Генри Каттнер «Рукопожатие в пустоте»
Человечество на Земле и высокоразвитые обитатели сатурнианского спутника Титана имели когда-то общих предков, хотя ни те, ни другие не смогли бы без скафандров существовать в природных условиях неродного мира. Титаниане к 22-му веку (по земному летоисчислению!) превратились в равнодушных ко всему домоседов, ведущих праздную жизнь в соответствии со своими индивидуальными наклонностями. Но один из них, астроном Глатнор, увлечён историей Земли, яркостью её пейзажей, грандиозностью человеческой архитектуры и всем подобным прочим. Он предполагает, что людям угрожает опасность истребления со стороны мутировавших в течении многих столетий насекомых, а потому намеревается предпринять исследовательско-разведывательное космическое путешествие, дабы навестить собратьев по разуму…
Входит в:
— журнал «Thrilling Wonder Stories, December 1938», 1938 г.
— антологию «Победить Хаос», 2022 г.
- /языки:
- русский (3), английский (2)
- /тип:
- книги (2), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- А. Бурцев (1), Л. Соловьёва (1), В. Трушников (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
igor14, 9 мая 2021 г.
Фактически эталонный рассказ из области планетарной фантастики. Как и большинство ему подобных (от самых разных авторов!) – особыми художественными достоинствами не блещет, однако имеется большое жирное ор-р-ригинальное «НО»: тут ареной для динамичных схваток с гадкими монстрами становится… наша матушка-Земля, а в роли главного героя выступает инопланетный homo sapiens…
Завязка сюжета: человечество на Земле и высокоразвитые обитатели сатурнианского спутника Титана имели когда-то общих предков, хотя ни те, ни другие не могли бы без скафандров существовать в природных условиях неродного мира. Титаниане к 22-му веку (по земному летоисчислению!) превратились в равнодушных ко всему домоседов, ведущих праздную жизнь в соответствии со своими индивидуальными наклонностями. Но один из них, астроном Глатнор, увлечён историей Земли, яркостью её пейзажей, грандиозностью человеческой архитектуры и всем подобным прочим. Он предполагает, что людям угрожает опасность истребления со стороны мутировавших в течении многих столетий насекомых, а потому намеревается предпринять исследовательско-разведывательное космическое путешествие, дабы навестить собратьев по разуму…
На протяжении почти всей своей творческой деятельности ГК активно продвигал ту мысль, что к человечеству, попавшему по свой глупости в сложные обстоятельства, всегда придут на помощь мудрые прогрессивные инопланетяне. Подобное имело место и в «Лишённом наследства» (1938), и в «Красавицах и чудовище» (1940), и в «… и в прах возвратишься» (1943/44), да мало ли где ещё… Оптимизм любимого писателя, конечно же, похвален, но на мой субъективный взгляд – изрядно противоречит здравому смыслу. Хорошо было бы ошибиться!.. (КОГДА и ЕСЛИ придёт время, ха-ха-ха!)
Тем паче, что ПОКА (!) людские сообщества, хоть и воюя друг с другом разными способами, со всеми проблемами цивилизации худо-бедно справляются собственными силами; явного инопланетного вторжения в нашей обозримой и подтверждённой хрониками (НЕ легендами!) истории до сих пор не фиксировалось; да и к многочисленным видам насекомых большинство из нас особой любви не испытывает…
Вот и ладненько!!
aronaron, 20 февраля 2021 г.
Глатнор, житель Титана, стал испытывать скуку от безмятежного и счастливого существования на спутнике Сатурна. Изучая в телескоп Землю, он пришел к выводу, что землянам может угрожать опасность от мутировавших муравьев и он решает помочь обитателям этой планеты.
Этот рассказ был опубликован первоначально под псевдонимом У. Гарт и мне не показалось, что Каттнер имеет отношение к этому творению. Рассказ написан в нехарактерной для Каттнера высокопарной, повествовательной манере — так обычно в старинных эпосах описываются подвиги героев и богов. В целом и в частностях рассказ не блещет, да и сюжет какой-то беспощадный для персонажей.
Благо лишь, что короткий рассказик. Был бы подлиннее, я бы не дочитал.
montakvir7511, 9 мая 2021 г.
» Рукожопие в пустоте».
Берем дебильную фантастическую идею и терпеливо натягиваем на нее сюжет, невзирая на логические провалы и общую бредовость.
Скучающий житель высокоразвитой цивилизации Титана, спутника Сатурна, убежден, что родственным с ними жителям далекой Земли угрожают гигантские насекомые. Причем последний раз титанианцы были на нашей планете десять тысяч лет назад, а потом, после долгой борьбы с занесенными с Марса вирусами, потеряли вкус к межпланетным путешествиям, превратившись в домоседов, ведущих праздный образ жизни. Из чего астроном и просто неравнодушный человек Глатнор сделал такой вывод, не поясняется, вот так через телескоп он понял, что живущие в недрах Земли крошечные насекомые собираются поработить наивных сапиенсов. а вот Каттнер резво огранил сей инопланетный недоказуемый бред словами, создав рассказ.
Естественно, что Глатнор отправляется в поисках ответа на Землю, где просто не-за-медли-тельно, прямо по выходу из корабля, столкнулся и с человеком, и с гигантскими муравьями (ага, что я, то есть он, говорил!), и спустя пару часов благодаря мощному ментальному дару вторгнулся в мозг одного муравья, где сразу же узнал, что готовится День Убийств. Вот прямо с большой буквы, День Убийств. Сакральная, видимо, для муравьев дата. Все насекомые только о том и думают, что скоро этот праздничный день придет и они жестоко отомстят мерзким человекам, притом, что, судя по тексту, последние с муравьями обходились довольно лояльно, на мясо не пускали.
Догадаетесь, что это значит? Ага, на днях переворот и уничтожение человечества. Слуги и союзники людей столетиями терпеливо росли в размерах и умнели, дабы в один прекрасный день устроить бунт и захватить власть.
Удачно, в общем, совпало. Вовремя прибыл к нам спаситель, так сказать. Как одним местом чуял — пора лететь, выручать, злодеи не дремлют! Ради этого можно и новообретенного друга угробить и самому убиться.
Зашкаливает маразм происходящего, если честно.
muxaJIu4, 31 марта 2021 г.
Под псевдонимом У. Гарт публиковались разные более или менее известные писатели, и даже совсем неизвестные, такие на сайте isfdb значататся как unknow. Но это произведение выходило под именем Генри Каттнера в 2010 году, значит будем считать его автором. Сам рассказ не очень, слишком патетичен и высокопарен, тема самопожертвования не часто попадается в других произведениях Генри, вспоминается только «Город-склеп Бессмертных». Тем более важным видится позитивное влияние Кэтрин Мур на более поздние произведения подписанные многочисленными псевдонимами творческого дуэта. Мне кажется Генри и Кэтрин идеально дополняли друг друга и совместными усилиями наваяли не один, и даже не один десяток шедевров жанра. Так что простим Генри эту неудачу.