Все отзывы на произведения Генри Каттнера (Henry Kuttner) |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 1620
Страницы: «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 8 9 10 11 [12] 13 14 15 16 . . . 29 30 31 32 33 (+10)» (+21)»»
«Лечение» |
| |||
Darth_Veter, 02 июня 2022 г. в 22:23 | ||||
Этот рассказ относится к тем произведениям Каттнера, которые основаны на одной необычной идее. У совладельца одной из юридических фирм Нью-Йорка Фреда Доусона регулярно возникают видения, которые поражают его своей натуральностью: будто бы смотрит он на мир через запыленное стекло, пахнущее дохлыми мухами. В такие моменты вся его текущая жизнь кажется ему обычным сном. Когда же видение проходит, возникает ощущение, что это был просто очередной срыв психики. После долгих размышлений Фред решается было показаться психиатру, но тут совершенно неожиданно вспоминает, какой именно из двух миров является по-настоящему иллюзорным... Затронутая идея иллюзорности наблюдаемой реальности на самом деле хоть и необычайно интересна, но весьма трудна в изложении. Причина проста: сложно до самого конца сохранить интригу, ибо читатель быстро понимает, к чему движется дело и досрочно разгадывает авторский секрет. Именно по этой причине рассказ смотрится бледновато по образу и фальшиво по своему выражению: вся технология перемещения разума в прошлое кажется слишком уж надуманной и притянутой за уши только для создания нужной атмосферы. Хоть психологи и утверждают, что сны лечат больную психику, но вряд ли их можно считать таким уж действенным средством — скорее, это одна из форм закрепления достигнутых результатов амбулаторного лечения. Но для сюжета рассказа они имеют ключевое значение, ибо читатель сразу не может сообразить, какой из описываемых здесь миров является настоящим, а какой — иллюзорным. Пытаясь заинтриговать читателя, автор допускает досадную ошибку, вскрывая раньше времени все свои карты. Я считаю, что это нужно было сделать на самых последних строках, как своеобразный эпилог, но при этом сделать это настолько туманно, чтобы читатель не смог до конца определиться, что же он на самом деле видел — сон или реальность? Более удачно данную идею реализовал Пол Верховен в своем фильме Total recall («Полный возврат памяти»), снятом по мотивам новеллы Филипа Дика «Из глубин памяти». Даже самый внимательный зритель не сможет там отличить реальность от галлюцинации, потому как за весь сюжет они трижды (!) меняются местами. Без пояснений режиссера вообще бы никто ничего и не понял. Но было б куда лучше, если б он совсем ничего не пояснил, а зрители сами предлагали бы разные варианты прочтения фильма. Кое-какие вещи для наибольшего эмоционального воздействия на зрителя лучше оставлять за рамками повествования. ----------- РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как трудно порой бывает отличить сон от реальности. Особенно, если в основе сна лежит продвинутая технология далекого будущего. | ||||
| ||||
«Недреманное око» |
| |||
Darth_Veter, 27 мая 2022 г. в 22:12 | ||||
Прекрасный образец психологического детектива с элементами фантастики. Фантастическое допущение всего лишь одно: возможность заглянуть в прошлое любого человека. Такой прием нужен был автору для того, чтобы построить необычную линию поведения преступника: он еще не совершил своего преступления, но подготавливает для него почву, учитывая при этом, что каждый его последующий шаг будет известен следователям будущего. Вот в этом-то и заключается необычность и оригинальность самого сюжета. Читатель уже по первым строкам знает, в чем суть самого преступления, и вместе со следственными работниками отматывает назад киноленту жизненной линии подозреваемого, чтобы найти на ней тот ключевой момент, который позволит доказать предумышленность совершенного убийства. Да-да! В будущем свобода будет настолько гипертрофированным понятием, что ограничить ее будет крайне непросто. Даже убийство не станет поводом задерживать виновного и привлекать его к ответственности. Такое вот странное правило, которое могло возникнуть только в голове жителя западного полушария Земли. Но даже при таком раскладе не следует ожидать резкого скачка числа преступлений, ведь самым важным (и неожиданным) результатом реализации такого изощренного плана для самого преступника, как ни странно, станет ощущение поражения и потери чего-то важного и приятного. Самоутвердиться засчет этого никак не получится: в противном случае преступление тут же станет предумышленным (со всеми вытекающими отсюда последствиями). Так что мораль произведения ясна: любое преступление несет с собой только опустошение духа и деградацию личности, а вовсе не триумф победителя. --------------- РЕЗЮМЕ: рассказ о преступлении, которое было искусно подстроено, чтобы обмануть следственные органы, но в итоге обмануло лишь ожидания самого преступника. Рекомендуется всем любителям детективов в стиле «Весь мир в кармане» Джеймса Хэдли Чейза. | ||||
| ||||
«Кладбищенские крысы» |
| |||
Darth_Veter, 24 мая 2022 г. в 21:36 | ||||
Каттнер уже показал нам, что является настоящим мастером научной фантастики. Но данный рассказ относится к «ужасному» жанру, и автор доказывает, что он вполне может писать и в стиле Лавкрафта или По. По сюжету, сторож салемского кладбища Мэссон не столько охраняет покой местных усопших, сколько освобождает их от особо ценных вещей, которые скорбящие родственники не поскупились положить вместе с хозяевами в одну могилу. Правда, конкуренцию ему на этом поприще составляют огромные крысы, проявляющие потрясающую воображение изобретательность в краже мертвых тел прямо из гробов. Невольно закрадывается подозрение, что шустрыми тварями руководит чья-то темная воля... Как и в произведениях Лавкрафта, главный упор тут ставится не на потусторонние силы, учиняющие разбой на мирном кладбище, а на психологическую подоплеку происходящего: что чувствует герой, о чем думает и как действует. Темные силы показаны чисто схематично, чтобы поддерживать нужную атмосферу и распалять читательскую фантазию. Как говаривал кто-то мудрый, самый большой ужас никогда не имеет ясно-различимого образа. Поэтому мы никогда не узнаем, что же конкретно преследовало главного героя рассказа. Но так ли это важно на самом деле? На мой взгляд, куда важнее и интереснее ощутить те же эмоции, что испытывает человек, столкнувшийся с неизвестным и необъяснимым. Так что всем должно быть ясно, что никакого happy end'а в рассказе не будет. Зато будет мораль: не тревожь покой мертвых, чтобы на своей шкуре не познать истинную глубину адской бездны. ------------- РЕЗЮМЕ: рассказ про кладбищенского сторожа, который жил в проклятом Богом городе, но всё равно не верил в потусторонние события. Впрочем, вера его оказалась недолговечной. | ||||
| ||||
«Крёстный путь через века» |
| |||
Darth_Veter, 23 мая 2022 г. в 20:56 | ||||
Еще один образец альтернативного толкования всемирной истории от Генри Каттнера. На этот раз он замахнулся на самое святое (в прямом и переносном смыслах этого слова): вниманию читателя предлагается история самого Иисуса Христа... Нельзя сказать, что тематика рассказа нова и неожиданна: в литературе достаточно много авторских вариантов толкования библейских событий. Это и «Петля гистерезиса» Варшавского, и дилогия Лукьяненко «Холодные берега», и даже «Лунная трилогия» Жулавского. Так что сюжет рассказа Каттнера явно вторичен и достаточно уже исследован другими авторами. Писатель добавил в него всего один элемент: все являвшиеся на Земле пророки и мессии — суть одно и то же лицо. Его истинное имя не так уж и звучно, но его носитель сам по себе уникален, ибо по-настоящему бессмертен. Но автора интересует не бессмертие само по себе, а его влияние на психику и сознание человека. Если тело не стареет, может ли тогда стареть память? Останется ли бессмертный адекватным человеком через, скажем, 300 лет или деградирует до состояния выжившего из ума маразматика? Будет ли он помнить обо всем или тоже будет что-то обязательно забывать? И, наконец, останется ли святой человек по-прежнему святым, если освободить его от дурных воспоминаний? Как мы видим, историческая модель понадобилась автору, чтобы решить эти морально-философские вопросы. А заодно и поставить перед читателем свой собственный вопрос: чем на самом деле является вера — убеждением или всё же одной из форм самообмана? ----------- РЕЗЮМЕ: притча о Мессии, который забыл, кем он является на самом деле. Верующие, скорей всего, будут шокированы, любители остросюжетной фантастики — разочарованы, а философы просто пожмут плечами. | ||||
| ||||
«Месяц Дракона» |
| |||
Darth_Veter, 21 мая 2022 г. в 22:56 | ||||
Завершение цикла о легендарном герое из мифической Атлантиды. На этот раз Элак вынужден вернуться в свою родную Цирену, которой угрожает некий паразитный разум по имени Каркора... Поскольку уже предыдущая история цикла была нормальной и по стилю, и по сюжету, то ее продолжение просто обязано было не ударить в грязь лицом. Элак не растерял своей силы и находчивости, его боевой приятель по-прежнему обожает выпивку (которую он по-старинке называет мёдом), а колдун-друид всё так же суров и страшен во гневе. Поступки этой несвятой троицы попеременно вызывают то восхищение, то страх, а местами и откровенный смех. Никакого шапкозакидательства нет и в помине: герои зарабатывают славу собственным потом и кровью. К тому же, в самом финале появляется нотка трагизма, когда становится ясно, какую цену заплатил один из ключевых персонажей, чтобы низвергнуть Каркора в ту бездну, из которой он появился. Автор четко выстроил план изложения, доведя его почти до совершенства. Здесь уже хорошо чувствуется его почерк, который и принес ему славу писателя. Почему же он не стал продолжать историю похождений своих героев? Да по той же самой причине, по которой мы перестаем читать детские книжки: он повзрослел и почувствовал, что способен на большее, чем просто рассказывать сказки про былинных героев. Например, что ему стоит попробовать себя в научной фантастике. ----------- РЕЗЮМЕ: последний рассказ о героических похождениях атлантского царя Элака, вернувшегося к своим родным берегам. Если для героя это произведение стало своеобразным финишем, то для его автора оно превратилось в своего рода стартовую линию, с которой и началось его восхождение на Олимп писательского мастерства. | ||||
| ||||
«Маскарад» |
| |||
Darth_Veter, 14 мая 2022 г. в 22:56 | ||||
Очень неплохая стилизация под готический хоррор типа Кинга. Семейная пара решает провести свой медовый месяц в старом поместье, имеющем славу «вотчины вампиров». Владельцы имения всячески стараются поддерживать требуемую по стилю атмосферу: то ли хотят напугать молодоженов, то ли просто впечатлить. Но если б только они знали, кто на самом деле к ним пожаловал... Данное произведение написано в полном соответствии с канонами легкого хоррора и потому читается с большим интересом. Автор умышленно путает читателя, чтобы тот не догадался о роли каждого действующего лица. Надо сказать, ему это удалось: я и сам повелся на уловку и вплоть до самого финала не догадывался, что там всё перевернется вверх ногами. Откровенно говоря, обожаю подобные парадоксальные концовки! От них аж мурашки по коже и даже легкая оторопь берет... Словом, интрига приличная и закручена здорово. Текст рассказа выверен и продуман так, что вы не осознаете с первого раза всех подсказок. Только уже после финала, еще раз пройдясь по содержанию, вы увидите то, что пропустили, и поймете истинную подоплеку всех фраз и недомолвок персонажей (начиная с того самого момента, когда они стучатся в двери усадьбы). Автор заготовил читателю и маленькую пасхалку: в рассказе бегло упоминается некий Эдгар Денворт — основной персонаж рассказа «Самая большая любовь». Тем самым автор намекает, что произведения сборника «Маскарад» следует читать в указанном им порядке, чтобы разгадать его задумку: все рассказы не только похожи по тематике, но и, вполне вероятно, относятся к одной и той же вселенной, описывая ее в хронологическом порядке. -------------- РЕЗЮМЕ: притча о том, что люди не всегда являются теми, кем кажутся изначально. Наглядное подтверждение поговорки о волке в овечьей шкуре. | ||||
| ||||
«Ex Machina» |
| |||
Darth_Veter, 09 мая 2022 г. в 22:14 | ||||
Очередной эпизод из сумасшедшей жизни известного изобретателя Гэллегера посвящен вопросам физиологии, точнее — решению задачи о стимуляции инстинкта хищника у человека. Традиционно взявшись за это дело в состоянии глубокого алкогольного опьянения, изобретатель наутро обнаружил у себя в лаборатории невесть откуда взявшийся генератор с голубыми глазами. В «минусе» же оказались сразу двое: приехавший из Мэна дед и заказчик из фирмы с причудливым названием «Надпочечники Ltd.» Кроме того, в помещении стал загадочным образом пропадать алкоголь... Как всегда, изобретатель ничего не помнит о вчерашнем дне и вынужден буквально по минутам восстанавливать свои действия. Сам по себе этот процесс весьма забавен и составляет главную часть фабулы. Она подогревается тем, что самовлюбленный робот Джо знает ответы на многие вопросы, но не горит желанием сотрудничать со своим хозяином. А в трезвом состоянии Гэллегер с трудом отличает электрон от электрода. Вот и приходится ему, подобно Шерлоку Холмсу, находить уже найденное прошлым днем решение, попутно отбиваясь от полицейских, пытающихся обвинить его в убийстве собственного заказчика. Ситуация довольно комичная, хотя ее объяснение окажется вполне научным (по понятиям описанного в рассказе времени, конечно). Робот Джо как всегда невозмутим и прекрасен в своем пофигизме. Высказанные им перлы можно без колебаний сразу заносить в афоризмы — такие, например, как: «Вы, люди, — уродливые создания, но идеи у вас бывают превосходные.» Идеи самого Гэллегера, несомненно, весьма оригинальные даже для него самого. Тем более, что для данной истории он реализовал сразу две (!) из них. Одну читатель вполне в состоянии отгадать (насчет исчезновения алкоголя), а вот вторая вряд ли будет ему по зубам — придется ждать финала с разъяснениями автора. Единственное, чего я понял не до конца, — так это шутку Джо насчет когитации. Уж не хотел ли автор сказать, что робот умышленно спровоцировал всё случившееся с Гэллегером? Если это так, то не стал ли робот своеобразным богом, повелевающим нашей реальностью? ------------- РЕЗЮМЕ: поучительная история про то, к чему может привести дефицит времени и ... выпивки. Малолетним читателям не рекомендуется в профилактических целях. | ||||
| ||||
«Робот-Зазнайка» |
| |||
Darth_Veter, 08 мая 2022 г. в 21:50 | ||||
Очередная история об изобретателе Гэллегере, который все свои «шедевры» делает в состоянии алкогольной невменяемости. На этот раз у него получился какой-то странный робот с прозрачным телом, который вертится перед зеркалом, словно женщина, и восторгается самим собой. Изобретатель с трудом вспоминает, что сделал этого нарцисса в ответ на заказ телемагната Харрисона Брока, просившего содействия в деле о подпольных кинотеатрах... Главное в рассказе — не сам финал, где проясняется вся ситуация, а процесс поиска истины, забытой в результате многодневной попойки, ставшей для Гэллегера нормой. Собственно, выпивка служит для него тем допингом, который запускает в действие его гениальное подсознание, помогающее создавать невозможные механизмы. Переиначивая латинскую поговорку, можно сказать, что для данной истории in dialogis veritas (истина содержится в диалогах). Все действующие лица много и увлеченно говорят, чтобы ввести нас в курс дела. По крайней мере двое из них — сам Гэллегер и его робот — относятся к делу творчески, вставляя в свою речь забористые выражения и разные шуточки, чтобы читателю не было скучно читать сей опус. Робот откровенно «прикалывается» по поводу своей неотразимости и совершенства, а изобретатель мечтает послать всех к черту и основательно напиться. Но как порядочный человек, он пересиливает себя и пытается отработать выданный ему аванс. Робота же подобные моральные угрызения не беспокоят, и он только мешает хозяину в его нелегком деле. Мы-то понимаем, что решение проблемы находится именно в самом роботе, но, как и автор, не знаем, где именно, и как его оттуда извлечь. В познании этих путей и состоит смысл всего повествования. Финал, правда, мне не понравился, ибо оказался слишком тривиальным по сути и мало связанным с самим процессом поиска. Настоящие гурманы будут разочарованы, т.к. ход расследования намекал на более интересное завершение. Мы никогда не узнаем, зачем писатель упростил его, превратив рассказ в обычную юмореску типа «Хроник Ийона Тихого». Но у Лема в его сказаниях был какой-то смысл, да и концовку своих новелл он прорабатывал вполне серьезно. А у Каттнера робот оказался нужен просто для того, чтобы напомнить главному герою о его же решении, высказанном в алкогольном бреду. ------------ РЕЗЮМЕ: притча о том, как заставить очарованного самим собой робота вернуться к исполнению своих обязанностей. Нет, для этого вовсе не потребуется выпивка! Но истина, как и в случае «Секретных материалов», лежит где-то рядом... | ||||
| ||||
«Последняя цитадель Земли» |
| |||
Кропус, 17 марта 2022 г. в 18:40 | ||||
Прочёл без скуки. Фантазия у авторов, конечно, сильная. Я имею в виду для своего времени. Было бы интересно узнать, как писал бы Каттнер в нашу эпоху. Но надо признать, что в тексте есть сильные логические ляпы и не состыковки. (Что для фантастики той поры в общем-то характерно). Для примера приведу несколько. 1. С чего герои взяли, что источник энергии фонтана подойдёт для космолёта? 2. Герой интересуется у Флэнд не исчезнет ли защитный барьер вокруг башни, когда тот падёт в католепсию. Тот гордо отвечает, что барьер создан его ментальной силой. Но, минуточку, если барьер создан его волей, как же он будет поддерживать его в бессознательном состоянии? Можно, конечно, предположить, что Флэнд поддерживает барьер и на подсознательном уровне. Но ведь Флэнд ясно говорит, что впадёт в католепсию, что бы не тратить жизненную энергию, пока чужой взял его в осаду, стало быть и это объяснение не проходит. 3. Аллан попадает в башню найдя тайную кнопку. Но почему великий маг не предусмотрел какой-нибудь внутренний запор. Ведь возможность попасть в башню таким образом, делает его во время каталепсии сильно уязвимым. К тому же, как я понял в городе об этой тайной кнопке знали все кому не лень. Эвайя, во всяком случае, знала. 4. Если чужие так боялись сильного шума, то как они вообще смогли завоевать в своё время Землю? 5. Герою вдруг приходит в голову, что Карен вовсе не убеждённая нацистка, а просто искательница приключений. Тут я даже посмеялся. Если кто-то выглядит как утка, ведёт себя как утка и крякает как утка, то он утка и есть. Если кто-то сознательно воюет за геноцидчиков, то он геноцидчик и есть. 6. Но самый большой ляп это то, как герои смогли изъять из фонтана источник энергии? О да, они умилительно захватывают для него свинцовую коробочку, но как его туда положить если Майк и Флэнд слишком близко приблизившись к источнику то ли испаряются, то ли сливаются с этим самым источником. Не даром акт изъятия просто не показан, после победы над Флэндом повествование просто обрывается и дальше дан эпилог на Венере. Видимо авторы думали, что благодаря этой хитрости никто не заметит этого противоречия. | ||||
| ||||
«Смех мёртвых» |
| |||
Bachman, 18 января 2022 г. в 21:41 | ||||
Читал в одноименном сборнике. Оставлю отзыв на титульное произведение, т.к. все рассказы до ужаса похожи. Буквально с первых абзацев бросает в гущу событий – ни предшествующей нагнетающейся атмосферы, ни сюжета как такового тут нет, такой уж жанр. Я бы назвал это «молниеносный рассказ», или как-то так. В подавляющем большинстве историй сюжет такой: что-то случается (нападение, убийство), герои вовлекаются в борьбу, в конце выясняется, что за этим стоит кто-то неожиданный, герои побеждают его, и немного все разжевывают читателю. Выявил простую закономерность: если героев несколько (как правило пара, как правило они куда-либо приезжают), то наверняка это дешевенький детективный рассказик, маскирующийся под мистику. В конце почти всегда мы увидим «снятие маски» и объяснение для нерадивых (финал со «снятием маски» встречается в 7/15 рассказов!) А если герой один, и преследует какую-то определенную цель (отобрать у крыс труп, написать роман, и т.д.), то скорее всего перед нами мистическая поделка в «духе» Лавкрафта (в 6/15 рассказов присутствует сверхъестественное, остальные – замаскированные детективные истории). Довольно специфические и однотипные рассказы, но назвать их совсем уж плохими нельзя. P.S. Отдельно хочется выразить недовольство одноименным изданием 2020 года от издательства «Северо-Запад» – просто какое-то немыслимое количест-во опечпток! | ||||
| ||||
«Салемский кошмар» |
| |||
Bachman, 17 января 2022 г. в 16:21 | ||||
Читал в сборнике «Смех мертвых». Пожалуй, этот рассказ понравился больше всех. Как минимум больше всех мистических в этом сборнике, коих около половины. Атмосфера, конечно, не настолько «плотная» как в «Снах в ведьмином доме», но вполне качественная. Конечно хэппи-энд немного все портит, но не критично. Гораздо хуже воспринимаются личные впечатления автора в повествовании — восклицательные знаки в описании и т.д. Что касается данного сборника (с чудовищным количеством опечаток), то выявил простую закономерность: если героев несколько (как правило пара, как правило они куда-либо приезжают), то наверняка это дешевенький детективный рассказик, маскирующийся под мистику. В конце почти всегда мы увидим «снятие маски» и объяснение для нерадивых. А если герой один, и преследует какую-то определенную цель (отобрать у крыс труп, написать роман, и т.д.), то скорее всего перед нами мистическая поделка в «духе» Лавкрафта. Ставлю 7 только за то, что напомнил атмосферу СвВД, остальные рассказы сборника (с омерзительнейшим количеством опечаток) внимания удостаивать не хочется. | ||||
| ||||
«Механическое эго» |
| |||
orxan41, 10 января 2022 г. в 23:25 | ||||
Буквально час назад обсуждал с мамой творчество Каттнера (она читает Азимова в данный момент — Сны роботов), и после «Порочного круга» я заявил, что рассказы Каттнера про роботов — полнейший бред. Автокилл в целом нереален, если исходить из второго закона роботехники. Но перед нами Каттнер, который, видимо, не знал об этих законах и выдал самую нелогичную вещь про роботов. Точнее, две нелогичные подряд. И если в «Порочном круге» все ужасно неправдоподобно, и поэтому 5\10, то в «Механическом эго» все происходящее вокруг робота — еще более неправдоподобно. Но зато смешно и от души надорвал диафрагму=) П.С. Перезвонил и сказал, что я был прав час назад, но в данный момент ошибаюсь. | ||||
| ||||
«Котёл с неприятностями» |
| |||
mputnik, 13 декабря 2021 г. в 15:59 | ||||
И внимания бы не обратил на сие чтиво, уважаемый потенциальный читатель. Но — волею судеб — оно попало в рейтинги «…лучших НФ-рассказов». Причём — не весь цикл «Хогбенов…», а именно только этот рассказ. И у рассказа и у всего цикла — как оказалось — масса поклонников и средние оценки из области «выше 8», с кривой распределения в виде почти чистой гиперболы, рАвно прижатой к обеим осям координат. Никогда бы не подумал. Неосознаваемый для меня факт, уважаемый потенциальный. Ибо — имеет место быть чистой воды подмена понятий: перед тобой, уважаемый потенциальный, не фантастика и даже не фэнтези, это — всего лишь — стёб, буффонада, что-то вроде современного стендапа со специфическим тематическим уклоном. Да — не лишено остроумия, конечно же. Но, пардон, братья и сёстры, я назову — навскидку, не торгуясь и не закатывая глаза в попытках припоминания — десятки перлов, на порядок круче этого текста, из копилки Жванецкого, Задорнова, Горина и иже с ними. И на фоне этих перлов — «кожица шедевра», наброшенная на сие чтиво — скукожится и опадёт прошлогодней листвой. Фантастика тут — при чём? | ||||
| ||||
«Профессор накрылся» |
| |||
Mishel78, 31 октября 2021 г. в 10:09 | ||||
В наше время такие фантастические персонажи, как мутанты, должны или выглядеть не как человек, либо иметь такие способности, чтобы явно выделяться на общем фоне. Но Генри Каттнер решил обойтись минимумом «спецэффектов», чтобы создать цикл рассказов о Хогбенах — мутантах, внешне неотличимых от людей, но обладающих рядом уникальных способностей, самой главной из которых является маскировка под среднестатистических американцев. В этом рассказе о семье мутантов узнаёт профессор, который, естественно, готов пойти на всё, лишь бы иметь возможность изучать, изучать и изучать мутантскую семейку. Но не на тех нарвался, а потому «накрылся». Причём способом очень изобретательным, что вполне в хогбенском стиле. Помимо, собственно, фантастического сюжета, Каттнер очень ярко показал социальный портрет англосаксонской американской глубинки, с их ежедневными ритуалами и мышлением. Автору даже удалось провести ненавязчивый краткий исторический экскурс (мутанты большие долгожители). Рассказ с действительно смешными шутками и комичными ситуациями и этим он очаровывает больше всего. Мутанты в нём человечны и обаятельны, а это редкость в фантастической литературе. К тому же произведение читается легко и с удовольствием, а это само по себе делает его обязательным к прочтению. | ||||
| ||||
«Ядовитые люди» |
| |||
igor14, 11 сентября 2021 г. в 07:02 | ||||
Третья серия приключений «Громового» Джима Уайда, срединная часть пенталогии. После прочтения последнего абзаца этого рассказа окончательно и бесповоротно стало понятно: каттнеровский супергерой, обладатель всяческого сказочно-эффективного снаряжения и самого современного оружия, разветвлённой всемирной агентской сети и собственных блестящих инженерных способностей, бороться против реально серьёзных врагов своей страны – немецких фашистов или японских милитаристов категорически не намерен, ха-ха! А ведь неплохо было бы обратить особое внимание на время написания/публикации всех частей цикла: Европа, целиком (!), к тому моменту уже пару лет как охвачена глобальной войной, ближайших союзников США (англичан) немцы бьют «в хвост и в гриву» ©, бомбят их города (трагедия Ковентри уже произошла!) и топят американских граждан, находящихся на кораблях в составе гуманитарных трансатлантических конвоев. Да, атака самураев на Пёрл-Харбор случится только через полгода, но ведь японо-американские отношения к лету 1941 г. чуть не целое десятилетие в той или иной степени балансировали на грани вооружённого противостояния… При всём при этом как сам любимый фантаст, так и его супермен-Уайд/Уэйд, демонстрируют потенциальному читателю типично «пиндосовский» подход к делу: пользуясь подавляющим техническим преимуществом они горазды громить индейцев всех мастей (тутошних перуанских, или арабов в предыдущем рассказе, или южно-азиатских бандитов в тандеме с отступниками из числа потомков древних критян в начальной повести цикла), но выступить напрямую против равных по силе, техническому и интеллектуальному потенциалу противников – ни в какую не согласны! В последующих двух произведениях пенталогии троица основных героев будет противостоять потомкам викингов и русских поселенцев на Аляске, в течении нескольких сотен лет изолированных от цивилизации, а также – бирмано-тайландским полудикарям. Заранее соглашусь с теми коллегами, которые уже прочитали сей рассказ и пожелают указать мне на тот факт, что <…> Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) главарь здешних негодяев является германским агентом и действует в интересах Третьего рейха, но суть вышесказанного от этого менее правдивой не становится – этот персонаж злодействует здесь практически на свой страх и риск, а помогают ему в этом отнюдь не сотрудники Канариса, Шелленберга или Мюллера*, а местные южно-американские бандиты (+ парочка бледнолицых). В целом же, основная интрига по-прежнему слабая, комиксоподобия ничуть не меньше, чем в остальных серийных историях о «Громовом» Джиме… Завязка сюжета: известный учёный-исследователь Южной Америки (и тайный агент разведки США по совместительству!) во время облёта горного района Перу из-за столкновения самолёта с гигантским кондором вынужденно оказывается неподалёку от храма древних инков. К крайнему его удивлению эта цитадель фактически восстановлена заново с использованием самых современных строительных материалов. После некоторых драматических событий учёный проникает вовнутрь и попадает в плен к явным бандитам. С трудом, но ему всё-таки удаётся отправить своему другу, знаменитому борцу с преступностью, тайное послание с мольбой о помощи… Первая публикация — «Thrilling Adventures», июль 1941 г. ------------------------------------------------------ ---------------------------------------------------- * Вильгельм Канарис (1887-1945) — начальник службы военной разведки и контрразведки (абвер) в нацистской Германии; Вальтер Шелленберг (1910-1952) — руководитель VI управления РСХА (внешняя, она же — политическая разведка); Генрих Мюллер (1900-1945?) — шеф гестапо (тайной государственной полиции) | ||||
| ||||
«Семеро спящих» |
| |||
igor14, 28 августа 2021 г. в 05:52 | ||||
Второй и последний рассказ из условной дилогии о совместных приключениях Тони Квада и Джерри Карлайл, фронтменов каттнеровского цикла о Лунном Голливуде и барнсовской эпопеи о межпланетной охотнице. Хоть по объёму текста сие произведение вдвое длиннее предыдущего, в плане интересности (увы!) оно такое же, т.е. – чуть выше средненького уровня... Завязка сюжета: знаменитая космическая трапперша в очередной раз переживает приступ бешеного негодования – те комиссионные, которые платит ей лондонский зоопарк за поставку инопланетных экзотических зверей, мало-помалу улетучиваются, собственный корабль находится в продолжительном ремонте, а комета Альмуссена — одна из крупнейших, когда-либо входивших в Солнечную систему, через несколько дней выйдет за пределы досягаемости. На поверхности ядра этого космического тела с высокой долей вероятности можно обнаружить какую-либо особо диковенную живность. При всём при этом крупнейшая в Лунном Голливуде кинокомпания «Девять планет» (к которым у Карлайл давняя неприязнь!) отправляет к комете исследовательско-поисковую экспедицию… Хоть события и проистекают главным образом в космосе (относительно редкая для каттнеровского творчества деталь!), увы, всё тот же привычный набор комиксо-«палповых» штампов и на сей раз безраздельно царит на страницах этого рассказа и напрочь «убивает» весь интерес. Нет-нет, назвать приключения главных героев скучными было бы категорически неправильно, но однообразие (с незначительными вариациями!) сюжетных ходов и главной интриги в целом, в изрядной степени утомляет… Впрочем, как и в предыдущей части дилогии, авантюрно-коммерческое противостояние двух главных героев, стремящихся в конечном итоге «объегорить» друг друга и извлечь максимальную выгоду для своей команды/компании, не может не вызвать понимающе-сочувствующую (и с оттенком веселья!) улыбку у потенциального читателя!.. | ||||
| ||||
«Вторжение из четвёртого измерения» |
| |||
igor14, 12 июня 2021 г. в 07:01 | ||||
Этот далеко не самый впечатляющий рассказ оказался способен, тем не менее, в изрядной степени удивить… (хе-хе!) Но только лишь своей принадлежностью к поджанру криминально-детективных историй с примесью мистики или фантастики! Ибо до сей поры субъективно был убеждён в том, что первая каттнеровская «волна» ему подобных завершилась в 1937 г. с опубликованием «Повелителя львов / Lord of the Lions». Но оказывается, любимый фантаст не «забросил» написания ТАКИХ историй и в 1938 году (как минимум!). Интереснейшая складывается коллизия… Первая публикация — «Thrilling Mystery», январь 1938 г. Завязка сюжета: процветающий провинциальный промоутер приобрёл по случаю участок земли, на который теперь, спустя некоторое время, нацелился крупный нефтяник-миллионер. Казалось бы, нужно немедленно заключать выгодную сделку по перепродаже! Но оба потенциальных контрагента не спешат подписывать договор. Нефтяник, будучи местным уроженцем и <когда-то> обитателем ныне заброшенного пригородного дома, с детских лет отличается сентиментальностью и верит в призраков. И вот, ближе к вечеру, собираются в этом самом доме промоутер со своим помощником и секретаршей, её жених-газетный репортёр и покупатель-миллионер… Непременно надобно заметить, что злодействующие тут призраки имеют очень уж специфический внешний вид, навевающий мысли о некоторых лавкрафтианских чудовищах мелкого пошиба (т.е. рангом сильно пожиже, чем Великий Ктулху или Йог-Сотот, ха-ха-ха!). Потенциальные упрёки в спойлерстве сразу же отметаю: загадочная светящаяся субстанция странной геометрической формы, якобы оставляющая отпечатки на земле в виде то ли лапы, то ли ноги с длиннющими острыми когтями, появляется чуть ли не на второй странице авторского текста!.. Но, не смотря на столь интригующее начало, в целом данная история скорее не понравилась! Уже ставшее привычным комиксоподобие, характерное как для рассказов первой «волны», так и (в несколько мЕньшей степени!) – для принадлежащих ко второй, напрочь «убивает» значительную долю интриги. Да и линейно-параллельная криминально-«нуарная» подоплёка оставляет желать лучшего, хотя в целом – накручено изрядно всякого разного!.. Вот только не особо «цепляет» сие нагромождение событий, тайных устремлений центральных персонажей и финальных разгадок… P.s. А переводить было — сплошное удовольствие!.. | ||||
| ||||
«Конец света» |
| |||
igor14, 12 июня 2021 г. в 07:01 | ||||
Рассказ, входящий в первоначальную десятку научно-фантастических у Каттнера. Разумеется, никаких блестящих идей или оригинальных «прорывных» решений не содержит. Оригинальностью также не блещет – заурядная темпоральная фантастика… Завязка сюжета: парочка американцев в 1-й половине прошлого века сконструировала машину времени. Аппарат протестирован, много раз отправлялся в будущее и возвращался. Но вот возможность перемещений назад во времени по какой-то причине блокируется. Настал момент для испытания машины с человеком «на борту». Более молодой по возрасту изобретатель отправляется в путешествие, а престарелый механик остаётся его ждать… В некоторых существенных моментах данная история перекликается с уже хорошо знакомым нам «Трансгрессировавшим / The Transgressor» (1939). Здесь, однако, всё подольше, помасштабнее, с элементами реального противостояния не только стихии вселенских законов бытия, но и – конкретному инопланетному злу. Трагедийный пафос тоже имеет место, но он отдалён по времени и героев произведения напрямую не затрагивает. Почти идеальный хэппи-энд, право слово!.. (ха-ха-ха!) При знакомстве с «Концом мира» скучать потенциальному читателю не приходится. Но и особого эстетического удовольствия испытать также не доведётся – литературные достоинства у сего произведения (как и клиентура у ильфо-и-петровских старгородских гробовщиков!) небогатые… (ха-ха-ха!) <а работать над переводом было — сплошное удовольствие!> | ||||
| ||||
«Маскировка» |
| |||
Incnis Mrsi, 01 июня 2021 г. в 08:20 | ||||
Рассказ интересен не собственными достоинствами и банальным (для читателей XXI века) сюжетом, а как образец того, что творилось в умах людей 1945 года. Прежде всего, бросается в глаза, что писатели «научной» фантастики того времени не считали обязательным хорошее знание наук. Путаница между скоростью (относительно Земли) и ускорением — за такие ляпы в 1960-х годах бы засмеяли. Годы оставались до появления на литературной сцене таких авторов, как Артур Кларк, Айзек Азимов и Сергей Снегов, а Ларри Нивен в 1945 г. не ходил даже в школу. Грохот как деталь ядерной энергетической установки — абсурд? Разумеется, но при тогдашней секретности вокруг всего «атомного» слухи о решётке, в дыры которой просовывают атомное топливо (ТВЭлы), ни во что более разумное превратиться не могли бы. Известно, кто Каттнер упоминал урановые реакторы и в других произведениях. А хлор в (искусственной) атмосфере корабля — больная фантазия? Читатель, немножко знакомый с морской войной того времени, может догадаться, что авторы путают космический корабль с подводной лодкой. Хотя никто умышленно не травил подводников хлором, Cl₂ мог выделиться при попадании морской воды (содержащей хлориды) в аккумуляторы, заполненные серной кислотой, и опасность отравления хлором при затоплении была известна подводникам того времени. А вот деталь сюжета, где супругам-писателям удалось подсмотреть кое-что интересное из будущего — Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Это же electromagnetic interference (EMI), являющееся серьёзной проблемой в современном электронном оборудовании. Использование высокочастотных помех для подавления вражеской электроники — вполне годная тактика.опьянение от токов высокой частоты. | ||||
| ||||
«Ballad of the Wolf» |
| |||
igor14, 18 апреля 2021 г. в 07:06 | ||||
Коротенькая (но не слишком! (в сравнении-то с остальными, ха-ха-ха!)) стихотворная баллада о средневековом бароне-вервольфе и о его взаимоотношениях с собственными домочадцами, слугами и солдатами. Сия «вещица» менее эпична, нежели чем каттнеровские же «Гибель богов / Ragnarok» или «Г.Ф.Л. / H.P.L.», но по-своему берущая за душу, волнующая… Да и тема – особо «вкусная» — мало кто из читателей сможет пройти мимо произведения об оборотнях (пусть даже и поэтического!). Здесь определяющим фактором является имя и репутация автора… В субъективном плане нравится всё же меньше всех известных прочих. Имеется ведь ещё у Каттнера наиредчайшая «Where He Walked», написанная не знамо когда, и всё никак не попадающаяся в инете... Вполне возможно, что она ещё менее впечатляюща... (переводить было – истинное удовольствие!) | ||||
| ||||
«Земля грядущего» |
| |||
muxaJIu4, 09 апреля 2021 г. в 18:16 | ||||
Отличная и совсем не издававшаяся после 1941 года повесть. По общему построению сюжета повторяет «Повелителя Бурь» (точнее все как раз наоборот, учитывая время написания). Несколько затянутая и растянутая во времени, чем контрастирует с признаными шедеврами — «Темным миром» и «Последней цитаделью Земли». По самому сюжету напоминает «Запомни будущее», большой рассказ написанный в том же 1941 году. И там, и здесь человек из середины 20-го века попадает в Утопию, идеальное общество и испытывает Дивный Новый Мир на прочность. Позже А. Кларк на сюжете о противостоянии одиночки и замкнутого пресыщеного общества создаст блестящую вещь — «Город и Звезды». Так эта повесть однозначно не хуже Кларковской. | ||||
| ||||
«Рукопожатие в пустоте» |
| |||
aronaron, 20 февраля 2021 г. в 11:08 | ||||
Глатнор, житель Титана, стал испытывать скуку от безмятежного и счастливого существования на спутнике Сатурна. Изучая в телескоп Землю, он пришел к выводу, что землянам может угрожать опасность от мутировавших муравьев и он решает помочь обитателям этой планеты. Этот рассказ был опубликован первоначально под псевдонимом У. Гарт и мне не показалось, что Каттнер имеет отношение к этому творению. Рассказ написан в нехарактерной для Каттнера высокопарной, повествовательной манере — так обычно в старинных эпосах описываются подвиги героев и богов. В целом и в частностях рассказ не блещет, да и сюжет какой-то беспощадный для персонажей. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Захотел титанианин спасти Землю от коварных муравьев-переростков, кои замыслили извести род человечий, да не шмог он, не шмог, хлородышащий. И сам убился и друга земного, вновь приобретенного, загубил. И полетел автоматически управляемый корабль с телом друга назад к Титану и только надежду оставил автор читателю, что смогут мудрые титаниане из мозга мертвого землянина правду прочесть и накажут затем чудовищных муравьев. Такой вот гейм-овер. Благо лишь, что короткий рассказик. Был бы подлиннее, я бы не дочитал. | ||||
| ||||
«Колокола ужаса» |
| |||
igor14, 19 февраля 2021 г. в 07:28 | ||||
Решительнейшим образом не понимаю (ха-ха-ха!), отчего это зарубежные и отечественные библиофилы относят сей рассказ к циклу «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»?! Оснований для этого явно недостаточно: • ни одно из божественных сущностей, принадлежащих к лавкрафтовскому пантеону, здесь не фигурирует. Более того, в тексте приводится прямая цитата из колдовской книги о том, что главный тутошний антагонист – могущественный демон Зушакон – НЕ ЯВЛЯЕТСЯ «<…> ни одним из тех могущественных Древних из скрытых миров и с других звёзд <…>»©. Он — вполне себе наш, земной...; • ни один из включённых ГФЛ-ом в «канон» гримуаров здесь не упоминается. Основной источник окукультных знаний и для героев-учёных, и для читателей – выдуманный самим Каттнером ведьмовской труд под названием «Книга Йода». Да, имеются кой-какие сведения, что Лавкрафт планировал упомянуть последний в одном или нескольких из своих будущих произведений, но так и не собрался сделать этого. Так к чему на пустом месте «городить огород»? Гораздо резоннее тогда уж объединить в условную дилогию этот рассказ и каттнеровский же «Волк Арагона» (1941), поскольку и там, и там речь идёт об индейских преданиях и существенную роль в предшествующих событиях играет Джуниперо Серра — монах-францисканец, чрезвычайно знаменитый своей миссионерской деятельностью на территории современной Калифорнии во 2-й половине 18 века... Завязка сюжета: учёные из «Калифорнийского исторического общества» чрезвычайно обрадованы тем фактом, что благодаря случаю в одном из горных районов были найдены знаменитые в прошлом колокола христианской миссии Сан-Ксавьер, по неизвестной причине зарытые ещё в 1775 году. Руководители этого общества спешат к месту раскопок, но сталкиваются на месте с откровенным нежеланием местного мексиканского населения оказывать им помощь. Более того, у всех, кто приближается к колоколам, начинаются сильные жжение и зуд в глазах… Не самая плохая мистическая история с довольно оригинальной фабулой. Разумеется, по-настоящему испугать или как-то особенно впечатлить описываемые события не способны, но однократного прочтения это коротенькое произведение стОит!.. P.s. Несколько даже удивлён тем, что у автора единственного на сегодняшний день русскоязычного перевода нашлось так мало слов для своего собственного отзыва на этот рассказ (см. одну из предыдущих рецензий). По сравнению с тем количеством времени, которое было затрачено на переложение текста на «великий и могучий»©, очень уж куцая дана характеристика произведению как таковому... (хе-хе!). Только мне одному это кажется странным? | ||||
| ||||
«Время убивать» |
| |||
aronaron, 15 февраля 2021 г. в 16:26 | ||||
Война, беспрерывная война вокруг. Днем артиллерийские обстрелы, ночью налеты авиации. Разрушенный город, здания-развалины. Ночью — кромешная тьма. И во тьме скользят тени — то ли люди, то ли звери, то ли люди, превратившиеся в зверей. Один точно стал таким. Он рыщет во тьме в поисках жертв, чтобы утолить свою неукротимую жажду к убийствам. Но есть и другой человек. Он слышит мысли убийцы... Один из ранних рассказов Каттнера, написанных в жанре «хоррор». Я не любитель такой литературы, но рассказ мне понравился (и не только мне — сам Московец включил этот рассказ в 1973 году в избранную антологию ужастиков). Есть соответствующая атмосфера, есть рельефно выписанные герои, есть ударная концовка. Ну и рассказ достаточно короток, чтобы этот ужас-ужас не успел надоесть. Заценю на девятку. | ||||
| ||||
«Лягушка» |
| |||
igor14, 23 января 2021 г. в 07:01 | ||||
Сей мистический рассказ мало того, что является вполне себе заурядным, он – чуть ли не «sister ship»* для написанных чуть ранее и чуть позднее каттнеровских же «Ужас Салема» (1937) и «Наблюдатель в двери» (1939). Но если оба последних вполне обоснованно причислены к «лавкрафтиане», то этот выбивается из общего ряда, хотя и там, и здесь речь идёт о жутком ведьмовском наследии… (впрочем, как следует из краткого предисловия Р.Прайса, сопровождающего текст, ГФЛ таки проявлял определённый интерес к данному произведению и, вполне возможно, давал молодому в ту пору автору, входящему в круг его учеников-последователей, парочку советов. Но, как бы то ни было, никаких явных или тайных признаков/деталей/нюансов, позволяющих даже «со скрипом» присовокупить эту историю к «Мифам Ктулху», в окончательной редакции так и не появилось) Завязка сюжета: несколько уставший от разгульной богемной жизни нью-йоркский художник арендует уединённый дом в сельской глуши, где и намеревается писать свои картины. Поначалу он и знать ничего не хочет ни о зловещей славе данной местности, ни о мрачных легендах, связанных с тем самым строением, которое самолично выбрал в качестве жилья. Единственное, что вызывает его раздражение – большущий камень, лежащий в цветочном саду позади дома и диссонирующий с окружающим пространством, поскольку вокруг него на значительном расстоянии не растёт ничего, даже сорняков… Имеем очередную историю о «белом человеке из города» ©**, привыкшем потакать своим капризам и навлекающим оттого кучу неприятностей на собственную же голову. Здешняя ведьма злобнА, могущественна и карикатурно-монструозна. Десяток минут веселья гарантированы любому потенциальном читателю из числа поклонников такого рода литературы! И, кстати: насколько могу судить, этот рассказ ещё и потому далёк от «лавкрафтианы», что имеет не характерный для канона хэппи-энд (впрочем, и относительно недавно помянутый вполне мифо-ктулховский «Захватчики / The Invaders» (1939) так же грешит этим). Ох, не одобрил бы подобного безобразия «папа»-Лавкрафт!.. (ха-ха-ха!) ______________________________________________________ ________________ * однотипное судно (корабль, идентичный по конструкции другому, сошедшему со стапелей до того); ** популярная стивен-кинговская метафора (см. роман «Худеющий / The Thinner» (1984)) | ||||
| ||||
«Пожиратель душ» |
| |||
markfenz, 04 января 2021 г. в 00:08 | ||||
Рассказ «Пожиратель душ», по какому-то недоразумению названный по-русски «Опоздавшими душами», являет собой вторичную фантазию в стиле Дансейни или сновидческого цикла Г.Ф. Лавкрафта, но с большими элементами хоррора. Особо хотелось бы отметить, что в двух известных мне переводах, рассказ убит с особой жестокостью к автору. Кроме того, рассказ составляет мини-цикл с рассказом «Шутка Друм-ависты», поскольку и там и там, действие происходит в вымышленном городе Бэл-Йарнаке, расположенном на планете «по ту сторону Бетельгейзе, за звездами-гигантами, в зеленом, радостном, пышущем юностью мире». Тем не менее, эти рассказы у нас ни разу не издавались циклом, как они издавались в США под названием «Книга Иода». Правителю города Бэл-Йарнак в этом рассказе предстоит сразиться с пришедшем со звезд злом, которое «явилось с темного солнца, где было зачато в нечестивом союзе между вневременными Древними, таинственно просачивающимися между мирами, и Сияющей Тьмой неведомого происхождения.» Читателя ждет любопытный конец этой истории, написанной в 1937 году еще нетвердой рукой будущего Мастера. | ||||
| ||||
«Бог по имени Кру» |
| |||
muxaJIu4, 29 декабря 2020 г. в 20:40 | ||||
Каттнер (имею ввиду и Генри, и Кэтрин, их творчество с момента их знакомства и последующей совместной жизни неразделимо) — один из моих любимых писателей и оценивать его творчество объективно мне трудно. Но буду максимально честным: фэнтезийные произведения в традиционном понимании ему не удавались. Будь-то принц Рэйнор из Гобийской Империи или Элак из Атлантиды — они достаточно шаблонны и ничем не запоминаются. Но стоило авторам на какое-то время забыть о затерянных во времени цивилизациях и сделать героев их современниками — о чудо! получались оригинальные произведения. Из жанра коротких историй запоминаются «Самая большая любовь» или «Одиссея Югорда Тролла». Из более крупных — «Бог по имени Кру». История мелкого божка Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) А если добавить к ней изрядную порцию юмора и литературный талант — получим отличную повесть от классиков жанра.бросившего вызов самому могущественному созданию во Вселенной, павшего в бою, и занявшего место в пантеоне Богов рядом с Мордуком, Ормаздом и Оссирисом. | ||||
| ||||
«Нарушитель закона» |
| |||
igor14, 27 декабря 2020 г. в 15:40 | ||||
Назвать «Трансгрессировавший» чуть ли не первым чисто фантастическим рассказом у ГК было бы ба-А-альшим преувеличением, но он – действительно один из первых (входит, во всяком случае, в начальную двадцатку НФ-произведений). Ещё не поднабравшийся достаточного опыта молодой Каттнер тут по-чёрному юморит, но получается это как-то совсем уж неумело… Завязка сюжета: некий физик-холостяк, имеющий в качестве домашнего питомца громадного датского дога (сей нюанс – важный!), ставит эксперименты по темпоральным перемещениям. Как-то раз, душной и жаркой ночью, он сидит в кресле и читает журнал собственных лабораторных исследований. Внезапно на пороге соседней комнаты возникает мужчина со удивительно знакомым лицом, на которого собака довольно странно реагирует… История коротенькая, не перегруженная (ха-ха-ха!) специфическими наукообразными терминами и теоретическими темпоральными обоснованиями, но дающая лишний повод к серьёзным размышлениям по поводу такой уж полезности устремлений учёных из разных сфер научной деятельности (не только физиков!) к познанию вселенских тайн бытия. Давно уже сказано древними мудрецами – «во многие знания многие печали» © — и Каттнер здесь ещё раз подтверждает эту истину. А вот художественные достоинства данного рассказа весьма сомнительны… (однако ж, переводить было – истинное удовольствие!) | ||||
| ||||
«Бессмертный из города-склепа» |
| |||
igor14, 05 декабря 2020 г. в 03:27 | ||||
Откровенно халтурная повесть из немалого (к сожалению!) числа тех произведений любимого автора, что создавались им в целях «лёгкого заработка». Обижаться из-за них на Каттнера – занятие глупое и бесперспективное, но чувство горечи, возникающее при прочтении подобных опусов, увы, не перестаёт «царапать» сердце… Первая публикация — «Planet Stories», зима 1943 г. Завязка сюжета: отдалённое будущее, место действия – Ганимед, седьмой спутник Юпитера. Бывший ассистент крупного учёного с Земли возвращается один из последней, очень опасной экспедиции вглубь инопланетных джунглей, предпринятой в поисках затерянного города вымершей древней расы, обладавшей когда-то величайшей наукой в Солнечной системе. Из-за воздействия пыльцы местного растения он почти полностью утратил память, но непонятным образом овладел языком древних властителей. Единственное закрепившееся в мозгу кошмарное воспоминание и потеря возлюбленной понуждает главного героя в течении 5 лет топить сознание в алкогольном дурмане и опускаться всё ниже и ниже. Тем временем коварная смертельная космическая болезнь, ставшая, к слову, причиной гибели невесты, косит напропалую бОльшую часть населения планет Системы. Группа энтузиастов-археологов прибывает на Ганимед в поисках противоядия, каковым, по слухам, обладала вымершая раса. Им жизненно необходим опытный проводник… История не особо затейливая и представляет собой заурядную приключенческую хронику экспедиции в кишащие разнообразными опасностями джунгли. Для блезиру автором добавлена инопланетная экзотика и применён целый ряд фантастико-«палповых» штампов. Результат мало впечатляет, а присовокупление к основной интриге ещё и «темы» роботов до предела оглупляет всю сюжетную конструкцию. Роботы, правда, появляются под конец, но упрёков и обвинений в спойлерстве не страшусь – «заглавная» иллюстрация к первой журнальной публикации (перекочевавшая оттуда в русскоязычную «малотиражку») полностью обнуляет «главненькую» © тайну повести! (см., к примеру: https://vk.com/id538833133?z=photo5388331...) | ||||
| ||||
«Безумный вирус» |
| |||
igor14, 21 ноября 2020 г. в 07:02 | ||||
На фоне длительного, выматывающего душу и сокрушающего экономики различных стран коронавирусного безумия этот не слишком затейливый фантастико-приключенческий рассказ начала 40-х гг. прошлого века оказывается необычайно созвучным сегодняшнему дню. Хоть здесь опаснейший «рукотворный» вирус и не вырывается за пределы одного-единственного, не самого крупного города, не могу дать самому себе однозначного ответа: чьи же «ужасти» потенциально выглядят страшнее (хе-хе!) – тутошние каттнеровские, вполне себе обыденные, или те гиперболизированные, что созданы воображением С.Кинга в «Противостоянии» (1978)? Завязка сюжета: корреспондент крупной лос-анджелесской газеты в «городе миллионеров» Пайнвилле получает от шефа местной полиции информацию о том, что президенту солидного банка вручено письмо от неких вымогателей. В погоне за сенсацией репортёр приезжает в кредитное учреждение, видится с обезумевшим от страха банкиром, который буквально суёт ему в руку пачку 1000-долларовых купюр и сбегает. Но не слишком далеко – через несколько минут гибнет в автокатастрофе. Оторопевший газетчик становится также свидетелем жуткой смерти от неизвестной болезни двух людей, находившихся в здании банка. Память услужливо подсказывает главному герою, что происходящее может быть связано со случившимся накануне исчезновением известного учёного-биолога… Тривиальненькая фантастика пополам с приключениями и с элементами «нуарного» детектива. Воспринимается, однако, абсолютно не напряжно и весело, не смотря на обилие наукообразной информации. (для читателей-американцев из середины прошлого века изложенные данные о природе вирусов может и казались трудными для восприятия, но современникам (даже – «птенцам» ЕГЭ, ха-ха!) наверняка хорошо известны) Особо симпатичен образ пронырливого репортёра, у которого вопреки возникающим локальным трудностям достаёт смекалки выйти победителем из противостояния с гангстерами, руководимыми эдаким криминальным «гением» (по американским меркам, разумеется, гением!). (переводить было – истинное удовольствие!) | ||||
| ||||
«We Are the Dead» |
| |||
igor14, 13 ноября 2020 г. в 07:02 | ||||
Простенький, довольно-таки наивный взгляд начинающего писателя-фантаста на нюансы функционирования государственно-политической «машины» в США первой половины прошлого века, в период между двумя мировыми войнами. Патриотические устремления очевидны, равно как и вера в высокие моральные принципы, которыми руководствуются государственные мужи… Завязка сюжета: влиятельный штатовский сенатор несколько утомился после насыщенной программы мероприятий, посвящённых Дню памяти павших, и испытывает желание подышать воздухом во время прогулки. А поскольку торжества происходили на Арлингтонском кладбище и поблизости от него, государственный деятель намерен побродить по аллеям этого самого места упокоения. Компанию ему составляет политический лоббист, крайне заинтересованный в принятии законопроекта о наращивании военных расходов. В ходе моциона собеседники встречают странного вида юношу, одетого в полуистлевшую солдатскую форму… Коротенькая история, если и могущая кого-то впечатлить, то только невзыскательного читателя-американца 30-х годов минувшего века. Хоть и замешано всё это на лёгком мистическом «фундаменте», каковой почти всегда способствует нарастанию интереса, но в данном случае — не «выстрелило»... Для русскоязычных преданных каттнеровских фанатов представляет ценность лишь как возможность поставить ещё одну «галочку» в библиографии любимого автора. (выплевал всю слюну, пока переводил (ха-ха-ха!); а вот компаньону-переводчику понравилось… Сколько людей — столько и мнений!) | ||||
| ||||
«Исполнение желаний» |
| |||
Сказочник, 19 августа 2020 г. в 16:42 | ||||
Потрясающий и просто великолепный рассказ. Однозначно один из лучших во всем сборнике ШФ. Такого поворота событий, какой мы имеем в конце, просто-напросто не ожидаешь. Держать читателя в напряжении и, в итоге, перевернуть всё с ног на голову, да еще и убедить всех, что так и должно быть — идеальная задача для писателя, с блеском выполненная Каттнером. | ||||
| ||||
«Порочный круг» |
| |||
Сказочник, 13 августа 2020 г. в 16:50 | ||||
Вот серьезно, если у Дика и Азимова поступки роботов объясняются более-менее реалистично, с определенной логикой, то здесь Каттнер явно недоработал. Стремление к саморазрушению присущ человеку, но никак не роботу. Даже если все черты гипертрофировать, слепить всё в одно целое получается плохо... | ||||
| ||||
«Идеальный тайник» |
| |||
Сказочник, 05 августа 2020 г. в 15:04 | ||||
Сколько восторгов я слышал о рассказах об изобретателе Гэллегере. Предвкушал еще не начатый цикл, при том, что читанные до этого рассказы Каттнера по большей части нравились и нравились сильно, но... Возможно, это проблема завышенных ожиданий, возможно, чего-то еще, да только «Идеальный тайник» категорически не понравился. Да, безусловно, самоубийство показано, пожалуй, самым нетривиальным способом из всех, которые я встречал, но и всё на этом. | ||||
| ||||
«Крёстный путь через века» |
| |||
Сказочник, 30 июля 2020 г. в 15:37 | ||||
Какой прекрасный рассказ... Всё иллюзорно... Насколько реальна реальность? Есть ли абсолютное добро и абсолютное зло? Как они связаны? Получился этакий христианский темпоральный киберпанк... Никогда ничего подобного не читал. Очень круто. Рука настоящего Мастера... | ||||
| ||||
«Когда Нью-Йорк исчез» |
| |||
igor14, 27 июня 2020 г. в 07:00 | ||||
Убийственно глупая история, очень похожая на любую из тех, что составляют кинематографическую вселенную «Marvel». Единственное, что искупает писательский «грех» в моих глазах (ха-ха-ха!) – его молодость (написана в 24/25-летнем возрасте) и небогатый пока опыт в создании крупной прозы (это – чуть ли не первая из объёмных каттнеровских «вещей», за исключением разве что коротенькой повести «Ловушка времени» (1938)). Завязка сюжета: далёкое будущее; человечество уже добрую сотню лет, как осваивает планеты Солнечной системы. Необычайно везучий журналист-кинооператор Пауэлл в сопровождении своего младшего компаньона-марсианина отправляется в пустыню Мохаве, где ловко обманув коллег-конкурентов, становится обладателем эксклюзивных кадров о взлёте нового космического корабля, оснащённого принципиально революционным типом двигателя. Неожиданно кинокамера запечатлевает почти параллельный старт ещё одного летательного аппарата, а затем на репортёра обрушивается целый град пуль из самолёта, который поначалу был принят главным героем за свой собственный, с возвращающимся приятелем-марсианином… Несколько длинноватая повесть (приближающаяся по объёму к небольшому роману!) динамична до предела и сулит читателю путешествие вместе с «вырванным» из привычного пространственно-временного континуума Нью-Йорком в некий далёкий чужой мир, где загадочные гиганты проводят глобальные странные эксперименты, а их противники — раса насекомоподобных существ, руководимых супермозгом — стремится вывести под корень самих титанов. «В стоимость билета» © (ха-ха-ха!) входят также Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) и много других приключений. Но всё это изложено в стиле подростково-упрощённой фантастики, совсем уж нереально, к тому же — логически или научно малообоснованно и скорее утомляет, чем радует…промежуточная экспедиция на Венеру, противостояние главных героев и сопутствующих им положительных персонажей со зловредным роботом, космическими пиратами и разного рода другими негодяями, трагично-забавная встреча с инопланетным супермозгом Ну что ж, литература «всякая нужна, <…> всякая важна» ©! И каждая находит своего читателя… | ||||
| ||||
«Что вам нужно» |
| |||
Сказочник, 11 мая 2020 г. в 03:35 | ||||
Рассказ гениальный. До самой последней строчки читаешь на одном дыхании. Где-то на середине рассказа ты понимаешь, в чем подвох, но когда узнаешь, что такой Телии — всё вновь встает с ног на голову. И вот в этом-то и есть гениальность авторов. Нахожусь от рассказа под очень серьезным впечатлением. Эмоции преобладают, поэтому отзыв такой сбивчивый. | ||||
| ||||
«Самая большая любовь» |
| |||
Сказочник, 10 мая 2020 г. в 00:05 | ||||
Рассказ о том, чем может быть чревато потребительское отношение и бесчеловечность. Главгерой здесь — та еще скотина, прекрасно это осознает, но поскольку всю жизнь он был скотиной зависимой, то практически безграничные возможности просто вскружили ему голову. Ну а если учесть, что к безграничным возможностям герой (или антигерой) не привык, он начинает ломать дрова при каждом удобном случае, пока сила артефакта не играет с ним последнюю изящную шутку. | ||||
| ||||
«Работа по способностям» |
| |||
Writ-ovich, 02 мая 2020 г. в 12:07 | ||||
Сюжет о путешествии во времени с героем, пытающимся изменить прошлое ради личного обогащения, многократно использовался последователями Г. Каттнера. Вряд ли автор рассказа был и первооткрывателем этого сюжета. Тем не менее. рассказ читать интересно. Он невелик по объему, но наполнен событиями. Кроме того, созданный в рассказе образ будущего, в котором дряхлый 93-летний старец мечтает даже не о пенсии, а об эвтаназии, которая бы освободила его от тяжелой работы и от «проклятой рутины жизни», очень отличается от тех представлений о грядущем, которые мы встречаем у других авторов. Может быть, изменения во времени, за попытку которых наказан герой рассказа, были бы к лучшему? | ||||
| ||||
«Исполнение желаний» |
| |||
Writ-ovich, 02 мая 2020 г. в 10:16 | ||||
Сюжеты с вышедшими из-под контроля человека роботами для научной фантастики, в том числе и для Каттнера, не новы. Тем не менее. писателю в очередной раз удалось представить традиционную фабулу в неожиданном ракурсе. Героем рассказа является владелец робота-андроида, ставший жертвой гипнотических способностей своего подопечного и вынужденный гоняться и одновременно убегать от себя самого. Тут, мне кажется, автор немного перемудрил. То, что главный герой не узнает при встречах самого себя. можно объяснить действием гипноза. А вот в то, что он каким-то образом существует в двух ипостасях в разных пространстве и времени, как-то не верится. Словом, рассказ отличный, но ... | ||||
| ||||
«Порочный круг» |
| |||
Writ-ovich, 01 мая 2020 г. в 17:03 | ||||
Рассказ «Порочный круг» написан с присущими Г. Каттнеру незаурядными юмором и выдумкой. Особенно впечатляет описание проделок таинственного прибора, созданного самоуничтожившимся роботом. Изюминка рассказа в том, что он сам по себе представляет собой задачку на устранение логического противоречия, поэтому не всем удается его оценить с первого раза. Рассказ для тех, кто хочет разобраться с разными видами логических потиворечий, и не только для них. | ||||
| ||||
«Тёмный рассвет» |
| |||
god54, 30 апреля 2020 г. в 18:31 | ||||
Довольно оригинальная идея: когда человек может видеть глазами других существ, наделенных разумом. Но тут же возникает вопрос, а почему он не может видеть глазами людей? Глазами акулы можно, чайки можно, а человека нельзя... И тогда начинает рушиться сюжет про другую цивилизацию, слишком просто, прямолинейно выбрать одну из сторон в подводной битве, кто злой, а кто добрый. Слишком много подгонки сюжета к ответу. | ||||
| ||||
«Эликсир невидимости» |
| |||
igor14, 25 апреля 2020 г. в 07:06 | ||||
Немудрящий в общем-то, но весьма весёлый рассказ. Можно даже сказать — бесшабашно-весёлый. Типичное «развлекалово», но по-старомодному лиричное и с обязательным хэппи-эндом в конце. Завязка сюжета: малосимпатичный по характеру и довольно-таки тщеславный учёный-химик после длительных неудачных попыток сумел синтезировать и препарат, делающий живые существа невидимыми, и «противоядие» к нему. Проводить опыты на самом себе он категорически не желает, а потому шантажом принуждает выступить в качестве подопытной свинки своего молодого ассистента. Тот влюблён в дочку гадины-босса, а потому не смеет отказаться. Попутно созывается целый сонм репортёров для сенсационной демонстрации научного достижения… Детально прорабатывать сущность эликсира невидимости автор не стал, логически увязывать сопутствующие вопросы – тоже (вместе с самим телом/организмом «исчезают» также предметы одежды, всё, чего касаются руки невидимки и проч.). Не трудно прийти к заключению, что целью Каттнера было написать забавную приключенческо-комедийную историю, безо всяких заумностей. И то верно (ха-ха-ха!) – если подобно Уэллсу прорабатывать все детали, получиться может только трагедия. А согражданам-читателям из 40-х гг. прошлого века не это надо!.. | ||||
| ||||
«Планета — шахматная доска» |
| |||
god54, 31 марта 2020 г. в 18:13 | ||||
С моей точки зрения роман написанный сразу после окончания 2-й мировой войны несет в себе отпечатки реального будущего планеты Земля в виде предстоящего противостояния двух государств (США и СССР), которые схлестнулись в холодной войне не на жизнь, а на долгие и долгие годы, когда ни одна из сторон не сможет победить другую. Автор сумел это предсказать в своем романе, но он также сумел увидеть решение проблемы и очень четко описал его в самом конце произведения. В остальном хороший текст, прекрасный сюжет, очень много загадочных околонаучных рассуждений, которые не нагоняют тоску, а заставляют верить в аргументы и рассуждения, тем самым подогревая интерес к чтению. А в итоге роман привлекает даже в наше время. | ||||
| ||||
«Лишённый наследства» |
| |||
igor14, 18 февраля 2020 г. в 08:52 | ||||
Один из тех рассказов любимого автора, когда картинка/иллюстрация к первопубликации оказалась гораздо более интригующей, чем русскоязычный текст, долгожданная возможность ознакомления с которым появилась лишь недавно. Попутно интерес подстёгивался ассоциацией из детско-юношеских воспоминаний (ха-ха-ха!) об одном из эпизодов вальтер-скоттовского романа «Айвенго», когда главный герой выступал на ристалище, имея доспехи с девизом именно «Лишённый наследства» («Desdichado»). Увы, обманчивая суровая реальность (хе-хе!) оказалась совсем уж малоромантичной… Завязка сюжета: в далёком будущем на Земле вновь утвердится рабовладельческий строй, а жизнь практически всего населения будет протекать в больших мегаполисах. Господствующий класс – т.н. Лорды – наследственные аристократы, владеющие и управляющие абсолютно всем, в том числе и порабощенным народом, воспроизводство которого жёстко контролируется. Подруга главного героя, простого рабочего на конвейере, не желает рожать ребёнка-раба, а сам пролетарий противозаконно укрывает от эвтаназии и подкармливает собственного нетрудоспособного отца. Человечество постепенно деградирует, но космические технологии им ещё не утрачены... Сама по себе история простенькая, не затейливая и в чём-то глуповато-наивная. Особенно – по части мудрых и бескорыстных инопланетян, приходящих на помощь порабощённым слоям рода человеческого. Но, как и в случае с «Сияющим человеком» (1940), парочкой других каттнеровских рассказов раннего периода творчества, в субъективном плане любопытно поразмыслить над гипотетической неизбежностью того финала, в направлении которого движется намеренно оглупляемое общество потребления в передовых странах мира… | ||||
| ||||
«Башни смерти» |
| |||
Kabasha, 06 февраля 2020 г. в 23:33 | ||||
Захватывающий рассказ о злоключениях Симеона Джерарда и одержимости человеческой. История, которая была явлена миру уже много раз, рассказывается в привычной манере, но подача материала у Каттнера радует глаз и душу животрепещущими деталями, динамичным сюжетом и великолепно отрисованной в словах обстановкой всего происходящего. Наверное, пытливый ум опытного читателя догадается, чем закончится история, но если не стараться бежать вперед, а неспешно вчитываться в каждое предложение, получится поймать весьма впечатляющую картину, вполне достойную того, чтобы оказаться на страницах небезызвестного Некрономикона. | ||||
| ||||
«Читатель, я ненавижу тебя!» |
| |||
god54, 28 января 2020 г. в 18:19 | ||||
Неужели Каттнер был первый, кто ввел себя самого в свой собственный фантастический рассказ?!. Но, интересно другое, все аналогичные произведения какие-то вымученные, скучные, автор-герой не вызывает большой симпатии. Одним словом, литературные эксперименты не есть хорошо, вернее не есть читабельно. | ||||
| ||||
«Бесчисленные завтра» |
| |||
vam-1970, 20 января 2020 г. в 11:00 | ||||
Основная мысль романа — как обуздать новые опасные технологии от самих же людей. Автор сделал упор на безопасности атомного реактора. Но за кадром ещё маячит исследования в области бактериологических и биологических технологий. Если об этом не говорить сейчас, то создаётся видимость , что «всё прекрасно хорошая маркиза». А действенного контроля, хотя бы контроля!, до сих пор нет в мире. Я уже не говорю об регулировании. Каттнер очень классно показал вид людей, которые могут наплевать на всё , чтобы достичь своих амбиций, применив ядерное оружие. Вот это опасно, вот это нашей цивилизацией не регулируется. А результат после 1947 года написания романа таков?: Чернобыльская авария, Авария в Фукусиме на АЭС -посмотрел в википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_ради...) -за голову взялся. Роман — на длительное изучение потомками, но кто его читает, и кто его воспринимает всеръёз? Заслуга Каттнера, что он не только показывает возможность аварий, но и действия людей, приводящих к ним -их мышление, наследственность, самоконтроль, вменяемость и т.д. | ||||
| ||||
«Из глубины времени» |
| |||
vam-1970, 17 января 2020 г. в 16:26 | ||||
Лихо закрученный сюжет. Тут и чума на Землю в виде энтропии, и прилет инопланетного корабля, спасающегося от гибели своей планеты, и заимствование людей из прошлого для выведения суперлюдей, и гений -ученый современности. И любовь, и финальный бой гладиатора и дикаря. Целый букет вкусностей на любой вкус читателя. Для 1940 года — великолепно! Сюжетных линий очень много. | ||||
| ||||
«Маска Цирцеи» |
| |||
vam-1970, 13 января 2020 г. в 20:08 | ||||
Сюжет как способ познакомить читателя поглубже с античными мифами, в данном случае с золотым руно. И как говорят, не всё написанное писателем в жизни высокого качества — здесь надоедливо об одном и том же? Ясон, Цирцея, Ясон Цирцея, Ясон, Цирцея. И только в финале развязка наступила. Впечатление, что автор набором печатных листов зарабатывал деньги и только. Проходное произведение.... | ||||
|
Страницы: «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 8 9 10 11 [12] 13 14 15 16 . . . 29 30 31 32 33 (+10)» (+21)»»