Клиффорд Саймак «Рай»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Человек и пёс пять лет исследовали Юпитер в телах скакунцов, и вот человек вернулся в родное тело и прилетел на Землю. Но находиться в человеческом обличье для него теперь стало настоящей пыткой. Поэтому он собирается предложить каждому человеку лететь вслед за ним на Юпитер и стать скакунцом – но как описать словами то, для чего в человеческом языке нет слов?
Комментарий автора к пятому преданию.
Шаг за шагом, по мере того как развертывается действие, читатель получает все более полное представление о роде людском. И все больше убеждается, что этот род, скорее всего, вымышлен. Не могло такое племя пройти путь от скромных ростков до высокой культуры, которая приписывается ему преданиями. Слишком многого ему недостает. Мы уже видели, что ему не хватает устойчивости. Увлечение машинной цивилизацией в ущерб культуре, основанной на более глубоких и значимых жизненных критериях, говорит об отсутствии фундаментальных качеств. А пятое предание показывает нам к тому же, что это племя располагало ограниченными средствами общения, – обстоятельство, которое отнюдь не способствует движению вперед. Неспособность Человека по-настоящему понять и оценить мысли и взгляды своих собратьев – камень преткновения, какого никакая инженерная премудрость не могла бы преодолеть. Что сам Человек отдавал себе в этом отчет, видно из того, как он стремился овладеть учением Джуэйна. Однако следует отметить, что им руководила не надежда вооружить свой разум новым качеством, а погоня за властью и славой. В учении Джуэйна Человек видел средство за несколько десятков лет продвинуться вперед на сто тысячелетий. От предания к преданию становится все яснее, что Человек бежал наперегонки то ли с самим собой, то ли с неким воображаемым преследователем, который мчался за ним по пятам, дыша в затылок. Он исступленно домогался познания и власти, но остается совершенной загадкой, на что он намеревался их употребить. Согласно преданию, Человек расстался с пещерами миллион лет назад. И однако, он всего лишь за сто с небольшим лет до описанного в пятом предании времени нашел в себе силы отринуть убийство, составлявшее одну из фундаментальных черт его образа жизни. Это ли не подлинное мерило дикости Человека: миллион лет понадобился ему, чтобы избавиться от наклонности к убийству, и он считает это великим достижением. После знакомства с этим преданием большинству читателей покажется вполне убедительной гипотеза Борзого, что Человек введен в повествование намеренно, как антитеза всему, что олицетворяет собой Пес, как этакий воображаемый противник, персонаж социологической басни. В пользу такого вывода говорят и многократные свидетельства отсутствия у Человека осознанной цели, его непрестанных метаний и попыток обрести достойный образ жизни, который упорно не дается ему в руки потому, быть может, что Человек никогда сам не знает точно, чего хочет.
Входит в:
— роман «Город», 1952 г.
- /языки:
- русский (5), английский (5), финский (1), украинский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (13)
- /перевод:
- Л. Жданов (3), Ю. Зеленая (1), Г. Корчагин (1), В. Рекунен (1), Л. Цекова-Маринова (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lex_art, 19 апреля 2020 г.
У автора получилась действительно интересная мысль про то, что цивилизация вполне может строится на непонимании ближних. Кроме очевидных проблем в коммуникации это качество будет иметь и полезную сторону. Оно позволит человеку иметь что-то приватное в своей душе. Но вся штука в том, что человечество будущего рассматривает индивидуализм и оторванность от коллектива как отклонение. Жесткая точка зрения. Но с этим тоже можно жить. А по версии автора с этим даже можно жить так, чтобы не убивать инакомыслящих в течении 125 лет. А тут благодаря мутантам на человечество сваливается чудное изобретение, которое устраняет главную проблему цивилизации. А ведь на существовании этой проблемы на самом деле все и держалось. Грядут большие перемены и кое кому они сильно не нравятся.
artem-sailer, 16 ноября 2020 г.
Описанный в пятом предании конфликт, при всей своей внешней остроте, на самом деле лично мне не кажется таким уж трагичным.
Да, с одной стороны, это в некотором роде предательство. Предательство по отношению к Земле, к человечеству в привычном нам образе. Выросший из колыбели человек покидает родную планету и отбывает на Юпитер (да, так и будет, это описано в последующих преданиях), но разве это так уж плохо или подло?
Ведь колыбель же он покидает! Не вечно же ему там быть! Можно в пример привести ещё бабочку, покидающую свою куколку — разве это не есть развитие? Стремление вперёд, к будущему, к чему-то новому. К тому же, если уж на то пошло, процесс этот обратим. У Фаулера же получилось вернуться к исходному обличью и прилететь на Землю. Другое дело — захотят ли остальные? Но тут уж, как говорится...
И Тайлер Вебстер выглядит здесь до жути консервативным. Со своими попытками встать на горло процессу. Хотел написать — «прогрессу», но всё же не решился, поскольку контекст рассказа не даёт однозначного ответа или определения. Председатель Всемирного комитета уподобляется навязчивой мамочке, которая не отпускает от себя сыночка ни на секунду. Но это с одной стороны, и я до конца не уверен, что думаю именно так.
Поскольку долгоиграющие последствия миграции на Юпитер — это действительно вымирание Земли. А точнее — люди оставят её на откуп другим — мутантам, Псам и муравьям. Но это уже забегаю вперёд.
Не торопимся — продолжаем внимательное изучение цикла преданий.
Darth_Veter, 28 мая 2021 г.
Прошло всего 5 лет с момента, как Кент Фаулер дезертировал с юпитерианской станции. Тем не менее, он всё же находит в себе силы и мужество отказаться от всех приобретенных ранее благ и вернуться в свое человеческое тело, чтобы объяснить другим, почему им стоит перебраться на самую большую планету Солнечной системы. Его визит на Землю странным образом совпал с самой крупной диверсией мутантов, которая положит конец человеческой цивилизации.
Ключевых моментов в пятом предании два. Первый — возможность переносить свое сознание в мозг другого существа (причем, инопланетного). Заманчивая перспектива, нечего сказать... Но абсолютно утопичная: у существа, обитающего в совершенно иных условиях, вряд ли будет что-либо общее с человеком, на чем можно будет построить хоть какое-то взаимопонимание. Тем более, не совсем этично занимать чужое тело, вытесняя оттуда сознание хозяина. Странно, что такой мастер, как Саймак, зевнул такой тонкий момент. Второе — это способность воспринимать чужое мнение во всей его полноте — с сопутствующими мыслями, эмоциями и убеждениями. Не телепатия — скорее, развернутая эмпатия. Тем не менее, весьма мощное умение, которое по философии Джуэйна должно было спасти человеческую цивилизацию. Сложно рассуждать, насколько оно реально с научной точки зрения. Сама эмпатия подтверждается практически у всех людей, которые жили совместно хотя бы пару лет. Например, в период моего студенчества мы с друзьями в общаге научились настолько понимать друг друга, что обходились практически без слов, чем изрядно поражали своих одногруппников (см. фильм «Бриллиантовая рука», сцена совещания у начальника милиции). Казалось бы, от такого понимания до джуэйнизма — один шаг, но сделать его будет весьма непросто, ибо убеждения и обоснования своих мыслей таким образом не передать. Не говоря уж о более тонких материях. Так что, скорее всего, идея автора, вложенная в данное сказание, всё же по-настоящему нереальна и сказочна, как и утверждают псы. В общем и целом данная глава служит чисто формальным целям — чтобы объяснить читателю, куда вдруг исчезло многомиллионное население матушки-Земли.
----------------------
РЕЗЮМЕ: сказание о том, как одно несвоевременное открытие может погубить развитую цивилизацию. Смысл здесь, скорее, метафизический, нежели материальный, но к современной ситуации с нашим недружным сообществом его применить можно.
Кропус, 3 июня 2018 г.
Пожалуй самый сильный по эмоциональному воздействию рассказ цикла (По крайне мере для меня, хотя и не самый любимый). Точка бифрукции. Конечно из комментариев псов уже с первой новеллы ясно чем всё кончится, но вот как именно.
И именно здесь происходит поворот.
Вот только два вопроса. Если псы следили за каждым шагом мутантов, то каким образом они сумели провернуть свою аферу по внедрению учения Джоуэйна в массы?. Там ведь не слабая подготовка нужна. К тому же все эти калейдоскопы и световые рекламы должны сработать примерно одновременно. Остаётся предположить, что они просто телепатически поддалкивали к этому других людей, которые не осознавали истинного смысла своих действий. И провернули всю подготовку скорее всего уже давно, просто ждали удобного момента. Но это очень маловероятно.
Грант посветил жизнь, что бы вернуть обратно заметки Джоуэйна. Зачем? Оно что в единственном экземпляре было? И люди отдали мутантам оригинал, даже не сделав копий?! Вообще-то у меня возникло подобное ощущение уже после новеллы «Перепись» . Но ведь поступить так могут разве что законченные дебилы!
А вот финальный выбор которой приходится делать Тайлеру достачно интересен: совершить первое за сто двадцать лет убийство и возможно спасти человечесво (по крайней мере в его собсвенной биологической форме) или позволить Фаулеру
подобно известному дудочнику заманить своими речами всех на Юпитер. И, вообще, имеет ли он право решать за всё человечество?
Сказочник, 15 октября 2016 г.
Одна из самых ярких частей романа. Ярка она как раз тем, что главгерой хочет рай для всех, сразу и даром. Казалось бы, что может быть лучше? За это его фактически чуть не распяли. Биться головой о стену непонимания и вражды — удовольствие крайне сомнительное.
martinthegod9, 4 декабря 2015 г.
Предание пятое к фольклорному, символическому и, возможно, мифическому произведению «Город».
Удивительное дело. Что же всё-таки страшнее? Наше привычное непонимание между людьми (а мы действительно друг друга не понимаем, только делаем вид) или полное безграничное понимание, которое приведёт к тому, что человечество предаст свой биологический вид и своё прошлое ради этого рая? Ведь для каждого отдельного человека ничего лучше вообразить невозможно, но для целого разумного биологического вида — это конец существования.
Роль очередного представителя рода Вебстеров напоминает персонажа «Марсианских хроник» из рассказа «И по прежнему ночами серебрит простор луна...», а именно капитана экспедиции. Он находился в таком же положении: понимал и признавал правоту маргинала, но это понимание оставил внутри себя и продолжил плыть по привычному течению дел, потому что бесполезно бороться против всех.
И вот как всё-таки странно получается... Говори ли же нам Лем, Стругацкие и другие мудрые фантасты, что человек не понимает другого человека, не способен понять. И это считалось плохо. Но вот, у Клиффорда Саймака человечеству дана возможность достичь тотального безграничного взаимопонимания (рай на Земле фактически, только на Юпитере), но... оказывается, это еще и очень страшно.
sanchezzzz, 24 ноября 2012 г.
Предание пятое, «Рай», в котором душевные терзания, крики разума и преступные желания скручены вместе тугим узлом.
…Иногда узел настолько затянут, что развязать его не представляется возможным. В этом случае его решительно и беспощадно рубят топором. Да, на это трудно решиться; да, в этом случае остаются две половинки – «до» и «после»; да, вернуться будет невероятно тяжко… В этом предании узел ещё не разрублен, но топор уже занесён, а опустится ли он, будет зависеть от благоразумия человека. Промежуточное и открытое окончание рассказа оставляет вопросы, ведь пока не определено, ждёт ли человечество новый виток противостояния и борьбы (прежде всего, с самим собой) или будет найден компромисс, одинаково выгодный для всех сторон конфликта.
При желании можно понять всех их: и Вебстера, по-своему пекущемуся о будущем человечества; и Фаулера с его желанием вернуться в юпитерианский Рай и дать его людям; и мутантов, заботящихся только о себе. Нет, не так: не «можно», а «нужно» понять, говорит Саймак. Вот оно, учение Джуэйна – учение о взаимопонимании, учение о желании и способности чувствовать другого индивида. И это – учение самого Клиффорда Саймака , которое он пытался донести до нас не единожды в своих книгах. Может быть, это не-слегка утопичная идея и человек никогда не «прозреет» и не примет этого учения и ничему такому не научится, но вдруг всё-таки это произойдёт, кто знает?..
Пока же в сухом остатке имеем неоднозначный рассказ, тягучий и местами непонятный/непонятый. Какова истинная роль калейдоскопа, что в нём увидел такого страшного Вебстер? Истинно ли он прозрел или это иллюзия, или даже лживость? Последний вопрос важен, потому что, знаете, как-то коробит меня такое вот «просветленное» сознание: родившееся желание убить Фаулера, чтобы предотвратить дальнейший исход людей на Юпитер, в «Рай», и те мысли насчёт мутантов – «надо было перебить их всех, искоренить как опасную болезнь». Если в этом состоит учение о понимании, то боже упаси от такого понимания. Наверное, тогда стоит надеяться, чтобы озарение Вебстера оказалось всего лишь временным помрачнением сознания и считать его плодом душевных мучений и тяжких поисков выхода из тупика, в котором ещё находится человечество…
morbo, 21 мая 2011 г.
Не понимаю, почему многие считают переселение человечества на Юпитер в облике скакунцов закатом человечества, его концом? По мне так — это лишь начало! Я бы ни за что не отказался от отличного зрения, слуха, возможности легко и непринуждённо точно понимать ближнего, обладать при этом великолепными ментальными способностями. После этого этапа человечество разовьётся просто до невероятных высот, создаст великолепную социальную систему, проникнет в тайны мироздания, заселит планеты других звёздных систем.
Или эти люди не поняли первого предания из цикла «Город»? Когда-то для человечества прошло время городов, т.к. развитие гидропоники, средств связи и транспортных средств сделало города необязательными. Настал черёд и для Земли, для человеческого облика. На Земле, в человеческом обличии, у человечества нет возможности общаться при помощи телепатии, ментальные возможности человеческого тела просто меркнут по сравнению с таковыми у скакунцов с Юпитера, так зачем же продолжать жить в облике тщедушного человечка?
Что случилось с людьми после их переселения на Юпитер, осталось за рамками цикла. Я думаю, что это далеко не конец человечества, а скорее его второе начало.
Нортон Коммандер, 18 февраля 2014 г.
Человек, проживший на Юпитере в облике юпитерианского аборигена, находит в себе силы вернуться на Землю и рассказать о том, что жизнь на Юпитере по ощущениям напоминает райское блаженство. И тут на связь с людьми выходит мутант Джо и вытаскивает тот самый козырь, который мутанты хранили несколько веков и для которого пришло время — философское учение джуэйнизм, которое позволит людям как никогда раньше понимать и чувствовать друг друга. Но именно сейчас учение Джуэйна может привести к исчезновению человеческой цивилизации.
kirik, 11 марта 2012 г.
Очередной рассказ из романа «Город», являющийся продолжением предыдущего «Дезертирства» и повествующий историю Кента Фаулера, прожившего на поверхности Юпитера в ином обличье 5 лет, кратко характеризуемых им как «Рай».
В этом рассказе автор ставит нас и все человечество перед проблемой нравственного выбора — остаться жить и развиваться в обличье человека или превратиться в Юпитерского скакунца, который практически по всем параметрам обходит человека, да к тому же по словам Фаулера — на Юпитере нас ждет райская жизнь. В данной постановке вопроса автор в рассказе не дает каких-либо поводов возразить предлагаемому превращению, а попытки главного борца за сохранение «человеческой оболочки» Тайлера Веббстера так и остаются не подкрепленные вескими доводами. В пору возразить Веббстеру, что превращение в скакунца — эволюционный шаг человечества, а не его уничтожение как вида, ведь если верить Дарвину еще недавно мы бегали обезьянами по поверхности...
С другой стороны сама причина возможного возникновение желания превратиться в скакунца и переселиться на Юпитер — способность прочувствовать то, что испытал на себе Фаулер (по сути — философия Джуэйна), — вызывает некоторое сомнение. Неужели человек, который не умеет плавать и боится воды, выслушав мнение заядлого плавца и испытав те же сопереживания — тут же бросится в воду? А если вспомнить один из предыдущих рассказов («Берлога»), то выяснится, что человечество после расформирования городов тотально «заразилось» агорафобией — неужто эти же люди добровольно станут покидать насиженные места? Что уж тут говорить о том, что автор нигде не делает акцент, что дарованная способность «видеть подтекст» слов (семантику) — не есть способность видеть «истину», истинное положение вещей, а лишь четкое понимание точки зрения собеседника, его мнения. Это значит,что если я испытываю истинное наслаждение от поедания личинок в прикус с улитками, то далеко не факт, что это же понравится и вам.
Другим фактором, ставящим меня в ступор, является возможность превращения в скакунца — неужели человечество имея такие технологии не станет самосовершенствоваться, избавив себя от этого «болезненного, немощного» тела? Зачем ради получения более совершенной «оболочки» лететь на Юпитер? В чем смысл нравственного выбора, если всего предлагаемого можно добиться здесь, на Земле?
В общем как и в других рассказах романа — больше вопросов и сомнений, чем ответов, увы.
gorvzavodru, 14 марта 2012 г.
Хорошее продолжение хорошего рассказа.
Проблема отношения к возможностям, кардинально изменяющим социум — это очень животрепещущая тема.
Жаль что в рассказе (до кучи, видимо) вскользь затронуто большое количество других, тоже достаточно интересных проблем. Не нравится мне когда серьёзные вопросы затрагиваются «вскользь».
Paganist, 17 ноября 2009 г.
Почему-то кажется, что Саймак переборщил. Не думаю, что люди, будучи по натуре собственниками и великими жадинами, покинули бы всё, нажитое непосильным трудом, ради какого-то непонятного рая, о котором и толком словами не скажешь. Кто-то, конечно, обязательно бы полетел на Юпитер, но минимум 50% осталось бы.
Однако же учение Джуэйна таки заставляет людей делать выбор. И, скорее всего, люди сделали его в пользу Юпитера, так так хотели убежать (а не понравится — можно ведь вернуться) от ненавистного бремени труда, от якобы короткой и пресной жизни. Это и есть основная трагедия человечества — неспособность принятия жизни такой, какая она есть. Это и есть причиной краха человеческой цивилизации, ведь без понимания собственного существования как можно жить счастливо? А тут райские грозы Юпитера. Выбор очевиден?
Гриф Рифт, 16 октября 2009 г.
Рай воспринимаемый Кентом Фаулером (который 5 лет прожил в образе скакунца на Юпитере), оказался сыром в мышеловке для всего человечества. Испокон веков так сложилось что Вебстеры вершили судьбы человечества, порой неправильным эгоистичным выбором. Человечество уже 125 лет обходиться без убийств. Мутант Джо раскрывает суть учения Джуэйна, и пытается освободить планету Земля от рода Человеческого, чтобы заселить её своими собратьями-мутантами. И если Кент Фаулер донесёт до человечества суть того что на Юпитере для них существует Рай, то человечество превратиться в скакунов, и как факт не будет существовать. Про человечество все забудут. Вместе с тем рухнут все достижения и мечты Человечества в один миг. На этот раз, выбор предстоит сделать Тайлеру Вебстеру-председателю всемирного комитета, и от этого выбора будет зависить судьба Человечества в целом. На одной чаше весов-125 лет без войн и убийств, на другой- спасение человечества от перевоплощения, ценой жизни Кента Фулера. Что делать? Решение принято, но не окажется ли оно роковым для будущего человеческой цивилизации, и не чем грозит мирному сосуществованию с другими видами это решение?:glasses:
GBV, 29 сентября 2009 г.
Рай... Как мы его обычно представляем: облака, херувимы, ангельское пение — в общем, достойная награда праведникам. Саймак же в своём рассказе пошёл другим путём – рай это такое состояние, которое обычный человек не может представить, это состояние высшего духовного развития, где красивый ландшафт – лишь второстепенный элемент. И состояние это – типичный представитель юпитерианской разумной жизни.
Несомненно, этот рассказ является кульминацией романа, т.к. именно здесь решается вопрос о будущем человечества (хотя более просвещённые понимают, что к такой судьбе человечество шло уже потому, что просто люди так устроены). Здесь предлагается выбор: лишиться всех человеческих достижений, всех мечтаний и чаяний ради райской беззаботной жизни на Юпитере, т.е. построив, по существу, утопию, или лишится одного важного достижения – 125 лет без единого умышленного убийства, но сохранить все остальные, в т.ч. и достижение звёзд. И ложится этот непростой выбор на плечи одного человека – очередного Вебстера, который может одним выстрелом, одним убийством носителя опасных знаний, спасти человеческую цивилизацию от полного заката. Мутанты, конечно же, подложили свинью людям в виде такого желанного, казалось бы, учения Джуэйна, лишив Вебстера возможности для маневров. Правильно ли он сделал выбор – сложный вопрос, тут дело не просто в том, что он привёл к закату человечества, но и в том, что он дал возможность Псам и другим построить свою цивилизацию, более «чистую», гуманную. Результат – в последующих главах...
nworm, 28 января 2009 г.
Интрига продолжает нарастать. А люди будущего, не убивая 125 лет и совершив блестящие открытия по прежнему похожи на людей современных.