Брайан Олдисс «Галактики как песчинки»
Сборник рассказов, написанных в разное время, объединён в единое целое подробными социо-культурными комментариями, проложенными между отдельными историями и показывающими исторический фон, на котором разворачивается действие. В результате, вместо отдельных новелл, перед читателем разворачивается грандиозная панорама развития человеческой цивилизации на протяжении миллионов лет, вплоть до «конца времён».
Масштабы, использованные Брайаном Олдиссом в «Галактиках как песчинках», сравнимы с масштабами эпопей Олафа Стэплдона.
Сокращённая версия сборника «The Canopy of Time» (отсутствует три произведения). В ранние издания, до 1977 года, также не входит рассказ «Профиль увядания».
Рассказы сборника хронологически связаны между собой как эпизоды «истории будущего», так что в русском издании он ошибочно назван романом.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 1 апреля 2022 г.
Самая эпичная сага Олдисса о человеческой цивилизации, несомненно, заслуживает внимания любителей фантастики. Хотя бы из-за своего особого взгляда на эволюцию разума. Эта эволюция разбита на 9 стадий, каждая из которых подробно разобрана на одном характерном примере. Не все главы вышли равнозначными и оригинальными — наиболее удачными, на мой взгляд, оказались первая, третья, седьмая и девятая. Остальные не содержали каких-то оригинальных идей и, кроме того, сложно воспринимаются из-за особого стилевого языка писателя. Поэтому всё произведение не кажется таким цельным и логичным, как, например, «Город» Клиффорда Саймака. Я считаю, что автору банально не хватило той разумной стабильности, которая присуща всем великим писателям типа Брэдбери или Азимова. Каждый эпизод у него как-будто бы рассказан новым рассказчиком, что сильно сбивает с толку и нарушает преемственность изложения И это даже при том, что в каждом предисловии к очередной новелле автор пытается увязать новый сюжет к предыдущему, старому! Лишнее доказательство неписанного правила соблюдения единого стиля и манеры изложения. Эксперименты в стиле «новой волны» явно не пошли на пользу всему произведению в целом: оно кажется сборником рассказов-буриме, написанных разными авторами. Вряд ли британский писатель хотел добиться от своего читателя именно такого понимания. А вот за масштабность ему точно следует набавить как минимум один балл.
--------------
РЕЗЮМЕ: самое масштабное повествование британского фантаста, посвященное истории земной цивилизации. Шедевром его назвать нельзя, но ознакомиться с содержимым этой истории — желательно.
Нортон Коммандер, 8 декабря 2018 г.
Малоизвестный цикл рассказов — на русском издавался всего один раз, в 92 году. Каждый рассказ показывает какой-либо эпизод из истории человечества от близкого будущего до происходящего через многие миллионы лет. За такой большой срок человечество неоднократно переживает эпохи упадка до почти полного уничтожения и времена нового развития.
Заметно, что новеллы соединены в единое произведение достаточно условно и получается несколько искусственная конструкция. Лучше, если бы это просто был сборник рассказов. И временные промежутки между эпизодами слишком уж масштабны — до десятков миллионов лет. При этом люди живут почти также, как в наше время.
В рассказах цикла поднимаются интересные темы, это фантастика скорее для размышлений, чем для просто развлекательного чтения. Темы самые разные — мировые и галактические войны, психология, роботы, мутанты, постапокалиптика и закат человечества.
glaymore, 23 октября 2012 г.
Олдисс — хороший писатель. Я у него люблю и «Нон-стоп», и «Долгие сумерки», и «Гелликонию», и даже странные «Земельные работы». Но «Галактики» оказались откровенно слабым сборником (хоть и с красивым названием).
Точнее говоря, это даже и не сборник, а так называемый «роман в рассказах», в котором автор хотел изобразить будущую историю человечества на миллионы лет вперед. История будущего — отличный жанр, в нем работали многие фантасты, от Саймака до Стросса, создавали грандиозные полотна. Но Олдисс пошел по необычному пути — он просто взял десяток своих ранних рассказов, свалил их в кучу, снабдил коротенькими перебивками типа «прошло двести миллионов лет...» и в таком виде издал.
В результате получилась бесформенная куча новелл, которые а) сами по себе довольно примитивны и зачастую далеки от фантастики (репортер снимает документалку про жизнь большого города, бухарики в баре трут за жизнь, доктора в дурдоме лечат пациентов), б) никак между собой не связаны и ни в какую глобальную картину не складываются.
Рассказы явно писались в разное время независимо друг от друга, а суперидея объединить их в роман пришла заметно позже. Из текста неуклюже торчат вставки, поясняющие читателю, отчего в позапрошлой новелле люди перемещались между планетами силой мысли, в прошлой летали на ракетной тяге, а теперь вообще не знают космонавтики. Часть рассказов вообще — чистый реализм про Америку 50ых, где слово «кадиллак» заменено на «аэроглайдер». Заменить обратно, и можно ставить на полку «Современная проза». Книга в результате напоминает несуразного франкенштейновского монстра, кое-как сшитого грубыми белыми нитками.
В общем, если бы это был простой сборник рассказов без претензий, он тянул бы на честные 6 баллов (отдельные рассказы там очень неплохи, чувствуется рука будущего мастера, например, «Танцующий Иуда» просто отличная вещица, да и «Заменить человека» довольно симпатично сделана). Но раз уж заявлен роман, то будем оценивать соответственно. 4/10. Замечательное название — это лучшее, что в нем есть.
Уникальный случай, целое оказалось меньше суммы частей :)