Клиффорд Саймак «Простой способ»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Землю населяют разумные звери и дикие роботы. Но есть и третья цивилизация. Это – разумные муравьи. Они строят здание, разрастающееся с каждым годом. Через тысячу лет оно займёт весь мир. И звери, и роботы должны найти способ остановить муравьёв.
Комментарий автора к восьмому преданию.
Существует подозрение, что восьмое, заключительное, предание – фальсификация, что оно не входило в древний цикл; перед нами позднее сочинение, состряпанное сказителем, жаждавшим публичной похвалы. Композиция не вызывает особых возражений, но слог заметно уступает словесному мастерству других преданий. Кроме того, бросается в глаза литературная конструкция. Очень уж ловко организован материал, слишком плавно совмещены здесь контуры, сходятся сюжетные линии предыдущих частей цикла. А между тем если ни в одном из остальных преданий нет ничего похожего на историческую подоплеку, если в них явно преобладает мифическое начало, то восьмое предание зиждется на исторической основе. Досконально известно, что один из закрытых миров закрыт потому, что он принадлежит муравьям. Он является муравьиным миром, причем стал таким еще в незапамятные времена. Нет никаких данных о том, что мир муравьев был исконной родиной Псов, но и обратное не доказано. Тот факт, что до сих пор науке не удалось обнаружить какой-либо иной мир, который мог считаться родиной Псов, как будто указывает на то, что мир муравьев, возможно, и есть так называемая Земля. Если это так, придется, видимо, оставить все надежды на обнаружение новых данных о происхождении цикла, ведь только в первом мире Псов можно было бы найти остатки материальной культуры, позволяющие неопровержимо установить происхождение цикла. Только там можно было бы получить ответ на основной вопрос: существовал Человек или не существовал? Если планета муравьев – Земля, тогда закрытый город Женева и усадьба на Вебстер-хилл для нас утрачены навсегда.
Входит в:
— журнал «Fantastic Adventures, January 1951», 1951 г.
— роман «Город», 1952 г.
— антологию «The Last Man on Earth», 1982 г.
- /языки:
- русский (4), английский (8), финский (1), украинский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (13), периодика (2)
- /перевод:
- Л. Жданов (3), Ю. Зеленая (1), В. Рекунен (1), Л. Цекова-Маринова (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
keellorenz, 1 июня 2024 г.
Заключительный рассказ цикла похож на какой-то сюрреальный бред: лежащие в матрице в городе под куполом последние люди, роботы и собаки, параллельные миры с порталами, цивилизация муравьёв (не самое первое описание такого рода живности- было у праотцов жанра ещё в 30е годы), вымирание людей по их злой природе... Философия гуманизма, доведенная до логического и печального конца- из добрых побуждений цивилизация собак случайно выпилило все человечество. Гав-гав. Покажи лапкой на Звезду по имени Солнце... Спорный рассказ, 2 балла.
artem-sailer, 18 ноября 2020 г.
Если не учитывать девятого предания, написанного много позже, то данный текст является завершающим в цикле «Город». И это предание ставит вполне логичную точку в конце. Мы, конечно, посмотрим, что же написано в «Эпилоге», однако сейчас уже можно подвести некий итог.
И что ни говори, итог вышел очень даже ироничным.
Люди канули в Лету в одном из параллельных миров, что, вероятно, должно быть следствием одного из двух вариантов. Либо в людях изначально была заложена глубинная программа самоуничтожения, и тогда становится понятной та вялость, апатия, что сопровождала их в последние несколько веков. Джон Дж. Вебстер или его тесть из первого предания — это совсем другой тип людей, нежели, например, Джон Вебстер из «Развлечений». Тогда получается, что все попытки реанимировать человечество, оживить его и придать какой-либо смысл существованию были обречены изначально. Второй вариант, почему люди сгинули в одном из параллельных миров, — это несостоятельность Дженкинса. Не хочется верить в это, ведь он столько времени сопровождал человека, был его верным другом, но этот опыт по какой-то причине не прошёл. Может быть, конечно, были у них там, в параллельном мире, какие-то объективные причины, по которым всё пошло крахом. В общем, мы об этом ничего не знаем.
Итак, люди ушли. Мутанты тоже сошли с арены, тихо-мирно и без эксцессов. Роботы... На то они и роботы, что даже хоть среди них имеются некие дикие особи, мешать или убивать кого-либо они не будут. Ведь их создал человек и, думается, сделал это по всем законам роботехники. Рассматривать роботов как отдельную полноценную цивилизацию как-то не совсем корректно. И получает так, что Псы оказались на пьедестале в полном одиночестве. Чувствуют себя вполне вольготно и строят свой собственный дивный мир. Казалось бы, вот она — квинтэссенция всего творения. Псы — хозяева мира, Псы — совершеннейшие из всего сущего.
А вот и нет! Как-то так незаметненько, бочком-бочком, в игру вступают муравьи. То есть разум у них появился уже давно, но в большую гонку они влились вот только сейчас, буквально лет сто назад. Чем это может быть чревато? Способ-то избавиться от них есть, но как оказалось, он абсолютно для Псов неприемлем. Ситуация для Псов угрожающая.
Изначально Саймак не собирался давать ответа на данный вопрос, описывать дальнейшее развитие событий. Однако много позже всё же написал девятое предание. Есть мнение, что оно не особо вписывается в цикл, но тем не менее, прочитать его нам обязательно нужно. Поэтому ставить точку в этой истории пока не будем.
Darth_Veter, 29 мая 2021 г.
Последнее, восьмое по счету, сказание про обезлюдевшую Землю рассказывает о событиях, развернувшихся спустя 5000 лет после ухода последних людей в смежную вселенную «мира теней». Робот Дженкинс возвращается в Старую Землю, чтобы посмотреть, что изменилось там за минувшие тысячелетия. Он обнаруживает, что цивилизация муравьев, так неосторожно созданная мутантом Джо, необычайно развилась и начинает теснить все живущие по соседству живые существа.
Итак, сага продолжительностью в 12000 лет, на этом эпизоде заканчивается. Что же мы имеем в итоге? Люди выродились и не играют во Вселенной никакой роли. Свидетельств их былого величия не осталось (если не считать изолированного города Женева), последние живые представители естественным образом сошли с мировой арены (автор не уточняет, каким образом), а их образ, благодаря стараниям роботов, стал воистину мифическим и не воспринимается псами как нечто реальное. Собственно, об этом и говорят все восемь предисловий, которые не мешает перечитать заново с учетом уже всей озвученной истории. К сожалению, автор оставил ее недосказанной, и читатель может только гадать, куда ушли мутанты, удастся ли псам и роботам договориться с муравьями и когда выйдут из своего Вечного Сна последние оставшиеся в живых люди. Про колонию людей в облике скакунцов на Юпитере я уж и не говорю. Неясно также, что случилось с марсианской цивилизацией, подарившей людям философию Джуэйна, и что происходит в ранее заселенных псами смежных мирах. Автор беспомощно разводит руками: это всего лишь обрывочные предания, они не обязаны отвечать на все вопросы! Каждый пусть додумывает историю сам. Возможно, Дженкинс отправится улаживать конфликт с муравейником, возможно — вернется доживать свой век в «мир теней», а, может, построит небольшой звездолет и отправится на Марс, чтобы начать там всё с чистого листа. В любом случае, это будет уже совсем другое сказание...
-----------------
РЕЗЮМЕ: незаконченное сказание о Земле 14-го тысячелетия. Мир далекого будущего слишком чужд человеку, чтобы его можно было назвать светлым. Нет в нем и каких-то оптимистических примет на счастливый финал. Сдается мне, что муравьи научатся строить космические корабли и полетят на них завоевывать оставшуюся Вселенную (продолжение см. в цикле «Чужой»).
lex_art, 26 апреля 2020 г.
Идеальный мир без насилия и убийств можно построить только тогда, когда у тебя в наличии есть бесконечное количество запасных миров. В этом случае можно будет наплевать на законы природы и творить что-то противоестественное, но согласующееся с твоей этикой и эстетикой, в планетарном масштабе. Но если твои ресурсы скромнее, и запасных миров у тебя нет, то так не получится. Придется как-то мириться со своей природой. И тогда уже ты будешь подгонять свою этику и эстетику под тот единственный глобус, который есть в наличии. Хорошо тем псам из повести. У них всегда есть выбор. Лишних существ можно отправить подальше. Опасный мир можно изолировать. Просто какое-то Мери Сью на уровне всей расы.
Сказочник, 16 октября 2016 г.
Итак, люди преобразились, Собаки царствуют, а как же муравьи? А муравьи знают свое дело — строят. Строят новую цивилизацию, которая просто дает пинка всем вокруг стоящим. И даже остановившимся в развитии, не побоюсь такой формулировки.
martinthegod9, 8 декабря 2015 г.
Предание восьмое к фольклорному, символическому и, возможно, мифическому произведению «Город».
Последний рассказ цикла рассказов, объединенных в роман. Казалось бы, мир достиг статичного состояния: людей практически не осталось, псы развиваются всё дальше, роботы не умирают тысячелетиями и поэтому хранят память былых времен, а Дженкинс обрел новое туловище и новую способность. И во всей этой стабильности есть только одна брешь — громадное, размером с уезд или с милю в квадрате, темное Здание, колоссальных размеров строение... которое строят муравьи. Зачем? Для кого? Будут ли пространственные пределы у этого Здания? И псы бьют тревогу. Дабы им помочь, Дженкинс выясняет простой способ, который ранее использовали люди для борьбы с муравьями. Но вот здесь и самая главная моральная дилемма — сдаться или преступить моральные каноны ради благой цели? Отстраниться и надеяться на лучшее или уверенно выиграть, перешагнув через завет веков?
Честно говоря, я не угадал исход.)
sanchezzzz, 24 ноября 2012 г.
Предание восьмое, «Простой способ», в котором совсем не трудно постичь тысячелетнюю мудрость робота.
Человек не стал венцом эволюции, Пёс тоже не смог удержаться на завоёванных позициях, и вот уже на верхушку лезут муравьи. Сразу скажу, что считаю это невозможным: они теоретически могут, конечно, создать некую колоссальную цивилизацию, но править миром никак не смогут. Править – именно в этом смысле, а не просто занимать всю «жилплощадь» Земли. Данных для этого нет. Впрочем, даже если и станут (через 12 тысяч лет), то это уже никого не будет волновать. Память живых существ, в частности Псов, коротка, и они уже давно забыли и про человека, и о том, кем он для них был, и кем они стали благодаря нему. Кто они без человека, без роботов? Как они смогут противостоять многочисленной орде муравьёв? Никто и никак. Есть, конечно, статья из «кодекса чести» братства зверей – «не убий», — но подписывались ли под ней муравьи?
Самый простой способ борьбы с ними – травить, убивать, истреблять. Но нельзя. И во что тогда превращается саамы «простой способ» — в очередной исход с Земли в другие миры, в миры гоблинов. Так решает Дженкинс, уж лучше потерять всё, чем снова убивать и так решает сама история, ибо другой альтернативы нет.
Очень симпатичное предание, тревожное, острое и немного грустное. Никто ведь не предполагал, что опасность потерять Землю будет лежать в этой плоскости. Наверное, даже мудрый Дженкинс не мог этого прогнозировать. Он, по сути, уже исполняет роль Бога: путешествует в пространстве силой мысли, обладает такими знаниями, которых хватит на все параллельные миры Земли. Это предание – безнадёжное для человека и всеобещающее для Жизни на планете – окончилось тяжким выбором робота, но это ещё не конец…
Paganist, 17 ноября 2009 г.
Если бы знал мутант Джо, к чему приведут его эксперименты с муравьями. Но мутантам ни до кого дела не было, слишком уж они ощущали своё превосходство над остальным миром. Муравьи наступают, и вряд ли в их заповедях есть «Не Убий». Псы же молодцы, лучше один раз отступить и потом долго-долго идти вперёд, чем один раз атаковать и быть отброшенными далеко-далеко назад.
А человеку нету места в гармоничном мире Псов. Ибо человек — убийца по своей природе. Жаль Дженкинса, который любил людей, но до конца не мог их понять. Потому и стал наставником Псов.
Весь цикл пронизан великой идеей гуманизма и верой в Человека, который скоро придёт на смену людишкам, история которых — сплошные войны и разрушения.
Примите низкий поклон, мистер Саймак!
kira raiven, 7 июня 2009 г.
Очевидно, воистину, агрессия в человеке неистребима. И обнаруживая проявления ее мы, мне кажется, верим в торжество человеческой природы.
Саймак гениально ставит читателя перед зеркалом, пока он в конце концов, — ну ведь должен же раза с двадцатого-то! — пока он в конце концов не УВИДИТ себя безжалостным убийцей (привет Тарантино и все такое прочее).
Не просто безжалостным убийцей, а инстинктивно выбирающим этот способ, гарантирующий удовлетворение и разрядку. При этом в данном конкретном случае решение приходит между делом как-то, мошки — они и есть мошки, и все такое прочее.
И грустно, и смешно, право же.
Ох-х. Мы читаем и приобщаемся к этому, ведь ... Ну послушайте, неужели никто не слышит за кадром во время встречного вопроса типа «ведь они же от этого умрут, вы понимаете?» и недоумевающего ответа абсолютно искреннего человека, неужели никто не слышит за кадром ГОМЕРИЧЕСКОГО хохота...
Я, к примеру, слышу...
Гриф Рифт, 17 октября 2009 г.
Мир уже очень давно принадлежит роботам и животным. Остаток человечества спит в Женеве,закрытый от других город...некий анклав человечества на этой Земле . Всё вроде бы идеально, но вот напасть- появились чужаки, посягающие на такой казалось бы идеальный мир- муравьи. Разумные муравьи! В природе этого мира царит одна заповедь: Не убий...
Хомер и другие обитатели не знают что делать.. но тут возвращается робот- наставник Дженкинс, давно ставший легендой, который никак не может вспомнить простой и действенный способ избавиться от муравьёв, и решается проникнуть в спящий город Женеву, чтобы разбудить последнего из рода Вебстеров — Джона...
Джон рассказывает о способе, (о Человеческом способе) побороть муравьёв, но вот беда, этот способ противоречит основному закону существования Псов на Земле..Дженкинс принимает решение, от которого зависит будущее существующего мира... Впрочем есть ли теперь у этого мира будщее??? Появиться ли у псов второй шанс?!:pray:
квинлин, 30 ноября 2007 г.
Единственный, очень простой способ спасти Землю от муравьёв. Но — недопустимый для Псов. Почему? Просто ...их народ с самого начала шёл по совершенно другому пути.
И встал выбор: пойти наперекор собственной натуре или отступить, не изменившись. Я не виню Дженкинса и Псов за то, что они избрали второе.
viv, 5 декабря 2007 г.
Что сделал робот-наставник, поняв, что люди не смогут не убивать? Увел их всех в другие миры. И вымерли они там и еще тысячи лет жил робот один, когда, наконец, нашел путь возвращения... Мир разумных собак... Только вот муравьи мешают. И робот проникает к тем, кто спит в закрытом городе, с вопросом: что вы делали с муравьями? Но ответ его не устраивает...
Nog, 4 июля 2007 г.
Один из лучших рассказов сборника. Впрочем, они все — лучшие. Первое подведение итогов цикла как такового.