!
vam-1970, 4 ноября 2018 г.
Бессмертие для людей и его последствия. Поучительно и спорно. Автор призвал к полемике. Но главное в сюжете — это жизнь без детей при бессмертии — она бессмысленна.
JohnNorrik, 20 января 2016 г.
Очень странный, атмосферный и необычный рассказ о таком же необычном мире, где не было такого понятия как смерть.
Сложно читается, но оставляет после себя приятное послевкусие.
uralov, 17 ноября 2011 г.
Удивительно сочный, хотя и жутковатый рассказ. Совершенно иссохший обезумевший мир, влачащий бессмысленное существование.
И всё потому, что когда-то, давным-давно, сбылась мечта человечества.
olvegg, 18 мая 2009 г.
Необычный для Олдисса рассказ. По стилю очень близко Дилэни, а тема бессмертия и смерти — и вовсе желязновская. Хотя в чём-то резонирует и с авторской «Теплицей». Одним словом, Новая Волна!