Клиффорд Саймак отзывы

Все отзывы на произведения Клиффорда Саймака (Clifford D. Simak)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 3105

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 22 23 24 25 [26] 27 28 29 30 . . . 59 60 61 62 63   (+10)»   (+25)»»

«Город»
–  [ 5 ]  +

scifighter, 02 августа 2022 г. в 10:32

Прекрасное произведение, во многом перекликающееся как с «Основанием» Азимова, так и с «Сагой о Вортинге» Карда.

Признаться честно, изначальная разобщённость отдельных рассказов видна невооружённмы глазом. К примеру, «Дезертирство» и «Рай», повествующие о без преувеличения краеугольном событии всей эпопеи, занимают сравнительно малый объём произведения. Я бы даже сказал преступно малый, ибо об исходе людей на Юпитер и их дальнейшей судьбе мне лично было бы интересно прочесть побольше. Взамен Симак решил сконцентрироваться на собаках, и, если честно, мне этот элемент кажется самым слабым во всей книге. Сама идея того, что собаке для достижения более высоких ступеней эволюции недостаёт лишь контактных линз и операции на голосовых связках, а какому-то муравью — источника тепла да стеклянной крышки над головой, звучит как минимум сомнительно и натянуто, а как максимум — откровенно глупо. Фентезийные элементы никогда Симаку не давались, его произведения в данном жанре и вовсе пребывают на грани читабельности. Научная фантастика — совсем другое дело. Впрочем, данный нарративный каркасс, каким бы странным ни был, работает, так как в первую очередь нацелен на донесение главной гуманистической идеи романа.

Не считая этого, главная проблема произведения как раз таки в некоторой разобщённости, обусловленой временным разрывом в написании отдельных рассказов. Сделай автор больший уклон в психологизм, больше внимания уделил действительно значимым персонажам цикла, а именно Дженкинсу и Фаулеру, то это однозначно было бы попадание в десятку. Определённые элементы, такие как говорящие животные, кажутся попросту странными. То же касается и эфемерных гостей из параллельных измерений, появляющихся ближе к концу книги.

Тем не менее, это всё ещё весьма и весьма годный представитель научной фантастики старой закалки. Книга наполнена большим количеством очень умных мыслей касательно природы человека и разумных существ в целом, цикличность круга насилия и разрушения, смысла существования жизни, комплекса бога и других философских вопросов. Сеттинг же, со семи своими плюсами и минусами, по сути своей является просто красивой ширмой для привлечения внимания. В ходе двух последних рассказов, «Простой путь» и «Эпилог», ширма эта сдёргивается максимально эффектно, обнажая исконный смысл, и оставляя после себя горьковатый привкус досады за безнадёжность и непутёвость рода людского. К великому сожалению, проблемы, затронутые в этом произведении, и спустя 70 лет остаются актуальными, что одновременно и печалит, и заставляет проникнуться уважением к книге и её автору.

Оценка : 8
«Принцип оборотня»
–  [ 5 ]  +

artem-sailer, 08 мая 2022 г. в 11:49

Роман очень понравился.

Динамика событий гармонизирует с лирическими переживаниями и размышлениями героев, заключённых в человеческое тело — всего в меру. По всей видимости, в этом романе Саймак одним из первых поднял проблему множественности личностей, их взаимодействия в одной телесной оболочке, а если учесть, что двое из этих личностей имеют инопланетное происхождение, то вполне может оказаться так, что это — первое произведение на подобную тематику вообще. Также следует учитывать, что тема не только поднята, а очень даже подробно изложена, что не лишний раз является поводом почтительно снять шляпу перед уважаемым мэтром.

Второй момент, который запомнился и который почему-то часто ругают в комментариях — это симпатичные второстепенные герои книги: прежде всего инопланетные домовые, а также Комнаты Дома, наделённые искусственным интеллектом. На мой взгляд, данные персонажи отлично дополняют повествование и лишними не выглядят, можно сказать — украшение книги.

Место человека в мире, в обществе, дружеские отношения разных цивилизаций, лирический герой в технологичном мире будущего — главные темы в творчестве дяди Клиффа. В этой книге темы развиты довольно подробно, поэтому роман вполне можно назвать программным в наследии автора.

Оценка : 9
«Что может быть проще времени?»
–  [ 5 ]  +

artem-sailer, 04 мая 2022 г. в 18:45

Интересный роман, в котором, как и всегда у Саймака, за остросюжетным приключением кроется высокоморальный смысл. В центре внимания у Саймака всегда человек, его искания.

Главный герой — обладатель сверхспособностей, но при этом ещё и изгой. Общество всегда консервативно и к любым проявлениям суперчеловеческих качеств относится поначалу с опаской, потом — с неприятием, а в конце концов — с агрессией. Как мне показалось, в этом романе главная причина ненависти объяснена не столько древними предрассудками, которые суть — лишь прикрытие, а нежеланием делить пальму первенства с человеческим подвидом, что в ближайшем будущем в силу своего превосходства вполне может стать доминирующей формой. Поэтому новые люди должны уйти. Такой вот естественный отбор.

Классический, один из самых известных у Саймака роман, который и сегодня читается с большим интересом, захватывает сюжетными виражами и не теряет актуальности.

Оценка : 9
«Игрушка судьбы»
–  [ 5 ]  +

Сказочник, 27 апреля 2022 г. в 09:22

Роман как ода диссонансу. Один из самых недооцененных из Саймака. Почему диссонансу? Да потому что три четверти произведения ты воспринимаешь всё через призму взглядов бодрого и саркастичного искателя приключений, застрявшего в подростковом возрасте и привыкшего решать все разногласия через «поколочу», а оставшаяся треть — это прям философия философская, о смысле бытия и прочих высоких материях. Об иллюзорности мира. Да так, что Филип Дик с Джеком Вэнсом позавидуют местами. Зачем? И к чему такая резкая перемена? Ну и да, судя по всему, в конце все умерли. Финал так финал...

Оценка : 7
«Воспителлы»
–  [ 5 ]  +

artem-sailer, 23 марта 2022 г. в 20:39

Меланхоличный рассказ с лирической основой и двойным дном. Автор не даёт однозначных ответов на подвешенные в самом начале вопросы: кто такие Воспителлы, чем они на самом деле занимаются, каковы их цели, как устроена механика происходящего?

Каждый из читателей волен делать свои предположения, исходя из своего вкуса. Мне же понравился образ этаких хранительниц жизненной энергии: впитывают детскую энергию и юношеский максимализм у малышей и подростков, собирают излишки и отдают их пожилым людям, которым как раз этого задора, неуёмных сил не хватает.

Как человек, оставивший молодость позади, могу сказать, что мне часто не хватает такой энергии. На многое из того, что вчера казалось простым и легко осуществимым, сегодня сил уже нет. Сил нет настолько, что и желание уже пропадает. В общем, тот самый период, когда оправдываешь собственную бездеятельность своей же зрелостью и жизненным опытом, хотя в глубине души и понимаешь, что это просто усталость.

Примерно об этом рассказ. Фантастическое же допущение состоит в том, что подобный обмен энергией между поколениями в реальной жизни, увы, невозможен.

Оценка : 9
«Земля осенняя»
–  [ 5 ]  +

artem-sailer, 21 марта 2022 г. в 21:32

Перечитывая Саймака, часто ловлю себя на мысли о том, что одна из центральных тем его творчества — антивоенная. Даже, я бы сказал, антиядерная. Это не сразу бросается в глаза, но если присмотреться, то эти мотивы проскальзывают во многих его произведениях. Вот и в этом рассказе уставший от постоянного напряжения, в котором пребывали обитатели времён Холодной войны, главный герой с головой отдаётся эскапизму. Как мне кажется, он сам придумал себе этот маленький городишко, застывший во времени, когда трава была зеленее, а люди ни о чём не переживали. Много лет он думает об этом месте, настолько сильно пытается отыскать его, что несуществующее место становится реальным. Возможно, впрочем, что реальным оно становится лишь для главного героя.

Могу ошибаться, но вроде бы Фрейд в своё время считал, что причина наблюдаемых им в клинике психозов кроется исключительно в переживаниях людей по поводу войны. Чуть позже он искренне недоумевал, почему война закончилась, а психозы продолжаются и даже появляются новые пациенты. Так может быть, дело в том, что несмотря на окончание войны, переживания по этому поводу никуда не исчезли? Ожидание войны, постоянное напряжение, вероятно, тоже не легче, чем переживания людей военного времени. Поэтому, думается, страхи времён Холодной войны, длившейся, кстати говоря, десятилетиями, кого угодно могли свести с ума и завести в ловушку собственных навязчивых идей.

Оценка : 8
«Изгородь»
–  [ 5 ]  +

artem-sailer, 15 марта 2022 г. в 19:01

Я бы даже сказал, что рассказ психоделический — глаз там появляется. Да и вообще, такое ощущение складывается, что главный герой всю жизнь будто бы находился во сне, а вот сейчас проснулся и с растерянностью оглядывает окружающий его мир. Столько лет жил, но даже как-то и не задумывался, откуда берутся продукты питания или одежда.

Возможно, не до конца понял заложенную автором мысль, но сложилось впечатление, что это такая насмешка над современным человеком, погружённым в свои дела, которые зачастую с реальностью слабо соотносятся, в то время как в мире творятся странные вещи.

Ну, и возможно, главный посыл — в том, что нельзя отрываться от своих корней, забывать о своей природе, иначе рискуешь оказаться в такой же ситуации, как герой этого рассказа: что там откуда берётся, где мы вообще находимся, по каким законам живёт окружающим мир.

Оценка : 8
«Пыльная зебра»
–  [ 5 ]  +

artem-sailer, 13 марта 2022 г. в 19:37

Отличный рассказ — больше юмористический, чем претендующий на какую-то глубокую мысль или НФ-идею. И — что неимоверно радует — почти как всегда у Саймака, обитатели параллельного мира оказываются хорошими покладистыми ребятами, с которыми, как оказалось, даже можно завязать взаимовыгодный бизнес, обмениваясь различными диковинными штуками, а потом приспосабливая эти штуки под свои нужды.

Однако закон сохранения вещества и энергии никто не отменял, то же самое можно сказать и о бизнесе: если вдруг прибыль сваливается на тебя буквально с неба, а точнее — из параллельного мира, то будь готов к тому, что когда-нибудь придётся терпеть и убытки.

Настолько здорово всё устроено у маэстро Саймака, что хочется, чтобы и в нашем мире всё было именно так!

Оценка : 9
«Куш»
–  [ 5 ]  +

god54, 01 марта 2022 г. в 18:35

С каждым произведением Саймака всё больше эффект разочарования. Наивный сюжет, абсолютно алогичный с точки зрения психологии, герои лишь слегка прорисованные, философские рассуждения на уровне первого класса церковно-приходской школы. В итоге к финалу чтения крепко уснул, а потом долго пытался понять о чём же рассказ. Однако, каждый решает сам, конечно, после прочтения.

Оценка : 5
«Дезертирство»
–  [ 5 ]  +

SHWY, 22 января 2022 г. в 13:48

Действительно очень напоминает рассказ Пола Андерсона, только написан значительно раньше, когда об освоении космоса можно было только мечтать, поэтому получилось смело и интересно. Меня, однако, смущает то, что из всех посланных один начальник оказался сознательным членом общества, а остальные сразу забыли о долге перед пославшей их Землёй. Конечно, везде хватает безответственных болванов и авантюристов, отправившихся к чёрту на рога за длинным долларом или чего там у них было, но чтобы все скопом — тут нужна более убедительная причина, может быть изменение сознания, происходящее при трансмутации, которое в случае с шефом дало сбой — в общем, этот вопрос оказался у автора непроработанным, да и весь «роман» выглядит эскизом к чему-то большему, требующему развития и продолжения.

При первом чтении в 60-е годы, как и сейчас, не заметил особой аналогии с «Формой» Шекли, действительно блестящей остроумной вещью.

Оценка : 7
«Берлога»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 19 января 2022 г. в 10:10

Для Саймака очень слабенько: скучное повествование, странная надуманная фобия, в которую трудно поверить и, наконец, супернаивная душещипательная история о том, что операцию марсианину способен сделать только один человек в мире, а именно тот, который уже 30 лет не покидал своего дома (т.е. за 30 лет в мире не появилось ни одного нового специалиста в этой области, а наш герой за те же 30 лет добровольного заточения так ничего из своих знаний и умений и не растерял). Ну можно ли в это поверить? Впрочем, также, как и в то, что стадное животное «человек» способно долго прожить без реального общения с другими людьми.

Кстати, зачем вообще писать о людях, которые не могут при необходимости преодолеть свои фобии. В чем смысл демонстрировать читателю то, что многие люди слабы и не способны на требуемые от них решения/действия. Это-то мы и так все знаем :(.

Оценка : 4
«Братство талисмана»
–  [ 5 ]  +

Кропус, 24 декабря 2021 г. в 20:16

Единственный фэнтезийный роман Саймака, который мне действительно понравился (Возможно некоторую роль в этом сыграл блестящий перевод Моргуна). «Заповедник гоблинов» я чистой фэнтези не считаю. Почему именно он? Сейчас объясню. Все три фэтези-квеста Саймака построены по единой схеме. Очень пёстрая группа, постепенно обрастая спутниками идёт через местность в которой обитает зло. Но если в «Паломничестве» и «Зле» цели героев очень условны, и явно нужны лишь для того, что бы их отряды могли вдоволь поприключаться, то здесь же она вполне конкретна, и всяческого уважения достойна. Для верующих же людей, а никакими другими герои романа просто не могут быть по определению, вообще никакому сомнению не подлежащая. Во-вторых. Других два текста оставляют ощущения фрагментарности. Герои побеждают в стычке в пункте А, и идут в пункт Б, где их ждёт новая стычка никак не связанная с первой. Силы зла здесь больше напоминают матерелизавшийся закон термодинамики. Этакий безликий хаос, который просто бьёт по всему, что шевелится, но как личностями героями не интересуется. «Братство» же оставило ощущение цельности. Герои преследуют свою цель: добраться до Оксфорда и их действия в общем-то мотивированы и логичны. Зло тоже логично и целенаправлено. Целеноправлено в рамках сюжета и в глобальной мотивации. Последняя доподлинно неизвестно, но есть убедительные гипотезы.

Хорошо показана теплые отношения внутри компании. Да, согласен, некоторые спутники мобильность группы явно снижают, но тут Саймак следует Толкиену, где истинную победу над злом одерживают вовсе не великие герои. Очень впечатлил образ плакальщиц. Все думают, что они оплакивают несчастья мира, а они на самом деле эти несчастья смакивают, купаются в них словно свинья в грязи. Возможно вообще   являются энергетическими вампирами. К сожалению, это только один эпизод и образ не развит. Но мне встречались такие люди и в реальной жизни, увы.

Неожиданный же финал, произвёл впечатление даже на атеиста вроде меня. Хотя обдумывая после прочтения текст, понял, что автор всё же немножко его подготовил. Смотри финальное озарение Дункана насчёт талисмана.

И последнее — осточертели многотомные опупеи. Приятно было перечитать относительно компактный текст

Оценка : 8
«Заповедник гоблинов»
–  [ 5 ]  +

olga.sb, 19 декабря 2021 г. в 23:29

Хотите краткое погружение почти во все темы фантастики? Тогда добро пожаловать в Заповедник гоблинов! Здесь вы найдете не только гоблинов (хотя и их тоже) с баньши, феями, пикси и прочими милыми мифическими существами, которых в далеком будущем научились видеть и принимать как данность. Здесь также будет привидение, которые может и не выпьет с вами кружечку эля, но составит компанию и выслушает. А еще неандерталец и сам Шекспир, которые попали из прошлого с помощью давно поставленной на поток машины будущего. Плюс милейший тигренок-биомех, восстановленный из ДНК саблезубого хищника (ну и его хозяйка).

И впридачу инопланетяне всех мастей – от вымирающих цивилизаций, которые желают передать накопленные знания за крохотный артефакт, и до подозрительных колесников, которые представляют собой рой насекомых в банке.

Вполне интригующий клубок, не находите? И в центре этой вполне стройной фантасмагории оказывается профессор, который прибывает в Англию после исследовательского путешествия на другую планету и попадает чуть ли не на собственные похороны. Буквально. Потому что его скопировали при перемещении порталом.

Приключения по распутыванию этого клубка носят не детективный, а вполне линейный характер. То есть на героя просто сваливаются неприятности и подсказки, позволяя выяснить, что творится на самом деле. Небольшая вещь вышла на удивление необычной, динамичной и по-британски душевной, как посиделки в пабе с друзьями (хоть и с перерывом на разборки с пришельцами).

Но тут пришельцы не противопоставляются человечеству, а вливаются в это пестрое и яркое будущее. Очень люблю классиков фантастики за умение динамично, бодро и со смыслом завернуть!

Есть и другие классики фантастики: от Уэллса до Хайнлайна (у которого не только Звездный десант про пришельцев хорош, но и многие другие, те же Кукловоды).

Оценка : 7
«Сосед»
–  [ 5 ]  +

mputnik, 12 декабря 2021 г. в 08:44

На фоне нынешней фантазийной тусовки — очень даже позитивно и вполне себе статусно. В лавине пробователей, экспериментирующих с формами и стилями, выдающими обычную чернуху за новый взгляд на реальность — прямо-таки откровение. Было БЫ. Если бы не почтенный возраст — почти полные семь десятков.

И — тем не менее. Более чем рекомендую, уважаемый потенциальный читатель. Сей текст — самая настоящая Классика Фантастики, тот её светлый образ, который формировался изначально, и который — хвала Всевышнему — периодически прорывается на поверхность обычной нынешней текстовой речки, именуемой Фантастикой.

А если же ты, уважаемый потенциальный, всё ещё не вкушАл Саймака, то — вот она, возможность: попробуй, рассказ много времени не отнимет

Оценка : 8
«Однажды на Меркурии»
–  [ 5 ]  +

Zlata.24, 08 декабря 2021 г. в 09:26

Небольшой рассказ на тему контакта с инопланетянами. В этой истории скорее люди были инопланетянами, установив на Меркурии свою станцию по выкачиванию солнечной энергии и передаче ее на другие планеты.

А местные жители — забавные цветные шары — далеко не всеми воспринимаются как примитивные подражатели. Начальник станции понимает, что различия между людьми и аборигенами весьма значительны, и ни в коем случае нельзя относиться снисходительно к милым проделкам шаров. Его письмо-предупреждение на Землю служит финальной точкой с философским уклоном.

В целом рассказ заслуживает одобрения с учетом года написания (1941), однако этот же факт играет и отрицательную роль: читатель уже давно «наелся» такой литературы, подобные идеи не новы и не вызывают бурного восторга. Классика — она такая...

Оценка : 8
«Поколение, достигшее цели»
–  [ 5 ]  +

mputnik, 26 ноября 2021 г. в 18:52

С точки зрения деталировки аспектов проблематики — это, конечно же, более полная «картинка» Звездного ковчега, чем в первоисточнике (в «Пасынках…» Хайнлайна). И даже несмотря на то, что это всего лишь рассказ, а там — фактически — две полноценных повести. Но так уж устроен человек: не сравнивать и не оценивать — не получится, потому как «Пасынки…» — штука почти что мастодонтальная в литературном отношении, и «аспектная НЕполнота» материала — это аргументация сугубо на любителя.

Тут — почти как у Жванецкого, уважаемый потенциальный читатель: «…или идти по пять за большими вчера, или сегодня — по три, но за маленькими…». Кому что ближе. Советовать — как бы, не очень умнО. Однако — вполне возможно, уважаемый потенциальный, что моя аргументация может помочь тебе с выбором: читать или НЕ читать. Посему — выскажусь.

«Пасынки…» — это, прежде всего, Литература. Это книжка не про космолёт в космосе, а про людей в космолёте. Не про технологии, не про «философию» Звездного ковчега, не про задачи звездной экспансии. Про ЛЮДЕЙ. Лично мне она интересна имеет этим. Тот же факт, что все действо происходит в совершенно а-бал-ден-ных декорациях Светлого Храма Фантастики — так это — опять же, для меня лично — вполне закономерно: ничего окромя Фантастики уже много лет не читаю.

«Поколение…» же Саймака — это именно попытка осознания проблематики «ковчежный экспансии» как таковой. Удачная — наверное — попытка (ну, раз так много восторженных отзывов). На мой вкус — как-то уж больно суховато и рационалистично. Скрупулезно и схематично. Я бы даже сказал — «излишне серьезно», избыточно наукообразно.

Вот и смотри, уважаемый потенциальный, чего тебе ближе-то: «…по пять за большими вчера, или сегодня по три за маленькими…»

Оценка : 6
«Кимон»
–  [ 5 ]  +

Кропус, 16 ноября 2021 г. в 17:20

Читал очень давно и имел сильное впечатление. Недавно перечитал, специально для рецензии, впечатления до сих пор отличные: ну насколько вообще может впечатлять уже читанный рассказ. Не знаю насколько достоверно утверждение Groucho Marxа, что у повести изначально должен был быть депрессивный финал, но считаю, что нынешний вариант много лучше, да и хорошо вписывается в общую канву творчества Саймака.

Однако даже при первом прочтении у меня были вопросы. 1.Ну в то, что никто не вернулся даже узнав правду, поверить невозможно. Это за почти за сто лет-то. Люди они всё-таки не штампованные болванчики, они индивиды с разной психологией. Об этом уже многие рецензенты писали. Земля должна была хотя бы попытаться забросить туда высокопатриотичных агентов. Кимонцы, конечно, телепаты, но вполне возможно им просто наплевать агент или нет. Скорее всего так оно и есть. Почему не попробовать раздвоение личности под гипнозом или просто гипнотическую команду одному из отправившихся, что бы он в какой-то момент ну очень захотел вернуться домой. В повести написано, что они все боялись того, что на Земле узнав правду над ними будет смеяться. Но минуточку, на Кимон ведь отправляли лучших, а что на Земле эти лучшее вообще не нужны? Да таких высокообразованных людей в большинстве фирм просто оторвали бы с руками и ногами. Почему все так стремятся попасть на Кимон, если оттуда никто не вернулся и даже письма очень невразумительны. Невольно напрашивается мысль о промывке мозгов. Хотя, возможно, на момент написания эта возможность была мало известна. Но неужели на Земле повести-мира всё так плохо, что оттуда только и мечтают убежать? Возможно, нам ничего об этом не сообщается.

2. Сказано, что будучи телепатами кимонцы не могут играть в спортивные игры, даже подвижные. А собственно почему. Ну шахматы — понятно, а тот же футбол. Там многое зависит от чисто физических параметров. Конечно, стратегия есть и там, но многие решения игрокам приходится принимать мгновенно, так, что телепатия тут не поможет. Да и насчёт шахмат я не был бы так уж уверен: в конце концов есть и блиц-турниры.

3. А как собственно обеспечивается, что на Кимон попадают именно лучшие? А контрабандно никто не пробовал попасть. Было сказано, что что бы доставить героя корабль отклонился от маршрута. В тексте негде не был сказано, что Кимонцы требовали именно лучших Землян. Как я понял, это было собственное решение Земли.

Но несмотря на эти ляпы, текст меня всё равно впечатляет и именно концовкой.

Оценка : 10
«Гуляя по улицам»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 09 октября 2021 г. в 21:46

Злободневное размышление на тему эпидемий. Бомж Эрни обладает уникальным даром исцелять людей от болезней, просто пройдя мимо них на определенном расстоянии. Правительство США наняло его, чтобы поправить статистику заболеваемости населения. Если б только в Вашингтоне знали, КОГО они наняли...

Возможен ли вариант такого вируса, что истребляет в зараженном организме все остальные вирусы? Вполне возможно, только вот для такой процедуры ему было бы мало нескольких часов. Вирус — неживое образование, поэтому действует случайно, а не целенаправленно: наряду с больными клетками он будет заражать и здоровые. Причем, последних будет больше. Так что симптомы нового заболевания проявятся раньше, чем изчезнут симптомы прежнего. Поэтому никакого «излечения» наблюдаться не будет. Автор просто специально сбивал читателя с толку, чтобы в финале повторно удивить его, вывернув сюжет наизнанку. Популярный прием «малой формы», который всегда срабатывает. Несмотря на определенные натяжки с достоверностью, к сюжету, в общем-то, больших претензий нет. А вот к его реализации... Автор решил выстроить сюжет в диалогах персонажей. Это не есть хорошо! В такой форме невозможно создать полноценный образ своего героя, который бы заставил читателя сопереживать. Да и никаких героев в рассказе нет, ибо все персонажи говорят по очереди, потому их вес в рамках произведения получается одинаковым. Кроме того, в диалогах нельзя передать соответствующую атмосферу скрытой угрозы, ибо персонажи заранее окрашивают свои фразы эмоционально, а голая правда всегда должна быть нейтрально-информативной — эмоциями ее одаривает читатель. В итоге, у автора не вышло никого напугать. Хотя задуматься о необычной природе «пациента №0» он всё же заставил. Кто знает, сколько таких вот Эрни бродят сегодня по просторам России, заражая беспечных сограждан...

-----------------

РЕЗЮМЕ: необычный взгляд на распространение эпидемий. К сожалению, автор выбрал не совсем подходящую форму изложения своей идеи, из-за чего поломал ровно половину кайфа от ее чтения.

Оценка : 7
«Детский сад»
–  [ 5 ]  +

artem-sailer, 30 августа 2021 г. в 21:28

Просто-таки программный для всего творчества Клиффорда Саймака рассказ. Квинтэссенция идей самого великого гуманиста от фантастики: загадочные и могущественные пришельцы принуждают людей к миру, нейтрализуют их военный потенциал и принимают в некую галактическую школу цивилизаций. Впрочем, герои рассказа предполагают, что речь идёт всё же не о школе, а всего лишь о детском саду.

А почему бы и нет? В отзывах многих проскальзывает недовольство тем, что пришельцы, мол, за нас решают, навязывают и вот это вот всё. А как по-другому? Что им делать — сидеть и ждать, когда мы сами себя уничтожим? Благо, хоть увидели в нас существ, наделённых каплей разума и приняли решение сохранить то хорошее, что в нас есть. Иногда нужно и силой вдалбливать в голову здравый смысл.

Я вот сижу и думаю — а не поздно ли? Надеюсь, что нет, что не всё ещё потеряно...

Оценка : 8
«Куш»
–  [ 5 ]  +

artem-sailer, 22 августа 2021 г. в 00:23

Классный рассказ, очень понравился.

Во-первых, герои. Этакие галактические рыцари без страха и упрёка, космические джентльмены удачи, держащие нос по ветру и чующие плохо лежащий доллар за добрый парсек. Ближе к концу выясняется вдруг, что не такие уж они и меркантильные неудачники, не такие уж алчные злодеи.

Подобно Остапу Бендеру, всю жизнь вожделевшему получить заветный миллион на блюдечке с голубой каёмочкой. А получив его, великий комбинатор, как известно, впал в депрессию на грани безумия — ведь смысл жизни претворился в реальность, а что делать дальше?!

Поэтому ограбление на румынской границе Остап воспринимает с лёгкостью — ведь таким образом он избавляется от ставшего ненавистным миллиона и теперь всё можно начать заново, с нуля. Прощай, тяжкое бремя! Здравствуй, жизнь, ты — прекрасна!

Так и наши герои, получив тот самый большой куш, потеряли цель и стали несчастными. Но сбросив его с себя, вновь готовы к приключением, которые на самом деле и являются их самоцелью и сутью существования.

Во-вторых, очень понравилась идея о том, что любое разумное создание, вкусив плод познания, став на ступень выше и образованнее, становится также и существенно более нравственным. Аксиома, которую, судя по отзывам, многие не желают признавать, а зря. Таким вот образом, загадочные и мудрые инопланетяне автоматически исключают возможность того, что их знаниями завладеют недостойные.

Отличный рассказ, в котором в лёгкой, непринуждённой, приключенческой форме даны довольно глубокие вещи.

Оценка : 9
«Прелесть»
–  [ 5 ]  +

artem-sailer, 17 августа 2021 г. в 21:15

Забавный рассказ, не претендующий на глубокие смыслы и тайные подтексты — по крайней мере мне так показалось. Читается легко, много диалогов, споров и острот, действий. Приключенческая юмористическая фантастика, главная цель и идея которой — рассмешить на субстрате извечной темы — взаимоотношения мужчины и женщины. Герои простецкие, за образом влюбившейся в людей машины кроется образ взбалмошной и недалёкой дамочки, начитавшейся романтических историй.

Забавно, легко, непринуждённо.

Оценка : 8
«Достойный противник»
–  [ 5 ]  +

artem-sailer, 15 августа 2021 г. в 22:11

Классный рассказ, идея, хоть и простая, лежит на поверхности, но очень достойная. Достойная пера великого писателя-гуманиста. Как и во многих других рассказах Саймака, людей тут поучают более мудрые и даже более человечные представители иной цивилизации — на этот раз облекая войну в космическом пространстве в качестве игры, вроде межзвёздных шахмат, без жертв и разрушений.

Действительно, если так подумать, то получится, что есть среди людей такие особые индивидуумы — которых хлебом не корми, но дай подвигать пешками и фигурами. Может даже оказаться так, что они беззлобные и вовсе не кровожадные, не жестокие, просто в детстве никто не играл с ними в стратегические игры — вот и хочется им наверстать упущенное. Звучит это, конечно, страшновато, однако в этом рассказе Саймак предлагает компромиссное решение — космические шахматы с участием реальных боевых кораблей, но без настоящего кровопролития.

Утопия, скажете вы. Но из разряда тех утопий, в которые хочется верить.

Оценка : 9
«Планета Шекспира»
–  [ 5 ]  +

Нортон Коммандер, 28 июля 2021 г. в 16:46

Когда я начал читать этот роман, мне он показался несколько нетипичным для Саймака. Тут мы видим разумный космический корабль, разум которого представляет собой слияние трёх человеческих разумов, объединение личностей, которые когда-то были людьми — монахом, учёным и светской дамой. Главный герой — единственный выживший член экипажа этого Корабля — оказывается в компании вместе с роботом на странной планете, где он знакомится с плотоядным инопланетянином. На планете есть межпланетный тоннель, который работает только в одну сторону — на планету можно попасть, но уйти через тоннель не получится. Я подумал, что для Саймака это довольно необычный сюжет, такое написать мог бы, например, Роджер Желязны.

И тут я вспомнил, что у Желязны есть роман, написанный в стиле Саймака — «Двери в песке». Многие в отзывах на этот роман отмечали, что Желязны передаёт в нём настроение произведений Саймака, будто копирует его манеру. Более того, написаны эти романы примерно в одно время — роман Желязны немного раньше, но книжные их публикации издаются и вовсе в один год.

И тут можно пофантазировать, что Саймак и Желязны, два выдающихся фантаста, однажды встретились на каком-то мероприятии, или общались в переписке, и договорились, заключили пари, что каждый из них напишет роман в стиле друг друга; или даже обменялись сюжетами либо завязками сюжетов. И при этом они решили не сообщать общественности о своей задумке.

Конечно, скорее всего, ничего подобного не было. Просто это было время рассвета жанра фантастики, а может и наоборот некоторого кризиса жанра, когда авторы экспериментировали с новыми приёмами, испытывали взаимное влияние, старались писать оригинально.

Так или иначе «Планета Шекспира» это явно один из лучших романов Клиффорда Саймака. Тут не так много действий, зато много философии, и этим он заслуживает высокой оценки. Но высшую оценку мешает поставить только некоторая условность сюжета — корабль с Земли оказывается на планете Шекспира практически в тот момент, когда там начинают происходить события, которые веками ждали своего часа. В остальном роман на высоте.

Оценка : 8
«Пыльная зебра»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 17 июля 2021 г. в 08:58

Шутливый рассказ на столь любимую автором тему коммерции с неземлянами. В общем, тот же «Необъятный двор», только в профиль :).

Написано очень простенько, как мэтр и любит, герои — люди простые, такие же как мы с вами, и это тоже как-то сближает читателя с рассказом: всегда можно попробовать поставить себя на место главного героя. Но... шутка есть шутка, и если кто-то ожидает здесь хорошо проработанного логичного сюжета, то он ошибается. Думается, для творчества Саймака рассказ средненький, а для читателя вроде бы как проходной: прочитал — улыбнулся — забыл. Только вот почему-то эта история, в которой пыль валом валит в квартиры почтенных американцев, отлично помнится уже на протяжении более полувека :).

Оценка : 7
«Пересадочная станция»
–  [ 5 ]  +

WoroH, 21 июня 2021 г. в 17:27

Наивная неспешная 70-х годов социальная фантастика, где

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
обычный парень, которому ни с того, ни с сего доверили необычное дело, загадочный дом, непонятные инопланетные артефакты, добрые, понимающие, на веру сочувствующие ЦРУшники, злые глупые фермеры, глухонемая избранная, жидкие и светящиеся и, конечно, бесконечно мудрые инопланетяне, входящие в галактический совет, куда наша земелька со своими войнами еще созрела попасть.

Посыл антимилитаристский, скорее свойственный для фантастики времен холодной войны. Да, это актуально и сейчас, но совсем нереально. Нет таких людей и полномочий, не бывает. При первом же обнаружении нестареющего человека, к его дому бы подъехали танки, при первом же обнаружении трупа инопланетянина открылась бы Зона 57. Ощущения от романа, прочитанного на страницах журнала «Юный техник». Когда-то и такие рассказы будоражили воображение, некоторые до сих пор помню. Но... есть фантастика вечная, а есть устаревающая. Это один из примеров последней.

Оценка : 6
«Игрушка судьбы»
–  [ 5 ]  +

Ольгун4ик, 12 июня 2021 г. в 19:59

Если кто-то ещё захочет почитать эту книгу, то в аннотации огромный спойлер. Предложить переделать не могу, так как впечатления от книги сомнительные. 180 электронных страниц я читала больше 3 недель. И это Саймак.

В общем, если бы героями были бы мальчишки и девчонки детсадовского возраста, это было бы понятней. Немотивированная агрессия, капризы, истерики на пустом месте — всё здесь присутствует и не украшает странную историю странных поисков в странном мире.

То есть, представьте себе живёт красивая и умная, пусть будет, что шестилетняя девочка. Живёт себе в стране, где нет взрослых. Встречает однажды одного особенного (слепого) мальчика лет 4-х, второго, тоже лет 5-6-и, нелюдимого, но желающего стать и людимым, и любимым. А его никто не любит. А девочка жалеет обоих и помогает. И тут появляется ОН. Взрослый мальчик лет семи, с рогаткой, умеющий классно гонять двухколесный велосипед. И девочка, уже зная свою привлекательность, имея множество конфет, уговаривает этого мальчика покатать их всех на крутом гоночном велосипеде, который есть у девочки, но который «не слушается» её, и попутно найти ещё одного «мальчика», который пропал несколько десятков лет назад. А найти поможет слепой мальчик, которого кто-то или что-то сильно зовёт. А главный мальчик не просто хулиган, он мошенник, его разыскивают в галактике, причём не по надуманному поводу, а по разгильдяйству, приведшей к трагедии для многих людей. И только старая добрая Земля — очень старая и очень добрая.

Вот так, если самовольно изменить возраст героев, то все диалоги, почти до самого конца, будут меньше резать слух, зрение и логику.

В общем, приехали эти условно взрослые дети на планету, куда «звали» слепого, чуть не погибли из-за лошадей-качалок с характером, разгромили склад, нашли странного деревянного идола, потом застрелили дерево, потом слепой «мальчик» пропал, а главный «мальчик» почти умер, но выжил, потому что его спас ещё один случайный попутчик из детского сада другой вселенной.

Потом они походили по планете, поссорились, потеряли другого мальчика насовсем, плюс все лошади сбежали, потом они нашли другую лошадь, хоть и из того же странного стада роботов лошадей-качалок, попутно разыскали и спасли блок питания робота пропавшего человека и даже починили. При этом убив одного кентавра в бою. Больше эти кентавры не появлялись.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

И нашли того, кого искали.

Потом опять ловушка из грёз. Потом они расстались. Потом робот нашёл выход. Потом они снова встретились. Но их почти убили. Но ... А здесь тот спойлер, который в аннотации. И главное, чего роботу было стараться? И если их грёзы те же, что и у пропавших человеков, так как я не поверила в доброжелательность и правильность странной «мадонны», то они все умерли, хотя могли бы улететь. Но...

И у меня только один вопрос. С чего гном повесился?

«Найт чувствовал себя счастливым, когда писал эту ерунду, не понимая её никчемности. Его это совершенно не волновало.»

Цитата из книги об одном великом путешественнике, которого искали герои, а он не нашёл свой рай, но так и не узнал об этом.

Очень удивили не критические, а доброжелательные и даже восторженные отзывы к этому роману от вполне адекватных и взрослых людей. В общем, я для этой книги уже устарела. Поздно знакомится с любимым автором заново. Хоть бы те романы, которые люблю, не разонравились бы. Хоть бросай перечитывать насовсем.

Оценка : 3
«Всякая плоть — трава»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 02 июня 2021 г. в 22:44

Каков будет наш первый Контакт и кто окажется «с той стороны»? Наверное, каждый разумный человек задумывался над таким вопросом в определенный период своей жизни. Жизни, которая вдруг перестала удивлять своими чудесами, утомляя вместо этого ежедневным однообразием. Не секрет, что всем нам, молодым и старым, образованным или не очень, мужчинам и женщинам, хочется жить интересно и увлекательно, чувствовать себя живыми и нужными обществу, в полной мере ощущать биение пульса жизни и наслаждаться ее маленькими и большими дарами. В своих мечтах каждый воображал себя героем, сражающимся с сотней врагов, совершающим великие открытия, покоряющим умопомрачительные просторы безмолвного Космоса или мрачные глубины Мирового океана. Почему мы вообще задумываемся о подобном? Думаю, во всем виновата матушка-природа, вложившая в наши гены стремление к новому и неизведанному, к постоянному совершенствованию своего естества, к прогрессу и победе над самим собой. Без такого качества человек никогда не смог бы подняться над миром живой природы, обрести разум и создать свой собственный мир — ноосферу (говоря языком Вернадского). Многочисленные литературные герои по воле своих авторов неукоснительно следуют этому желанию, восхищая нас своими подвигами и вдохновляя на опрометчивые поступки. Они во многом идеальны и почти не ошибаются. Крайне сложно быть похожими на них.

Брэдшоу Картер, главный герой романа «Всё живое...», вовсе не такой. Он не обладает ни силой Геркулеса, ни умом Эйнштейна, нет у него и такой родословной, как у Пола Атрейдиса. Ему просто повезло оказаться первым из людей, с кем вступила в контакт инопланетная раса. Правда, слово «повезло» тут, наверное, не совсем подходит: его дом сожгли, а его самого оклеветали, представив общественности чуть ли не террористом. От физической расправы с ним власти города удерживает лишь одно — Барьер. Именно так — с большой буквы. Невидимая граница, отделающая Милвилл от остального мира, преодолеть которую не силах ни одно живое существо. Создали Барьер те самые инопланетяне, с которыми Картер вступил в контакт. Поскольку он не был супергероем, то сразу наделал целую кучу ошибок и едва не поставил свой мир на грань ядерной катастрофы. Почему я сказал «свой мир», а не «свою планету»? Да потому, что инопланетяне тоже родом с Земли, просто живут в другом временном измерении. Здесь Саймак продолжает развивать свою идею о смежных мирах, отличающихся по временной координате, высказанную впервые в другом своем романе («Город»). Еще одна необычная черта этих якобы инопланетян состоит в том, что они даже не животные, а растения! Когда-то другая неизвестная раса создала их в целях сохранения добытой информации. Теперь они странствуют из мира в мир, делясь с их обитателями своим знанием и получая взамен территорию для обживания. Только вот с нашим измерением вышла небольшая накладочка — своего представителя инопланетные растения выбрали явно неудачно: мало того, что он слабоумен с детства, так вдобавок еще и не хочет ни с кем общаться...

Как вам такая завязочка?! Вот и я тоже обалдел — фантастика и без сверхгероя? Однако, автор доказал нам справедливость поговорки: «Не боги горшки обжигают.» Не всегда ж сверхгероям спасать Землю! Другие тоже кое-что могут. За их потугами наблюдать весьма интересно, ибо ставить себя на их место как никогда просто. Читаешь и сравниваешь, как бы ты поступил в аналогичной ситуации. Нечто вроде романа, максимально приближенного к обыденной реальности. Вполне реальны не только жители захолустного городка, но и правительственные чиновники, решающие где-то «наверху» свои собственные задачи. И решают они их так же плохо, как и главный герой. Забавная ситуация: выигрывает тот, кто справится хуже. Где вы еще найдете нечто подобное?! Автор вывернул наизнанку всю логику, но, тем не менее, смог привести действие к ожидаемому исходу. Правда, сам финал не показался мне убедительным: слишком уж он тривиален, ничего неожиданного или оригинального в нем нет. Я бы на месте инопланетян высказал по этому поводу пару десятков претензий. Но в романе до этого дело не дошло, и потому сюжет в самом конце немного «провис». Хотя в целом роман всё равно выглядит достойно, ибо читается взахлеб, порождая в голове множество вопросов по поводу Первого Контакта.

Особо интересными мне показались мысли о большой зависимости человека от растений (для него они и пища, и топливо, и лекарство) и рассуждения об особенностях их разума (где это видано, чтоб цветы вели философские беседы?!).

---------------

РЕЗЮМЕ: очередной взгляд на проблему Первого Контакта, удивляющий своим нестандартным подходом. Общий вывод из написанного совпадает с моим собственным: человечество еще не готово к диалогу с чужим разумом, как не был готов к этому и сам Картер. Нам бы разобраться с собственными проблемами...

Оценка : 8
«Проект «Ватикан»
–  [ 5 ]  +

Грант, 10 мая 2021 г. в 19:59

К сожалению, довольно слабый роман — да, и у маэстро бывает такое. Постараюсь пояснить это мнение.

Начинается роман бодро, как и положено космическим рейнджерам. Но далее... Очень много персонажей. Очень много диалогов. Очень много мест и пейзажей. Очень много допущений. Многовато инопланетных рас. Нелинейность повествования создаёт впечатление, что автор перепрыгивает от главы к главе. Диалоги и почти полное исчезновение экшена где-то к середине романа портят даже прекрасное впечатление эдакой пасторальной идиллии а-ля Торо. Не совсем понятна главная мысль, которую хотел выразить автор. Роботы, которые могут в религию — ну, господа Азимов и Шекли, пожалуй, были бы довольны... Ну может, господин Лем тоже. Но я читатель простой... мне подавай что-нибудь поинтереснее.

Не тратьте времени на эту книгу, другие романы Саймака намного лучше.

Оценка : 3
«Сделай сам»
–  [ 5 ]  +

Кропус, 09 марта 2021 г. в 23:45

И так герою не о чём заботится не надо. Всё сделают за него роботы. Вот только он этому почему-то не рад. А интересно, в этом мире можно куда-то сбежать, что бы все эти эти роботы его не нашли? Или это уже бессмысленно и роботы планируют «Облагодетельствовать» всех подряд. Судя по темпам самовоспроизводства — да.

Но если внимательно присмотреться к тому, чем он занимался раньше, то в его действиях тоже нет особого смысла. По существу компания «Сделай сам» просто рассылает всем огромные конструкторы. И люди собирают их что бы просто убить время.

Складывается впечатление, что в этом рассказо-мире люди избавились от большинства житейских проблем. Вот только в замен этого никого стоящего занятия для себя или общего дела найти не смогли. И кстати, каким вообще должно быть это общее дело? Если бы это писалось в наше время, то герои наверное баловались бы ролевыми играми.

В казалось бы шуточном рассказе, ставятся серьёзные проблемы. В том числе и может ли разумный робот быть собственностью. Более серьёзно тема разработана у Азимова в двухсотлетнем человеке.

Но мне кажется, в описании судебного процесса есть одна юридическая или логическая ошибка. Если признаётся, что робот не является собственностью, то это вовсе не значит, что он имеет права человека. Простейший пример: животные в заповедниках собственностью не являются, но никто в здравом рассудке не считает их равными людям. А уж их размножение точно надо контролировать иначе они с таким рвением самовоспроизводящиеся, будут воспроизводится точно бактерии.

Оценка : 7
«Грот танцующих оленей»
–  [ 5 ]  +

URRRiy, 07 марта 2021 г. в 16:46

Гармоничная история человека с очень редкой мутацией, изложенная Клиффордом Саймаком предельно грамотно. Действительно, тема заставляет читателя задуматься — дар или проклятие такая возможность, и как выжить, не привлекая внимание санитаров.

Конечно текст не особо сложный, но и простецким для простецов его тоже не назовешь.

В общем, вполне вероятно, что свои премии автор заслужил не только за имя, но и собственно за художественные достоинства рассказа.

Рекомендую — это знаковая вещь для читателя фантастики.

Оценка : 8
«Эпилог»
–  [ 5 ]  +

artem-sailer, 19 ноября 2020 г. в 16:02

Несмотря на много раз звучавшее тут мнение, что девятое предание не является обязательным, мне оно показалось наиболее логичным завершением знаменитой мифической саги. «Простой способ» тоже хорошо смотрится в качестве концовки, но «Эпилог» подводит жирную и монолитную черту под циклом. Вот теперь добавить уже действительно попросту нечего.

Никого не осталось: Псы в другом мире, существуют ли до сих пор люди, в принципе неизвестно. Сменившие всех муравьи — и те исчезли. На целой планете остался один лишь Дженкинс. Трогательный и мудрый — он пережил всех, но теперь ему и поведать об этом некому. Он так и останется в усадьбе Вебстеров, сидеть в кресле и до скончания времён, вероятно, до самой тепловой смерти Вселенной будет перебирать в голове эпизоды своей долгой жизни. Старается от них, от памяти избавиться, но разве так можно? Хочешь или не хочешь, но память — вещь своевольная.

Остался лишь Дженкинс, и Землю теперь можно называть мёртвой. Мыши — не в счёт. Максимум, чего от них можно ожидать, — это подъедаться сыром из рук робота-патриарха.

Можно согласиться с комментариями предыдущих читателей, что последнее предание не особо содержательно по смыслу, по фактам, однако, в свою очередь, нельзя не признать, что по эмоциональной нагрузке «Эпилог», быть может, намного сильнее всех остальных частей. В общем-то, так и должно быть, эпилоги на то и придуманы.

Сказка закончилась! Занавес!

Оценка : 9
«Эзоп»
–  [ 5 ]  +

artem-sailer, 18 ноября 2020 г. в 17:39

Основная мысль, заложенная в седьмое предание цикла «Город», как мне кажется, должна читаться так: новое начало.

Новое начало для всего человечества. Люди отбросили пережитки прошлого, груз, накопленный за несколько предыдущих тысяч лет развития. Продвинутая и отягощённая знаниями верхушка осталась в Женеве, сознательно изолированной от всего остального мира Джоном Вебстером. Остатки, подобные детям малым, обитали по лесам, мастерили лук и стрелы. Единение с природой, в общем, возврат к истокам.

Патриарх робот Дженкинс решает, что эти самые полудикие люди достаточно очистились от шелухи, за пять тысяч лет обнулили свой разум, а это означает, что можно попробовать сначала. Возродить созидательный труд, а не пережёвываемую из века в век жвачку, эпоха застоя закончилась, настало время нового витка.

Любопытно, что теперь уже не вебстеры являются для Псов богами, их место занял Дженкинс — тот самый, что начинал обычным слугой у Вебстеров в середине ХХI века. И одновременно с этим Дженкинс становится мессией для ведомых им людей. Ещё бы — кто он и кто они? Он, проживший семь тысяч лет, наимудрейший, всезнающий, имеющий все основания, знания и навыки для того, чтобы руководить, вести человечество. И они — всего лишь люди, вертящие в руках лук со стрелами и поедающие на пикнике бутерброды, которые сделали для них роботы.

Логично было бы поставить тут жирную точку, был бы такой финал с открытым, но счастливым концом, рассвет в новых мирах. Однако впереди ещё одно каноничное предание и одна, как сказал бы комментирующий тексты Пёс, поздняя вставка.

Оценка : 9
«Поколение, достигшее цели»
–  [ 5 ]  +

Кропус, 12 ноября 2020 г. в 11:50

Всё было сказано до меня и сказано хорошо. Добавлю лишь, что в рассказе пропущен сам процесс посадки, и это не случайно. Управления гравитацией в корабле явно отсутствовало иначе тяжесть во время полёта не создавалось бы центробежной силой. А значит посадка с её бешенными перегрузками была бы потрясением для всех. Автор её намеренно пропустил.

Оценка : 8
«Мираж»
–  [ 5 ]  +

romanpetr, 16 сентября 2020 г. в 23:23

Чудесный рассказ от Клиффорда Саймака! Читал его много раз в прошлом, но вот решил немножко освежить память и...приятные воспоминания нахлынули. Действительно прекрасный рассказ: очень лиричный, немного грустный , содержащий в себе глубокие философские нотки. Что нравится сразу — так это богатый литературный язык мастера! Читая его пасторальные описания природы и окружающего мира другой раз просто завораживают настолько, что искренне проникаешься всей душой. Для других писателей, и не только начинающих, такое произведение может стать отличным учебным пособием и подсказать, как нужно творить.

Ричард Уэбб, прибывший на Марс в поисках древнего города, нанимает двух местных сорвиголов-проводников из типа лучших из худших, потому что других не было. И в сопровождении оных прибывает где-то в середину марсианской пустыни, где встречает шестерых древних жителей этой планеты, страждущих найти до полного комплекта Седьмого, иначе продолжение их рода оборвется...

Казалось бы отличное начало, которое гарантирует развитие лихого сюжета, но Саймак очень тонко сконцентрировался на главном герое, переведя рассказ в русло приключений одного главного героя, которому предстоит преодолеть многие опасности, избежать неоднократно смерти, встретить чудом «Седьмого», найти город, но самое главное, найти и постичь самого себя. Здесь Саймак протянул из далекого времени очевидный философский контекст, где можно понять, что ни одними мирскими радостями живет наша душа, что есть нечто более отдаленное , но воспринимаемое, что может продлить наше существование в ином образе и в ином мире или ... мираже.

Не все так конкретно расписано у автора, но в мелких деталях мозаики, которые постепенно складываются в один большой узор. И Саймак старается нас предупредить или уберечь от алчности и низости, которые мешают нам обогащать свой дух другими мирскими ценностями. Он показал, что человек должен быть выше привязанности к деньгам и вещизму, что он должен нести совсем другую добрую, открытую культуру, которой сможет заслужить себе место в другом мире ...

Рассказ очень рекомендуется к ознакомлению всех читателей, ибо здесь есть, что извлечь полезное для себя!

Оценка : 10
«Всякая плоть — трава»
–  [ 5 ]  +

majj-s, 29 августа 2020 г. в 14:20

Стена и Купол

Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал.

Люблю Клиффорда Саймака с детства, хотя много читать его не довелось, сначала не было возможности достать из-за книжного дефицита в СССР, после повзрослела и решила, что переросла фантастику. В целом — да, такую переросла. Не с мыслью обидеть, но «Все живое» сегодня воспринимается простоватым и наивным.

Прочесть роман заставила реплика к отзыву на кингов «Под куполом», который прежде читала, а теперь слушаю аудиокнигой, о том, что Кинг беззастенчиво воспользовался сюжетом Саймака. Нужно было уточнить. На самом деле, идея прозрачной стены, огораживающей маленький городок, впервые реализована во «Всем живом», Саймак, без сомнения, был мощным генератором идей. Но именно идей.

Вот появилась, откуда ни возьмись, стена. Невидимая, непроницаемая для людей, но беспилотные механизмы минуют ее без заминки. Значит не так все страшно, расслабьтесь, ученые найдут способ справиться с этой напастью, а пока государство найдет способ поддержать пару сотен своих налогоплательщиков продуктами и прочим. Интрига провисает, значит нужно ввести дополнительный фактор, который ее обострит. А именно — стена движется. Со скоростью пешехода, но этак, гладишь, всю землю перегородит.

Снова не страшно? О, телефон! В доме героя, у которого обычный телефон отключен за неуплату и вообще все сильно не айс, внезапно появляется аппарат без наборного диска, этакий агрегат для связи с одним абонентом, и оттуда ему сообщают, что если хорошо поработает, сможет получить полторы тысячи долларов — немыслимая для бедняги сумма. А потом он внезапно встречает свою первую школьную любовь, дочь местного богача, что давно покинула провинциальный Милвилл ради большого мира, но удивительно кстати приехала накануне событий навестить отца, да вот теперь и застряла.

А потом, так же внезапно, встречает городского дурачка, пропавшего десять лет назад. Беседует с папой возлюбленной, который, оказывается, перепрофилировал производство с молотилок и веялок на те самые диковинные телефоны, и хотя эта и другие инновации помогли его предприятию не разориться, относится к данайцам, нашептывающим идеи, как к троянскому коню.

А потом герой попадет в параллельный мир, место обитания того слабоумного, будучи допущен к контакту потому что: а). никогда не дразнил полномочного представителя цветов в нашей реальности; б) его собственный папа был тем, кто начал культивировать занесенные к нам ветром времени разумные цветы.

Много удивительных приключений, контактов, переговоров на самых разных уровнях: галактическом правительственном, соседском (закончится мордобоем). Но общее впечатление — простая и милая история, замечательно богатая яркими идеями, которыми компенсируются недостатки драматургии по принципу бога из машины: чуть действие пробуксовывает, выпрыгивает очередной и двигает его в нужном направлении. Достаточно пафосная, предугадавшая общее направление на толерантность в отношении альтернативно одаренных людей, с фирменной для Саймака развязкой, конвертирующей прежде не ценимое в бесценное.

Так а Купол что? Потянул Кинг идею? Ну, с тем же основанием можно утверждать, что Стругацкие во «Втором нашествии марсиан» воспользовались одной из здешних со своей синей пшеницей, а Лазарчук в «Пути побежденных» — с выжиганием мутогенного очага напалмом. Хотя Кинг все-таки лидер по числу заимствований, пристрастие Круга из «Доктора Сна» к любованию катастрофами перекликается со здешними вампирами времени.

Дело однако в том, что отголосок идеи, заживший собственной полнокровной жизнью в совершенно иных обстоятельствах, имеет смысл рассматривать как оммаж, бережный уважительный поклон одного автора другому. В «Куполе» Кинга все иначе, начиная с четкой базовой концепции, отличной от саймаковой, от которой не отклоняется на всем протяжении, детально продуманного мира, заканчивая сложнейшим переплетением межличностных отношений горожан и непростым взаимодействием с внешним миром. Разумеется, ни о какой вторичности не может идти речи,но предшественникам гран респект.

Оценка : 8
«Воспителлы»
–  [ 5 ]  +

Текстоплёт, 20 августа 2020 г. в 11:19

Главная цель рассказа — рассмотрение социальных и психологических аспектов жизни человека, которые меняются с возрастом.

По сути фантастического элемента здесь почти нет. Вместо инопланетян вполне можно было представить создание самими людьми каких-то новых видов воспитания детей, например.

Автор как будто выражает оптимистические надежды на то, что бояться новых методов воспитания и появления в жизни прогрессивных явлений не следует. Поначалу такой инструмент может даже напугать, что и случилось с Джонсоном Дином. Но потом может придти понимание этого процесса, если взглянуть на него под другим углом и обнаружить от него новую пользу, которая была не очевидной.

На мой взгляд, это очень хороший оптимизм в отношении нашего прогресса. Хочется надеяться, что так и будет происходить с развитием человеческого общества и удастся избегать причинения вреда. И всё же я бы не смог так же быстро, как Джонсон Дин, изменить своё отношение к воспителлам. Я бы так и остался напуган возможной угрозой их способа воспитания детей.

Оценка : 7
«Специфика службы»
–  [ 5 ]  +

Manowar76, 10 июня 2020 г. в 14:38

Гениальный рассказ.

Во-первых, ностальгия прописана на уровне лучших образцов мировой литературы, без скидок на «низкий» жанр.

Во-вторых, потрясающая своей неожиданностью развязка.

Я не вижу в сюжете никакой антиутопии. Только специфику службы.

И да, никакого «сбежавшего механика», очевидно, не было.

10(ГЕНИАЛЬНО)

Оценка : 10
«Изгородь»
–  [ 5 ]  +

Кропус, 04 мая 2020 г. в 23:10

Тот случай, когда интересную идею поводит реализация. Общество представленное здесь очень любопытно. Чем больше ты увлечён своей деятельностью, тем выше у тебя общественное положение. (Некий способ точно и количественно это определить есть). Но, ох уж это «но», один нюанс — пользой этой самой деятельности некто не интересуется. Все увлечения людей абсолютно самодостаточны и кроме них никому не нужны. Не трудно заметить, что и работа\хобби героя бессмысленно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Имея некий хроновизор, он изучает историю одного акра, вне всякого контекста его окружения. Он узнаёт, что однажды через него пробежал убийца, но самим преступлением не интересуется, оно ведь было за пределами этого самого акра.
Когда же он осознаёт полную бессмысленность занятия, его индекс увлечённости и соответственно уважение окружающих к герою стремительно летят в низ.

Никто даже не задумывается, а откуда в этом мире, собственно, всё берётся. Люди похожи на увлечённых муравьёв не видящих дальше своего носа. Осознания смысла деятельности отсутствует напрочь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Согласен с теме рецензентами которые написали, что по сравнению с этим тема инопланетного зоопарка вторична.

В конце концов герой, пусть и с чужой подсказки над многим задумывается. Что ж, его хроновизор ему в помощь, если не дурак то догадается, что с его помощью можно, наверное, разобраться, а как же люди оказались в такой ситуации.

Из всего выше написанного может показаться, что я в восторге от текста. Увы мне, нет. Как я уже писал, на мой взгляд подкачала реализация. Наверное, слишком уж коротко для подобной темы. Ни персонаж, ни мир не развёрнуты. А ведь у Саймака короткие социальные рассказы вполне получаются, например «Канал к судьбе», а вот этот как-то не вышел. Поэтому больше пятёрки поставить не могу.

Оценка : 5
«Развлечения»
–  [ 5 ]  +

lex_art, 26 апреля 2020 г. в 12:15

Рассказ про мечты. Цивилизация людей увядает. Дерзкие мечты у людей закончились. Не дерзкие — почти тоже. Мечты сохранились у роботов, но просто потому, что долгожители-роботы еще помнят тех людей, которые были способны мечтать. Впрочем, робот, который продолжает дело своих давно ушедших хозяев, на страницах книги всего один. Можно считать, что он аномалия. Или просто продолжатель воли своего хозяина. Его душеприказчик.

Главный герой решает доверить Землю расе, которая умеет мечтать о хорошем и оградить ее от своей человеческой расы, которая умеет мечтать о плохом. Сейчас она этого не делает. Нет причин. Но у главного героя как-то нет иллюзий насчет своих.

P.S. Человечество выработало хорошее лекарство от тотального понимания ближнего: понимать, но не делать это знание руководством к действию. И это уже никакая не фантастика. Подобную штуку давно изобрели и в нашем мире.

Оценка : 8
«Простой способ»
–  [ 5 ]  +

lex_art, 26 апреля 2020 г. в 10:20

Идеальный мир без насилия и убийств можно построить только тогда, когда у тебя в наличии есть бесконечное количество запасных миров. В этом случае можно будет наплевать на законы природы и творить что-то противоестественное, но согласующееся с твоей этикой и эстетикой, в планетарном масштабе. Но если твои ресурсы скромнее, и запасных миров у тебя нет, то так не получится. Придется как-то мириться со своей природой. И тогда уже ты будешь подгонять свою этику и эстетику под тот единственный глобус, который есть в наличии. Хорошо тем псам из повести. У них всегда есть выбор. Лишних существ можно отправить подальше. Опасный мир можно изолировать. Просто какое-то Мери Сью на уровне всей расы.

Оценка : 8
«Рай»
–  [ 5 ]  +

lex_art, 19 апреля 2020 г. в 09:55

У автора получилась действительно интересная мысль про то, что цивилизация вполне может строится на непонимании ближних. Кроме очевидных проблем в коммуникации это качество будет иметь и полезную сторону. Оно позволит человеку иметь что-то приватное в своей душе. Но вся штука в том, что человечество будущего рассматривает индивидуализм и оторванность от коллектива как отклонение. Жесткая точка зрения. Но с этим тоже можно жить. А по версии автора с этим даже можно жить так, чтобы не убивать инакомыслящих в течении 125 лет. А тут благодаря мутантам на человечество сваливается чудное изобретение, которое устраняет главную проблему цивилизации. А ведь на существовании этой проблемы на самом деле все и держалось. Грядут большие перемены и кое кому они сильно не нравятся.

Оценка : 8
«Перепись»
–  [ 5 ]  +

lex_art, 04 апреля 2020 г. в 23:46

Среди отшельников человеческой расы начали появляться мутанты. Люди, обладающие необычными способностями. Эти люди привлекли внимание мирового правительства результатами своей незаурядной творческой деятельности. В результате чего главный герой рассказа повстречался с одним из таких индивидов по имени Джо. Что больше всего поражает, так это социопатия персонажа, которая сочетается с гениальным интеллектом и сверхчеловеческими способностями (чтение мыслей, долгожительство). Главный герой видит в этой комбинации угрозу. А что качается меня, то я бы не очень переживал насчет Джо. Даже если тот задумал какое-то гениальное злодейство, то дело явно забуксует из-за отсутствия у персонажа методичности. Его конек — генерирование блестящих идей (космический корабль или развитие интеллекта у животных), но вот только воплощать эти идеи приходится кому-то другому (уже знакомым читателю по предыдущим рассказам Вебстерам). Автор идей тоже не безрукий и вполне может что-то делать сам (история с муравейником или история с починкой техники), но вот только интерес к уже придуманному у Джо не вечен: завтра ему в голову придет новая гениальная идея и она тоже потребует себе внимания и т.д. Имей Джо потребность воплощать придуманное, то давно бы уже вышел из леса и развернулся бы среди людей.

Оценка : 8
«Страшилища»
–  [ 5 ]  +

god54, 24 февраля 2020 г. в 19:13

Не так уж и много пишут авторы на тему контакта между цивилизациями столь различными между собой. Скорее всего они не могут себе представить в чём же эти различия могут проявиться. А вот Саймаку, как мне кажется, удалось найти различия и противопоставить их и довести ситуацию до критической. А уровень фантазии просто зашкаливает: выдумать полуразумные одеяла, цивилизацию растений и создать оригинальный сюжет не каждый способен. Рассказ уникален и интересен.

Оценка : 8
«Дурной пример»
–  [ 5 ]  +

mputnik, 01 декабря 2019 г. в 15:27

Какая прелесть. Какой сочный, жирный мазок «в картине маслом». В картине, свёрстанной «ихним» Мастером для «ихнего» восприятия. А потому — мастодонтально достоверной, отражающей тончайшие ньюансы менталитета и душевной организации, позволяющие разглядеть без микроскопа важнейшие отличия. Общество индивидуалистов, в котором каждый сам за себя, в котором смерть «на мирУ» вовсе не «красна», а — просто смерть, в котором «казаться, а не быть» — не просто суть времяпрепровождения, а — смысл самой жизни.

У нас же, в родимом Отечестве — сонмы таких городков, где на тысячу жителей — сотни и пяниц и хулиганов и прочих асоциальных элементов. И никто сего факта — просто не замечает. Потому как — так было всегда, и никакого горя тут нет. Мы — живём иначе. У нас ценность жизни одного, отдельно взятого человека — в том, чтобы обеспечить жизнь Рода. В том числе — жертвуя и собственную жизнь, и собственное здоровье, и — все прочее, что там по списку: благосостояние, моральный облик и т.д. и т.п. Самая популярная присказка в таких городках (да и во всех прочих) — «...не жили хорошо — неча и привыкать...». Это не просто юмор, это — Мудрость такая. Жизнеутверждающая.

Посему — рассказ просто ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ. Дабы — видеть, знать и понимать. Это — важно

Оценка : 7
«Грот танцующих оленей»
–  [ 5 ]  +

Шербетун, 15 октября 2019 г. в 18:24

Вечность в одном рисунке

«Грот танцующих оленей» — история мудрая, грустная и полная загадок. Хитрый автор держит читателя в неведении добрую половину повествования, придавая второстепенному персонажу видимость главного и внезапно переворачивая все с ног на голову.

Идея вечности, проживаемой в одиночестве, не нова, однако «Агасфер» у Саймака иной, неканонический, он также обречен на вечную жизнь, вот только за что и сам не знает. Он – свидетель многовековой истории человечества. Для героя это и кара и счастье, он избранник и изгой, ему нельзя долго оставаться на одном месте, нельзя привыкать к людям,.. Это произведение о тяге к жизни, о переосмыслении, о грузе одиночества, о цене, которую приходится платить за полученные знания, об ответственности человека за деяния человечества.

Лишь на несколько минут автор приоткрывает перед читателем полог времени, позволив взглянуть в прошлое, и тут же опускает его, отпустив тем самым и вечноживущего, но оставив надежду на новую встречу с ним и раскрытие многих тайн истории. Главное, что делает Саймак посредством произведения «Грот танцующих оленей» — дает возможность поверить в чудо, задуматься, подтолкнуть читателя к тому, чтобы старательно выверять поступки ради собственного будущего.

Оценка : 9
«Упасть замертво»
–  [ 5 ]  +

Gourmand, 01 сентября 2019 г. в 23:33

Не соглашусь с гуманистическим порывом коллеги Неискреннего.

Отсутствие нервной системы у куставров подразумевает и отсутствие эмоций. Больше того, отсутствие вкусовых ощущений тоже. Для того, чтобы тихо-мирно жить и наслаждаться этой жизнью, нервную систему иметь надо. А её-то у куставров нет.

Выбор главного героя для меня предстаёт совсем в другом свете. Если ты готов отринуть всё высшее, духовное, что в тебе есть, и скатиться до жруще-пьющего скота, то будь готов к тому, что ты именно в скота и превратишься: без чувств, без мыслей; станешь просто тупой горой мяса, управляемой бактериями.

Саймак описал идеальный круговорот скотства. И название рассказа это отлично подчёркивает.

Оценка : 9
«Дурак в поход собрался»
–  [ 5 ]  +

_xander_, 01 сентября 2019 г. в 13:11

Рассказ о том, что бывает, когда сверхъестественные возможности, фактически всемогущество, попадают не в те руки. И вроде бы благими намерениями (не считая банальной мести в паре случаев) продиктованы поступки деревенского дурачка Джима, а дорожка-то ведет тем же путем, что и в крылатом выражении... Честно говоря, по тексту рассказа не тянет Джим на дурака ни по мыслям, ни по поступкам — с тем же кизовским Чарли Гордоном не сравнить Он четко понимает ситуацию, осознает какую силу приобрел и вполне себе осмысленно ей пользуется по своим прихотям —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
захотел убил, захотел дочку убиенного утешил, захотел больные помидоры вылечил.
А уж когда он начинает «лечить» души человеческие (по своему разумению, конечно) тут вообще «туши свет». Несмотря на легкость чтения (и мою любовь к Саймаку, естественно) рассказ скорее не понравился. Кстати, в «гуслярском» цикле Булычева есть рассказ с очень схожим сюжетом — вот там как-то все более по-доброму вышло.

Оценка : 7
«Место смерти»
–  [ 5 ]  +

ensign, 29 августа 2019 г. в 22:12

Тот случай, когда фантастической допущение, на мой взгляд, чересчур фантастично и глобально. Солнце в виде сверхновой или путешествия во времени в сравнении с этим — мелочь и легко обыгрываются. В рассказе чувствуется ужас перед надвигающейся войной. Надо что-то делать! Во многих произведениях Саймака это является основной темой. И каждый раз предлагаются мягко говоря радикальные решения. То тотальное оглупление, то вовсе уничтожение электричества тем, кто не понимает последствий, а вот теперь знание будущего. То еще бремя для людей.

Оценка : 9
«Все ловушки Земли»
–  [ 5 ]  +

RomaSchkin, 18 августа 2019 г. в 22:25

Трогательный и душевный рассказ, читается легко и заставляет задуматься, главный герой — робот — симпатичное существо, почти человек, которому сочувствуешь и за которого переживаешь. Саймак выжал максимум из этого образа, еще и смог кратко описать довольно интересные приключения несчастного, устаревшего андроида. Но этого оказалось мало, философия в рассказе достаточно проста и даже примитивна, рассуждения робота интересны, но до поры до времени, пока не повторяются. Есть еще и несостыковки, как, например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ричард Дэниел приобрел свою суперспособность сканировать других роботов, корабли и даже людей

Плохим творение классика не назовешь, однако у Саймака есть рассказы и романы намного интереснее и увлекательнее, а при чтении «Все ловушки Земли» иногда хотелось спать.

Ожидалось большего, поэтому еле-еле натянул оценку 7. Рекомендация: читать если есть свободный час времени и нечем больше заняться.

Оценка : 7
«Пришельцы»
–  [ 5 ]  +

romanpetr, 27 июля 2019 г. в 21:50

Ознакомившись с романом великого классика НФ , вынужден был признать, что ожидал гораздо большего. Нисколько не сомневаясь в мастерстве и большом таланте незабвенного Клиффорда Саймака, этот роман можно оценить, как средней руки работой в его творчестве. Все-таки, согласитесь , но некоторые вещи можно было бы вообще опустить для пущей динамики сюжета, ибо повествование в параллельном стиле с прерыванием сюжета на самом интересном месте и переходом в скучные бестолковые совещания ни о чём ( местами некоторые главы реально были ни о чём!) только испортили впечатление от главной авторской задумки.

Главных героев выделить из общего повествования сложно, ибо все участники действа: политики, военные, журналисты, проходимцы и прочие тунеядцы-алкоголики заняты своими делами , некоторые из которых вразумительными не найдешь. Но чувствуется уклон в сторону «газетного репортажа», что кстати, у автора получалось иногда просто здорово.

Недоумеваю по поводу места действия — США, куда и практически только туда(за исключением ещё немного Канады) таинственные пришельцы спешат приземлиться и начать лакомиться многовековой древесиной. Наверно в Америке всё вкуснее, чем в прочем мире? :) Облик пришельцев тоже вызывает некое тихое восхищение — огромные черные параллелепипеды , вместо ожидаемых гуманоидов , рептилоидов и прочих. Оригинальная форма жизни, выбранная Саймаком, вызывает удивление, как и их физическое строение, которое сначала наталкивает на искусственное происхождение , а потом автор начинает нас убеждать в обратном. Образ неуклюжих и добродушных математических фигур , существующих стадным сословием и являющихся, кроме того живородящими, останется надолго в памяти, и думаю, что вряд ли ещё кто-то другой из писателей будет продолжать экспериментировать с подобным видом инопланетян имени Саймака.

Забавным ещё видится то, что американцы, так возжелавшие новых технологий, в конце концов принимают решение обратиться к помощи остального мира , в том числе и СССР. Могучий на тот момент СССР, читай Россия, выглядит несколько неубедительно и обезличенно, словно запуганная возможной войной страна. Лидеры обозначены только именами...

Концовку же автор оставил неоднозначной, предлагая читателю самому выбрать возможное продолжение, которое может оказаться, как ужасным исходом для человечества, так и вероятным бравурным подъёмом.

Подведу итог: роман неплохой, но начинать с него знакомство с творчеством писателя не рекомендую. Если бы Саймак уделил меньше внимание политической зарисовке вокруг сюжета, сократил немного текста, то получилась бы замечательная короткая повесть или рассказ, каких у Саймака большое множество.

Оценка : 8

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 22 23 24 25 [26] 27 28 29 30 . . . 59 60 61 62 63   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх